Напоминание

Рабочая программа по географии для 5 класса по ФГОС


Автор: Коренева Кристина Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Замишевская СОШ"
Населённый пункт: Брянская область, Новозыбковский район, с. Замишево
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по географии для 5 класса по ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАМИШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Замишевская СОШ»

_______________ Г.М.Банадыкова

«1» сентября 2016 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА

по географии

для 5 класса

Составил: учитель первой категории

МБОУ «Замишевская СОШ»

К.Н. Коренева

Рассмотрено на заседании МО учителей

естественно-научного цикла

Протокол №1 от

«» августа 2016 года

Руководитель МО_______ А.А Россенков

«Согласовано»

Зам. директора по УР

______________ Д.В. Маковенко

«» августа 2016 года

2016-2017 уч. год

Пояснительная записка

1.Цели и задачи курса.

Основная цель курса «География.

Начальный курс» систематизация знаний о природе и

человеке,

подготовка

учащихся

к

восприятию

страноведческого

курса

с

помощью

рассмотрения

причинно-следственных

связей

между

географическими

объектами

и

явлениями.

Для

успешного

достижения

основной

цели

необходимо

решать

следующие

учебно-

методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса

«Окружающий мир»;

-

развивать

познавательный

интерес

учащихся

5

классов

к

объектам

и

процессам

окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

2.Общая характеристика учебного предмета

«География.

Начальный

курс»

-

первый

систематический

курс,

новой

для

школьников,

учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном

комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому

языку;

учащиеся

овладевают

первоначальными

представлениями

и

понятиями,

а

также

приобретают

умения

использовать

источники

географической

информации.

Большое

внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование

своей местности,

используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в

дальнейшем при овладении курса географии.

Количество практических работ 4, что соответствует программе.

Рабочая

программа

полностью

соответствует

«Федеральному

государственному

образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного

общего

образования

по

географии.

5—9 классы

авторы

И. И. Баринова,

В. П. Дронов,

И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.

3.Место учебного предмета в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Федеральный базисный учебный

план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов (1 час в неделю)

для изучения географии в 5 классе.).

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного

российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и

успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов,

ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов и

норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере

определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на

формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы

воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В

ходе обучения географии у учеников основной школы должны быть сформированы:

- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях

(житель планеты, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического

пространства;

осознание единства географического пространства России как среды обитания всех

населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и

хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность

солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед

современниками и будущими поколениями;

уважение

к

природе,

истории,

культуре

России,

национальным

особенностям,

традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости

ее сохранения и рационального использования.

5.Результаты освоения учебного предмета:

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний

и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-

осознание

ценности

географических

знаний,

как

важнейшего

компонента

научной

картины мира:

-

сформированность

устойчивых

установок

социально-ответственного

поведения

в

географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные

результаты

курса

«География. Начальный курс»

основаны на

формировании универсальных учебных действий.

Личностные:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях

(житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

-

эмоционально-ценностное

отношение

к

окружающей

среде,

необходимости

её

сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные:

-

формирование

и

развитие

по

средствам

географических

знаний

познавательных

интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,

сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие

цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные

круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения

здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-

экономических

и

гео-экологических

проблем

человечества;

примеры

практического

использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и

критически

оценивать

информацию

географического

содержания

в

научно-популярной

литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о

географических

явлениях

на

основе

нескольких

источников

информации,

сопровождать

выступления в презентации.

6. Содержание курса

Что изучает география. (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на

Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География

наука

о

Земле.

Физическая

и

социально-экономическая

география—

два

основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод.

Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие

географы древности.Географические открытия Средневековья.

Важнейшие

географические

открытия.

Открытие

Америки.

Первое

кругосветное

путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия

русских

путешественников.

Открытие

и

освоение

Севера

новгородцами

и

поморами. «Хождение за три моря».

Освоение Сибири.

Практическая работа №1: Отметить на контурной карте пути следования 2 первооткрывателей (по

выбору учащихся)

Практическая работа №2: Отметить на контурной карте пути следования 2 русских исследователей

(по выбору учащихся)

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления

древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система

мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику.

Представления

о

Вселенной

Джордано

Бруно.

Изучение

Вселенной

Галилео

Галилеем.

Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.

Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие

воды и воздуха, почвы.

Современные

исследования

космоса.

Вклад

отечественных

ученых

К.Э.Циолковского,

С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.

