Напоминание

Учебно–методический материал по ФГОС ДО


Автор: Кутдусова Йолдыз Сайдахметовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №231
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании у детей книжной культуры по ФГОС ДО
Тема: Учебно–методический материал по ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Учебно-методический материал на тему: «Сотрудничество

детского сада и семьи в воспитании у детей книжной культуры

при ознакомлении с детской литературой по ФГОС ДО»

Одной

из

приоритетных

проблем

нашего

общества

является

приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации

отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Ребенок

начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Культура обращения

с книгой закладывается в семье. В таких семьях ребенок с самого раннего

возраста видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов

семьи к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него

проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне.

Задачи

1. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного

средства

образования

и

воспитания

дошкольников,

интеллектуального

ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха.

2. Активизировать работу с родителями по пропаганде и развитию детского

чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского

чтения и развития

3. Развивать стойкий интерес к слушанию и чтению книг у дошкольников.

Э т а проблема

определила цель

данной

работы:

сотрудничество

детского сада и семьи в воспитании у детей книжной культуры при

ознакомлении с детской литературой.

Важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии,

мировоззренческом

и

нравственном

становлении

человека,

ребенка,

актуально

именно

в

дошкольном

возрасте

заложить

у

детей

любовь

и

потребность в чтении ,чтобы она сохранилась на всю жизнь.

В

настоящее

время

вышли

новые

нормативные

документы

дошкольного

образования. В связи с введением Федерального закона (от 29.12.2012

М9273-Ф.3./ред.от

07.05.2013

с

изменениями,

вступившими

B

силу

с

19.05.2013) «Об образовании в РФ» произошли изменения в дошкольном

образовании:

1.Признание ДОШКОЛЬНОГО образования первым уровнем общего

образования

2.Утвержден стандарт дошкольного образования - ФГОС ДО

3

Введение

обязательной

экспертизы

примерных

основных

образовательных программ Д.О.

4.0тмена типового положения о ДОУ

1

5.Принятие профессионального стандарта педагога.

6.3акрепляются

нормы

об

инновационной

и

экспериментальной

деятельности.

7.Расширяется роль родителей

В частности в статье 44. Права, обязанности и ответственность в сфере

образования

родителей

(законных

представителей)

несовершеннолетних

о бу ч а ю щ и хс я

с ка з а н о :

Род и т е л и

( з а ко н н ы е

п р е д с т а в и т е л и )

несовершеннолетних

обучающихся

имеют

преимущественное

право

на

обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны

заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития

личности ребенка .

В статье 64. Дошкольное образование - сказано:

1.Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры,

развитие

физических,

интеллектуальных,

нравственных,

эстетических

и

личностных

качеств,

формирование

предпосылок

учебной

деятельности,

сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

2.

Образовательные

программы

дошкольного

образования

направлены

на

разностороннее

развитие

детей

дошкольного

возраста

с

учетом

их

возрастных

и

индивидуальных

особенностей,

B

том

числе

достижение

детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного

для успешного освоения ими образовательных программ начального, общего

образования,

на

основе

индивидуального

подхода

к

детям

дошкольного

возраста

и

специфичных

для

детей

дошкольного

возраста

видов

деятельности.

В

«Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного образования» (от 14 ноября 2013 г. Вступил в силу с 1

января 2014г.) заложены следующие основные принципы:

1)

поддержка

разнообразия

детства;

сохранение

уникальности

и

самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека

2)

лично стно-развивающий

и

гуманистиче ский

ха р а кт е р

взаимодействия

взрослых

(родителей

(законных

представителей),

педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы B формах, специфических для детей данной

возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и

исследовательской

деятельности,

B

форме

творческой

активности,

обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,

раннего

и

дошкольного

возраста),

обогащение

(амплификация)

детского

развития;

2

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных

особенностей

каждого

ребенка,

при

котором

сам

ребенок

становится

активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом

образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3)

