Напоминание

Экология души.


Автор: Хоменко Ирина Балтуреевна
Должность: специалист по социальной работе
Учебное заведение: Бюджетное учреждение "Октябрьский районный комплексный центр социального обслуживания "
Населённый пункт: с.Каменное Октябрьский район Ханты–Мансийский автономный округ–Югра
Наименование материала: статья
Тема: Экология души.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Среди основ человеческого бытия, среди несомненных ценностей, на которые

опирается человеческое существование, природе принадлежит одно из

первых мест. С древнейших времён и до наших дней социальные,

нравственные, духовные устремления человека были связаны с природой.

Языческий тайный страх перед природными явлениями, философское

осмысление природы, унитарное её использование, наконец, сознание

необходимости подчиниться её законам и требованиям — вот только

некоторые вехи несмолкающего «диалога» человека и природы. Живая

оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее

время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных

экологических проблемах. Мы «научились летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы, нам надо научиться жить на земле, как люди».

Жизненная практика подсказывает, что экология природы не имеет будущего

без экологии души. Итак, экология души, что же это такое? По-видимому,

в центре рассмотрения должна оказаться охрана души. Ведь, по

справедливому высказыванию немецкого писателя и мыслителя И. Гете,

«растёт то, что мы выращиваем в душе, — таков вечный закон природы».

Экология души — это качественный уровень личного духовного

развития каждого человека. Это и состояние нашей с вами души,

истосковавшейся по красоте. Как могучий дуб вырастает из маленького

зёрнышка, так и в человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия

из крохотного зародыша, заложенного в нас природой. Люди — как

отдельные представители нашей природы. В мире растут и развиваются

миллионы животных организмов, нуждающихся в нашей заботе.

В человеческой душе формируются благородные чувства, такие как

сострадание, мужество, доброта, отзывчивость. Эти чувства должны быть

правильно развиты, нуждаются в жёстком контроле. Ведь если поступки

и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет

грязной душа — будет грязной экология нашей планеты

В таких условиях перед школой стоит важная задача — воспитать не только

образованного высококультурного человека, но и творческую личность,

осознающую свою ответственность за состояние окружающей среды, за

состояние нашего с вами дома. Чтобы решить эту задачу мы должны

направлять свои усилия на возрождение духовных, нравственных традиций

русского народа, на приобщение учащихся к народной культуре, на

формирование экоцентрического стиля мышления, без которого невозможно

сохранение жизни на Земле. В современной школе учитель должен через свой

предмет воспитать в учащихся гуманное отношение к окружающему миру,

ответственность за себя и за природу. Именно уроки русского языка

и литературы обладают мощной очищающей силой, а значит, способны

играть значительную роль в экологическом воспитании учащихся. На уроках

русского языка нами используется дополнительный материал, диктанты,

сочинения, стихотворения экологического характера, словарные слова,

задания на экологическую тему. Очень часто проводятся интегрированные

уроки, например, с учителем биологии и экологии на тему: «Природа и люди —

одно целое». Все эти формы работы позволяют задуматься над самыми

различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете

Через фольклор наши предки передали нам самые разнообразные знания,

в том числе и по экологии, о природных явлениях, о лесных обитателях,

о различных растениях. И формы передачи информации народ выбрал самые

оптимальные: сказки, пословицы, загадки. Они короткие, легко

запоминаются, что делает их привлекательными в глазах детей. Но не только

наши далекие предки заботились о природе родного края и человеческой

душе. Эта тема проходит через творчество многих и многих писателей, как

русских, так и зарубежных (стихотворение «Природа», вошедшее в

«Стихотворения в прозе» И.Тургенева, повесть «Когда Земля вскрикнула»

Артура Конан Дойла, «Натуралист на мушке, или Живой портрет

с природой», «Ковчег в пути», «Птицы, звери и родственники», «Три билета

до Эдвенчер», «Поймайте мне колобуса» Дж. Даррелла и другое).

Для природы не важно, какой ты национальности и где ты живешь.

Важно, как ты относишься к своему дому, к свой природе. На уроках,

посвященных теме «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX

и XX веков», происходит не только знакомство учащихся с замечательными

русскими поэтами (А. Пушкина, М. Лермонтова, С.Есенина, А.Фета,

Ф.Тютчева и многих других), но и понимание того, что у каждого из них свое

видение окружающего мира.. Люди живут по своим законам, а природа — по

своим. Возражать и противиться этому бессмысленно. Горе человеку, если он

сам забудет о человеческих жизненных ценностях. «Когда Земля

вскрикнула»

