Напоминание

"Инклюзивное образование в ДОО"


Авторы: Скутина Ольга Анатольевна, Никульшина Ольга Анатольевна
Должность: заведующий ДОО, старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с № 7
Населённый пункт: Город Североморск Мурманской области
Наименование материала: модель системы работы ДОО
Тема: "Инклюзивное образование в ДОО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 Г. СЕВЕРОМОРСК

МАТЕРИАЛЫ РАБОТЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 7

Г. СЕВЕРОМОРСКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2018 год

Содержание

Информационная справка об учреждении

3

1.Создание безопасного и развивающего образовательного

пространства для детей с особыми образовательными

потребностями.

4

1.1.Нормативно-правовое обеспечение

8

2.1.Кадровое обеспечение

11

3.1. Материально-техническое обеспечение

13

2.Психолого–педагогическое сопровождение родителей и

воспитанников с особыми образовательными потребностями.

17

3.Мониторинг реализации инклюзивного образования в

муниципальном бюджетном дошкольном образовательном

учреждении детском саду № 7 г Североморска

39

Информационная справка об учреждении.

2

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 г Североморска (МБДОУ д/с № 7) функционирует с 1960 года.

С 2013 года включает в себя 7 групп общеразвивающей направленности и

осуществляет инклюзивное образование. В практике дошкольного учреждения

«точечная» инклюзия (включение ребенка с ОВЗ в среду сверстников только на

праздниках и развлечениях) и «полная» инклюзия (посещение ребенком своей

возрастной группы в режиме полного дня)

Основной принцип нашей работы:

все дети должны играть и учиться вместе, независимо от их физических

возможностей и проблем со здоровьем.

Для работы педагогического коллектива

по инклюзивному образованию детей- инвалидов и их успешной социализации

в обществе в ДОУ решаются следующие задачи:

Создание системы воспитания толерантных установок в сознании

подрастающего поколения.

Создание единой образовательной среды для детей, имеющих

разные стартовые возможности.

Организация системы психолого-педагогического сопровождения

процесса инклюзивного образования.

Модель реализации инклюзивного образования включает в себя:

создание условий для осуществления инклюзивной практики:

нормативно-правовое обеспечение,

кадровое обеспечение,

материально-технические условия.

психолого-педагогическое сопровождение воспитанников,

включенных в процесс инклюзии и их родителей.

1.

Создание безопасного и развивающего образовательного

пространства для детей с особыми образовательными

потребностями.

3

Создание

модели

инклюзивного

образования

«Детский

сад

для

всех!» отвечает

современной

концепции

дошкольного

образования,

государственной

политике

в

сфере

образования,

так

как

обеспечивает

предоставление доступного и качественного дошкольного образования детям с

ОВЗ, детям-инвалидам.

Концептуальной

основой

данной

работы

является

понимание

инклюзивного образования как обеспечение равного доступа к образованию для

всех

воспитанников

с

учетом

разнообразия

особых

образовательных

потребностей и индивидуальных возможностей.

Осуществление

инклюзивного

образования

в

ДОО

направлено

на

создание условий в детском саду для детей со специальными образовательными

потребностями и интеграции детей с ОВЗ, детей-инвалидов в среду нормативно

развивающихся сверстников.

Дети,

посещающие

группы

общеразвивающей

направленности,

участвуют в культурно-досуговой деятельности детского сада, тематических и

спортивно-оздоровительных мероприятиях, совместных прогулках, творческих

конкурсах и выставках.

Построение и реализация образовательного маршрута

ребёнка-инвалида, ребёнка с ОВЗ

Основные задачи

Задействованные

педагоги

Направление работы

I этап

1

1

Выявление запросов

семьи на

образовательные

услуги

Заведующий;

Ст. воспитатель;

Члены ПМПК;

встречи с семьей,

имеющих детей-

инвалидов, ОВЗ

анкетирование и опрос

родителей

2

2

Комплексное

обследование и

диагностика уровня

развития ребенка-

Педагог-психолог,

Учитель-логопед,

Специалисты и

воспитатели ДОУ

обследование

особенностей и

уровня развития

ребенка-инвалида,

4

инвалида, ОВЗ

ребенка с ОВЗ

3

3

Определение задач

коррекционной

психолого-

педагогической

работы и разработка

индивидуального

образовательного

маршрута

Ст. воспитатель

Педагог-психолог,

Учитель-логопед,

специалисты и

воспитатели ДОУ,

члены ПМПк

проведение

методических

мероприятий для

задействованных

педагогов

4

4

Разработка

индивидуального

маршрута включения

ребенка-инвалида

(ОВЗ) в

функционирующую

группу сверстников

(выбор модели

инклюзивного

образования при

необходимости)

Ст. воспитатель

Члены ПМП консилиума

ДОУ

составление

индивидуального

образовательного

маршрута

5

Разработка плана

взаимодействия с

семьей ребенка-

инвалида (ОВЗ)

Ст. воспитатель

Члены ПМПк ДОУ

комплексное изучение

семьи и составление

социального паспорта

семьи

6

Первичная

социализация

ребенка инвалида с

педагогом

П е д а го г -

п с и х о л о г,

воспитатель

работа по развитию

первичных

коммуникативных

умений и навыков

7

Сохранение и

укрепление здоровья

ребенка-инвалида,

Медицинские работники

ДОУ и поликлиники

Инструктор по

медико-психолого-

педагогическое

сопровождение семьи

5

(ОВЗ)

физической культуре

ребенка-инвалида,

(ОВЗ);

медицинское

сопровождение;

осуществление связи

со специалистами

поликлиники

2 этап – этап обучения и воспитания ребенка-инвалида (ОВЗ)

1

1

Определение задач

коррекционной

психолого-

педагогической

работы и

корректировка

индивидуального

образовательного

маршрута

воспитатель,

педагог-психолог,

учитель- логопед

коррекционно-

развивающая работа

на основании

индивидуальной

образовательной

программы

2

Подбор технологий

социализации,

осуществление

социализации.

