Напоминание

Школьная мотивация как фактор психологического здоровья


Автор: Яхина Ольга Халиловна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МОУ "Лонгъюганская СОШ"
Населённый пункт: Поселок Лонгъюган
Наименование материала: Школьная мотивация как фактор психологического здоровья
Тема: Школьная мотивация как фактор психологического здоровья
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лонгъюганская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа:

«Школьная мотивация как фактор

психологического здоровья и успешности учащихся

школы».

п. Лонгъюган

«Школьная мотивация как фактор психологического

здоровья и успешности учащихся школы».

Цель:

Определение уровня и типов познавательной мотивации учащихся МОУ «Лонгъюганская

СОШ»;

поиск

наиболее эффективных способов

и приемов повышения школьной

мотивации учащихся.

Задачи:

1.

Изучить научный и психологический аспекты формирования школьной мотивации.

2.

Провести анкетирование учащихся школы на предмет выявления уровня и типа

школьной мотивации.

3.

Исследовать специфику школьной мотивации с учетом гендерного принципа.

4.

Проанализировать

результаты

анкетирования

и

на

основании

изученного

теоретического материала по теме сделать выводы о том:

1) как меняется динамика познавательной мотивации в зависимости от возрастных

особенностей учащихся;

2) какой тип мотивации превалирует в каждом классном коллективе нашей школы.

5.

Разработать

рекомендации

педагогам

и

родителям

учащихся

по

повышению

школьной мотивации у детей.

Оглавление:

Введение.

Теоретическая часть.

Исследовательская часть.

Основные выводы.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

«Мотивация» произошло от английского «movere» - «двигать».

Другими

словами,

мотивация

это

то,

что

двигает

человеком,

заставляет

его

с

завидным

упорством

и

настойчивостью

выполнять

то

или

иное

задание

и

идти

к

поставленной

цели.

Мотивированный

человек

легко

достигаетинтеллектуальных,

спортивных и творческих успехов.

Рассмотрим понятие «мотивации» в различных аспектах.

Научный аспект. Мотивация к обучению запрограммирована в человеке от природы:

полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов

счастья.

Обучение

можно

даже

превратить

в

одержимость,

поэтому

очень

важна

правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать

задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И,

конечно же, мотивация к обучению у школьника значительно повышается.

Психологический

аспект.

Важным

этапом

формирования

у

школьника

желания

учиться является психологический аспект, который приоткрывает завесу таинственности

в

вопросах

выстраивания

мотивационной

линии

у

детей.

Итогом

формирования

мотивации к обучению является школьная успеваемость и психологический комфорт

учащихся.

Однако,

для

многих

школьников

и

их

родителей

время,

отведенное

для

выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям

приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки,

ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш.

Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает

удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением родителей и учителей, и

тогда теряет интерес и желание учиться.

Следствием постоянного давления могут стать

как психологические, так и соматические заболевания.

Учащиеся в школе проходят обучение 11 лет. Приходя в школу совсем малышами с

горящими от желания учиться глазами, они уходят из школы взрослыми юношами и

девушками, наработав свой багаж знаний, чтобы пополнить его еще больше в ВУЗах.

Далеко не каждый ученик школы сохраняет первоначальную мотивацию на протяжении

всех лет обучения в школе. Но почему? Какие психологические факторы отражаются

на снижении познавательной мотивации учащихся в зависимости от их возраста?

Какие условия

способствуют

поддержанию в детях познавательной

активности на каждом возрастном отрезке?

Что надо сделать, чтобы учиться

было не только полезно, но и интересно? Какие мотивы лежат в основе учебной

деятельности учащихся нашей школы? Поиск ответов на эти вопросы вылился в мини-

исследование на тему «Школьная мотивация

как фактор психологического здоровья и

успешности учащихся школы».

Основные этапы работы:

1.

Анализ литературы, отражающей учебную деятельность учащихся, методы и

формы повышения мотивации учащихся.

2.

