Автор: Кривошапкина Дария Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Чурапчинская средняя общеобразовательная школа имени С.А.Новгородова
Населённый пункт: с.Чурапча Чурапчинский район Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Создание условий для саморазвития и самореализации личности"
Раздел: начальное образование
Цели и задачи деятельности классного руководителя
Цель
деятельности
классного
руководителя
–
создание
условий
для
саморазвития
и
самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
формирование и развитие коллектива класса;
создание
благоприятных
психолого-педагогических
условий
для
развития
личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и
раскрытия его потенциальных способностей;
формирование здорового образа жизни;
организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса;
защита прав и интересов обучающихся;
организация системной работы с обучающимися в классе
гуманизация
отношений
между
обучающимися,
между
обучающимися
и
педагогическими работниками;
формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
организация социально значимой , творческой деятельности обучающихся.
Взаимодействие школы и семьи : нормативно-правовой аспект.
В
статье
18
Закона
Российской
Федерации
«Об
образовании»
записано.
Что родители-
это
первые педагоги для своих детей. Родители должны обеспечить получение ребенком основного
общего
образования. За
отказ
или
препятствование
получению
ребенком
основного
общего
образования
родители
(
или
один
из
них)
могут
быть
подвергнуты административному
наказанию.
Осно вно е право
родителей,
закрепленное
в
Конституции
РФ,-
это право
выбирать
общеобразовательное
учреждение и формы
обучения
детей
до
получения
ими
основного
общего образования. Только родители решают, где получать общее образование их ребенку. Они
вправе делать выбор между традиционным обучением в школьных стенах или на дому : в форме
семейного образования, самообразования, экстерната. Этот выбор должен быть сделан с учетом
мнения ребенка.
В соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, родители могут
выбрать любую школу ( в том числе государственную или муниципальную) на территории своего
или другого района.
В соответствии с действующим законодательством ( Закон РФ «Об образовании» , ст.ст.14-19,52 ),
только
с
согласия
или
по
запросам
родителей
реализуется
профессиональная
подготовка
обучающихся .
Постановление
Правительства
РФ
от
19
марта
2001
г.
№
196
дополняет
права
детей,
зафиксированные в Законе «Об образовании» Согласно Постановлению и некоторым другим
документам в сфере образования ребенок также имеет право на :
Участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме , определяемой
уставом общеобразовательного учреждения
Перевод
в
другое
образовательное
учреждение,
реализующее
образовательную
программу соответствующего уровня при согласии этого образовательного учреждения и
успешном прохождении учащимся аттестации
Защиту прав, охрану жизни и здоровья, защиту от всех форм дискриминации
Перевод другие
учебные
заведения
соответсвующего
типа
в
случае
ликвидации
( закрытия) учебного заведения, в котором он учился;
Повторное
обучение
по
усмотрению
родителей
в
случае
наличия
академической
задолженности по двум и более предметам;
Обучение в форме семейного образования;
Оставление
общеобразовательного
учреждения
по
достижении
15
лет
при
согласии
родителей и местного органа управления образованием;
Получение
знаний
по
начальной
профессиональной
подготовке
только
с
согласия
родителей и самих обучающихся;
Защиту от применения педагогами методов физического и психического насилия;
С другой стороны, дети, обучаясь в образовательном учреждении, имеют определенные
обязанности, а именно:
Выполнить Устав образовательного учреждения, добросовестно учиться;
Бережно относиться к имуществу образовательного учреждения;
Уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного
учреждения;
Выполнять
требования
педагогов
в
образовательном
учреждении
в
части,
отнесенной Уставом и Правилами внутреннего распорядка к их компетенции.
Э т и правила
определяет
Устав
образовательного
учреждения. За
нарушение
Устава
образовательного
учреждения
наступает
дисциплинарная
ответственность,
регулируемая
Законом РФ «Об образовании», Правилами внутреннего распорядка, Уставом образовательного
учреждения.
В соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, родители имеют
право на участие в управлении образовательным учреждением.
В случае нарушения прав и законных интересов ребенка, родители ( законные представители)
вправе воспользоваться всеми имеющимися средствами защиты: обращение в органы управления
образованием и надзорные органы, в органы опеки и попечительства, в прокуратуру, с иском в
суд.
ФЗ
России
Ст.5.35.
Неисполнение
родителями
или
иными
законными
представителями
несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
Неисполнение
или
ненадлежащее
исполнение
родителями
или
иными
законными
представителями
несовершеннолетних
обязанностей
по
содержанию,
воспитанию,
обучению
,защите
прав
и
интересов
несовершеннолетних
- влечет
предупреждение
или
наложение
административного штрафа в размере ста до пятисот рублей ( в ред. Федерального закона от
22.06. 2007 №116- ФЗ)
КОДЕКС КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Классный руководитель – это не работа, это образ жизни.
Советы, рекомендации, предостережения классному руководителю:
1. Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно
быть меньше формализма, больше человеческого общения.
2.
Главное
–
не
воспитывать
ребят,
а
жить
с
ними
совместной
деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При
этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
3.
Учащиеся,
не
нашедшие
подтверждения
своих
способностей
к
обучению хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще.
4. Лучше больше хвалить и меньше ругать; исповедуй педагогику успеха –
она приносит хорошие результаты.
5. Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной
жизни,
на
культурное
развитие
учеников,
никогда
не
будут
потрачены
напрасно.
6. Главное – найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь
вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться,
им будет интересно с тобой, а тебе интересно с ними.
7. Родитель ребенка – не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик,
единомышленник.
8. Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети – родители –
учитель – семья.
9.
Главное
–
не
жди
прямых
актов
благодарности,
тогда
не
будет
разочарований.
10. Дети в классе – твое отражение; старайся постоянно работать над
собой.
11. Главное – сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче
будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая
профессиональная карьера.
ПАМЯТКИ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ
Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй, подзови щенка.
Где раздают щенкам пинки,
Там воспитатели – пеньки.
С. Михалков
Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.
Помните,
что
психологическая
атмосфера
в
детском
коллективе,
прежде всего, зависит от отношения к человеку, как высшей ценности.
Умейте слушать детей.
Не забывайте, что у детей могут быть конфликты, и что вы можете
спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.
Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более
эмоциональны, ранимы.
Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам.
При
общении
с
детьми
педагог
не
должен
забывать
об
эмпатии
(сочувствие, сопереживание ребенку) и педагогической рефлексии
(объективной оценки себя, самоконтроль).
При работе с «трудными» подростками следует так организовывать
деятельность, при которой «трудному» ребенку был бы гарантирован
успех,
как
следствие,
уважение
сверстников,
то
есть
обеспечить
«ситуацию успеха».
Помните,
что
преподаватель
должен
быть
творческой
личностью,
«исследователем»,
а
не
простым
«урокодателем»,
обезличенным
носителем информации».
Чаще улыбайтесь детям. Школа, лишенная оптимизма, деградирует и
умирает, преподаватель, не видящий перспективы своих отношений с
детьми,
не
верящий
в
их
способности,
не
может
научить
их
даже
таблице умножения.
Помните, что основой нравственности на Руси всегда была вера в Бога и труд.