Напоминание

"Использование игровых моментов в обучении и воспитании учащихся в системе дополнительного образования"


Автор: Быкова Елена Васильевна
Должность: преподаватель по классу хора и вокала
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ № 4" с. Лопатино
Населённый пункт: Муниципального района Волжский Самарской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование игровых моментов в обучении и воспитании учащихся в системе дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка:

«Использование игровых моментов в обучении и воспитании

учащихся в системе дополнительного образования»

Ф.И.О. Быкова Елена Васильевна

0

Содержание:

1.Введение…………………………………………………………………………2

2.Специфика детской игры ………………………………………………………3

3.Игровые методы в учебной деятельности …………………………………….4

4.Особенности музыкально-игрового процесса………………………………...6

5.Основные направления и функции игровой деятельности ………………….9

6.Заключение …………………………………………………………………….11

1

1.Введение.

«У ребёнка есть страсть к игре и надо её удовлетворять.

Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать

этой игрой его жизнь. Вся его жизнь – игра!»

А.С. Макаренко

Ц е л ь

усвоение

содержания

музыкального

образования

путем

развития

способностей,

музыкального

мышления,

чувственно-

эмоциональной сферы учащихся младшего школьного возраста.

Задачи:

-формирование интереса и любви к искусству;

-воспитание способности эмоционально отзываться на музыку и эстетически

переживать ее содержание;

-активизация творческой деятельности учащихся.

Одной из приоритетных задач современного музыкального образования

является внедрение в учебный процесс инновационных методов обучения.

Наиболее актуальным для детских школ искусств является игровой метод.

Цель игрового метода – усвоение содержания музыкального образования,

развитие способностей, музыкального мышления, воображения и фантазии,

чувственно-эмоциональной

сферы,

активизация

творческой

деятельности

учащихся, формирование интереса и любви к искусству.

Человек

формируется

в

деятельности,

чем

она

разнообразнее,

тем

разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот ступени,

являющиеся основными для развития ребёнка. Во многом краски мира, звуки

мира, его формы познаются ребёнком через игрушку – игру. Это путь к

познанию

ребёнком

самого

себя,

своих

возможностей,

способностей,

осознание себя, как личности. Игра – это самое важное, значительное и

глубокомысленное занятие ребёнка в детском возрасте.

Д.Б. Кабалевский считал, что «проблема интереса, увлеченности – одна

из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно

2

для успешного ведения занятий по любому предмету. Но особое значение она

приобретает

в

области

искусства,

где

без

эмоциональной

увлеченности

невозможно

достичь

мало-мальски

сносных

результатов,

сколько

бы

ни

отдавать этому сил и времени».

Дети должны получать эстетическое

удовольствие от общения с музыкой. Произведения должны быть подобраны

с учетом их художественной ценности и эмоциональной привлекательности,

поскольку

они

дают

представление

о

музыке

как

о

средстве

познания

действительности, отражающей жизнь и чувства человека.

Методы

и

приемы

работы,

с

помощью

которых

преподаватель

приобщает

детей

к

музыке,

должны

быть

направлены

на

пробуждение

познавательного

интереса

и

развитие

творческой

активности

учащихся,

воспитание

в

них

способности

эмоционально

отзываться

на

музыку

и

эстетически

переживать

ее

содержание.

У

детей

младшего

школьного

возраста познавательный интерес носит ярко выраженный эмоциональный

характер, неразрывно связанный с воображением.

В жизни ребенка воображение играет большую роль, чем в жизни

взрослого

человека.

Ребенок

в

своем

воображении

может

создавать

различные

ситуации,

при

этом

чаще

допускает

нарушение

жизненной

реальности. Работа воображения является важнейшим способом познания

окружающего мира, психологической предпосылкой развития способности к

творчеству. При помощи воображения ребенок стремится выйти за пределы

личного

практического

опыта

и

освоить

нормативы

социального

пространства.

Специалисты утверждают, что «игра – это единственная деятельность

ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. И, конечно, игра

является наиболее естественный способом проникновения в детство, для

познания его и для воздействия на него».

2.Специфика детской игры.

