Напоминание

"Игры и упражнения для обогащения, закрепления и активизации словаря для детей дошкольного возраста."


Автор: Максимова Елена Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д⁄с 145
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игры и упражнения для обогащения, закрепления и активизации словаря для детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры и упражнения для обогащения, закрепления и активизации

словаря для детей дошкольного возраста.

«Варим сок». Каждый ребенок из корзинки выбирает один фрукт/овощ и

говорит какой сок можно сварить. Из яблока – яблочный, из груши –

грушевый, из моркови – морковный и т.п.

« У кого кто». Детеныши заблудились и не могут найти своих мам, нужно

помочь. Называем: у кошки – котята, у коровы – телята и т.п.

«Один-много». Превращаемся в волшебников и превращаем. Педагог кидает

мяч ребенку и говорит «у меня одно яблоко», ребенок возвращает и говорит

«а у меня много яблок» и т.п.

«Где мишка искал свой мяч». Ходим с мишкой по группе и произносим где

он искал мяч: под столом, на столе, за дверью, у окна и т.п.

«Гном и великан». Встретились гном и великан и начали сравнивать друг

друга: у гномика – глазки, а у великана –глазищи, у гномика – ручки, а у

великана – ручищи и т.п.

«Что было бы?..». Педагог начинает игру, а дети продолжают. Что было бы

если бы во всем городе погасло электричество? Дети рассуждают (нельзя

было читать вечером книжку, нельзя смотреть мультфильмы, остановились

бы трамваи, тогда люди опоздали бы на работу.).

«День рождения куклы». Каждый ребенок подходит и говорит, что он дарит,

(я дарю кукле конфету, а я подарю кукле мячик).

«Кем был?» Дети садятся в кружок. Ведущий по очереди задает вопрос,

обращаясь к каждому ребенку:Кем/чем раньше был: цыпленок (яйцом),

рубашка (тканью), дом (кирпичом), сильный (слабым) и т.д.

«Скажи по-другому». Педагог говорит предложения и предлагает заменить

глагол на другое слово. Листья падают, а по другому: кружатся, сыплются,

летят.

«Лото»

У детей карточки с изображением нескольких предметных картинок. У

педагога второй набор разрезных картинок. Ребенок должен узнать на своей

карточке названный педагогом предмет и закрыть его.

«Чудесный мешочек»

Ребенок, закрыв глаза, достает предмет из мешочка и называет его.

«Отгадай и назови»

Детям предлагается отгадать слово по его лексическому значению.

Побеждает тот, кто больше назовет правильных ответов. Например:

Место, где приготавливают и продают лекарство. (Аптека) Помещение для

стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж)

«Объясни, что это»

Детям самим предлагается объяснить смысловое значение слова.

Например, Кнопка: Это предмет, которым прикрепляют бумагу к доске.

«Выбери правильный ответ»

Игра-шутка, в которой детям предлагается выбрать правильный ответ из

нескольких предложенных педагогом. Например: Лопата - это стройное

красивое дерево, продукт, который можно кушать, инструмент, которым

можно копать.

«Назови части» по картинкам или по представлению.

Педагог показывает картинку или называет слово и просит назвать его части

Например: Что есть у кота? (Тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза,

усы, шерсть).

«Отгадай, что это?»

Детям предлагается узнать предмет по названиям его частей.

Например:

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

«Что забыл нарисовать художник»

На картинках нарисованы предметы с недостающими частям. Детям

предлагается назвать, что забыл нарисовать художник. У стула нет ножки. У

петуха нет гребешка.

«Модельное агентство»

Детям предлагаем «демонстрировать» свою одежду, рассказывают, из какой

ткани она сшита, называют детали одежды.

Платье из ситца. У него есть рукава, карманы, воротник, пуговицы, лиф и

юбка.

«Кто больше?»

Учить детей подбирать как можно больше названий предметов к названию

действия, или подобрать картинки, названия которых могут употребляться с

данным словом.