Итоговое тестирование за 1 полугодие

Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование.

Компас.

Ориентирование

по

Солнцу.

Ориентирование

по

звездам.

Ориентирование по местным признакам, по компасу.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.

Практическая работа №3: Определение сторон горизонта на местности.

Практическая работа №4: Определение расстояний и направлений по плану местности.

Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,

И.Канта,

П.Лапласа,

Дж.Джинса,

О.Ю.Шмидта.

Современные

представления

о

возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение

земной коры.

Землетрясения

и

вулканы.

Землетрясения.

Вулканы.

В

царстве

беспокойной

земли

и

огнедышащих гор.

Путешествие

по

материкам.

Евразия.

Африка.

Северная

Америка.

Южная

Америка.

Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды

суши. Вода в атмосфере.

Воздушная

одежда

Земли.

Состав

атмосферы.

Движение

воздуха.

Облака.

Явления

в

атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение

почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Итоговая контрольная работа (1 ч)

8. Материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Литература для учителя и обучающихся.

Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998

Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П.

Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс» / О.А., Бахчиева. – 2-е

изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 183 с.

Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2013.

Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.

Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.

Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.

Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.

Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.

Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 1998.

Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.

Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.

Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.

Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.

Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.

Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.:

Издательство «Первое сентября», 2002.

Интернет-ресурсы

: //gao.spbrussian

: //fmm

: //mchs.gov

: //national-geographic

: //nature

: //ocean

: //pogoda

: //sgmrus

: //unknowplanet

Учебники и УМК

География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И.

Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2012.-140, [4 ]с.: ил., карт.

Герасимова

Т.П.

Начальный

курс

географии:

Учеб.

для

6

кл.

общеобразоват.

Учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2009. – 202 с.

Летягин А.А. Под. ред. Дронова В.П. География. 6 кл. – М.: Вентана-Граф, 2006

Сонин

Н.А,

С.В.

Курчина

Рабочая

тетрадь

к

учебнику

И.И.

Бариновой,

А.А

Плешакову, Н. И. Сонина -М.: Дрофа, 2012

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

Примерная программа по географии для основной школы

Определитель минералов и горных пород для школьников

Таблицы

Ориентирование на местности

Способы добычи полезных ископаемых

Воды суши

Животный мир материков

Календарь наблюдений за погодой

План и карта

Полезные ископаемые и их использование

Растительный мир материков

Рельеф и геологическое строение Земли

Таблицы по охране природы

Портреты

Набор «Путешественники»

Набор «Ученые-географы»

Карты мира

Великие географические открытия

Зоогеографическая

Карта океанов

Климатические пояса и области

Почвенная

Природные зоны

Растительности

Физическая полушарий

Карты России

Физическая

Видеофильмы и видеофрагменты

Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, высотная

поясность

Памятники природы

Видеофильм об известных путешественниках

Вулканы и гейзеры

Географическая оболочка

Опасные природные явления

Горы и горообразование

Загадки Мирового океана

Общие физико-географические закономерности

Ступени в подземное царство

Великие Географические открытия

Современные географические исследования

Земля и Солнечная система

Слайды (диапозитивы)

Ландшафты Земли

Природные явления

Минералы и горные породы

Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на

местности)

Теллурий

Компас ученический

Теодолит (В комплекте нивелирные рейки, тренога, буссоль)

Школьная

метеостанция

(срочный

термометр

учебный,

гигрометр

волосяной

учебный,

аспирационный

психрометр,

барометр-анероид

учебный,

осадкомер,

флюгер,

чашечный

анемометр, будка метеорологическая)

Линейка визирная

Мензула с планшетом

Нивелир школьный

Угломер школьный

Штатив для мензул, комплектов топографических приборов

Рулетка

Молоток геологический

Набор условных знаков для учебных топографических карт

Магнитная доска для статичных пособий

Модели

Модель Солнечной системы

Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000

Глобус Земли политический (масштаб 1:30 000 000)

Глобус Земли физический лабораторный (масштаб 1:50 000 000) (для раздачи учащимся)

Коллекции

Коллекция горных пород и минералов

7. Календарно-тематическое планирование.

№ Дат

а

Тема урока

Тип урока

Вид и

форма

контроля

Планируемые результаты

Характеристи

ка

деятельности

Д/з

Предметные

Метапредметн

ые

Личностные

Те м а

1 :

Ч т о

изучает

география?

( 5

часов)

1

Мир, в котором

мы живем.

Вводный

устный

опрос

1 .