воспитатель

педагог-психолог

Развивающая,

адаптационная работа

для детей и их

родителей

3

3

Разработка плана

взаимодействия с

семьей ребенка-

инвалида

ст. воспитатель

педагог-психолог,

учитель-логопед,

педагоги ДОУ, члены

ПМПк

проведение

методических

мероприятий для

задействованных

педагогов

4

Осуществление

процесса включения

ребенка-инвалида

(ОВЗ) в группу

нормально

ст. воспитатель

педагог-психолог,

учитель-логопед,

педагоги ДОУ, члены

ПМПк

сопровождение

ситуации

включения

ребенка-инвалида

в

группу

н о рм а л ь н о

развивающихся

6

развивающихся

сверстников

сверстников

5

5

Подбор технологий

социализации в

условиях

функционирующей

группы

педагог-психолог,

учитель-логопед,

воспитатель

корректировка и

реализация

индивидуального

образовательного

маршрута

6

8

Определение

дальнейшего

образовательного

маршрута ребенка-

инвалида ,ОВЗ

(родители – ребенок

– ДОУ – школа)

ст. воспитатель

педагог-психолог,

учитель-логопед,

педагог, члены ПМПК,

направление ребёнка на

ТПМПК для

определения

образовательного

маршрута школьного

обучения

организационное

взаимодействие со

школой по

организации

преемственности

определение

оптимального

продолжения

образовательного

маршрута

1.1.Нормативно-правовое обеспечение

Международная нормативно-правовая база инклюзивного образования

1. «Всеобщая декларация прав человека», принята Генеральной Ассамблеей 10

декабря 1948 года.

2. «Декларация ООН о правах инвалидов», провозглашена резолюцией 3447

(XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года.

3.

«Всемирная

программа

действий

в

отношении

инвалидов»,

принята

3

декабря 1982 года.

4. «Конвенция ООН о правах ребенка» от 20 ноября 1989 года (ратифицирована

постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года.

Нормативно-правовая база инклюзивного образования

7

Российской Федерации

1.

Конституция Российской Федерации от декабря 1993 г.

2.

Постановление правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об

основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и ряд других

нормативно- правовых документов, основной список которых

представлен в Приложении.

3.

Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в

Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ с дополнениями и

изменениями, в статье 18 «Воспитание и обучение детей-инвалидов»:

«образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты

населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное,

внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получаемое

инвалидами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Причем, «детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются

необходимые реабилитационные меры и создаются условия для

пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа...»

4.

Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6 говориться «О

концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными

возможностями здоровья (со специальными образовательными

потребностями)».

5.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 №АФ-

150/06 «О создании условий для получения образования детьми с

ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

6.

Закон РФ « Об образовании в РФ», 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3

7.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования.

Нормативные документы Мурманской области

1.

Приказ Министерств образования и науки Мурманской области от

15.02.2016 № 245 «О реализации порядка обеспечения условий доступности

8

для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также

оказания им при этом необходимой помощи»

Нормативно-правовая база ДОО

1.

Устав МБДОУ д/с № 7

2.

Положение о Психолого-медико-педагогическом консилиуме МБДОУ

д/с № 7.

Психолого-медико-педагогический консилиум МБДОУ д/с № 7.

Целями

деятельности ПМПк

являются

коллективная

разработка

и

планирование системы комплексного сопровождения каждого воспитанника с

ОВЗ в рамках дошкольного образовательного процесса.

Задачами ПМП к является следующее:

Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально –

личностных перегрузок воспитанников.

Выявление резервных возможностей развития детей.

Определение

характера,

продолжительности

и

эффективности

специальной

(коррекционной)

помощи,

исходя

из

имеющихся

в

образовательном учреждении возможностей.

Разработка программы коррекционных мероприятий.

Консультирование в ходе разрешения сложных или конфликтных

педагогических ситуаций.

Подготовка

и

ведение

документации,

отражающей

актуальное

развитие ребенка, диагностику его состояния.

Организация

взаимодействия

педагогов

и

специалистов

дошкольного учреждения, участвующих в деятельности ПМПк, формирование

целостных

представлений

о

причинах,

характере

возможных

трудностей

ребенка.

Этапы деятельности ПМПк ДОУ по сопровождению ребенка с ОВЗ.

1 этап – первичное обследование ребенка специалистами.

По

результатам

проведенного

обследования

каждый

специалист,

работавший

с

ребенком,

составляет

развернутое

заключение,

в

котором

9

уточняет

и

конкретизирует

рекомендации

ПМПК

с

точки

зрения

индивидуализации

программ,

этапов,

тактик

,

технологий

и

направлений

работы с ребенком.

Это

позволяет

впоследствии

составить

индивидуальный

маршрут

сопровождения ребенка.

2

эт а п

коллегиальное

обсуждение

полученных

результатов

обследования.

Это позволяет конкретизировать и уточнить представление о характере и

особенностях

развития

ребенка,

определить

вероятностный

прогноз

его

дальнейшего развития и комплекс коррекционно-развивающих мероприятий,

методов

и

приемов

работы,

способствующих

максимальной

социальной

и

образовательной адаптации включенного ребенка.

3 этап – реализация решений консилиума ДОУ в плане коррекционно-

развивающих мероприятий силами специалистов, консультативного компонента

деятельности специалистов ДОУ.

Завершение этого этапа работы каждого специалиста – динамическое

(оценка состояния ребенка по окончании цикла коррекционно-развивающей

работы) или итоговое обследование.

2.1.Кадровое обеспечение

В дошкольном учреждении работает 56 сотрудников . Образовательный

процесс

осуществляет

20

педагогов.

Из

них

1

заведующий,

1

старший

воспитатель,

14

воспитателей,

1

педагог-психолог,

1

учитель-логопед,

1

музыкальный руководитель, 1 инструктор по физической культуре. Детский сад

на 100% укомплектован штатами.

