Напоминание

Роль дидактической игры в условиях реализации ФГОС ДО


Автор: Пилюгина Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №172 детский сад "Радуга"
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Роль дидактической игры в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль дидактической игры в условиях реализации ФГОС ДО»

Игра

-

один

из

важнейших

видов

деятельности

ребенка,

его

самовыражения,

способ

его

совершенствования.

В

процессе

игры

развиваются

внимание,

память,

воображение,

вырабатываются

навыки

и

привычки, усваивается общественный опыт.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально

создаваемых

педагогикой

в

целях

обучения

и

воспитания

детей.

Они

направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в

них

проявляется

воспитательное

и

развивающее

влияние

игровой

деятельности. Дидактические игры занимают важное место в реализации

ФГОС ДО. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания,

которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребёнок учится

запоминать,

воспроизводить,

классифицировать

предметы

и

явления

по

общим признакам.

Основные функции дидактической игры.

Дидактическая

игра

представляет

собой

многоплановое,

сложное

педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей

дошкольного

возраста,

и

формой

обучения,

и

самостоятельной

игровой

деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения.

С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные

знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр

детей

служат

сформулированные

представления

о

построении

игрового

сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы

затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в

самостоятельные, творческие игры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала:

учебное

(познавательное)

и

игровое

(занимательное).

Воспитатель

одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а

дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об

окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно

дидактических

играх)

детям

предлагаются

задания

в

виде

загадок,

предложений, вопросов.

Д и д а к т и ч е с к а я

и г р а

к а к

с а м о с т о я т е л ь н а я

и г р о в а я

деятельность основана

на

осознании

этого

процесса.

Самостоятельная

игровая

деятельность

осуществляется

лишь

в

том

случае,

если

дети

проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими

усвоены. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со

стороны взрослого. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры

как на занятиях, так и вне их.

Дидактическая

игра

выступает

и

как

средство

всестороннего

воспитания личности ребёнка.

Умственное

воспитание. Содержание

дидактических игр

формирует

у

детей

правильное

отношение

к

явлениям

общественной

жизни,

природе,

предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине,

армии, профессии, трудовой деятельности.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно

мыслить,

использовать

полученные

знания

в

различных

условиях

в

соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы

ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей

среды.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется

словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная

речь, умение правильно выражать свои мысли.

Нравственное

воспитание. У

дошкольников

формируется

нравственное

представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам

как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со

сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах

личности.

Трудовое

воспитание. Многие

дидактические

игры

формируют

у

детей

уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых,

желание самим трудиться.

Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для

дидактических игр.

Эстетическое

воспитание. Д и д а кт и ч е с к и й

м ат е р и а л

д о л ж е н

соответствовать

гигиеническим

и

эстетическим

требованиям:

игрушки

должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными.

Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.

Физическое

воспитание. Игра

создаёт

положительный

эмоциональный

подъём,

вызывает

хорошее

самочувствие,

и

вместе

с

тем

требует

определённого

напряжения

нервной

системы.

Особенно

важны

игры

с

дидактическими

игрушками,

где

развивается

и

укрепляется

мелкая

мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке

руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе.

Основные виды игр.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с

предметами

(игрушками,

природным

материалом),

настольно-печатные

и

словесные игры.

Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с

ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами

предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх

решают

задачи

на

сравнение,

классификацию,

у с т а н о в л е н и я

последовательности в решении задач.

В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного

запоминания

количества

и

расположения

предметов,

нахождения

соответствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать

целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из

разнообразных форм.

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные

игры

интересное

занятие

для

детей.

Они

разнообразны

по

видам:

парные

картинки,

лото,

домино.

Различны

и

развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор

картинок

по

парам. Самое

простое

задание

в

такой

игре

нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки,

одинаковые по цвету, фасону и др.

Подбор

картинок

по

общему

признаку. Здесь

требуется

некоторое

обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре "Что

растет в саду (лесу, городе)?" дети подбирают картинки с соответствующими

изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют

по одному признаку картинки.

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в

игре "Отгадай какую картинку спрятали" дети должны запомнить содержание

картинок, а затем определить, какую их них перевернули вниз рисунком. Эта

игра

направлена

на

развитие

памяти,

запоминания

и

припоминания.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить

детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей

составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2 -4

части, в средней и старших группах целое делят на 8 – 10 частей.