Н а з ы в а т ь

характерные

ч е р т ы

ж и в о й

природы,

приводить

п р и м е р ы

т е л

ж и в о й

и

неживой

природы.

2.Объяснять

значение

понятий:

«природа»,

«явления

природы»

Формирование

приёмов работы

с учебником;

умение выделять

ключевое слово и

существенные

признаки

понятий.

Формирование

ответственного

отношения к

учёбе.

Учащиеся

формулируют

тему и цель урока,

организуют

собственною

деятельности по

достижению этой

цели, оценивают

свою

деятельность и

степень

достижения

поставленной

цели.

§ 1, р.т стр3,

вопросы

стр.10

2

Науки о

природе.

комбинированн

ый

решение

ситуационн

ы х

з а д а ч

устный

опрос,

устный

опрос,

1.Называть

основные

естественные

науки и знать,

что они изучают.

Знать значение

понятий:

естественные

науки, вещества,

явления

природы.

Формирование и

развитие по

средствам

географических

знаний

познавательных

интересов,

интеллектуальны

х и творческих

результатов

Осознание себя

как члена

общества на

глобальном,

региональном

и локальном

уровнях

(житель

планеты Земля)

Формирование

приёмов работы

Учащиеся

формулируют

тему и цель урока,

организуют

собственною

деятельности по

достижению этой

цели, оценивают

свою

деятельность и

степень

достижения

§ 2, р. Т стр

6

№ 3 ,

составить

схему

«семья

биологическ

их наук»

2.Объяснять

значение

понятий:

география,

разделы

географии.

3.Приводить

примеры

географических

наук.

с учебником:

искать и

отбирать

информацию.

поставленной

цели.

3

География—

наука о Земле

Урок

изучения

и

первичного

закрепления

новых знаний

Текущий,

тематически

й ,

у с т н ы й

опрос,

называть

отличия в

изучении Земли

географией по

сравнению с

другими

науками

(астрономией,

биологией,

физикой,

химией,

экологией);

приводить

примеры,

иллюстрирующи

е

р о л ь

географической

науки в решении

социально-

экономических и

геоэкологически

х

п р о б л е м

человечества;

примеры

практического

использования

географических

з н а н и й

в

различных

областях

деятельности;

Формирование

приёмов работы

с учебником:

искать и

отбирать

информацию.

Учащиеся

формулируют

тему и цель урока,

организуют

собственною

деятельности по

достижению этой

цели, оценивают

свою

деятельность и

степень

достижения

поставленной

цели.

§ 3, р.т стр

8 №4,

учебник

с т р

2 1

№ 3 (

п о д

рубрикой

подумай)

4

Методы

географических

исследований.

Урок изучения и

первичного

закрепления

новых знаний

решение

ситуационн

ы х

з а д а ч

устный

опрос,

эвристическ

ая беседа,

1.Приводить

примеры

методов

географических

исследований

(географическое

описание,

картографическ

ий,

сравнительно-

географический,

Умение вести

самостоятельный

поиск, анализ,

отбор

информации, её

преобразование,

сохранение.

Овладение на

уровне общего

образования

законченной

системой

географических

знаний и

умений,

навыками, их

применения в

различных

Учащиеся

формулируют

тему и цель урока,

организуют

собственною

деятельности по

достижению этой

цели, оценивают

свою

деятельность и

степень

достижения

§ 4, р.т стр

10 №4;

повторить §

1- 4

статистический)

жизненных

ситуациях

поставленной

цели.

5

Обобщение и

систематизация

знаний по

разделу

«Что изучает

география»

Урок

обобщения

и систематизации

знаний

Тематически

й, тестовый,

Проводить

н а б л юд е н и е

и

эксперимент

под

руководством

учителя

Учитывать разные

мнения и интересы

и обосновывать

собственную

позицию;

выдвигать

гипотезы о связях

и закономерностях

событий,

процессов,

объектов

Овладение на

уровне общего

образования

законченной

системой

географических

знаний и умений,

навыками, их

применения в

различных

жизненных

ситуациях

Учащиеся

формулируют

тему и цель урока,

организуют

собственною

деятельности по

достижению этой

цели, оценивают

свою

деятельность и

степень

достижения

поставленной

цели.

р.т стр 11-12

задания для

подготовки к

ЕГЭ и ГИА,

составить

кластер

Тема 2: Как

люди открывали

Землю (5 часа)

6

Географические

открытия

древности и

Средневековья.

Изучения

нового

материала.

