Авторы: Скутина Ольга Анатольевна, Никульшина Ольга Анатольевна
Должность: заведующий ДОО, старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с № 7
Населённый пункт: Город Североморск Мурманской области
Наименование материала: модель системы работы ДОО
Тема: "Инклюзивное образование в ДОО"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 Г. СЕВЕРОМОРСК
МАТЕРИАЛЫ РАБОТЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 7
Г. СЕВЕРОМОРСКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2018 год
Содержание
Информационная справка об учреждении
3
1.Создание безопасного и развивающего образовательного
пространства для детей с особыми образовательными
потребностями.
4
1.1.Нормативно-правовое обеспечение
8
2.1.Кадровое обеспечение
11
3.1. Материально-техническое обеспечение
13
2.Психолого–педагогическое сопровождение родителей и
воспитанников с особыми образовательными потребностями.
17
3.Мониторинг реализации инклюзивного образования в
муниципальном бюджетном дошкольном образовательном
учреждении детском саду № 7 г Североморска
39
Информационная справка об учреждении.
2
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 г Североморска (МБДОУ д/с № 7) функционирует с 1960 года.
С 2013 года включает в себя 7 групп общеразвивающей направленности и
осуществляет инклюзивное образование. В практике дошкольного учреждения
«точечная» инклюзия (включение ребенка с ОВЗ в среду сверстников только на
праздниках и развлечениях) и «полная» инклюзия (посещение ребенком своей
возрастной группы в режиме полного дня)
Основной принцип нашей работы:
все дети должны играть и учиться вместе, независимо от их физических
возможностей и проблем со здоровьем.
Для работы педагогического коллектива
по инклюзивному образованию детей- инвалидов и их успешной социализации
в обществе в ДОУ решаются следующие задачи:
Создание системы воспитания толерантных установок в сознании
подрастающего поколения.
Создание единой образовательной среды для детей, имеющих
разные стартовые возможности.
Организация системы психолого-педагогического сопровождения
процесса инклюзивного образования.
Модель реализации инклюзивного образования включает в себя:
создание условий для осуществления инклюзивной практики:
нормативно-правовое обеспечение,
кадровое обеспечение,
материально-технические условия.
психолого-педагогическое сопровождение воспитанников,
включенных в процесс инклюзии и их родителей.
1.
Создание безопасного и развивающего образовательного
пространства для детей с особыми образовательными
потребностями.
3
Создание
модели
инклюзивного
образования
«Детский
сад
для
всех!» отвечает
современной
концепции
дошкольного
образования,
государственной
политике
в
сфере
образования,
так
как
обеспечивает
предоставление доступного и качественного дошкольного образования детям с
ОВЗ, детям-инвалидам.
Концептуальной
основой
данной
работы
является
понимание
инклюзивного образования как обеспечение равного доступа к образованию для
всех
воспитанников
с
учетом
разнообразия
особых
образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей.
Осуществление
инклюзивного
образования
в
ДОО
направлено
на
создание условий в детском саду для детей со специальными образовательными
потребностями и интеграции детей с ОВЗ, детей-инвалидов в среду нормативно
развивающихся сверстников.
Дети,
посещающие
группы
общеразвивающей
направленности,
участвуют в культурно-досуговой деятельности детского сада, тематических и
спортивно-оздоровительных мероприятиях, совместных прогулках, творческих
конкурсах и выставках.
Построение и реализация образовательного маршрута
ребёнка-инвалида, ребёнка с ОВЗ
№
№
Основные задачи
Задействованные
педагоги
Направление работы
I этап
1
1
Выявление запросов
семьи на
образовательные
услуги
Заведующий;
Ст. воспитатель;
Члены ПМПК;
встречи с семьей,
имеющих детей-
инвалидов, ОВЗ
анкетирование и опрос
родителей
2
2
Комплексное
обследование и
диагностика уровня
развития ребенка-
Педагог-психолог,
Учитель-логопед,
Специалисты и
воспитатели ДОУ
обследование
особенностей и
уровня развития
ребенка-инвалида,
4
инвалида, ОВЗ
ребенка с ОВЗ
3
3
Определение задач
коррекционной
психолого-
педагогической
работы и разработка
индивидуального
образовательного
маршрута
Ст. воспитатель
Педагог-психолог,
Учитель-логопед,
специалисты и
воспитатели ДОУ,
члены ПМПк
проведение
методических
мероприятий для
задействованных
педагогов
4
4
Разработка
индивидуального
маршрута включения
ребенка-инвалида
(ОВЗ) в
функционирующую
группу сверстников
(выбор модели
инклюзивного
образования при
необходимости)
Ст. воспитатель
Члены ПМП консилиума
ДОУ
составление
индивидуального
образовательного
маршрута
5
Разработка плана
взаимодействия с
семьей ребенка-
инвалида (ОВЗ)
Ст. воспитатель
Члены ПМПк ДОУ
комплексное изучение
семьи и составление
социального паспорта
семьи
6
Первичная
социализация
ребенка инвалида с
педагогом
П е д а го г -
п с и х о л о г,
воспитатель
работа по развитию
первичных
коммуникативных
умений и навыков
7
Сохранение и
укрепление здоровья
ребенка-инвалида,
Медицинские работники
ДОУ и поликлиники
Инструктор по
медико-психолого-
педагогическое
сопровождение семьи
5
(ОВЗ)
физической культуре
ребенка-инвалида,
(ОВЗ);
медицинское
сопровождение;
осуществление связи
со специалистами
поликлиники
2 этап – этап обучения и воспитания ребенка-инвалида (ОВЗ)
1
1
Определение задач
коррекционной
психолого-
педагогической
работы и
корректировка
индивидуального
образовательного
маршрута
воспитатель,
педагог-психолог,
учитель- логопед
коррекционно-
развивающая работа
на основании
индивидуальной
образовательной
программы
2
Подбор технологий
социализации,
осуществление
социализации.
