Напоминание

"Совершенствование правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"


Автор: Черненок Людмила Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 7 "Орленок"
Населённый пункт: город Клинцы Брянская обл.
Наименование материала: Опыт
Тема: "Совершенствование правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"
Дата публикации: 11.10.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 7»Орленок»

г. Клинцы Брянской обл.

Опыт работы

Совершенствование правил дорожного движения у детей

старшего дошкольного возраста посредством

использования дидактических игр в

«Школе пешеходных наук»

Подготовила

Черненок Людмила Евгеньевна

воспитатель первой квалификационной

категории

г. Клинцы 2018 г.

Содержание.

1.Введение

2. Актуальность работы

3. Цели и задачи

4. Обзор литературы.

5. Практическая часть

5. 1. Развивающая предметно- пространственная среда

5. 2. Методы и приемы

5. 3. Формы организации детской деятельности

6.Выводы и перспективы

7. Используемая литература

8. Приложение

Приложение № 1.

Картотека дидактических игр по ПДД.

Приложение № 2

Картотека подвижных игр по ПДД

Приложение № 3

Подбор художественной литературы

Приложение № 4

Фото отчет практического занятия по изготовлению светоотражающих

смайликов с участием инспектора ГБДД.

Картотека физкультминуток и динамических пауз по ПДД

Приложение №5

Работа с родителями по ПДД

Приложение № 6

Отчет по самообразованию по теме: « Ознакомление дошкольников старшего

возраста с ПДД, через моделирование ситуаций»

Приложение № 7

Картотека физкультминуток и динамических пауз по ПДД

Приложение № 8

Картотека пальчиковых игр по ПДД

Приложение № 9

Практические задания «Азбука дорожного движения».

1.Введение

Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации по

своим

масштабам

и

тяжести

травм

имеет

все

признаки

национальной

катастрофы.

Особую

тревогу

вызывает

ситуация

с

детским

дорожно-

транспортным травматизмом.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами

дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения,

пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также

безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.

Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач

дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно

раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому

подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует

так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из

детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении,

умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел

навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и

закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа

жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может

самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого

человека возложена миссия защиты своего ребенка. Уберечь ребенка от беды

на дороге – долг всех взрослых. Поэтому предлагаю работу по

формированию у наших детей дисциплинированного поведения на улице,

соблюдения им правил дорожного движения. В настоящее время

актуализировалась необходимость поиска механизмов для формирования у

детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной

безопасности в связи с увеличением интенсивности движения на улицах

города. Задача взрослых — создавать условия, позволяющие ребенку

накапливать опыт безопасного поведения, знакомить с Правилами дорожного

движения. В исследованиях Н. П. Парамонова, Е. В. Субботского было

показано, что знание правила и даже его понимание далеко не всегда

обеспечивают его выполнение. Запоминание правила и его словесное

воспроизведение также не гарантирует руководство им в практической

деятельности: в своих высказываниях и суждениях ребенок может

основываться на заученных правилах и нормах, а в реальной практике все

делать вопреки ним. (С. Г. Якобсон).

Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы

познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам

культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на

проезжей части.

Данная проблема отличается сложностью и многоплановостью и приобрела

особую остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей

диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой

культурой безопасности и дисциплиной участников дорожного движения.

Так как у ребенка не большой опыт передвижения по улице, не полностью

сформировано чувство опасности, отсутствует страх, он плохо ориентируется

в пространстве, дети этого возраста нетерпеливы и подвижны, они больше

других подвергаются опасности на дорогах.

Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из

самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений –

организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в

детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими

школьниками. В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия

системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения

на дороге тем самым значительно расширит социальный опыт ребенка,

сформирует социальную позицию, усовершенствует умения и навыки,

подготовит к самостоятельной жизни, увеличит возможность сохранить

жизнь и здоровье.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному

поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного

движения.

2. Актуальность работы

Вопрос обеспечения безопасности человека на дороге возник одновременно с

появлением автомобилей, а затем стал обостряться с развитием

автомобилестроения. Неутешительные сводки о ДТП при участии

несовершеннолетних детей не оставляют равнодушными никого.

Состояние детского дорожно-транспортного травматизма вызывает

обеспокоенность, особенно в осенне-зимний период. Анализ ДТП с

участием дошкольников показывает, что их личный опыт при оценке

дорожной ситуации недопустим. Даже сознательно, выполняя все правила

для пешеходов, ребенок не сможет безопасно перейти проезжую часть дороги

в силу своих возрастных, психофизиологических особенностей поведения,

неразвитости бокового зрения, несформированности координации движений

и т.д. ДТП

по вине дошкольников, как правило, происходят из-за того, что, находясь

одни на улице, они не понимают опасности транспортных средств.

Поэтому выбегают на проезжую часть перед близко движущимся

транспортом. Могут появиться внезапно на проезжей части из-за стоящих

транспортных средств, препятствий, сооружений, зеленых насаждений.

Выехать на велосипеде, роликах, других самокатных средствах; стоять и

ходить по проезжей части при наличии тротуара и т.д.

ДТП с участием детей - всегда трагедия для родителей и родственников.

Даже если ребенок остался жив, получив травмы, даже легкие, это остается

для него психологическим потрясением на всю жизнь.

Поэтому основная задача профилактики ДДТТ состоит в работе не только с

дошкольниками, но и взрослыми, которые являются основными

виновниками, а их дети - потенциальными жертвами ДТП.

С научной точки зрения профилактика ДДТТ, в том числе воспитание и

обучение дошкольников, в обязательном порядке должны проводиться на

основе анализа причин и условий, способствующих возникновению ДТП с их

участием в конкретном районе, городе, сельской местности каждого субъекта

Российской Федерации.

По информации ГИБДД по Брянской области, за последние восемь месяцев

статистика по ДТП с участием детей выросла на 4,5%, а число аварий, в

которых пострадали юные пешеходы, увеличилась на треть.

Всего зарегистрировано 69 ДТП, в которых 72 ребенка были ранены и двое

погибли.

Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что обеспечение

безопасности движения на дороге становится все более важной задачей.

Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по

предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в

дошкольных учреждениях.

С каждым годом наш город растет и хорошеет. Увеличивается поток

транспорта на наших улицах. Пешеходы не всегда чувствуют себя в

безопасности. В числе пешеходов и дети. Ребенок – это исследователь,

которого интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный

чем-либо новым, необычным, он попадает в опасные для жизни ситуации.

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров.