устный

опрос,

эвристическ

ая

б е с е д а ,

входной,

1.Знать

географические

открытия,

которые люди

совершали в

древности:

Геродот, Пифей,

Эратосфен;

Средневековья..

Формирование и

развитие по

средствам

географических

знаний

познавательных

интересов,

интеллектуальны

х и творческих

результатов

Осознание

ценности

географических

знаний, как

важнейшего

компонента

научной

картины мира

Учащиеся

формулируют

тему и цель урока,

организуют

собственною

деятельности по

достижению этой

цели, оценивают

свою

деятельность и

степень

достижения

поставленной

цели.

§ 5, р.т стр

13 №2, стр

14 №4

контурная

карта

7

Важнейшие

географические

открытия.

Практическая

работа №1:

Отметить на

контурной карте

пути следования

комбинированный

решение

ситуационн

ы х

з а д а ч ,

устный

опрос,

текущий

1.Знать великих

путешественник

ов и называть

географические

объекты,

названные в их

честь.

Показывать их

Способность к

самостоятельном

у приобретению

новых знаний и

практических

умений с

помощью

географических

Осознание

ценности

географических

открытий, как

важнейшего

компонента

научной

картины мира

Учащиеся

формулируют

тему и цель урока,

организуют

собственною

деятельности по

достижению этой

цели, оценивают

§ 6, р. т стр.

17 №4,

подготовить

сообщение и

презентацию

2

первооткрывател

ей (по выбору

учащихся)

маршруты по

карте.

карт

свою

деятельность и

степень

достижения

поставленной

цели.

Отрабатывать

умения работы с

картами.

8

Открытия

русских

путешественник

ов.

комбинированный

устный

опрос,

эвристическ

ая

б е с е д а ,

решение

ситуационн

ых задач

Знать русских

путешественник

ов, называть

географические

объекты,

названные в их

честь,

показывать их

маршруты.

Способность к

самостоятельном

у приобретению

новых знаний и

практических

умений с

помощью

географических

карт

Осознание

ценности

географических

знаний, как

важнейшего

компонента

научной

картины мира

Учащиеся

формулируют

тему и цель урока,

организуют

собственною

деятельности по

достижению этой

цели, оценивают

свою

деятельность и

степень

достижения

поставленной

цели.

Показывают на

карте маршруты:

А.Никитина,

Ермака

С.Дежнёва,

В.В.Беринга,

А.Чирикова

§ 7

подготовить

сообщение и

презентацию

, р.т. стр 20

№ 5

9

Освоение

Сибири.

Практическая

работа №2:

Отметить на

контурной карте

пути следования

2 русских

исследователей

(по выбору

учащихся)

комбинированный

решение

ситуационн

ы х

з а д а ч ,

текущий

называть

наиболее

выдающиеся

результаты

географических

открытий и

путешествий;

показывать по

карте маршруты

путешествий

разного времени и

периодов;

приводить

создавать устные

сообщения о

географических

открытиях на

основе нескольких

источников

информации,

сопровождать

выступление

презентацией

Осознание

ценности

географических

знаний, как

важнейшего

компонента

научной

картины мира

Учащиеся

формулируют

тему и цель урока,

организуют

собственною

деятельности по

достижению этой

цели, оценивают

свою

деятельность и

степень

достижения

поставленной

цели. Выполняют

практическую

§ 7,

повторить

параграфы

5-6, стр 40

№5

учебника,

составить

кластер

примеры

собственных

путешествий,

иллюстрировать

их.

работу.

10

Обобщение

знаний по

разделу: «Как

люди открывали

Землю».

Урок

обобщения

и систематизации

знаний

Тематически

й, тестовый,

Научиться

находить

информацию и

обсуждать

значение

первого

российского

кругосветного

плавания.

Формирование

навыков

учебного

сотрудничества в

ходе групповой

работы.

Применять

методы

информационног

о поиска. Уметь

объяснять подвиг

первооткрывател

ей Северного

полюса.

Воспитание

патриотизма и

уважения к

Отечеству, к

прошлому

России.

Обобщение и

практическая

обработка знаний

и умений по

разделу «Как

люди открывали

Землю»

Р.т стр 21-22

задания для

подготовки к

ЕГЭ и ГИА

Тема 3: Земля во

Вселенной

(9часов)

11

Как древние

люди

представляли

себе вселенную

Изучения

нового

материала.

