Автор: Сафонова Людмила Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОБУ "СОШ №76"
Населённый пункт: город Оренбург,Оренбургская область
Наименование материала: Разработка урока по математике
Тема: Умножение дробей
Раздел: среднее образование
Предмет: математика
Разработал: учитель математики Сафонова Л.А.
Учебник: Н.Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. В. Шварцбурд.
Класс: 6
Тема: «Умножение дробей»
Цели: Создать условия для формирования умения обучающихся применять правила
умножения дробей на натуральное число, алгоритма действий при умножении
обыкновенных и смешанных дробей.
Задачи:
- познакомить учащихся с правилом умножения дробей на натуральное число, свойствами
умножения дробей и свойствами нуля и единицы при умножении;
- научить строить алгоритм действия умножения обыкновенных и смешанных дробей,
- выработать навык умножения обыкновенных и смешанных дробей при нахождении
значений выражений и решении задач;
- развивать культуру выражения мыслей в устной и письменной речи;
Оборудование: электронная презентация.
Ход занятия:
Актуализация прежних знаний.
- Какие числа мы называем натуральными?
- Какие числа мы называем смешанными числами?
- Что называют обыкновенной дробью?
Постановка проблемы.
Решите задачу 1:
Вася может решить уравнение за
1
6
ч. Сколько времени потребуется Васе, чтобы
решить 4 уравнения?
РЕШЕНИЕ:
1
6
· 4
- Умеем ли мы умножать дроби на натуральное число?
Решите задачу 2:
Вася может прочитать рассказ за 1
1
6
ч. Сколько времени потребуется Васе,
чтобы прочитать 1
1
2
рассказа?
РЕШЕНИЕ:
1
1
6
· 1
1
2
Постановка задач урока.
- Что мы с вами будем изучать на данном уроке?
+ Умножение дробей.
Составление плана урока.
(Учащиеся с помощью наводящих вопросов учителя составляют план урока)
- Что нам нужно вспомнить, прежде чем
приступить к изучению новой темы?
- Что нужно уметь, чтобы успешно изучать
математику?
- К чему можно приступить после устного
счета?
- Чего нам бы хотелось узнать после
изучения новой темы?- После того как мы
проверим работу алгоритма, нам
необходимо …?
ПЛАН УРОКА:
1.
Устный счет.
2.
Вывести алгоритм умножения
смешанных чисел.
3.
Применить на практике.
4.
Провести самостоятельную работу
- Итак, считаем устно:
Устный счет.
1.
Вычислите:
а) 2 -
2
3
; 5 -
7
12
; 8 -
5
23
;
б) 2
1
3
-
1
3
; 4
1
7
-
1
5
; 3
1
9
-
1
3
;
в) 3
1
4
+ 4
1
5
; 2
1
8
+ 3
1
3
; 2
1
3
+ 5
1
2
;
40
2.
Сократите дробь:
15
35
;
12
16
;
21
30
;
12
30
;
16
40
;
40
100
.
3.
Найдите площадь участка ширина которого12 м, а длинна 50 м.
4.
Площадь одной грани куба 2 см
2
. Вычислите площадь его поверхности.
5.
Установите закономерность и назовите число под звездочкой.
3
12
6
4
16
8
5
20
*
Ответ: 10
Изучение новой темы урока.
Ученик ставиться в положение исследователя: он должен провести исследование,
чтобы открыть принцип умножения дроби на натуральное число при анализе задачи 1
Решение:
1
6
+
1
6
+
1
6
+
1
6
=
1
6
· 4 =
4
6
ч
- Приведите свои примеры умножения натурального числа на дробь.
- Сделайте вывод, как умножить натуральное число на дробь.
ВЫВОД: Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо ее числитель
умножить на это число, а знаменатель оставить без изменения.
Ученик проводит исследование, чтобы открыть принцип умножения дроби на дроби при
анализе задачи 3.
- Решите задачу 3:
Длина прямоугольника
4
5
дм, а ширина
2
3
дм. Чему равна площадь
прямоугольника?
- Обычно вначале обозначают произведение числителей и произведение знаменателей,
затем производят сокращение и только потом выполняют умножение. В ответе, если это
возможно, из дроби исключают целую часть.
Решение:
4
5
·
2
3
=
4 ∙ 2
5 ∙ 3
=
¿
8
15
¿
дм
2
).
АЛГОРИТМ умножения дроби на дробь:
1.
Обозначить произведение числителей и произведение знаменателей.
2.
Произвести сокращение.
3.
Выполнить умножение.
Ученик проводит исследование, чтобы открыть принцип умножения смешанных
чисел при анализе задачи 2
Решение: 1
1
6
· 1
1
2
=
7
6
·
3
2
= =
7 ∙ 3
6 ∙ 2
=
7
4
= 1
3
4
АЛГОРИТМ умножения смешанных чисел:
1.
Записать смешанное число в виде неправильной дроби.
2.
Обозначить произведение числителей и произведение знаменателей.
3.
Произвести сокращение.
4.
Выполнить умножение.
- Сформулируйте самостоятельно свойство нуля и единицы при умножении.
Закрепление изученного материала.
1.
Выполните умножение (на доске и в тетрадях):
5 ·
3
7
; 1 ·
5
9
; 0 ·
3
18
;
3
4
· 24;
3
5
· 35; 12 ·
3
4
; 13 ·
1
13
;
11
12
· 36;
2.
№419 (а – и)
3.
№ 431 (Работа в группах)
Физминутка
Самостоятельная работа. (Учитель оказывает помощь, учащимся, у которых возникли
вопросы)
Вариант №1
1.
Выполните умножение:
1
2
· 7;
6
7
· 2;
7
25
· 100;
3
7
· 77;
5
6
· 5;
3
16
· 36;
Вариант №2
1.
Выполните умножение:
1
3
· 8;
3
5
· 2;
7
9
· 81;
7
11
· 77;
5
18
· 36;
3
17
· 34;
(Проверка самостоятельной работы проводиться по ответам записанным на обратной
стороне доски.)
Повторение изученного материала.
№ 420, № 421, №422 ( в тетрадях и у доски)
№ 443 (групповая работа)
- Чтобы найти сумму чисел, какое действие надо выполнить?
- А разность?
- Что нужно сделать, чтобы выполнить задание? (Применить сочетательное свойство
сложения).
Подведение итогов.
- Расскажите, как умножить дробь на натуральное число?
- Расскажите, как выполнить умножение двух дробей и как выполнить умножение
смешанных чисел?
- Какими свойствами обладает действие умножения?
- Сформулируйте свойства нуля и единицы при умножении.
Домашнее задание.
(Все номера выполняемых упражнений на уроке и номера домашней работы записаны
на доске еще до начала урока. Причем учащимся видно аналогию домашних заданий с
классными, это дает возможность сэкономить время на объяснении домашней работы)
Классная работа
№ 419 (а – и)
№431
№420
№ 421
№422
№ 443
Домашняя работа
№ 457 (а – в)
№ 460