Напоминание

"Логопедическая игротека"


Автор: Левина Татьяна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 76"
Населённый пункт: город Курск, Курская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Логопедическая игротека"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ

«

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по художественно-эстетическому

развитию детей №76

»

«Логопедическая

игротека»

Учитель-логопед,

Левина Татьяна Николаевна

Курск

2015

Игры, способствующие развитию

фонематического слуха

Волшебный колокольчик

Задачи: развивать умение различать громкие и тихие звуки, воспитывать

самостоятельность.

Оборудование: колокольчик.

Описание игры.

Логопед предлагает детям послушать, как звучит колокольчик тихо и громко.

Дети идут по кругу. Когда колокольчик звенит тихо – присесть, когда

колокольчик звенит громко – бежать по кругу.

Ушки на макушке

Задачи: развивать умение различать на слух звучащие предметы: бубен,

п о г р е м у ш к у,

к о л о к о л ьч и к ,

р а з в и в а т ь

б ы с т р о т у

р е а к ц и и .

Оборудование:

музыкальные

игрушки:

бубен,

погремушка,

колокольчик

Описание игры.

Дети идут друг за другом по кругу. Услышав звучание определенного

предмета, дети выполняют движение, заранее названное логопедом:

Услышишь звучание бубна – попрыгай на месте

Погремушки – покружись

Колокольчика – подними руки вверх

Звуковые цветы

Задачи: развивать умение различать на слух гласные, согласные

твердые и мягкие звуки, воспитывать честность, выдержку.

Оборудование: красные, синие и зеленые цветы, вырезанные из

картона, различные игрушки.

Описание игры.

По группе разложены красные, синие и зеленые цветы. Детям раздаются

игрушки. Пока звучит музыка, дети гуляют среди цветов. По сигналу музыка

затихает, и дети выбирают нужный цветок, в зависимости от первого звука

своей игрушки.

Живая стрелка

Задачи: закреплять умение определять в слове первый звук, давать ему

характеристику; упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу, воспитывать

целеустремленность.

Оборудование: картинки с твердым и мягким звуком в начале слова, сумка,

нагрудник со стрелкой.

Описание игры.

В центре круга находится ребенок, изображающий стрелку. Ребенок

кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за

руки, идут по кругу со словами:

Наша стрелка оживилась,

Быстро, быстро закружилась!

Сделай круг и обернись,

А теперь остановись!

«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Ребенок достает из

сумки «Стрелки» картинку, определяет в нем первый звук и дает ему

характеристику.

Умный мячик

Задачи: упражнять детей в дифференциации

твердых

и мягких звуков, развивать глазомер,

ловкость;

учить

бросать

мяч

точно

в

руки

и

п р а в и л ь н о

л о в и т ь

е г о .

Оборудование:

синий

и

зеленый

мячи.

Описание игры.

Дети встают в круг. Если логопед бросает ребенку синий

мяч, поймав его, ребенок должен назвать слово с твердым

звуком (полка). Если логопед бросает зеленый мяч,

ребенок называет слово с мягким звуком (пила).

Ловишка

Задачи: Формировать быстроту и ловкость движений, воспитывать

целеустремленность.

Оборудование: фанты (мелкие игрушки) на каждого ребенка.

Описание игры.

Дети стоят кругом, взявшись за руки. В центре круга – ловишка. Играющие

двигаются по кругу и говорят:

Мы ребята - дошколята,

Бегать любим и скакать!

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три – лови!

На последнем слове дети прыгают на двух ногах по группе, а ловишка догоняет

их. Поймав троих детей, ловишка забирает у них фанты и отдает их логопеду.

Педагог дает задание каждому «Фанту»

- Повторить цепочку слогов: са-са-за зо-со-зо

- Из трех слов назови только слово со звуком С: зонт санки коза

- Назови в слове первый звук: зима сом замок сито

Найди себе пару

Задачи: упражнять детей в подборе слов, отличающихся одним

звуком, развивать быстроту реакции, воспитывать самостоятельность.

Оборудование: парные картинки с изображением предметов,

отличающихся в произношении одним звуком: уточка – удочка, коза –

коса, миска – мишка, крыша – крыса

Описание игры.

Дети стоят в две шеренги напротив друг друга. В руках у детей картинки. По

сигналу логопеда дети начинают двигаться навстречу друг другу. По другому

сигналу дети находят себе пару (картинку, сходную по звучанию) и озвучивают

картинки.

Найди свой домик

Задачи: закреплять умение

определять количество слогов в

слове, обогащать словарный

запас детей, развивать

ориентировку в пространстве,

воспитывать

самостоятельность.