Например: Бежит: кто? (девочка, собака); что? (речка, молоко).

Мяукает кто? Лакает кто? Дует что?

«Кто где живет»

по теме «Дикие и домашние животные»

На картинном материале детям предлагается поселить животных в свои

домики и назвать их жилище. Нора - для лисы и мышки; берлога - для

медведя.

«Что где растет»

Детям предлагается распределить картинки с изображением растений по

месту их произрастания.

огурец - на огороде; роза - на клумбе; яблоня - в саду; василек - в поле.

«У кого кто?» по темам «Животные» и «Птицы»

с использованием картинного материала.

Дети помогают мамам найти потерявшихся детенышей. У белки - бельчонок,

у лисы - лисенок, у грача - грачата. Или помогают собраться всей семье: лис,

лиса, лисенок. «Найди свою маму»

Дети делятся на две группы, надевают маски животных. Все гуляют по

комнате. По команде «детеныши» должны найти свою «маму» и соединиться

в пары.

«Кто что любит»

На картинном материале детям предлагается «покормить» животных и птиц.

Зайцу - морковь, трава, капуста.

«Как назвать того, кто...»

Формировать умение детей понимать и правильно употреблять в

самостоятельной речи названия профессий. Кто работает на кране? Кто чинит

часы? Кто управляет самолетом?

«Кому что нужно» по теме «Профессии»

Дети подбирают картинки с изображением предметов необходимых человеку

данной профессии. Учителю - указка, книги, доска, глобус.

Игра по теме «Профессии» с использованием женского

и мужского силуэтов.

Назвать женскую профессию. Мужчина - портной, а женщина - (портниха);

учитель - учительница.

«Узнай предмет по описанию»

По представлению или по картинкам дети догадываются, о каком предмете

говорит педагог. Зеленый, полосатый, круглый, вкусный, красный, сочный.

(Арбуз)

«Времена года».

К сюжетной картинке дети подбирают предметные картинки. Что бывает

зимой? (снежинка, сугроб, ледяной каток, снежная горка, снеговик, санки,

кормушка)

«Строим дом»

Из разрезных картинок дети на фланелеграфе «строят» дом, называют части

дома: фундамент, стены, крыша, окна, двери, крыльцо, балкон.

«Догадайся»

Детям предлагается послушать слова или рассмотреть картинки и ответить

на вопрос.

Какие из них обозначают «овощи» (фрукты, мебель, транспорт, игрушки,

птиц)

Лук, репа, подорожник, роза.

Грузовик, самолет, поезд, скамейка.

Кресло, тумбочка, кровать, одеяло.

«Назови одним словом»

Дети называют обобщающее понятие

Помидор, огурец, картофель, капуста - это ... (овощи) Стол, шкаф, кресло,

кровать - это .. .(мебель) Лошадь, корова, собака, кошка - это ...(животные)

«Продолжи ряд слов»

Дети придумывают слова, которые соответствуют такому же обобщающему

понятию.

Яблоко, слива, ... (груша, апельсин, мандарин, лимон).

Синица, воробей, ...(дятел, грач, ласточка).

Муха, муравей, ...(комар, жук, бабочка)

«Угадай»

Дети угадывают обобщающее слово по функциональным признакам, по

ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Растут на грядке в огороде, используются в пище. (Овощи)

Как назвать одним словом то, что мы одеваем на тело? (Одежда)

«Варим обед»

Игра способствует дифференциации обобщающих понятий фрукты и овощи.

Детям предлагается «приготовить» суп и компот. В кастрюлю для супа дети

складывают картинки овощей, а в другую — фрукты.

« Зоопарк»

Игра способствует усвоению таких понятий как хищные, травоядные и

всеядные животные, учит детей классифицировать животных.

Дети должны поселить в «клетку» нескольких животных так, чтобы они друг

друга не обидели.

