Автор: Колесник Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Снежинка"
Населённый пункт: п. Игрим ХМАО–Югра
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Развивающие игры В. Воскобовича как средство интеллектуально–творческого развития дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Автор: Колесник Елена Юрьевна, воспитатель МБДОУ детский сад «Снежинка».
Консультация для родителей
«Развивающие игры В. Воскобовича – как средство формирования интеллектуально-творческого
развития дошкольников».
Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая
стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень
важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они
оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не
утрачивали своей привлекательности от игры к игре. Неоценима возможность этих игр в
использовании их как в группах дошкольного образования, в индивидуальной и коррекционной
практике. Причем игры могут быть использованы как индивидуальный материал, так и в качестве
демонстрационного наглядного пособия.
Опыт многих педагогов подчеркивает, что для побуждения ребенка к занятиям по "Развивающим играм
Воскобовича" достаточно организовать один раз объяснение правил и задач, а доступность и
технологичность материала позволяет ребенку каждый раз, общаясь с игрой, открывать для себя ее
новые и новые грани.
Мир, окружающий нас, велик и многообразен. Как помочь ребенку разобраться в нем, сформировать
представление о мире доступное ему? Эти вопросы часто волнуют педагогов.
Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не
замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его
представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей
Благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в
которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его
личным опытом и достоянием.
Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем
развития творческой инициативы ребенка.
С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач. Яркой особенностью
игр В.В.Воскобовича является легкость в отношении и то, что дети получают истинное удовольствие,
играя в эти игры. Актуальность состоит в том, что. эти игры учат детей действовать в "уме" и
"мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает познавательные,
интеллектуальные, творческие способности детей, повышает умственную активность: мышление,
память, внимание, воображение, развивает сенсорные способности восприятия цвета и формы,
тренирует мелкую моторику рук, тактильно-осязательных анализаторов, создает игровую ситуацию,
развивает любознательность.
Использование развивающих игр В.В.Воскобовича в педагогическом процессе дает
возможность перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра
стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. С
помощью игр можно решать большое количество образовательных задач.
Целью игр является развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных,
умственных и математических способностей. В основе методики В. Воскобовича лежит принцип:
«интерес» - «познание» -«творчество» игра обращается непосредственно к ребенку добрым,
самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к
приключениям . Игровая технология побуждает детей играть в течении всего дня, на занятиях, в
самостоятельной игровой деятельности. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры.
Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с
трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности,
интеллектуальных и творческих способностей.
Благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в
которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его
личным опытом и достоянием. Игру всегда сопровождает сказка, это не просто квадраты, а «нетающие
льдинки», не прямые, а «волшебные веревочки», «чудо - цветики», «лепестки» и т.д. Каждая игра
познавательна: дает новое знание, развивает навык, тренирует память, развивает мышление, речь,
сенсорное развитие, пространственное восприятие, умение анализировать, сравнивать. Игры – сказки
подталкивают детей к творчеству: доделай, создай, придумай, что позволяет вовлекать его в
образовательный процесс. Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность:
игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, заинтересовывает. Ребенок образно попадает в
ситуации, последовательно анализирует свои действия, осознает цели и находит варианты решения.
« Прозрачный квадрат»- увлекательная, интересная игра и эффективное средство для развития ребенка.
Мальчик Гео знакомит детей с « нетающими льдинками», которые помогают ему путешествовать..
Игры с геометрическими фигурами способствуют успешному освоению детьми эталонов формы.
Выполняя игровые задания, дети учатся считать, отсчитывать нужное количество, знакомятся с
пространственными отношениями и величиной. Составление одной фигуры из нескольких пластин
помогает понять соотношение целого и части. Например: какую геометрическую фигуру надо
добавить, чтобы получился квадрат? Из каких частей сложен квадрат? (равных или неравных).
Придумай и сложи квадрат из двух, четырех равных частей. Задания с прозрачными квадратами учат
детей классифицировать( подбор пластин по признакам геометрических фигур: величина, форма,
основные свойства,) Например, - выложите точно такой же ряд, найди лишнюю фигуру, объясни, что их
объединяет.
Игру «Прозрачный квадрат» мы использовали на занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в
Игра «Геоконт» - способствует развитию сенсорных способностей, совершенствованию интеллекта
(внимания, памяти, мышления, воображения, речи), тренировке мелкой моторики кисти и пальцев,
освоению геометрических представлений, пространственных отношений, букв, цифр, развитию
творческих способностей. Таким образом, при использовании развивающих игр В.Воскобовича
решались следующие задачи: 1 Развитие познавательных, интеллектуальных способностей детей. 2
Повышение умственной активности. 3 Развитие мелкой моторики рук и тактильно – осязательных
анализаторов.
Дети умеют мыслить, манипулируют цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов и
геометрическими понятиями. Умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять, хорошо развита мелкая
моторика рук. Умеют правильно и точно выражать свою мысль, проявлять инициативу . Игры
В.Воскобовича способствовали и развитию речи, внимания, воображения.
Качественная реализация развивающих игр в пособиях В.В. Воскобовича невозможна без
сотрудничества детей и родителей. Ведь только в сотрудничестве с детьми родители смогут понять
важность игрового обучения детей и принять в этом участие. Родителям стоит помнить, что
заниматься с ребенком-дошкольником – совсем не то же, что делать уроки со школьником. Чтобы
занятия были в радость, и от них была польза, необходимо уделять этому не больше 20-30 минут в
день. У каждого родителя найдется немного времени, чтобы «поиграть» со своим ребенком. И
радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные
минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.
Уважаемые Родители, будем надеяться, что вас заинтересует идея развития детей в игре, и вы
станете активными участниками этого процесса.