Напоминание

"Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе решения проблемных задач на художественно–словесном материале"


Автор: Шилова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д.с. №408 «Малыш»
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе решения проблемных задач на художественно–словесном материале"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие исследовательской активности детей старшего

дошкольного возраста в процессе решения проблемных задач на

художественно-словесном материале.

Дети по природе своей – исследователи. Неутолимая жажда новых

в п е ч а т л е н и й ,

л ю б о з н а т е л ь н о с т ь ,

п о с т о я н н о е

с т р е м л е н и е

экспериментировать,

самостоятельно

искать

новые

сведения

о

мире

традиционно рассматривается как важнейшие черты детского поведения.

Актуальной проблемой современного образования является воспитание

и развитие креативной, инициативной личности, способной реализовать свой

творческий потенциал и проявлять исследовательскую активность в разных

видах деятельности. Основы такой личности закладываются в дошкольном

возрасте.

Именно

в

этот

период

создаются

предпосылки

для

развития

исследовательской

активности

и

познавательных

интересов

детей.

(А.А.Поддьяков, А.Г.Гогоберидзе, Н.Б.Шумаков и др.).

Исследовательская

активность

получает

развитие

в

детском

экспериментировании.

Как

свидетельствует

анализ

научных

данных,

исследовательская

активность

старшего

дошкольника

имеет

сложную

структуру. В ней выделяют мотивационный компонент, связанный с

интересом,

желанием

ребенка

вести

исследовательский

поиск

решения

проблемы и проявления настойчивости в достижении цели: содержательный

компонент, связанный с представлениями о возможных способах и

средствах осуществления исследовательского поиска решения проблемы –

операциональный

компонент,

отражающий

опыт

практического

использования дошкольником исследовательских умений решения проблемы

в процессе экспериментирования.

Каждый ребенок с первой минуты жизни стремится к открытиям, и

нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение

исследовательской деятельности. Еще В.А. Сухомлинский утверждал, что

«ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира».

Исследователь – это человек, которого влечет неизвестное, которое находится

в постоянном поиске и ответов на них.

К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать

такие сложные задачи, как уметь видеть проблему и ставить вопросы, уметь

доказывать, делать выводы, высказывать предположения и строить планы по

их проверке.

Именно

исследовательская

деятельность

как

вид

познавательно-

исследовательской деятельности может помочь дошкольнику решать выше

обозначенные задачи и наиболее полно соответствует природе ребенка и

современным требованиям.

Детское

экспериментирование

имеет

огромный

развивающий

потенциал

эффективный

метод

познания

закономерностей

и

явлений

окружающего мира и. как никогда, экспериментирование является одной из

актуальнейшей проблем современности. Главное его достоинство в том, что

оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Экспериментирование

обогащает

память

ребенка,

активизирует

его

мыслительные

процессы,

включает

в

себя

активные

поиски

решения

задач,

то

есть

экспериментирование

является

хорошим

средством

интеллектуального развития дошкольников.

Большинство

педагогов

концентрируется

на

создании

картотеки

опытов и экспериментов, которые учитывают лишь элементы планирования и

выполнения опытов, анализ результатов и в некоторых случаях элементарную

рефлексию. Цели, как правило, ставятся педагогом, в результате

чего осознание проблемы не происходит, что вызывает затруднение и выбор

мотивационного компонента у ребенка.

В целях повышения эффективности воспитательно-образовательного

процесса необходимо использовать разнообразные виды деятельности и их

интеграцию.

Для активизации поисковой деятельности старших дошкольников мы

поставили

перед

собой

задачу

интегрировать

познавательно-

исследовательскую деятельность с восприятием художественной литературы.

Восприятие художественной литературы – это особый вид детской

деятельности, форма активности ребенка, которая предполагает не пассивное

слушание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии,

сопереживании героям ( М.М. Алексеева, В.И. Яшина).

