Напоминание

"Работа над унисоном как основа правильного интонирования в детском фольклорном ансамбле"


Автор: Костина Татьяна Юрьевна
Должность: преподаватель по классу сольного народного пения
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ № 4" с. Лопатино
Населённый пункт: Муниципального района Волжский Самарской области
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Работа над унисоном как основа правильного интонирования в детском фольклорном ансамбле"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Работа над унисоном как основа

правильного интонирования в детском

фольклорном ансамбле»

Методическая работа

Костиной Татьяны Юрьевны

Содержание.

1.

Введение………………………………………………………………… 2 – 3

2.

Основные навыки работы над хоровым строем и унисоном………. 4 – 8

3.

Воспитание навыков чистой интонации………………………………… 12

4.

Заключение………………………………………………………………… 13

1

5.

Используемая литература……………………………………………….. 14

Введение

Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой

жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий

социальный

смысл,

являясь

средством

эстетического,

нравственного

и

патриотического воспитания детей и юношества.

2

Хоровое пение – это главный вид творческой деятельности в народной

художественной культуре.

Цель: овладеть основными навыками пения в унисон в хоровом исполнении.

Задачи:

1.

Сформировать правильное

звукообразование

и

звуковедение

в

исполнении ансамбля.

2.

Научить одновременному произношению текста.

3.

Работать над унисоном в ансамбле.

4.

Овладеть выразительностью исполнения.

5.

Развивать

самостоятельность,

инициативу

и

импровизационные

способности у детей.

УНИСОН - это слитное звучание двух или нескольких звуков, совпадающих

по высоте. Например, унисоном является хоровое исполнение одноголосной

песни.

Вокально-хоровые навыки вырабатываются и закрепляются во время

распевания

.

Чуткость

детей

к

пению

своему

и

других

участников

должна

воспитываться постоянно. Начинать надо с развития умения младшего возраста

передавать красками своего голоса различное содержание резко контрастных

произведений,

например,

ласковые

и

нежные

колыбельные

и

шуточные

попевки. А затем научить детей использовать контрастность звучания в одной

песне. Анализ пения, который делают сами дети, работа над выразительностью

звучания, идущего от конкретного содержания, развивает у детей умение точно

воспринимать качество звука на слух.

3

1.Основные навыки работы над хоровым строем и

унисоном.

Интонационная слаженность, умение чисто интонировать как в унисонном

пение,

так

и

в

многоголосии

называется

строем.

Хоровой

строй

согласованность

между

участниками

ансамбля

в

отношении

точности

звуковысотного

интонирования.

В

основе

чистого

строя

лежит

восприятие

детей высоты звука и точное его воспроизведение. Воспринять высоту звука –

значит

услышать

звук

и

зафиксировать

его

в

памяти.

Перед

тем

как

воспроизвести звук, необходимо представить себе его будущее звучание. Без

4

такого предварительного «слышания» не может быть и речи о воспроизведении

звука.

Хоровой

строй

коллектива

складывается

из

мелодического

и

гармонического. Мелодический строй зависит от чистоты интонации унисона

каждой партии. Гармонический - от качества интонирования аккордов хоровой

партитуры.

Работа

над

мелодическим

и

гармоническим

строем

самым

непосредственным образом связана с развитием у детей музыкального слуха.

Важно, чтобы они умели не только точно повторить заданную мелодию, но и

услышать и оценить звучание. Это возможно лишь при наличии музыкального

слуха.

Очень

полезно

в

качестве

упражнения

пропевать

небольшие

музыкальные примеры, петь сольфеджируя то вслух, то «про себя». Таким

образом, развивается умение петь «про себя», обостряется интонационный и

внутренний слух.

Чуткость детей к пению своему и других участников должна воспитываться

постоянно. Начинать надо с развития умения младшего возраста передавать

красками

своего

голоса

различное

содержание

резко

контрастных

произведений,

например,

ласковые

и

нежные

колыбельные

и

шуточные

попевки. А затем научить детей использовать контрастность звучания в одной

песне. Анализ пения, который делают сами дети, работа над выразительностью

звучания, идущего от конкретного содержания, развивает у детей умение точно

воспринимать качество звука на слух.

