Автор: Сущева Наталья Александровна
Должность: Преподаватель эстрадного вокала
Учебное заведение: МБУДО ДШИ пгт Ильского
Населённый пункт: Краснодарский край Северский Район пгт Ильский
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Различные методы работы над вокальной техникой с использованием здоровье сберегающих технологий"
Раздел: дополнительное образование
Открытый урок по эстрадному вокалу Сущевой Натальи
Александровны
Тема урока: различные методы работы над вокальной техникой с
использованием здоровье сберегающих технологий.
Цель урока: Раскрыть и обосновать различные методы работы над
вокальной техникой в эстрадном вокале.
Задачи: 1) выявить различия между эстрадным и академическим вокалом
2) Определить последовательность упражнений
3) Практически наглядно показать выполнение упражнений детьми
разного возраста и уровня подготовки.
Введение. Сходство и различия между академическим и эстрадным
вокалом.
Пение – это род музыки, где в качестве живого музыкального инструмента
выступает голосовой аппарат человека, а точнее всё его тело. Вокалист, чтобы
заниматься, должен быть здоров.
В моем классе учится 30 вокалистов от 6 до 32 лет. В ходе нашего урока я
покажу, как работаю над постановкой голоса и с малышами и с взрослыми
учениками. Поскольку, мы будем говорить об эстрадном вокале, хочется
внести ясность в определении различия между жанрами академического и
эстрадного вокала.
Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала
своей строго классической позицией, это старая классическая вокальная
школа, которая не предполагает пения в микрофон. В академическом
вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и
историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют
академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных
направлениях. С опытом у академического певца формируется
определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится
очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях,
академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут
облегчить подачу звука.
Эстрадный вокал
Эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений,
объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде
всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как
правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В
эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы
джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный
вокал отличается от академического вокала более открытым и более
естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и
опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в
академическом.
Работа над дыханием. Дыхательная система А.Н. Стрельниковой
Искусство пения – это, прежде всего искусство правильного дыхания, которое
является важнейшим фактором нашего здоровья.
Для укрепления и развития
дыхательной системы существует система дыхательных упражнений
Александры Николаевны Стрельниковой. Ее основная идея в том, что
дышим в режиме сопротивления. В этом случае дыхательным мышцам
приходится более активно работать.
1)
Шарик: Встать прямо, подбородок параллельно полу. Поставить руки
на нижние ребра и вдохнуть так, чтобы они расширились
одновременно, надувая живот. ( шарик надулся) Дышать нужно в
нижние ребра, живот, уголки легких (спина). Чтобы почувствовать, где
именно находится опора звука, нужно медленно выдувать букву « с».
Уголки губ чуть приподнять, чтобы открылись верхние зубы. ( Эта
позиция как раз отличается от академической)
2)
Насос: Исходное положение: встать прямо, ноги поставить на ширине
плеч, руки вдоль туловища. Нужно сделать легкий поклон, тянуться
руками к полу, не касаясь его, на звук «с» и «ш». Приподняться не
выпрямляясь до конца, и снова поклон с вдохом. Поклоны делаются
ритмично, спина круглая, голова опущена, сильно наклоняться не
нужно.
Выполнять по 8 вдохов-движений на звук «с» и 8 вдохов-движений на
звук «ш».
3)
Поворот головы: встать прямо, ноги на ширине плеч. Поворот головы вправо
– вдох, в исходное положение выдох. Затем поворот головы влево — вдох в
исходное положение выдох. Голову не останавливать, шея расслаблена.
Выполнять по 8 вдохов-движений.
4)
Змея: вдох в нижние ребра, выдох на звук – ш…, затем остаток воздуха
выдыхаем со звуком пыр с верху вниз. Выполнять по 8
вдохов.
5)
Дровосек: ноги на ширине плеч, руки перед собой сцепить. Делаем замах
вверх - вдох, опускаемся вниз - быстрый выдох с произношением «УХ-Х-Х»
Выполнять по 8 вдохов-движений.
6)
Накачка: качаем воздух в нижние ребра (4 вдоха) и резко выдыхаем на
звук «Ха». Выполнять по 8 вдохов.
7)
Раз, два, три: В своей работе я часто использую упражнения для достижения
нескольких задач. Это развитие певческого дыхания и развитие артикуляции.
Делаем глубокий вдох и считаем от одного до восьми, пока не закончится
дыхание.
8)
Егорка: Делаем глубокий вдох, быстро и четко проговариваем «Как на горке
на пригорке, стояли тридцать три Егорки, раз Егорка, два Егорка, три
Егорка…»
Работа над вокальной техникой.
Пение помогает избавиться от стрессов. Учёные обнаружили, что в мозге во время
пения вырабатывается эндорфин, вещество, благодаря которому человек ощущает
радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный
тонус.
С малышами распеваемся на простых упражнениях:
1)
«Вот иду я вверх, вот иду я вниз»
2)
«От топота копыт, пыль по полю летит»
3)
«Три сороки тараторки,
тараторили на горке»
Пока ребенок маленький, нет возможности работать над всеми вокальными
навыками, как с взрослыми детьми, поэтому мы берем в работу простые
несложные песенки с небольшим диапазоном, постепенно расширяя его.