входной,

эвристическ

ая

б е с е д а ,

устный

опрос,

1.Объяснять

значение

понятий:

«галактика»,

«Вселенная»

Способность к

самостоятельном

у приобретению

новых знаний и

практических

умений

Умения

управлять своей

познавательной

деятельностью

Осознание себя

как члена

общества на

глобальном,

региональном и

локальном

уровнях

(житель

планеты Земля)

Развитие речи. С

помощью

вопросов

выяснить

представления

учащихся о

Вселенной.

§ 8, р. т стр

23 заполнить

таблицу, стр

45 учебника

( рубрика

подумайте)

12

Изучение

Вселенной от

Коперника до

наших дней.

Урок изучения и

первичного

закрепления

новых знаний

устный

опрос,

эвристическ

ая

б е с е д а ,

текущий

1.Уметь

сравнивать

систему мира

Коперника и

современную

модель

Способность к

самостоятельном

у приобретению

новых знаний и

практических

умений

Осознание себя

как члена

общества на

глобальном,

региональном и

локальном

Учащиеся

формулируют

тему и цель урока,

организуют

собственною

деятельности по

достижению этой

§ 9, р.т стр

25 № 4-5

Вселенной

Умения

управлять своей

познавательной

деятельностью

уровнях

(житель

планеты Земля)

цели, оценивают

свою

деятельность и

степень

достижения

поставленной

цели.

13

Соседи Солнца.

комбинированный

входной,

тестовый,

решение

ситуационн

ых задач

1.Знать

особенности

всех планет

Солнечной

системы

2.Уметь

сравнивать

планеты земной

группы и

планеты группы

гигантов

Формирование и

развитие по

средствам

географических

знаний

познавательных

интересов,

интеллектуальны

х и творческих

результатов

Формирование

коммуникативн

ой компетенции

в общении,

сотрудничестве

со сверстни-

ками в

процессе

образовательно

й деятельности.

Составление

плана рассказа.

Организация и

корректировка

своей

деятельности

§ 10, р.т стр

27 №5,

учебник стр

56 № 2 ( под

рубрикой

подумайте)

14

Планеты-

гиганты

комбинированный

устный

опрос,

эвристическ

ая беседа,

1.Знать

особенности

всех планет

Солнечной

системы

2.Уметь

сравнивать

планеты земной

группы и

планеты группы

гигантов

Формирование и

развитие по

средствам

географических

знаний

познавательных

интересов,

интеллектуальны

х и творческих

результатов

Формирование

коммуникативн

ой компетенции

в общении,

сотрудничестве

со сверстни-

ками в

процессе

образовательно

й деятельности.

Учащиеся

формулируют

тему и цель урока,

организуют

собственною

деятельности по

достижению этой

цели, оценивают

свою

деятельность и

степень

достижения

поставленной

цели.

§ 11, р.т стр

28 №6,

подготовить

сообщение с

презентацие

й

15

Астероиды.

Кометы.

Метеоры.

Метеориты

комбинированный

Итоговый

тест за 1

полугодие

1. Объяснять

значение

понятий:

небесные тела,

метеоры и

метеориты

2. Уметь

называть малые

небесные

Способность к

самостоятельном

у приобретению

новых знаний и

сравнению:

выделять

сходства и

различия

Осознание себя

как члена

общества на

глобальном,

региональном и

локальном

уровнях

(житель

планеты

Работа с

учебником

:выписать

определения

небесных тел и

характерные

черты.

§ 12, р. т.

стр 32 №4-6

тела и их

характерные

черты.

Земля)

16

Мир звезд

Урок изучения и

первичного

закрепления

новых знаний

входной,

устный

опрос,

эвристическ

ая беседа,

1. Объяснять

значение

понятия звезда,

созвездия.

2.Знать на какие

группы звёзды

делятся

Способность к

самостоятельном

у приобретению

новых знаний.

Формирование

умения ставить

учебную цель

Формирование

эмоционально-

ценностного

отношения к

окружающей

среде.

Работа с

дополнительной

литературой.

Подготовить

минидоклад.

§ 13, р.т стр

34 № 4, 35

№5-6,

восстановит

ь

логическую

цепочку

17

Уникальная

планета Земля.

комбинированный

тестовый,

решение

ситуационн

ы х

з а д а ч

устный

опрос,

1.Знать

особенности

планеты Земля,

отличие Земли

от других

планет

1.Объяснять

значение

понятий:

астрономия, её

задачи.

Формирование

способностей к

самостоятельном

у приобретению

новых знаний.

Выделять

главные

отличительные

черты.