«Ждем гостей на обед» (на чаепитие).

Игра способствует закреплению таких понятий как столовая, кухонная,

чайная посуда.

«Какая птица на кормушке лишняя»

Закрепление понятий: зимующие, перелетные, домашние птицы.

«Оденем куклу на прогулку»

Закрепление понятий: зимняя и летняя одежда.

«Открываем продуктовый магазин»

Используя картинный материал, детям предлагается расставить «продукты»

на полки так, чтобы в магазине было четыре отдела: молочный, хлебо -

булочный, мясной, кондитерский.

«Что лишнее?»

Игра способствует закреплению обобщающих понятий, умению

классифицировать, логически мыслить.

Педагог предлагает детям назвать лишнее слово и объяснить, почему это

слово «лишнее».

Слива, груша, перец, абрикос.

Зима, весна, утро, лето.

«Покажи и объясни»

Педагог называет глагол и просит детей объяснить, что обозначает это слово:

показать это действие с помощью мимики, движений.

Игра в лото «Кто что делает?»

На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные

действия. Педагог называет действие. Дети находят соответствующую

картинку и закрывают фишкой.

Игры по лексической теме «Животные»

«Как голос подает?»

Что делает собака? Собака - рычит, лает.

Лошадь — ржет.

«Кто как двигается»

Кошка крадется, прыгает, лазает.

«Кто как ест»

(Грызет, лакает, жует).

«Узнай животное по действиям»

Рычит, лает, грызет, ласкается, кусается, бегает, сторожит. (Собака)

«Кто что умеет делать» по теме «Профессии»

Педагог предлагает детям картинки с изображением людей различных

профессий. Дети называют, кто что делает.

Учитель учит, доктор лечит, художник рисует, продавец продает.

«Что, какие звуки издает» «Послушаем тишину»

Дверь скрипит, машина гудит, ручеек журчит, бумага шуршит.

«Мы едем, едем, едем...»

Учить детей правильно употреблять глаголы с разными приставками.

Предлагаем детям поиграть с машинами: к гаражу подъехать, от гаража

отъехать, по дороге поехать, через «мостик» переехать.

« Труженики»

Учить детей различать и подбирать глаголы совершенного и несовершенного

вида, используя картинный материал. Покажи, где девочка поливает цветы, а

где полила. Где подметает полы, а где подмела. Где мальчик собирает овощи,

а где собрал.

«Какая? Какой? Какие?»

Учить детей выделять ведущие признаки предмета (цвет, размер, материал,

форму)

Что можно сказать про мяч? Какой он?(круглый, легкий, большой,

резиновый, яркий)

Что можно сказать про арбуз?

«Кто больше?»

Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какая?»,

«Какой?», «Какое?» при изучении тем «Осень», «Зима», «Лето», «Весна».

Солнце «какое?» дождь небо ветер облака трава

«Угощаем соком» по темам «Овощи и «Фрукты»

Учить образовывать прилагательные от существительных.

Сок из яблок какой? ...(яблочный).

Сок из огурцов ... (огуречный).

«Какой лист» по теме «Деревья»

Лист с липы-липовый.

С березы - березовый.

«Магазин тканей»

Что вы хотите сшить и из какой ткани?

Пальто из драпа - драповое.

Платье из ситца - ситцевое.

«Варим обед»

Дети в кастрюлю кладут пакетик с крупой и объясняют:

Я варю гречневый суп, гречневую кашу.

Я варю рисовый суп, рисовую кашу.

«Подумай и договори»

Учить детей образовывать прилагательные от существительных.

В комнате стоит шкаф из дерева. Он какой? Деревянный.

На столе стоит стакан из стекла. Какой он? Стеклянный.

«Веселый карандаш»

На картинках «веселые» карандаши разного цвета. Дети подбирают к ним

предметные картинки соответствующего цвета.

Формировать умение образовывать от прилагательных сравнительную

степень.

