Автор: Адамова Наталья Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №1"
Населённый пункт: Город Сургут
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "КАК РАЗВИВАТЬ У УЧАЩИХСЯ МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ."
Раздел: дополнительное образование
Адамова Наталья Владимировна
преподаватель фортепиано муниципального
бюджетного учреждения дополнительного
образования «Детская школа искусств №1»
РФ, г. Сургут
КАК РАЗВИВАТЬ У УЧАЩИХСЯ МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ.
Формирование
мотивации
кобучению
–
огромная
проблема
современной школы. Только постоянный поиск нового, систематическое
совершенствование процесса обучения, передового опыта, анализ причин
недостатков в избранных путях – есть единственно правильный выход в
теории обучения и деятельности преподавателя.
Очень часто преподаватель использует познавательный интерес как
средство
обучения,
насыщая
свою
деятельно сть
приёмам и,
пробуждающими
непосредственный
интерес
учащихся.
В
этом
случае
преподаватель опирается на использование объективно привлекательных
свойств своего предмета.
Исследования последних лет показывают, что использование интереса
как средства обучения можно осуществлять с различной силой его влияния
на обучение и воспитание:
1.
Занимательность связана с использованием таких средств, которые
обладают
объективно
броскими
свойствами,
вызывающими
у
обучающихся ориентировочные действия непосредственно.
2.
Игровые
процессы
в
обучении
можно
также
считать
средством
интереса
к
обучению,
но
их
потенциал
более
значителен
по
сравнению с занимательностью, так как ученик сам включается в
деятельность,
накапливает
познавательный
опыт,
решая
игровые
задачи.
3.
Наглядные приёмы обучения, вызывающие интерес учащихся также
можно
отнести
к
использованию
познавательного
интереса
как
средства
обучения.
Наглядные
приёмы
могут
осуществлять
своё
влияние на мотивацию интереса.
Занимательность – внешний фактор, который не в состоянии обеспечить
полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в
работе по формированию интересов факт немаловажный.
Стремление учащихся к успеху является огромным переживанием и
очень сильной мотивационной тенденцией. Это стремление характеризует
каждого
учащегося
независимо
от
того,
успевает
он
или
нет.
Для
поддержания стремления к достижениям на уроках необходимы ситуации
успеха. Опора на интересы учащихся позволяет связать процесс учения с
волнующими их делами и опытом учащихся.
В
своей
педагогической
работе
в
классе
фортепианопреподаватель
должен
использовать
много
различных
способов
для
мотивации
к
обучению,
но
в
данной
статье
рассмотрим
лишь
один
–
публичные
выступления.
В
таких
концертах
обязательно
участвуют
все
учащиеся
класса.
Выбирается
тема,
включающая
в
себя
многие
задачи
и
требования
учебного процесса, согласно индивидуального плана каждого маленького
музыканта.
Одна из самых содержательных тем отчетных классных концертов это
«Музыка
И.С.Баха»,
где
исполняются
менуэты,
маленькие
прелюдии,
инвенции, прелюдии и фуги из ХТК.
Для изучения современной музыки можно привести пример концерта из
произведений Владимира Коровицына «Путешествие по странам Западной
Европы».Учащиеся
отделения
«Изобразительное
искусство»
готовят
работы по теме концерта, а преподаватель теоретических дисциплин в
форме игры со зрителями ведет беседу, а маленькие пианисты исполняют
пьесы
из
альбома.
Предметное
взаимодействие,
наглядно сть,
познавательность,
ответственность
за
свое
выступление
составляют
ценность такой формы концертов.
В
зале
в
качестве
зрителей
приглашаются
учащиеся
близлежащих
общеобразовательных
школ.
Во
время
проведения
таких
мероприятий
решается
множество
задач,
ведь
в
классе
фортепиано
мы
должны
воспитывать артиста, значит, как можно чаще выступать на сцене с хорошо
выученной программой.
Для
концерта
при
полном
зрительном
зале
учащийся
привыкает
серьёзно готовиться к выступлению, быть не хуже своих одноклассников, а
при большом желании, даже лучше. Это очень стимулирует маленького
исполнителя.
Наиболее
трудной
темой
для
пианистов
является
исполнение
инструментального концерта для фортепиано с оркестром в переложении
для
двух
фортепиано,
где
партия
оркестра
поручается
преподавателю.
Вместо скучных зачетов, академических концертов, учащиеся получали за
своё
выступление
на
концерте
аплодисменты
и
восхищение
своих
одноклассников из общеобразовательных школ. Это и есть самый мощный
стимул для достижения хороших результатов в учебе.
Очень
важно
грамотно
продумывать
тематику
классных
концертов,
чтобы они не просто проводились для публики, но и приносили большую
пользу в приобретении исполнительских навыков и изучении репертуара
классических и современных композиторов.
Очень
наглядным
и
содержательным
примером
таких
концертов
является: «Фортепианная педализация профессора Самуила Майкапара».
Музыкально-педагогическое
наследие
этого
композитора
велико
и
подобрать пьесы для исполнения учащимися можно, например, в сборнике
«20 педальных прелюдий». Поскольку «педаль- душа рояля», ей нужно
уделять
пристальное
внимание
с
самых
первых
классов
музыкальной
школы.
Можно привести яркий афоризм Натана Перельмана: «Любите педаль,
исследуйте её, учите с педалью!» [1].
Иосиф Левин в своей книге «Основные принципы игры на фортепиано»
так говорит о педали: «Педаль требует изучения. Ею нужно пользоваться с
таким же умом и определенностью, как и пальцами» [2].
Цикл «20 педальных прелюдий» включает в себя пьесы для различных
классов.
Главное
его
достоинство
–
исчерпывающая
проработка
всех
трудностей
педализации.
Каждая
пьеса
посвящена
одному
из
видов
педализации.
Большое
удобство
для
педагога
в
том,
что
автор
четко
сформулировал тему каждой прелюдии.
Хороший концертный рояль позволит во время выступления донести до
слушателя всю прелесть звучания пьесы с педалью. Каждый учащийся
будет
горд
за
свое
исполнение
и
за
композитора,
написавшего
такие
замечательные пьесы.
Огромна польза успешного совместного публичного выступления для
создания стимула к учебе, большей заинтересованности со стороны не
только
учащегося,
но
и
его
родителей.
Нельзя
ограничивать
свою
педагогическую
работу
простым
проведением
урока.
Чтобы
исполнительская
жизнь
учащегося
стала
гораздо
интересней,
самому
преподавателю
нужно
тщательно
планировать
и
заранее
продумывать
мероприятия
публичных
выступлений,
как
одного
из
направлений
для
создания стимула к обучению.
Список литературы.
1.Левин, И.А.Основные принципы игры на фортепиано. Учебное пособие.
2-е изд. / И.А.Левин – СПб: изд-во Планета музыки, 2017. -64 с.
2.Перельман, Н.Е. В классе рояля. / Н.Е.Перельман – Москва: изд-во
Классика XXI, 2016. - 160 с.