Автор: Балашова Елена Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 7 имени Героя России С.В. Василева"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Письменное деление на двузначное число
Раздел: начальное образование
Методическая разработка урока математики в 4 классе (учебник М.И. Моро) по теме
«Письменное деление на двузначное число (в записи частного есть нули)»
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи:
1) закреплять навыки письменного деления на двузначное число;
2) учить логически мыслить, рассуждать.
Планируемые результаты
Предметные:
1) закреплять навыки письменного деления на двузначное число, где в записи частного есть нули;
2) решать текстовые задачи, числовые выражения.
Метапредметные:
1) понимать, принимать и сохранять учебную задачу; искать средства для выполнения учебной
задачи;
2) контролировать свои действия в процессе выполнения задания, исправлять ошибки, делать
выводы.
Личностные:
1) проявлять интерес к новому учебному материалу, способам решения новых задач;
2) давать самооценку по критериям успешности работы.
Ход урока
1. Актуализация необходимых знаний.
- Ребята, какую тему мы изучаем на протяжении нескольких уроков?
- Сейчас мы выполним устные упражнения, которые нам помогут в изучении нового материала.
а) – Назовите компоненты действия деления.
14:35
11:23
0:24
-Чем похожи эти выражения? (делитель меньше делимого)
- Назовите результат. Проверьте. Докажите.
б) – Прочитайте выражения, называя компоненты действия деления.
2163:7
5632:7
- Сколько цифр получится в частном при делении?
- Какой будет вторая цифра частного в каждом выражении?
- Почему?
в) – Назовите пары равных значений величин, записанных в разных столбиках.
5321 см 79 т 1 ц
41800 кг 53 м 21 см
791 ц 418 ц
- Молодцы! Устная разминка окончена.
2. Мотивация познавательной деятельности.
- О каких особенностях письменного деления на двузначное число вы узнали на предыдущих
уроках? (1. Есть пробная цифра, которую нельзя сразу записывать в частном. 2. Пробную цифру
приходиться изменять. 3. Если делитель число второго десятка, пробную цифру находим методом
подбора.)
- Откроем учебник на стр. 65.
- Найдите и проанализируйте образцы деления в столбик под цифрой 1.
- Определите, что объединяет эти частные? (в записи частного есть нули)
- Какую учебную задачу мы поставим на уроке? (научиться делить письменно на двузначное
число, когда в записи частного появляются нули)
- Подумайте, когда при делении в частном появляются нули? (когда неполное делимое меньше
делителя)
- Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим более сложные случаи деления, когда в записи частного
появляются нули.
-Прочитайте тему урока.
- Деление на двузначное число (в записи частного есть нули)
3. Организация познавательной деятельности.
1) Работа по учебнику
- Объясните, как выполнено первое вычисление в столбик.
- А теперь проанализируйте вычисление в столбик под цифрой 2.
- Что заметили? (короткая запись)
- Рассмотрим первую пару вычислений: верхний и нижний столбики.
- В чем сходство?
- В чем отличие? Что отсутствует в записи? (отсутствует в записи второе неполное делимое)
- Как вы думаете, изменится ли алгоритм вычислений при короткой записи? (алгоритм деления не
меняется, сокращается лишь запись)
- Это мы проверим, когда будем выполнять вычисления в столбик.
2) Выполняем деление в столбик. Стр. 65, № 265 (1, 2 столбики)
- Изменился ли алгоритм вычислений при короткой записи?
3) Решение задачи
- Прочитайте задачу № 267 про себя, вслух.
- Запишем краткую запись.
- Какие семена заготовили для посева?
- Сколько заготовили семян ячменя?
- Что еще сказано о семенах ячменя?
- Сколько заготовлено семян овса?
- Сколько проса заготовлено для посева?
- Что означает число 220 т 5 ц?
- Назовите главный вопрос задачи?
- Составим план решения.
- Можем ли сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?
- Что можем узнать сначала? Каким действием?
- Что узнаем потом?
- Можем ли сразу приступить к вычислениям? Почему? Что мы должны сделать?
-Решение запишите самостоятельно по действиям.
Самопроверка, самооценка с использованием обратной связи.
4) Решение уравнений на стр. 65, № 269.
- Какие знания и умения помогли выполнить задание?
4. Подведение итогов, самооценка, самоконтроль.
- Какую учебную задачу ставили перед собой на уроке?
- Решили ее? Кто затруднялся?
- Вот задание на самоконтроль:
3912:12 10582:26
- Какое выражение связано с темой урока? Найдите значение этого выражения.
- Проверьте себя (самооценка, обратная связь).
- Кто ошибся, необходимо дополнительно поработать над теми вопросами, в которых были
допущены ошибки.
5. Домашнее задание.
- Дома вы будете выполнять письменное деление, составите уравнения и решите их (стр. 65. №
268, стр. 67, № 9 (1 строка).