воспитатель
педагог-психолог
Развивающая,
адаптационная работа
для детей и их
родителей
3
3
Разработка плана
взаимодействия с
семьей ребенка-
инвалида
ст. воспитатель
педагог-психолог,
учитель-логопед,
педагоги ДОУ, члены
ПМПк
проведение
методических
мероприятий для
задействованных
педагогов
4
Осуществление
процесса включения
ребенка-инвалида
(ОВЗ) в группу
нормально
ст. воспитатель
педагог-психолог,
учитель-логопед,
педагоги ДОУ, члены
ПМПк
сопровождение
ситуации
включения
ребенка-инвалида
в
группу
н о рм а л ь н о
развивающихся
6
развивающихся
сверстников
сверстников
5
5
Подбор технологий
социализации в
условиях
функционирующей
группы
педагог-психолог,
учитель-логопед,
воспитатель
корректировка и
реализация
индивидуального
образовательного
маршрута
6
8
Определение
дальнейшего
образовательного
маршрута ребенка-
инвалида ,ОВЗ
(родители – ребенок
– ДОУ – школа)
ст. воспитатель
педагог-психолог,
учитель-логопед,
педагог, члены ПМПК,
направление ребёнка на
ТПМПК для
определения
образовательного
маршрута школьного
обучения
организационное
взаимодействие со
школой по
организации
преемственности
определение
оптимального
продолжения
образовательного
маршрута
1.1.Нормативно-правовое обеспечение
Международная нормативно-правовая база инклюзивного образования
1. «Всеобщая декларация прав человека», принята Генеральной Ассамблеей 10
декабря 1948 года.
2. «Декларация ООН о правах инвалидов», провозглашена резолюцией 3447
(XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года.
3.
«Всемирная
программа
действий
в
отношении
инвалидов»,
принята
3
декабря 1982 года.
4. «Конвенция ООН о правах ребенка» от 20 ноября 1989 года (ратифицирована
постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года.
Нормативно-правовая база инклюзивного образования
7
Российской Федерации
1.
Конституция Российской Федерации от декабря 1993 г.
2.
Постановление правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и ряд других
нормативно- правовых документов, основной список которых
представлен в Приложении.
3.
Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ с дополнениями и
изменениями, в статье 18 «Воспитание и обучение детей-инвалидов»:
«образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты
населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное,
внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получаемое
инвалидами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Причем, «детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются
необходимые реабилитационные меры и создаются условия для
пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа...»
4.
Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6 говориться «О
концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья (со специальными образовательными
потребностями)».
5.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 №АФ-
150/06 «О создании условий для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
6.
Закон РФ « Об образовании в РФ», 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3
7.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования.
Нормативные документы Мурманской области
1.
Приказ Министерств образования и науки Мурманской области от
15.02.2016 № 245 «О реализации порядка обеспечения условий доступности
8
для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также
оказания им при этом необходимой помощи»
Нормативно-правовая база ДОО
1.
Устав МБДОУ д/с № 7
2.
Положение о Психолого-медико-педагогическом консилиуме МБДОУ
д/с № 7.
Психолого-медико-педагогический консилиум МБДОУ д/с № 7.
Целями
деятельности ПМПк
являются
коллективная
разработка
и
планирование системы комплексного сопровождения каждого воспитанника с
ОВЗ в рамках дошкольного образовательного процесса.
Задачами ПМП к является следующее:
Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально –
личностных перегрузок воспитанников.
Выявление резервных возможностей развития детей.
Определение
характера,
продолжительности
и
эффективности
специальной
(коррекционной)
помощи,
исходя
из
имеющихся
в
образовательном учреждении возможностей.
Разработка программы коррекционных мероприятий.
Консультирование в ходе разрешения сложных или конфликтных
педагогических ситуаций.
Подготовка
и
ведение
документации,
отражающей
актуальное
развитие ребенка, диагностику его состояния.
Организация
взаимодействия
педагогов
и
специалистов
дошкольного учреждения, участвующих в деятельности ПМПк, формирование
целостных
представлений
о
причинах,
характере
возможных
трудностей
ребенка.
Этапы деятельности ПМПк ДОУ по сопровождению ребенка с ОВЗ.
1 этап – первичное обследование ребенка специалистами.
По
результатам
проведенного
обследования
каждый
специалист,
работавший
с
ребенком,
составляет
развернутое
заключение,
в
котором
9
уточняет
и
конкретизирует
рекомендации
ПМПК
с
точки
зрения
индивидуализации
программ,
этапов,
тактик
,
технологий
и
направлений
работы с ребенком.
Это
позволяет
впоследствии
составить
индивидуальный
маршрут
сопровождения ребенка.
2
эт а п
–
коллегиальное
обсуждение
полученных
результатов
обследования.
Это позволяет конкретизировать и уточнить представление о характере и
особенностях
развития
ребенка,
определить
вероятностный
прогноз
его
дальнейшего развития и комплекс коррекционно-развивающих мероприятий,
методов
и
приемов
работы,
способствующих
максимальной
социальной
и
образовательной адаптации включенного ребенка.
3 этап – реализация решений консилиума ДОУ в плане коррекционно-
развивающих мероприятий силами специалистов, консультативного компонента
деятельности специалистов ДОУ.
Завершение этого этапа работы каждого специалиста – динамическое
(оценка состояния ребенка по окончании цикла коррекционно-развивающей
работы) или итоговое обследование.
2.1.Кадровое обеспечение
В дошкольном учреждении работает 56 сотрудников . Образовательный
процесс
осуществляет
20
педагогов.
Из
них
1
заведующий,
1
старший
воспитатель,
14
воспитателей,
1
педагог-психолог,
1
учитель-логопед,
1
музыкальный руководитель, 1 инструктор по физической культуре. Детский сад
на 100% укомплектован штатами.
Основная задача администрации ДОО - укомплектованность дошкольного
учреждения педагогическими кадрами, компетентными в понимании особых
образовательных потребностей детей с ОВЗ; регулярное обучение педагогов на
курсах повышения квалификации (очных и дистанционных); обмен опытом на
вебинарах,
семинарах,
видео
конференциях.