Оборудование: три домика

с одним, двумя и тремя окнами.

Предметные картинки,

сундучок.

Описание игры.

В разных местах группы расставлены домики. В домике с одним окном живут

слова с одним слогом, с двумя окнами – слова с двумя слогами, с тремя окнами

– слова с тремя слогами.

Дети берут из сундучка картинки. По первому сигналу педагога разбегаются по

группе, по следующему сигналу находят домики для картинок.

Один, два, три

Задачи: закреплять умение определять количество слогов в слове,

упражнять детей в построении и перестроении, развивать

произвольность внимания.

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки.

Описание игры.

Дети ходят по группе врассыпную. На сигнал логопеда: «Внимание» - дети

смотрят на выставленную картинку и строятся в колонну по одному, парами,

тройками, в зависимости от количества слогов в слове.

Кто скорее соберет предметы

Цель: дифференциация твердых и мягких звуков в словах, развитие

внимания, быстроты, сообразительности, ориентировки в пространстве.

Оборудование: два обруча, предметы (или картинки), названия которых

начинаются на твердый или мягкий звук, маски.

Описание игры. Дети делятся на две команды — «Зайчики» и «Лисички»

каждый ребенок надевает маску своей команды.

«Зайчики» в свои домик-обруч собирают предметы, названия которых

начинаются на твердый звук, «Лисички»— на мягкий. По сигналу игру

начинают. По сигналу логопеда игру заканчивают. Логопед проверяет вместе с

детьми правильность выполнения задания, считает количество ошибок,

определяет итогового победителя, учитывая, какая команда выполнила задание

быстрее.

Кто скорее перенесет предметы

Цель: учить дифференцировать звонкие и глухие звуки, бегать в

определенном направлении организованно друг за другом ,совершенствовать

координацию движений рук и ног, воспитывать быстроту, ловкость,

сообразительность.

Оборудование: 3 стола, игрушки, названия которых начинаются со звонкого

или глухого звука.

Описание игры. Дети делятся на две команды. На один стол выкладываются

игрушки, названия которых начинаются на звонкий или глухой звук.

Напротив ,на другой стороне группы - два пустых стола. По сигналу «Раз, два,

три — беги'» команды начинают выполнять задание. Дети одной команды

переносят только те предметы, названия которых начинаются на звонкие звуки

дети другой — на глухие звуки. Когда последний ребенок команды перенесет

предмет, логопед вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания

и определяет команду-победителя.

Звуковая цепочка

Цель: закрепление навыков

звукового анализа.

Описание игры. Дети и логопед

стоят в кругу. Логопед кидает мяч

одному из детей и произносит слово.

Ребенок должен придумать слово, начинающееся на последний звук названного

слова и кинуть мяч другому ребенку.

Подружи звуки!

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Описание игры. Логопед бросает мяч ребенку и произносит отдельные

звуки (к, м, а,) ребенку, поймавшему мяч , нужно поставить звуки в нужной

последовательности и произнести получившееся слово (мак).

Конец слова — за тобой!

Цель: закрепление навыков слогового анализа.

Описание игры. Логопед кидает мяч ребенку и произносит начальный слог

слова, ребенок должен добавить слог, чтобы получилось слово (ро-за, Ро- ма,

ро-ща) .

Умный мячик

Цель: упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков.

Описание игры:

Дети встают в круг. Если логопед бросает ребенку синий

мяч, поймав его, ребенок должен назвать слово с твердым звуком (полка). Если

логопед бросает зеленый мяч, ребенок называет слово с мягким звуком (пила).

Каркушины слова

Цель: развитие фонематического слуха и

слухового внимания.

Оборудование: игрушка Каркуша.

Ход занятия. Дети встают в ряд на

расстоянии от логопеда (на противоположной

стороне ковра). У логопеда в руках игрушка

Каркуша . Как ворона подает голос? Дети

отвечают (Каркает). Я буду называть слова и,

если вы услышите в этом слове «кар», то вы

должны подбежать к Каркуше.

Логопед называет слова: карман, картина, ракета, карниз, капуста, картофель,

Макар, раковина, макароны, марка, ромашка, гитара, Каркуша, муравей, карась,

каравай, карамель, карпы, воробей, украл, караван.

Когда дети подбегают к педагогу, он переходит на другую сторону ковра, и игра

продолжается.

Кошачья семья

Цель: развитие фонематического восприятия; упражнение в составлении

предложений; закрепление понятия «слово-действие»; развитие двигательного

воображения.

