Автор: Балаян Белла Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 36 "Красная гвоздика"
Населённый пункт: г.Пятигорска Ставропольского края
Наименование материала: Познавательное развитие - Методическая разработка
Тема: "Занимательные игры по формированию счетных операций при подготовки детей к школе".
Раздел: дошкольное образование
Занимательные игры по формированию счетных операций при
подготовки детей к школе.
«Игра является основным естественным видом
деятельности с помощью, которого происходит
развитие ребенка без особых нагрузок».
В.А.Сухомлинский.
Одно из самых привлекательных занятий для детей -является игра.
Играя, ребенок учится логически мыслить ,приобретать новые знания. Таким
образом дети не понимают что их обучают ,они думают , что с ними играют,
а в процессе игры дошкольники учатся считать, складывать, вычитать, более
того решают разного рода логические задачи.
Цель: Я поставила перед собой цель в старшей группе обучить детей счетным
операциям через занимательные игры.
Конечно детям это интересно, потому , что они любят играть. Моя задача в
этом процессе – поддерживать детей.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у
дошкольников я использую следующие методы и приемы:
а). Элементарный анализ( причинно следственные связи) моя практика
показала, что дети выполняют задания на отлично, но многие не могут
сообщить результат проделанной работы ,поэтому после каждого урока я
провожу анализ на закрепления и выявления причинно – следственной связи.
Например: « Почему этот предмет лежит в этой группе, а не в другой?»
« Найди ,что общего между предметами?» таким образом дети учатся
рассуждать ,строить логические умозаключения.
б) Сравнение: «Важной задачей в старшей группе остается установление
связи между смежными числами, пониманий их отношений в пределах 10.
Какое число следует за каким, какое из смежных чисел больше или меньше, и
как сделать их равными. Для этого все изучаемые детьми числа сравниваются
на конкретном материале. На пример : 2 мяча меньше чем 3 квадрата, знание
закрепляются на разных предметах, чтобы дети убедились в постоянстве
отношений между числами. Я так же, объясняю, что предмет можно
разделить на несколько частей; на 2, на 4, на 8. Я обращаю внимание детей,
что части меньше целого я показываю на наглядном примере. Начинаю
деление предмета на равные части путем сгибания листа бумаги пополам ( на
2 части), еще раз пополам ( на 4 части), затем каждую четвертую часть
напополам. Когда ребенок хорошо усвоит деление предметов путем сгибания,
я использую другие приемы, ножницы ,или разрывания. Так , же я предлагаю
рассмотреть образование 2 х чисел, и производим сравнения их друг с
другом(6 –это 5 и 1; 6 без1 это5) (7 это 6 и 1; )(7без1 это 6). Это помогает
детям усвоить общий принцип образования последующего числа с
добавлением единицы к предыдущему, а так же получения предыдущего
числа удалением единицы из последующего(6-1=5),. Для того , чтобы дети
хорошо усвоили сравнения я использую числовую лесенку, используя
двусторонние кружки синего и красного цвета раскладываю в 10 рядов ,в
каждом последующем ряду количество увеличивается на 1 кружок, и так
числовая лесенка по мере получения последующих чисел постепенно
надстраивается, затем дети анализируют, как были получены предыдущие и
последующие числа . А так, же применяю приемы:
в)Моделирования и конструирования.
Объяснение: Кубики расставлены вперемешку. длинные, короткие, широкие,
узкие, высокие ,низкие. Сейчас мы будем подбирать кубики нужного размера.
Давайте поиграем « Кто быстрее подберет кубики по размеру.
Выбираются команды. Первая команда подбирает кубики равные по высоте.
Можно построить в ряд так ,чтобы было видно, что они одинаковой высоты
(например ,от самой высокой ,до самой низкой.)
в) Метод моделирования и конструирования:
«Многоэтажный дом» (из бумаги)
Цель: учить делать выкройку и последовательно выполнять оклеивание
коробок цветной бумагой, дополнять поделку аппликативным изображением
окон, создавать коллективную постройку, воспитывать любовь к семье, дому,
родному городу, развивать воображение
Мухомор (оригами)
Цель: формировать умение складывать лист бумаги в разных направлениях,
развивать глазомер, приучать к точным движениям пальцев под контролем
сознания. Воспитывать аккуратность.
