Автор: Демская Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МГПУ ИППО
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности формирования сенсорного эталона цвета у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Особенности формирования сенсорного эталона цвета у детей дошкольного
возраста
Дошкольное
детство
–
период
интенсивного
сенсорного
развития,
т.е.
формирования
полноценного
восприятия
окружающей
действительности.
Оно
служит
основой
познания
мира,
первой
ступенью
которого
является
чувственный
опыт.
Успешность
умственного,
эстетического
и
нравственного
воспитания
в
значительной
степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько хорошо
ребенок слышит, видит и осязает. В развитии сенсорных способностей важное место
занимает усвоение сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные
знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.
Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В
ходе
исторической
практики
выделились
системы
тех
сенсорных
качеств,
которые
наиболее значимы для той или иной деятельности. А как известно, цвет, является одним из
важных
свойств
предметов
и
признаком
окружающего
мира.
В
качестве
сенсорных
эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности
Дошкольник,
осваивая
окружающий
мир,
культуру
общества,
в
том
числе
и
цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, т. е. научиться
видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он
действует. Интерес к цвету, по мнению Я.А. Коменского, формируется у детей постепенно.
Воспринимая
предмет
в
повседневной
жизни
и
действуя
с
ним,
ребенок
не
всегда
вычленяет и осознает его форму, но непременно откликается на цвет.
Наблюдая развитие восприятия у детей дошкольного возраста, ученые выявляют
сложность
чувственного
познания
действительности.
Споры
о
том,
какой
признак
предмета является основным для его восприятия, продолжаются среди психологов при
обсуждении
особенностей
чувственного
познания
предметов
детьми
дошкольного
возраста.
При
изучении
восприятия
дошкольников
установлено,
что
цвет
предмета
является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно более
сильный признак (форма), почему - либо не получит сигнального значения.
Практик дошкольной педагогики, Наталья Валентиновна Нищева, говорит о том,
что с первых дней жизни к ребёнку поступает колоссальная цветовая информация, и при
нормальном
речевом
и
умственном
развитии
дети
очень
рано
начинают
обращать
внимание
на
окраску
предметов.
Но
мир
цвета
открывается
ребенку
не
сразу,
а
в
определённой последовательности.
Первое знакомство с красками - значительное событие в жизни ребенка. Сам вид
красочных пятен, появляющихся на листочке, кажется чудом. Малыш увлекается, пробуя
все цвета подряд, и не замечает, что его рисунок не изображает ничего. Некоторые
взрослые в шутку называют такие рисунки абстрактными.
Восприятие
цвета
очень
индивидуально.
Особенности
детского
восприятия
заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован, и
оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных.
По
мнению
З.М.Богуславской,
эти
факты
наиболее
отчетливо
выражены
при
восприятии ребенком незнакомых предметов. Огромную роль играет и задача, стоящая
перед детьми. Если надо выложить из одноцветных фигур узор, дети ориентируются на
форму, если надо «спрятать» цветную фигуру на аналогичном фоне, решающее значение
приобретает цвет.
Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то
или иное свойство. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого
свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения
свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях.
Сначала
ребенок
воспринимает
только
теплые
цвета
–
красный,
оранжевый,
желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, синий, голубой,
фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов
спектра. Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и
явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.
Н. П. Сакулина и Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно
обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и
голубым,
и
серым,
и
сиреневым).
Хорошо
развитое
чувство
цвета,
помогает
полнее
почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт.
Так же цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цвета успокаивают
нервную систему, другие, наоборот, раздражают.
Крупный
ученый
и
исследователь
Н.П.
Сакулина
выделила
возрастные
возможности детей по усвоению цвета. В младшем дошкольном возрасте существуют
предпосылки для усвоения основных цветов и некоторых оттенков. Как и при знакомстве с
другими свойствами предметов, дети первоначально усваивают основное, бессознательно
отбрасывая детали.
Однако без специального обучения, как указывает ученый, этот процесс может
затянуться. На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет как
особый
признак
предметов,
накапливать
представления
об
основных
разновидностях
цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Начиная, с
четвертого года жизни: накопление знаний и формирование четких представлений о цвете;
отношениями,
возникающими
между
элементами
ряда,
состоящего
из
большего
количества
предметов.
обогащение
словаря
и
развитие
образной
речи
на
основе
предметной
соотнесенности
слова.
Пятый
год
жизни:
формирование
приемов
целенаправленного
восприятия
(алгоритмизации
по
плану-символу);
обучение
детей
узнавать и выделять цвета среди других предметов, определять его свойства и назначение:
по существенным признакам; на основе овладения приемом сравнения; обучение приемам
группировки;
обучение
переносу
знаний,
понятий
на
уровень
внешней
речи,
в
самостоятельную
практическую
деятельность.