Анкетирование учащихся 5-11 классов.

3.

Анализ и обобщение полученных результатов.

Теоретическая часть.

Рассмотрим динамику развития познавательной мотивации учащихся в зависимости от

возрастных особенностей учащихся разного возраста.

Младший школьный возраст. 1-3 классы

Ведущий мотив: стремление к положению школьника.

Учебная деятельность протекает успешно, если детям нравится положение ученика.

Желание быть школьником и выполнять все требования, предъявляемые к новой роли,

столь сильны, что дети с удовольствием ходят в школу и учиться им нравится.

Ребенок не хочет учиться если, он:

1.

не

приучен

ограничивать

свои

желания,

преодолевать

трудности

и

у

него

сформировалось активное противодействие учению;

2.

испытывает страх перед школой;

3.

испытывает разочарование в связи со столкновением своих радужных фантазий о

школе с реальностью.

4 класс:

Рубеж 4-5 классы характеризуется значительным снижением интереса учащихся к

обучению. Одними из причин снижения мотивации к обучению являются:

выполнение

обязанностей

школьника

теряет

свою

непосредственную

привлекательность и становится нудной и подчас неприятной обязанностью;

более критичное отношение детей ко всему, в том числе и к получаемым знаниям

и ценности учения;

многие учащиеся в 5 классе не знают, зачем надо учиться.

5-6 классы

Возраст 11-12 лет характеризуется как период резкого возрастания познавательной

активности, любознательности, которая носит «взрывной» и разбросанный характер, но

практически

не

связана

со

школьной

программой.

Недаром

распространена

шутка:

младший подросток знает все и интересуется всем, лишь бы это не входило в школьную

программу.

Подростковый возраст. 6-7 классы

Ведущий мотив: самоутверждение, завоевание определенного места в коллективе.

Отношение

к

учебной

деятельности

и

учебная

мотивация

в

6-7

классах

имеют

двойственный характер. С одной стороны, это период снижения мотивации учения, что

объясняется возрастанием интереса к окружающему миру, лежащему за пределами школы,

а

также

увлеченностью

общением

со

сверстниками.

С

другой

стороны,

учебная

деятельность

приобретает

именно

в

этот

период

личностный

смысл.

Но

в

целом,

познавательная активность развита слабо у учащихся, учение не занимает в иерархии

ценностей достойного места, главным стимулом учения выступает отметка.

Интересы учащихся 10-14 лет обслуживают потребность в общении со сверстниками.

Понятия

«хороший

ученик»

и

«хороший

товарищ»

не

совпадают

полностью,

т.к.

относятся к разным сферам, но, тем не менее, расхождение между ними в подростковом

возрасте минимальное.

Если неуспеваемость у детей младшего школьного возраста, не связанная с какими-

либо органическими нарушениями, может быть преодолена в ходе углубленных занятий с

педагогами, причем повышение успеваемости ведет и к улучшению общения ребенка с

товарищами,

повышению

его

самооценки,

эмоциональному

благополучию

то

в

подростковом возрасте все как бы меняется местами. Нельзя «вытаскивая успеваемость»,

решить все другие личностные проблемы подростка, а можно сделать лишь наоборот.

Причины плохого усвоения знаний в средних классах:

отсутствие адекватной мотивации учения (нежелание учиться);

полное игнорирование познавательной мотивации;

затруднения в процессе учения.

Переживания по поводу учения занимают у младших подростков первое по значимости

место, в 7 классе – второе, в 9 классе – пятое

место. Побудительной причиной этих

переживаний является все та же отметка – радость - от хорошей и грусть - от плохой.

Переживания

подростков,

связанные

с

собственно

познанием,

открытием

нового

устойчиво занимают последнее место.