Строй, в котором поёт ансамбль, называется зонным. Это означает, что в

зависимости от условий того или иного звука, его высота может несколько

меняться в пределах определённой зоны, понижаясь или повышаясь.

Замечено,

что

эмоциональное

настроение

ребёнка,

связанное

с

художественным образом исполняемого произведения, отражается на окраске

тембра его голоса. Весёлое или ласковое настроение песни вызывает более

5

светлое звучание голоса, т. е. к фальцетному, и , напротив, грустная или суровая

песня будет невольно способствовать появлению грудного оттенка в звучании

голоса.

Значит,

чтобы

настроить

голос

ребёнка

на

более

лёгкое

звучание,

близкое к фальцетному типу, следует обращаться к мажорным попевкам или

песням светлым, радостным по настроению. Противоположные по характеру и

содержанию песни будут неизбежно способствовать настрою голоса на иное

звучание, близкое к грудному.

Большую роль в хоровом пении играет гармонический слух, умение

слышать

свой

тон

в

общем

звучании

многоголосия.

Гармонический

слух

развивается в условиях многоголосного пения, в первое время, когда участники

ещё

не

имеют

навыков

многоголосного

исполнения,

роль

гармонической

поддержки – основы играет музыкальный инструмент. Как только дети начнут

приобретать начальные певческие навыки, можно постепенно переходить к

пению без сопровождения, с элементами двухголосия.

Для воспитания строя полезно петь закрытым ртом в высокой певческой

позиции. Необходимо работать над следующим: выработка активного унисона

(чистое

и

интонирование

диатонических

ступеней

лада),

ритмической

устойчивости

в

умеренных

темпах

при

соотношение

простейших

длительностей (четвертная, восьмая, половинная), соблюдение динамической

ровности при произношении текста.

Постепенное

расширение

задачи:

интонирование

произведений

в

различных видах мажора и минора, выработка ритмической устойчивости в

более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком

(шестнадцатые, пунктирный ритм).

Устойчивое

интонирование

одноголосного

пения

при

сложном

аккомпанементе. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

В старшей группе

происходит закрепление навыков, полученных в

младшей

группе:

совершенствование

ансамбля

и

строя

в

произведениях

6

различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка,

выработка

чистой

интонации

при

двух-трехголосном

пении.

Владениями

навыков пения без сопровождения.

Хоровой ансамбль – единство, согласованность всех компонентов,

составляющих исполнение: слитность в окраске и уравновешенность в силе

звучания всех голосов, ритмическая слаженность, единство темпа, динамики.

Работа по совершенствованию ансамбля должна вестись регулярно по всем

направлениям.

Работа над освоением вокальных навыков требует индивидуального

подхода к учащимся, но овладение хоровыми навыками – строем, ансамблем –

происходит исключительно при коллективном пении. Само существо хоровых

навыков – единство, слитность всех элементов звучания, подчинение личного

общему

требует

коллективной

работы.

Умение

подчинить

свою

индивидуальность

требованиям

коллектива

основное

правило

настоящего

ансамбля.

В основе хорошего ансамбля лежит работа над унисоном ансамблем

хоровых голосов. При этом главное внимание следует уделять воспитанию у

учеников умения слышать и слушать друг друга. Воспитание унисонного пения

способствует хорового ансамбля

и хорового строя, и должно начинаться с

твёрдого правила: в примарной зоне на простых попевках насчитывающих

один-два звука, вначале следует достичь интонационного единства и затем

закрепить его.

По качеству интонации детей можно разделить на 3 группы:

1 – дети с плохой интонации, совсем неправильно воспроизводящие мелодию

исполняемой песни («гудошники»);

2 – со средней по качеству интонацией, искажающие мелодию лишь частично;

3 – с хорошей и отличной интонацией, исполняющие мелодию без искожений.