В
старшем
дошкольном
возрасте:
формирование
навыка
узнавания
и
выделения
цвета
среди
других
с
использованием
анализаторов,
определения
их
свойств
и
назначения
на
основе
овладения
приемом
сравнения;
овладение
приемами
группировки
(в
старшей
группе),
классификации
(в
подготовительной
группе);
обучение
обобщению
знаний
о
предметах
и
явлениях
окружающего мира с целью формирования понятия формы.
М. Монтессори считала, что эффективная работа по формированию у детей навыка
различать, называть и использовать различные цвета и оттенки, возможна, только при
наличии специальных дидактических средств.
В области восприятия цвета эталонами служат так называемые хроматические
(«цветные»)
цвета
спектра
(красный,
оранжевый,
желтый,
зеленый,
голубой,
синий,
фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный).
Хроматические цвета расположены в спектре в строгой последовательности от
красного к фиолетовому. Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает
промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов – оттенок. Хроматические
цвета делятся на две группы – теплых и холодных тонов. Каждый хроматический цвет или
оттенок цветового тона имеет определенную светлоту и насыщенность. Светлота - это
степень близости данного цвета к белому, а насыщенность – степень ее чистоты.
Для восприятия цвета ребенка учат различать предметы по цвету с помощью
операции
сравнения
однородных
и
разных
по
цвету
предметов.
По
мнению
Э.Г.
Пилюгиной, работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.
Каждому
возрасту
ребенка
соответствует
определенная
последовательность
знакомства с цветом и его оттенком: - в первую очередь происходит освоение действий,
которые способствуют выделению цвета в предмете; - затем осваивается понятие цвета
при использовании нескольких контрастных основных цветов, в данном случае можно
применить красный, синий. На первом этапе ребенка учат сличению цветов: «Найди такой
же». На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции: «Дай мне
красный», «Скажи, какого цвета?» Если ребёнок не повторяет за педагогом, то взрослый
побуждает его повторить название цвета. На третьем этапе ребёнок в ответ на вопрос:
«Это какой цвет?» сам называет тот или иной цвет.
Сначала дети знакомятся с основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым.
В процессе знакомства детей учат: узнавать и называть цвета точным словом; различать
сочетание
цветов:
красно-желтый,
сине-зеленый,
желто-зеленый
и
другие;
развивают
умение
соотносить
заданный
цвет
с
цветом
окружающих
предметов;
выделять
определенный цвет из сочетаний двух других цветов. Затем знакомим детей с оранжевым,
коричневым, черным и голубым цветами.
Важно
показать
детям,
как
получаются
промежуточные
цвета
при
помощи
смешивания
красок
(красный
и
желтый
при
смешивании
дают
оранжевый;
синий
и
желтый - зеленый; синий и красный - фиолетовый и т. д.).
Полноценное
овладение
сенсорными
эталонами
возможно
лишь
в
условиях
целенаправленного
сенсорного
воспитания
в
разных
видах
деятельности
(рисовании,
лепке, конструировании), а также при решении специальных задач «на восприятие» в
игровых
и
дидактических
упражнениях.
Сенсорные
процессы
неразрывно
связаны
с
деятельностью органов чувств и руки. Педагогическая практика показывает, что усвоение
эталона
цвета
у
детей
вызывает
трудности,
если
педагоги
ограничиваются
только
специальными занятиями с дидактическими игрушками. Поэтому задачу выделения цвета
важно включать в различные виды деятельности, в том числе и в игровую; обогащать их
разнообразными сенсорными впечатлениями.
Путь знакомства детей с цветом - это путь, в результате которого дети начинают
полнее
воспринимать
предметы
и
явления
окружающего
мира,
у
них
развивается
наблюдательность, мышление, речь. От того, как грамотно педагог спланирует серию
занятий по цвету, учитывая возраст, психологическое и эмоциональное состояние ребенка
будет
зависеть
и
результат.
Чем
разнообразнее
будет
детская
деятельность,
тем
разностороннее будет развивается ребенок, тем успешнее реализуются его потенциальные
возможности.
Вот
поэтому
так
важно
создать
необходимые
условия
для
сенсорного
развития ребенка дошкольного возраста.
Список используемой литературы:
1.
Афанасьева, С.А. Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание,
2006. - №2 - С. 53 - 60.
2.
Кузьмина,
И.
Использование
цвета
в
коррекции
речевых
нарушений /И. Кузьмина, Е. Лаптева. И. Орлова // Дошкольное воспитание, 2012. -
№7. - С. 89 - 97.
3.
Петрова,
И.В.
Сенсорное
развитие
детей
раннего
и
дошкольного
возраста. Методическое пособие - М.: Творческий центр Сфера, 2012. - 64 с.
4.
Пилюгина,
Э.Г.
Сенсорные
способности
малыша
-
М.:
Мозаика-
Синтез, 2007. - 120 с.
5.
Постоева, Л. Путешествие в страну сказок /Л. Постоева, Г. Лукина //
Дошкольное воспитание, 2006. - №9. - С. 14 - 27.
6.
Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П.
Сакулина, Т.С. Комарова -
М.: Просвещение, 1982. - 208 с.