Понятие игры многогранно. Оно означает как отдых, развлечение, так и

упражнение, тренинг. Игра способствует эмоциональной разрядке, снятию

3

различных

стрессовых

состояний,

физическому,

умственному

и

нравственному воспитанию детей. В своих играх дети не только думают,

вспоминают,

воображают,

чувствуют,

но

и

действуют.

В

играх

дети

воспроизводят все, что видят, слышат, читают; в играх они воспроизводят

разные социальные и часто драматические положения, а человек развивается

посредством действия.

«Суть игры состоит в непродуктивной условной деятельности, мотив

которой лежит не в её результатах, а в самом процессе». Специфика детской

игры

проявляется

в

её

творческом,

свободном,

нерегламентированном

характере,

в

способности

ребёнка

освоить

новые

социальные

роли,

приобрести

общественно-социальный

опыт,

стать

более

активным

и

самостоятельным.

В

структуру

игры

как

деятельности

органично

входит

определение

цели,

планирование,

реализация

цели,

а

также

анализ

результатов,

в

которых

личность

полностью

реализует

себя

как

субъект.

Мотивация

игровой

деятельности

обеспечивается

её

добровольностью,

возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения

потребности, в самоутверждении, самореализации.

«Специфика обучающей игры заключена в ее структуре, содержащей,

наряду с игровыми, учебные задачи. Познавательная задача чаще всего не

ставится перед ребенком в открытой форме, а заключается в игровой задаче, в

содержании и в правилах игры. Ребенок играет и вместе с тем усваивает те

или иные сведения, применяет ранее усвоенные знания».

3. Игровые методы в учебной деятельности.

Как

метод

обучения

игра

используется

с

древнейших

времен,

что

находит

свое

отражение

в

народной

педагогике

(народные

игры,

песни,

сказки, легенды, пословицы и поговорки, загадки, шутки-прибаутки и т.д.).

Детская

народная

игра

это

богатейший

источник,

кладезь

народной

мудрости, могущественное средство воспитания и обучения. В настоящее

время

происходит

возрождение

традиций

народной

игровой

культуры.

Наряду с этим, применяются современные методики по развитию детей – это

4

методика Е. и С. Железновых, Т.Э. Тютюнниковой, Т.А. Рокитянской, О.П.

Радыновой, Л.Н. Алексеевой, Е.Д. Критской. Игра активно используется в

деятельности учреждений дополнительного образования детей и приобретает

интерактивный характер.

Учитывая

возрастные

особенности

детей,

игра

является

одним

из

основных средств развития познавательного интереса младших школьников,

поскольку

именно

в

игре

дети

с

младенческих

лет

привыкли

осваивать

окружающий мир и проявлять

к нему свое отношение. Именно в игре,

используемой в качестве формы организации учебной деятельности, дети

имеют

возможность

почувствовать

радость

учения

(проявляется

их

умственная и социальная активность, мобилизуются интеллектуальные силы,

сопровождаемые эмоциональным подъемом и желанием учиться).

Идея

включения

игры

в

процесс

обучения

издавна

привлекала

внимание педагогов. «Многие исследователи подчеркивали ту легкость, с

которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. С её помощью

решаются различные учебные задачи формирования навыков умственной

деятельности детей». Особенность игровой деятельности в том, что в ней

успешно осваивается содержание учебной деятельности. Игра может быть

формой

организации

обучения,

методом

закрепления

знаний,

средством

воспитания нравственно-волевых качеств.

В педагогике к детским играм относят самые разнообразные действия и

формы

занятий

детей. Детские

игры

это

занятия,

во-первых,

субъективно значимые, приятные и добровольные; во-вторых, - имеющие

аналог

в

реальной

действительности,

но

отличающиеся

своей

не

утилитарностью и не буквальностью воспроизведения; в-третьих,

возникающие

спонтанно

и

создаваемые

искусственно

для

развития

каких-либо

функций

организма

или

качеств

личности,

закрепления

достижений или снятия напряжения. Обязательной чертой детских игр

является особое эмоциональное состояние на фоне и при участии, которого

они протекают. Это состояние представляет собой ожидание или сам процесс

5

удовольствия

от

физической,

умственной

или

социальной

активности,

проявляемой

в

свободной

творческой

атмосфере

условности,

игровой

дисциплины, юмора или соревнования.

