Напоминание

"КАК РАЗВИВАТЬ У УЧАЩИХСЯ МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ."


Автор: Адамова Наталья Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №1"
Населённый пункт: Город Сургут
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "КАК РАЗВИВАТЬ У УЧАЩИХСЯ МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Адамова Наталья Владимировна

преподаватель фортепиано муниципального

бюджетного учреждения дополнительного

образования «Детская школа искусств №1»

РФ, г. Сургут

КАК РАЗВИВАТЬ У УЧАЩИХСЯ МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ.

Формирование

мотивации

кобучению

огромная

проблема

современной школы. Только постоянный поиск нового, систематическое

совершенствование процесса обучения, передового опыта, анализ причин

недостатков в избранных путях – есть единственно правильный выход в

теории обучения и деятельности преподавателя.

Очень часто преподаватель использует познавательный интерес как

средство

обучения,

насыщая

свою

деятельно сть

приёмам и,

пробуждающими

непосредственный

интерес

учащихся.

В

этом

случае

преподаватель опирается на использование объективно привлекательных

свойств своего предмета.

Исследования последних лет показывают, что использование интереса

как средства обучения можно осуществлять с различной силой его влияния

на обучение и воспитание:

1.

Занимательность связана с использованием таких средств, которые

обладают

объективно

броскими

свойствами,

вызывающими

у

обучающихся ориентировочные действия непосредственно.

2.

Игровые

процессы

в

обучении

можно

также

считать

средством

интереса

к

обучению,

но

их

потенциал

более

значителен

по

сравнению с занимательностью, так как ученик сам включается в

деятельность,

накапливает

познавательный

опыт,

решая

игровые

задачи.

3.

Наглядные приёмы обучения, вызывающие интерес учащихся также

можно

отнести

к

использованию

познавательного

интереса

как

средства

обучения.

Наглядные

приёмы

могут

осуществлять

своё

влияние на мотивацию интереса.

Занимательность – внешний фактор, который не в состоянии обеспечить

полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в

работе по формированию интересов факт немаловажный.

Стремление учащихся к успеху является огромным переживанием и

очень сильной мотивационной тенденцией. Это стремление характеризует

каждого

учащегося

независимо

от

того,

успевает

он

или

нет.

Для

поддержания стремления к достижениям на уроках необходимы ситуации

успеха. Опора на интересы учащихся позволяет связать процесс учения с

волнующими их делами и опытом учащихся.

В

своей

педагогической

работе

в

классе

фортепианопреподаватель

должен

использовать

много

различных

способов

для

мотивации

к

обучению,

но

в

данной

статье

рассмотрим

лишь

один

публичные

выступления.

В

таких

концертах

обязательно

участвуют

все

учащиеся

класса.

Выбирается

тема,

включающая

в

себя

многие

задачи

и

требования

учебного процесса, согласно индивидуального плана каждого маленького

музыканта.

Одна из самых содержательных тем отчетных классных концертов это

«Музыка

И.С.Баха»,

где

исполняются

менуэты,

маленькие

прелюдии,

инвенции, прелюдии и фуги из ХТК.

Для изучения современной музыки можно привести пример концерта из

произведений Владимира Коровицына «Путешествие по странам Западной

Европы».Учащиеся

отделения

«Изобразительное

искусство»

готовят

работы по теме концерта, а преподаватель теоретических дисциплин в

форме игры со зрителями ведет беседу, а маленькие пианисты исполняют

пьесы

из

альбома.

Предметное

взаимодействие,

наглядно сть,

познавательность,

ответственность

за

свое

выступление

составляют

ценность такой формы концертов.

В

зале

в

качестве

зрителей

приглашаются

учащиеся

близлежащих

общеобразовательных

школ.

Во

время

проведения

таких

мероприятий

решается

множество

задач,

ведь

в

классе

фортепиано

мы

должны

воспитывать артиста, значит, как можно чаще выступать на сцене с хорошо

выученной программой.

Для

концерта

при

полном

зрительном

зале

учащийся

привыкает

серьёзно готовиться к выступлению, быть не хуже своих одноклассников, а

при большом желании, даже лучше. Это очень стимулирует маленького

исполнителя.

Наиболее

трудной

темой

для

пианистов

является

исполнение

инструментального концерта для фортепиано с оркестром в переложении

для

двух

фортепиано,

где

партия

оркестра

поручается

преподавателю.

Вместо скучных зачетов, академических концертов, учащиеся получали за

своё

выступление

на

концерте

аплодисменты

и

восхищение

своих

одноклассников из общеобразовательных школ. Это и есть самый мощный

стимул для достижения хороших результатов в учебе.

Очень

важно

грамотно

продумывать

тематику

классных

концертов,

чтобы они не просто проводились для публики, но и приносили большую

пользу в приобретении исполнительских навыков и изучении репертуара

классических и современных композиторов.

Очень

наглядным

и

содержательным

примером

таких

концертов

является: «Фортепианная педализация профессора Самуила Майкапара».

Музыкально-педагогическое

наследие

этого

композитора

велико

и

подобрать пьесы для исполнения учащимися можно, например, в сборнике

«20 педальных прелюдий». Поскольку «педаль- душа рояля», ей нужно

уделять

пристальное

внимание

с

самых

первых

классов

музыкальной

школы.

Можно привести яркий афоризм Натана Перельмана: «Любите педаль,

исследуйте её, учите с педалью!» [1].

Иосиф Левин в своей книге «Основные принципы игры на фортепиано»

так говорит о педали: «Педаль требует изучения. Ею нужно пользоваться с

таким же умом и определенностью, как и пальцами» [2].

Цикл «20 педальных прелюдий» включает в себя пьесы для различных

классов.

Главное

его

достоинство

исчерпывающая

проработка

всех

трудностей

педализации.

Каждая

пьеса

посвящена

одному

из

видов

педализации.

Большое

удобство

для

педагога

в

том,

что

автор

четко

сформулировал тему каждой прелюдии.

Хороший концертный рояль позволит во время выступления донести до

слушателя всю прелесть звучания пьесы с педалью. Каждый учащийся

будет

горд

за

свое

исполнение

и

за

композитора,

написавшего

такие

замечательные пьесы.

Огромна польза успешного совместного публичного выступления для

создания стимула к учебе, большей заинтересованности со стороны не

только

учащегося,

но

и

его

родителей.

Нельзя

ограничивать

свою

педагогическую

работу

простым

проведением

урока.

Чтобы

исполнительская

жизнь

учащегося

стала

гораздо

интересней,

самому

преподавателю

нужно

тщательно

планировать

и

заранее

продумывать

мероприятия

публичных

выступлений,

как

одного

из

направлений

для

создания стимула к обучению.

Список литературы.

1.Левин, И.А.Основные принципы игры на фортепиано. Учебное пособие.

2-е изд. / И.А.Левин – СПб: изд-во Планета музыки, 2017. -64 с.

2.Перельман, Н.Е. В классе рояля. / Н.Е.Перельман – Москва: изд-во

Классика XXI, 2016. - 160 с.



В раздел образования