Оборудование: маски (кошка, кот, котенок).

Ход игры. На доске выставлены картинки: кошка, кот, котенок.

Полюбуйтесь-ка, друзья,

Вот кошачья семья:

Папа-кот, мама-кошка

И котенок, милый крошка.

Кто скажет, кто знает,

Какая их буква объединяет?

(Дети говорят, что вначале каждого из этих

слов буква «К») Логопед вызывает троих детей и раздает каждому из них

картинки членов кошачьей семьи.

Теперь мы с этой буквой

Движения покажем.

Ответьте предложением,

О чем мы вам расскажем!

Логопед говорит «на ушко» одному из троих детей, какое движение он должен

показать. Остальным детям дается установка: можно отвечать только по вызову

и полным предложением. Тот, кто ответил правильно, становится членом

кошачьей семьи вместо ребенка, движение которого отгадали.

Детям предлагается показывать движения к фразам: Кошка кланяется (красит

губы, кивает, крадется, кладет, кричит). Кот копает (колет дрова, красит стену,

косит траву, комкает бумагу). Котенок кушает (кружится, кусает, кидает,

крошит, карабкается).

Найди пару слову

Цель: развитие слухового внимания и памяти; упражнение в звуковом

анализе.

Оборудование: предметные картинки – баран, барабан, бегемот, булка,

бизон, баранка, бобер, бумага, барсук, баклажан, белка, балалайка, бык, баян,

обезьяна, банан.

Ход игры. Дети выстраиваются в шеренгу с одной стороны ковра, а с другой

его стороны расположен мольберт (или магнитная доска). Логопед раздает

детям по одной картинке, предлагает внимательно прослушать стихи и найти

пару для своей картинки. Тот, кто услышит свое слово, должен доскакать до

мольберта на одной ножке и поместить там картинку. Остальные дошкольники

контролируют правильность выполнения задания.

Белый баран

Бил в барабан.

Бегемот разинул рот,

Булку просит бегемот.

Бизон спозаранку

Любит съесть баранку.

Бегал бобёр у оврага,

Нашел там бобёр бумагу.

Барсук забрался в огород,

Там вкусный баклажан растет.

Белка, белка, поиграй-ка,

Возьми в лапки балалайку!

Бык, как корова, может мычать,

А на баяне не может играть.

Любимый фрукт для обезьян

Называется банан.

В конце игры логопед предлагает поднять руки тех

детей, у кого слово начиналось с твердого звука «Б» (с

мягкого звука «БЬ»; у кого слово не начинается на

«Б»), припомнить и назвать свои слова.

Соня спит

Цель: закрепление правильного произношения звука «с» в словах и фразах;

упражнение в определении наличия звука «с» в словах (развитие

фонематического восприятия).

Ход игры. Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Сони или Сани (такое имя

дается любому выбранному ребенку) и тихо говорят:

Соня спит, видит сон:

Буква «С» со всех сторон.

Кого Соня догоняет,

Что ей снится, угадает.

После этих слов дети бегут в домик (отведенное педагогом место), а тот, кого

Соня осалит, должен придумать слово со звуком «С» и ответить полным

предложением («Соне снится самолет). Потом выбирают новую Соню (или

Саню).

Флажок

Цель: развитие фонематического слуха и слухового

внимания , чувства ритма.

Оборудование: флажок; предметные картинки (названия со

звуками «Ф», «ФЬ» и без них)

Ход игры. На столе (мольберте) картинки: фонарь, вафли,

сарафан, филин, фартук, жираф, фрукты, конфеты и др. Дети

стоят по кругу, лицом к центру, произносят текст вместе с педагогом и передают

друг другу флажок:

Ты, флажок, беги по кругу,

И найди себе ты друга!

Далее дети топают и проговаривают:

Топ-топ, топ-топ-топ, Стоп!

Тот ребёнок, у кого в руках оказался флажок, выбирает из предложенных

картинок ту, в названии которой есть буква «Ф» и определяет место звука «Ф»

(«ФЬ») в слове.

Болото

Цель: упражнение в определении места звука «Л» в слове.

Оборудование: 6 бумажных кругов или обручей диаметром около 50 см

(«кочки на болоте»), картинки (в названии которых есть звук «Л» в разной

позиции).

Ход игры. Педагог предлагает детям разделиться на две команды. Дети

каждой команды выстраиваются друг за другом. Логопед «превращает» детей в

букву «Л»:

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо... Получается на славу.