содействие

и

сотрудничество

детей

и

взрослых,

признание

ребенка

полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6)

приобщение

детей

к

социокультурным

нормам,

традициям

семьи,

общества и государства;

7)

формирование

познавательных

интересов

и

познавательных

действий

ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,

требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт, в частности, направлен на решение следующих задач:

1.обеспечение

преемственности

целей,

задач

и

содержания

образования,

реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее

-

преемственность

основных

образовательных

программ

дошкольного

и

начального общего образования);

2.создания

благоприятных

условий

развития

Детей

в

соответствии

с

их

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития

способностей

и

творческого

потенциала

каждого

ребенка

как

субъекта

отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

3.объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс

на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в

обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

4.формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей

здорового

образа

жизни,

развития

их

социальных,

нравственных,

эстетических,

интеллектуальных,

физических

качеств,

инициативности,

самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок

учебной деятельности;

5.формирования

социокультурной

среды,

соответствующей

возрастным,

индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

6.обеспечения

психолого-педагогической

поддержки

семьи

и

повышения

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и

образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Образовательная

программа

ДОУ

в

соответствии

со

Стандартом

направлена:

на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его

позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и

творческих

способностей

на

основе

сотрудничества

с

взрослыми

и

сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; 3

-на создание развивающей образовательной среды, которая представляет

собой систему условий социализации и индивидуализации детей

Содержание

Программы

должно

обеспечивать

развитие

личности,

мотивации

и

способностей

детей

в

различных

видах

деятельности

и

охватывать

следующие

структурные

единицы,

представляющие

определенные

направления

развития

и

образования

детей

(далее

-

образовательные

области):

социально-коммуникативное

развитие;

познавательное

развитие;

речевое

развитие;

художественно-эстетическое

развитие; физическое развитие.

1.Речевое

развитие

включает

владение

речью

как

средством

общения

и

культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически

правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры

речи,

фонематического

слуха;

знакомство

с

книжной

культурой,

детской

литературой,

понимание

на

слух

текстов

различных

жанров

детской

литературы;

формирование

звуковой

аналитико-синтетической

активности

как предпосылки обучения грамоте.

2Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок

ценностно-смыслового

восприятия

и

понимания

произведений

искусства

(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление

эстетического

отношения

к

окружающему

миру;

формирование

элементарных

представлений

о

видах

искусства;

восприятие

музыки,

художественной

литературы,

фольклора;

стимулирование

сопереживания

персонажам

художественных

произведений;

реализацию

самостоятельной

творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,

музыкальной и др.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

1.Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои

мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,

чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,

может

выделять

звуки

B

словах,

у

ребенка

складываются

предпосылки

грамотности;

2.Ребенок

проявляет

любознательность,

задает

вопросы

взрослым

и

сверстникам,

интересуется

причинно-следственными

связями,

пытается

самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам

людей;

склонен

наблюдать,

экспериментировать.

Обладает

начальными

знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

знаком

с

произведениями

детской

литературы,

обладает

элементарными

представлениями из области живой природы, естествознания, математики,

истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь

на свои знания и умения в различных видах деятельности.

4

Необходимо отметить, что государственная семейная политика в России

является

важной

составной

частью

социальной

политики

нашей

страны.

Объектом

государственной

семейной

политики

в

Российской

Федерации

является семья.

Целью

государственной

семейной

политики

является

обеспечение

государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и

максимального повышения качества жизни каждой семьи. Изложенное выше

позволяет

сделать

вывод,

что

семейная

политика

в

современной

России

представляет

собой

целостную

систему

принципов,

направленных

на

улучшений условий и повышение качества жизни семьи.

Тема над которой мы работали оказалась вовсе неслучайной. Началась

работа

с

простого

чтения

В.Драгунского

«Денискиных

рассказов».