Описание, рассказ о картине с показом действий, движений. В таких играх

воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и

воображение и творчество. В этих играх формируются такие ценные качества

личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску

в создании необходимого образа.

Словесные игры.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких

играх

дети

учатся,

опираясь

на

имеющиеся

представления

о

предметах,

углублять

знания

о

них.

Так

как

в

этих

играх

требуется

использовать

приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети

самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают

предметы,

выделяя

характерные

их

признаки;

отгадывают

по

описанию;

находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным

свойствам, признакам

Структура дидактической игры.

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются:

обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача.

Для

выбора

дидактиче ской

игры

необходимо

знать

у р о ве н ь

подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать

уже имеющимися знаниями и представлениями.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну

игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать

повторений в ее содержании, трафаретных фраз ("воспитывать внимание,

мышление, память и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре,

но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других

– мышления, в третьих - внимания.

Игровые правила.Основная цель правил игры – организовать действия,

поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то

детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе,

через

ее

правила

и

действия

у

детей

формируется

корректность,

доброжелательность, выдержку.

Игровые действия.

Дидактическая

игра

отличается

от

игровых

упражнений

тем,

что

выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми

действиями.

Наблюдая за детьми 5 лет, я заметила, что им нравится играть в игру

«Пятнадцать». Коробка была маленьких размеров и скромного серого цвета.

На основе этой игры я придумала несколько игр по различным схемам

перемещения фишек. Дети с большим удовольствием стали в нее играть.

Дидактическая игра «Головоломка»

Актуальность: Дидактическая игра «Головоломка» способствуют тому,

чтобы дети научились решать задачи на сопоставление, удерживание в

памяти необходимой информации, на опробование и выбор вариантов

действий. Игра поможет детям выучившим счет, закрепить новые знания.

Комплектация:

-1 коробка - поле для игры (коробка для торта)

-15 цветных фишек с цифрами от 1 до 15 (крышки от бутылок с

молочнокислыми продуктами)

- схемы (6 шт.) (распечатаны на черно-белом принтере, раскрашены

фломастерами )

Цель игры: Формирование элементарных математических представлений и

представлений об окружающем мире.

ЗАДАЧИ:

1. Способствовать развитию мелкой моторики рук, совершенствовать

движения рук и развитие психических процессов (произвольного внимания,

логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти и речи

детей).

2. Стимулировать развитие умственных способностей в процессе

ознакомления с различными математическими отношениями (освоение

действий построения модели количественных отношений, развитие

представлений о числе — образование, состав, овладение навыками счёта,

развитие умения решать простейшие арифметические задачи).

3. Формировать и совершенствовать пространственные представления у

дошкольников.

4. Формировать навыки учебной деятельности.

ОПИСАНИЕ:

Вариант 1: Составляем числа от1 до15 (схема 4).

Игровой набор представляет собой маленькую коробочку, внутри которой

находится 15 цветных фишек с цифрами, которые лежат вразброс. Игроку

нужно собрать их по порядку по схеме 4, передвигая безотрывно по одной

фишке на поле. Возможно, это займет немало времени, но терпение малыша

окупится радостью от полученного, наконец, правильного расклада.

Продолжительность игры зависит от интереса и усидчивости игроков.

Вариант 2: Учимся считать.

Предложить ребенку разместить на пустом поле 1,2,3 и более фишек одного

цвета и попросить сосчитать. Познакомить с понятиями «поровну»,

«одинаковое количество».

Вариант 3: Где находится, скажи и покажи.

С целью уточнения пространственных представлений предложить ребенку

выбрать любую фишку, расположенную в центре поля, а затем спросить:

какая находится справа, какая слева, сверху, снизу? Располагая одну фишку

под другой, уточнять при этом у ребенка словесное обозначение

взаимодействие фишек.

Вариант 4: Составь по цветам (схемы 1,2,3,4,5).

Выстроить на поле 15 перемешанных фишек с определенной

последовательности по схемам 1,2,3,4,5.

Вариант 5: Помоги лягушонку найти дорогу домой.

Лягушонок-это зеленая фишка 13. На схеме 6 стрелками показано

направление его перемещения из нижнего левого угла в верхний правый угол

игрового поля, где расположен его дом. Игрок должен четко фиксировать

положения лягушонка при его перемещении по схеме 6, указанные зелеными

кружочками.



В раздел образования