Напоминание

"Небесное и земное в звуках и красках"


Автор: Пудкова Татьяна Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ Зимёнковская СОШ
Населённый пункт: Владимирская область, п.Зимёнки
Наименование материала: методическая разработка урока в 5 классе
Тема: "Небесное и земное в звуках и красках"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок музыки в 5 классе

II полугодие «Взаимосвязь музыки и живописи»

Тема урока: «Небесное и земное в звуках и красках»

Автор – Пудкова Татьяна Владимировна, учитель музыки МБОУ

Зимёнковской СОШ, Муромского района.

Цель урока: раскрыть взаимосвязь музыки с живописью, показать взаимосвязь

изобразительного искусства и музыки через воплощение образа матери в духовном

искусстве

,

формировать художественную культуру личности ребёнка.

Задачи: раскрыть понятия «музыкальный пейзаж», «музыкальная живопись»,

«живописная музыка», раскрыть значение понятий «небесное и земное», светская и

духовная музыка; развивать внимание, память, эмоциональную сферу учащихся;

воспитывать уважительное отношение к матери, женщине и к произведениям

искусства, раскрывающим образ Божьей Матери.

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Межпредметные связи урока: музыка, история, литература, изобразительное

искусство.

УУД: умение осознанно строить речевые высказывания в устной форме; умение

слушать и вступать в диалог; умение точно и полно выражать свои мысли.

Музыкальный материал: Ф.Шуберт «Аве Мария», С.В.Рахманинов «Всенощное

бдение» - «Богородице Дево, радуйся», Т.Мурина песня «Нет теплее рук».

Ход урока:

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если “любимая” - слово святое,

То трижды священное – “женщина – мать!”.

Л. Рогожников

1.

Организационный момент.

2.

Подготовка к изучению нового материала через повторение.

- Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили о взаимодействии трёх видов

искусств. Каких? (музыки, литературы, живописи). Скажите, а с какой целью

человек соединяет разные виды искусства? (для более полного, точного и

гармоничного представления об образе, дополняя воображение зрителя для более

целостного восприятия образа).

- Великий итальянский художник и учёный 15 в. Леонардо да Винчи сказал:

живопись – это поэзия, которую видят, а музыка – это живопись, которую слышат.

Другими словами, он говорит нам о том, что человек обладает внутренним

зрением и внутренним слухом.

- Мы можем музыку увидеть: она способна в нашем воображении рисовать

различные картины. Многие произведения, звучащие на наших уроках

побуждают нас вспомнить русскую природу. Природа и искусство неразделимы

одно от другого, поэтому так часто музыка вызывает в нашем воображении

разные картины природы. Так же как и в живописи, мы называем их – пейзажем.

Давайте вспомним что такое музыкальный пейзаж? (это «пейзаж настроения», в

котором на первый план выходят средства музыкальной выразительности).

- Приведите примеры музыкального пейзажа? (Чайковский «Времена года»,

Вивальди «Времена года»).

- Как вы понимаете понятия «живописная музыка» и «музыкальная живопись?

- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о музыки и живописи. Тема нашего

урока «Небесное и земное в звуках и красках». Я прошу вас быть внимательными

и в конце урока объяснить почему так называна тема урока.

В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку

волновала художников и музыкантов всех народов. Эта тема близка каждому

человеку.

- Художники во все времена обращались к изображению матери, вкладывая в этот

образ красоту и гармонию мира, самые возвышенные чувства и всю духовную

силу человечества.

3. Изучение нового материала.

- Сейчас мы посмотрим на картину одного замечательного итальянского

художника Рафаэля «Сикстинская мадонна» (слайд с изображением картины)

«Сикстинская мадонна» - самая известная картина Рафаэля. В основу е

содержания художник положил библейскую легенду, которая прославляла

великую силу материнства. Нас поражает взгляд матери – в нём необыкновенная

доброта, нежность, и вместе с тем страдание и тревога за судьбу сына, с которым

она идёт к людям.

- Ребята, а кто такая Богородица? Как ещё её называют? (Мадонна, Дева Мария).

- В православии мать Иисуса Христа называют Богородицей, Матерью Божией, а

в католицизме (это так же направление одной религии – христианства) Девой

Марией, Мадонной.

- Эта картина была написана в 1515 году.

Картина была создана Рафаэлем для алтаря церкви монастыря святого Сикста).

- С помощью чего художник смог передать нам все чувства? (цвета и красок).

- Какую музыку надо было бы сочинить, чтобы выразить всю силу материнской

любви и то чувство очарования ею, которое передаёт нам художник?

(Ответы детей)

- показ слайда с изображением иконы Владимирской Божьей Матери. Ребята, а

здесь что вы видите? Это картина? (нет, это икона). Верно, перед нами икона –- в

переводе с греческого языка обозначает «изображение», «образ». В христианской

церкви иконы, которые изображали Иисуса

Христа, Матерь Божию и святых, появились по II столетии нашей эры. Особенно

широкое развитие иконопись получила в Византии, а затем в средние века на

Руси приобрела исключительную художественную яркость и своеобразте.

Существует предание, что эта икона была написана самим Евангелистом Лукой

ещё при жизни Богородицы. В 5 веке она была перенесена из Иерусалима в

Константинополь, а в 7 веке прислана в Киев великому князю Юрию

Долгорукому. Сын князя Андрей Боголюбский отличался своим благочестием,

перед отъездом в свою Ростовскую вотчину взял икону с собой. На пути

Богородица явилась князю во сне и повелела поставить икону во Владимире. Как

он и сделал и с этого времени икона стала называться «Владимирской».