К ним нельзя подходить с той же меркой что и к взрослым, ведь для них

дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а

нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на

недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников

абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной

из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения

является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных

учреждениях. Изучение Правил дорожного движения и формирование у

детей осознанного желания выполнять их, является одной из главных задач

на сегодняшний день. Безопасность дорожного движения на данный момент

является одной из достаточно важных городских проблем. С увеличением

количества автомобилей на дорогах увеличивается число дорожно-

транспортных происшествий.

Увеличение дорожно-транспортных происшествий с участием детей в

последние годы заставляет общественность принимать серьёзные меры по их

профилактике. Увеличивается число транспортных средств, повышаются их

скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах,

множится количество дорожно – транспортных происшествий, связанных с

гибелью людей, в том числе детей. Анализ несчастных случаев с детьми

показывает, что основными их причинами являются невнимательность и

неумение учитывать особенности окружающей дорожной обстановки.

Дети — это часть населения, которая считается самой незащищённой

уязвимой. Знакомясь с окружающим миром, они часто соприкасаются с

опасностями и становятся жертвами своего незнания, беспечности и

легкомыслия. Дети не имеют опыта, определенных знаний, и

несформированные навыки безопасного участия в дорожном движении.

Многие дошкольники теряются и не знают как себя вести в той или иной

ситуации. Родители в свою очередь мало уделяют времени, чтобы научить

своего ребенка правилам безопасности, они просто запрещают, а ребенку

наоборот становится интересней, что же будет, а иногда и «не

скрывают» неправильное поведение на дороге.

Маленькие дети – особая категория пешеходов и пассажиров. Зачастую

виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети,

которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах,

неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Вот почему с

самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на

улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.

Психологические характеристики дошкольника как участника

дорожного движения таковы:

ребенок менее внимателен к опасностям, чем взрослые, т.к. живет в мире

- игры и часто не владеет эмоциями; он плохо отделяет воображаемое от

действительности;

- ребенок обладает импульсивным, непредсказуемым поведением. Сложность

семейных взаимоотношений, гипер- или гипоопека нарушают волевую

регуляцию деятельности дошкольника; -

ребенок плохо понимает абстрактные правила движения и еще меньше

значение дорожных знаков;

- ребенок не в состоянии понять признаки, позволяющие оценивать развитие

ситуации;

- у ребенка преобладает потребность в постоянном движении в отличие от

инстинкта самосохранения;

ребенок не понимает понятий «смерть», «ранение», «опасность»;

- у дошкольников отмечается недостаток знаний об источниках опасности;

- ребенок не умеет оценивать свои возможности по преодолению опасных

ситуаций. Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том,

как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет

несчастных случаев.

Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен

вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных

случаев.

В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а

в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них

навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего

возраста, т.к. знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила,

усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их

соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного

движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа

тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает

формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за

свое поведение, уверенность в своих действиях.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то

обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе

непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей

правилам дорожного движения. Наш детский сад расположен в районе с

интенсивным движением, рядом с автобусной остановкой, поэтому

необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана

самой жизнью.

Вся система работы даже самых опытных педагогов сводится «к нулю», если

родитель, ведущий за руку ребенка, нарушает Правила дорожного движения,

подвергая опасность свою и его жизнь. Многих детей привозят в детский сад

на машине, и они подчас становятся свидетелями нарушений правил

родителями – водителями. Поэтому считаю необходимым в дошкольном

учреждении изучение с детьми Правил дорожного движения и формирование

у них навыков безопасного поведения на улицах города.

Задача педагогов и родителей – воспитывать из сегодняшних дошкольников

грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах

осуществляется несколькими путями. Прежде всего – через

непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети

активно знакомятся с различными дорожными ситуациями. Второй путь –

познание действительности через рассказы воспитателей, родителей, чтение

художественной литературы, просмотр телевизионных передач. И конечно –

через специальную работу по формированию у детей значимых для

безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

Обучение происходит большей частью в виде игры. Так дети намного лучше

усваивают теорию и принимают правила безопасного поведения на улице –

как должное.

Роль ДОУ в предупреждении дорожно-транспортного травматизма велика,

так как систематическая, целенаправленная, правильная воспитательная

работа с дошкольниками создает прочный навык поведения детей на улице,

помогает сохранить жизнь и здоровье ребенка, обеспечивает

самостоятельность и осознанность поведения детей на улице.

Поэтому при обучении детей основам «дорожной грамоты» придерживаюсь

следующих правил: не механически заучивать с детьми Правила дорожного

движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге;

сочетать изучение Правил дорожного движения с развитием у детей

координации, внимания, наблюдательности;

использовать все доступные формы и методы работы, не считая какую- то

форму основной, а какую-то второстепенной;

рассказ и игра, викторина и рисование, практическое занятие и показ

видеофильмов, чтение книг и экскурсии - все поставить на службу

воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.

Моделирование различных ситуаций.

Новизна моего опыта заключается в использовании инновационных

технологий в работе с дошкольниками, по овладению детьми базовых правил

поведения на дороге, в процессе осуществления деятельностного подхода,

исходящего из положений о том, что полноценное развитие ребёнка должно

осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности.

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам

качественное образование , обеспечить высокий уровень общей культуры, в

том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни

должно стать основной необходимостью.

3. Цели и задачи.

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу , я поставила

цель: систематизировать знания детей по правилам дорожного движения,

привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и

транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения.

Для осуществления поставленной перед собой цели я наметила следующие

задачи:

1.Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном

движении по дороге.

2. Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь

подключать знания, полученные на занятиях).

3.Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.

4. Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.

5. Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем

проигрывания проблемных ситуаций.

6. Повысить компетентность родителей по вопросу знания и применения

детьми правил дорожного движения.

7. Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и

внимательными на улицах.

4. Обзор литературы.

На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста

навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. В

отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по

обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н.Н.Авдеевой,

Р., Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М

Котик, О.А. Скоролуповой, Т. А. Шорыгииой и др.

Скоролупова Оксана Алексеевна, главный специалист отдела нормативно

методического обеспечения развития структуры, содержания, технологий и

кадров общего образования Департамента государственной политики в

образовании Министерства образования и науки РФ указывает, что

актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста

отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку,

которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно

открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями,

в частности, на улицах. Но работа педагога с детьми по этой проблеме, как

считает исследователь, не должна ограничиваться только словесными

объяснениями - «это можно, а так нельзя».

О.А. Скоролупова считает, что необходимо формирование у детей навыков

осознанного поведения на улице города. Это возможно осуществить путём

решения, нескольких задач: усвоение дошкольниками первоначальных

знаний о правилах безопасного поведения на улице; формирование у детей

качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия

окружающей обстановки; развитие у детей способности к предвидению

возможностей опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению

адекватного безопасного поведения.