По замыслу
Цель: Учить детей сообща решать, что они будут конструировать. Развивать
у детей желание экспериментировать. Воспитывать умение оценивать работу
товарищей, вносить предложения по усовершенствованию изобретения.
Подклеим наши книги
Цель: Развить у детей бережное отношение к книгам. Познакомить детей с
производством книги. Закрепить трудовые навыки работы с ножницами и
клеем. Приучить детей работать по отдельности и в коллективе. Организовать
самостоятельную уборку рабочего места. Начатое дело доводить до конца.
Светофор (из бросового материала)
Цель: уточнить представления о светофоре, разнообразие его видов,
зависимости конструирования каждого вида. Формировать умение
создавать объемные композиции из спичечных коробков. Учить работать по
замыслу, развивать воображение, речь при объяснении работы.
г) Решение логических задач: «Живые числа», « Угадай какое число
пропущено», « В какой сетке больше мячей»
В старшем дошкольном возрасте у детей уже выработана привычка вести
счет и раскладывать предметы ( слева направо)действуя правой рукой, но
отвечая на вопрос « Сколько?» дети могут считать в любом направлении, при
этом важно не пропустить ни одного предмета, и ни один предмет не
сосчитать дважды.
В своей работе я использую приемы зарисовки определенного числа разных
игрушек или геометрических фигур 9 ребенок анализирует , я нарисовал
всего 5 геометрических фигур, 1 круг,1 овао,1 квадрат,1 прямоугольник,1
треугольник).
Распределение предметов по группам по одному из признаков, выделение
каждой группы , как единицы счета и определение общего количества групп
(всего 4 группы флажков,1 гр голубые, 1 гр розовая, еще 1 желтая, и еще 1
синяя).Рассказывая о том, сколько каких предметов и как они расположены ,
дети убеждаются в том ,что количество предметов не зависит от места,
которое они занимают, от их размеров и других качественных признаков, К
подготовке детей к деятельности вычисления большое значение имеет
развитие памяти на числа. Я раскладываю на столе несколько групп
предметов, предлагаю запомнить число предметов, затем накрываю
салфеткой, и проверяю запомнил ли каждый, сколько было тех или иных
предметов.
Таким образом я развиваю память , мышление , логику.
игра «Незнайка в гостях»
Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение
вести счет предметов.
Материал: 3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками.
Ход занятия: Я обращаюсь к детям: Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я
попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставил карточку, на
которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно
ли Незнайка расставил карточки. Выслушав ответы детей, я предлагаю 1
ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организую
проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из
групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу
игрушек я предлагаю сосчитать всем детям вместе.
д) Экспериментирование и опыты. « Воздух», « Пар –это вода» « Вода и ее
свойства»
е) Информационно- коммуникативные технологии: У меня в группе к
сожалению пока только телевизор , и магнитофон.
ж) Здоровье сберегающие технологии ( физ минутка, пальчиковая гимнастика
в соответствии с тематикой).
з) Беседы.
и) Самостоятельная деятельность в развивающей среде.
Дидактические игры по формированию математических представлений
можно разделить на следующие группы:
1) Игры с цифрами и числами.
2) Игры путешествие во времени.
3) Игры на ориентировку в пространстве.
4) Игры с геометрическими фигурами.
5)Игры на логическое мышление .
Все эти приемы предлагаются детям в игровой форме.
К первой группе обучения детей счету в прямом и обратном порядке можно
использовать: «Сказочный сюжеты»,(Теремок, Колобок , «Репка») я знакомлю
детей с образованием всех чисел в пределах 20 путем сравнивания равных и
неравных групп предметов.
Такие игры как «Какой цифры не стало?», «Убираем цифры», «Какой
игрушки не стало?» , «Составь цифру», « Назови предыдущих и
последующих соседей» дети учатся свободно оперировать числами в
пределах 10, и сопровождать словами свои действия.
«Звездный счет»
Цель: «Развитие внимания, навыков счета, закрепление знания цифр и
чисел».
Оборудование: Для игры нужны 2 таблицы с числами до 20. В каждом
кружочке написано число от 1 до 20 в произвольном порядке.