8-9 классы:

Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. Часто

можно наблюдать полное отсутствие интересов. По содержанию интересов подростка

можно судить о развитии его личности. Причины устойчивого и полного отсутствия

интересов кроются часто в таких особенностях школьного и семейного воспитания, как:

отсутствие ярких интересов у окружающих подростка взрослых и степени их

активности в развитии интереса школьника;

на это влияют и условия для возникновения интересов и материальные условия

семьи и т.д.;

нередко интересы подростков быстро гаснут потому, что в увлекшей его области

школьник

испытывает

вполне

закономерную

для

деятельности

в

новой

сфере

неуверенность в себе. Сталкиваясь с первым неуспехом (или недостаточным успехом), он

быстро разочаровывается в этой сфере или в самом себе.

Старший подростковый возраст, 10-11 классы

Задача возраста – забота о своем положении в будущем, о предполагаемой профессии.

Мощным

фактором

саморазвития

в

старшем

подростковом

возрасте

становится

возникновение у школьников интереса к тому, какой станет их личность в будущем.

Старшеклассники заявляют, что им скучно заниматься теми предметами, которые не

пригодятся

в

будущем.

Для

них

важна

возможность

развития

самостоятельного

мышления в рамках изучаемого предмета. Ранняя дифференциация обучения, введение

элемента выбора программы собственного образования за счет разнообразных спецкурсов,

факультативов,

которые

старшеклассники

посещают

в

соответствии

со

своими

склонностями,

способностями

и

жизненными

целями

помогают

активизировать

познавательную активность учащихся.

Исследовательская часть.

Проблемы исследования.

Гипотеза

исследования: Уровень

познавательной

мотивации

учащихся

может

изменяться в зависимости от их возраста.

Направления исследования:

Определение уровня познавательной мотивации учащихся 5-11 классов.

Исследование специфики и направленности мотивации учащихся в зависимости от

гендерного принципа и возраста учащихся.

Субъекты исследования: учащиеся 5-11 классов МОУ «Лонгъюганская СОШ».

Объект исследования: уровень и тип познавательной мотивации учащихся.

Методы

решения: анализ

теоретических

источников,

анкетирование

как

метод,

помогающий охватить достаточно большое количество респондентов и отличающийся

простотой обработки результатов.

Для решения поставленной проблемы было проведено анкетирование учащихся 5-11

классов,

которое

прошло

в

феврале

2016

года

в

МОУ

«Лонгъюганская

СОШ»

Надымского района ЯНАО.Данное исследование охватило 83 учащихся, из них

48

девочки, 35 мальчиков.

Характеристика респондентов:

Возраст

Юноши

Девушки

11 лет

5

6

12 лет

6

5

13 лет

5

9

14 лет

0

9

15 лет

5

11

16 лет

6

4

17-18 лет

8

4

Итого:

35

48

Для диагностики уровня и типа школьной мотивации был использован опросник Е.

Лепешовой «Методика диагностики типа школьной мотивации учащихся» («Школьный

психолог» № 9, 2007 г.).

Анализ результатов исследования:

А.

Уровень мотивации учащихся 5-11 классов (общий)

Уровень мотивации учащихся 5-11 классов (общий)

Б

Б.

Уровень мотивации учащихся 5-11 классов (мальчики)

Уровень мотивации учащихся 5-11 классов (мальчики)

В

В.

Уровень мотивации учащихся 5-11 классов (девочки)

Уровень мотивации учащихся 5-11 классов (девочки)

А. Общие результаты

Классы

2

3

6

7

8

9

Престижность в

классе

Престижность в семье

Познавательный

интерес

Мотивация

достижения

Социальное

одобрение

Боязнь

наказания

Осознание соц.

