Автор: Метальникова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №49
Населённый пункт: город Курган,Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики"
Раздел: начальное образование
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках
математики
« Предмет математики настолько серьёзен,
что надо не упускать случая
сделать его
занимательным».
Блез Паскаль.
Я работаю учителем начальных классов 32 года. Наблюдая за учащимися
отмечаю равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень
развития познавательных интересов.
С первых шагов ,нужно стимулировать
учащихся к стремлению обучаться ,получать достойные знания по
предмету математика . Поэтому я считаю, что главная задача педагога в
этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей,
способов и условий обучения .
Способы активизации познавательной деятельности, которые я
использую на уроках:
1. Стимулирование к диалогу, создание ситуации общения, то есть такой
ситуации, в которой ребята должны:
Защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы,
доказательства, использовать приобретенные знания;
Задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное,
углубляться с их помощью в процесс познания;
Оценивать ответы товарищей, сочинения, другие творческие работы,
вносить коррективы, давать советы;
Делиться своими знаниями с другими;
Помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;
2. Создание атмосферы заинтересованности: достижение поставленной
цели, оценка труда.
3. Побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько
решений предпринятых самостоятельно
4. Смена форм деятельности повышает работоспособность ребят на уроке
(устная работа, работа классом, самостоятельная работа, индивидуальные
задания, самопроверка, игровые элементы)
5. Физкультурная минутка; можно пошутить, дать ребятам снять
напряжение, усталость;
6. Попросить ребят составить карточки-задания друг для друга;
7. Сильный ученик опрашивает слабого (практикуется при доказательстве
при решении задач);
8. Поощрение любой познавательной деятельности учащихся.
9. Высокий темп урока: план составляется так, чтобы каждый ребенок был
занят, таким образом у учеников не остается свободного времени, чтобы
отвлекаться (ни минуты свободного времени на уроке). Проведенный урок,
как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Удивление –
сильный стимул познания, его первичный элемент. Он находится в
состоянии ожидания чего-то нового. Ученики испытывают удивление когда,
составляя задачу, узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей,
которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова, живя в среднем
50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба. Такого вида задачи я часто использую
при проведении устного счёта. Познавательная деятельность развивает
логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает
интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Игры, требующие
от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети
выполняют действия по образцу. («Составим узор»)
Игры, требующие воспроизводящей деятельности. К этой группе относятся
игры, направленные на формирование вычислительных навыков.(«Лучший
лётчик», «Математическая рыбалка», «Помоги собрать бананы», «Решето»,
«Лови мяч», «Помоги почтальону», «Помоги белочке»). С помощью этих
игр дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с
ними. («Составь круговые примеры», «Математическая эстафета»,
«Цветочная поляна»), («Угадай-ка», «Определи курс движения самолёта»,
«Собери слова», «Помоги фокуснику»). Я стремлюсь создать на каждом
уроке такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребёнку
проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая
способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию
нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных
на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой
результат. На уроках обязательно использую фрагменты из сказок,
сказочных героев, тем самым настраиваю учащихся на то, что ждет их
дальше, побуждая интерес на уроке.
Провожу игры: «Думай, смекай, отгадывай», «Математический КВН»,
«Математические кругосветки», «Составь логические цепочки»,
«Словесные тесты», работаю по разделам:
1открой свои способности; 2 чистая логика; 3 исследовательская
деятельность
К декаде начальных классов, которая каждый год проходят в школе, дети
рисуют газеты, придумывают различные кроссворды, совершают
путешествия, выступают в ролях сказочных героев, решают олимпиады,
ведь всё это способствует развитию математических способностей,
привитию интереса к математике.
В своей работе я часто использую провоцирующие задачи.
Провоцирующие задачи можно разделить на несколько типов.
1. Задачи, условия которых в той или иной мере навязывают неверный
ответ
Задачи, навязывающие в явной форме один определённый ответ.
- Сколько прямоугольников можно насчитать в изображении окна?
- Сколько знаков будет в числе, в записи которого 5 нулей?
Навязывается ответ: пятизначным, но он неверен, т.к. помимо
5 нулей в записи числа должны обязательно присутствовать цифры,
отличные от нуля. Правильный ответ: шестизначным и более.