Формирование

эмоционально-

ценностного

отношения к

окружающей

среде.

Учащиеся

формулируют

тему и цель урока,

организуют

собственною

деятельности по

достижению этой

цели, оценивают

свою

деятельность и

степень

достижения

поставленной

цели.

§ 14

подготовка

сообщения и

презентации,

р. т. стр 36

№1

18

Современные

исследования

космоса.

Урок изучения и

первичного

закрепления

новых знаний

устный

опрос,

эвристическ

ая

б е с е д а ,

текущий

представлять

в

различных

формах

географическую

информацию,

необходимую

для

решения

учебных

задач.

создавать

письменные

тексты

и

устные

с о о б щ е н и я

о

географических

я в л е н и я х

н а

основе нескольких

источников

информации,

сопровождать

выступление

презентацией.

Выяснить

значение

изучения

космоса в

настоящее

время.

Учащиеся

формулируют

тему и цель урока,

организуют

собственною

деятельности по

достижению этой

цели, оценивают

свою

деятельность и

степень

достижения

поставленной

цели.

§ 15, р.т стр

39 №5,

повторить

параграфы

8-14

19

Обобщение

знаний по

разделу

Урок

обобщения

и систематизации

тестовый,

устный

Формирование

ответственного

отношения к

Научиться

самодиагностике

и

Знать основные

термины и

понятия по

Обобщение и

практическая

обработка знаний

р.т стр 40

задания для

подготовки к

«Земля во

Вселенной»

знаний

опрос,

учёбе, учить

работе в

группах,

взаимопомощи

при подготовке

к ответам.

самокоррекции.

пройденным

разделам, уметь

объяснять

явления и

выявлять

причинно-

следственные

связи.

и умений по

разделу «Земля во

Вселенной»

ЕГЭ и ГИА

Тема 4: Виды

изображений

поверхности

Земли (4 часов)

20

Стороны

горизонта

Изучение

нового

материала.

входной,

тестовый,

1. Объяснять

значение

понятий:

горизонт,

линия

горизонта,

основные и

промежуточные

стороны

горизонта.

Формирование и

развитие по

средствам

географических

знаний

познавательных

интересов,

интеллектуальны

х и творческих

результатов

Использование

приобретённых

знаний и

умений для

чтения карт

любого

содержания,

для

ориентирования

на местности и

проведения

съёмок.

Учащиеся

формулируют

тему и цель урока,

организуют

собственною

деятельности по

достижению этой

цели, оценивают

свою

деятельность и

степень

достижения

поставленной

цели.

§ 16, р. т стр

41 №1-2 ,

стр 42 №3-4

21

Ориентирование

Практическая

работа №3:

Определение

сторон горизонта

на местности.

комбинированный

устный

опрос,

эвристическ

ая

б е с е д а ,

текущий

1. Объяснять

значение

понятий:

ориентирование,

компас.

2.Знать способы

ориентирования

на местности и с

помощью

компаса.

Формирование и

развитие по

средствам

географических

знаний

познавательных

интересов,

интеллектуальны

х и творческих

результатов

Проводить

самостоятельны

й поиск

информации о

своей

местности

Из различных

источников.

Учащиеся

формулируют

тему и цель урока,

организуют

собственною

деятельности по

достижению этой

цели, оценивают

свою

деятельность и

степень

достижения

поставленной

цели.

Групповая работа

с компасом

(ориентирование

§ 17, стр 82

учебник( под

рубрикой

подумайте)

в пространстве)

22

План местности

и

географическая

карта.

Практическая

работа №4:

Определение

расстояний и

направлений по

плану местности.

комбинированный

решение

ситуационн

ы х

з а д а ч

устный

опрос,

эвристическ

ая беседа,

Виды

изображения

земной

поверхности.

Объяснять

значение

понятий:

план, карта,

масштаб,

условные знаки

Способность к

самостоятельном

у приобретению

новых знаний и

практических

умений с

помощью

плана местности

Формирование

ответственного

отношения к

учёбе.

Знакомство с

условными

знаками плана,

их оформление

в тетради.

Учащиеся

формулируют

тему и цель урока,

организуют

собственною

деятельности по

достижению этой

цели, оценивают

свою

деятельность и

степень

достижения

поставленной

цели.

Выполняют

практические

задания по

плану

местности.