Перед каждой командой горизонтально по три «кочки» - это болото (кочки

обозначают начало, середину и конец слова).

Чтоб болото это перейти,

Надо в слове место «Л» найти!

Логопед встает лицом к детям и поднимает для каждой пары игроков две

картинки, дети встают на первую слева кочку, если в названии картинки «Л» в

начале слова или на другие кочки, в зависимости от места звука в слове. Если

ребенок встал правильно, он «перешел болото» и ждет своих товарищей на

другом берегу. При неверном выполнении задачи, игрок возвращается к

команде, встает последним. Побеждает команда, быстрее перебравшаяся через

«болото».

Игры, способствующие формированию лексико-

грамматических категорий

Найди такое дерево

Цель: учить детей пользоваться в речи

предлогами «с», «у», «на». Закреплять

названия деревьев, упражнять в легком беге

врассыпную и в определенном направлении.

Оборудование: листья или веточки

нескольких видов деревьев.

Описание игры. Листья разбросаны на полу

группы. Дети, изображая листья, бегают,

кружатся, пока звучит музыка.

Дети приседают и берут листочки или веточки.

Затем логопед спрашивает у детей, с какого дерева они сорваны. Дети

говорят «С березы, с клена »

Логопед продолжает «Раз, два, три — друзей себе найди». Дети

собираются в группы в зависимости от того, с какого дерева у них в

руках листья. Логопед спрашивает: «Какие вы листочки?» Дети

отвечают: «Мы березовые листочки» и т. д.

Улитка

Цель: активизировать словарь по теме; согласовывать

существительные с числительными.

Ход игры. Перед детьми нарисована улитка- классики от одного

до десяти. Логопед предлагает посчитать до десяти какой-либо

предмет. Ребёнок прыгает на первую клеточку и считает: один

апельсин, два апельсина и т. д.

Волшебные следы

Цель: активизировать словарь по теме, учить

образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры. Перед детьми лежат вырезанные

следы разных животных. Детям предлагают идти

по следам называя, чьи это следы- волчьи, заячьи.

Если дети правильно называют следы , то в конце

дорожки их ждёт это животное.

Цветовой ряд

Цель: согласовывать существительные с прилагательными.

Ход игры. Перед детьми расположены разноцветные фигуры.

Логопед называет фрукт, а дети должны сказать какой он по цвету и

подбежать к фигуре нужного цвета.

В зоопарке

Цель: закрепление употребления предлогов пространственного

значения; упражнение в составлении предложений.

Оборудование: игрушки животных, четыре картонных коробки

(на каждой символ предлогов в, под, за, на), магнитофон, диск с

веселой музыкой.

Ход игры. Дети сидят на стульях около ковра. В центре ковра

четыре коробки. Выходит первая группа детей (4 человека). Каждый

ребенок получает от логопеда игрушку. Дети хором повторяют за

логопедом:

В зоопарке зверятки

Дружно играют в прятки.

Включается веселая музыка; дети, держа в руках игрушки, движутся

подскоками по периметру ковра. Музыка смолкает. Каждый ребенок

выбирает себе коробку, и прячет свою игрушку в соответствии со

знаком-символом. Далее дети из второй группы («смотрители

зоопарка») проверяют правильность выполнения задания и отвечают

полным предложением, где спрятались животные. Например: «Тигр

спрятался под коробкой». Затем команды меняются ролями.

Игры, обогащающие словарный запас

Перепрыгни через ров

Цель: развитие глагольного словаря, развитие общей моторики,

учить подбирать антонимы.

Оборудование: две скакалки

Ход игры. На полу выложены две скакалки параллельно друг

другу. Дети делятся на две команды. Первый ребенок перепрыгивает

через ров, называя глагол, а следующий ребёнок называет

противоположный глагол: стоит - идёт, берет-кладёт.

Волшебный круг

Цель: учить придумывать предложения,

активизировать глагольную лексику, расширять

словарь по заданной теме.

Оборудование: разноцветный круг,

состоящий из секторов разного цвета.

Ход игры. Ребята встают по краю

разноцветного круга. Логопед предлагает

представить, что круг это клумба. Ребёнок загадывает цветок,

имеющий цвет любого сектора, называет растение и его цветы

перекатывает мячик в соответствующий сектор. Логопед: «На клумбе

выросла красная роза» - мячик перекатывается в красный сектор. Для

усложнения используется глагольная лексика: не только произносится

название и цвет, но и говорится, что происходит с цветком: вырос,

набрал бутон, хорошо пахнет, цветет.