Основная задача администрации ДОО - укомплектованность дошкольного

учреждения педагогическими кадрами, компетентными в понимании особых

образовательных потребностей детей с ОВЗ; регулярное обучение педагогов на

курсах повышения квалификации (очных и дистанционных); обмен опытом на

вебинарах,

семинарах,

видео

конференциях.

Педагоги

ДОО

принимают

10

активное

участие

городских, областных, российских

профессиональных и

творческих конкурсах.

100%

педагогов

МБДОУ

д/с

7

прошли

курсы

повышения

квалификации по программе « Образовательная деятельность в ДОО в условиях

реализации

ФГОС

ДО».

40%

воспитателей

(работающих

в

группах,

осуществляющих

инклюзивное

образование)

прошли

курсы

повышения

квалификации

в

ГАУ

ДПО

МО

«ИРО»

по

программе

«Коррекционно-

развивающая работа воспитателей в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО»

Анализ кадрового состава по уровню образования:

Высшее

педагогическое

образование

( п о

п р о ф и л ю

«дошкольное

образование»)

Высшее педагогическое

образование

(профессиональная

переподготовка

п о

профилю

«дошкольное

образование»)

Среднее

педагогическое

образование

(по

профилю

«дошкольное

образование»)

Старший

воспитатель

1

Воспитатели

3

6

5

Учитель-логопед

1

Педагог-психолог

1

Музыкальный

руководитель

1

Инструктор по фк

1

3

воспитателя

являются

студентами

4

курса

факультета

дошкольной

педагогики и психологии ППИ МАГУ.

Анализ кадрового состава по уровню квалификации:

1 квалификационная

категория

Соответствие

занимаемой

должности

Старший воспитатель

1

Воспитатели

5

4

Учитель- логопед

1

Педагог-психолог

Музыкальный руководитель

1

Инструктор по фк

11

3.1.Материально-техническое обеспечение.

В детском саду созданы благоприятные условия для всестороннего

развития

дошкольников.

Создавая

такие

условия,

руководствуюсь

следующими нормативными документами: требованиями СанПиН к детской

мебели,

игрушкам,

развивающему

оборудованию;

требованиями

образовательной

программы;

сертификатами

соответствия

товаров

нормативным

документам. Предметно

-

пространственная

развивающая

среда, созданная педагогами дошкольного учреждения служит интересам и

потребностям

детей,

а

её

элементы

оборудование,

игры,

игрушки,

дидактический материал - развитию ребёнка.

МБДОУ д/с №7 имеет: методический кабине, логопедический кабинет,

медицинский

кабинет,

изолятор,

кабинет

педагога-

психолога,

сенсорная

(релаксационная)

комната,

в

которой

имеется

сухой

бассейн,

сенсорный

12

(светодиодный

и

ленточный

)

душ,

кривое

зеркало

и

другое

сенсорное

оборудование.

В группах организованы центры: центр музыки; центр искусства;

центр

театра;

центр

конструирования;

книжный

уголок;

центр

познания

(естественнонаучный

центр,

уголок

природы,

мини-лаборатории);

центр

математики; физкультурный центр.

О бе с п еч е н н о с т ь

у ч е б н о -н а гл я д н ы ми

п о с о б и я ми

1 0 0 % .

Обеспеченность

спортивным

инвентарем

100%.

Наличие

литературы

в

библиотеке:

учебная

и

методическая

литература,

периодическая

печать,

детская художественная литература.

В ДОУ созданы все условия для организации жизнедеятельности

детей. Состояние территории, зданий учреждения соответствует санитарно -

гигиеническим нормам и правилам, требованиям пожарной и

электробезопасности. Для образовательной деятельности в учреждении

имеются: 7 групповых помещений; 2 спальни; музыкальный зал.

В дошкольном учреждении имеется современная информационно–

техническая база: электронная почта, интернет, сайт детского сада,

технические средства обучения, музыкальный центр, магнитофоны в каждой

группе детского сада, телевизор, видеокамера, копировальная техника, факс,

компьютеры. Оборудование имеется в достаточном количестве.

Оборудование кабинета учителя-логопеда:

13

Оборудование сенсорной комнаты:

14

2.Психолого–педагогическое сопровождение родителей и

воспитанников с особыми образовательными потребностями.

Программное обеспечение образовательного процесса в ДОО:

15

МБДОУ

д/с

7

осуществляет

образовательный

процесс

на

основе

образовательной

программы,

разработанной

с

учетом

примерной

общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е

Вераксы. В ДОО разработана адаптированная программа для детей с ЗПР с

учетом

программы С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой

психического развития».

Роль воспитателя в системе инклюзивного образования в ДОО

Педагогический процесс в дошкольной организации строится на основе

образовательной программы ДОО с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей воспитанников, в том числе с учетом индивидуальных

образовательных и потребностей ребенка с особыми возможностями здоровья.

Работа воспитателя общеразвивающей группы с включенным в нее

ребенком с особыми потребностями (ребенком-инвалидом или ребенком с ОВЗ)

включает в себя три основных направления: 1. Работу с детьми, 2. Работу с

родителями. 3. Работу со специалистами.

Начинается работа с подготовки детского коллектива к принятию ребенка

с особыми возможностями здоровья.

Работа с ребенком строится с учетом возрастных и индивидуальных его

особенностей (физических и психологических).

Общие задачи на начальном этапе:

- социализация ребенка, адаптация к условиям ДОО, создание

комфортных условий для игровой и учебной деятельности. (к окружающей

обстановке – в силу присутствующего нарушения в развитии ребенка,

ориентировка в окружающем пространстве может быть затруднена, требовать

дополнительной помощи, разъяснений, сопровождения.);

- развитие (повышение ) познавательной активности (воспитание и

обучение ребенка осуществляется по образовательной программе ДОО,

основываясь на индивидуальный образовательный маршрут);

16

- развитие коммуникативно и игровой деятельности (в большинстве

случаев требует дополнительного обучения и целенаправленного включения в

игровую среду сверстников)

Работа с родителями:

-беседы об индивидуальных особенностях развития ребенка,

-включение родителей в образовательный процесс ДОО,

- консультирование и оказание практической помощи в вопросах

развития, воспитания и обучения ребенка в ДОО и дома,

- согласование индивидуального образовательного маршрута.