Педагоги
ДОО
принимают
10
активное
участие
городских, областных, российских
профессиональных и
творческих конкурсах.
100%
педагогов
МБДОУ
д/с
№
7
прошли
курсы
повышения
квалификации по программе « Образовательная деятельность в ДОО в условиях
реализации
ФГОС
ДО».
40%
воспитателей
(работающих
в
группах,
осуществляющих
инклюзивное
образование)
прошли
курсы
повышения
квалификации
в
ГАУ
ДПО
МО
«ИРО»
по
программе
«Коррекционно-
развивающая работа воспитателей в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО»
Анализ кадрового состава по уровню образования:
Высшее
педагогическое
образование
( п о
п р о ф и л ю
«дошкольное
образование»)
Высшее педагогическое
образование
(профессиональная
переподготовка
п о
профилю
«дошкольное
образование»)
Среднее
педагогическое
образование
(по
профилю
«дошкольное
образование»)
Старший
воспитатель
1
Воспитатели
3
6
5
Учитель-логопед
1
Педагог-психолог
1
Музыкальный
руководитель
1
Инструктор по фк
1
3
воспитателя
являются
студентами
4
курса
факультета
дошкольной
педагогики и психологии ППИ МАГУ.
Анализ кадрового состава по уровню квалификации:
1 квалификационная
категория
Соответствие
занимаемой
должности
Старший воспитатель
1
Воспитатели
5
4
Учитель- логопед
1
Педагог-психолог
Музыкальный руководитель
1
Инструктор по фк
11
3.1.Материально-техническое обеспечение.
В детском саду созданы благоприятные условия для всестороннего
развития
дошкольников.
Создавая
такие
условия,
руководствуюсь
следующими нормативными документами: требованиями СанПиН к детской
мебели,
игрушкам,
развивающему
оборудованию;
требованиями
образовательной
программы;
сертификатами
соответствия
товаров
нормативным
документам. Предметно
-
пространственная
развивающая
среда, созданная педагогами дошкольного учреждения служит интересам и
потребностям
детей,
а
её
элементы
–
оборудование,
игры,
игрушки,
дидактический материал - развитию ребёнка.
МБДОУ д/с №7 имеет: методический кабине, логопедический кабинет,
медицинский
кабинет,
изолятор,
кабинет
педагога-
психолога,
сенсорная
(релаксационная)
комната,
в
которой
имеется
сухой
бассейн,
сенсорный
12
(светодиодный
и
ленточный
)
душ,
кривое
зеркало
и
другое
сенсорное
оборудование.
В группах организованы центры: центр музыки; центр искусства;
центр
театра;
центр
конструирования;
книжный
уголок;
центр
познания
(естественнонаучный
центр,
уголок
природы,
мини-лаборатории);
центр
математики; физкультурный центр.
О бе с п еч е н н о с т ь
у ч е б н о -н а гл я д н ы ми
п о с о б и я ми
1 0 0 % .
Обеспеченность
спортивным
инвентарем
100%.
Наличие
литературы
в
библиотеке:
учебная
и
методическая
литература,
периодическая
печать,
детская художественная литература.
В ДОУ созданы все условия для организации жизнедеятельности
детей. Состояние территории, зданий учреждения соответствует санитарно -
гигиеническим нормам и правилам, требованиям пожарной и
электробезопасности. Для образовательной деятельности в учреждении
имеются: 7 групповых помещений; 2 спальни; музыкальный зал.
В дошкольном учреждении имеется современная информационно–
техническая база: электронная почта, интернет, сайт детского сада,
технические средства обучения, музыкальный центр, магнитофоны в каждой
группе детского сада, телевизор, видеокамера, копировальная техника, факс,
компьютеры. Оборудование имеется в достаточном количестве.
Оборудование кабинета учителя-логопеда:
13
Оборудование сенсорной комнаты:
14
2.Психолого–педагогическое сопровождение родителей и
воспитанников с особыми образовательными потребностями.
Программное обеспечение образовательного процесса в ДОО:
15
МБДОУ
д/с
№
7
осуществляет
образовательный
процесс
на
основе
образовательной
программы,
разработанной
с
учетом
примерной
общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е
Вераксы. В ДОО разработана адаптированная программа для детей с ЗПР с
учетом
программы С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой
психического развития».
Роль воспитателя в системе инклюзивного образования в ДОО
Педагогический процесс в дошкольной организации строится на основе
образовательной программы ДОО с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, в том числе с учетом индивидуальных
образовательных и потребностей ребенка с особыми возможностями здоровья.
Работа воспитателя общеразвивающей группы с включенным в нее
ребенком с особыми потребностями (ребенком-инвалидом или ребенком с ОВЗ)
включает в себя три основных направления: 1. Работу с детьми, 2. Работу с
родителями. 3. Работу со специалистами.
Начинается работа с подготовки детского коллектива к принятию ребенка
с особыми возможностями здоровья.
Работа с ребенком строится с учетом возрастных и индивидуальных его
особенностей (физических и психологических).
Общие задачи на начальном этапе:
- социализация ребенка, адаптация к условиям ДОО, создание
комфортных условий для игровой и учебной деятельности. (к окружающей
обстановке – в силу присутствующего нарушения в развитии ребенка,
ориентировка в окружающем пространстве может быть затруднена, требовать
дополнительной помощи, разъяснений, сопровождения.);
- развитие (повышение ) познавательной активности (воспитание и
обучение ребенка осуществляется по образовательной программе ДОО,
основываясь на индивидуальный образовательный маршрут);
16
- развитие коммуникативно и игровой деятельности (в большинстве
случаев требует дополнительного обучения и целенаправленного включения в
игровую среду сверстников)
Работа с родителями:
-беседы об индивидуальных особенностях развития ребенка,
-включение родителей в образовательный процесс ДОО,
- консультирование и оказание практической помощи в вопросах
развития, воспитания и обучения ребенка в ДОО и дома,
- согласование индивидуального образовательного маршрута.
