Напоминание

"Занимательные игры по формированию счетных операций при подготовки детей к школе".


Автор: Балаян Белла Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 36 "Красная гвоздика"
Населённый пункт: г.Пятигорска Ставропольского края
Наименование материала: Познавательное развитие - Методическая разработка
Тема: "Занимательные игры по формированию счетных операций при подготовки детей к школе".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занимательные игры по формированию счетных операций при

подготовки детей к школе.

«Игра является основным естественным видом

деятельности с помощью, которого происходит

развитие ребенка без особых нагрузок».

В.А.Сухомлинский.

Одно из самых привлекательных занятий для детей -является игра.

Играя, ребенок учится логически мыслить ,приобретать новые знания. Таким

образом дети не понимают что их обучают ,они думают , что с ними играют,

а в процессе игры дошкольники учатся считать, складывать, вычитать, более

того решают разного рода логические задачи.

Цель: Я поставила перед собой цель в старшей группе обучить детей счетным

операциям через занимательные игры.

Конечно детям это интересно, потому , что они любят играть. Моя задача в

этом процессе – поддерживать детей.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у

дошкольников я использую следующие методы и приемы:

а). Элементарный анализ( причинно следственные связи) моя практика

показала, что дети выполняют задания на отлично, но многие не могут

сообщить результат проделанной работы ,поэтому после каждого урока я

провожу анализ на закрепления и выявления причинно – следственной связи.

Например: « Почему этот предмет лежит в этой группе, а не в другой?»

« Найди ,что общего между предметами?» таким образом дети учатся

рассуждать ,строить логические умозаключения.

б) Сравнение: «Важной задачей в старшей группе остается установление

связи между смежными числами, пониманий их отношений в пределах 10.

Какое число следует за каким, какое из смежных чисел больше или меньше, и

как сделать их равными. Для этого все изучаемые детьми числа сравниваются

на конкретном материале. На пример : 2 мяча меньше чем 3 квадрата, знание

закрепляются на разных предметах, чтобы дети убедились в постоянстве

отношений между числами. Я так же, объясняю, что предмет можно

разделить на несколько частей; на 2, на 4, на 8. Я обращаю внимание детей,

что части меньше целого я показываю на наглядном примере. Начинаю

деление предмета на равные части путем сгибания листа бумаги пополам ( на

2 части), еще раз пополам ( на 4 части), затем каждую четвертую часть

напополам. Когда ребенок хорошо усвоит деление предметов путем сгибания,

я использую другие приемы, ножницы ,или разрывания. Так , же я предлагаю

рассмотреть образование 2 х чисел, и производим сравнения их друг с

другом(6 –это 5 и 1; 6 без1 это5) (7 это 6 и 1; )(7без1 это 6). Это помогает

детям усвоить общий принцип образования последующего числа с

добавлением единицы к предыдущему, а так же получения предыдущего

числа удалением единицы из последующего(6-1=5),. Для того , чтобы дети

хорошо усвоили сравнения я использую числовую лесенку, используя

двусторонние кружки синего и красного цвета раскладываю в 10 рядов ,в

каждом последующем ряду количество увеличивается на 1 кружок, и так

числовая лесенка по мере получения последующих чисел постепенно

надстраивается, затем дети анализируют, как были получены предыдущие и

последующие числа . А так, же применяю приемы:

в)Моделирования и конструирования.

Объяснение: Кубики расставлены вперемешку. длинные, короткие, широкие,

узкие, высокие ,низкие. Сейчас мы будем подбирать кубики нужного размера.

Давайте поиграем « Кто быстрее подберет кубики по размеру.

Выбираются команды. Первая команда подбирает кубики равные по высоте.

Можно построить в ряд так ,чтобы было видно, что они одинаковой высоты

(например ,от самой высокой ,до самой низкой.)

в) Метод моделирования и конструирования:

«Многоэтажный дом» (из бумаги)

Цель: учить делать выкройку и последовательно выполнять оклеивание

коробок цветной бумагой, дополнять поделку аппликативным изображением

окон, создавать коллективную постройку, воспитывать любовь к семье, дому,

родному городу, развивать воображение

Мухомор (оригами)

Цель: формировать умение складывать лист бумаги в разных направлениях,

развивать глазомер, приучать к точным движениям пальцев под контролем

сознания. Воспитывать аккуратность.