Данная интеграция дает возможность реализовать в полном объеме все

структурные

компоненты

развития

исследовательской

активности

детей

и

дает

возможность

каждому

ребенку

перенести

на

себя

события

литературного произведения, в результате чего возникает «эффект личного

присутствия», личного участия в событиях.

События, происходящие с героями литературных произведений,

являются мотивационным компонентом и помогают педагогу заинтересовать

ребенка

начать

исследовательский

поиск

решения

проблемы.

Чтение

художественного

произведения

детям

дошкольного

возраста

помогает

воспитателю обогащать их знаниями, учить, глубже всматриваться в

окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

У детей появляется возможность стать на место героя произведения и

произвести

практические

действия

с

целью

решения

и

проверки

проблемной задачи (ситуации), в которую попал герой. Через личный опыт

ребенок осмысливает опыт литературных героев, чувствует и сопереживает,

помогает и радуется, если его решение проблемы совпадает с решением героя

произведения.

На основе рассказа Л.Н. Толстого «Хотела галка пить» была проведена

образовательная интегрированная деятельность. Дети познакомились с

явлениями описанными в рассказе Л.Н. Толстого, слушали текст со скрытым

смыслом и моделировали его содержание.

Ценность занятий состоит в увлекательном совместном приобретении

детьми знаний путем собственных поисков необходимой информации по

предложенным

темам.

Программное

содержание

занятий

позволяет

максимальное

внедрение

методов

и

приемов,

которые

активизируют

использование сохранных анализаторов детей, что очень важно для детей, так

как

чувственное

познание

окружающего

принято

считать

начальной

ступенью познания.

Многие книги о природе для детей написаны учеными – биологами.

Содержание их научно достоверно, помогает детям познать природу во всем

ее многообразии, закладывает основы материалистического миропонимания.

Дети, живя в мире предметов, человеческих отношений, стремятся их

понять, раскрыть с помощью своих чувств. Поэтому, участие в

исследовательской деятельности, особенно в

экспериментальной ее части,

помогает нашим детям проникать вглубь

объектов – живых и не живых,

а так же помочь осознать их внутренние свойства и отношения.

В своей педагогической деятельности стремлюсь предоставить

каждому ребенку возможность не только изучать и познавать, но и получать

удовольствие от каждого прожитого дня.

Делая упор на сознательную,

поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно

устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно

добиться

ожидаемых

положительных

результатов

в

любом

виде

деятельности.

Итак, мы пришли к выводу, что внедрение исследовательских

методов в образовательный процесс – это на сегодняшний день один из

основных

путей

познания,

наиболее

полно

соответствующий

природе

ребенка и современным задачам обучения.

В помощь педагогам был составлен примерный вариант использования

художественных произведений и соответствие с реализуемой темой недели.

Интегрирующая

тема периода

Художественная

литература

Проблемно –

игровая ситуация

Задачи

Краски осени

Дж. Родари

«Чиполлино»

(союзмультфильм

Москва 1961г.)

А. Ремизов

«Хлебный голос»

В. Сутеев

«Под грибком»

(«Грибок

-теремок

союзмультфильм

1958г.)

Почему сеньор

Помидор ревел

горючими

слезами?

Откуда

появляется

плесень?

«Тонет - не

тонет»

Почему растения

быстро растут?

Что влияет на

рост растений?

Познакомить детей с

веществами, входящими в

состав лука ( масло, сера,

которая раздражает глаза

и как следствие моргание

и выделение слез, чтобы

смыть раздражитель)

Познакомить детей со

свойствами зерна и муки.

Показать, что становится

с хлебом в разных

условиях хранения.

Установить зависимость

роста растений от

температуры, освещения,

влажности.

«Здравствуй,

зимушка –

зима»

Н. Калинин

«Про снежный

колобок»

«Морозко»

( Центральная

киностудия

им. Горького

1964г.)

Куда пропал

Алешкин

колобок?

Как освободить

снегиря из

ледяного плена?

Каким способом

можно оживить

птицу?

