Напоминание

"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики"


Автор: Метальникова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №49
Населённый пункт: город Курган,Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики"
Раздел: начальное образование





Назад




Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках

математики

« Предмет математики настолько серьёзен,

что надо не упускать случая

сделать его

занимательным».

Блез Паскаль.

Я работаю учителем начальных классов 32 года. Наблюдая за учащимися

отмечаю равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень

развития познавательных интересов.

С первых шагов ,нужно стимулировать

учащихся к стремлению обучаться ,получать достойные знания по

предмету математика . Поэтому я считаю, что главная задача педагога в

этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей,

способов и условий обучения .

Способы активизации познавательной деятельности, которые я

использую на уроках:

1. Стимулирование к диалогу, создание ситуации общения, то есть такой

ситуации, в которой ребята должны:

Защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы,

доказательства, использовать приобретенные знания;

Задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное,

углубляться с их помощью в процесс познания;

Оценивать ответы товарищей, сочинения, другие творческие работы,

вносить коррективы, давать советы;

Делиться своими знаниями с другими;

Помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;

2. Создание атмосферы заинтересованности: достижение поставленной

цели, оценка труда.

3. Побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько

решений предпринятых самостоятельно

4. Смена форм деятельности повышает работоспособность ребят на уроке

(устная работа, работа классом, самостоятельная работа, индивидуальные

задания, самопроверка, игровые элементы)

5. Физкультурная минутка; можно пошутить, дать ребятам снять

напряжение, усталость;

6. Попросить ребят составить карточки-задания друг для друга;

7. Сильный ученик опрашивает слабого (практикуется при доказательстве

при решении задач);

8. Поощрение любой познавательной деятельности учащихся.

9. Высокий темп урока: план составляется так, чтобы каждый ребенок был

занят, таким образом у учеников не остается свободного времени, чтобы

отвлекаться (ни минуты свободного времени на уроке). Проведенный урок,

как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Удивление –

сильный стимул познания, его первичный элемент. Он находится в

состоянии ожидания чего-то нового. Ученики испытывают удивление когда,

составляя задачу, узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей,

которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова, живя в среднем

50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба. Такого вида задачи я часто использую

при проведении устного счёта. Познавательная деятельность развивает

логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает

интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Игры, требующие

от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети

выполняют действия по образцу. («Составим узор»)

Игры, требующие воспроизводящей деятельности. К этой группе относятся

игры, направленные на формирование вычислительных навыков.(«Лучший

лётчик», «Математическая рыбалка», «Помоги собрать бананы», «Решето»,

«Лови мяч», «Помоги почтальону», «Помоги белочке»). С помощью этих

игр дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с

ними. («Составь круговые примеры», «Математическая эстафета»,

«Цветочная поляна»), («Угадай-ка», «Определи курс движения самолёта»,

«Собери слова», «Помоги фокуснику»). Я стремлюсь создать на каждом

уроке такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребёнку

проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая

способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию

нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных

на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой

результат. На уроках обязательно использую фрагменты из сказок,

сказочных героев, тем самым настраиваю учащихся на то, что ждет их

дальше, побуждая интерес на уроке.

Провожу игры: «Думай, смекай, отгадывай», «Математический КВН»,

«Математические кругосветки», «Составь логические цепочки»,

«Словесные тесты», работаю по разделам:

1открой свои способности; 2 чистая логика; 3 исследовательская

деятельность

К декаде начальных классов, которая каждый год проходят в школе, дети

рисуют газеты, придумывают различные кроссворды, совершают

путешествия, выступают в ролях сказочных героев, решают олимпиады,

ведь всё это способствует развитию математических способностей,

привитию интереса к математике.

В своей работе я часто использую провоцирующие задачи.

Провоцирующие задачи можно разделить на несколько типов.

1. Задачи, условия которых в той или иной мере навязывают неверный

ответ

Задачи, навязывающие в явной форме один определённый ответ.

- Сколько прямоугольников можно насчитать в изображении окна?

- Сколько знаков будет в числе, в записи которого 5 нулей?

Навязывается ответ: пятизначным, но он неверен, т.к. помимо

5 нулей в записи числа должны обязательно присутствовать цифры,

отличные от нуля. Правильный ответ: шестизначным и более.