По замыслу

Цель: Учить детей сообща решать, что они будут конструировать. Развивать

у детей желание экспериментировать. Воспитывать умение оценивать работу

товарищей, вносить предложения по усовершенствованию изобретения.

Подклеим наши книги

Цель: Развить у детей бережное отношение к книгам. Познакомить детей с

производством книги. Закрепить трудовые навыки работы с ножницами и

клеем. Приучить детей работать по отдельности и в коллективе. Организовать

самостоятельную уборку рабочего места. Начатое дело доводить до конца.

Светофор (из бросового материала)

Цель: уточнить представления о светофоре, разнообразие его видов,

зависимости конструирования каждого вида. Формировать умение

создавать объемные композиции из спичечных коробков. Учить работать по

замыслу, развивать воображение, речь при объяснении работы.

г) Решение логических задач: «Живые числа», « Угадай какое число

пропущено», « В какой сетке больше мячей»

В старшем дошкольном возрасте у детей уже выработана привычка вести

счет и раскладывать предметы ( слева направо)действуя правой рукой, но

отвечая на вопрос « Сколько?» дети могут считать в любом направлении, при

этом важно не пропустить ни одного предмета, и ни один предмет не

сосчитать дважды.

В своей работе я использую приемы зарисовки определенного числа разных

игрушек или геометрических фигур 9 ребенок анализирует , я нарисовал

всего 5 геометрических фигур, 1 круг,1 овао,1 квадрат,1 прямоугольник,1

треугольник).

Распределение предметов по группам по одному из признаков, выделение

каждой группы , как единицы счета и определение общего количества групп

(всего 4 группы флажков,1 гр голубые, 1 гр розовая, еще 1 желтая, и еще 1

синяя).Рассказывая о том, сколько каких предметов и как они расположены ,

дети убеждаются в том ,что количество предметов не зависит от места,

которое они занимают, от их размеров и других качественных признаков, К

подготовке детей к деятельности вычисления большое значение имеет

развитие памяти на числа. Я раскладываю на столе несколько групп

предметов, предлагаю запомнить число предметов, затем накрываю

салфеткой, и проверяю запомнил ли каждый, сколько было тех или иных

предметов.

Таким образом я развиваю память , мышление , логику.

игра «Незнайка в гостях»

Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение

вести счет предметов.

Материал: 3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками.

Ход занятия: Я обращаюсь к детям: Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я

попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставил карточку, на

которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно

ли Незнайка расставил карточки. Выслушав ответы детей, я предлагаю 1

ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организую

проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из

групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу

игрушек я предлагаю сосчитать всем детям вместе.

д) Экспериментирование и опыты. « Воздух», « Пар –это вода» « Вода и ее

свойства»

е) Информационно- коммуникативные технологии: У меня в группе к

сожалению пока только телевизор , и магнитофон.

ж) Здоровье сберегающие технологии ( физ минутка, пальчиковая гимнастика

в соответствии с тематикой).

з) Беседы.

и) Самостоятельная деятельность в развивающей среде.

Дидактические игры по формированию математических представлений

можно разделить на следующие группы:

1) Игры с цифрами и числами.

2) Игры путешествие во времени.

3) Игры на ориентировку в пространстве.

4) Игры с геометрическими фигурами.

5)Игры на логическое мышление .

Все эти приемы предлагаются детям в игровой форме.

К первой группе обучения детей счету в прямом и обратном порядке можно

использовать: «Сказочный сюжеты»,(Теремок, Колобок , «Репка») я знакомлю

детей с образованием всех чисел в пределах 20 путем сравнивания равных и

неравных групп предметов.

Такие игры как «Какой цифры не стало?», «Убираем цифры», «Какой

игрушки не стало?» , «Составь цифру», « Назови предыдущих и

последующих соседей» дети учатся свободно оперировать числами в

пределах 10, и сопровождать словами свои действия.

«Звездный счет»

Цель: «Развитие внимания, навыков счета, закрепление знания цифр и

чисел».

Оборудование: Для игры нужны 2 таблицы с числами до 20. В каждом

кружочке написано число от 1 до 20 в произвольном порядке.