Интерес для нашего исследования представляет книга О.А. Скоролуповой

«Правила и безопасность дорожного движения». В ней представлены

тематическое планирование и конспекты занятий по разным направлениям

развития детей дошкольного 9 возраста с элементами обучения ПДД: по

ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи и математике, по

рисованию и аппликации, по конструированию. В каждое из перечисленных

занятий включается материал дошкольников с ПДД.

Также интересна система С.II. Черепановой. В книге «Правила дорожного

движения дошкольникам» предлагается система перспективного

планирования работы по обучению дошкольников правилам дорожного

движения и безопасного поведения на улице. Предлагаемая система

организации работы включает обучение в разных возрастных группах и в

различных формах организации деятельности детей: занятия, целевые

прогулки и наблюдения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, работа с

родителями и т.п. В книге С.Н. Черепановой приводятся примерные

показатели уровня знаний правил дорожного движения детьми и методики

для их выявления.

Систему работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения

мы встречаем и в книге Т.Г. Кобзевой «Правила дорожного движения.

Система обучения дошкольников». Система автора, на наш взгляд,

заслуживает внимания. Она включает все возможные составляющие: цели,

содержание, методы, средства, формы обучения и рекомендации к предметно-

развивающей среде. Книга содержит интересный и богатый, по нашему

усмотрению, материал о работе с педагогами, родителями и детьми каждой

возрастной группы по формированию культуры поведения на дорогах и

улицах: сценарии семинаров, педсоветов, родительских собраний, конспекты

занятий и развлечений. Книга «Три

сигнала светофора» Шорыгиной Татьяны Андреевны интересна для детей и

педагогов. Автор предлагает знакомить детей с правилами безопасного

поведения дома, на городской улице, у водоёмов и в лесу в доступной форме

через увлекательные сказки. В пособии «Осторожные сказки» предлагаются

занятия, построенные на анализе поступков героев авторских сказок.

Достоинства пособия: в том, что здесь учитываются главные дидактические

принципы доступности и учета возрастных особенностей. 10 Этому

принципу следуют и другие исследователи. Так, в книге главного

специалиста Департамента образования В.Л. Шмундяка в краткой, но

доходчивой форме объясняются все имеющиеся понятия, связанные с

безопасностью детей на дороге, описываются дорожные знаки и их значение

в доступной для понимания форме. А в книге инспектора

отделения пропаганды ГИБДД Л.А. Комлевой и специалиста по детской

дорожной безопасности В.Л. Шмундяка «Ваш ребенок и дорога»

рассматриваются правила поведения детей в неординарных дорожно-

транспортных ситуациях. Авторы книги делают попытку помочь взрослым:

родителям, воспитателям, учителям уберечь ребенка от опасностей,

подстерегающих его на дороге. В последующие

годы в дошкольной педагогике все больше разрабатываются программы по

правилам дорожного движения. Е.А. Козырева, Т.А. Пухова, В.Л. Шмундяк

разработали программы «Азбука поведения на дороге», «Программа

обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах города».

Программы разработаны специально для обучения детей дошкольного

возраста безопасному поведению на дорогах. Программа включает различные

варианты структур занятий, наиболее подходящие методы и приёмы обучения

и воспитания учащихся, с учётом психофизиологических и индивидуальных

особенностей детей данного возраста. Сформулированы цели и задачи

обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах, содержание,

диагностические методики по теме и примерный тематический план.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана

кандидатами психологических наук Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н.

Авдеевой на основе проекта государственного стандарта дошкольного

образования. Она предполагает решение важнейшей социально-

педагогической задачи - воспитания у ребенка навыков адекватного

поведения в различных неожиданных ситуациях. Содержит комплекс

материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве

самостоятельности и ответственности за свое поведение.

Цели программы так и звучат: сформировать у ребенка навыки 11 разумного

поведения; научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на

улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми,

взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и

ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической

культуры, приобщению к здоровому образу жизни. Программа адресована

воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений.

Состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает

изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в

соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми:

«Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье

ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице

города». Таким образом, проблема формирования основ безопасности

жизнедеятельности актуальна не только для педагогов и родителей. К её

решению подходят писатели, научные сотрудники, инспектора безопасности

дорожного движения, пропагандисты. В отечественной педагогике в

последние годы все больше проводятся исследования по обозначенной

проблеме.

5. Практическая часть

5. 1. Развивающая предметно- развивающая среда

Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных

объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание

его духовного и физического развития. Она должна объективно создавать

условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям

актуального физического и психического развития и совершенствования,

обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу. Обучая детей

правилам дорожного движения, воспитатели должны не только иметь

методический и иллюстрационный художественный материал, но и создать в

группе игровую зону. При подборе игровой зоны в группе по обучению детей

правилам дорожного движения необходимо учитывать возрастные и

индивидуальные особенности детей.

Для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на

организацию предметно-пространственной развивающей образовательной

среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:

- насыщенность среды - представлена в виде дидактических, сюжетно-

ролевых игр, пособий;

- трансформируемость - например игровой центр по ПДД перестраивается в

автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.;

- полифункциональность - при использовании данных пособий закрепляются

знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов,

развиваются сенсорные эталоны, речевое развитие.

- вариативность - например, повторяются правила поведения на дороге в

разное время года, идет сравнение.

- доступность - то, чему учит воспитатель детей, должно быть ему понятно, а

также определенно соответствовать развитию ребенка.

- безопасность - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни

ситуаций и особенностей поведения в них.

Помня о том, что каждый предмет в группе может стать развивающим, я

постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она

определяла направленность их деятельности и в тоже время решала

поставленную задачу по обучению детей правилам дорожного движения.

Мной накоплен достаточный методический материал, в котором представлена

литература и дидактические игры по данной теме.

Так же мной разработан перспективный план обучения детей ПДД.

Развитие и воспитание дошкольника – это системный и непрерывный

процесс, который нуждается в постоянном внимании педагогов и родителей.

Важное место в нем занимает диагностика, позволяющая взрослому выявить

проблемы, затруднения дошкольника. Ценность диагностики заключается не

только в получении конкретных результатов, ее главной функцией является

выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий

уровень развития. Создание условий, отбор определённых методик и

технологий развивающего обучения, получение информации о развитии

каждого ребёнка, личностно-ориентировочная модель взаимодействия

взрослого с ребёнком – всё это способствует развитию свободной творческой

личности.

Опираясь на результаты диагностического исследования, построила

систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения,

начиная с среднего дошкольного возраста, идём от простого к сложному.

Вместе с детьми разработали основные понятия в обучении детей

дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасному

поведению на дорогах .

