Напоминание

"Обучение детей ходьбе на лыжах в дошкольном образовательном учреждении"


Автор: Кочуева Ирина Константиновна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 75 "Солнышко"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Обучение детей ходьбе на лыжах в дошкольном образовательном учреждении"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы инструктора по физической культуре И. К. Кочуевой

Обучение детей ходьбе на лыжах в дошкольном образовательном

учреждении.

Эффективным средством укрепления здоровья, снижение заболеваемости детей

является

закаливание

организма

средствами

проведения

физкультурных

мероприятий

на

свежем

воздухе.

Одним

из

самых

доступных

видов

спорта

в

детском саду в зимний период является ходьба на лыжах.

При систематическом обучении детей ходьбе на лыжах у детей развивается

координация

движений.

Быстрое

передвижение

на

свежем

морозном

воздухе

укрепляет

здоровье,

закаливает

организм,

развивает

быстроту,

силу,

ловкость,

выносливость, помогает выработать хорошую согласованность движений.

По своей структуре ходьба на лыжах близка обычной ходьбе и бегу.

Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее

воздействие

на

формирование

детской

стопы,

помогает

предупредить

развитие

плоскостопия.

Когда же лучше всего начинать обучение детей ходьбе на лыжах? С точки зрения

возрастного развития организм ребёнка 3-4 лет вполне подготовлен к овладению

простейшими навыками ходьбы на лыжах.

В любой возрастной группе обучение детей ходьбе на лыжах проходит в два

периода:

1- подготовительный период

2 - обучающий

период

1. Подготовительный период

Цель периода: познакомить детей с лыжами, вызвать интерес к этому виду спорта.

Ознакомление детей с лыжами в младшем возрасте можно начать в помещении

путём

демонстрации

рисунков,

фотографий

с

изображением

лыжников,

детей

катающихся на лыжах. Воспитатель показывает детям лыжи, рассказывает как их

брать

переносить.

Прочитать

детям

рассказы

стихи

связанные

с

лыжными

забавами.

В старших и подготовительных группах

детям рассказывают о том, что в

зависимости

от

назначения

имеется

несколько

типов

лыж:

туристические,

или

прогулочные, охотничьи, гоночные, слаломные, прыжковые, лыжи для скоростного

спуска с гор, специальные детские лыжи. Знакомят с разными креплениями лыж, с

правильной ходьбой на лыжах. На занятиях по развитию речи знакомим детей с

пословицами,

поговорками,

стихами

о

лыжах.

Для

рассказывания

по

картинам

подбираем иллюстрации связанные с лыжным спортом. На занятиях по ОБЖ дети

знакомятся с правилами поведения на лыжне, на математике дети учатся подбирать

длину лыж по росту ребёнка. Ведём работу по

овладению детьми

навыками

смазывания лыж. Вначале лыжи смазывает воспитатель, затем

самостоятельно

дети. Учим детей правильно скреплять и переносить лыжи.

На

прогулке

с

детьми,

одетыми

в

облегчённую

одежду,

приближённую

к

лыжной, проводятся упражнения и игры преследующие цель общего физического

развития и закаливания.

Здесь могут

быть игры развивающие координацию

движения, воспитывающие ловкость, смелость. Например, игра «Пробеги и не

задень» (6 лыжных палок втыкаются в землю на расстоянии 2-2,5 м. др. от др.).

Ребёнок должен легко и быстро пробежать между палками не задев их; ходьба под

воротца, перешагивание ряда палок на высоте 15-20 см. от земли и др. На занятиях

по физической культуре особое внимание уделяется упражнениям, укрепляющим

мышцы стопы (ходьба на носках, собирание шнура пальцами ног, вращение обруча

или кольца ногами). Очень важна так же тренировка вестибулярного аппарата. С

этой целью включаются различные повороты, кружения, ходьба по качающемуся

бревну, упражнения со скакалкой и др.

1. Обучающий период

Цель периода

- учить детей правильно ходить на лыжах

- использовать ходьбу на лыжах как средство оздоровительного воздействия на

организм детей

Задачи:

-

Обучать

детей

правильной

технике

ходьбы

на

лыжах

(следить

за

осанкой,

дыханием)

- Учить детей разным способам ходьбы на лыжах

-

Используя

игры

и

игровые

упражнения,

улучшить

качество

техники

передвижения на лыжах

- Укреплять здоровье детей, повышать сопротивляемость

детского организма к

внешним раздражителям.

- Содействовать всестороннему развитию и воспитанию таких положительных черт

личности как самообладание, решительность, взаимопомощь , настойчивость и др.

-

Воспитывать

у

детей

личную

физическую

культуру,

потребность

в

здоровом

образе жизни.

-

Создавать

условия

для

обучения

детей

ходьбе

на

лыжах,

их

гармоничного

физического развития.

- Привлекать родителей к физкультурно - оздоровительной работе.

Этапы работы с детьми

В связи с тем, что работа по обучению детей и привлечению родителей к ходьбе

на лыжах протекает в течение почти всего дошкольного возраста (3-7 лет) можно

выделить 4 этапа обучения каждый из которых соответствует возрастной группе.

Младшая группа

При

поступлении

детей

в I

младшую

группу

детского

сада,

у

многих

наблюдается недостаточно

развита координация

движений. Дети часто теряют

равновесие и падают, им трудно даются согласованные движения.