Формировать у детей

представление об

агрегатных превращениях

воды, развивать

способности к

преобразованию.

Формировать у детей

представления о

нагревании, охлаждении,

плавлении и

отвердевании. Развивать

представления об

источниках тепла (теплые

руки, горячая плита,

солнце ) Развитие

способностей к

преобразованию.

Маленькие

исследователи

Азбука

безопасности

В. Драгунский

«Он живет и

светится»

Фиксики.

Зеркало.

(познавательные

образовательные

мультфильмы)

«Пузырь,

соломинка и

лапоть»

(союзмультфильм

Москва 1959г.

«Три дровосека»

(сказка)

Фиксики.

Повелитель

воздуха.

Воздушный шар.

(познавательные

образовательные

мультфильмы)

П. Голосов

«Сказка о заячьем

теремке и

спичечном

коробке»

Почему горит

фонарь?

Почему так ярко

светятся

светлячки?

Могут ли люди на

нашей планете

жить без зеркал?

Герои сказки

оказались в

трудной

ситуации. Они не

знают, как

переплыть через

реку?

Есть такое одеяло

Им окутана земля

Реки, села и поля

Город, лес,

морской прибой,

И, конечно мы с

тобой.

Это что за

одеяло?

Почему потухла

свечка?

Познакомить детей с

батарейкой и способам

использования лимона в

качестве батарейки.

Познакомить детей со

свойствами зеркал

(свойство зеркального

отражения, свойство

зеркальной симметрии),

углублять представление

о качествах и свойствах

поверхности предметов, о

использовании зеркал в

науке, в медицине, в

технике.

Формировать у детей

умение выдвигать

гипотезы и проверять их

опытным путем.

Познакомить со

свойствами предметов

(дерево, резина, солома)

«Тонет – не тонет»

Способствовать

накоплению у детей

конкретных

представлений о воздухе.

Познакомить со

свойствами воздуха и

способами его

обнаружения.

Актуализировать знания

детей.

Познакомить детей со

способами тушения огня.

Выявить, что при горении

изменяется состав

воздуха, что горению

нужен кислород.

Приведем в

порядок

планету.

Космос.

Весна шагает

по планете.

Животный

мир.

К. Булычев

«Девочка с

Земли»

«Тайна третьей

планеты»

(союзмультфильм

1981г.)

«Заяц Коська и

родничок»

союзмультфильм

1974г.

Л. Н. Толстой

«Умная галка»

По почте пришло

сообщение от

главной героини

мультфильма

«Тайна третьей

планеты» Алисы.

Во время полета

на космическом

корабле, с

планеты

Шелезяка

поступил сигнал

SOS. Все роботы,

населявшие

планету, были

сломаны.

Помогите кто

может.

Алиса просит

помочь ей

разобраться.

Почему

сломались

роботы?

Почему Коська не

мог догнать

ручеек?

Как напоить

галку?

Способствовать

накоплению у детей

конкретных

представлений о металле.

Познакомить ребят со

свойствами металла:

коррозия металла

(ржавчина), прочность

металла, магнитные

свойства металла.

Актуализировать знания

детей. Обеспечить

накопление опыта

исследовательской

деятельности.

Формирование

представлений об

испарении воды,

целостного представления

об агрегатных состояниях

воды: твердое, жидкое,

газообразное.

Формировать умение

слушать тест, со скрытым

смыслом, моделировать

его содержание. Показать,

как с помощью разных

предметов, помещенных в

сосуд, повышается

уровень воды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования. Центр педагогического образования М.2014 г.

2. Концепция дошкольного воспитания.

3. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно – исследовательская

деятельность дошкольников» М. 2012г.

4. Монтессори М. «Помоги мне сделать это самому» М. из-во Карапуз 2002г.

5. Нищева Н.В. «Познавательно – исследовательская деятельность, как

направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры»

Детство – Пресс 2013г.

6. Подъяков А.Н. «Развитие исследовательской инициативности в детском

возрасте» М. 2001г.



В раздел образования