Автобусная остановка – место остановки общественного транспорта для

посадки и высадки пассажиров.

Водитель – человек, управляющий транспортным средством. Двустороннее

движение – транспорт движется в двух противоположных направлениях.

Дорога – часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары,

обочины, разделительные полосы.

Железнодорожный переезд – любое пересечение дороги железнодорожными

путями.

Одностороннее движение – транспорт движется в одном направлении.

Островок безопасности – место между разделительными полосами на

проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.

Пассажир – человек, который помимо водителя находится в транспортном

средстве.

Пешеход – человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий 10 улицу.

Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход – место

обозначенное для перехода через улицу.

Посадочная площадка – место, где пассажиры ожидают общественный

транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на

тротуаре или обочине.

Проезжая часть – часть дороги, предназначенная для движения транспорта.

Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну

строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях),

границы которых обозначены разделительными полосами.

Транспортное средство – транспорт, предназначенный для перевозки людей и

груза.

Светофор – устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов

через дорогу.

Тротуар – часть дороги, предназначенная для движения пешехода,

примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.

Улица – часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками,

пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и

учреждениями, школами, детскими садами и др. Участник

дорожного движения – взрослый или ребенок, принимаю- щий

непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пасса- жир

транспорта.

Наиболее эффективной формой обучения дошкольников навыкам

безопасного поведения на дороге является игра.

Ведь игра – это любимое занятие дошкольников. В игре легче обучать, так

как, чтобы стать участником игры, ребенок должен освоить определенные

правила. Во время игры дети начинают лучше осознавать кто такие водитель,

пешеход, регулировщик, у них возникает уважение к людям этой профессии.

В своей работе я использую различные игры: настольно – печатные игры,

дидактические игры, развивающие игры, обучающие игры, сюжетно –

ролевые игры, подвижные игры.

Настольно – печатные игры, очень наглядны и привлекательны для детей,

например

- игра «Собери знак», - закрепляет знание дорожных знаков и правила их

выполнения, развивает память, внимание, мышление.

Детское домино «Дорога», лото «Дорожные знаки» – дети учатся строить

дорогу и быстро запоминают знаки.

В процессе подвижных игр у детей закрепляются и совершенствуются

навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях,

наилучшим образом реагировать на неожиданную ситуацию. Так же

подвижные игры развивают у детей внимание, быстроту реакции, а это очень

важно при поведении на улице. Дети охотно играют в эти игры. Каждую

неделю на прогулке мы разучиваем одну новую игру. Когда дети хорошо

усвоят правила игры, они выбирают понравившуюся им игру, распределяют

роли и играют самостоятельно. Например, игра «Красный, желтый, зеленый»,

«Регулировщик», «Знающий пешеход», «Огни светофора», «Веселый

трамвайчик» и др. Но,

наиболее интересна для детей, сюжетно – ролевая игра. Сюжетно – ролевые

игры провожу как в группе, так и на прогулке, на площадке с дорожной

разметкой и переносными дорожными знаками. Подключение детей к

обыгрыванию правил дорожного движения в различных играх готовит детей

к жизни, практическому переносу знаний о ПДД в повседневную жизнь.

Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно

реализовывают в игре, то в первую очередь я создала все условия для

игровой деятельности.

На территории ДОУ имеется соответствующая разметка.

Для организации работы на транспортной площадке подготовлен выносной

материал: дорожные знаки, светофоры, велосипеды, детские машины,

самокаты, атрибуты для обозначения регулировщика дорожного движения.

Таким образом, благодаря расширению взаимодействия с социальными

партнерами нам удается решать приоритетные задачи образовательной сферы

– это повышение качества образования по профилактике детского дорожно -

транспортного травматизма.

В группе создан центр « Юный пешеход», где собран материал по данной

теме.

Макет перекрёстка, с помощью которого ребята могут решать сложные

логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать

навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке.

Набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные

знаки, как:

информационно-указательные : – «Пешеходный переход», «Подземный

пешеходный переход», «Место остановки автобуса»;

предупреждающие знаки: – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение

пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;

предписывающие знаки: – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная

дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки

сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Наглядно – дидактические пособия: «Транспорт», «Специальный транспорт»,

«Дорожные знаки», «Нагрудные знаки».

Был изготовлен леп бук по ПДД.

Лэпбук - это самодельная книжка–раскладушка с кармашками, в которые

вкладываются карточки на определённую тему с различными играми,

загадками, стихами и т. д. Свой лепбук я использую как картотеку для

подвижных, дидактических, сюжетно – ролевых игр, игровых ситуаций

по правилам дорожного движения, а так же в нём находятся раскраски,

загадки, стихи по этой теме. Красочное оформление лепбука привлекает

внимание детей, вызывает интерес и побуждает их к самостоятельной

деятельности.

Ребята с удовольствием играли в настольные, словесные дидактические игры:

«Наши друзья – дорожные знаки», «Светофор», «Что лишнее», «На воздухе,

на воде, на суше», «Дорожная азбука», «Пешеходы» и др.

С интересом проходили беседы и обсуждения разных ситуаций по ПДД: «Без

родителей на улице», «Мяч выкатился на дорогу», «Как перейти дорогу без

светофора?», «Зачем нужен светофор?» и др.

На прогулках закрепляли знания о дороге, об улице, о правилах поведения на

улице, в общественном транспорте; проводились наблюдения за транспортом,

пешеходами. Знания, приобретенные детьми во время экскурсий, прогулок по

улицам города, наблюдения за движением пешеходов, транспорта затем

уточняются, дополняются во время разнообразных игр и занятий: например,

дети рассматривают и рисуют картину «Улица города», строят улицы для

кукол.

Также знания детей закреплялись в ходе организации различных подвижных

игр: «Трамвай», «Стоп», «Найди свой гараж», «Тише едешь – дальше

будешь», «Светофор».

Обучение правилам дорожного движения, правилам поведения на улице,

проводится в образовательной деятельности по развитию речи

и ознакомлению с окружающим, по развитию элементарных математических

представлений, изодеятельности, конструирования, на музыкальных

и физкультурных занятиях.

В образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению

с окружающим я даю детям представления о различных видах транспорта

через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети

и дорога», викторина «Детям знать положено правила дорожные»),

беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.

По развитию элементарных математических представлений даю понятия

«левая, правая сторона», т. е. ориентируют в окружающем пространстве.

В изобразительной деятельности ребят я учу рисовать, лепить, изображать

в аппликации различные виды транспорта.

Рисование

«Легковой автомобиль».«Мы пешеходы».