Работа со специалистами:

-разработка индивидуального образовательного маршрута (на основании

заключения индивидуальной программы реабилитации(абилитации) и

рекомендаций специалистов ПМПк и ТПМПК.,

-участие в работе ПМПк ДОО,

- консультирование по вопросам воспитания и обучения конкретного

ребенка с ОВЗ,

-выполнение рекомендаций специалистов по осуществлению

коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Система работы учителя-логопеда в МБДОУ д/с №7

Основная

деятельность

учителя-логопеда

в

ДОУ

направлена

на

своевременное выявление,

устранение

и

определение

характера речевых

нарушений у дошкольников, посещающих

детский сад. Дети, посещающие

ДОУ и имеющие статус ОВЗ в условиях инклюзивного образования, имеют

равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия

особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В

связи с этим возникла необходимость разработки специального плана работы

по коррекции и помощи в сопровождении этих детей специалистами ДОУ.

Содержание

этой

работы

направлено

на

создание

для

детей

специальных

условий

с

использование

в

работе

здоровье

сберегающих

технологий,

17

комплексного развития и

устранение речевых дефектов, на предупреждение

возможных последствий речевых недостатков. Проводится работа с детьми в

виде

индивидуальных

и

подгрупповых

занятий,

в

форме

консультирования

родителей, воспитателей, а также рекомендаций, показов и объяснений, по

индивидуально

разработанным

маршрутам

сопровождения

и

программам

развития

детей

с

ОВЗ,

в

соответствии

с

индивидуальными

картами

ИПР,

рекомендациями ПМПК ДОУ и городского ТПМПК.

Направление деятельности учителя-логопеда:

1.

Обеспечение

коррекции

речевых

нарушений,

развития

различных

категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им

квалифицированной помощи в освоении Программы.

2.

Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы,

их

разностороннее

развитие

с

учётом

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

и

особых

образовательных

потребностей,

социальной

адаптации.

3.

Проведение логопедического обследования детей с ОВЗ (по заключениям

карт

ИПР,

ПМПк

ДОУ

и

городского

ТПМПК)

для

установления

имеющихся нарушений.

4.

Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным

представителям),

педагогам

и

специалистам

ДОУ,

в

соответствии

с

рекомендациями ПМПк и ТПМПК с целью профилактики коррекционно

– речевого развития и организации полноценной речевой среды.

Функциональные обязанности учителя-логопеда МБДОУ д/с №7:

-

обследование воспитанников с целью выявления речевых и

сенсо-

моторных нарушений и своевременное оказание помощи;

- проведение работы по коррекции недостатков в речевом развитии

у

воспитанников с ОВЗ (по заключению ПМПК и ТПМПК);

- индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ по

исправлению

нарушений:

речевой

функции,

развитию

сенсомоторной

деятельности, памяти, внимания, мышления;

18

-

тесный

контакт

с

воспитателями

групп

и

специалистами

ДОУ

по

закреплению положительных результатов коррекции;

- посещение занятий воспитанников д/с;

-

наблюдение

за

динамикой

развития

детей

в

соответствии

с

разработанным маршрутом при помощи периодических обследований.

Задачи работы:

-

достижение

положительной

динамики

в

речевом

развитии

воспитанников.

-

использование

здоровье-сберегающих

технологий

для

повышения

эффективности коррекционной работы;

-

овладение

детьми

сенсомоторными,

коррекционно-развивающими

и

коммуникативными навыками.

- привлечение родителей к процессу коррекционно-развивающей работы.

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями

Сроки

Формы и виды работы

Сентябрь -

октябрь

Составление характеристик на детей, совместные наблюдения

с целью ознакомления с развитием ребёнка с ОВЗ (по

заключению карты ИПР, ПМПК ДОУ и городского ТПМПК),

беседы, составление плана совместной работы.

В течение

года

Консультирование по запросам. Информация для воспитателей

о продвижении детей в речевом развитии, осуществление

контроля соблюдения единого речевого режима, ведение

работы по развитию мелкой моторики.

Январь -

февраль

Проведение промежуточной диагностики, совместные

наблюдения и беседы с воспитателями.

Май

Итоговая диагностика уровня развития детей с ОВЗ.

Взаимодействие учителя логопеда с педагогом-психологом

Сроки

Формы и виды работы

Сентябрь -

октябрь

Составление характеристик на детей, совместные наблюдения

с целью ознакомления с развитием ребёнка с ОВЗ (по

заключению карты ИПР, ПМПК ДОУ и городского ТПМПК),

беседы, составление плана совместной работы.

19

В течение

года

Информация о продвижении детей в речевом развитии,

организация на занятиях психогимнастики. Развитие

психических процессов: внимания, памяти, восприятия,

логического мышления..

Январь -

февраль

Проведение промежуточной диагностики, совместные

наблюдения и беседы с психологом.

Май

Итоговая диагностика уровня развития детей с ОВЗ.

Взаимодействие учителя логопеда с родителями.

Цель: установление партнёрских отношений с семьёй каждого

воспитанника; объединение усилий педагога и родителей для развития и

воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной

взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; обучение

родителей конкретным приёмам логопедической работы.