4. Особенности музыкально-игрового процесса.

Использование

в

процессе

игры

музыкальных

произведений

обусловлено

самой

природой

музыкального

искусства,

поскольку

музыка

оказывает

огромное

эмоциональное

воздействие

на

человека.

Влияние

музыки на его самочувствие, психическую активность разнопланово. Это

происходит

потому,

что

ее

структура

наиболее

близка

естественному

восприятию человека. Поэтому она свободно воздействует на личность и

вызывает глубокие эмоциональные реакции.

Общеизвестно, «что музыка – важнейшее средство коммуникации и

интеграции. Ученые отмечают, что она невербальным образом усиливает

эмоциональное

восприятие,

влияет

на

характер

человека».

Произведения

музыкального

искусства,

используемые

в

качестве

звукового

ряда,

сопровождающего основное задание, способствуют созданию воображаемой

ситуации, дающей импульс к развитию творческого начала и позволяющей

взглянуть на себя со стороны. Они способны решать проблему развития

психических процессов младших школьников, в том числе и внимания.

В

детских

школах

искусств игра

это

специфическое

средство

эстетического

воспитания,

духовно-нравственного

и

культурного

развития

учащихся,

интенсификации

учебного

процесса.

И гр а

(музыкально-дидактическая, ролевая) может быть одним из элементов урока

(объяснение,

упражнение,

повторение),

дополнением

к

музыкально-

педагогическим

методам

обучения

(объяснительно-иллюстративным,

репродуктивным,

творческо-поисковым).

Отличительной

чертой

игры

является новизна и неожиданность. Хорошая игра всегда увлекает учащихся,

способствует

познанию

и

обучению.

В

упражнениях-тренингах

также

содержится элемент игры. Задача педагога не просто поиграть, а обеспечить

взаимосвязь между учением и игрой, привнести игровой дух в музыкальные

6

занятия.

Учебная

деятельность

ребёнка,

непринужденно

вплетаясь

в

игровую, приобретает специфически черты учебно-игровой деятельности.

Музыкально-дидактические и ролевые игры используются в разных

видах

музыкальной

деятельности

детей:

в

слушании

музыки,

изучении

музыкальной грамоты, игре на шумовых инструментах.

Как

всякая

другая

игра,

игра

музыкальная

должна

отвечать

ряду

требований:

-быть

содержательной,

познавательной,

интересной,

доступной

понимаю ребёнка;

-обладать способностью к воспроизведению;

-опираться на разнообразные игровые действия;

-быть

эвристической,

стимулирующей

творческую

активность

учащихся.

Только в этом случае она выполнит свои функции:

-образовательную (освоить и закрепить нужные знания);

-

развивающую

(развить

познавательную

активность,

музыкальные

способности, пробудить интерес к музицированию);

-воспитательную (сформировать духовные и культурные потребности,

воспитать художественно-эстетический вкус);

-коммуникативную

(приобрести

опыт

сотворчества,

совместной

музыкальной деятельности);

-гедонистическую (развить способность к наслаждению музыкальным

искусством, получить удовольствие от игры).

Используя

музыкальную

игру

как

форму

деятельности,

наиболее

близкую и понятную детям, педагогу важно создать на уроке атмосферу

увлеченности,

радости,

эмоционально

и

психологически

«раскрепостить»

детей,

выработать

у

них

позитивное

отношение

к

неигровой

учебной

деятельности, а также способствовать развитию ассоциативно-творческого

мышления,

музыкального

слуха,

чувства

ритма,

памяти,

моторно-

двигательных навыков и др.

7

Для

реализации

данной

комплексной

задачи

педагогу

необходимо

опираться

на

игровые

ситуации

творческо-развивающего

характера

(«Нарисуй

словами»

-

дать

словесное

описание

музыкального

образа

произведения;

«Какие

краски

подсказала

музыка?»

-

прослушав

музыку,

раскрасить рисунок на заданную тему; «Музыкальная сказка» - придумать

сюжет к исполняемой пьесе. Умело вводить в структуру урока музыкально-

дидактические игры «Музыкальное лото»; «Музыкальные загадки», «Угадай

звук»,

«Собери

звукоряд».

