Автор: Костина Татьяна Юрьевна
Должность: преподаватель по классу сольного народного пения
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ № 4" с. Лопатино
Населённый пункт: Муниципального района Волжский Самарской области
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Работа над унисоном как основа правильного интонирования в детском фольклорном ансамбле"
Раздел: дополнительное образование
«Работа над унисоном как основа
правильного интонирования в детском
фольклорном ансамбле»
Методическая работа
Костиной Татьяны Юрьевны
Содержание.
1.
Введение………………………………………………………………… 2 – 3
2.
Основные навыки работы над хоровым строем и унисоном………. 4 – 8
3.
Воспитание навыков чистой интонации………………………………… 12
4.
Заключение………………………………………………………………… 13
1
5.
Используемая литература……………………………………………….. 14
Введение
Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой
жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий
социальный
смысл,
являясь
средством
эстетического,
нравственного
и
патриотического воспитания детей и юношества.
2
Хоровое пение – это главный вид творческой деятельности в народной
художественной культуре.
Цель: овладеть основными навыками пения в унисон в хоровом исполнении.
Задачи:
1.
Сформировать правильное
звукообразование
и
звуковедение
в
исполнении ансамбля.
2.
Научить одновременному произношению текста.
3.
Работать над унисоном в ансамбле.
4.
Овладеть выразительностью исполнения.
5.
Развивать
самостоятельность,
инициативу
и
импровизационные
способности у детей.
УНИСОН - это слитное звучание двух или нескольких звуков, совпадающих
по высоте. Например, унисоном является хоровое исполнение одноголосной
песни.
Вокально-хоровые навыки вырабатываются и закрепляются во время
распевания
.
Чуткость
детей
к
пению
своему
и
других
участников
должна
воспитываться постоянно. Начинать надо с развития умения младшего возраста
передавать красками своего голоса различное содержание резко контрастных
произведений,
например,
ласковые
и
нежные
колыбельные
и
шуточные
попевки. А затем научить детей использовать контрастность звучания в одной
песне. Анализ пения, который делают сами дети, работа над выразительностью
звучания, идущего от конкретного содержания, развивает у детей умение точно
воспринимать качество звука на слух.
3
1.Основные навыки работы над хоровым строем и
унисоном.
Интонационная слаженность, умение чисто интонировать как в унисонном
пение,
так
и
в
многоголосии
называется
строем.
Хоровой
строй
–
согласованность
между
участниками
ансамбля
в
отношении
точности
звуковысотного
интонирования.
В
основе
чистого
строя
лежит
восприятие
детей высоты звука и точное его воспроизведение. Воспринять высоту звука –
значит
услышать
звук
и
зафиксировать
его
в
памяти.
Перед
тем
как
воспроизвести звук, необходимо представить себе его будущее звучание. Без
4
такого предварительного «слышания» не может быть и речи о воспроизведении
звука.
Хоровой
строй
коллектива
складывается
из
мелодического
и
гармонического. Мелодический строй зависит от чистоты интонации унисона
каждой партии. Гармонический - от качества интонирования аккордов хоровой
партитуры.
Работа
над
мелодическим
и
гармоническим
строем
самым
непосредственным образом связана с развитием у детей музыкального слуха.
Важно, чтобы они умели не только точно повторить заданную мелодию, но и
услышать и оценить звучание. Это возможно лишь при наличии музыкального
слуха.
Очень
полезно
в
качестве
упражнения
пропевать
небольшие
музыкальные примеры, петь сольфеджируя то вслух, то «про себя». Таким
образом, развивается умение петь «про себя», обостряется интонационный и
внутренний слух.
Чуткость детей к пению своему и других участников должна воспитываться
постоянно. Начинать надо с развития умения младшего возраста передавать
красками
своего
голоса
различное
содержание
резко
контрастных
произведений,
например,
ласковые
и
нежные
колыбельные
и
шуточные
попевки. А затем научить детей использовать контрастность звучания в одной
песне. Анализ пения, который делают сами дети, работа над выразительностью
звучания, идущего от конкретного содержания, развивает у детей умение точно
воспринимать качество звука на слух.