Сроки

Формы и виды

работы

Тема работы

Сентябрь -

октябрь

Индивидуальные и

подгрупповые

консультации, беседы,

анкетирование

родителей, совместное

участие и посещении

занятий

Организационные беседы

(получение согласия родителей на

проведение диагностических и

коррекционно-развивающих

занятий; проведение

диагностического обследования

ребёнка в присутствии родителей)

Ноябрь

Привлечение родителей к

коррекционно-развивающей работе с

детьми, организация условий в

семье для реализации

образовательного маршрута;

выявление специфики

микросоциального окружения детей

(представление родителей о

личности и проблемах ребёнка)

Декабрь

Уточнение при необходимости

20

коррекционно-образовательной

работы

Январь

Развитие мелкой моторики;

дыхательная гимнастика (игры,

упражнения), использование

самомассажа (головы, ушных

раковин, шеи, лица, кистей и

пальцев рук)

Февраль

Работа над звукопроизношением;

нетрадиционные формы

артикуляционной гимнастики

(биоэнергопластика, театр

пальчиков и сказочки для язычка)

Март

Работа на слуховое внимание и

фонематические процессы

Апрель

Работа над слоговой структурой

Май

Совместная деятельность родителей

и ребёнка

Индивидуальная программа логопедического сопровождения

Ф.И. О, год

рождения

ребёнка

20 . . года рождения.

ПМПК от 00.00.20 . . г.

Прим

ечани

е

Логопедичес

кое

заключение:

ОНР II уровень, обусловленное стойким

недоразвитием познавательной сферы у ребенка с

дизартрией.

Актуальная

проблема:

Речь малопонятна, не разборчива. Полиморфное

нарушение звукопроизношения, слоговой структуры

слова, нарушения фонематического слуха, нарушение

понимания лексической стороны речи, выраженная

бедность словаря (поиск слов заменяет гудением,

ммммммммм,; несформированность связной речи.

Грубые нарушения предложно-падежных

конструкций. Владение счётными операциями

21

отсутствует, «Четвёртый лишний» не выделяет,

обобщений не делает.

Цель

программы:

Устранение нарушений речи посредством

специального обучения и воспитания.

Задачи:

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие мимики и эмоций.

Развитие слухового восприятия и фонематического

слуха, развитие артикуляционной моторики,

просодики, коррекция звукопроизношения,

импрессивной речи, коррекция слоговой структуры

слова, пополнение активного словаря.

Коррекция логического мышления и грамматического

строя речи.

Коррекция лексико-грамматического строя речи,

логического мышления и связной речи.

Развитие математических операций, обобщений,

выделения, лишнего предмета.

Содержание:

В соответствии с коррекционно-развивающей

образовательной программой логопедической работы

по преодолению ОНР Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной

«Коррекционное обучение и воспитание детей 5-

летнего возраста с общим недоразвитием речи» (I год

обучения, старшая группа) Москва, 1991 год; в работе

используюся «Альбомы упражнений по обучению

грамоте детей старшей логопедические группы» О.С.

Гомзяк ,, ГНОМ,, 2011 и «Логопедическую грамматику

для детей от 2-4 (4-6) лет» О.А.Новиковской, СПб.:

«Корона. Век» 2012г.

Содержание работы

1. Развитие

общей и

Логоритмические упражнения под музыку.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

22

мелкой

моторики.

Использование СУ-ДЖОК массажёров, массажных

шариков.

2. Развитие

мимики и

эмоций.

Формирование мимических поз по картинкам:

радость, удивление, печаль, обида.

3. Развитие

слухового

восприятия и

фонематическо

го слуха.

Узнавание и воспроизведение гласных звуков

громко-тихо, близко-далеко, со сменой

артикуляционных укладов.

Подключение движений руками.

Узнавание звука на фоне ряда звуков, узнавание

звуков на фоне слова, определение первого гласного

звука в слове,определение последнего гласного и

согласного звука в слове.

4. Развитие

артикуляционн

ой моторики,

просодики,

коррекция

звукопроизнош

ения.

Подготовка артикуляционного аппарата к

постановке звуков и массаж языка.

Дутье в музыкальные игрушки, упражнения: «Сдуй

бабочку с цветка»; «Забей мяч в ворота»; «Подуй на

перышко, султанчик, снежинку»

Артикуляционные упражнения для губ:

- вытягивание трубочкой: ууууууууу

- растягивание в ниточку, в улыбку: иииииии

- округление губ: оооооо

- качаем куклу: аааааааа идр.

Артикуляционные упражнения для языка:

- язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой;

-упражнения: «Лошадка» ( присасывание

языка к верхним альвеолам);

- «Лопаточка» ( распластывание широкого

языка и удержание его на нижней губе);

- «Болтушка» ( движение вперёд-назад при

открытом рте); и др.

23

Постановка и автоматизация звуков: шипящих,

соноров, задненёбных и звука [й].

Автоматизация звуков.

Дифференциация звуков: [с]- [ш], [з]- [ж], [р]-[л],

[ш]- [ж]

5. Развитие

импрессивной

речи.

Исправление семантической ошибки в

предложении.

Понимание значения пространственных наречий.

Выполнение 3-х действий по одной инструкции.

Понимание сравнительных конструкций.

Исключение лишнего предмета. Игра «Четвертый

лишний»; «Найди пару»; «Ассоциации»;

Обобщения предметов по видовым и родовым

признакам. Игра «Сравни предметы»

Узнавание предмета по описанию. Использование

«Чудесного мешочка», «Чудесного сундучка».

6. Коррекция

лексико-

грамматическог

о строя речи,

логического

мышления и

связной речи.

Классификация предметов.

Образование прилагательных от существительных.

Использование лото: «Что из чего?» Повар, Ателье

и др.

Расширение словаря признаков, слов-действий:

«Подбери предмет к действию»; «Подбери признак»

Называние антонимов: высокий-низкий, широкий-

узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий.

Развитие математических операций, сравнений,

обобщений предметов.

Установление причинно-следственных конструкц.

Сроки

динамическог

о контроля

Динамические показатели

Январь 20. . г.

Динамика: положительная, незначительная, нулевая,

24

отрицательная_______________________

Особенности речевого развития________________

Причины отрицательной или нулевой динамики

____________________________________________

_

Корректировка программы_____________________

Май 20.. г.

Динамика: положительная, незначительная, нулевая,

отрицательная_______________________

Особенности речевого развития_________________

Причины отрицательной или нулевой динамики

____________________________________________

_

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА ДОШКОЛЬНИКА

Ф. И. О. ребёнка: ______________________________________________

Дата рождения: ……...20….г.