Коля сильный, а Вова еще...(сильнее). Весенний день теплый, а летний еще ...

(теплее).

«Отгадай загадку»

Формировать умение детей отгадывать названия предмета по описанию его

признаков.

Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный. Чистый, быстрый, журчащий,

весенний.

«Чей хвост? чье ухо?»

Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

«Испугались охотника и спрятались за деревья.»

Дети узнают на картине животных по частям тела, называя их.

Чье это ухо? (лисье). Чей хвост? (лисий). Чья голова? (лисья).

«Что бывает золотым?»

Детям предлагается выбрать предметы, картинки о которых можно сказать

золотой, золотая золотое. Золотая ложка. Золотое кольцо. Золотая монета.

Может ли быть золотой осень? Почему говорят золотая осень? Золотые руки?

«Скажи наоборот»

К данным словам детям предлагается придумать слова - неприятели.

К словам - предметам:

день - (ночь) друг - (враг)

зима - (лето) война - (мир)

добро - (зло) радость - (печаль)

К словам - признакам:

веселый - большой -

высокий - белый -

добрый - короткий -

К словам – действиям:

поднимать - покупать -

стоять - одеть-

говорить – налить.

«Подбери картинку «неприятель»»

К данному слову выбрать из трех картинок одну с противоположным

значением.

Холодильник - снеговик, мороженое, лампа. Сахар - чай, арбуз, лимон.

Карандаш - тетрадь, ручка, резинка.

«Закончи предложение словом - «неприятелем».

Слон большой, а комар ...

Камень тяжелый, а пушинка ...

Золушка добрая, а мачеха ....

«Найди «приятелей»»

Формировать умение детей выбирать слова близкие по смысловому значению

(синонимы)

Конь, собака, лошадь. Дом, улица, здание. Веселый, крепкий, прочный.

«Придумай слова - «приятели»»

Детям предлагается придумать слова - «приятели» к данным словам:

идти - (шагать), приятель - (друг), торопиться - (спешить), солдат - (боец),

смелый - (храбрый), корм - (пища, еда).

«Придумаем слова — родственники»

Используя картинный материал, задаем детям вопросы:

Какое время года? (Зима)

Как, сказать ласково? (Зимушка)

Как можно назвать, одним словом этих птиц? (Зимующие)

А как по-другому сказать «Остаются на зиму»? (Зимуют)

Вспомните все слова - родственники к слову ЗИМА.

Лес - лесок, лесной, лесник, лесничий.

Вода- водный, водяной, водолаз, наводнение, подводник.

Лист-листик, листочек, листва, лиственница, лиственный.

В помощь детям можно предложить схемы:

О о - большой предмет и маленький «Назови ласково это слово». Листок -

листочек.

ООО О - «Один и много». Лист - листья.

«Какой».

Дети образуют прилагательное от существительного лист - лиственный.

«Что делает».

Дети придумывают слово - действие: корм - кормить, пастух - пасти.

«Найди лишнее слово»

Гора, горный, горе. Боль, большой, больница. Море, морщины, морской.

Водить, вода, водный.Формировать умение детей понимать значение

сложных слов в играх.

«Слово на ладошке»

Предлагается детям объяснить, почему так называется РЫБОЛОВ.

«Положить» слово на обе ладошки. Произносить слово и раздвигать

ладошки: рыболов (ловит рыбу).Листопад, пчеловод, ледоход, ледокол,

самосвал.

«Найди одинаковые слова»

Используя картинный материал, детям предлагается найти одинаковые слова.

Ручка - «У кого?», «У чего?» (У ребенка, у двери, у чемодана, школьная

принадлежность).Ножка - у стула, у человека, у гриба.

«Найди слова, которые звучат одинаково, но обозначают разные

предметы».

В чужой стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глядит глазком картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает.

И стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку. (И. Токмакова)

Много есть ключей:

Ключ - родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной. (Д. Лукич)

Игра «Назови картинку»

Цель: Обогатить словарь детей новыми словами, ввести их в активный

словарь.