7

Певческий голос детей, особенно с плохой интонацией, близок к речевому

по тембру и диапазону. Поскольку в речи наряду с фальцетным дети пользуются

и

грудным

голосом,

то

такое

использование

его

в

пении

следует

считать

естественным функциональным проявлением голосового аппарата.

У

отдельных

детей

по

разному

проявляется

склонность

к

преимущественному

использованию

того

или

иного

типа

регистрового

звучания.

Дети с плохим интонированием обычно используют грудную манеру

фонации. Голоса детей со средней по качеству интонацией звучат, как правило в

микстовых

регистрах,

т.

е.

они

используют

микст

в

различной

степени

приближения к крайним типам. Голоса детей с хорошей и отличной интонацией

звучат ближе к фальцету.

Таким образом, проявляется определённая взаимосвязь между типом

регистрового звучания и качеством интонации. Отсюда можно предположить,

что

при

фальцетном

типе

звукообразования

легче

добиться

чистоты

интонирования по сравнению с грудным. Знание этого имеет большое значение

для методики обучения пению.

8

2.Работа с «гудошниками».

Одной из причин фальшивого пения и даже «гудения» является

следующее: многие не верно поющие дети переносят манеру разговорного

голоса

в

пении.

Разговорный

голос

детей

чаще

всего

формируется

в

так

называемом

«грудном»

регистре.

Механизм

формирования

голоса

в

этом

регистре

ограничивает

возможности

воспроизведение

высоких

нот.

Перестройка

голосообразования

из

грудного

в

фальцетный

регистр

резко

увеличивает возможности голоса в воспроизведение звуков вверх по диапазону.

Поэтому на уроках одной из основных задач ставится перестройка певческого

голосообразования из грудного в фальцетный. Рекомендуется

прочтение в

лицах весёлых детских стихов:

– Зайка, зайка, белый хвост,

– Где ты был?

9

– Косил овёс!

– Где овёс?

– Журавель склевал!

– Где журавель?

– Медведь прогнал!

– Где медведь?

– Сидит в ловушке!

– Где ловушка?

– На горушке!

– Где горушка?

– Вечерком смыло в речку ручейком!

Далее эта же работа переносится на пение. Преподаватель своими

пояснениями , путём ассоциации должен помочь детям («надо спеть высоко, как

птичка», «тонко как комарик или котёнок»); при этом важен показ самого

преподавателя.

Приступая к работе, руководитель с первых же занятий должен обращать

внимание на соподчинённость голоса и слуха. В дальнейшем методика должна

строится таким образом, чтобы у ребят постоянно вырабатывался и закреплялся

навык

координации

между

слуховым

восприятием

и

работой

голосового

аппарата.

Методика

работы

с

фальшиво

поющими

учениками

ансамбля

сводится к следующим основным положениям:

1.

Необходимо

добиться

осознанного

ощущения

чистой

интонации.

Для

этого надо найти в диапазоне голоса один или несколько тонов, которые ученик

постоянно

и

чисто

воспроизводит

(обычно

это

звуки

примарной

зоны).

В

10

первый момент очень важно, чтобы человек щутил слияние своего голоса с

заданным на инструменте тоном и проверил свои возможности правильного

интонирования;

2.

К найденному примарному тону постепенно добавляются рядом

лежащие звуки. Учащиеся пытаются их правильно проинтонировать, точно

воспроизвести голосом и почувствовать унисон, слияние собственного голоса с

заданным тоном.

1.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Ан-дрей, во-ро-бей, не го-няй го-лу-бей! Го-няй га-ло-чек из-под па-ло-чек!

2.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------

На го—ре, ка – ли – на, под го – рой ма – ли - на!

Так постепенно расширяется диапазон ребёнка, укрепляется навык чистого

пения, координации слуха и голоса.

Выработки чистой интонации помогают следующие приёмы: пение piano,

филирование звука, пение на гласную «У» (в ней меньше обертонов), пение с

закрытым ртом, унисонное пение.