Содержание: В игре принимают участие 2 игрока. По сигналу они начинают
считать от 1 до 20, указывая на соответсвующие цифры. Выигрывает тот , кто
быстрее и без ошибок справится с заданием.
Ко второй группе математических игр относятся: (игры – путешествия во
времени) они служат для знакомства детей с днями недели ,названиями
месяцев их последовательностью такие игры как: « Найди похожую
картинку», »Когда это бывает?», « 12 месяцев»,
«Времена года»
Цель: Закрепить знания детей о временах года.
В третью группу входят игры на ориентировку. При помощи игр и
упражнений дети овладевают умением определить словом положение того
или иного предмета по отношению к другому. Такие игры как : как
«Путешествие», «Где какие фигуры лежат?» «Тик- так»
«Живые числа»
Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.
Материал. Карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.
Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по
комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся
шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои
места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.
«Расскажи, как расположены фигуры».
Цель: Учить овладевать пространственными представлениями.
Содержание:
У
каждого
ребенка
листы
бумаги
в
клетку,
и
простые
графитные карандаши.
Задание: Расположите в правом верхнем углу квадрат , в левом верхнем углу
треугольник, в левом нижнем углу прямоугольник, в правом нижним углу
овал , а по середине круг.
4) Для
закрепления знаний о форме геометрических фигур я предлагаю
детям узнать в окружающих предметах форму круга , треугольника, квадрата.
Например « Какую геометрическую форму напоминает дно тарелки?»
5) Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную
умственную
нагрузку
.
В
ходе
решения
каждой
новой
задачи
ребенок
включается
в
активную
мыслительную
деятельность,
стремясь
достичь
конечной цели, тем самым развивает логическое мышление.
Я подбираю игры в соответствии с возрастными особенностями детей.
Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают,
сопоставляют,
классифицируют
предметы
по
тем
или
иным
признакам,
производят доступный анализ и синтез, делают обобщения.
Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в
процессе , которой воспитанники познают мир. Так – же условием успешной
реализации программы является наша предметно развивающая среда.
Моя цель: Обучению счету детей старшего дошкольного возраста путем
игровых приемов.
Для развития логического мышления памяти , внимания , я организовываю
свою работу по математике в соответствии с современными требованиями :
это использование
дидактических игр, головоломки , лабиринты, листы с
заданиями на самостоятельное выполнение, кубики , счетные палочки.
Задачи:
1) Изучить историю вопроса.
2) Выявить уровень математического развития детей
3) Провести мониторинг уровня математического развития детей.
4) Определить систему работы в свете современных требований.
5) разработать практические рекомендации.
Гипотеза:
Использование
различных
видов
дидактических
игр,
предметно-
развивающая
среда
может
способствовать
развитию
и
формированию
счетных операций при подготовки детей к школе.
Актуальность:
Важность темы обусловлены тем, что занимательные математические игры,
способствуют
умственных
способностей
у
детей,
вызывают
интерес
к
процессу
познания
и
облегчают
процесс
усвоения
знаний
.
Игры
математического
содержания
позволяют
воспитывать
интерес
к
исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.
Таким образом, проблема логико - развивающей, математической игры, как
средство интеллектуального развития ребенка, является актуальным.
Результат:
1)Проявляется способность понимать связи и закономерности.
2)Испытывать
интерес
к
самому
процессу
познания,
самостоятельному
поиску решений и достижений поставленной цели.
3)Приобретения умения работать в коллективе.
4) Овладение доказательной речью.
Результаты мониторинга показали, что использование математических игр
способствовало
повышению
уровня
формирования
элементарных
математических представлений у детей.
Использование игровой формы
способствует полному пониманию логических отношений без заучивания
правил и определений.
91% детей справились с заданиями на достаточно высоком уровне.
Вывод:
Было отмечено повышенное внимание детей к математическим играм, они
с
большим
интересом,
стали
играть
в
них.
Дети
стали
активнее
и
самостоятельнее использовать освоенные способы знания.
Я принимаю все усилия к тому ,чтобы знания и умения полученные детьми
в
саду
–родители
и
дети
закрепляли
дома.
Семья
и
детский
сад
2
университета , которых дают ребенку социальный опыт.