Ручной труд

«Автомобиль»

Аппликация(коллективная)

Тема: «Улица города»

При организации конструирования у детей формируется интерес к созданию

разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (мост для

пешеходов, мост для транспорта). Учу создавать различные модели (здания,

самолеты, поезда) по рисунку, собственному замыслу.

На физкультурных ООД дети продолжают развивать координацию движений

и ориентировку в пространстве. Учу детей ездить на велосипеде, самокате.

По прямой, по кругу, змейкой, тормозить.

Моделирование ситуаций: “Железнодорожный переезд”, “Игры во дворе”, “Я

– пешеход”, помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей

дорожной среде.

Решение проблемных ситуаций помогают дошкольникам не только

запомнить и осознать алгоритм поведения, но и умение действовать

в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно,

чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице.

Игры – экспериментирования

«Движение ластика по мокрой и сухой дорожке» (опасность движения

автомобиля по мокрой дороге),

«Ходьба по диагонали» (невозможность увидеть автомобиль сзади себя),

«Беги – стой» (невозможность мгновенно остановиться автомобилю),

«Катание детей по ледяным дорожкам» (проблема скользкой дороги), чтобы

Отгадывание кроссворда «Зеленый огонек».

Неотъемлемой частью образовательной работы являются

целевые прогулки:

«К регулируемому пешеходному переходу», “К нерегулируемому

пешеходному переходу”, «По улице Декабристов». Во время прогулок,

наблюдали, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, его разнообразие,

знакомлю детей с работой светофора, назначением дорожных знаков. При

этом обращала внимание детей на такие важные моменты, как погодные

условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их

одежды на безопасность движения, устанавливали простейшие причинно-

следственные связи в окружающем. В течение года прогулки периодически

повторялись для того, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о

правилах дорожного движения. В

группе создана подборка художественной литературы по данной теме:

С.Черный “Кот на велосипеде”, Н.Носов “Автомобиль”,А. Первунинский

“Азбука дорог”, В. Ардов “Огнехвостик”, В. Семернин “Запрещается –

разрешается” и др.

Изготовление атрибутов для настольного макета “Улица города Клинцы”

(светофоры, знаки дорожного движения, дома).

Особый интерес вызывает у детей встречи с инспекторами дорожной службы

города Клинцы. Беседы, викторины, тренинги с участием сотрудников

ГИБДД, обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на

улице и дороге. При встречах с полицейскими дети получают знания в

игровой форме, охотно включаются в предложенные ими ролевые игры,

учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и

поиску верного решения.

Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с

семьями (законными представителями) должна учитывать современные

подходы к взаимодействию педагога с родителями. Веду большую работу

по правилам дорожного движения с родителями, знакомлю их с

программными требованиями, привлекаю к изготовлению материала для

проведения занятий, игр, выполнению различных заданий с детьми. На

собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды следует

подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых.

Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители

должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения

дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых. Поэтому передо мной стояла

задача – донести информацию не только до детей, но и их родителей таким

образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать

правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей. Только

в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать

твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность,

которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно

ходить по улице станет у детей нормой поведения. В ДОУ была

организованна акция составления безопасных маршрутов движения в

детский сад; -

Творческий конкурс среди детей «Транспорт будущего» , родителей, на

лучшее стихотворение по ПДД;

- Тематическая экскурсия по городу в сопровождении родителей «Безопасный

город».

- С родителями проводятся консультации по правилам дорожного движения

«Соблюдайте правила перевоза детей в автомобиле», «Пример родителей –

один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков

безопасного поведения на улице», папка передвижка « Соблюдайте правила

дорожного движения» , «Внимание, дети!».

- В родительских уголках систематически появляется информация, которая

знакомит родителей с методами формирования дорожной культуры у детей,

сознательного выполнения правил дорожного движения самими взрослыми.

Основная цель создания уголка безопасности дорожного движения –

разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе

обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий

зависит, насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного

поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при

выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части.

Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать родителей своими

главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог. Здесь

важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации,

которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети

чувствуют себя на дороге не комфортно. Учитывая

важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного

движения, уголок для родителей содержал: -

Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе.

- Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

- Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному

поведению на дороге.

- Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже

имеющихся знаний по Правилам дорожного движения.

-Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и

обратно с родителями.

Рекомендованный материал вызывает большой интерес и отклик у родителей.

«Добрая дорога детства», «Внимание – дети!».

- Экспресс-тест с целью определить уровень знаний, умений по правилам

дорожного движения, передаваемых родителями детям;

- Раздаются памятки «Безопасное поведение на улице», «Обучения детей

наблюдательности на улице», «Правила перевозки детей в автомобиле».

- Тематическая выставка «Внимание улица!»

Предметно — развивающая среда периодически дополняется и обновляется.

В этих условиях, опираясь на возможности дошкольного детства, особенно

актуально проводить работу по обучению правилам безопасного поведения

ребенка на улицах и дорогах. Именно в этом возрасте закладывается

фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок

усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

В своей работе я использую разные формы и методы:

5. 2. Методы и приемы.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного

процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно

реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми

определенного содержания учебного материала.

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения,

способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание,

память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается

общественный опыт. Игра-это не только развлечение. Она делает досуг

содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных

ситуациях, быстроту реакций. Игра-это «путь детей к познанию мира, в

котором они живут и который они призваны изменить» (М.Горький)

С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает

практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и

навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение

учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков

поведения в условиях реального дорожного движения.

Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми,

их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных

ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности,

освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит

воспитательнообразовательный и развивающий характер, поэтому ее широко

используют в учебно-воспитательном процессе. Игра является основным

видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы,

расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.

Игра — это одна из наиболее привлекательных, ярких и эмоциональных

форм детской деятельности по усвоению правил поведения в различных

сферах жизни. Игра по инициативе ребенка — это форма его самовыражения.

Игра по инициативе воспитателя направлена (так должно быть) на усвоение

специально подобранных, педагогически целесообразных знаний и умений. К

таким знаниям и умениям, безусловно, относятся и те, которые обучают

школьника безопасному поведению на дороге.

Словесный:

Устное изложение, беседа, чтение художественных произведений,

составление рассказов и сказок, загадок, заучивание стихотворений,

инструктаж, разъяснения. Все это помогает закрепить Правила дорожного

движения. Результативность: развитие мышления, памяти, воображения;

готовность к разрешению проблем, готовность к самообразованию.

Беседа- относится к наиболее известным методам дидактической работы.

Заставляет мысль ребенка следовать за мыслью взрослого, максимально

активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики

усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил

детей, создает условия для оперативного управления процессом познания.