Работа со специалистами:
-разработка индивидуального образовательного маршрута (на основании
заключения индивидуальной программы реабилитации(абилитации) и
рекомендаций специалистов ПМПк и ТПМПК.,
-участие в работе ПМПк ДОО,
- консультирование по вопросам воспитания и обучения конкретного
ребенка с ОВЗ,
-выполнение рекомендаций специалистов по осуществлению
коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Система работы учителя-логопеда в МБДОУ д/с №7
Основная
деятельность
учителя-логопеда
в
ДОУ
направлена
на
своевременное выявление,
устранение
и
определение
характера речевых
нарушений у дошкольников, посещающих
детский сад. Дети, посещающие
ДОУ и имеющие статус ОВЗ в условиях инклюзивного образования, имеют
равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия
особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В
связи с этим возникла необходимость разработки специального плана работы
по коррекции и помощи в сопровождении этих детей специалистами ДОУ.
Содержание
этой
работы
направлено
на
создание
для
детей
специальных
условий
с
использование
в
работе
здоровье
сберегающих
технологий,
17
комплексного развития и
устранение речевых дефектов, на предупреждение
возможных последствий речевых недостатков. Проводится работа с детьми в
виде
индивидуальных
и
подгрупповых
занятий,
в
форме
консультирования
родителей, воспитателей, а также рекомендаций, показов и объяснений, по
индивидуально
разработанным
маршрутам
сопровождения
и
программам
развития
детей
с
ОВЗ,
в
соответствии
с
индивидуальными
картами
ИПР,
рекомендациями ПМПК ДОУ и городского ТПМПК.
Направление деятельности учителя-логопеда:
1.
Обеспечение
коррекции
речевых
нарушений,
развития
различных
категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им
квалифицированной помощи в освоении Программы.
2.
Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы,
их
разностороннее
развитие
с
учётом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
и
особых
образовательных
потребностей,
социальной
адаптации.
3.
Проведение логопедического обследования детей с ОВЗ (по заключениям
карт
ИПР,
ПМПк
ДОУ
и
городского
ТПМПК)
для
установления
имеющихся нарушений.
4.
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям),
педагогам
и
специалистам
ДОУ,
в
соответствии
с
рекомендациями ПМПк и ТПМПК с целью профилактики коррекционно
– речевого развития и организации полноценной речевой среды.
Функциональные обязанности учителя-логопеда МБДОУ д/с №7:
-
обследование воспитанников с целью выявления речевых и
сенсо-
моторных нарушений и своевременное оказание помощи;
- проведение работы по коррекции недостатков в речевом развитии
у
воспитанников с ОВЗ (по заключению ПМПК и ТПМПК);
- индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ по
исправлению
нарушений:
речевой
функции,
развитию
сенсомоторной
деятельности, памяти, внимания, мышления;
18
-
тесный
контакт
с
воспитателями
групп
и
специалистами
ДОУ
по
закреплению положительных результатов коррекции;
- посещение занятий воспитанников д/с;
-
наблюдение
за
динамикой
развития
детей
в
соответствии
с
разработанным маршрутом при помощи периодических обследований.
Задачи работы:
-
достижение
положительной
динамики
в
речевом
развитии
воспитанников.
-
использование
здоровье-сберегающих
технологий
для
повышения
эффективности коррекционной работы;
-
овладение
детьми
сенсомоторными,
коррекционно-развивающими
и
коммуникативными навыками.
- привлечение родителей к процессу коррекционно-развивающей работы.
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями
Сроки
Формы и виды работы
Сентябрь -
октябрь
Составление характеристик на детей, совместные наблюдения
с целью ознакомления с развитием ребёнка с ОВЗ (по
заключению карты ИПР, ПМПК ДОУ и городского ТПМПК),
беседы, составление плана совместной работы.
В течение
года
Консультирование по запросам. Информация для воспитателей
о продвижении детей в речевом развитии, осуществление
контроля соблюдения единого речевого режима, ведение
работы по развитию мелкой моторики.
Январь -
февраль
Проведение промежуточной диагностики, совместные
наблюдения и беседы с воспитателями.
Май
Итоговая диагностика уровня развития детей с ОВЗ.
Взаимодействие учителя логопеда с педагогом-психологом
Сроки
Формы и виды работы
Сентябрь -
октябрь
Составление характеристик на детей, совместные наблюдения
с целью ознакомления с развитием ребёнка с ОВЗ (по
заключению карты ИПР, ПМПК ДОУ и городского ТПМПК),
беседы, составление плана совместной работы.
19
В течение
года
Информация о продвижении детей в речевом развитии,
организация на занятиях психогимнастики. Развитие
психических процессов: внимания, памяти, восприятия,
логического мышления..
Январь -
февраль
Проведение промежуточной диагностики, совместные
наблюдения и беседы с психологом.
Май
Итоговая диагностика уровня развития детей с ОВЗ.
Взаимодействие учителя логопеда с родителями.
Цель: установление партнёрских отношений с семьёй каждого
воспитанника; объединение усилий педагога и родителей для развития и
воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; обучение
родителей конкретным приёмам логопедической работы.