Адрес проживания: ____________________________________________

Сведения о родителях:

Мать: ________________________________________________________

Образование: __________________________________________________

Место работы: _________________________________________________

Отец: _________________________________________________________

Образование: __________________________________________________

Место работы: _________________________________________________

Особенности

строения

артикуляционного

аппарата:

губы

узкие,

прикус глубокий, твердое небо - высокое, язык мелкий, напряжен в полости рта,

зубы мелкие. Недостаточный объём движений мимической и артикуляционной

мускулатуры. При выполнении артикуляционных упражнений

наблюдается

повышенная саливация, спазм

языка.

Некоторые артикуляционные позы

принять и удержать не может («Иголочка», «Лопаточка»).

Звукопроизношение: звуки С, З меж. зубные, замена звуков Ш на С м/з ,

25

Ж на Зм/з, Ч на Т'; Щ на С', отсутствуют звуки Р, Р'; Л; Л', задненёбные и звукЙ.

Общее звучание речи: Речь малопонятна, неразборчива, недостаточно

эмоциональна. Модуляции по высоте и силе голоса удаются с трудом. Голос

тихий. Темп, ритм – медленный.

Фонематический слух: не сформирован. Не воспроизводит двух – трех

слоговые

цепочки с оппозиционными звуками, не определяет

наличия или

отсутствия заданного звука в слове. Не определяет ударный гласный в слове.

Словарь: не

сформирован. Обобщающие понятия не сформированны,

части предметов - носик от чайника, спинка от стула, кузов, кабина от грузовика

не называет.

Грамматический строй речи: не сформирован. Испытывает затруднения

при

образовании

прилагательных

от

существительных

среднего

рода

и

от

существительных

множественного

числа,

при

образовании

относительных

прилагательных.

Связная речь: не сформирована. В речи пользуется простыми словами и

частями

слов.

При

составлении

рассказа

по

сюжетной

картинке,

серии

сюжетных

картин

ограничивается

однословными

ответами.

Нуждается

в

помощи со стороны педагога в виде наводящих и дополнительных вопросов.

Логопедическое заключение:

Общее недоразвитие речи II уровня,

обусловленная стойким недоразвитием познавательной сферы у ребёнка с

дизартрией .

Программно-методическое обеспечение

Название пособия

Применение

Акименко

В.М.

Исправление

звукопроизношения

у

дошкольников

(практическое

пособие).

-

Ростов-на-

Дону «Феникс» 2015г.

Представленное пособие

содержит информацию и

методические рекомендации по

постановке, автоматизации и

дифференциации звуков.

Большакова С.Е. Формирование

мелкой моторики рук (игры и

В книге представлены тесты

для диагностики состояния развития

26

упражнения). - М.: ТЦ Сфера 2014г.

моторики, рекомендации для

организации занятий.

Бушлякова Р.Г.Артикуляционная

гимнастика с биоэнергопласикой. -

СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.

В книге представлены

разработанные автором конспекты

индивидуальных занятий по

коррекции нарушений

произношения звуков разных групп.

Гомзяк О.С., Альбом

упражнений по обучению грамоте

детей старшей логопедической группы,

ГНОМ, 2011г.

В пособии представлены игры

и упражнения со звуками для детей

дошкольного возраста.

Выявление и преодоление

речевых нарушений в дошкольном

возрасте. Методическое пособие. Под

ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.; «АЙРИС-

ПРЕСС» 2005г.

В пособии раскрываются

проблемы речевого недоразвития

детей дошкольного возраста,

пути и методы их решения.

Костылева Н.Ю.Покажи и

расскажи (Игровые упражнения на

основе фонетической ритмики). -М.:

Сфера 2007г.

В пособии представлены

игровые упражнения, разработаны

по принципу фонетической ритмики.

Кравченко И.А. Игры и

упражнения со звуками и словами. -

М.: Гном-Пресс 1999г.

В пособии представлены игры

и упражнения со звуками для детей

дошкольного возраста.

Новиковская О.А.

«Логопедическая грамматика для детей

от 4-6 лет» - СПБ.: «Корона. Век»

2012г.

В пособии представлены

работы по развитию навыков

звукового анализа и синтеза у

дошкольников.

Оглоблина И.Ю. Логопедический

массаж: игры и упражнения (для детей

раннего и дошкольного возраста).- М.:

ТЦ Сфера 2016г.

В пособии представлены

разнообразные варианты развития

мелкой моторики с элементами

массажа.

Нищева Н.В. Развитие

В пособии представлены

27

фонематических процессов и навыков

звукового анализа и синтеза у старших

дошкольников. – СП.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2014г.

работы по развитию

фонематических процессов и

навыков звукового анализа и синтеза

у старших дошкольников.

Цвынтарный В.В. Играем,

слушаем, подражаем, звуки получаем.-

СПб.: Издательство «Лань», 2001г.

Занятия, содержащиеся в этом

пособии, способствуют развития

мелкой моторики, фонематического

слуха и артикуляционной моторики.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

Устранение общего недоразвития речи

у детей дошкольного возраста.

Методическое пособие. – М.;

«АЙРИС-ПРЕСС» 2005г.

В пособии освещается система

коррекционного обучения и

воспитания детей с ОНР.

Система работы педагога-психолога в МБДОУ д/с № 7

Задачи по направлениям:

1 направление. Работа с детьми.

28

Инклюзивная модель

ПЕДАГОГИ

ИНКЛЮЗИВНЫХ ГРУПП

ДЕТИ

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

РОДИТЕЛИ

ПРЕДМЕТНО-

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

«ОСОБЫЕ»

«ОБЫЧНЫЕ»

«ОСОБЫХ»

ДЕТЕЙ

«ОБЫЧНЫХ»

ДЕТЕЙ

1.

Обеспечить

коррекционно-развивающую

поддержку

в

форме

занятия

с

детьми

с

ОВЗ, используя

при

этом

наиболее

эффективные

инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения.

