Напоминание

"Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ"


Автор: Володина Марина Владимировна
Должность: учитель дефектолог
Учебное заведение: ОГКОУ Измайловская ШИ
Населённый пункт: р,п, Измайлово, Барышского р–на, Ульяновской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема : «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ»

Родителей

и

педагогов,

конечно

же,

всегда

волнует

вопрос,

как

обеспечить

полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к

школе.

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда,

когда

движение

пальцев

рук,

достигает

достаточной

точности.

Другими

словами,

формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при

своевременном речевом развитии и, особенно, в тех случаях, когда это развитие нарушено.

Кроме того, доказано, что и мысль, глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука.

Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в

прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Этим и обусловлен

выбор тема нашего проекта.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том,

что многие

современные

концепции

дошкольного

образования

признают

незаменимое

влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка.

Выбор темы работы не случаен, у детей с общим недоразвитием речи, слабо развита

моторика рук. И наше наблюдение доказывает

статистика: что в последние десятилетия

число

детей,

имеющих

речевые

нарушения,

значительно

увеличилось.

Если

во

второй

половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX

начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим

детям?

Большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе,

обращают

внимание,

как

правило,

на

чтение

и

счет.

Взрослые

даже

не

представляют

насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника

мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения

письмом.

Группу

компенсирующей

направленности посещают

дети,

имеющие

проблемы

в

речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в

развитии

двигательной

сферы.

Этот

факт

подтверждается

анализом

анамнестических

сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде

плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных

движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются

при

выполнении

движений

по

словесной

инструкции

и

наиболее

отчетливо

в

серии

двигательных

актов.

Дети

отстают

от

нормально

развивающихся

сверстников

в

точном

воспроизведении

двигательного

задания

по

пространственно-временным

параметрам,

нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Особого

внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук.

Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и

развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти

рук,

при

специальных

пробах

более

отчетливо

обнаруживается

резко

выраженная

замедленность,

застёгивание

на

одной

позе,

пропуск

отдельных элементов

и

другие

особенности. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее –

от пальцев.

Исходя из актуальности выбранной темы, была определена проблема:

что

дети

с

речевыми

нарушениями

имеют

в

разной

степени

моторную

недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно

связаны

с

речевой

функцией.

Важность

проблемы

вызвала

необходимость

разработать

технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

Мы,

воспитатели

логопедической

группы,

пришли

к

такой

гипотезе,

что

целенаправленная и систематическая работа, основанная на комплексном подходе, будет

способствовать развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель: развитие пальчиковой моторики рук у детей с ОНР, используя традиционные и

нетрадиционные формы и методы.

Задачи:

изучить

специальную

научно-методическую

и

психолого-педагогическую

литературу о влиянии развития мелкой моторики рук на речевое развитии детей старшего

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой

моторики у детей старшего дошкольного возраста;

в процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию у детей

следующих психических процессов:

* произвольного внимания;

* логического мышления;

* памяти и речи детей.

познакомить детей с техниками: оригами, комкованье, папье-маше, мозайчитая

аппликация, лепка из соленого теста и т.д.

формировать навыки учебной деятельности:

* умение действовать по словесным инструкциям;

* контроль над собственными действиями.

на

основе

изученных

литературных

источников,

практического

опыта

сформировать рекомендации для родителей по эффективному использованию упражнений и

игр, направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников.

Методы и приемы: различные игры и упражнения на развития мелкой моторики рук,

пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы,

словесный, практические.

Ожидаемые результаты:

возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;

речь детей станет более эмоциональной и выразительной;

родители

станут

единомышленниками,

помощниками

педагогов,

по

изготовлению пособий и их использованию в развитии мелкой моторики;

родители получат

необходимые

знания

по

данной

теме,

станут

более

информированными;

предложенные

упражнения

помогут

развить

мелкую

моторику

рук

и

речь

ребёнка, кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что в

дальнейшем облегчит обучению письму.

В первую очередь, начали свою работу с изучения педагогических условий проведения

мероприятий по развитию мелкой моторике у детей с ОНР, как средства профилактики

нарушения речи и изучения методической литературы.

Отобрали нужную информацию для дальнейшей систематической работы. Составили

перспективный

план

с

насыщенным

образовательным

материалом

по

мелкой

моторике,

который включает в себя разные формы работы:

- традиционные и не традиционные техники развития ручной умелости: (скатывание

бумажных шариков, обрывание бумаги, лепка из соленого теста, папье-маше и т.д.);

-

пальчиковые игры, которые дают наиболее значимый эффект.

Кроме того, они

развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное

напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно

сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга;

-игры

с

прищепками

развивают

мелкую

ручную

моторику,

внимание,

зрительное

восприятие, речь, мышление, память, воспитывают усидчивость, стремление к достижению

результата;

-игры со шнуровками;

-игры с разрезными картинками;

-штриховка;

-фронтальные занятия и т.д.

Все

эти

формы

работы

побуждают

дошкольника

к

активной

познавательной,

двигательной, творческой и игровой деятельности.

Самыми

главными

помощниками

в

этой

работе

стали

родители.

В

качестве

эффективного

средства

знакомства

родителей

с

особенностями

мелкой

моторики

были

проведены семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы, где они познакомились с

методами и приемами работы. Постепенно из пассивных зрителей родители превратились в

активных участников, помогающих своим детям развить мелкую моторику рук. С помощью

их

Одним

из

создавали

адекватную

возрастным

особенностям

предметно

развивающую среду, используя разнообразный материал:

- мозайка (мелкая и крупная);

-плакка (наборы мелкой мозайки);

- пособия для шнуровки изготовленные своими руками;

- наборы веревочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов,

бантиков и плетения косичек;

- наборы пластмассовых и деревянных палочек для постройки «колодцев»;

- разнообразные мелкие предметы в «сухом бассейне» (сухой бассейн из крышек);

- «сухой бассейн» из различных круп;

- массажные мячи;

- резиновые игрушки разной плотности;

- конструктор «лего»;

-коллекции

каштанов,

шишек,

желудей,

прищепок,

крышек

и

т.п.

для

массажа

ладоней и рук;

- прищепки;

- дидактические игры на крышках от бутылок на классификацию и счёт;

-сшили разнообразные коврики для развития мелкой моторике.

Активно участвовали в проекте «Народные промыслы России», который включает

специально организованные занятия по ручной умелости (конструирование, ручной труд,

аппликация, лепка в технике «папье-маше», рисование), самостоятельную продуктивную

деятельность

детей,

совместную

работу

с

родителями.

Результатом

работы

в

этом

направлении стала выставка посуды сделанной в технике «папье-маше» и расписана в стиле

гжели, хохлома.

В конце систематической и регулярной деятельности по развитии мелкой моторике,

как

на

занятиях

так

и

в

свободной

деятельности,

были

видны

хорошие

результаты

проделанной работы: у детей внимание и память, активизировались творческие способности.

Кисти рук и пальцев у детей приобрели силу, хорошую подвижность и гибкость, что в

дальнейшем

облегчит

овладение

навыком

письма.

У

воспитанников

наблюдается

положительная динамика уровня развития речи, что позволяет сделать вывод о стабильности

полученных результатов.

Предлагаемый продукт:

-перспективный план по развитию мелкой моторике у детей с ОНР;

-проект совместный с детьми и родителями «Народные промыслы России»;

-перспективный план работы с родителями ( конспекты мероприятий);

-подборка игр с прищепками, пальчиковых игр;

-конспекты занятий с детьми;

-



В раздел образования