Карусель

Цель: закреплять умение детей составлять короткий рассказ-

описание, используя в речи простые и сложные предложения.

Ход игры. Дети встают в два круга. Во внешнем круге два-три

человека. Остальные - во внутреннем. Один круг движется по

часовой стрелке, другой - против. Внешний круг проговаривает

считалку:

Карусель, закружись,

А потом остановись.

Кто словечко угадает,

В дружный круг к нам попадает.

Затем ребёнок из внешнего круга загадывает

короткую загадку - описание предмета. Дети

из

внешнего круга отгадывает загадку, если

отгадал , то встаёт во внутренний круг.

Кому что нужно

Цель: активизировать словарь по заданной теме.

Ход игры. У детей в руках карточки с профессией, а на доске

выставляются маленькие картинки с изображением инструментов,

необходимых для каждой профессии. По команде логопеда ребята

должны собрать инструменты для своей профессии.

Покажи, отгадай и повтори

Цель: активизировать словарь по заданной теме, развитие

общей моторики, уметь согласовывать движения и речь.

Ход игры. Дети встают в круг, выбирается ведущий, он загадывает

профессию (либо какое-то животное, посуду), но её не называет, а

только показывает жестами. Дети должны отгадать загаданный

предмет и показать, тот ребёнок кто первый отгадал становиться

ведущим.

Продавец обуви

Цель: активизировать словарь по теме, согласовывать

существительные с прилагательными и числительными, уметь

описывать предмет по основным признакам.

Ход игры. Выбирается

продавец обуви, у него разная

обувь, которая выставляется

перед детьми. Ребята

запоминают, какая обувь

продаётся в магазине , потом

обувь убирается под прилавок.

Продавец спрашивает, сколько

сандалий, валенок, сапог было у

него в магазине. Затем каждый

ребёнок описывает обувь, которую он хочет купить. По описанию

продавец должен правильно продать обувь.

Кто ловкий

Цель: активизировать словарь по теме, учить обобщать,

классифицировать.

Ход игры. Дети делятся на команды, определяют, кто какую

категорию будет собирать. У логопеда на столе расположены

предметы разных категорий (например, овощи, фрукты, мебель и т.д.).

По команде педагога по одному участнику от команды подходят к

столу и собирают, только те предметы, которые необходимы к его

категории.

Летаю, еду, плыву

Цель: развивать общую моторику, активизировать словарь по теме.

Ход игры. Дети встают в круг. Логопед называет транспорт, а

дети должны показать, как передвигается транспорт.

Салки в кругу

Цель: упражнять в беге по сигналу, ловле; развивать ловкость,

быстроту; учить детей задавать вопросы и отвечать на них;

закреплять обобщающие и временные понятия по программе.

Описание игры. Дети образуют два круга — внутренний и

внешний, каждый круг движется боковым галопом в

противоположном направлении со словами.

Тот храбрее, кто добрее

Тот сильнее, кто умнее

Только забияки

Устраивают драки.

С окончанием текста все играющие внутреннего круга стараются

осалить стоящих во внешнем кругу раньше, чем они успеют

присесть. Чтобы не выбыть из игры, осаленные должны ответить на

вопросы, которые задают дети, их осалившие (сначала, при обучении

игре, вопросы задает логопед).

Примерные вопросы

—Какие виды транспорта ты знаешь?

—Назови диких животных и их детенышей

Логопед оценивает вопросы и ответы детей. Затем дети внешнего и

внутреннего круга меняются местами, игра возобновляется.

Большой мяч

Цель: активизировать глагольный словарь.

Ход игры. Дети встают в круг, в

кругу — логопед, у него в руках мяч.

Логопед называет слово и кидает кому-

то из детей. Дети пускают мяч по кругу,

называя действия, которые может

совершать предмет, названный

логопедом (снег — идет, падает, тает,

сверкает, хрустит) .

Аналогичную игру можно провести, подбирая к словам-предметам

слова-признаки и наоборот.

Мяч бросай — животных называй!

Цель: активизировать словарь по данной теме.

Ход игры. Можно выбрать любое другое обобщающее понятие.

Логопед называет выбранную им категорию (мебель, посуда, птицы),

дети должны, перебрасывая мяч, называть слова, соответствующие

обобщающему понятию.

Словесный портрет

Цель: развивать связную речь, наблюдательность,

зрительную память.

Ход игры: водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут

по кругу, держатся за руки и произносят слова:

В центре круга ты вставай,

И глаза не открывай,

Поскорее дай ответ —

Машин опиши портрет.



В раздел образования