Сроки
Формы и виды
работы
Тема работы
Сентябрь -
октябрь
Индивидуальные и
подгрупповые
консультации, беседы,
анкетирование
родителей, совместное
участие и посещении
занятий
Организационные беседы
(получение согласия родителей на
проведение диагностических и
коррекционно-развивающих
занятий; проведение
диагностического обследования
ребёнка в присутствии родителей)
Ноябрь
Привлечение родителей к
коррекционно-развивающей работе с
детьми, организация условий в
семье для реализации
образовательного маршрута;
выявление специфики
микросоциального окружения детей
(представление родителей о
личности и проблемах ребёнка)
Декабрь
Уточнение при необходимости
20
коррекционно-образовательной
работы
Январь
Развитие мелкой моторики;
дыхательная гимнастика (игры,
упражнения), использование
самомассажа (головы, ушных
раковин, шеи, лица, кистей и
пальцев рук)
Февраль
Работа над звукопроизношением;
нетрадиционные формы
артикуляционной гимнастики
(биоэнергопластика, театр
пальчиков и сказочки для язычка)
Март
Работа на слуховое внимание и
фонематические процессы
Апрель
Работа над слоговой структурой
Май
Совместная деятельность родителей
и ребёнка
Индивидуальная программа логопедического сопровождения
Ф.И. О, год
рождения
ребёнка
20 . . года рождения.
ПМПК от 00.00.20 . . г.
Прим
ечани
е
Логопедичес
кое
заключение:
ОНР II уровень, обусловленное стойким
недоразвитием познавательной сферы у ребенка с
дизартрией.
Актуальная
проблема:
Речь малопонятна, не разборчива. Полиморфное
нарушение звукопроизношения, слоговой структуры
слова, нарушения фонематического слуха, нарушение
понимания лексической стороны речи, выраженная
бедность словаря (поиск слов заменяет гудением,
ммммммммм,; несформированность связной речи.
Грубые нарушения предложно-падежных
конструкций. Владение счётными операциями
21
отсутствует, «Четвёртый лишний» не выделяет,
обобщений не делает.
Цель
программы:
Устранение нарушений речи посредством
специального обучения и воспитания.
Задачи:
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие мимики и эмоций.
Развитие слухового восприятия и фонематического
слуха, развитие артикуляционной моторики,
просодики, коррекция звукопроизношения,
импрессивной речи, коррекция слоговой структуры
слова, пополнение активного словаря.
Коррекция логического мышления и грамматического
строя речи.
Коррекция лексико-грамматического строя речи,
логического мышления и связной речи.
Развитие математических операций, обобщений,
выделения, лишнего предмета.
Содержание:
В соответствии с коррекционно-развивающей
образовательной программой логопедической работы
по преодолению ОНР Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной
«Коррекционное обучение и воспитание детей 5-
летнего возраста с общим недоразвитием речи» (I год
обучения, старшая группа) Москва, 1991 год; в работе
используюся «Альбомы упражнений по обучению
грамоте детей старшей логопедические группы» О.С.
Гомзяк ,, ГНОМ,, 2011 и «Логопедическую грамматику
для детей от 2-4 (4-6) лет» О.А.Новиковской, СПб.:
«Корона. Век» 2012г.
Содержание работы
1. Развитие
общей и
Логоритмические упражнения под музыку.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
22
мелкой
моторики.
Использование СУ-ДЖОК массажёров, массажных
шариков.
2. Развитие
мимики и
эмоций.
Формирование мимических поз по картинкам:
радость, удивление, печаль, обида.
3. Развитие
слухового
восприятия и
фонематическо
го слуха.
Узнавание и воспроизведение гласных звуков
громко-тихо, близко-далеко, со сменой
артикуляционных укладов.
Подключение движений руками.
Узнавание звука на фоне ряда звуков, узнавание
звуков на фоне слова, определение первого гласного
звука в слове,определение последнего гласного и
согласного звука в слове.
4. Развитие
артикуляционн
ой моторики,
просодики,
коррекция
звукопроизнош
ения.
Подготовка артикуляционного аппарата к
постановке звуков и массаж языка.
Дутье в музыкальные игрушки, упражнения: «Сдуй
бабочку с цветка»; «Забей мяч в ворота»; «Подуй на
перышко, султанчик, снежинку»
Артикуляционные упражнения для губ:
- вытягивание трубочкой: ууууууууу
- растягивание в ниточку, в улыбку: иииииии
- округление губ: оооооо
- качаем куклу: аааааааа идр.
Артикуляционные упражнения для языка:
- язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой;
-упражнения: «Лошадка» ( присасывание
языка к верхним альвеолам);
- «Лопаточка» ( распластывание широкого
языка и удержание его на нижней губе);
- «Болтушка» ( движение вперёд-назад при
открытом рте); и др.
23
Постановка и автоматизация звуков: шипящих,
соноров, задненёбных и звука [й].
Автоматизация звуков.
Дифференциация звуков: [с]- [ш], [з]- [ж], [р]-[л],
[ш]- [ж]
5. Развитие
импрессивной
речи.
Исправление семантической ошибки в
предложении.
Понимание значения пространственных наречий.
Выполнение 3-х действий по одной инструкции.
Понимание сравнительных конструкций.
Исключение лишнего предмета. Игра «Четвертый
лишний»; «Найди пару»; «Ассоциации»;
Обобщения предметов по видовым и родовым
признакам. Игра «Сравни предметы»
Узнавание предмета по описанию. Использование
«Чудесного мешочка», «Чудесного сундучка».
6. Коррекция
лексико-
грамматическог
о строя речи,
логического
мышления и
связной речи.
Классификация предметов.
Образование прилагательных от существительных.
Использование лото: «Что из чего?» Повар, Ателье
и др.
Расширение словаря признаков, слов-действий:
«Подбери предмет к действию»; «Подбери признак»
Называние антонимов: высокий-низкий, широкий-
узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий.
Развитие математических операций, сравнений,
обобщений предметов.
Установление причинно-следственных конструкц.
Сроки
динамическог
о контроля
Динамические показатели
Январь 20. . г.
Динамика: положительная, незначительная, нулевая,
24
отрицательная_______________________
Особенности речевого развития________________
Причины отрицательной или нулевой динамики
____________________________________________
_
Корректировка программы_____________________
Май 20.. г.
Динамика: положительная, незначительная, нулевая,
отрицательная_______________________
Особенности речевого развития_________________
Причины отрицательной или нулевой динамики
____________________________________________
_
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА ДОШКОЛЬНИКА
Ф. И. О. ребёнка: ______________________________________________
Дата рождения: ……...20….г.