11

3. Воспитание навыков чистой интонации.

Вокально-хоровая техника исполнения возможна лишь на базе развития

слуха детей. В хоровой работе на начальном этапе одной из первых встаёт

проблема развития у детей звуковысотного слуха.

Разучивание песен с детьми и слушание музыки способствует общему

музыкально – слуховому развитию. Но в системе специального музыкального

образования

(ДШИ,

ДМШ)

требуется

особое

внимание

тренировке

звуковысотного

слуха.

Это

работа

кроме

специального

урока

сольфеджио,

должна быть обязательной составной частью хорового урока. Точное ощущение

звуковысотности

в

пении

нужно

развивать

во

взаимосвязи

используемого

диапазона с соответствующим регистром.

Создание условий для быстрого развития звуковысотного слуха

заключается:

1)в вокальной работе с детьми по созданию и тренировке «двух голосов» -

грудного и фальцетного регистров;

12

2)в

использовании

песен

и

упражнений,

естественно

звучащих

в

границах

данного регистра.

Для воспитания внутреннего слуха учащихся очень важно их научить их

сознательному

интонированию,

основанному

на

понимании

высотных

и

ритмических соотношений. Этому способствует пению по нотам.

Одна из причин неверной интонации заключается в том, что многие дети

не

обладают

устойчивыми

навыками

пения,

плохо

себя

слушают

и

часто

переходят на крик.

Заключение

В системе навыков необходимых для всех видов вокального искусства –

сольного,

ансамблевого

и

хорового,

есть

одна

общая

область

это

приобретение общих вокальных навыков, без которых невозможна никакая

вокальная работа. Ибо, если не умеешь петь вообще, то нельзя петь ни в хоре,

ни

в

ансамбле.

К

этим

навыкам

относятся,

прежде

всего,

навык

голосообразования,

а

затем

умение

владеть

голосом

как

музыкальным

инструментом,

знанием

его

свойств

и

применение

их

в

художественном

исполнительстве. Техника и художественно-эстетическое воспитание должны с

самого начала обучения идти раку об руку и взаимно дополнять друг друга.

В основе пения лежит правильная культура исполнения. Основное

требование художественного вокального исполнения – правильный, красивый

певческий звук.

Для развития у детей навыка высокой певческой позиции полезно

проговаривать текст песни, либо отдельные фразы голосом героев любимых

мультфильмов или сказочных персонажей. А затем пытаться сохранить те же

13

самые ощущения в пении. Главным критерием методической правильности в

певческой работе является качество звука и свобода певческого аппарата в

процессе пения.

Что касается слуховых представлений, то с первых же занятий ребёнок

должен

научиться

слушать

себя

и

товарищей

в

пении,

слиться

с

общим

звучанием.

Слушая

себя,

дети

всегда

должны

контролировать

как

чистоту

интонации,

так

и

качество

певческого

звука.

Развивать

вокальный

слух

учащихся,

сознательное

и

критическое

отношение

детей

к

своему

пению,

умение слышать и слушать себя и своих товарищей.

Используемая литература

1.

Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка. Популярное

пособие для родителей и педагогов. М.А. Михайлова - Я.: Академия

развития, 2006.

2.

Что надо знать учителю о детском голосе. Н.Добровольская, Н.Орлова.

М.: "Музыка", 1972;

3.

Рабочая программа "Детский музыкальный театр", Автор - составитель:

Карпова А.И.,2010;

4.

Музыка. Начальные классы; Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, С.Т.Шмагина -

М.: "Просвещение", 2007.

5.

Кобалевский Д. Воспитание ума и сердца: - Книга для учителя [сборник]

– 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 206 с.

6.

Чесноков П.Г. Хор и управление им.: Пособие для хоровы дирижеров. –

3-е изд. – М.: Музыка, 1961. – 238 с.

14

7.

Самарин В.А. Хороведение: Учебное пособие. – М.: Академия, 1998. –

200 с.

15



В раздел образования