Задачи, побуждающие сделать неправильный выбор ответа из
предложенных совокупностей верных и неверных ответов.
- Какой из отрезков короче: вертикальный или горизонтальный?
- Что легче: пуд пуха или пуд железа?
2. Задачи, условия которых тем или иным способом подсказывает
неверный путь решения.
Задачи, условия которых подталкивают решающего к тому, чтобы
выполнить какое-либо действие с заданными числами или величинами,
тогда как выполнять это действие вовсе не требуется.
- Тройка лошадей проскакала 15км. Сколько км проскакала каждая лошадь?
Задачи, условия которых подталкивают решающего к выполнению какого-
то определённого действия, тогда как выполнять нужно другое действие.
- Крышка имеет 4 угла. Если один из них отпилить, сколько углов будет у
крышки?
Напрашивается действие 4 – 1, но правильный ответ 3 + 2 = 5 углов.
Задачи, условия которых подталкивают к выполнению какого-то одного или
нескольких действий вполне определённым образом, тогда как выполнять
действия нужно иначе, чаще всего необходим сложный расчёт.
- 6 рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков
за 12 дней?
Кажется совершенно естественным выполнить умножение 6 * 2 и
получить ответ: 12 судаков. Но этот ответ не верен, нужно учесть, что один
рыбак в день съедает 1/6 часть судака, и вычислять иначе: 1/6 * 12 чел. *12
дн. = 24 судака.
Задачи, условия которых подталкивают решающего к выполнению какого-
либо действия, тогда как выполнить их не представляется возможным.
- Двое пошли 3 гриба нашли. Четверо пойдут, сколько найдут?
Напрашивается ответ 6 грибов, но правильный ответ: неизвестно, т.к. эти
четверо могут вообще ничего не найти, если им не повезёт.
3. Задачи, условия которых допускают возможность «опровержения»
семантически верного решения синтаксическим или иным
нематематическим решением.
- 3 спички выложены на столе так, что получилось 4. могло ли такое быть,
если других предметов на столе не было?
Отрицательный ответ опровергается рисунком: IV.
Задания, направленные
на развитие внимания.
1. Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах.
2. Пересчёт предметов, изображенных неоднократно пересекающимися
контурами.
3. Найди сходство и различие.
Задания, направленные
на развитие восприятия и воображения.
В результате игровой и учебной деятельности восприятие само
переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.
1. Подбери заплатку к сапожку.
2. Собери разбитую тарелку, кувшин, вазу.
3. Упражнение «Геометрические фигуры».
Задания, направленные на развитие логического мышления.
Задачи на смекалку.
Задачи в стихотворной форме (собака Клякса).
Задачи шутки.
Магические квадраты, занимательные рамки, которые носят
исследовательский характер.
5. Числовые фигуры. Игры со спичками
5.Числовые ребусы.
6. Головоломки.
7. Веселые задачки
8. Шифровки
Кроссворды и ребусы.
Задания, направленные на развитие памяти.
Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем
звене, поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся
приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая
детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем
развитию их мышления.
1. Запомни двузначные числа; 2. Запомни математические термины.
3. Цепочка слов; 4. Рисуем по памяти узоры; 5. Запомни и
воспроизведи рисунки; 6.Зрительные диктанты; 7. Слуховые диктанты.
Детям нравятся нетрадиционные уроки. Такой урок является одним из
действенных способов активизации познавательной деятельности.
Нестандартные уроки:
- уроки – соревнования, - урок – игра, - урок – путешествие.
Регулярное использование на уроках математики системы специальных
задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей
и способностей, расширяет математический кругозор младших
школьников, способствует математическому развитию, повышает качество
математической подготовленности.
Мастерство учителя состоит в умении сделать содержание своего предмета
богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной
деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
Литература:
Лакоценина Т.П. «Необычные уроки в начальной школе» ЗАО «Книга»;
изд-во «Учитель», 2008
Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей» –Волгоград:
Учитель, 2002
Тихомирова Л.Ф., Басова А.В. «Развитие логического мышления детей» -
Волгоград: Учитель, 2002
.