Адрес проживания: ____________________________________________
Сведения о родителях:
Мать: ________________________________________________________
Образование: __________________________________________________
Место работы: _________________________________________________
Отец: _________________________________________________________
Образование: __________________________________________________
Место работы: _________________________________________________
Особенности
строения
артикуляционного
аппарата:
губы
узкие,
прикус глубокий, твердое небо - высокое, язык мелкий, напряжен в полости рта,
зубы мелкие. Недостаточный объём движений мимической и артикуляционной
мускулатуры. При выполнении артикуляционных упражнений
наблюдается
повышенная саливация, спазм
языка.
Некоторые артикуляционные позы
принять и удержать не может («Иголочка», «Лопаточка»).
Звукопроизношение: звуки С, З меж. зубные, замена звуков Ш на С м/з ,
25
Ж на Зм/з, Ч на Т'; Щ на С', отсутствуют звуки Р, Р'; Л; Л', задненёбные и звукЙ.
Общее звучание речи: Речь малопонятна, неразборчива, недостаточно
эмоциональна. Модуляции по высоте и силе голоса удаются с трудом. Голос
тихий. Темп, ритм – медленный.
Фонематический слух: не сформирован. Не воспроизводит двух – трех
слоговые
цепочки с оппозиционными звуками, не определяет
наличия или
отсутствия заданного звука в слове. Не определяет ударный гласный в слове.
Словарь: не
сформирован. Обобщающие понятия не сформированны,
части предметов - носик от чайника, спинка от стула, кузов, кабина от грузовика
не называет.
Грамматический строй речи: не сформирован. Испытывает затруднения
при
образовании
прилагательных
от
существительных
среднего
рода
и
от
существительных
множественного
числа,
при
образовании
относительных
прилагательных.
Связная речь: не сформирована. В речи пользуется простыми словами и
частями
слов.
При
составлении
рассказа
по
сюжетной
картинке,
серии
сюжетных
картин
ограничивается
однословными
ответами.
Нуждается
в
помощи со стороны педагога в виде наводящих и дополнительных вопросов.
Логопедическое заключение:
Общее недоразвитие речи II уровня,
обусловленная стойким недоразвитием познавательной сферы у ребёнка с
дизартрией .
Программно-методическое обеспечение
Название пособия
Применение
Акименко
В.М.
Исправление
звукопроизношения
у
дошкольников
(практическое
пособие).
-
Ростов-на-
Дону «Феникс» 2015г.
Представленное пособие
содержит информацию и
методические рекомендации по
постановке, автоматизации и
дифференциации звуков.
Большакова С.Е. Формирование
мелкой моторики рук (игры и
В книге представлены тесты
для диагностики состояния развития
26
упражнения). - М.: ТЦ Сфера 2014г.
моторики, рекомендации для
организации занятий.
Бушлякова Р.Г.Артикуляционная
гимнастика с биоэнергопласикой. -
СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.
В книге представлены
разработанные автором конспекты
индивидуальных занятий по
коррекции нарушений
произношения звуков разных групп.
Гомзяк О.С., Альбом
упражнений по обучению грамоте
детей старшей логопедической группы,
ГНОМ, 2011г.
В пособии представлены игры
и упражнения со звуками для детей
дошкольного возраста.
Выявление и преодоление
речевых нарушений в дошкольном
возрасте. Методическое пособие. Под
ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.; «АЙРИС-
ПРЕСС» 2005г.
В пособии раскрываются
проблемы речевого недоразвития
детей дошкольного возраста,
пути и методы их решения.
Костылева Н.Ю.Покажи и
расскажи (Игровые упражнения на
основе фонетической ритмики). -М.:
Сфера 2007г.
В пособии представлены
игровые упражнения, разработаны
по принципу фонетической ритмики.
Кравченко И.А. Игры и
упражнения со звуками и словами. -
М.: Гном-Пресс 1999г.
В пособии представлены игры
и упражнения со звуками для детей
дошкольного возраста.
Новиковская О.А.
«Логопедическая грамматика для детей
от 4-6 лет» - СПБ.: «Корона. Век»
2012г.
В пособии представлены
работы по развитию навыков
звукового анализа и синтеза у
дошкольников.
Оглоблина И.Ю. Логопедический
массаж: игры и упражнения (для детей
раннего и дошкольного возраста).- М.:
ТЦ Сфера 2016г.
В пособии представлены
разнообразные варианты развития
мелкой моторики с элементами
массажа.
Нищева Н.В. Развитие
В пособии представлены
27
фонематических процессов и навыков
звукового анализа и синтеза у старших
дошкольников. – СП.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2014г.
работы по развитию
фонематических процессов и
навыков звукового анализа и синтеза
у старших дошкольников.
Цвынтарный В.В. Играем,
слушаем, подражаем, звуки получаем.-
СПб.: Издательство «Лань», 2001г.
Занятия, содержащиеся в этом
пособии, способствуют развития
мелкой моторики, фонематического
слуха и артикуляционной моторики.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
Устранение общего недоразвития речи
у детей дошкольного возраста.
Методическое пособие. – М.;
«АЙРИС-ПРЕСС» 2005г.
В пособии освещается система
коррекционного обучения и
воспитания детей с ОНР.
Система работы педагога-психолога в МБДОУ д/с № 7
Задачи по направлениям:
1 направление. Работа с детьми.
28
Инклюзивная модель
ПЕДАГОГИ
ИНКЛЮЗИВНЫХ ГРУПП
ДЕТИ
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
РОДИТЕЛИ
ПРЕДМЕТНО-
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
«ОСОБЫЕ»
«ОБЫЧНЫЕ»
«ОСОБЫХ»
ДЕТЕЙ
«ОБЫЧНЫХ»
ДЕТЕЙ
1.
Обеспечить
коррекционно-развивающую
поддержку
в
форме
занятия
с
детьми
с
ОВЗ, используя
при
этом
наиболее
эффективные
инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения.
