Напоминание

"Формирование у детей младшего дошкольного возраста основы культуры поведения"


Автор: Михайлова Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Янгорчинская СОШ"
Населённый пункт: с. Янгорчино, Вурнарского района Чувашской Республики
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование у детей младшего дошкольного возраста основы культуры поведения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование у детей младшего дошкольного возраста основы

культуры поведения.

Согласно «Федеральным государственным требованиям и структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования» в содержании обязательной

части основной общеобразовательной программы дошкольного образования входит

образовательная область «социально – коммуникативная». Одной из задач этой

образовательной области является приобщение элементарным общепринятым нормам и

правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Государственная программа отражает ситуацию, которая сложилась в обществе: снижение

культуры населении, ухудшение межличностных отношений.

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности.

Исследования российских ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о

формировании нравственных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует

высокая детская восприимчивость и внушаемость.

Проблема культуры поведения детей актуальна, т.к. раннее детство является самым

важным этапом формирования ребенка, как нравственной личности. Ребенок, подражая

взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения. Культура поведения в

обществе, культура общения людей между собой, культура отношения к окружающему

миру – всё это играет очень важную роль в нравственном воспитании и становлении

ребенка как личности. Прежде всего, ребенку с малых лет нужно привить этикет. Научить

ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности,

относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему.

Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести

себя и совершенно с незнакомыми людьми. К сожалению, в наше время многие взрослые

сами не в полной мере могут дать пояснение, что представляет собой «культура

поведения». Поэтому данная проблема является актуальной в наши дни.

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с

окружающими людьми (дома, в детском саду и т.д.) и приобретает опыт общественного

поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное, активное

отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. В

детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со

сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными

нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.

Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения

на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной

бытовой деятельности, повседневная жизнь дошкольного богата и разнообразна.

В силу того, что дети посещают, детский сад, появляется возможность упражнять их в

хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек.

Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются,

одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать

одежду, ставить обувь т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают

различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в

коллективе сверстников.

Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний

приход детей в детский сад и встречи в течении дня с другими сотрудниками ,

заведующей, музыкальным руководителем, поваром и т.д. Многократные упражнения

помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в

этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку.

Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь

внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к

окружающим. Педагог должен использовать каждую ситуацию в повседневной и бытовой

деятельности, чтобы на практике показать детям, что и товарищ может застегнуть

пуговицы, развязать шарфик и т.д., только надо его об этом попросить вежливо, и потом

поблагодарить за оказанную услугу.

Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость,

готовность придти на помощь друг к другу. «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если

тебе трудно – обратись за помощью» - вот правила, которыми должны руководствоваться

дети в повседневной жизни. Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям

необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Постепенно следование

этим правилам становиться для них нормой поведения. Перед воспитателями детского

сада стоит задача: воспитать у детей бережное отношение к вещам. Решение этой задачи

требует от педагога большого терпения. Малыша учат вешать одежду, складывать вещи.

Создание культурных привычек начинайте с воспитания аккуратности и чистоплотности.

Уже с трёхлетнего возраста ребенок может сам с некоторой помощью взрослых одеваться,

застелить свою кровать, может помогать в уборке комнаты.

Культура еды, умение культурно принимать пищу – один из первых навыков, который

должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь

пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды – всё это можно

воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со

стороны взрослых.

С ранних лет воспитывайте у детей любовь и привычку к труду. Следует считать

важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам».

Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле

они лишь мешают выработки у него полезных навыков, лишают его самостоятельности и

той радости, которую доставляют детям проявления самостоятельности. Умение жить в

коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего школьника. Вот и надо

ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать ему возможность

овладеть, необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников.

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться

от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать

состояния других людей. Культура общения обязательно предполагает культуру речи.

Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение

говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует

активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает

между ними конфликты.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения.

Необходимость опрятности, содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды,

обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих

отношений. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве

навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в

течении всей его последующей жизни.

Культуры еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в

выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл – ведь

поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем,

кто приготовил пищу. С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные

привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом,

тщательно пережевывая пищу.

Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять

формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с

удовольствием, с аппетитом и опрятно.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в

охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных

местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических

правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и

взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому,

чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические

навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к

выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом,

игры, прогулки и т.д.

. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда

опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых

их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием

культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за

столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь

пользоваться столовыми приборами, салфеткой

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их

успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с

учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в

процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости

соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно

добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной

последовательности.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх

специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли

увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и

внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом

возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен

быть для них образцом. Навыки и детей быстро становятся прочными, если они

закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и

чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и

т.д.). Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания

привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала

дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для

сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство

требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении

с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность

родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в

детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их

соблюдали.

Воспитанность человека – в его духовности и гармонии нравственных качеств, душевной

тонкости и способности к самоконтролю, а также в его ответственности и чувстве долга

перед обществом и Родиной. Все родители хотят видеть своего ребенка хорошо

воспитанным. Но воспитанность не формируется сама по себе, как полагают иные

родители. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и

упорной шлифовки человека, результат его воспитания в самом широком смысле слова.

Как бы ни был ребенок развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он вмешивается

в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает, как

приветствовать старших, не в меру многоречив, то такой ребенок производит неприятное

впечатление. О нем говорят: не воспитан.

Нельзя забывать о примере взрослых, ибо формы поведения маленький ребенок начинает

усваивать, подражая близким людям. Не зря говорят: дети – зеркало родителей.



В раздел образования