§ 18р. т стр

43 №1-2, стр

45 №5-6

23

О б о б щ е н и е

и

систематизация

з н а н и й

п о

разделу

«Виды

изображений

поверхности

Земли»

Урок

обобщения

и

систематизации

знаний

тестовый,

устный

опрос,

Тематически

й

объяснять

значение понятий

по теме, находить

и объяснять

причинно-

следственные

связи.

Способность к

самостоятельному

применению.

новых знаний и

практических

умений с помощью

плана местности

.

Формирование

ответственного

отношения к

учёбе.

Обобщение и

практическая

обработка знаний

и умений по

разделу «Виды

изображений

поверхности

Земли»

стр 46-47

рабочая

тетрадь

задания для

подготовки к

ЕГЭ и ГИА,

составить

кластер

Тема 4: Природа

Земли (10 ч)

24

Как возникла

Земля

Изучения

нового

материала.

входной,

эвристическ

ая беседа,

Объяснять

значение

понятий:

гипотеза .

Знать разные

гипотезы

возникновения

Земли и их

особенности.

Способность к

самостоятельном

у приобретению

новых знаний и

практических

умений

Формирование

коммуникативн

ой компетенции

в общении,

сотрудничестве

со

сверстниками в

процессе

образовательно

й деятельности.

Развивать

письменную и

устную речь при

формулировке

вопросов и

ответов

§ 19, стр. 93

учебник (под

рубрикой

подумайте

№1-2)

25

Внутренне

строение Земли

Урок изучения и

первичного

закрепления

новых знаний

тестовый,

решение

ситуационн

ы х

з а д а ч

эвристическ

ая беседа,

1. Объяснять

значение

понятий:

ядро,

мантия,

земная кора,

горные породы,

минералы,

рельеф,

литосфера

полезные

Способность к

самостоятельном

у приобретению

новых знаний и

высказывать

суждения,

подтверждая их

фактами.

Формирование

умения

составлять

описание по

плану.

Формирование

ответственного

отношения к

учёбе и

эмоционально-

ценностного

отношения к

окружающей

среде..

Выяснить, что

значит

рациональное

использование

природных

ресурсов.

§ 20, р. т стр

52-53 №3-6,

составить

кластер

26

Землетрясения и

вулканы

комбинированный

устный

опрос,

эвристическ

ая

б е с е д а ,

решение

ситуационн

ых задач

1. Объяснять

значение

понятий:

землетрясение,

очаг

землетрясения,

эпицентр,

вулкан, кратер,

жерло

2.Уметь

называть и

показывать на

карте зоны

землетрясений

и вулканы.

Способность к

самостоятельном

у приобретению

новых знаний и

практических

умений с

помощью

географических

карт

Осознать

необходимость

бережного

отношения к

окружающей

среде.

Учащиеся

формулируют

тему и цель урока,

организуют

собственною

деятельности по

достижению этой

цели, оценивают

свою

деятельность и

степень

достижения

поставленной

цели.

§ 21

рассказ

и

презентация

о природе

разных

материков

Земли

,

стр

56 р.т № 6,

учить

номенклатур

у

27

Путешествие по

материкам

Урок изучения и

первичного

закрепления

новых знаний

эвристическ

ая

б е с е д а ,

устный

опрос,

решение

ситуационн

ых задач

1. Объяснять

значение

понятий:

материк,

остров,

архипелаг,

часть света.

2.Уметь

показывать на

карте

полушарий все

материки.

Формирование

умения выделять

ключевое слово и

существенные

признаки

понятий, умение

работать с

текстовым

компонентом,

умения

составлять

описание

Формирование

осознания

единства

географическог

о пространства.

Учащиеся

формулируют

тему и цель урока,

организуют

собственною

деятельности по

достижению этой

цели, оценивают

свою

деятельность и

степень

достижения

поставленной

§ 22, р. т стр

58 №1-2, стр

59 №4, стр

60 -61 №5

учить

номенклатур

у

объектов.

цели.

Умение находить

и показывать на

карте изучаемые

объекты.

28

Вода на Земле

комбинированный

тестовый,

устный

опрос,

эвристическ

ая беседа,

Объяснять

значение

понятий:

гидросфера,

мировой океан,

айсберг, ледник.

2.Уметь

показывать на

карте

полушарий все

океаны

Формирование

умения выделять

ключевое слово и

существенные

признаки

понятий; умения

работать с

нетекстовым

компонентом

учебника.

Формирование

основ

экологической

культуры;

умения

ориентироватьс

я в

окружающем

мире, выбирать

целевые и

смысловые

установки в

своих

действиях и

поступках.