необходимости

Мотив общения

Внеучебначя

мотивация

Мотив самореализации

Одобрение од-

ноклассниками

Одобрение

педагогами

Одобрение

родителями

Боязнь со

стороны школы

Боязнь со

стороны семьи

5кл

1,8

2,3

1,8

2

1,8

1,6

1,5

1,9

2

2,7

2,4

1,7

1,8

6кл

1,7

2,6

2,3

2,7

2

1,9

2,3

2

1,5

2,5

1,7

1,3

1,9

7кл

1,8

2,1

1,8

1,8

1,1

1,8

1,5

2,1

1,6

1,9

1,8

1,1

1,7

8кл

1,3

2,3

1,5

1

1,4

2

1,9

1,2

1,7

2,4

2,3

0,9

1,4

9кл

1,5

2,3

1,9

1,7

1,3

1,6

2,2

1,8

1,9

2,1

1,6

1,4

1,6

10

кл

1,5

2,2

1,9

2

1,3

1,6

2,1

1,8

1,5

2,9

2,6

0,5

1,7

11

кл

1,7

1,9

2,1

1,7

1

1,1

1,5

1,2

1,2

2,4

2,2

1,6

1,7

m

1,6

2

1,8

1,8

1,9

1,8

2,4

1,7

1,5

2,4

2

1,6

1,4

Резюме: В

каждом

классе

среди

одноклассников

престижность

хорошей

учебы

невысокая, значительно выше показатель престижности учебы в семье.

Рейтинг мотивов школьной мотивации среди

учащихся

5-11 классов выглядит

следующим образом:

1.

Осознание

социальное

необходимости

и

социальное

одобрение

со

стороны

родителей (практически все классы, наименьший результат в 7 классе) Эти

мотивы

бесспорно ведущие в каждом классе. Учащиеся понимают, что образованным человеком

в современное время быть просто необходимо, что хорошая учеба является основой

собственного успешного будущего.

2.

Мотив общения со сверстниками (особенно 5, 8, 10, 11 классы), проявляющийся

в потребности общаться со сверстниками. Учащиеся заинтересованы особенно в тех видах

деятельности, где присутствует возможность общения.

3.

Престижность обучения в семье

4.

Одобрение одноклассниками

5.

Познавательный интерес (выражен интерес к собственно новому знанию, новой

информации; учащиеся получают удовольствие от самого процесса познания), мотивация

достижения (желание быть лучшим, осознавать себя как способного, умного. Учащиеся

учатся лучше из желания доказать самому себе, что они способны на многое), одобрение

педагогами.

6.

Боязнь наказания со стороны школы - для учащихся значимы порицания и

наказания со стороны педагогов, они не хотят выглядеть неуспешными и неспособными в

глазах педагогов.

7.

Престижность

знаний

в

классе

и

внеучебная

мотивация

(степень

заинтересованности учащихся в различных внеучебных делах, проходящих в школе)

8.

Боязнь наказания со стороны семьи

9.

Мотивация

самореализации

- учебная деятельность выступает как ведущая

сфера самореализации, где ребенок может заявить о себе.

Б. Мальчики 5-11 классов.

Классы

2

3

6

7

8

9

Престижность в

классе

Престижность в семье

Познавательный

интерес

Мотивация

достижения

Социальное

одобрение

Боязнь

наказания

Осознание соц.

необходимости

Мотив общения

Внеучебначя

мотивация

Мотив самореализации

Одобрение од-

ноклассниками

Одобрение

педагогами

Одобрение

родителями

Боязнь со

стороны школы

Боязнь со

стороны семьи

5кл

2

2

1,8

1,8

1,9

1,8

2,4

1,7

1,5

2,4

2

1,6

1,4

6кл

1,4

3

2,5

1,9

2,2

2,4

2,4

1,9

2,3

2,6

1,6

1,3

2

7кл

2

2,1

2,9

2,1

1,3

2,5

2,2

2,1

2

2,4

1,9

0,6

1,5

8кл

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

9кл

1,8

1,6

2,4

1,7

1,6

1

2,2

2

1,2

2,6

1,8

1,8

1

10

кл

1,7

1,8

2,2

2,2

1,8

1,7

2,2

1,6

1,3

2,8

2,5

0,2

1,5

11

кл

1

,8

2

2

,3

1

,5

1

1

1

,5

1

,3

1,

3

2

,4

2

1

,7

1

,8

m

2

2

1

,8

1

,8

1

,9

1

,8

2

,4

1

,7

1,

5

2

,4

2

1

,6

1

,4

Резюме: Среди типов познавательной активности мальчиков 5-11 классов лидируют

следующие:

1.