Строй, в котором поёт ансамбль, называется зонным. Это означает, что в
зависимости от условий того или иного звука, его высота может несколько
меняться в пределах определённой зоны, понижаясь или повышаясь.
Замечено,
что
эмоциональное
настроение
ребёнка,
связанное
с
художественным образом исполняемого произведения, отражается на окраске
тембра его голоса. Весёлое или ласковое настроение песни вызывает более
5
светлое звучание голоса, т. е. к фальцетному, и , напротив, грустная или суровая
песня будет невольно способствовать появлению грудного оттенка в звучании
голоса.
Значит,
чтобы
настроить
голос
ребёнка
на
более
лёгкое
звучание,
близкое к фальцетному типу, следует обращаться к мажорным попевкам или
песням светлым, радостным по настроению. Противоположные по характеру и
содержанию песни будут неизбежно способствовать настрою голоса на иное
звучание, близкое к грудному.
Большую роль в хоровом пении играет гармонический слух, умение
слышать
свой
тон
в
общем
звучании
многоголосия.
Гармонический
слух
развивается в условиях многоголосного пения, в первое время, когда участники
ещё
не
имеют
навыков
многоголосного
исполнения,
роль
гармонической
поддержки – основы играет музыкальный инструмент. Как только дети начнут
приобретать начальные певческие навыки, можно постепенно переходить к
пению без сопровождения, с элементами двухголосия.
Для воспитания строя полезно петь закрытым ртом в высокой певческой
позиции. Необходимо работать над следующим: выработка активного унисона
(чистое
и
интонирование
диатонических
ступеней
лада),
ритмической
устойчивости
в
умеренных
темпах
при
соотношение
простейших
длительностей (четвертная, восьмая, половинная), соблюдение динамической
ровности при произношении текста.
Постепенное
расширение
задачи:
интонирование
произведений
в
различных видах мажора и минора, выработка ритмической устойчивости в
более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком
(шестнадцатые, пунктирный ритм).
Устойчивое
интонирование
одноголосного
пения
при
сложном
аккомпанементе. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
В старшей группе
происходит закрепление навыков, полученных в
младшей
группе:
совершенствование
ансамбля
и
строя
в
произведениях
6
различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка,
выработка
чистой
интонации
при
двух-трехголосном
пении.
Владениями
навыков пения без сопровождения.
Хоровой ансамбль – единство, согласованность всех компонентов,
составляющих исполнение: слитность в окраске и уравновешенность в силе
звучания всех голосов, ритмическая слаженность, единство темпа, динамики.
Работа по совершенствованию ансамбля должна вестись регулярно по всем
направлениям.
Работа над освоением вокальных навыков требует индивидуального
подхода к учащимся, но овладение хоровыми навыками – строем, ансамблем –
происходит исключительно при коллективном пении. Само существо хоровых
навыков – единство, слитность всех элементов звучания, подчинение личного
общему
–
требует
коллективной
работы.
Умение
подчинить
свою
индивидуальность
требованиям
коллектива
–
основное
правило
настоящего
ансамбля.
В основе хорошего ансамбля лежит работа над унисоном ансамблем
хоровых голосов. При этом главное внимание следует уделять воспитанию у
учеников умения слышать и слушать друг друга. Воспитание унисонного пения
способствует хорового ансамбля
и хорового строя, и должно начинаться с
твёрдого правила: в примарной зоне на простых попевках насчитывающих
один-два звука, вначале следует достичь интонационного единства и затем
закрепить его.
По качеству интонации детей можно разделить на 3 группы:
1 – дети с плохой интонации, совсем неправильно воспроизводящие мелодию
исполняемой песни («гудошники»);
2 – со средней по качеству интонацией, искажающие мелодию лишь частично;
3 – с хорошей и отличной интонацией, исполняющие мелодию без искожений.