2.Создать атмосферу принятия и толерантности «особого» ребёнка в кругу
сверстников.
2 направление. Работа с родителями.
1.
Способствовать снижению эмоционального дискомфорта в связи с
состоянием ребёнка;
2.
Укреплять уверенность родителей в возможностях ребёнка;
3.
Формировать адекватное отношение к диагнозу ребёнка с ОВЗ и
его состоянию.
3 направление. Взаимодействие специалистов.
1.Обеспечить взаимодействие специалистов в рамках ПМПк.
2.Действовать в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и
реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и
подходы.
3.Эффективно взаимодействовать с родителями и педагогами.
4 направление. Работа с педагогами инклюзивных групп.
1. Создать условия в ДОУ для повышения компетентности педагогов по
вопросам инклюзивного образования.
2.Способствовать повышению мотивации к работе с «особым» ребенком.
3.Обеспечивать психологическую поддержку педагогам и формировать у
них уверенность в работе с «особым» ребёнком.
Содержание
работы
педагога-психолога
в
рамках
реализации
инклюзивной модели
В
каждой
группе,
где
находится
ребёнок
с
особыми
возможностями
здоровья,
организовать
«особую»
предметную
среду
-
«правильная»
организация пространства (чёткое выполнение режимных моментов, наличие
дидактического
материала,
учитывающего
особенности
данного
нарушения;
29
предоставление
ребенку
возможности
«побыть
одному»
в
специально
оборудованном «домике»).
Помимо образовательной программы, реализуемой в ДОУ, для каждого
воспитанника
с
ОВЗ
разработать
индивидуальные
коррекционно
-
образовательные
маршруты.
Принципы
построения
индивидуального
образовательного маршрута:
ступенчатая диагностика;
индивидуальный подбор педагогических технологий;
систематический контроль и корректировка;
наблюдение;
пошаговая фиксация происходящих изменений.
Для реализации всех этих принципов в ДОУ ежеквартально проводить
ПМПк.
Формы совместной работы специалистов:
консультации специалистов, работающих в инклюзивных группах.
Работа
осуществляется
в
форме
консультаций,
семинаров,
участия
в
педсоветах. Основная форма работы – непрерывный обмен информацией о
процессах, происходящих с каждым ребёнком. Ежемесячно – консультации с
целью корректировки деятельности, прорабатыванию дальнейшей стратегии
работы с каждым ребёнком и наблюдениями о наличии динамики в развитии
каждого.
Специалистами ДОУ
разработать
индивидуальные рекомендации
для
педагогов инклюзивных групп, для реализации индивидуального подхода к
детям с ОВЗ.
Темы семинаров:
«Особый ребёнок в системе дошкольного воспитания».
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
«Использование методов арт-терапии в коррекционных занятиях с детьми».
30
консультирование
родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, с целью
предоставления информации об адаптации ребенка, а также о динамике его
состояния.
Для
родителей,
также
разработать
рекомендации
об
особенностях
взаимодействия с «особым» ребенком.
Коррекционная работа с детьми
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ происходит в форме
специально организованных занятий (индивидуальных и групповых). Два раза в
неделю каждый ребёнок с ОВЗ занимается с психологом индивидуально.
Для каждого ребёнка, учитывая степень и структуру дефекта, разработать
индивидуальный
коррекционный
маршрут,
методологической
базой
для
разработки которого явились существующие в отечественной
специальной
психологии
подходы к коррекционной работе, основанные на современных
представлениях
о закономерностях
развития
и иерархическом строении
мозговой
организации
в
онтогенезе,
в
том
числе
на
возможность
«
замещающего
онтогенеза»
(работы
А.В.Семенович,
Н.Я.
Семаго
и
М.М.Семаго, А.Н.Лебедевой).
- формирование самовосприятия;
- развитие адекватного представления об окружающем;
- развитие коммуникативных функций;
- формирование способов социально адекватного поведения.
Задачи коррекции:
-
преодоление
негативизма
при
общении
и
установление
контакта
с
ребёнком;
- смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта;
- повышение психической активности ребёнка в процессе взаимодействия;
- преодоление трудностей организации целенаправленного поведения;
- преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм);
- организация целенаправленного взаимодействия с ребёнком в процессе
доступной ему формы деятельности.
31
Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического
развития проводить на основе программы Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой,
О.П. Гаврилушкиной « Программа воспитания и обучения дошкольников с
задержкой психического развития».
Коррекционная работа с детьми с ЗПР.
Задачи коррекции:
-совершенствование
двигательных
функций,
что
предполагает
необходимость
развития
общей
и
мелкой
моторики,
формирование
элементарных графо-моторных навыков, конструктивного праксиса;
- в тесной взаимосвязи с развитием движений – сенсорное развитие,
направленное
на
совершенствование
оптико–пространственных
и
слуховых
функций, формирование сенсомоторной интеграции;
- формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием
речи (мыслительной активности, наглядных форм мышления, мыслительных
операций,
конкретно-понятийного
и
элементарного
умозаключающего
мышления);
-
формирование
мотивационных,
ориентировочно
–
операционных
и
регуляционных компонентов деятельности;
- коррекция недостатков в эмоционально – волевой сфере (формирование
способности
к
волевым
усилиям,
произвольной
регуляции
поведения;
преодоление
негативистских,
аффективных
проявлений,
тревожности,
отклонений в поведении);
-
формирование
коммуникативной
деятельности
(обе спечение
полноценных
эмоциональных контактов со сверстниками; формирование
механизмов
психологической
адаптации
среди
сверстников,
формирование
полноценных межличностных связей).
Планируемые результаты.
В отношении социума:
ребёнок с ОВЗ принят и активен в группе;
32
со стороны «социума» (другие дети группы и их родители, воспитатели)
наблюдается явное уменьшение тревожности по поводу различий между детьми
и большее понимание ситуации;
растёт «социальная сознательность» участников инклюзивного процесса
(от «жалости» - к толерантности).