- В чём выражается общность картины и иконы?

- Чем они различны? Где можно увидеть картину? А где икону? (картина – это

светское, земное, икона – это духовное, небесное).

4. Практическая работа по группам.

- Сейчас вы разделитесь на группы, представите себя композиторами. Одна

группа будет описывать музыку от впечатления картины, а вторая группа иконы.

Первая группа будет описывать музыку светскую, другая духовную. Что вам

поможет выполнить это задание? (учебник, музыкальный словарь). (3 мин.на

задание).

Обсуждение выполненной работы.

- А сейчас, ребята, мы с вами послушаем музыкальное произведение

австрийского композитора Франца Шуберта «Аве Мария». Давайте вслушаемся в

её звучание и определим картине или иконе будет созвучна эта музыка.

Слушание музыки.

- Какие чувства вы услышали в музыке? (нежность, любовь, тепло. Музыка

созвучна картине). Что общего у картины и этого произведения? (один сюжет,

плавная мелодия как бы перекликается с плавностью линий рисунка, нет

контрастов. Музыкальные краски и краски в картине – мягкие, спокойные).

- А сейчас мы прослушаем ещё одно произведение русского композитора

С.В.Рахманинова, называется оно «Всенощное бдение» (всенощная – вечерняя

православная служба у православных христиан). Эта композиция из пятнадцати

песнопений – один из мировых шедевров культовой музыки, которая исполняется

в православной церкви. Музыка С.Рахманинова, что выросла из древнерусского

искусства знаменного пения и народного песнетворчества, прославляет как

наивысшую ценность стремление людей к добру, их единение в движении к

всеобщему миру.

Слушание «Богородице Дево, радуйся».

- Ребята, эта музыка созвучна картине или иконе? (иконе). Как вы думаете, где

можно услышать эту музыку? (в церкви). К кому она обращена? (к Богородице).

Как звучала музыка? (печально, скорбно).

Строго, возвышенно звучат мужские и женские голоса хора, словно наполняя

храм наичистейшей голубизной бездонного неба.

Глядя на картины, мы можем слышать в них музыку. Музыка потому и может

рисовать разные картины жизни, что у неё есть свои краски. Внимательно

вглядываясь в картину, мы можем услышать её музыку.

4. Закрепление изученного материала.

- А теперь, давайте, сравним характер этих двух произведение с тем, что вы

написали. Что у нас получилось?

5. Подведение итога урока. Рефлексия. Оценка деятельности учащихся. Д.З.

- Ребята, так почему наша тема урока так названа? О каких двух направлениях в

искусстве мы сегодня говорили? (светском - земном и духовном - небесном).

- Сейчас я вас попрошу разукрасить сердечки, если урок вам понравился –

красным закрасьте, если не понравился – синим.

- Ребята, оцените свою работу на уроке?

- Как вы думаете какое у вас будет домашнее задание? (нарисовать маму).

- правильно, молодцы, запишите в дневники.

Ребята, а каким образом мы можем на уроке показать свои чувства к образу

матери? (спеть песню о маме).

- Ведь не только небесная Богоматерь защищает нас от разных бед, ведь земная

наша мама всегда с нами рядом, готова помочь и уберечь от разных горестей и бед.

- У нас с вами у всех есть мамы, мы их любим, стараемся не расстраивать их ни

поведением, ни оценками. В завершении нашего урока мы исполним песню,

которая посвящена маме «Нет теплее рук».

Исполнение песни всем классом – Тамара Мурина «Нет теплее рук».

1.Сколько песен спето, сколько стихов

Посвящается поэтами вновь

Самой нежной, доброй и дорогой

Той, что мамою зовём мы с тобой.

Припев:

Нет теплее рук,

Нет добрее глаз.

От невзгод и от вьюг

Ты спасаешь нас.

2. У неё любви хватает на всех,

Там, где мамочка, там песни и смех.

Словно солнышко, ты светишь для нас,

Освещая каждый день, каждый час.

Припев:

3 Пусть немало впереди ждёт дорог,

Испытаний, и забот, и тревог:

Только яркой путеводной звездой

Будет мамина любовь нам с тобой.

Припев:

6. Обобщение урока.

Итак, ребята, как вы считаете, музыка и изобразительное искусство

взаимосвязаны? (Средства художественной выразительности очень похожи).

Все виды искусства и музыка и изобразительное искусство дополняют друг

друга, поэтому через музыкальные и художественные произведения идёт сочетание

и художественных и музыкальных средств и образ матери становится более

понятным, выразительным, разнообразным.

Желаю вам – чтобы рядом с вами всегда было настоящее искусство! Чтобы вы,

вслушиваясь, всматриваясь, вчитываясь в произведение искусства, глубже познавали

жизнь!

Выставление оценок.

Урок окончен.

Список литературы:

1. Искусство в школе, №5, 1999; №6, 1998.

2.Музыка : 5 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений/ Г.П. Сергеева,

Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.: ил.

3.Методическое пособие «Музыка 5-6 классы», методическое пособие для

учителя М., Просвещение, 2005г.

4. Средневековое искусство. – Самара, 1995.

5. «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 класс», М.,

Просвещение, 2011г.



В раздел образования