Одновременно работая над чистотой интонации, постановкой дыхания и
выразительностью исполнения.
4)
« В погреб лезет Жучка»
5)
«Чи-ки, чи-ки»
Очень важно, чтобы в момент распевания, дети не стояли в стойке. Двигаемся, во
время пения, наклоняемся и размахиваем руками.
Лечение пением ещё описано Аристотелем и подхвачено всеми
действующими религиями. На протяжении многих веков
оздоровительным средством и по сей день служит церковное пение.
В языческой культуре существовал обычай, когда больного помещали
внутрь хоровода, и пели, исцеляя тем самым все недуги.
Занятия вокалом совершенствуют речевую функцию организма.
Известна практика, когда пением излечивается заикание. Чем раньше
заикающийся ребёнок будет заниматься пением, тем больше у него
шансов избавиться от этого недостатка.
Вокал – это уникальное средство самомассажа внутренних органов. Дело
в том, что когда человек поёт, только 20% звука направляется во внешнее
пространство, а 80% - внутрь, в наш организм, заставляя более интенсивно
работать наши органы.
Упражнения на стокатто:
1)
«Мы перебегали берега»
Распевка с чередованием темпа:
2)
«Белый снег, белый мел»
Ритмичные распевки с элементами джаза:
3)
«Шли сорок мышей»
4)
«Дум, де-дум»
Чудодейственной силе звука отдавали должное и на Руси, ему даже отводилась
некая мистическая роль. Самый простой пример: получив травму, человек стонет,
не потому, что хочет позвать на помощь. Как теперь выяснилось, стоны имеют
эффект анестезии, возбуждая деятельность одних участков мозга, и подавляя
активность других. Стоны стимулируют выброс в кровь эндорфинов, которые по
болеутоляющему действию сильнее морфия в 50 раз!
Об оздоравливающем действии пения во всём теле говорил и создатель
системы восстановления и совершенствования голоса «Физвокализ» А.И.Попов.
Анатолий Иванович Попов, пройдя долгий сложный путь, создал бесценную
оздоровительную систему – физвокализ, способную не только избавить людей от
профессиональных заболеваний, но и укрепить здоровье, продлить полноценную
жизнь, отодвинуть старость.
В Великую Отечественную войну в армии он заразился туберкулёзом. Причём
заболел редкой и очень тяжёлой его формой – туберкулёзом подчелюстных
лимфатических узлов. Он выжил, хотя к туберкулёзу добавились бесконечные
ангины и воспаление миндалин. Врачи ему твердили: «Петь не сможете! Нового
горла вам не вставить». А ведь до болезни Попов очень хорошо пел оперные
партии.
Для кого-то приговор врачей мог стать трагедией, но не для Попова. Огромная
вера в себя и природная смекалка подсказали правильное решение. Он начал
читать стихи вслух, и вскоре понял, что палочка Коха боится его голоса.
Впоследствии Попов стал всем советовать начинать укрепление своего здоровья
именно с чтения стихов отечественных поэтов. Ведь русский язык так певуч.
Читая вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Попов
почувствовал, что его горло перестало болеть, а голос окреп. Таким образом,
Попов вылечил свой туберкулёз.
Взрослая категория учащихся:
Особое внимание следует уделить звуку «р», поскольку он способствует
улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность.
1)
На звук «р» поем тоническое развернутое трезвучие.
2)
«Ра-ро-ри-ра-ро-ри-ра»
эта распевка в быстром темпе не только хорошо
разогревает связки, но и прекрасно подходит для расширения диапазона.
Упражнения на стокатто:
3)
«Ми-и-и-и-я» поем отрывисто на опоре снизу вверх октавами
4)
«Ай-я-яй!» сверху вниз, резко и отрывисто по тризвуку. Звук должен
ударяться в корни передних зубов.
Упражнение на глиссандо и развитие эстрадного приема «йодль»:
5)
«Отзовись»
снизу вверх и обратно октавами
Это упражнение требует более широкого дыхания и ровности звука по всему
диапазону:
6)
«Ми-и-и…» от ноты до к ноте соль и обратно два раза, затем от ноты до к
ноте ре второй октавы и обратно на одном дыхании
Заключение.
Каждый педагог волен использовать самые разнообразные приемы и
упражнения для развития и укрепления певческого голоса и вокальных
навыков. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятиях и
с удовольствием двигался к положительному результату. Педагогу нужно
быть очень внимательным, чтобы выбирать для ребенка упражнения и
репертуар, позволяющие как можно шире раскрыть все возможности
данного ученика. Здесь очень важно знать меру. Не стоит утомлять
ученика долгими упражнениями, но и нельзя ими пренебрегать. Надо
знать особенности каждого ученика. Кого – то лучше распевать сверху
вниз, а кого-то наоборот.
Петь в любом случае полезно, даже если человек считает, что у него нет
ни слуха, ни голоса (как правило, такие люди как раз очень любят петь).
На Руси считали, что в человеке поёт сама душа и пение – это её
естественное состояние. Если у вас плохое настроение, вы часто болеете,
испытываете усталость и напряжённость, совет один – пойте… и радуйтесь
жизни!