Осознание социальной необходимости, стремление быть образованным человеком

(практически во всех классах).

2.

Познавательный интерес, проявляющийся в выраженности интереса к собственно

новому знанию, новой информации. Учащиеся получают удовольствие от самого процесса

познания (особенно в 6-7 классах).

3.

Мотив социального одобрения со стороны родителей (особенно 5-7 классы)

4.

Мотив общения со сверстниками, поэтому интересны те виды деятельности, где

присутствует возможность коммуникации (особенно в 10-11 и 5 классах).

5.

Престижность учебы в семье (особенно в 6, 5, 7, 11 классах).

Таким

образом,

основными

побудительными

психологическими

механизмами

познавательной активности у мальчиков 5-11 классов также являются: семья (родители) и

одноклассники.

Рейтинг влияния социальных групп

на

мотивирование

хорошей

учебы

учащихся:

1 место – семья – 1,9

2 место – одноклассники – 1,8

3 место – школа - 1,7

В. Девочки 5-11 классов.

Классы

2

3

6

7

8

9

Престижность в

классе

Престижность в семье

Познавательный

интерес

Мотивация

достижения

Социальное

одобрение

Боязнь

наказания

Осознание соц.

необходимости

Мотив общения

Внеучебначя

мотивация

Мотив самореализации

Одобрение од-

ноклассниками

Одобрение

педагогами

Одобрение

родителями

Боязнь со

стороны школы

Боязнь со

стороны семьи

5кл

1,8

2,3

1,8

2

1,8

1,6

1,5

1,9

2

2,8

2,4

1,8

1,8

6кл

2,1

2,1

2

1,7

1,8

1,4

2,2

2,2

1,1

2,3

2,2

1,3

1,8

7кл

1,7

2,1

1,2

1,7

1

1,4

2,2

2,2

1,3

2,7

2,9

1,4

1,9

8кл

1,3

2,3

1,5

1

1,4

2

1,9

1,2

1,7

2,4

2,3

0,9

1,4

9кл

1,4

2

1,7

1,6

1,2

1,9

2,1

1,6

2,2

2,8

2,4

1,2

1,8

10

кл

1,3

2,8

1,5

1,8

0,5

1,5

2

2

1,8

3

2,8

0,5

2

11

кл

1,5

1,8

1,9

2,1

1,1

1,3

1,6

0,9

0,9

3

2,3

1,4

1,5

m

1,6

2,2

1,7

1,7

1,3

1,3

1,9

1,7

1,6

2,7

2,5

1,2

1,6

Резюме: Среди типов

познавательной активности

девочек 5-11 классов лидируют

следующие:

1.

Осознание социальной необходимости, стремление быть образованным человеком

(особенно в 9-11 и 5 классах).

2.

Мотив общения со сверстниками, поэтому интересны те виды деятельности, где

присутствует возможность коммуникации (особенно в 7, 10 классах).

3.

Престижность учебы в семье (особенно в 10 классе).

4.

Мотив социального одобрения со стороны родителей (особенно в 6,7, 9 классах).

Таким образом, основными побудительными психологическими механизмами

познавательной активности у девочек 5-11 классов являются: семья (родители) и

одноклассники.

Рейтинг влияния социальных групп на мотивирование хорошей учебы

учащихся:

1 место – семья – 1,9

2 место – одноклассники – 1,7

3 место – школа - 1,5

Общие выводы:

1.

Исследование типов познавательной активности показало, что основным

мотивом обучения №1 практически во всех классах является – мотив социальной

необходимости.

2.

Мотивом

№2

является мотив

общения

со

сверстниками

(он

также

отслеживается во всех классах).

3.

Для

учащихся

наиболее

важно

одобрение

их

учебной

деятельности

со

стороны семьи и чем выше в семье уровень престижности знаний, тем больше

проявляется старательность в обучении со стороны детей.