является пятой по счету книгой в цикле произведений о профессоре

Челленджере, который утверждал, что Земля не имеет ни малейшего

представления о том, как человечество эксплуатирует ее, более того, она не

подозревает о существовании человека. Джордж Челленджер вынашивает

и потом пытается осуществить свой план, согласно которому Земля должна

узнать, что существует, по меньшей мере, один человек — Джордж Эдуард

Челленджер, — который требует к себе внимания. И так после нескольких

лет неустанной работы, которая, не прекращаясь ни днем, ни ночью, велась

при помощи всевозможных буров, сверл, землечерпалок и взрывов и,

в конце концов, привела к нужной цели. Челленджер пробил земную кору, ее

толщина составила четырнадцать тысяч четыреста сорок два ярда. После

этого он планировал добраться до «живой плоти Земли». Профессору это

удается. И после того, как он просверлил земную мантию, по всей земли

понесся рев, в котором боль, гнев, угроза и оскорбленное величие Природы

слились в ужасающий пронзительный звук. Он длился целую минуту и был

подобен слившимся воедино голосам тысячи сирен; он пронесся по всему

южному побережью, достиг берегов соседней Франции, перелетев через Ла-

Манш, и, в конце концов, растаял в спокойном летнем воздухе. Нужно

сказать, что большинство героев повести, среди которых были и журналист

Мелоун, и Пэрлисс Джоунс, был напуган реакцией Земли. Но они посчитали

такую реакцию правильной. Им о многое пришлось обдумать.

И единственным человеком, кого не тронула такая реакция Земли, был

профессор Челленджер. Он считал, что планета Земля существует только для

поддержания жизни людей, что всем этим можно пользоваться по своему

усмотрению, не думая о последствиях, о том, что природные ископаемые,

водные ресурсы не бесконечны, что Земля — это живой организм, такой же

как мы с вами. И все что мы делаем, отражается на нас самих. И нам самим

придется устранять все последствия своей же неразумной, безответственной

деятельности. Естественно когда Артур Конан Дойл задумывал свое

произведение о профессоре Челленджере, он опирался на прототипы

реальных людей, которые уже тогда причиняли вред планете, не думая

о последствиях своих деяний. Но история человечества и литературы в том

числе, как неотъемлемой ее части, знает и другие примеры. Когда свою

жизнь люди посвящали защите природы, всей нашей планеты. Таким ярким

примером может служить жизнь и деятельность Джеральда Даррелла —

замечательного писателя-натуралиста, великого путешественника —

обладающего неповторимым даром рассказчика и тонким юмором. Его

книги («Натуралист на мушке, или Живой портрет с природой», «Ковчег

в пути», «Птицы, звери и родственники», «Три билета до Эдвенчер»,

«Поймайте мне колобуса» и многие другие) помогли миллионам детей

и взрослых по всему свету по-новому посмотреть на мир живой природы

и почувствовать себя неотъемлемой ее частью. Главными героями его всех

замечательных сборников рассказов стали... сам Даррелл и его

необыкновенные родственники и знакомые: птицы и звери с разных уголков

нашей столь разнообразной и необъятной планеты! Но этот удивительный

человек был не только писателем, призывающим к спасению редких

животных и птиц, но и тем, кто своим примером показывал, как это сделать.

В 1959 году Джеральд Даррелл создал на острове Джерси зоопарк, на базе

которого в 1963 году был организован Джерсийский трест сохранения диких

животных. Основная идея Даррелла заключалась в разведении редких

животных в условиях зоопарка и дальнейшем расселении их в места

естественного обитания. В настоящее время эта идея стала общепринятой

научной концепцией. Итолько благодаря Джерсийскому тресту, многие виды

животных сохранились, и мы их можем увидеть в естественной среде

обитания, а не только в виде чучел в зоологических музеях В старших классах

идет постижение литературы как классической, так и зарубежной. Мы

пытаемся донести до учащихся мысль о том, что нарушение экологии ведет

к нарушению экологии души. В этом нам помогают произведения.

Например, роман Чингиза Айтматова «Плаха» Этот роман — призыв

одуматься, осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено

человеком в природе. Примечательно, что проблемы экологии писатель

рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой

личности. Добавим сюда и В. Распутина «Прощание с Матерой», и Д.

Гранина «Картина», и С. Залыгина «Комиссия» Нам важно показать , что

экологические и нравственные проблемы тесно взаимосвязаны. Не случайно

писатель С. Залыгин утверждал: «Природа должна найти свое единственное

убежище — наше духовное сознание» Думается, что сейчас будет более

правильным сравнить уже самого человека с родителем, а природу

с ребенком, который нуждается в защите и заботе. Природа нуждается

и взывает к нашей помощи, чтобы моря и океаны были чистыми, леса

радовали глаз своим зеленым нарядом, пески в пустыне оставались такими

же золотыми, а небо всегда было голубым. Восстановление и сохранение

экологии Земли нужно начинать с восстановления и сохранения экологии

человеческой души. Литература формирует разум человека, его волю

и психику, его чувства и человеческий сильный характер, а именно —

формирует личность человека. Именно этим она и ценна для нас, людей. От

экологии души человека зависит жизнь всего Человечества на Земле.

Берегите свои Души!



В раздел образования