Напоминание

«Особенности физического воспитания у детей с нарушениями зрения»


Автор: Недорез Ирина Алексеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ№72"
Населённый пункт: Город Братск
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности физического воспитания у детей с нарушениями зрения»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 72

для детей с нарушениями зрения

муниципального образования города Братска

Тема:

«

Особенности физического воспитания у детей

с нарушениями зрения»

Составила:

Инструктор по физической культуре:

Недорез Ирина Алексеевна

1-квалификационная категория

2018г.

Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, в

процессе которого формируется здоровье и развивается личность.

Дети с нарушениями зрения видят мир совсем по-другому, и их воспитание и

развитие

имеет свои особенности. Правильное воспитание такого

ребенка очень важно для его развития, последующей адаптации в

школе и в дальнейшей жизни. Все нарушения зрения делятся на

функциональные и органические. Самые легкие из известных

нарушений – функциональные. Это катаракта, косоглазие,

астигматизм, помутнение роговицы, миопия и пр. Если меры

принимаются своевременно, то есть шанс на исправление такого

состояния. Органические нарушения – патологии структуры глаза и

других частей зрительной системы. Причиной становятся нарушения

и аномалии глаз, заболевания сетчатки, зрительного нерва и пр. К

сожалению, при диагностировании нарушений зрения у многих детей

выявляются и другие нарушения – ДЦП, нарушение слуха, задержка в

умственном развитии и др. Они могут приводить к остаточному

зрению, слабовидению, слепоте.

В детских садах компенсирующего вида с детьми с нарушениями

зрения работают не только воспитатели и узкие специалисты, такие

как: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,

психолог, работают дефектологи и медицинские работники. Учебно-

воспитательная и коррекционная работа проводится под

руководством дефектологов и по рекомендации врача офтальмолога в

соответствии с особенностями общего развития и зрительного

восприятия детей, коррекционную направленность имеют все занятия

и виды деятельности.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми с

нарушениями зрения, является зрительная гимнастика, которая

проводится несколько раз в течение дня по 3-5 минут.

Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей

глаза, повышает эластичность и тонус глазных мышц, укрепляет

мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата.

Большое значение имеет проведение оздоровительных пауз, гигиенических

разминок, дыхательной гимнастики и самомассажа. что положительно влияет

на общее функциональное состояние здоровья детей.

Особенности физического развития детей с нарушениями зрения

являются:

Гипер - или гиподинамия;

мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;

нарушение общей моторики, особенно ациклических движений

(лазание, прыжки в длину, метание);

нарушение ручной моторики;

общая скованность и замедленность выполнения движений;

нарушение координации движений;

трудности при выполнении движений на равновесие.

недостаточное развитие чувства ритма;

нарушение ориентировки в пространстве;

замедленность процесса освоения новых движений;

нарушение осанки, плоскостопие;

заметное отставание в показателях основных физических качеств:

силы, ловкости, скорости.

В организации зрительного восприятия на занятиях физ. культуры

необходимо:

Создать установку на восприятие (усвоение нового движения, действия в

пространстве, знакомства с оборудованием).

Формировать умение наблюдать (вычленять важные моменты в движении,

переключать внимание с одних элементов движения на другие, выполнять их

в определенной последовательности).

Предъявлять оптимальный объем информации на одном занятии, чтобы не

рассеивать внимание детей и не создавать напряженность при восприятии.

Учитывать индивидуальные возможности детей.

Регулировать в процессе восприятия словесную и наглядную информацию.

Обеспечивать страховку при выполнении упражнений, т.к. боязнь снижает

точность восприятия и его полноту.

Обеспечивать выбор пособий, соблюдать требования к оборудованию: мячи,

гимнастические палки, обручи имеют специальные метки для

сосредоточения на предмете, точного воспроизведения действия, его

зрительного анализа. На канатах, веревках, скакалках также имеются

специальные обозначения в виде полоски, которые помогают детям

координировать действия руки и глаза, согласовывать движения руки и ноги,

определять направления при движении и свое положение в пространстве.

Для развития зрительных функций и коррекции двигательных нарушений

используются мишени для метаний разной цветовой насыщенности

плоскостные, объемные разные по форме.

Необходимо дифференцированно подбирать мишени для детей с разной

остротой зрения:

- Для детей с высокой степенью амблиопии цель должна быть с ярким

четким контуром или полностью окрашенным, диметром 50-60см.

- Для детей со средней степенью амблиопии – со слабо выраженным

контуром, диаметром 25-40см.

- Для детей со слабой степенью амблиопии – без контура, диаметром 25-

30см.

Расстояние во всех случаях должно быть одинаково.

Необходимо использовать такие ориентиры, которые способствовали бы

развитию слуха и осязания. Например, при ходьбе по ограниченной

плоскости можно использовать мягкие дорожки, сделанные из поролона, чтоб

ребенок ногами ощущал ограниченное пространство. Дети хорошо

ориентируются на различные звуковые сигналы (хлопки, улары в бубен, звон

колокольчика, разные музыкальные звуки).

Выбор таких атрибутов особенно оправдан при работе с детьми с окклюзией,

когда дети оказываются в состоянии искусственного слабовидения и слепоты,

с трудом ориентируются в пространстве, боятся двигаться. Движения их

скованны, неуверенные. Дети не всегда видят, как правильно выполнить

движение, в связи с этим нервная система испытывает большую нагрузку,

путем сокращения количества повторений, дистанций, снижения темпа

выполнения упражнений.

Для организации дифференцированного подхода при обучении детей с

нарушением зрения, важное значение имеет развивающая среда:

яркая разметка зала,

все физкультурное оборудование имеет специальные метки.

Стойка с яркими мячами,

схема зрительной траектории по В.Ф.Базарному,

зрительные ориентиры для развития и тренировки зрения,

зрительные ориентиры в пространстве,

цветные метки на оконных стеклах по Аветисову.

Коррекционные дорожки,

Массажные мячи.

Основные приемы в работе с детьми с нарушением зрения:

медленный показ,

поэтапное выполнение действия ребенком,

словесная инструкция,

многократные упражнения,

зрительный анализ,

непосредственная помощь ребенку,

использование средств, обеспечивающих страховку (опоры, ориентиры,

сигналы).

Подводя итог сказанному, следует отметить, что правильная организация и

осуществление физического воспитания детей с нарушением зрения

определяются:

Педагогической компетентностью и заинтересованностью педагогов;

Современными подходами к организации и выбору средств и методов;

Соблюдением требований офтальмологии, тифлопедагогики;

Признание принципа комплексного подхода ведущим.

Комплексное воздействие на ребенка через систему адаптивных средств

позволяет формировать двигательную активность детей, обеспечить

физическое воспитание ребенка в соответствии с индивидуальными

возможностями.

В заключении важно заметить то, что, корригируя двигательную систему

детей, исправляя вторичные отклонения опорно-двигательного аппарата,

повышая двигательную активность детей, мы способствуем развитию

дыхательной и кровеносно-сосудистой систем. Организм ребенка лучше

насыщается кислородом. Кислород поступает в достаточном объеме в мозг

ребенка, что способствует улучшению кровообращения сосудов головного

мозга и питания глазного дна, что в свою очередь улучшает работу

зрительного анализатора, ускоряет лечебный процесс.



В раздел образования