4.

Та к и е

м от и в ы

ка к мотив

социального

одобрения

со

стороны

одноклассников

и педагогов,

боязнь

перед

наказанием,

внеучебная

школьная

мотивация, мотив самореализации не играют весомой роли практически во всех

классах.

5.

Отслеживается

несколько

разный

подход

в

мотивации

учащихся

в

зависимости от их пола. Так, например, если мальчики указывают на важность

такого

мотива

как познавательный

интерес,

проявляющийся

в

выраженности

интереса

к

собственно

новому

знанию,

новой

информации,

когда

учащиеся

получают удовольствие от самого процесса познания, то для девочек

данный

мотив не так важен, они значительно выше ценят общение с одноклассниками.

Также если на обучение мальчиков большее влияние имеют одноклассники, то на

девочек наибольшее влияние имеют родители.

6.

Сравнивая результаты данного исследования с результатами исследования, которое

проходило 6 лет назад, можно отметить, что в настоящее время значительно снизились

показатели

мотива

«боязни наказания со стороны школы и семьи». Так если раньше

показатель «боязни наказания со стороны школы» стоял на 3 месте, то в настоящее время

он занимает 6 позицию; раньше мотив «боязнь наказания со стороны семьи» стоял на 4

месте, то теперь он занимает 8 позицию, т.е. учащиеся перестали бояться наказания.

7.

Также изменилось место мотива самореализации (учебная деятельность выступает

как ведущая сфера самореализации, где ребенок может заявить о себе), так если раньше

он занимал 5 место, то теперь он стоит на последнем 9 месте. Это может указывать на

достаточное снижение общего уровня познавательной мотивации в рамках всей школы.

8.

Рейтинг выраженности уровня познавательной мотивации (по 3-х балльной шкале)

в зависимости от класса выглядит следующим образом:

1 место – 5 класс – 2 б.

2 место – 6, 7, 9, 10 классы – 1, 8 б.

3 место – 8 класс – 1,7 б.

4 место - 11 класс – 1,6 б.

Заключение

Проблема школьной мотивации – одна из важнейших в современном образовании.

Известно, что если ребенку интересно учиться, то многие

школьные проблемы он

преодолевает

значительно

легче,

чем

тот,

кому

учиться

надоело.

Познавательная

мотивация необходимое условие в освоении наук и успешности обучения. Она - двигатель

прогресса.

Благодаря

любознательности

и

пытливости

ума

умнейших

людей

мира

совершались и совершаются поныне все открытия на Земле.

Роль

учителя

в

школе

велика.

Это

он

растит

будущих

ньютонов

и

лобачевских,

циолковских и менделеевых. От умелых действий учителя

зависит не только судьба,

будущая карьера учеников, но и,

в широком смысле,

прогресс страны, уровень ее

культуры,

интеллектуального

потенциала.

Целенаправленное

и

систематическое

применение

педагогами

разнообразных

форм

и

приёмов

развития

познавательной

мотивации у учащихся любого возраста укрепляет желание детей овладевать знаниями и

формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

Не

меньшую

роль

играют

в

развитии

мотивации

детей

родители.

Их

заинтересованное

отношение

к

учебной

деятельности

детей,

психологическая,

интеллектуальная

поддержка,

создание

условий

для

успешной

учебной

деятельности

создают прочный фундамент для успешной самореализации детей в будущем.

Познавательная мотивация – это проявление активности по отношению к знаниям, это

значит интересно учиться, интересно жить. А если неинтересно, то все даже «великие

замыслы и построения педагогов превращаются в прах».

Исследование показало, что

уровень динамики познавательной мотивации неодинаков в зависимости от возраста, он

подвергается колебаниям и изменениям в зависимости от половозрастных особенностей

учащихся.

Таким

образом,

гипотеза

исследования,

что «уровень

познавательной

мотивации

учащихся

может

изменяться

в

зависимости

от

их

возраста»,

на мой

взгляд, получила свое подтверждение.