дети
и
взрослые
«научаются»
ценить,
принимать
и
понимать
многообразие
и
разницу
между
людьми
вместо
того,
чтобы
пытаться
их
изменить;
многие «обычные» дети
проявляют по отношению к «особым» детям
искреннюю заботу и дружбу.
Непосредственно
у
детей
с
ОВЗ
наблюдается
следующая
положительная динамика:
формирование навыка социально приемлемого поведения;
развитие позитивного отношения к окружающим людям;
расширение словарного запаса и речевой активности;
освоение
коммуникативной
культуры
общения
со
сверстниками
и
взрослыми.
положительная
динамика
в
игровой
деятельности:
эпизодические
«включения»
в
игровой
сюжет,
появление
элементов
«сюжетной»
игры,
возникновение игровых замыслов.
динамика в формировании элементарных графо-моторных навыков.
увеличение мотивации к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками,
овладение
навыком
продуктивного
взаимодействия
в
процессе
совместной
деятельности.
положительная
динамика
в
формировании
адекватного
восприятия
окружающих предметов и явлений.
динамика
в
формировании
перцептивных
действий
(рассматривания,
выслушивания, ощупывания).
улучшение показателей в усвоении системы сенсорных эталонов.
Показатели, свидетельствующие о возрастании активности родителей
детей с ОВЗ:
33
принятие и интерес родителей к информации, которую они получают (о
чём свидетельствуют вопросы, направленные
на уточнение и понимание, а
также обращение за помощью в «сложных ситуациях»);
понимание, как перспективы развития их ребенка, так и собственной
ответственности в процессе включения ребенка в образовательную среду;
участие в процессе обучения и развития своих детей;
«поддерживание»
режима
пребывания
ребенка
в
образовательном
учреждении.
Динамические
характеристики
в
работе
педагога-психолога
в
инклюзивных группах
повышение уверенности и профессиональной компетентности в работе
с детьми с ОВЗ;
повышение
мотивационной
готовности
к
сотрудничеству
со
специалистами
(частые
обращения
за
консультациями
в
«проблемных»
ситуациях; возрастающий интерес к семинарам и практикумам по вопросам
воспитания детей с ОВЗ и инклюзивным подходам в образовании);
позитивные изменения в общении с родителями детей с ОВЗ.
Родители «обычных» детей, посещающих инклюзивную группу, займут
активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению
к
семье
«особого»
ребенка,
педагогам
и
специалистам
психолого-педагогического
сопровождения.
Мониторинг «вхождения» в инклюзию в ДОО.
1.
Психическая успешность:
Эмоциональное благополучие
Адаптация
Самооценка,
Уровень тревожности,
Самочувствие и настроение
Ценностно-мотивационные установки
личности
Мотивационная готовность к
включению в педагогический
процесс и игровую деятельность
Интересы и потребности.
2.Социально-компетентная успешность
(проводится совместно с воспитателем)
Социально-личностная
Умеет вырабатывать собственное
мнение
34
Коммуникативная
Толерантность к взглядам других
Личностно-адаптивная
Упорство перед трудностями
Работа с родителями воспитанников,
включенных в инклюзивное образование
В ДОО ведется системная работа с родителями. Родители , в
соответствии с требованиями ФГОС ДО, стали активными участниками всего
образовательного процесса в ДОО, принимают участие в совместных
творческих конкурсах, выставках.
Формы взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования:
1. Непосредственная работа с конкретной семьей:
педагог обращает внимание на внешний вид и окружение дома, подъезда,
квартиры в случае домашнего визитирования;
встречаясь с семьей, старается увидеться не только с матерью, но и с
отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи;
отвечает на вопросы родителей;
наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и
развивают его;
демонстрирует стратегию поведения, обучения, решения проблем.
В рамках этой же тактики родители наносят визит педагогу (или педагогам) и в
ходе его:
родители наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например,
присутствуют на занятии, во время тестирования);
педагог отвечает на вопросы родителей, объясняет;
35
родители посещают консилиумы и комиссии;
2. Опосредованная работа с конкретной семьей:
педагог, привлекая других специалистов организует письменные
извещения, информацию для родителей;
контакты по телефону;
родители заполняют карты, вопросники, схемы развития способностей
ребенка;
рекомендуются занятия на выходные дни,
вовлечение родителей в участие в творческих конкурсах совместно с
детьми,
вовлечение родителей в участие в праздниках и развлечениях в ДОО
36
3.Мониторинг реализации инклюзивного образования в муниципальном
бюджетном дошкольном образовательном учреждении
детском саду № 7 г Североморска
Рабочей группой ДОО , решающей вопросы реализации инклюзивной
модели образования в дошкольном учреждении были выделены основные
показатели развития инклюзивной практики в ДОО.
Показатели
мониторинга
2014-2015
учебный год
2015-2016
учебный год
2016-2017
учебный год
Доля детей-
инвалидов (ОВЗ)
от общего числа
воспитанников
ДОО
2 ребенка
2%
5 детей
3%
7 детей
5%
Форма инклюзии
«Точечная» инклюзия (включение детей-инвалидов,
обучающихся на дому в праздники и развлечения в
ДОО;
«Полная» инклюзия – посещение воспитанниками
дошкольного учреждения в режиме полного дня в
общеразвивающей группе соответствующего возраста.
37
Методическое
обеспечение
образовательного
процесса
100% соответствует требованиям ФГОС ДО;
100% оснащенности УМК, игрового материала и
оборудования.
Степень
готовности
педагогов ДОО
-100% прохождения курсов повышения
квалификации;
-90% знания нормативно-правовой базы по вопросам
инклюзивного образования;
-90% осознания и принятие проблемы необходимости
включения инклюзивной практики в ДОО.
Отношение
родителей к
процессу
внедрения
инклюзии
-осведомленность о принципах инклюзивного
образования – 100% родителей;
-уровень принятия проблемы – 100% родителей
воспитанников с ОВЗ; 80% родителей детей с нормой
развития.
38