Знакомить со смысловым значение слова.

Уметь соотносить изображение с названием. Развивать внимание.

Ход игры: Ребенку предлагается найти картинку с изображением кота,

предложить объяснить значение этого слова: кот- кто это?(это домашнее

животное).Можно использовать другой вариант: показать картинку и

спросить: « Кто нарисован на картинке?»

Игра «Отгадай загадку»

Цель: Учить детей отгадывать загадки с опорой на рисунок, понимать

поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

Развивать логическое мышление, внимание.

Ход игры: Ребенку предлагается послушать загадку и найти отгадку на

картинках. Можно предложить ребенку самому составить загадку – описание,

например: Это домашнее животное, у него есть ушки, четыре лапки, длинный

хвостик, пушистая, теплая шерстка, оно любит ловить мышей.

ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ МИНУТКИ

«Игрушки»

Вот большая пирамидка (потянуться

вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на

месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте,

на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать

большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку,

закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое

движение)

«Корзинка»

Стояла корзинка на полке без дела

(присесть, округлить руки – изобразить

корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны

головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела,

(встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай.

(потянуться, изобразить срывание фруктов

с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед

собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось!

(подняться на носочки, показать руками

большой круг)

«Бабочка»

Бабочка летала, над цветком порхала

(медленный бег на носочках, руки делают

взмахи вверх-вниз)

Села, посидела и нектар поела (присесть,

покачать головой вниз - вверх)

Два своих больших крыла опустила,

подняла (встать опустить и поднять

выпрямленные руки)

Полетела дальше, чтобы мир был краше

(медленный бег на носочках, руки делают

взмахи вверх-вниз)

«Машина»

Чтоб поехать на машине накачать нам надо

шины (имитация движения со звуком ш-ш-

ш)

В бензобак нальем бензин (имитация

движения)

И поедем в магазин («поездить» по

комнате)

«Медведь и пчёлы»

Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу

ходит. (Идти вразвалочку)

Находит в дуплах мёд и в рот к себе

кладёт. («доставать» мёд рукой)

Облизывает лапу сластёна косолапый,

(имитация движения)

А пчёлы налетают, медведя прогоняют.

(«отмахиваться» от пчёл)

А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд,

воришка». (слегка пощипать себя за нос и

щёки)

Бредёт лесной дорогой медведь к себе в

берлогу. (Идти вразвалочку)

Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает.

(руки под щеку, наклонить голову)

«Зайцы и лиса»

Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять

«хвостиком»)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Убежали под кусток. (присесть)

«Листопад»

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на

месте, с хлопками в ладоши)

«Репка»

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие!

(показать «силу»)

«Цветы»

В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на

месте с высоким подниманием колена)

Наклонюсь к цветам поближе

Красоту их всю увижу,

Нежный чудный аромат

Ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать

несколько вдохов носом)

Рвать не буду я цветы (выпрямиться

повороты головы вправо – влево)

Много будет красоты (развести руки)

Ориентации

Игры и игровые упражнения

Задачи: создать условия для освоения детьми асимметрии собственного

тела, научить пользоваться предметами одежды и обуви с учетом их

асимметрии; уточнить и дифференцировать пространственные понятия

«впереди», «позади», «наверху», «внизу», «далеко», «близко»; развивать

оптико-пространственное восприятие, координацию движений,

пространственную организацию движений.

Вот какие мы

Ход игры. Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и

выполняют действия по инструкциям.

Инструкции: «Покажите свой живот, свою спинку. Живот — впереди,

спинка - сзади. Где животик? Где спинка?»; «Что у <Лены> впереди, что

сзади?»

Наводим порядок

Ход игры. Перед детьми в произвольном порядке разложены варежки,

перчатки, расставлены тапочки, чешки, сандалии, туфли и т.д.

Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.

Инструкции: «Найдите пару»; «Правильно поставьте тапочки (туфли,

чешки)» (с учетом лево-правых положений); «Правильно наденьте чешки».

И др.

Одеваем куклу

Ход игры. Перед детьми — кукла и предметы одежды для нее. Дети

слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. j

Инструкции: «Застегните пуговицы спереди (сзади)»; «Завяжите шарф

спереди (сзади)»; «Наденьте шапку, приколите цветок впереди (позади,

сбоку)». И др.

Ладошки и следы

Вариант 1

Ход игры. У каждого ребенка - парные изображения вырезанных по

контуру ладоней или ступней. На бумажной дорожке - отпечатки пар

следов и пар ладоней.

Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.

Инструкция: «Правильно приложите ладошки/ступни к рисунку».

Вариант 2

Ход игры. У каждого ребенка - по одному изображению вырезанной по

контуру ладошки или ступни. На бумажной дорожке — несколько левых и

правых отпечатков ладоней и ступней.

Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.

Инструкция: «Найдите свою пару».

Вариант 3

Ход игры. На ковре в произвольном порядке разложены изображения

вырезанных по контуру ладоней и ступней.

Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.

Инструкция: «Найдите пару ладошек/ступней».

Вариант 4

Ход игры. Наполу выложена дорожка из «следов». В конце дорожки сидит

игрушечный медведь. Задача ребенка добраться до мишки, ступая по

дорожке с учетом асимметрии отпечатков следов. По мере усложнения

игры предлагаются разные варианты дорожек: прямая, перекрестная,

круговая.

Инструкция: «Доберись до мишки по следам».

Вариант 5

Ход игры. На полу выложено несколько дорожек из «следов». В конце

каждой дорожки - муляжи фруктов, овощей, ягод.

Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.

Инструкция: «Пройдите по той дорожке, где соберете фрукты (овощи,

ягоды)».

Обезьянки

Вариант 1. Копирование движений руки.

Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения

рукой: вверх, в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на плечо, на

пояс.

Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Сделайте как я».

Вариант 2. Копирование движений ноги.

Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения

ногой: вперед, назад, в сторону, сгибание в колене.

Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Сделайте как я».

Вариант 3. Копирование движений обеих рук.

Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения:

а) симметричные - обе руки в стороны, обе руки на пояс, обе руки за

голову. И т.д.;

б) несимметричные - одна рука в сторону, другая -на пояс; одна рука на

плечо, другая - вперед; одна рука вниз, другая - в сторону; одна рука на

плечо, другая - на пояс. И т.д.

Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Сделайте как я».

Вариант 4. Копирование движений рук и ног.

Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения:

обе руки на пояс, нога назад; одна рука опущена вниз, другая - на поясе,

нога вперед; одна рука на поясе, другая - на плече, нога назад; одна рука на

поясе, другая - в сторону, нога согнута в колене. И т.д.

Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Сделайте как я».

Зарядка для кукол

Ход игры. Перед детьми - куклы, например: Буратино, Незнайка и др.

Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Подними руку Буратино вверх, отставь ногу Незнайки

назад»; «Расскажи, что ты сделал». И др.

Кто где находится

Вариант 1. Освоение пространственного расположения предметов

относительно сторон собственного тела.

Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др.

Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Возьми мишку, посади его впереди себя. Возьми куклу,

посади ее позади себя»; «Расскажи, кто где находится». И т.д.

Вариант 2. Освоение пространственных отношений между предметами и

телом другого субъекта.

Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др.

Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Посади мишку впереди <Светы>, куклу - позади <Светы>»;

«Расскажи, кто где находится».

Далеко-близко

Ход игры. Два ребенка становятся напротив друг друга. Логопед

расставляет игрушки между ними (далеко и близко).

Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Скажи, где мишка». (Образец ответа: «Мишка далеко от

меня. Мишка близко от <Светы>».)



В раздел образования