7
Певческий голос детей, особенно с плохой интонацией, близок к речевому
по тембру и диапазону. Поскольку в речи наряду с фальцетным дети пользуются
и
грудным
голосом,
то
такое
использование
его
в
пении
следует
считать
естественным функциональным проявлением голосового аппарата.
У
отдельных
детей
по
–
разному
проявляется
склонность
к
преимущественному
использованию
того
или
иного
типа
регистрового
звучания.
Дети с плохим интонированием обычно используют грудную манеру
фонации. Голоса детей со средней по качеству интонацией звучат, как правило в
микстовых
регистрах,
т.
е.
они
используют
микст
в
различной
степени
приближения к крайним типам. Голоса детей с хорошей и отличной интонацией
звучат ближе к фальцету.
Таким образом, проявляется определённая взаимосвязь между типом
регистрового звучания и качеством интонации. Отсюда можно предположить,
что
при
фальцетном
типе
звукообразования
легче
добиться
чистоты
интонирования по сравнению с грудным. Знание этого имеет большое значение
для методики обучения пению.
8
2.Работа с «гудошниками».
Одной из причин фальшивого пения и даже «гудения» является
следующее: многие не верно поющие дети переносят манеру разговорного
голоса
в
пении.
Разговорный
голос
детей
чаще
всего
формируется
в
так
называемом
«грудном»
регистре.
Механизм
формирования
голоса
в
этом
регистре
ограничивает
возможности
воспроизведение
высоких
нот.
Перестройка
голосообразования
из
грудного
в
фальцетный
регистр
резко
увеличивает возможности голоса в воспроизведение звуков вверх по диапазону.
Поэтому на уроках одной из основных задач ставится перестройка певческого
голосообразования из грудного в фальцетный. Рекомендуется
прочтение в
лицах весёлых детских стихов:
– Зайка, зайка, белый хвост,
– Где ты был?
9
– Косил овёс!
– Где овёс?
– Журавель склевал!
– Где журавель?
– Медведь прогнал!
– Где медведь?
– Сидит в ловушке!
– Где ловушка?
– На горушке!
– Где горушка?
– Вечерком смыло в речку ручейком!
Далее эта же работа переносится на пение. Преподаватель своими
пояснениями , путём ассоциации должен помочь детям («надо спеть высоко, как
птичка», «тонко как комарик или котёнок»); при этом важен показ самого
преподавателя.
Приступая к работе, руководитель с первых же занятий должен обращать
внимание на соподчинённость голоса и слуха. В дальнейшем методика должна
строится таким образом, чтобы у ребят постоянно вырабатывался и закреплялся
навык
координации
между
слуховым
восприятием
и
работой
голосового
аппарата.
Методика
работы
с
фальшиво
поющими
учениками
ансамбля
сводится к следующим основным положениям:
1.
Необходимо
добиться
осознанного
ощущения
чистой
интонации.
Для
этого надо найти в диапазоне голоса один или несколько тонов, которые ученик
постоянно
и
чисто
воспроизводит
(обычно
это
звуки
примарной
зоны).
В
10
первый момент очень важно, чтобы человек щутил слияние своего голоса с
заданным на инструменте тоном и проверил свои возможности правильного
интонирования;
2.
К найденному примарному тону постепенно добавляются рядом
лежащие звуки. Учащиеся пытаются их правильно проинтонировать, точно
воспроизвести голосом и почувствовать унисон, слияние собственного голоса с
заданным тоном.
1.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Ан-дрей, во-ро-бей, не го-няй го-лу-бей! Го-няй га-ло-чек из-под па-ло-чек!
2.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------
На го—ре, ка – ли – на, под го – рой ма – ли - на!
Так постепенно расширяется диапазон ребёнка, укрепляется навык чистого
пения, координации слуха и голоса.
Выработки чистой интонации помогают следующие приёмы: пение piano,
филирование звука, пение на гласную «У» (в ней меньше обертонов), пение с
закрытым ртом, унисонное пение.