Учащиеся

формулируют

тему и цель урока,

организуют

собственною

деятельности по

достижению этой

цели, оценивают

свою

деятельность и

степень

достижения

поставленной

цели.

.

§ 23, р. т стр

63№ 2-3, стр

64 №5, 7,9,

стр 65 №12

учить

номенклатур

у

29

Воздушная

одежда Земли

Изучения

нового

материала.

эвристическ

ая

б е с е д а ,

устный

опрос,

Объяснять

значение

понятия:

атмосфера

ветер, бриз,

муссон..

Называть

свойства

воздуха.

Объяснять

причины

возникновения

ветра.

Формирование

умения выделять

ключевое слово и

существенные

признаки

понятий; умения

работать с

нетекстовым

компонентом

учебника.

Формирование

экологического

сознания: о

необходимости

не загрязнять

воздух;

осознания

целостности

географической

среды во

взаимосвязи

природы.

Учащиеся

формулируют

тему и цель урока,

организуют

собственною

деятельности по

достижению этой

цели, оценивают

свою

деятельность и

степень

достижения

поставленной

цели.

§ 24,

учебник стр

124 под

рубрикой

подумайте

№1-3, р .т

стр 67№8

30

Живая оболочка

Земли

Урок изучения и

первичного

закрепления

новых знаний

текущий

эвристическ

ая

б е с е д а ,

решение

ситуационн

ых задач

Объяснять

значение

понятия

биосфера

Формирование и

развитие по

средствам

географических

знаний

познавательных

интересов,

Осознание себя

как члена

общества на

глобальном,

региональном и

локальном

уровнях

Составление

плана рассказа.

Организация и

корректировка

своей

деятельности

§ 25, стр 127

учебника

№1-3 под

рубрикой

подумайте

интеллектуальны

х и творческих

результатов

(житель

планеты Земля)

31

Почва – особое

природное тело

комбинированный

устный

опрос,

эвристическ

ая

б е с е д а ,

текущий

Объяснять

значение

понятий:

почва, гумус,

плодородие

Приводить

примеры

почвенных

организмов,

типичных

растений и

животных

различных

районов Земли.

Формирование

и развитие по

средствам

географических

знаний

познавательных

интересов,

интеллектуальн

ых и

творческих

результатов

Учащиеся

формулируют

тему и цель урока,

организуют

собственною

деятельности по

достижению этой

цели, оценивают

свою

деятельность и

степень

достижения

поставленной

цели.

§ 26, р .т стр

70 №1-4,

сообщения

32

Человек и

природа

комбинированный

устный

опрос,

эвристическ

ая

б е с е д а ,

текущий

Объяснять

значение

понятий:

заповедники,

заказники,

национальные

парки

Формирование и

развитие по

средствам

географических

знаний

познавательных

интересов,

интеллектуальны

х и творческих

результатов

Формирование

и развитие по

средствам

географических

знаний

познавательных

интересов,

интеллектуальн

ых и

творческих

результатов

Составление

плана рассказа.

Организация и

корректировка

своей

деятельности

33

Обобщение и

систематизация

знаний по

разделу

«Природа

Земли»

Урок

обобщения

и систематизации

знаний

устный

опрос,

эвристическ

ая

б е с е д а ,

решение

ситуационн

ых задач

Объяснять

значение

понятий:

заповедники,

заказники,

национальные

парки

Формирование и

развитие по

средствам

географических

знаний

познавательных

интересов,

интеллектуальны

х и творческих

результатов

Формирование

и развитие по

средствам

географических

знаний

познавательных

интересов,

интеллектуальн

ых и

творческих

результатов

Обобщение и

практическая

отработка знаний

и умений по

разделу «Природа

Земли»

р.т стр 71-

72задания

для

подготовки к

ЕГЭ и ГИА

34

Контрольная

работа по курсу:

«География

начальный

курс»

Контрольный

тестовый,

решение

ситуационн

ы х

з а д а ч ,

итоговый

Научиться

самодиагностик

е и

самокоррекции.

С доставточной

точностью

выражать свои

мысли в

соответствии с

задачами и

условиям

коммуникации.

Применять

методы

информационног

о поиска.

Определять

новый уровень

отношения к

самому себе как

субъекту

деятельности.

Формирование

навыков

самодиагностик

и и

самокоррекции

в учебной

деятельности.

Организация

самостоятельной

работы.

Предложить

маршрут

путешествия

по станам

разных

континентов,

обосновав

свой выбор

стран.



В раздел образования