Содержание: В игре принимают участие 2 игрока. По сигналу они начинают

считать от 1 до 20, указывая на соответсвующие цифры. Выигрывает тот , кто

быстрее и без ошибок справится с заданием.

Ко второй группе математических игр относятся: (игры – путешествия во

времени) они служат для знакомства детей с днями недели ,названиями

месяцев их последовательностью такие игры как: « Найди похожую

картинку», »Когда это бывает?», « 12 месяцев»,

«Времена года»

Цель: Закрепить знания детей о временах года.

В третью группу входят игры на ориентировку. При помощи игр и

упражнений дети овладевают умением определить словом положение того

или иного предмета по отношению к другому. Такие игры как : как

«Путешествие», «Где какие фигуры лежат?» «Тик- так»

«Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по

комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся

шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои

места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

«Расскажи, как расположены фигуры».

Цель: Учить овладевать пространственными представлениями.

Содержание:

У

каждого

ребенка

листы

бумаги

в

клетку,

и

простые

графитные карандаши.

Задание: Расположите в правом верхнем углу квадрат , в левом верхнем углу

треугольник, в левом нижнем углу прямоугольник, в правом нижним углу

овал , а по середине круг.

4) Для

закрепления знаний о форме геометрических фигур я предлагаю

детям узнать в окружающих предметах форму круга , треугольника, квадрата.

Например « Какую геометрическую форму напоминает дно тарелки?»

5) Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную

умственную

нагрузку

.

В

ходе

решения

каждой

новой

задачи

ребенок

включается

в

активную

мыслительную

деятельность,

стремясь

достичь

конечной цели, тем самым развивает логическое мышление.

Я подбираю игры в соответствии с возрастными особенностями детей.

Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают,

сопоставляют,

классифицируют

предметы

по

тем

или

иным

признакам,

производят доступный анализ и синтез, делают обобщения.

Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в

процессе , которой воспитанники познают мир. Так – же условием успешной

реализации программы является наша предметно развивающая среда.

Моя цель: Обучению счету детей старшего дошкольного возраста путем

игровых приемов.

Для развития логического мышления памяти , внимания , я организовываю

свою работу по математике в соответствии с современными требованиями :

это использование

дидактических игр, головоломки , лабиринты, листы с

заданиями на самостоятельное выполнение, кубики , счетные палочки.

Задачи:

1) Изучить историю вопроса.

2) Выявить уровень математического развития детей

3) Провести мониторинг уровня математического развития детей.

4) Определить систему работы в свете современных требований.

5) разработать практические рекомендации.

Гипотеза:

Использование

различных

видов

дидактических

игр,

предметно-

развивающая

среда

может

способствовать

развитию

и

формированию

счетных операций при подготовки детей к школе.

Актуальность:

Важность темы обусловлены тем, что занимательные математические игры,

способствуют

умственных

способностей

у

детей,

вызывают

интерес

к

процессу

познания

и

облегчают

процесс

усвоения

знаний

.

Игры

математического

содержания

позволяют

воспитывать

интерес

к

исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

Таким образом, проблема логико - развивающей, математической игры, как

средство интеллектуального развития ребенка, является актуальным.

Результат:

1)Проявляется способность понимать связи и закономерности.

2)Испытывать

интерес

к

самому

процессу

познания,

самостоятельному

поиску решений и достижений поставленной цели.

3)Приобретения умения работать в коллективе.

4) Овладение доказательной речью.

Результаты мониторинга показали, что использование математических игр

способствовало

повышению

уровня

формирования

элементарных

математических представлений у детей.

Использование игровой формы

способствует полному пониманию логических отношений без заучивания

правил и определений.

91% детей справились с заданиями на достаточно высоком уровне.

Вывод:

Было отмечено повышенное внимание детей к математическим играм, они

с

большим

интересом,

стали

играть

в

них.

Дети

стали

активнее

и

самостоятельнее использовать освоенные способы знания.

Я принимаю все усилия к тому ,чтобы знания и умения полученные детьми

в

саду

–родители

и

дети

закрепляли

дома.

Семья

и

детский

сад

2

университета , которых дают ребенку социальный опыт.



В раздел образования