Велика и воспитательная ее роль.

Наглядный:

Традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны

сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление

к познанию. Важность этого метода определяется определенной конкретикой

мышления ребенка в детском саду. Значение наглядности обучения

убедительно подтверждено исследованиями, в которых показано, что

основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое

восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно. Слуховая

же информация поступает в наш мозг последовательно и занимает гораздо

больше времени. Реализовывать метод наглядности в педагогическом

процессе детского сада — значит обогащать и расширять непосредственный

чувственный опыт ребенка, уточнять его эмпирические знания. Методы

использования наглядности можно разделить условно на две большие

группы: метод иллюстрации и метод демонстрации. Метод иллюстраций

предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин,

таблиц, стендов, карточек и других дидактических материалов. К

демонстрационным методам в детском саду относятся показ диафильмов,

кинофильмов, компьютерных презентаций.

Соблюдение требований к средствам наглядности обеспечивает успешное их

использование:

Во-первых, эти материалы должны быть понятными и доступными,

соответствовать возрастной категории воспитанников.

Во-вторых, даже доходчиво изложенная информация должна соответствовать

действительности и не идти вразрез с окружающими нас реалиями.

В-третьих, они должны быть красочными, художественными,

привлекательными, качественно выполненными. Детям должно быть

действительно интересно изучать информацию, представленную в пособии, а

яркие картинки помогут максимально сфокусировать внимание на материале.

Рассматривая иллюстрации, плакаты, другие наглядные средства, дети

рассказывают по картинкам, что на них изображено. В результате у детей

развивается речь, понимание и осознания ими опасных и безопасных

действий на улице, умение найти правильный и безопасный выход из

сложившейся ситуации на дороге.

Практический:

Значительное место отводится практическим методам обучения:

наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети могут

изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение,

закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге.

Очень интересной формой профилактики детского дорожно-транспортного

травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детского сада.

Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний,

полученных в образовательной деятельности. В каждой возрастной группе

целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных

ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность поведения

Выполнение различных творческих работ по данной тематике, применение

полученных знаний в сюжетно-ролевых играх.

Видео метод –ИКТ (просмотр, обучение).

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает

у детей огромный интерес.

- Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный

дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей.

- Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает

возможность воспитателю включить три вида памяти воспитанников:

зрительную, слуховую, моторную.

- Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

- Постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном

решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

- Компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального

подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности

каждый ребенок выполняет задания своего уровня.

Стараюсь строить ООД с учетом принципа интеграции, в соответствии с

возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Согласно вступивших в силу ФГОС, ДО требует от нас, педагогов,

реализации новых педагогических технологий, постоянного творческого

поиска.

Поэтому в своей работе я использую следующие технологии:

С целью воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста

применяю игровые технологии, т. к. они являются основным видом

активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет

ориентировку, усваивает социальный опыт. При обучении детей правилам

дорожной безопасности педагоги используют самые разнообразные игры:

с элементами физических упражнений и спорта(направленные на

физическое развитие и укрепление здоровья ребенка).

ролевые игры – (форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных

отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам,

неизменяемым условиям. Все эти действия в игре отрабатываются до

автоматизма - приобретения навыка);

театрализованные и игры-драматизации – (объясняют, как правильно нужно

вести себя на улицах и дорогах, показывают опасные повороты транспорта на

перекрестках и т. д.);

дидактические - (требуют умения расшифровывать, распутывать,

разгадывать. Поэтому особое место отводиться играм: «Собери дорожный

знак», «Умные стрелки», знакомство с новым знаком и т. д)

с использованием макетов – (дети играют с удовольствием, рассказывают о

дорожных знаках в определённой последовательности: как называется

дорожный знак, как узнать (геометрическая форма, цвет, символ, его

назначение

)

. Такие игры

способствуют развитию речи, моторики,

эмоциональному восприятию).

К игровым технологиям относим также моделирование дорожных ситуаций. В

каждой группе имеются макеты улиц города. Используя фигурки пешеходов и

транспорта, педагоги наглядно показывают, что может произойти, если

нарушать ПДД. Объясняют, как правильно нужно вести себя на улицах и

дорогах, показывают опасные повороты транспорта на перекрестках и т.д. В

дальнейшем дети самостоятельно моделируют разнообразные дорожные

ситуации.

Играя, с макетом они, ставят себя в условия выполнения

различных ролей: пешехода, водителя, регулировщика. Например, пешеходы

идут по тротуару, придерживаясь правой стороны, переходят улицу на

зеленый сигнал светофора; водители ведут себя на дороге согласно сигналам

светофора, пассажиры ждут автобус на остановке и т. д. При этом ребенок

играет в тесном контакте с другими детьми.

- целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта специфических

видов деятельности;

- проектной деятельности;

Как инновационная педагогическая технология, проектная деятельность

ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и

приобретение новых. Технология проектирования ориентирована на

совместную деятельность участников образовательного процесса в

различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети –

родители, воспитатель – родители. Мной были реализованы следующие

проекты: «Не страшна тому дорога, кто внимателен с порога», «Светофор –

наш верный друг».

Реализация проектной деятельности помогает «открывать» элементарные

основы безопасного поведения на дорогах. В условиях проекта «Не страшна

тому дорога, кто внимателен с порога» дошкольники научились различать

виды транспорта, выделять специальный транспорт его назначение. Проект

предполагал организацию следующих видов деятельности и форм работы:

беседы по теме, «Какие бывают машины», чтение художественной

литературы, дидактические игры «Назови части машины», «Какой предмет

лишний», изготовление машин из бросового материла и использование их в

самостоятельной игровой деятельности. Знания, которые ребёнок получает в

ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно

закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. В

ходе акции «Пешеход засветись!» дети узнали, что такое фликер, для чего он

нужен и каков принцип его действия.

- здоровьесберегающие;

При обучении детей с правилами дорожного движения в своей работе

используем здоровьесберегающие технологии, а именно физкультурно-

оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление

здоровья ребенка — технологии развития физических качеств.) Например,

можно отрабатывать путем многократных упражнений действия с

поворотами головы при переходе проезжей части.

Для закрепления пройденного материала, например, «Дорожные знаки»,

команды детей участвуют в эстафетах с преодолением препятствий (бег,

прыжки в обруч, перепрыгивание, перешагивание предметов, метание мячей,

выполняют различные задания: кто быстрее соберёт дорожный знак.

личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

- информационно-коммуникационные технологии.

При организации работы по профилактике детского дорожно – транспортного

травматизма огромное внимание уделяется использованию информационно –

коммуникативных технологий. Это позволяет организовать детскую

деятельность более интересной и динамичной, помогает «погрузить» ребенка

в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия.

Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала

по изучению ПДД:

- виды транспортных средств, их классификация

- группы дорожных знаков

- участники дорожного движения

- виды транспорта

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-

творческой деятельности дает возможность ребенку самому найти ответы на

вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать,

пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.

Для этого необходимо озвучить задачу с недостаточными или избыточными

данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально

допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения. В детском

саду используем такие формы организации исследовательской

деятельности, как:

- эвристические беседы

- наблюдения

- использование художественного слова

- дидактические и развивающие игры

- игровые ситуации

Технология проблемного обучения.

Помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные

действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения –

вопросы и задания, которые предлагают детям. Ставим перед детьми задачу

на развитие логического мышления.

При создании и решении проблемных ситуаций применяются следующие

методические приемы:

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его

разрешения;

– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос ;

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации,

сопоставлять факты;

– ставим конкретные вопросы.

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают

детям. Например, ставим перед детьми задачу на развитие логического

мышления. Показываем картинку: дети выбегают на дорогу за мячом. Дети

должны ответить, правильно они поступают или нет и почему.

Можно показать иллюстрацию, где ребенок не предвидит опасность и

съезжает с горки на санках. Дети, рассматривая картинку, должны объяснить,

в чем опасность такого поведения.

Проблемная ситуация создается с помощью определенных приемов, методов

и средств. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем

следующие методические приемы:

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его

разрешения (Как нужно переходить дорогу: быстро или медленно?) ;

– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос (Почему нельзя

ходить по проезжей части?) ;

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации,

сопоставлять факты (По тротуару ходят пешеходы, игры и езда на

велосипедах будут им мешать. Кататься и играть нужно только в

специальных для этого местах. Или важно учить ребенка рассказывать то, что

он видел на улице, развивать предвидение опасной ситуации, обращать его

внимание на опасные места возле дома, дошкольного учреждения, на улице,

дороге, на остановке маршрутного транспорта и т.д.); –

ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию,

логику рассуждения), эвристические вопросы (Почему нельзя разговаривать с

водителем транспорта?).

5. 3. Формы организации детской деятельности.

Самое ценное - здоровье и жизнь ребенка, поэтому в детском саду вопросу

безопасности на улицах и дорогах города необходимо уделять большое

внимание.

Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую

серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их

пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях?

Конечно, в виде игры, но игры поучительной. С каждого игрового занятия и

досуга дети обязательно должны вынести определенный урок, который

запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет

сохранить жизнь и здоровье.

Основная работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения

проводилась с детьми, через игровую деятельность. Но для поддержания

интереса к ПДД работу осуществляла во всех формах своей деятельности с

детьми:

В блок специально организованного обучения в форме занятия, включаются

цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми

строгой последовательности специальных заданий, отвечающей логике

развития тех или иных способностей, а также задачи по формированию у

детей элементов учебной деятельности. Взрослый здесь всегда инициатор.

В процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной

тематике, особенно важно развитие таких навыков и привычек, как

сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание

ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое

значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои

порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).

В блок совместной деятельности воспитателя с детьми входят задачи по

развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности

(конструирование, рисование, игры). Работа с детьми в рамках этого блока

исключает специально организованные занятия. Создается микроклимат, в

основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные

отношения между взрослым и ребенком.

Взрослый выступает в позиции партнера детей, участвующих в совместной

деятельности, но партнера – инициатора. При этом не обязываю детей к

определенного рода активности, но предлагаю ее организации, в то же время,

как партнер, поощряю, учитываю детскую инициативу в развертывании

деятельности. Обеспечиваю условия для деятельности с «открытым концом»

так, чтобы дети при желании могли продолжить ее самостоятельно, пока не

исчерпают свой интерес.

Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного

движения является игра. Обучение, проверка и закрепление знаний по

правилам дорожного поведения эффективно осуществляются в игровой

форме.

По форме организации игры:

- индивидуальная – каждый ребенок решает самостоятельно (или с

воспитателем) определенную дорожную ситуацию;

- групповая – дети разбиваются на две или несколько подгрупп; в этом

составе проводится вся игра или ее часть;

- фронтальная – все дети выступают в качестве исполнителей одной роли и

стремятся к единой цели игры

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко

представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам

должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо,

обучаясь вместе с ребенком. К

- Целевые прогулки к проезжей части, перекрестку.

Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний,

полученных на занятиях по ПДД в группах. В каждой из возрастных групп

целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных

ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность проведения.

Так, организуя целевые прогулки по профилактике детского дорожно

транспортного травматизма в младшей группе, необходимо обратить

внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые,

грузовые автомобили, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения учить

различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Учить отвечать на вопросы,

а также наблюдать за играми ―в « улицу»‖ старших детей.

Программа целевых прогулок по профилактике детского дорожно-

транспортного травматизма в средней группе становится более широкой.

Детей знакомила с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с

детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными

Правилами дорожного движения, с понятиями: ―проезжая часть‖,

―одностороннее и двустороннее движение‖, ―пешеход‖, ―переход‖,

«светофор» и т.д .

В старшей группе при организации целевых прогулок по профилактике

детского дорожно транспортного травматизма, закрепляла представления

детей о проезжей части; дети знакомились с перекрестком, некоторыми

дорожными знаками, получали более полные знания о правилах для

пешеходов и пассажиров.

На целевых прогулках по профилактике детского дорожно-транспортного

травматизма в подготовительной группе дошкольники наблюдали за

движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора.

Расширялись знания детей о работе инспекторов ДПС ГИБДД,

контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается

знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закреплялось

правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа,

вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной

стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.). Дети учились ориентироваться

в дорожной обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.

- Различные виды ИЗО деятельности.

Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание это происходит

через практическую творческую деятельность ребёнка. Деятельность

детей направляем на развитие творческих способностей в рисовании,

аппликации, художественном конструировании. В творческих работах дети

отражали знания и представления о ПДД, делились опытом с окружающими,

тем самым пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД.

В процессе практической деятельности дети общались, делились

впечатлениями, учились работать в коллективе.

- Различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);

- Обыгрывание ситуации по безопасности детей на дорогах.

- Игровые викторины.

- Досуги, праздники, развлечения

- Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы;

- Рассматривание дидактических картинок и иллюстраций;

- Беседы и разговоры по ПДД;

Наблюдения за транспортом и пешеходами.

Для повышения работоспособности, снижения уровня утомляемости, снятия

психологических нагрузок у детей, включаю элементы здоровьесберегающих

технологий: релаксация; сказкотерапия; игротерапия; физкультминутки.