2.Создать атмосферу принятия и толерантности «особого» ребёнка в кругу

сверстников.

2 направление. Работа с родителями.

1.

Способствовать снижению эмоционального дискомфорта в связи с

состоянием ребёнка;

2.

Укреплять уверенность родителей в возможностях ребёнка;

3.

Формировать адекватное отношение к диагнозу ребёнка с ОВЗ и

его состоянию.

3 направление. Взаимодействие специалистов.

1.Обеспечить взаимодействие специалистов в рамках ПМПк.

2.Действовать в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и

реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и

подходы.

3.Эффективно взаимодействовать с родителями и педагогами.

4 направление. Работа с педагогами инклюзивных групп.

1. Создать условия в ДОУ для повышения компетентности педагогов по

вопросам инклюзивного образования.

2.Способствовать повышению мотивации к работе с «особым» ребенком.

3.Обеспечивать психологическую поддержку педагогам и формировать у

них уверенность в работе с «особым» ребёнком.

Содержание

работы

педагога-психолога

в

рамках

реализации

инклюзивной модели

В

каждой

группе,

где

находится

ребёнок

с

особыми

возможностями

здоровья,

организовать

«особую»

предметную

среду

-

«правильная»

организация пространства (чёткое выполнение режимных моментов, наличие

дидактического

материала,

учитывающего

особенности

данного

нарушения;

29

предоставление

ребенку

возможности

«побыть

одному»

в

специально

оборудованном «домике»).

Помимо образовательной программы, реализуемой в ДОУ, для каждого

воспитанника

с

ОВЗ

разработать

индивидуальные

коррекционно

-

образовательные

маршруты.

Принципы

построения

индивидуального

образовательного маршрута:

ступенчатая диагностика;

индивидуальный подбор педагогических технологий;

систематический контроль и корректировка;

наблюдение;

пошаговая фиксация происходящих изменений.

Для реализации всех этих принципов в ДОУ ежеквартально проводить

ПМПк.

Формы совместной работы специалистов:

консультации специалистов, работающих в инклюзивных группах.

Работа

осуществляется

в

форме

консультаций,

семинаров,

участия

в

педсоветах. Основная форма работы – непрерывный обмен информацией о

процессах, происходящих с каждым ребёнком. Ежемесячно – консультации с

целью корректировки деятельности, прорабатыванию дальнейшей стратегии

работы с каждым ребёнком и наблюдениями о наличии динамики в развитии

каждого.

Специалистами ДОУ

разработать

индивидуальные рекомендации

для

педагогов инклюзивных групп, для реализации индивидуального подхода к

детям с ОВЗ.

Темы семинаров:

«Особый ребёнок в системе дошкольного воспитания».

«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

«Использование методов арт-терапии в коррекционных занятиях с детьми».

30

консультирование

родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, с целью

предоставления информации об адаптации ребенка, а также о динамике его

состояния.

Для

родителей,

также

разработать

рекомендации

об

особенностях

взаимодействия с «особым» ребенком.

Коррекционная работа с детьми

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ происходит в форме

специально организованных занятий (индивидуальных и групповых). Два раза в

неделю каждый ребёнок с ОВЗ занимается с психологом индивидуально.

Для каждого ребёнка, учитывая степень и структуру дефекта, разработать

индивидуальный

коррекционный

маршрут,

методологической

базой

для

разработки которого явились существующие в отечественной

специальной

психологии

подходы к коррекционной работе, основанные на современных

представлениях

о закономерностях

развития

и иерархическом строении

мозговой

организации

в

онтогенезе,

в

том

числе

на

возможность

«

замещающего

онтогенеза»

(работы

А.В.Семенович,

Н.Я.

Семаго

и

М.М.Семаго, А.Н.Лебедевой).

- формирование самовосприятия;

- развитие адекватного представления об окружающем;

- развитие коммуникативных функций;

- формирование способов социально адекватного поведения.

Задачи коррекции:

-

преодоление

негативизма

при

общении

и

установление

контакта

с

ребёнком;

- смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта;

- повышение психической активности ребёнка в процессе взаимодействия;

- преодоление трудностей организации целенаправленного поведения;

- преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм);

- организация целенаправленного взаимодействия с ребёнком в процессе

доступной ему формы деятельности.

31

Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического

развития проводить на основе программы Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой,

О.П. Гаврилушкиной « Программа воспитания и обучения дошкольников с

задержкой психического развития».

Коррекционная работа с детьми с ЗПР.

Задачи коррекции:

-совершенствование

двигательных

функций,

что

предполагает

необходимость

развития

общей

и

мелкой

моторики,

формирование

элементарных графо-моторных навыков, конструктивного праксиса;

- в тесной взаимосвязи с развитием движений – сенсорное развитие,

направленное

на

совершенствование

оптико–пространственных

и

слуховых

функций, формирование сенсомоторной интеграции;

- формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием

речи (мыслительной активности, наглядных форм мышления, мыслительных

операций,

конкретно-понятийного

и

элементарного

умозаключающего

мышления);

-

формирование

мотивационных,

ориентировочно

операционных

и

регуляционных компонентов деятельности;

- коррекция недостатков в эмоционально – волевой сфере (формирование

способности

к

волевым

усилиям,

произвольной

регуляции

поведения;

преодоление

негативистских,

аффективных

проявлений,

тревожности,

отклонений в поведении);

-

формирование

коммуникативной

деятельности

(обе спечение

полноценных

эмоциональных контактов со сверстниками; формирование

механизмов

психологической

адаптации

среди

сверстников,

формирование

полноценных межличностных связей).

Планируемые результаты.

В отношении социума:

ребёнок с ОВЗ принят и активен в группе;

32

со стороны «социума» (другие дети группы и их родители, воспитатели)

наблюдается явное уменьшение тревожности по поводу различий между детьми

и большее понимание ситуации;

растёт «социальная сознательность» участников инклюзивного процесса

(от «жалости» - к толерантности).

