Автор: Михайлова Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Янгорчинская СОШ"
Населённый пункт: с. Янгорчино, Вурнарского района Чувашской Республики
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование у детей младшего дошкольного возраста основы культуры поведения"
Раздел: дошкольное образование
Формирование у детей младшего дошкольного возраста основы
культуры поведения.
Согласно «Федеральным государственным требованиям и структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования» в содержании обязательной
части основной общеобразовательной программы дошкольного образования входит
образовательная область «социально – коммуникативная». Одной из задач этой
образовательной области является приобщение элементарным общепринятым нормам и
правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Государственная программа отражает ситуацию, которая сложилась в обществе: снижение
культуры населении, ухудшение межличностных отношений.
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности.
Исследования российских ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о
формировании нравственных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует
высокая детская восприимчивость и внушаемость.
Проблема культуры поведения детей актуальна, т.к. раннее детство является самым
важным этапом формирования ребенка, как нравственной личности. Ребенок, подражая
взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения. Культура поведения в
обществе, культура общения людей между собой, культура отношения к окружающему
миру – всё это играет очень важную роль в нравственном воспитании и становлении
ребенка как личности. Прежде всего, ребенку с малых лет нужно привить этикет. Научить
ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности,
относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему.
Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести
себя и совершенно с незнакомыми людьми. К сожалению, в наше время многие взрослые
сами не в полной мере могут дать пояснение, что представляет собой «культура
поведения». Поэтому данная проблема является актуальной в наши дни.
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с
окружающими людьми (дома, в детском саду и т.д.) и приобретает опыт общественного
поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное, активное
отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. В
детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со
сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными
нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения
на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной
бытовой деятельности, повседневная жизнь дошкольного богата и разнообразна.
В силу того, что дети посещают, детский сад, появляется возможность упражнять их в
хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек.
Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются,
одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать
одежду, ставить обувь т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают
различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в
коллективе сверстников.
Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний
приход детей в детский сад и встречи в течении дня с другими сотрудниками ,
заведующей, музыкальным руководителем, поваром и т.д. Многократные упражнения
помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в
этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку.
Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь
внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к
окружающим. Педагог должен использовать каждую ситуацию в повседневной и бытовой
деятельности, чтобы на практике показать детям, что и товарищ может застегнуть
пуговицы, развязать шарфик и т.д., только надо его об этом попросить вежливо, и потом
поблагодарить за оказанную услугу.
Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость,
готовность придти на помощь друг к другу. «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если
тебе трудно – обратись за помощью» - вот правила, которыми должны руководствоваться
дети в повседневной жизни. Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям
необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Постепенно следование
этим правилам становиться для них нормой поведения. Перед воспитателями детского
сада стоит задача: воспитать у детей бережное отношение к вещам. Решение этой задачи
требует от педагога большого терпения. Малыша учат вешать одежду, складывать вещи.
Создание культурных привычек начинайте с воспитания аккуратности и чистоплотности.
Уже с трёхлетнего возраста ребенок может сам с некоторой помощью взрослых одеваться,
застелить свою кровать, может помогать в уборке комнаты.
Культура еды, умение культурно принимать пищу – один из первых навыков, который
должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь
пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды – всё это можно
воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со
стороны взрослых.
С ранних лет воспитывайте у детей любовь и привычку к труду. Следует считать
важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам».
Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле
они лишь мешают выработки у него полезных навыков, лишают его самостоятельности и
той радости, которую доставляют детям проявления самостоятельности. Умение жить в
коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего школьника. Вот и надо
ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать ему возможность
овладеть, необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников.
Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться
от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать
состояния других людей. Культура общения обязательно предполагает культуру речи.
Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение
говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует
активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает
между ними конфликты.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения.
Необходимость опрятности, содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды,
обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих
отношений. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве
навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в
течении всей его последующей жизни.
Культуры еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в
выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл – ведь
поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем,
кто приготовил пищу. С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные
привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом,
тщательно пережевывая пищу.
Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять
формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с
удовольствием, с аппетитом и опрятно.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в
охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных
местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических
правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и
взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому,
чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические
навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к
выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом,
игры, прогулки и т.д.
. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда
опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых
их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием
культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за
столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь
пользоваться столовыми приборами, салфеткой
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их
успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с
учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в
процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости
соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно
добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной
последовательности.
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх
специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли
увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и
внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом
возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен
быть для них образцом. Навыки и детей быстро становятся прочными, если они
закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и
чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и
т.д.). Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания
привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала
дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для
сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство
требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении
с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность
родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в
детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их
соблюдали.
Воспитанность человека – в его духовности и гармонии нравственных качеств, душевной
тонкости и способности к самоконтролю, а также в его ответственности и чувстве долга
перед обществом и Родиной. Все родители хотят видеть своего ребенка хорошо
воспитанным. Но воспитанность не формируется сама по себе, как полагают иные
родители. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и
упорной шлифовки человека, результат его воспитания в самом широком смысле слова.
Как бы ни был ребенок развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он вмешивается
в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает, как
приветствовать старших, не в меру многоречив, то такой ребенок производит неприятное
впечатление. О нем говорят: не воспитан.
Нельзя забывать о примере взрослых, ибо формы поведения маленький ребенок начинает
усваивать, подражая близким людям. Не зря говорят: дети – зеркало родителей.