Автор: Сухорук Юлия Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №10
Населённый пункт: город Октябрьский, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: викторина "Дорогами войны..."
Раздел: начальное образование
Викторина для учащихся начальной школы "Дорогами войны…"
Цель
занятия: воспитание
исторической
грамотности
и
чувства
патриотизма
у
подрастающего
поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в
годы войны.
Ход мероприятия
Учитель. 9 мая вся страна отмечает великий праздник - День Победы, 73-ю годовщину победы
советского народа в Великой Отечественной войне.
73 года - как окончилась война, война, которая унесла более 20 миллионов жизней, которая
превратила города и поселки в руины, вывела из строя заводы, фабрики. Много горя и страха принесла
война, но, несмотря на голод, холод и разруху наш народ победил. Он победил страшного врага,
который поработил много государств и заставил их жить в страхе - он победил фашизм.
Видеоролик
1-й ученик. День Победы - это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят память тех, кто
погиб, и чествуют всех тех, кто остался жив.
2-й ученик. 9 мая отмечают во всем мире в знак признательности нашему народу за великий подвиг.
Наш народ очень трепетно относится к этому празднику и передает его из поколения в поколение.
1.
Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои
И память, через годы пролетая,
Ведет опять в походы и бои.
2. Без малого четыре года
Гремела грозная война
И снова русская природа
Живого трепета полна.
3.
Как бог, дорогою обратной,
Непокоряемый вовек,
Идет, свершивший подвиг ратный,
Великий русский человек.
4.
Он сделал все, он тих и скромен.
Он мир от черной смерти спас.
И мир прекрасный и огромный
Его приветствует сейчас.
5.
Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
6. Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!
Песня «И все о той весне…»
Учитель: А для нас эта война – часть истории нашей великой страны, нашей необъятной Родины. Что
мы знаем о той далекой войне?
Сегодня мы с вами закрепим наши знания о Великой Отечественной войне, постараемся расширить
их.
Представление команд.
Сегодня в нашей викторине участвуют две команды. Слово им.
1 команда – «Патриот»
Девиз: Наша главная задача – патриотами расти.
Только так, а не иначе: чтобы мир не подвести!
2 команда – «Новое поколение»
Девиз: Хочу всё знать, уметь всё в жизни,
Чтобы полезным стать Отчизне!
Блицтурнир.
Каждой команде будет задано 10 вопросов. Отвечаем быстро и хором.
1 команда.
1.
Назовите дату – начало войны.
2.
Верховный главнокомандующий советской армии.
3.
Как назывался известный немецкий тяжёлый танк времён ВОв? («Тигр»).
4.
Назовите фамилию диктора, объявившего о победе над фашистской Германией (Левитан)
5.
Это - один из самых известных памятников ВОв. Находится в одном из городов-героев РФ,
самый высокий памятник-статуя в мире («Родина-Мать зовёт!», г. Волгоград)
6.
Георгиевская ленточка – что символизируют её цвета? (Чёрный цвет – дым, оранжевый –
огонь).
7.
Какую награду времён Великой Отечественной войны называют высшим «солдатским»
орденом? (Орден «Славы»)
2 команда.
1.
Назовите дату – окончания войны.
2.
Какому полководцу народ присвоил почётное звание «Маршала Победы»? (Жукову Г. К.)
3.
Какой город РФ в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких
оккупантов? (г. Ленинград, ныне Санкт-Петербург).
4.
Какое название получило советское реактивное орудие залпового огня времён Великой
Отечественной войны? («Катюша»)
5.
Как называлось здание в Берлине, на крыше которого советские солдаты водрузили в 1945 г.
красное знамя Победы? (Рейхстаг)
6.
За что вручали самую известную медаль Великой Отечественной войны? (За отвагу)
7.
Продолжите пословицу:
Один в поле… (не воин)
Учитель: Жюри подводит итоги 1 конкурса, а мы переходим к следующему. Следующий конкурс
называется «События и даты».
Есть события, даты, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей
Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи и песни. Главное же – о них
помнят. И я надеюсь, что и вы помните эти события.
У вас на столах лежат листы с заданием. Вам нужно соотнести событие с датой, выбрать одно
из них и кратко рассказать о нем.
22 июня 1941 г. – 20 июля 1941г. Курская битва
8 сентября 1941 г. – 27 января 1944 г. Оборона Брестской крепости
5 июля 1943 г. - 23 августа 1943 г. Битва под Москвой
30 сентября 1941 г. – 20 апреля 1942 г. Сталинградская битва
17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. Блокада Ленинграда
Следующий конкурс «Самый ловкий»
Учитель: Ребята. Перед вами противогазы. Встаньте друг за другом. Вам нужно продемонстрировать
свое умение на скорость надевать и снимать противогаз. Побеждает в этом конкурсе та команда,
последний игрок которой наденет-снимет и затем поднимет вверх противогаз.
Следующий конкурс «Домашнее задание»
Учитель:
На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские
отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети. На фронтах и в партизанских отрядах наравне со
взрослыми сражались совсем юные бойцы. Рядом с именами легендарных героев войны мы называем
имена юных героев, отдавших жизнь за победу. Давайте вспомним их имена.
Следующий конкурс будет посвящен юным героям. Каждая команда подготовила свое сообщение.
Сообщения команд.
Ученик:
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
Учитель:
Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших
минутой молчания. Прошу всех встать. (Минута молчания по звуки метронома)
А мы переходим к заключительному конкурсу. Внимание на экран. Каждая команда отвечает по
очереди.
Спасибо командам. Жюри подводит итоги нашей игры.
Трудно было в годы войны. А выжить помогала песня. Особенно дороги нам песни военных лет.
- Ребята, а какие вы военные песни знаете? Давайте поиграем. Будут звучать песни о войне, в какой-то
момент музыка остановится, а вы должны будете продолжить песню.
Песни:
«Катюша»
«День Победы»
«Священная война»
«Смуглянка»
Подведение итогов.
Ученик.
Пусть не будет войны никогда! Пусть спокойные спят города
Пусть сирены пронзительный вой не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвётся снаряд, ни один не строчит автомат.
Пусть оглашают наши леса только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года, пусть не будет войны никогда!