Использовать

упражнения,

направленные

на

развитие мелкой моторики рук, релаксации сенсорики,

коммуникативных

способностей и эмоциональной сферы.

Практика показывает, что активная позиция учащегося должна быть

направленная не на простое усвоение готовых знаний, а их «добывание». При

этом ключевую роль играет позиция самого педагога. Она основывается на

позиции партнерства, равенства, готовности удивляться и открывать новое в

сотворческой

деятельности

с

ребенком.

Такая

позиция

превращает

музыкальную

игру

в

обучающий

фактор,

способствующий

гуманизации

взаимоотношений

«учитель

ученик».

Если

ученику

интересны

игры,

предлагаемые

педагогом,

то

в

структуре

его

деятельности

постепенно

возникают

изменения.

Оставаясь

ведущим

видом

деятельности,

игра

обогащается и дополняется личностными волевыми качествами, такими как

активность,

инициативность,

стремление

к

успеху,

к

показу

своих

достижений.

Задача

педагога

умелая

и

ненавязчивая

организация

творческого игрового процесса с использованием его естественных форм

путем систематизации, углубления музыкальных игр и игровых ситуаций,

формирование

активного,

сознательного

отношения

к

самостоятельным

домашним

занятиям.

В

основу

обучения

детей

кладется

музыкальное

переживание,

поэтому

первоначальный

игровой

репертуар

должен

быть

ярким, образным,

легко запоминающимся, доступным для восприятия и

воспроизведения.

Реализация

художественно-смысловых

задач,

раскрытие

8

содержания

и

поэтического

образа

произведения

будет

происходить

на

основе четких музыкально-слуховых и звуковых представлений.

5.Основные направления и функции игровой деятельности.

В педагогике игра рассматривается с разных сторон: во - первых, как

средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям

определенные знания, умения, воспитывать заранее намеченные качества и

способности; во-вторых, как форма организации и жизнедеятельности детей,

когда в свободно избранной и свободно протекающей игре, направляемой

педагогом, создаются играющие детские коллективы, складываются между

детьми

определенные

отношения,

личные

симпатии

и

антипатии,

общественные и личные интересы.

Игра

для

детей

это

способ

ориентации

в

реальном

мире,

пространстве

и

времени,

способ

исследования

предметов

и

людей.

Включаясь в процесс игры, дети учатся жить

в современном мире. Игра

помогает ребёнку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями

культуры и выработать определенные навыки. Когда дети играют,

они

воображают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним

ресурсам, которые могут стать частью их личности. Первым, кто предложил

изучать игру детей с целью их понимания и воспитания, был Ж.Ж.Руссо. Еще

в

XVIII

веке

он

писал,

что

для

того,

чтобы

узнать

и

понять

ребенка,

необходимо наблюдать за его игрой. В дальнейшем он обосновал огромное

значение данного периода и особую роль игр в детстве. Руссо рекомендовал

учителю

самому

стать

ребенком,

чтобы

присоединиться

к

играм

своего

воспитанника.

Л.С.

Выгодский

полагал,

что игра

это

прекрасный

метод

развивающего

обучения.

Его

очень

интересовал

символический

и

фантазийный аспекты игры, в которой ребенок палочкой замещает лошадь и

скачет на ней как на настоящей лошади. Для маленьких детей воображаемая

ситуация является реальностью и нужно поощрять такую воображаемую

9

игру, так как она способствует развивающему обучению ребенка, особенно

развитию его творческих способностей.

Функции игры – это ее разнообразная полезность. Назовем наиболее

важные:

-эмоциогенная

функция

меняет

эмоциональное

состояние,

как

правило, в сторону его улучшения, повышения настроения, воодушевляет,

пробуждает интерес к чему-либо;

-диагностическая

функция

– игра

обладает

предсказательностью,

раскрывает в детях истинно детское, личностное. Ребенок проявляет свои

силы, возможности в свободных действиях, самовыражаясь и самоутверждая

себя;

-релаксационная функция – игра снимает или уменьшает физическое и

интеллектуальное напряжение;

-компенсаторная функция – через игру реализуется идея дополнения

жизни: взрослый «пробует»; «переживает» в игре уже неиспользованные

возможности

жизни;

