Автор: Володина Марина Владимировна
Должность: учитель дефектолог
Учебное заведение: ОГКОУ Измайловская ШИ
Населённый пункт: р,п, Измайлово, Барышского р–на, Ульяновской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование
Тема : «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ»
Родителей
и
педагогов,
конечно
же,
всегда
волнует
вопрос,
как
обеспечить
полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к
школе.
Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда,
когда
движение
пальцев
рук,
достигает
достаточной
точности.
Другими
словами,
формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при
своевременном речевом развитии и, особенно, в тех случаях, когда это развитие нарушено.
Кроме того, доказано, что и мысль, глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука.
Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в
прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Этим и обусловлен
выбор тема нашего проекта.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том,
что многие
современные
концепции
дошкольного
образования
признают
незаменимое
влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка.
Выбор темы работы не случаен, у детей с общим недоразвитием речи, слабо развита
моторика рук. И наше наблюдение доказывает
статистика: что в последние десятилетия
число
детей,
имеющих
речевые
нарушения,
значительно
увеличилось.
Если
во
второй
половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX
начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим
детям?
Большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе,
обращают
внимание,
как
правило,
на
чтение
и
счет.
Взрослые
даже
не
представляют
насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника
мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения
письмом.
Группу
компенсирующей
направленности посещают
дети,
имеющие
проблемы
в
речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в
развитии
двигательной
сферы.
Этот
факт
подтверждается
анализом
анамнестических
сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде
плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных
движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются
при
выполнении
движений
по
словесной
инструкции
и
наиболее
отчетливо
в
серии
двигательных
актов.
Дети
отстают
от
нормально
развивающихся
сверстников
в
точном
воспроизведении
двигательного
задания
по
пространственно-временным
параметрам,
нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Особого
внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук.
Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и
развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти
рук,
при
специальных
пробах
более
отчетливо
обнаруживается
резко
выраженная
замедленность,
застёгивание
на
одной
позе,
пропуск
отдельных элементов
и
другие
особенности. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее –
от пальцев.
Исходя из актуальности выбранной темы, была определена проблема:
что
дети
с
речевыми
нарушениями
имеют
в
разной
степени
моторную
недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно
связаны
с
речевой
функцией.
Важность
проблемы
вызвала
необходимость
разработать
технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.
Мы,
воспитатели
логопедической
группы,
пришли
к
такой
гипотезе,
что
целенаправленная и систематическая работа, основанная на комплексном подходе, будет
способствовать развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель: развитие пальчиковой моторики рук у детей с ОНР, используя традиционные и
нетрадиционные формы и методы.
Задачи:
изучить
специальную
научно-методическую
и
психолого-педагогическую
литературу о влиянии развития мелкой моторики рук на речевое развитии детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой
моторики у детей старшего дошкольного возраста;
в процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию у детей
следующих психических процессов:
* произвольного внимания;
* логического мышления;
* памяти и речи детей.
познакомить детей с техниками: оригами, комкованье, папье-маше, мозайчитая
аппликация, лепка из соленого теста и т.д.
формировать навыки учебной деятельности:
* умение действовать по словесным инструкциям;
* контроль над собственными действиями.
на
основе
изученных
литературных
источников,
практического
опыта
–
сформировать рекомендации для родителей по эффективному использованию упражнений и
игр, направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников.
Методы и приемы: различные игры и упражнения на развития мелкой моторики рук,
пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы,
словесный, практические.
Ожидаемые результаты:
возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
родители
станут
единомышленниками,
помощниками
педагогов,
по
изготовлению пособий и их использованию в развитии мелкой моторики;
родители получат
необходимые
знания
по
данной
теме,
станут
более
информированными;
предложенные
упражнения
помогут
развить
мелкую
моторику
рук
и
речь
ребёнка, кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что в
дальнейшем облегчит обучению письму.
В первую очередь, начали свою работу с изучения педагогических условий проведения
мероприятий по развитию мелкой моторике у детей с ОНР, как средства профилактики
нарушения речи и изучения методической литературы.
Отобрали нужную информацию для дальнейшей систематической работы. Составили
перспективный
план
с
насыщенным
образовательным
материалом
по
мелкой
моторике,
который включает в себя разные формы работы:
- традиционные и не традиционные техники развития ручной умелости: (скатывание
бумажных шариков, обрывание бумаги, лепка из соленого теста, папье-маше и т.д.);
-
пальчиковые игры, которые дают наиболее значимый эффект.
Кроме того, они
развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное
напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно
сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга;
-игры
с
прищепками
развивают
мелкую
ручную
моторику,
внимание,
зрительное
восприятие, речь, мышление, память, воспитывают усидчивость, стремление к достижению
результата;
-игры со шнуровками;
-игры с разрезными картинками;
-штриховка;
-фронтальные занятия и т.д.
Все
эти
формы
работы
побуждают
дошкольника
к
активной
познавательной,
двигательной, творческой и игровой деятельности.
Самыми
главными
помощниками
в
этой
работе
стали
родители.
В
качестве
эффективного
средства
знакомства
родителей
с
особенностями
мелкой
моторики
были
проведены семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы, где они познакомились с
методами и приемами работы. Постепенно из пассивных зрителей родители превратились в
активных участников, помогающих своим детям развить мелкую моторику рук. С помощью
их
Одним
из
создавали
адекватную
возрастным
особенностям
предметно
–
развивающую среду, используя разнообразный материал:
- мозайка (мелкая и крупная);
-плакка (наборы мелкой мозайки);
- пособия для шнуровки изготовленные своими руками;
- наборы веревочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов,
бантиков и плетения косичек;
- наборы пластмассовых и деревянных палочек для постройки «колодцев»;
- разнообразные мелкие предметы в «сухом бассейне» (сухой бассейн из крышек);
- «сухой бассейн» из различных круп;
- массажные мячи;
- резиновые игрушки разной плотности;
- конструктор «лего»;
-коллекции
каштанов,
шишек,
желудей,
прищепок,
крышек
и
т.п.
для
массажа
ладоней и рук;
- прищепки;
- дидактические игры на крышках от бутылок на классификацию и счёт;
-сшили разнообразные коврики для развития мелкой моторике.
Активно участвовали в проекте «Народные промыслы России», который включает
специально организованные занятия по ручной умелости (конструирование, ручной труд,
аппликация, лепка в технике «папье-маше», рисование), самостоятельную продуктивную
деятельность
детей,
совместную
работу
с
родителями.
Результатом
работы
в
этом
направлении стала выставка посуды сделанной в технике «папье-маше» и расписана в стиле
гжели, хохлома.
В конце систематической и регулярной деятельности по развитии мелкой моторике,
как
на
занятиях
так
и
в
свободной
деятельности,
были
видны
хорошие
результаты
проделанной работы: у детей внимание и память, активизировались творческие способности.
Кисти рук и пальцев у детей приобрели силу, хорошую подвижность и гибкость, что в
дальнейшем
облегчит
овладение
навыком
письма.
У
воспитанников
наблюдается
положительная динамика уровня развития речи, что позволяет сделать вывод о стабильности
полученных результатов.
Предлагаемый продукт:
-перспективный план по развитию мелкой моторике у детей с ОНР;
-проект совместный с детьми и родителями «Народные промыслы России»;
-перспективный план работы с родителями ( конспекты мероприятий);
-подборка игр с прищепками, пальчиковых игр;
-конспекты занятий с детьми;
-