6. Выводы и перспективы.

Вопросам безопасности дорожного движения всегда уделялось большое

внимание. Пропаганда безопасности дорожного движения — это

целенаправленная деятельность по распространению знаний, касающихся

вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению

законодательства, правовых норм, регламентирующих поведение участников

дорожного движения, осуществляемая подразделениями Государственной

автомобильной инспекции, детскими дошкольными учреждениями и

учебными заведениями, общественными организациями, средствами

массовой информации в целях предупреждения аварийности. Целью

образовательной деятельности по ПДД является применение теоретических

знаний в практических действиях детей на дороге. Каждодневные наглядные

примеры, с которыми дети сталкиваются в процессе своего общения с

дорогой, часто бывают сильнее знаний «теории», которые они получают в

процессе обучения. В этом случае игра, моделируя реальные ситуации и

действия, выступает мощным средством обучения, которое позволяет

избежать на практике негативного влияния окружающей среды. Наглядные,

не всегда правильные реальные примеры «так поступают взрослые» должны

быть критически переосмыслены воспитанниками с помощью игровых форм

обучения. Игра должна натолкнуть ребенка на самостоятельный выбор

принятия решения в реальной ситуации. Проигравшим в игре оказывается

тот, кто выбрал путь «так поступают взрослые». Кто бы ни обучал детей

правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных

учебных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на

формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее

поведение взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить

ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести

себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.

Знания правил дорожного движения и поведения на улице для современных

детей должны стать основным ориентиром в мегаполисах. Ведь от них

зависит жизнь подрастающего поколения. Чем раньше малыши усвоят эти

правила, тем спокойнее будет их родителям и воспитателям.

Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на

безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они

могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные

превратиться в прочные навыки. Использованные в ходе работы и обучения,

максимальное разнообразие приемов и средств, позволили сформировать у

ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать,

создали модель поведения на дороге; дети ориентированы в том, что машины

движутся по проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару. Знают о

назначении светофора. Хорошо ориентируются в пространстве справа, слева,

вперёд, назад, вверх, вниз. Имеют представление о видах транспорта, об

особенностях их передвижения. Дети знают, в каком городе живут и какой у

них адрес, безопасный путь от детского сада домой. Ориентированы в том,

что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знают, называют и

объясняют назначение этих знаков.

В результате усвоения дошкольниками правил дорожного движения

выясняется, что уровень подготовки воспитанников по отдельным разделам

программы значительно возрос: дети усвоили правила поведения на улице и в

общественном транспорте; умеют применять полученные знания в играх,

развлечениях и повседневной жизни. Высокий уровень дети показали в

изобразительной деятельности. Рисунки детей по этому разделу отличаются

содержательностью и актуальностью. В беседах с детьми отмечается их

владение не только знаниями по этому разделу, но и умениями составлять

связные, логически правильно выстроенные рассказы по данной тематике;

отмечается владение детьми необходимой информацией.

Уровень организации игровой деятельности по данным разделам отмечен не

только наличием необходимых умений, знанием ролевых действий, но и

правильно подобранным оснащением предметной среды с наличием

необходимого игрового материала.

Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам

ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры

безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей

за безопасную перевозку детей; укрепление заинтересованности в

сотрудничестве с детским садом. Для подкрепления самовоспитания нужен

положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится

законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с

правилами дорожного движения.

Благодаря организации предметно – пространственной развивающей

образовательной среды, подбору эффективных методов и приемов не только с

детьми, но и с родителями, удалось достичь высоких результатов освоения

детьми правил безопасного поведения на дорогах.

Анализируя проделанную работу, можно сказать, что вопрос по

формированию дорожной безопасности у дошкольников остаётся

актуальным. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний.

Успешному прохождению этого периода благоприятствуют характерные

особенности детей этого возраста — восприимчивость, впечатлительность. И

здесь важна роль взрослых, которые вводят ребенка в социальный мир. В

процессе игровой деятельности, можно успешно решать задачи

формирования у дошкольников знаний дорожной безопасности, способных в

рамках своего возраста принимать необходимые решения.

Знание и соблюдение правил дорожного движения ведет к снижению

дорожно-транспортных происшествий. (Статистика говорит о том, что если

бы участники дорожного движения 100% соблюдали Правила дорожного

движения, количество раненых в ДТП сократилось бы на 27%, а погибших на

48%). Поэтому очень важно с детства изучать и соблюдать правила

дорожного движения.

И в заключении хотелось бы сказать, что работа на этом не заканчивается.

Работая в 1 младшей группе, мая задача подготовить малышей к жизни в

социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Интерес к «дорожной

проблеме» у воспитанников нашего детского сада и их родителей возрастает,

потому что мы, педагоги к этому неравнодушны.

7. Используемая литература

1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие

для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-

СИНТЕЗ, 2014. – 64 с.

2. Вашкевич А. В., Толочко Е. И., Исхаков М. М. Профилактика детского

дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях. –СПб:

Санкт-Петербургский университет МВД России, ГБОУ ДОД ЦДЮТТ «Охта»,

2012. – 201с. 3.

Правила дорожного движения Российской федерации. – М.: Астрель, 2012. –

62 с. 4.

Саулина Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения:

Для работы с детьми 3 -7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 112 с. 5.

О.В.Александрова «Уроки вежливости для малышей». ЭКСМО, Москва, 2012

г.

6. Журналы: Д/В № 8//90 г., Д/В № 12//2003 г., Д/В №2//91 г., Д/В №6//86 г.,

Д/В №4//97, Д/В №7//91 г.

7. А.Усачев «Правила дорожного движения». Москва,2009

8.Дергунская В.А., Т. Г. Гусарова Образовательная область Безопасность:

Учебно -методическое пособие- М.: ТЦ «СФЕРА», 2012г.-144с

9. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стершна Р. Б. Безопасность: Учебное пособие

по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного

возраста. - 2002.

10. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А., Куцакова Л.В.,

Мерзлякова СИ., Сахарова В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников -

М.: Просвещение, 2001.

11. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. — М.: Лист, 1997.

12. Дети и дорога: Методические рекомендации для воспитателей детского

сада. Ч. 1.-М., 1994.

13. Майорова Ф.С Изучаем дорожную азбуку: перспективное планирование,

занятия, досуг. — М.: Скрипторий, 2005.

14. Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста

правилам дорожного движения /для воспитателей дошкольных учреждений,

студентов педагогических училищ/. — СПб., 1994.

15. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного

движения: Пособие для воспитателей детского сада. - М.:

Просвещение, 1979.



В раздел образования