Напоминание

"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ"


Автор: Абросимова Елена Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ № 1 "Аистёнок"
Населённый пункт: город Псков
Наименование материала: консультация
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Без тактильно-двигательного восприятия у человека не может сложиться

всестороннее представление об окружающем предметном мире, так как оно

лежит в основе чувственного познания.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на

кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем

тоньше

взаимодействие

руки

с

орудием

труда,

сложнее

движения,

ярче

творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее…».

Именно с помощью этого восприятия складываются первые впечатления о

величине

предметов,

форме,

их

расположений

в

пространстве.

Сложно

протекает процесс формирования графо-моторных навыков у детей, имеющих

нарушения

интеллектуального

развития.

Это

связано

с

различными

дисфункциями

психических

процессов,

устной

речи,

моторики

рук,

пространственного восприятия.

Недостатки моторики

умственно

отсталых

детей

выражаются

в

замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере

движений, обусловленном неустойчивостью внимания.

Особое

внимание

уделяется

на

развитие

мелкой

моторики

детей

дошкольного возраста. Одним из показателей интеллектуальной готовности к

школьному обучению является уровень развития мелкой моторики. У ребёнка,

имеющего

высокий

уровень

развития

мелкой

моторики,

хорошо

развиты

память,

внимание,

логическое

мышление

связная

речь.

В

дошкольном

возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом,

создать

условия

для

накопления

ребёнком

двигательного

и

практического

опыта,

развития

навыков

ручной

умелости,

а

так

же

развития

речи.

Следавательно учитывая эти особенности можно использовать следующие

игры и упражнения:

Игры с пластилином.

В работе с пластилином, кроме развития моторики, у ребенка появляется много

и положительных эмоций. Вначале мы учимся раскатывать, лепить небольшие

формы. Затем перешли к картинам. Готовую заготовку ребенок дополняет

фигурами из пластилина.

При составлении картин пользуемся формочками. С их помощью вырезаем

фигурки и составляем вместе с ребенком сюжет. Первоначальная работа с

пластилином

помогла в

дальнейшем

выкладывать

геометрические

фигуры,

л е п и т ь

и з

п л а с т и л и н а буквы,

цифры

и

выполнять

различного

рода "Отпечатки". Раскатываем

пластилин

и

экспериментируем

всем,

что

находится

под

рукой:

кубики,

расческа,

конструктор,

крышки

от

бутылок,

пуговицы. А

затем

закрываем

глаза,

руками

проводим

по

полученной

поверхности и говорим, что ощущаем.

Игры с крупами.

Игра с крупами оказывает прекрасное оздоравливающее и тонизирующее

действие.

Детям

предлагается

сортировать, катать пальцами, придавливать

крупу пальцами обеих рук к столу. Пересыпать крупу из рук в руки, «сухой

бассейн», «спрячь и найди игрушку».

Игры с бумагой.

С помощью бумаги можно придумать много игр . Складывание различных

фигур,

вырезание

ножницами

линий,

рисунков,

трафаретов.

Создание

аппликаций, мозаики и т.д.

Пальчиковые игры.

Включаю в

ежедневные

занятия

с

детьми

задания

и

упражнения,

направленные на развитие тонкой моторики пальцев рук:

1. Пальчиковая гимнастика

2. Пальчиковые игры

3. Массаж пальцев и рук

У бабы Фроси

У

бабы

Фроси пяток

внучат. Выставляют

вперед

правую

руку.

Растопыривают пальцы правой руки. Подносят руки рупором ко рту, громко

кричат: «А-а-а!»

Все каши просят.

Все криком кричат.

Акулька в люльке,

Аленка в пеленке,

Аринка на перинке,

Степан на печке,

Иван на крылечке. По очереди сгибают пальцы правой руки к ладони,

начиная с мизинца. Отводят большой палец в сторону.

Баба тесто месила, Руки «месят тесто».

Кашу варила, Левая рука «помешивает кашу».

Молоко топила, Руки «ставят корчагу в печь».

Внучат кормила. Руки «раздают миски».

Как каши наелись, молока напились,

Бабе поклонились, угомонились. Пальцы правой руки легко сгибаются,

кланяясь левой руке. Расслабленные руки ложатся на стол.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей,

соломы

и

других

доступных

материалов.

Кроме

развития

мелкой

моторики рук эти занятия развивают также фантазию и воображение

ребенка.

Рисование.

Один из самых простых способов развить мелкую моторику. Для начала

можно использовать пальчиковые краски. Пусть малыш «почувствует» их,

проведет пальчиками по бумаге и увидит, что получилось. Когда малыш

научится рисовать пальчиками, предложите ему кисть и раскраску. Для

начала это должны быть простые, крупные предметы (животные), по

одному

на

листе.

Помогите

малышу

научиться

закрашивать

части

рисунка, не вылезая за линии. Это не так просто, но постепенно пальчики

малыша будут «слушаться» все больше и картинки будут получаться все

аккуратнее.

Рисовать

можно

как

красками,

так

и

карандашами,

фломастерами,

мелками.

В

зависимости

от

выбранного

способа

рисования, малышу придется научиться различной степени нажима. Ведь

что бы нарисовать штрих краской, особого нажима не требуется, а вот

рисование карандашом требует большей отдачи от малыша. Рисование

это творческий процесс, а значит, ребенок будет развивать не только

мелкую моторику.

Аппликация так же поможет малышу углубиться в творческий процесс и

развить

ловкость

рук.

Маленькому

малышу

можно

предложить

рвать

бумагу на части, а потом наклеивать. Для начала пусть это будут его

собственные «фигуры», а в дальнейшем помогите малышу придавать им

более правильную форму (квадрат, круг, треугольник). Малышу постарше

можно

предложить

вырезать

фигуры

ножницами

и

наклеивать

их

на

бумагу.

Начните

с

легких

предметов,

пусть

малыш

вырезает

их

по

нарисованному контуру. Для аппликации можно использовать не только

бумагу, но и вату, макароны, крупу, бусины и многое другое. Все что

позволит вам ваша фантазия.

Мозаика.

Она бывает крупной и мелкой, выбирать нужно в зависимости от возраста

ребенка.

Чем

младше

ребенок,

тем

крупнее

должны

быть

предметы.

Мозаика очень хорошо развивает пальчики рук, ведь малышу необходимо

научится правильно захватывать (захват «пинцета») «гвоздик» мозаики и

вставлять его в отверстие на площадке. Для начала пусть малыш просто

научится втыкать гвоздики. Усложняйте задания постепенно, попросите

малыша «построить» дорожку, расположив гвоздики мозаики, рядом друг

с

другом.

А

после

пройтись

пальчиками

по

дорожке.

В

дальнейшем

можно составлять целые мозаичные картины.

Нанизывание пирамидки. Собирание матрёшки.

Сматывание шерстяной пряжи в клубки.

Детям

очень

нравятся

вышеперечисленные

упражнения

и

игры

они

с

удовольствием занимаются на занятиях и искренне радуются своим успехам.

Хочется

отметить,

развитие

мелкой

моторики

и

тактильно-двигательного

восприятия

у

детей

с

ограниченными

возможностями

развития,

коррекция

имеющихся у них двигательных нарушений позволяет им:

Лучше адаптироваться в практической жизни;

Научиться понимать многие явления окружающего мира.

Развивать устную речь

Развивать логическое мышление

Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем

поможет избежать многих проблем школьного обучения;



В раздел образования