дети

и

взрослые

«научаются»

ценить,

принимать

и

понимать

многообразие

и

разницу

между

людьми

вместо

того,

чтобы

пытаться

их

изменить;

многие «обычные» дети

проявляют по отношению к «особым» детям

искреннюю заботу и дружбу.

Непосредственно

у

детей

с

ОВЗ

наблюдается

следующая

положительная динамика:

формирование навыка социально приемлемого поведения;

развитие позитивного отношения к окружающим людям;

расширение словарного запаса и речевой активности;

освоение

коммуникативной

культуры

общения

со

сверстниками

и

взрослыми.

положительная

динамика

в

игровой

деятельности:

эпизодические

«включения»

в

игровой

сюжет,

появление

элементов

«сюжетной»

игры,

возникновение игровых замыслов.

динамика в формировании элементарных графо-моторных навыков.

увеличение мотивации к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками,

овладение

навыком

продуктивного

взаимодействия

в

процессе

совместной

деятельности.

положительная

динамика

в

формировании

адекватного

восприятия

окружающих предметов и явлений.

динамика

в

формировании

перцептивных

действий

(рассматривания,

выслушивания, ощупывания).

улучшение показателей в усвоении системы сенсорных эталонов.

Показатели, свидетельствующие о возрастании активности родителей

детей с ОВЗ:

33

принятие и интерес родителей к информации, которую они получают (о

чём свидетельствуют вопросы, направленные

на уточнение и понимание, а

также обращение за помощью в «сложных ситуациях»);

понимание, как перспективы развития их ребенка, так и собственной

ответственности в процессе включения ребенка в образовательную среду;

участие в процессе обучения и развития своих детей;

«поддерживание»

режима

пребывания

ребенка

в

образовательном

учреждении.

Динамические

характеристики

в

работе

педагога-психолога

в

инклюзивных группах

повышение уверенности и профессиональной компетентности в работе

с детьми с ОВЗ;

повышение

мотивационной

готовности

к

сотрудничеству

со

специалистами

(частые

обращения

за

консультациями

в

«проблемных»

ситуациях; возрастающий интерес к семинарам и практикумам по вопросам

воспитания детей с ОВЗ и инклюзивным подходам в образовании);

позитивные изменения в общении с родителями детей с ОВЗ.

Родители «обычных» детей, посещающих инклюзивную группу, займут

активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению

к

семье

«особого»

ребенка,

педагогам

и

специалистам

психолого-педагогического

сопровождения.

Мониторинг «вхождения» в инклюзию в ДОО.

1.

Психическая успешность:

Эмоциональное благополучие

Адаптация

Самооценка,

Уровень тревожности,

Самочувствие и настроение

Ценностно-мотивационные установки

личности

Мотивационная готовность к

включению в педагогический

процесс и игровую деятельность

Интересы и потребности.

2.Социально-компетентная успешность

(проводится совместно с воспитателем)

Социально-личностная

Умеет вырабатывать собственное

мнение

34

Коммуникативная

Толерантность к взглядам других

Личностно-адаптивная

Упорство перед трудностями

Работа с родителями воспитанников,

включенных в инклюзивное образование

В ДОО ведется системная работа с родителями. Родители , в

соответствии с требованиями ФГОС ДО, стали активными участниками всего

образовательного процесса в ДОО, принимают участие в совместных

творческих конкурсах, выставках.

Формы взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными

возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования:

1. Непосредственная работа с конкретной семьей:

педагог обращает внимание на внешний вид и окружение дома, подъезда,

квартиры в случае домашнего визитирования;

встречаясь с семьей, старается увидеться не только с матерью, но и с

отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи;

отвечает на вопросы родителей;

наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и

развивают его;

демонстрирует стратегию поведения, обучения, решения проблем.

В рамках этой же тактики родители наносят визит педагогу (или педагогам) и в

ходе его:

родители наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например,

присутствуют на занятии, во время тестирования);

педагог отвечает на вопросы родителей, объясняет;

35

родители посещают консилиумы и комиссии;

2. Опосредованная работа с конкретной семьей:

педагог, привлекая других специалистов организует письменные

извещения, информацию для родителей;

контакты по телефону;

родители заполняют карты, вопросники, схемы развития способностей

ребенка;

рекомендуются занятия на выходные дни,

вовлечение родителей в участие в творческих конкурсах совместно с

детьми,

вовлечение родителей в участие в праздниках и развлечениях в ДОО

36

3.Мониторинг реализации инклюзивного образования в муниципальном

бюджетном дошкольном образовательном учреждении

детском саду № 7 г Североморска

Рабочей группой ДОО , решающей вопросы реализации инклюзивной

модели образования в дошкольном учреждении были выделены основные

показатели развития инклюзивной практики в ДОО.

Показатели

мониторинга

2014-2015

учебный год

2015-2016

учебный год

2016-2017

учебный год

Доля детей-

инвалидов (ОВЗ)

от общего числа

воспитанников

ДОО

2 ребенка

2%

5 детей

3%

7 детей

5%

Форма инклюзии

«Точечная» инклюзия (включение детей-инвалидов,

обучающихся на дому в праздники и развлечения в

ДОО;

«Полная» инклюзия – посещение воспитанниками

дошкольного учреждения в режиме полного дня в

общеразвивающей группе соответствующего возраста.

37

Методическое

обеспечение

образовательного

процесса

100% соответствует требованиям ФГОС ДО;

100% оснащенности УМК, игрового материала и

оборудования.

Степень

готовности

педагогов ДОО

-100% прохождения курсов повышения

квалификации;

-90% знания нормативно-правовой базы по вопросам

инклюзивного образования;

-90% осознания и принятие проблемы необходимости

включения инклюзивной практики в ДОО.

Отношение

родителей к

процессу

внедрения

инклюзии

-осведомленность о принципах инклюзивного

образования – 100% родителей;

-уровень принятия проблемы – 100% родителей

воспитанников с ОВЗ; 80% родителей детей с нормой

развития.

38



В раздел образования