При

обсуждении рассказа дети рассматривали хорошо иллюстрированную книгу с

большим интересом. После обсуждения мальчик Ваня сказал: « у меня такой

книги дома нет и вообще книг нет», тогда я спросила у детей, есть ли у них

дома домашняя библиотека. Несколько детей ответили что есть, а в основном

говорили, что книг мало и никто им не читает. Мы решили сначала провести

общее

родительское

собрание

и

рассказать

о

роли

книги

и

чтения,

как

средство

становления

личности

ребенка.

Объяснить,

что

детская

книга

рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического

воспитания.

Родители

согласились,

что

читать

детям

необходимо,

но

ссылались на недостаток времени и на нехватку библиотек в районе.

Вначале родители настороженно отнеслись к моим просьбам, заданиям.

Как только дети стали дома рассказывать, чем мы занимаемся и делаем в

детском

саду,

интерес

родителей

возрос.

Они

стали

более

открытыми,

заинтересованными, ответственными и многое сделали своими руками.

Провели анкетирование среди родителей детей. После обработки результатов

стало понятно над чем работать. Составили перспективное планирование

работы с родителями и по нему стали проводить работу.

Реализуя

перспективный

план

мы

привлекали

родителей

к

разным

формам работы. Нами была проведена большая работа по

привлечению

родителей к сотрудничеству.

Мне хочется рассказать об одном из более интересных форм работы по

приобщению детей к книжной культуре, как создание самой книги.

Год 2015- год литературы и нам на базе нашего ДОО было предложено

провести Всероссийский фестиваль педагогического мастерства «Литература

духовно-нравственная

о снова

Ро ссии».

Наши

дети

п р и н я л и

непосредственное участие в этом. Дети- экскурсоводы проводили экскурсию

по

выставке

«Жили-были

книги»,

а

девочка

Карина

для

гостей

провела

мастер-класс

по

изготовлению

бумаги.

Подготовительная

работа

была

конечно

большая.

В

родительском

уголке

постоянно

информировали

родителей.

5

Провели с родителями консультации по формированию интереса к книге; как

самим

создать

книгу.

Для

родителей

показали

мастер

класс

по

изготовлению бумаги. В группе оформили выставку книг:

«Жили-были

книги»

С детьми провели беседы: «Книжкина одежка», «Какие разные книги»/где

рассматривали разновидности книг: книжки-малышки, книга-вырубка, книга-

панорама книга-раскладушка и т.д. Дети сами издавали газеты с рисунками о

проделанной работе, конечно самым интересным для

них было самим

изготовить

бумагу.

Родители

Ариши

С.

принесли

несколько

рецептов

изготовления бумаги и мы с ребятами сами готовили бумагу для своей книги.

Листы разрезали по размеру и сложили книгу. Обложку книги украсили

и придумали ей название: «Жили-были книги».

Родители детей с удовольствием помогали. Они приобрели новый

книжный шкаф, купили много художественной литературы и сами с детьми

делали книжки-самоделки. Родители также готовили детей-экскурсоводов к

выступлению на фестивале. Гости, конечно были в восторге и поблагодарили

детей.

Наша работа в группе тесно связана с общей темой детского сада.

Тема

художественно

эстетического

развития

дошкольников

предполагает

знакомство

с

художественной

литературой,

с

книжной

культурой. Дети знакомятся с творчеством художников- иллюстраторов, а

детская книга невозможна без иллюстрации Хохлова, Чарушина, Маврина.

Ребята-дошкольники

рисуют

сами

иллюстрации

к

сказкам,

потешкам,

прибауткам, В процессе работы проводятся викторины, литературные вечера,

развлечения. Программа нашего ДОУ. «Распахни окно в мир прекрасного»

приводит много примеров детского сочинительства.

В

этом

году

мы

своих

детей

выпустили

в

школу,

будем

набирать

малышей, и я думаю, что актуальность по теме сотрудничества с родителями

по приобщению детей к книжной культуре не иссякнет.

6



В раздел образования