11
3. Воспитание навыков чистой интонации.
Вокально-хоровая техника исполнения возможна лишь на базе развития
слуха детей. В хоровой работе на начальном этапе одной из первых встаёт
проблема развития у детей звуковысотного слуха.
Разучивание песен с детьми и слушание музыки способствует общему
музыкально – слуховому развитию. Но в системе специального музыкального
образования
(ДШИ,
ДМШ)
требуется
особое
внимание
тренировке
звуковысотного
слуха.
Это
работа
кроме
специального
урока
сольфеджио,
должна быть обязательной составной частью хорового урока. Точное ощущение
звуковысотности
в
пении
нужно
развивать
во
взаимосвязи
используемого
диапазона с соответствующим регистром.
Создание условий для быстрого развития звуковысотного слуха
заключается:
1)в вокальной работе с детьми по созданию и тренировке «двух голосов» -
грудного и фальцетного регистров;
12
2)в
использовании
песен
и
упражнений,
естественно
звучащих
в
границах
данного регистра.
Для воспитания внутреннего слуха учащихся очень важно их научить их
сознательному
интонированию,
основанному
на
понимании
высотных
и
ритмических соотношений. Этому способствует пению по нотам.
Одна из причин неверной интонации заключается в том, что многие дети
не
обладают
устойчивыми
навыками
пения,
плохо
себя
слушают
и
часто
переходят на крик.
Заключение
В системе навыков необходимых для всех видов вокального искусства –
сольного,
ансамблевого
и
хорового,
есть
одна
общая
область
–
это
приобретение общих вокальных навыков, без которых невозможна никакая
вокальная работа. Ибо, если не умеешь петь вообще, то нельзя петь ни в хоре,
ни
в
ансамбле.
К
этим
навыкам
относятся,
прежде
всего,
навык
голосообразования,
а
затем
умение
владеть
голосом
как
музыкальным
инструментом,
знанием
его
свойств
и
применение
их
в
художественном
исполнительстве. Техника и художественно-эстетическое воспитание должны с
самого начала обучения идти раку об руку и взаимно дополнять друг друга.
В основе пения лежит правильная культура исполнения. Основное
требование художественного вокального исполнения – правильный, красивый
певческий звук.
Для развития у детей навыка высокой певческой позиции полезно
проговаривать текст песни, либо отдельные фразы голосом героев любимых
мультфильмов или сказочных персонажей. А затем пытаться сохранить те же
13
самые ощущения в пении. Главным критерием методической правильности в
певческой работе является качество звука и свобода певческого аппарата в
процессе пения.
Что касается слуховых представлений, то с первых же занятий ребёнок
должен
научиться
слушать
себя
и
товарищей
в
пении,
слиться
с
общим
звучанием.
Слушая
себя,
дети
всегда
должны
контролировать
как
чистоту
интонации,
так
и
качество
певческого
звука.
Развивать
вокальный
слух
учащихся,
сознательное
и
критическое
отношение
детей
к
своему
пению,
умение слышать и слушать себя и своих товарищей.
Используемая литература
1.
Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка. Популярное
пособие для родителей и педагогов. М.А. Михайлова - Я.: Академия
развития, 2006.
2.
Что надо знать учителю о детском голосе. Н.Добровольская, Н.Орлова.
М.: "Музыка", 1972;
3.
Рабочая программа "Детский музыкальный театр", Автор - составитель:
Карпова А.И.,2010;
4.
Музыка. Начальные классы; Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, С.Т.Шмагина -
М.: "Просвещение", 2007.
5.
Кобалевский Д. Воспитание ума и сердца: - Книга для учителя [сборник]
– 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 206 с.
6.
Чесноков П.Г. Хор и управление им.: Пособие для хоровы дирижеров. –
3-е изд. – М.: Музыка, 1961. – 238 с.
14
7.
Самарин В.А. Хороведение: Учебное пособие. – М.: Академия, 1998. –
200 с.
15