В 3 года улучшается

согласованность движения рук и ног, увеличивается

подвижность. Детей 3-х лет

сначала учат просто стоять на лыжах, сохранять

равновесие, затем передвигаться, поочерёдно вынося то правую, то левую ногу,

свободно размахивая руками, как и при обычной ходьбе. При этом не обязательно

требовать, чтобы они переносили во время ходьбы вес тела с одной лыжни на

другую. Это умение может быть выработано и на втором году обучения, когда детям

будет уже доступно передвижение большим «скользящим»

шагом, т. е. шагом с

длинным периодом скольжения на одной ноге. В процесс обучения включаются и

подвижные игры такие как:

1.

«Пройди по кругу»

Воспитатель

прокладывает

лыжню

по

кругу

диаметром

10-40

см.

Дети

по

очереди выходят на лыжню в месте, обозначенном флажком. Каждый должен

пройти по лыжне и снова вернуться к флажку (одновременно идёт не болнее3-4

детей)

2.

«Воротики»

На

ровном

месте

поперёк

лыжни

ставятся

«воротики»

две

составленные

верхними концами под углом лыжные палки, или два прута. Подходя по лыжне к

«воротикам», дети сгибают ноги сильнее и проходят через них, стараясь не

сбить. На круговой лыжне можно расставить несколько «воротиков», которые

могут быть разной высоты.

Таким образом, основная задача при обучении детей младшего дошкольного

возраста – освоение нового комплекса ощущений, связанных с «чувством лыж».

Передвижение ступающим шагом является хорошим средством для развития

«чувства лыж» и подводящим упражнением к обучению скользящему шагу.

Описание работы на втором этапе.

Средняя группа

Важной

задачей

обучения

детей

средней

группы

является

овладение

ими

скользящим

шагом.

Для

закрепления

навыка

скользящего

шага

на

лыжах

рекомендуется проводить различные игровые упражнения и игры

1.

«Кто первый повернётся?»

Дети становятся на одной линии на расстоянии нескольких шагов др. от др.

лицом

к

воспитателю.

По

его

команде:

«Кругом»!

дети

поворачиваются

переступая на месте вокруг себя. Выигрывает закончивший поворот первым.

Дети должны стараться поворачиваться так, что бы на снегу образовался рисунок

звёздочки.

2.

«С горки в присядку»

Дети спускаются со склона на лыжах, глубоко присев (сильно согнув ноги). Что

бы удержать равновесие надо слегка наклонить плечи вперёд.

Описание работы на третьем этапе.

Старшая группа

Ребёнок

шестого

года

жизни

отличается

хорошей

координацией

движения,

прямолинейностью,

возрастающей

равномерностью

и

стремительностью.

Последнее связано с увеличением силы, отталкивания и длины шага. Но многие

детали техники ходьбы на лыжах ещё не отработаны. В старшей группе необходимо

отрабатывать отдельные детали техники и совершенствовать разные виды ходьбы на

лыжах. Повысить техничность ходьбы на лыжах помогут спортивные упражнения

и спортивные игры:

1.

«Шире шаг»

Воспитатель отмечает на лыжне 20-25 м. и предлагает ребёнку преодолеть это

расстояние без палок,

делая широкое скользящее движение ног. Попытка в

которой ребёнку удаётся пройти дистанцию самым маленьким числом шагов

считается рекордной. На следующих занятиях ребёнок пытается улучшить свой

результат.

2.

«Слалом»

На ровном месте на лыжне расставляется 5-7 меток, ребёнок пробегает между

ними на лыжах змейкой, совершая повороты и огибая палки то с правой, то с

левой

стороны.

В

соревнованиях

выигрывает

тот,

кто

пройдёт

дистанцию

быстрее других и не свалит ни одной метки.

3.

«Лесная карусель»

Несколько ребят становятся на лыжню, проложенную вокруг красивой ёлочки.

Дети одновременно бегут на лыжне вокруг ёлочки, стараясь сохранять заданное

начале

игры

расстояние.

Пробежав

несколько

кругов

в

одном

направлении,

ребята останавливаются и немного отдохнув, поворачиваются и заводят карусель

в другом направлении.

Описание работы на четвёртом этапе.

Подготовительная группа

Целью

четвёртого

этапа

стало

проведение

исследования

направленного

на

выявление

- навыков разных видов ходьбы на лыжах

- координации движения

- физических качеств

- Продолжать совершенствовать подъёмы на склоны «лесенкой», ступающим

шагом, учить подъёму «полуёлочкой».

Работа с родителями

Воспитатель рассказывает родителям о пользе занятий на лыжах для здоровья

ребёнка, как правильно подобрать лыжи по росту ребёнка. Подбирая лыжи, следует

ориентироваться на высоту ребёнка с вытянутой вверх рукой. Если ребёнок достаёт

рукой верхнего конца лыжи, поставленной вертикально рядом с ним, значит размер

её выбран правильно.

Составляет рекомендации для родителей о значении лыж, оформляет папку по

методике обучения детей ходьбе на лыжах. Объясняет родителям значимость

данной работы через беседы и консультации.

Пропагандирует организацию лыжных прогулок родителей и детей в выходные

дни. Можно совместно с родителями провести совместную лыжную прогулку в

нашем парке.



В раздел образования