В

процессе

исследования

проблемы

«повышения

школьной

мотивации»

сформировались рекомендации для педагогов и родителей.

Рекомендации педагогам

Уважаемые педагоги,

Воспитывайте интерес в вашем ребенке, предоставляя ему возможность изучать и

узнавать о своих интересах, будь то динозавры, звезды, животные, цветы или многое

другое.

Способствуйте зарождению новых идей, участвуя не только в школьных, но и в

других всевозможных общественных мероприятиях.

Хвалите ребенка за его усилия. Некоторые дети могут испытывать проблемы с

преобразованием своих усилий в конечный результат. Для того, чтобы помочь ребенку

добиться успеха, следует оценивать каждое его достижение.

Помогите ученику взять свои результаты под контроль: отстающие дети считают,

что достижение результата находится вне их контроля, поэтому им кажется, что все их

усилия

бессмысленны.

Ребенок

должен

научиться

осознавать

роль

личной

ответственности за достижение результата.

Помогайте ребенку найти связь между учебой в школе и его интересами. Часто

причиной отсутствия мотивации является то, что ребенок не находит никакой связи

между учебой и своими интересами и целями.

Учащиеся начинают учиться лучше, когда четко осознают, как конкретное знание

может пригодиться в будущем – для поступления в ВУЗ, получения хорошей работы

и.т.д.

Мотивация ребенка на обучение должна быть связана не только со школой. Важно

знать, что некоторые дети также высоко мотивированы на достижение своих целей, не

связанных с учебой в школе. Помните, что достижение – это еще не мотивация.

Высокий показатель по шкале «общение» указывает на необходимость включения

большего количества интерактивных, коммуникативных методов обучения (групповые,

дискуссия и т.п.).

Поддержка школьника, укрепление его самооценки, обучение его анализу причин

неудач являются значимыми факторами развития интересов.

Помните,

что активизации любознательности учащихся большую роль играют

благотворные взаимоотношения с учащимися.

На заметку!!!

«Оценка - не отметка»

Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель опенки -

стимулировать

познание.

Детям

нужен УСПЕХ.

Степень

успешности

во

многом

определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Безусловно,

освобождение

от

домашнего

задания,

зачёта

и

других

форм

контроля

-

сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно вывесить на стенд

информацию

о

критериях

оценивания

результатов

изучения

темы

и

оговорить

с

учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.

«Защитный лист»

Перед каждым уроком на столе лежит этот лист, куда каждый ученик без объяснения

причин может вписать, свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят.

Зато, подшивая эти листы, учитель может держать ситуацию под контролем. Этот приём

позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда

набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.

«Кредит доверия»

В некоторых случаях можно поставить отметку «в кредит». Это шанс для ученика

проявить себя и доказать свою состоятельность.

При ответе одного школьника у доски обязательно давать остальным задания: быть

рецензентами отвечающих, анализировать, давать оценки, задавать вопросы. Внимание к

ответам одноклассников повышается.

Рекомендации родителям

Найдите время, чтобы поговорить с ребенком о школе, о том, как прошел его учебный

день, что интересного и нового было в школе.

Поддержите своего ребенка независимо от его результатов учебного труда.

Окажите помощь при подготовке домашнего задания, если ребенок об этом просит.

Помогите создать ребенку условия для возможности показать себя в выгодном свете,

показать свою полезность для других.

Организовывайте

совместную

деятельность,

которая

дает

возможность

ребенку

побывать в разных социальных ролях.

Используйте во взаимодействии с ребенком положительный опыт.

Заинтересованное отношение к учебе детей родителей, их одобрение или порицание –

реальный шанс-толчок к активности в учебе.

Осуществляйте свою постоянную связь с педагогами.

Практическая значимость

Данная работа может быть использована:

для проведение родительских собраний;

для проведения просветительских занятий с педагогами;

для проведения классных часов со старшеклассниками.



В раздел образования