ребенок

«примеривает»

еще

неиспользованные,

невыбранные возможности;

- коммуникативная функция – игра всегда вводит ребенка в реальный

контекст

сложнейших

отношений,

поскольку

игра

деятельность

коммуникативная;

-функция самореализации – процесс игры - это всегда пространство для

самореализации,

уникальная

возможность

для

человеческой

практики

ребенка;

-социокультурная функция – игра – сильнейшее средство социализации

ребенка,

включающее

в

себя

как

социально-контролируемые

процессы

целенаправленного воздействия на становление личности, так и спонтанные,

влияющие на формирование ребенка.

Существует

несколько

групп

игр,

развивающих

интеллект,

познавательную активность ребенка:

-предметные игры, как манипуляция с игрушками и предметами;

10

-творческие

сюжетно-ролевые

игры

в

обучении

не

просто

развлекательный прием, а способ организации познавательного материала.

Игра

обладает

огромным

эвристическим

и

убеждающим

потенциалом

происходит реализация игровой и учебной деятельности;

-дидактические

игры

используются

как

средства

развития

познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами;

-интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги.

Игровая

форма

занятий

создается

на

уроках

при

помощи

игровых

приемов

и

ситуаций,

которые

выступают

как

средство

побуждения,

стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий

происходит по таким основным направлениям:

-дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи;

-учебная деятельность подчиняется правилам игры;

-учебный материал используется в качестве ее средства;

-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым

результатом.

6.Заключение.

Высоко оценивая воспитательскую роль игр детей, А.С. Макаренко

писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение,

какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре,

таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание

будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Длительное наблюдение за играми, изучение их содержания у детей

разных народов позволяет сделать вывод о том, что основным источником

игры является жизнь людей, условия, в которых живет ребенок, его семья.

Каждая игра – это общение ребенка с взрослыми, с другими детьми,

это

школа

сотрудничества.

Доброжелательность,

поддержка,

радостная

обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае игры будут полезны

для

развития

ребенка.

Игра

должна

иметь

познавательное

значение,

11

активизировать

мыслительную,

эмоциональную

и

двигательную

деятельность учащихся, создавать условия для детского творчества.

Метод игры повышает эффективность обучения, создает атмосферу

радости

и

праздничности,

приобщает

ребенка

к

полноценному

учебно-

образовательному

процессу, самостоятельной творческой деятельности. И

если видно, что ученик с радостью и нетерпением ждет следующего урока, то

цель,

поставленная

педагогом,

достигнута.

Ребенок

увлекается

музыкальными

играми,

стремится

к

общению

с

учителем.

Отсюда

творческое

самоудовлетворение

преподавателя,

стремление

его

к

новым

поискам,

к

отходу

от

традионационализма

и

стереотипов

в

обучении

и

воспитании

учащихся,

что

приведет

ребенка,

в

конечном

итоге,

к

полноценной

духовной

жизни,

заполненной

играми,

сказками,

миром

музыки, фантазии и творчества.

12

Используемая литература:

1.Артоболевская, А. Первая встреча с музыкой: из опыта работы педагога-

пианиста

с

детьми

дошкольного

и

младшего

школьного

возраста.

М.,

«Современный композитор», 1985.

2.Демина, Л.Д. Личность: проблемы психологического консультирования. –

Барнаул, 1993.

3.Кабалевский,

Д.Б.

Программа

по

музыке

для

общей

образовательной

школы. – М., 1997.

4.Мухина, В.С. Возрастная психология. – М., 1998.

5.Павлова,

Л.Ю.

Основы

игры

в

учебно-воспитательном

процессе//

Дополнительное образование . – 2002. - №3

6.Осеннева,

М.С.

Безбородова,

Л.А.

Методика

музыкального

воспитания

младших

школьников//

Учебное

пособие

для

студентов

высших

педагогических учебных заведений. – М., 2002.

7.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии// Учебное пособие

для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. – М.:

Народное образование, 1998.

8.Фопель, Ф. Как научить детей сотрудничать?// Психологические игры и

упражнения. – М., 1999.

13



В раздел образования