Автор: Недорез Ирина Алексеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ№72"
Населённый пункт: Город Братск
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности физического воспитания у детей с нарушениями зрения»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 72
для детей с нарушениями зрения
муниципального образования города Братска
Тема:
«
Особенности физического воспитания у детей
с нарушениями зрения»
Составила:
Инструктор по физической культуре:
Недорез Ирина Алексеевна
1-квалификационная категория
2018г.
Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, в
процессе которого формируется здоровье и развивается личность.
Дети с нарушениями зрения видят мир совсем по-другому, и их воспитание и
развитие
имеет свои особенности. Правильное воспитание такого
ребенка очень важно для его развития, последующей адаптации в
школе и в дальнейшей жизни. Все нарушения зрения делятся на
функциональные и органические. Самые легкие из известных
нарушений – функциональные. Это катаракта, косоглазие,
астигматизм, помутнение роговицы, миопия и пр. Если меры
принимаются своевременно, то есть шанс на исправление такого
состояния. Органические нарушения – патологии структуры глаза и
других частей зрительной системы. Причиной становятся нарушения
и аномалии глаз, заболевания сетчатки, зрительного нерва и пр. К
сожалению, при диагностировании нарушений зрения у многих детей
выявляются и другие нарушения – ДЦП, нарушение слуха, задержка в
умственном развитии и др. Они могут приводить к остаточному
зрению, слабовидению, слепоте.
В детских садах компенсирующего вида с детьми с нарушениями
зрения работают не только воспитатели и узкие специалисты, такие
как: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,
психолог, работают дефектологи и медицинские работники. Учебно-
воспитательная и коррекционная работа проводится под
руководством дефектологов и по рекомендации врача офтальмолога в
соответствии с особенностями общего развития и зрительного
восприятия детей, коррекционную направленность имеют все занятия
и виды деятельности.
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми с
нарушениями зрения, является зрительная гимнастика, которая
проводится несколько раз в течение дня по 3-5 минут.
Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей
глаза, повышает эластичность и тонус глазных мышц, укрепляет
мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата.
Большое значение имеет проведение оздоровительных пауз, гигиенических
разминок, дыхательной гимнастики и самомассажа. что положительно влияет
на общее функциональное состояние здоровья детей.
Особенности физического развития детей с нарушениями зрения
являются:
Гипер - или гиподинамия;
мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
нарушение общей моторики, особенно ациклических движений
(лазание, прыжки в длину, метание);
нарушение ручной моторики;
общая скованность и замедленность выполнения движений;
нарушение координации движений;
трудности при выполнении движений на равновесие.
недостаточное развитие чувства ритма;
нарушение ориентировки в пространстве;
замедленность процесса освоения новых движений;
нарушение осанки, плоскостопие;
заметное отставание в показателях основных физических качеств:
силы, ловкости, скорости.
В организации зрительного восприятия на занятиях физ. культуры
необходимо:
Создать установку на восприятие (усвоение нового движения, действия в
пространстве, знакомства с оборудованием).
Формировать умение наблюдать (вычленять важные моменты в движении,
переключать внимание с одних элементов движения на другие, выполнять их
в определенной последовательности).
Предъявлять оптимальный объем информации на одном занятии, чтобы не
рассеивать внимание детей и не создавать напряженность при восприятии.
Учитывать индивидуальные возможности детей.
Регулировать в процессе восприятия словесную и наглядную информацию.
Обеспечивать страховку при выполнении упражнений, т.к. боязнь снижает
точность восприятия и его полноту.
Обеспечивать выбор пособий, соблюдать требования к оборудованию: мячи,
гимнастические палки, обручи имеют специальные метки для
сосредоточения на предмете, точного воспроизведения действия, его
зрительного анализа. На канатах, веревках, скакалках также имеются
специальные обозначения в виде полоски, которые помогают детям
координировать действия руки и глаза, согласовывать движения руки и ноги,
определять направления при движении и свое положение в пространстве.
Для развития зрительных функций и коррекции двигательных нарушений
используются мишени для метаний разной цветовой насыщенности
плоскостные, объемные разные по форме.
Необходимо дифференцированно подбирать мишени для детей с разной
остротой зрения:
- Для детей с высокой степенью амблиопии цель должна быть с ярким
четким контуром или полностью окрашенным, диметром 50-60см.
- Для детей со средней степенью амблиопии – со слабо выраженным
контуром, диаметром 25-40см.
- Для детей со слабой степенью амблиопии – без контура, диаметром 25-
30см.
Расстояние во всех случаях должно быть одинаково.
Необходимо использовать такие ориентиры, которые способствовали бы
развитию слуха и осязания. Например, при ходьбе по ограниченной
плоскости можно использовать мягкие дорожки, сделанные из поролона, чтоб
ребенок ногами ощущал ограниченное пространство. Дети хорошо
ориентируются на различные звуковые сигналы (хлопки, улары в бубен, звон
колокольчика, разные музыкальные звуки).
Выбор таких атрибутов особенно оправдан при работе с детьми с окклюзией,
когда дети оказываются в состоянии искусственного слабовидения и слепоты,
с трудом ориентируются в пространстве, боятся двигаться. Движения их
скованны, неуверенные. Дети не всегда видят, как правильно выполнить
движение, в связи с этим нервная система испытывает большую нагрузку,
путем сокращения количества повторений, дистанций, снижения темпа
выполнения упражнений.
Для организации дифференцированного подхода при обучении детей с
нарушением зрения, важное значение имеет развивающая среда:
яркая разметка зала,
все физкультурное оборудование имеет специальные метки.
Стойка с яркими мячами,
схема зрительной траектории по В.Ф.Базарному,
зрительные ориентиры для развития и тренировки зрения,
зрительные ориентиры в пространстве,
цветные метки на оконных стеклах по Аветисову.
Коррекционные дорожки,
Массажные мячи.
Основные приемы в работе с детьми с нарушением зрения:
медленный показ,
поэтапное выполнение действия ребенком,
словесная инструкция,
многократные упражнения,
зрительный анализ,
непосредственная помощь ребенку,
использование средств, обеспечивающих страховку (опоры, ориентиры,
сигналы).
Подводя итог сказанному, следует отметить, что правильная организация и
осуществление физического воспитания детей с нарушением зрения
определяются:
Педагогической компетентностью и заинтересованностью педагогов;
Современными подходами к организации и выбору средств и методов;
Соблюдением требований офтальмологии, тифлопедагогики;
Признание принципа комплексного подхода ведущим.
Комплексное воздействие на ребенка через систему адаптивных средств
позволяет формировать двигательную активность детей, обеспечить
физическое воспитание ребенка в соответствии с индивидуальными
возможностями.
В заключении важно заметить то, что, корригируя двигательную систему
детей, исправляя вторичные отклонения опорно-двигательного аппарата,
повышая двигательную активность детей, мы способствуем развитию
дыхательной и кровеносно-сосудистой систем. Организм ребенка лучше
насыщается кислородом. Кислород поступает в достаточном объеме в мозг
ребенка, что способствует улучшению кровообращения сосудов головного
мозга и питания глазного дна, что в свою очередь улучшает работу
зрительного анализатора, ускоряет лечебный процесс.