Автор: Кутдусова Йолдыз Сайдахметовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №231
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании у детей книжной культуры по ФГОС ДО
Тема: Учебно–методический материал по ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Учебно-методический материал на тему: «Сотрудничество
детского сада и семьи в воспитании у детей книжной культуры
при ознакомлении с детской литературой по ФГОС ДО»
Одной
из
приоритетных
проблем
нашего
общества
является
приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации
отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Ребенок
начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Культура обращения
с книгой закладывается в семье. В таких семьях ребенок с самого раннего
возраста видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов
семьи к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него
проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне.
Задачи
1. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного
средства
образования
и
воспитания
дошкольников,
интеллектуального
ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха.
2. Активизировать работу с родителями по пропаганде и развитию детского
чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского
чтения и развития
3. Развивать стойкий интерес к слушанию и чтению книг у дошкольников.
Э т а проблема
определила цель
данной
работы:
сотрудничество
детского сада и семьи в воспитании у детей книжной культуры при
ознакомлении с детской литературой.
Важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии,
мировоззренческом
и
нравственном
становлении
человека,
ребенка,
актуально
именно
в
дошкольном
возрасте
заложить
у
детей
любовь
и
потребность в чтении ,чтобы она сохранилась на всю жизнь.
В
настоящее
время
вышли
новые
нормативные
документы
дошкольного
образования. В связи с введением Федерального закона (от 29.12.2012
М9273-Ф.3./ред.от
07.05.2013
с
изменениями,
вступившими
B
силу
с
19.05.2013) «Об образовании в РФ» произошли изменения в дошкольном
образовании:
1.Признание ДОШКОЛЬНОГО образования первым уровнем общего
образования
2.Утвержден стандарт дошкольного образования - ФГОС ДО
3
Введение
обязательной
экспертизы
примерных
основных
образовательных программ Д.О.
4.0тмена типового положения о ДОУ
1
5.Принятие профессионального стандарта педагога.
6.3акрепляются
нормы
об
инновационной
и
экспериментальной
деятельности.
7.Расширяется роль родителей
В частности в статье 44. Права, обязанности и ответственность в сфере
образования
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
о бу ч а ю щ и хс я
с ка з а н о :
Род и т е л и
( з а ко н н ы е
п р е д с т а в и т е л и )
несовершеннолетних
обучающихся
имеют
преимущественное
право
на
обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны
заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития
личности ребенка .
В статье 64. Дошкольное образование - сказано:
1.Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры,
развитие
физических,
интеллектуальных,
нравственных,
эстетических
и
личностных
качеств,
формирование
предпосылок
учебной
деятельности,
сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
2.
Образовательные
программы
дошкольного
образования
направлены
на
разностороннее
развитие
детей
дошкольного
возраста
с
учетом
их
возрастных
и
индивидуальных
особенностей,
B
том
числе
достижение
детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного
для успешного освоения ими образовательных программ начального, общего
образования,
на
основе
индивидуального
подхода
к
детям
дошкольного
возраста
и
специфичных
для
детей
дошкольного
возраста
видов
деятельности.
В
«Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного образования» (от 14 ноября 2013 г. Вступил в силу с 1
января 2014г.) заложены следующие основные принципы:
1)
поддержка
разнообразия
детства;
сохранение
уникальности
и
самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека
2)
лично стно-развивающий
и
гуманистиче ский
ха р а кт е р
взаимодействия
взрослых
(родителей
(законных
представителей),
педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы B формах, специфических для детей данной
возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и
исследовательской
деятельности,
B
форме
творческой
активности,
обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,
раннего
и
дошкольного
возраста),
обогащение
(амплификация)
детского
развития;
2
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей
каждого
ребенка,
при
котором
сам
ребенок
становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3)
содействие
и
сотрудничество
детей
и
взрослых,
признание
ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6)
приобщение
детей
к
социокультурным
нормам,
традициям
семьи,
общества и государства;
7)
формирование
познавательных
интересов
и
познавательных
действий
ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Стандарт, в частности, направлен на решение следующих задач:
1.обеспечение
преемственности
целей,
задач
и
содержания
образования,
реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее
-
преемственность
основных
образовательных
программ
дошкольного
и
начального общего образования);
2.создания
благоприятных
условий
развития
Детей
в
соответствии
с
их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей
и
творческого
потенциала
каждого
ребенка
как
субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
3.объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
4.формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового
образа
жизни,
развития
их
социальных,
нравственных,
эстетических,
интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок
учебной деятельности;
5.формирования
социокультурной
среды,
соответствующей
возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
6.обеспечения
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Образовательная
программа
ДОУ
в
соответствии
со
Стандартом
направлена:
на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его
позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и
творческих
способностей
на
основе
сотрудничества
с
взрослыми
и
сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; 3
-на создание развивающей образовательной среды, которая представляет
собой систему условий социализации и индивидуализации детей
Содержание
Программы
должно
обеспечивать
развитие
личности,
мотивации
и
способностей
детей
в
различных
видах
деятельности
и
охватывать
следующие
структурные
единицы,
представляющие
определенные
направления
развития
и
образования
детей
(далее
-
образовательные
области):
социально-коммуникативное
развитие;
познавательное
развитие;
речевое
развитие;
художественно-эстетическое
развитие; физическое развитие.
1.Речевое
развитие
включает
владение
речью
как
средством
общения
и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры
речи,
фонематического
слуха;
знакомство
с
книжной
культурой,
детской
литературой,
понимание
на
слух
текстов
различных
жанров
детской
литературы;
формирование
звуковой
аналитико-синтетической
активности
как предпосылки обучения грамоте.
2Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового
восприятия
и
понимания
произведений
искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление
эстетического
отношения
к
окружающему
миру;
формирование
элементарных
представлений
о
видах
искусства;
восприятие
музыки,
художественной
литературы,
фольклора;
стимулирование
сопереживания
персонажам
художественных
произведений;
реализацию
самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,
музыкальной и др.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
1.Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
может
выделять
звуки
B
словах,
у
ребенка
складываются
предпосылки
грамотности;
2.Ребенок
проявляет
любознательность,
задает
вопросы
взрослым
и
сверстникам,
интересуется
причинно-следственными
связями,
пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей;
склонен
наблюдать,
экспериментировать.
Обладает
начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком
с
произведениями
детской
литературы,
обладает
элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики,
истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь
на свои знания и умения в различных видах деятельности.
4
Необходимо отметить, что государственная семейная политика в России
является
важной
составной
частью
социальной
политики
нашей
страны.
Объектом
государственной
семейной
политики
в
Российской
Федерации
является семья.
Целью
государственной
семейной
политики
является
обеспечение
государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и
максимального повышения качества жизни каждой семьи. Изложенное выше
позволяет
сделать
вывод,
что
семейная
политика
в
современной
России
представляет
собой
целостную
систему
принципов,
направленных
на
улучшений условий и повышение качества жизни семьи.
Тема над которой мы работали оказалась вовсе неслучайной. Началась
работа
с
простого
чтения
В.Драгунского
«Денискиных
рассказов».
При
обсуждении рассказа дети рассматривали хорошо иллюстрированную книгу с
большим интересом. После обсуждения мальчик Ваня сказал: « у меня такой
книги дома нет и вообще книг нет», тогда я спросила у детей, есть ли у них
дома домашняя библиотека. Несколько детей ответили что есть, а в основном
говорили, что книг мало и никто им не читает. Мы решили сначала провести
общее
родительское
собрание
и
рассказать
о
роли
книги
и
чтения,
как
средство
становления
личности
ребенка.
Объяснить,
что
детская
книга
рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического
воспитания.
Родители
согласились,
что
читать
детям
необходимо,
но
ссылались на недостаток времени и на нехватку библиотек в районе.
Вначале родители настороженно отнеслись к моим просьбам, заданиям.
Как только дети стали дома рассказывать, чем мы занимаемся и делаем в
детском
саду,
интерес
родителей
возрос.
Они
стали
более
открытыми,
заинтересованными, ответственными и многое сделали своими руками.
Провели анкетирование среди родителей детей. После обработки результатов
стало понятно над чем работать. Составили перспективное планирование
работы с родителями и по нему стали проводить работу.
Реализуя
перспективный
план
мы
привлекали
родителей
к
разным
формам работы. Нами была проведена большая работа по
привлечению
родителей к сотрудничеству.
Мне хочется рассказать об одном из более интересных форм работы по
приобщению детей к книжной культуре, как создание самой книги.
Год 2015- год литературы и нам на базе нашего ДОО было предложено
провести Всероссийский фестиваль педагогического мастерства «Литература
духовно-нравственная
о снова
Ро ссии».
Наши
дети
п р и н я л и
непосредственное участие в этом. Дети- экскурсоводы проводили экскурсию
по
выставке
«Жили-были
книги»,
а
девочка
Карина
для
гостей
провела
мастер-класс
по
изготовлению
бумаги.
Подготовительная
работа
была
конечно
большая.
В
родительском
уголке
постоянно
информировали
родителей.
5
Провели с родителями консультации по формированию интереса к книге; как
самим
создать
книгу.
Для
родителей
показали
мастер
–
класс
по
изготовлению бумаги. В группе оформили выставку книг:
«Жили-были
книги»
С детьми провели беседы: «Книжкина одежка», «Какие разные книги»/где
рассматривали разновидности книг: книжки-малышки, книга-вырубка, книга-
панорама книга-раскладушка и т.д. Дети сами издавали газеты с рисунками о
проделанной работе, конечно самым интересным для
них было самим
изготовить
бумагу.
Родители
Ариши
С.
принесли
несколько
рецептов
изготовления бумаги и мы с ребятами сами готовили бумагу для своей книги.
Листы разрезали по размеру и сложили книгу. Обложку книги украсили
и придумали ей название: «Жили-были книги».
Родители детей с удовольствием помогали. Они приобрели новый
книжный шкаф, купили много художественной литературы и сами с детьми
делали книжки-самоделки. Родители также готовили детей-экскурсоводов к
выступлению на фестивале. Гости, конечно были в восторге и поблагодарили
детей.
Наша работа в группе тесно связана с общей темой детского сада.
Тема
художественно
–
эстетического
развития
дошкольников
предполагает
знакомство
с
художественной
литературой,
с
книжной
культурой. Дети знакомятся с творчеством художников- иллюстраторов, а
детская книга невозможна без иллюстрации Хохлова, Чарушина, Маврина.
Ребята-дошкольники
рисуют
сами
иллюстрации
к
сказкам,
потешкам,
прибауткам, В процессе работы проводятся викторины, литературные вечера,
развлечения. Программа нашего ДОУ. «Распахни окно в мир прекрасного»
приводит много примеров детского сочинительства.
В
этом
году
мы
своих
детей
выпустили
в
школу,
будем
набирать
малышей, и я думаю, что актуальность по теме сотрудничества с родителями
по приобщению детей к книжной культуре не иссякнет.
6