Задачи, побуждающие сделать неправильный выбор ответа из

предложенных совокупностей верных и неверных ответов.

- Какой из отрезков короче: вертикальный или горизонтальный?

- Что легче: пуд пуха или пуд железа?

2. Задачи, условия которых тем или иным способом подсказывает

неверный путь решения.

Задачи, условия которых подталкивают решающего к тому, чтобы

выполнить какое-либо действие с заданными числами или величинами,

тогда как выполнять это действие вовсе не требуется.

- Тройка лошадей проскакала 15км. Сколько км проскакала каждая лошадь?

Задачи, условия которых подталкивают решающего к выполнению какого-

то определённого действия, тогда как выполнять нужно другое действие.

- Крышка имеет 4 угла. Если один из них отпилить, сколько углов будет у

крышки?

Напрашивается действие 4 – 1, но правильный ответ 3 + 2 = 5 углов.

Задачи, условия которых подталкивают к выполнению какого-то одного или

нескольких действий вполне определённым образом, тогда как выполнять

действия нужно иначе, чаще всего необходим сложный расчёт.

- 6 рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков

за 12 дней?

Кажется совершенно естественным выполнить умножение 6 * 2 и

получить ответ: 12 судаков. Но этот ответ не верен, нужно учесть, что один

рыбак в день съедает 1/6 часть судака, и вычислять иначе: 1/6 * 12 чел. *12

дн. = 24 судака.

Задачи, условия которых подталкивают решающего к выполнению какого-

либо действия, тогда как выполнить их не представляется возможным.

- Двое пошли 3 гриба нашли. Четверо пойдут, сколько найдут?

Напрашивается ответ 6 грибов, но правильный ответ: неизвестно, т.к. эти

четверо могут вообще ничего не найти, если им не повезёт.

3. Задачи, условия которых допускают возможность «опровержения»

семантически верного решения синтаксическим или иным

нематематическим решением.

- 3 спички выложены на столе так, что получилось 4. могло ли такое быть,

если других предметов на столе не было?

Отрицательный ответ опровергается рисунком: IV.

Задания, направленные

на развитие внимания.

1. Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах.

2. Пересчёт предметов, изображенных неоднократно пересекающимися

контурами.

3. Найди сходство и различие.

Задания, направленные

на развитие восприятия и воображения.

В результате игровой и учебной деятельности восприятие само

переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

1. Подбери заплатку к сапожку.

2. Собери разбитую тарелку, кувшин, вазу.

3. Упражнение «Геометрические фигуры».

Задания, направленные на развитие логического мышления.

Задачи на смекалку.

Задачи в стихотворной форме (собака Клякса).

Задачи шутки.

Магические квадраты, занимательные рамки, которые носят

исследовательский характер.

5. Числовые фигуры. Игры со спичками

5.Числовые ребусы.

6. Головоломки.

7. Веселые задачки

8. Шифровки

Кроссворды и ребусы.

Задания, направленные на развитие памяти.

Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем

звене, поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся

приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая

детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем

развитию их мышления.

1. Запомни двузначные числа; 2. Запомни математические термины.

3. Цепочка слов; 4. Рисуем по памяти узоры; 5. Запомни и

воспроизведи рисунки; 6.Зрительные диктанты; 7. Слуховые диктанты.

Детям нравятся нетрадиционные уроки. Такой урок является одним из

действенных способов активизации познавательной деятельности.

Нестандартные уроки:

- уроки – соревнования, - урок – игра, - урок – путешествие.

Регулярное использование на уроках математики системы специальных

задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей

и способностей, расширяет математический кругозор младших

школьников, способствует математическому развитию, повышает качество

математической подготовленности.

Мастерство учителя состоит в умении сделать содержание своего предмета

богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной

деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

Литература:

Лакоценина Т.П. «Необычные уроки в начальной школе» ЗАО «Книга»;

изд-во «Учитель», 2008

Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей» –Волгоград:

Учитель, 2002

Тихомирова Л.Ф., Басова А.В. «Развитие логического мышления детей» -

Волгоград: Учитель, 2002

.



В раздел образования