Автор: Кулькова Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 12" п. Романовка
Населённый пункт: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Романовка
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Путешествие по Африке"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по Африке» в
подготовительной группе
Воспитатель Кулькова А.В.
Реализация
содержания
программы
в
образовательных
областях:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное
развитие».
Виды
детской
деятельности: игровая,
коммуникативная,
познавательно-
исследовательская.
Цели деятельности воспитателя: познакомить с самым жарким континентом
–
Африкой,
с
климатическими
условиями,
с
животными
(верблюд,
жираф,
леопард);
воспитывать
любовь
к
природе;
развивать
любознательность
и
стремление изучать природу и живых обитателей Земли.
Материалы
и
оборудование: презентация
«Путешествие
по
Африке»,
ноутбук, мяч.
Содержание организованной образовательной деятельности детей.
1. Вводное слово воспитателя.
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие по Африке. В Африке побывали
многие герои литературных произведений. Давайте мы совершим путешествие
на
этот
материк
с
известным
персонажем
произведения
К.
И.
Чуковского.
Отгадайте с кем:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит.) СЛАЙД 1
2. Игра-путешествие «Африка».
- Летим с доктором Айболитом и попадаем:
В весьма раскаленное место.
Не надо ни печки, ни дров,
В песок бросил тесто –
И завтрак готов.
- Куда мы попали? (Пустыня Сахара.) СЛАЙД 2
- Что означает слово «Сахара»? В переводе с арабского «пустыня». Здесь
очень жарко. Вдруг впереди Айболит увидел зеленый островок – оазис. СЛАЙД
3
- Посмотрите, здесь растет финиковая пальма. СЛАЙД 4
- Высота дерева 20 метров и более, у него отсутствуют сучья, а на верху
ствола колышется пучок из 40-70 листьев длинной до 3 метров. Пальма дает в
год до 100-200 кг плодов, из листьев делают заборы, изгороди, плетут сандалии и
корзины, ствол пальмы используют как строительный материал. Из надреза
пальмы вытекает сладкий сок, пригодный для питья. СЛАЙД 5
- Кактусы хорошо приспособились к существованию в условиях сухости
климата. СЛАЙД 6
-
Они
бывают
разных
форм
и
размеров.
Среди
них
встречаются
многометровые
колоннообразные
гиганты
или
крошечные
шарообразные
растения — не превышающие во взрослом состоянии 1,5—2 см в диаметре.
Плоды
у
большинства
кактусов
мясистые,
ягодообразные,
у
многих
даже
съедобные.
- Какие еще деревья растут в африканских лесах? (Масличная пальма, банан,
кофейное дерево.) СЛАЙД 7
-
Отдохнул
Айболит
и
полетел
на
орле
дальше
на
юг,
поближе
к
реке
Лимпопо. Вдруг послышался гул воды. Айболит увидел водопад. СЛАЙД 8
- А за водопадом лежит саванна – это «дикая, первобытная равнина», степь,
покрытая высокой травянистой растительностью и мелким кустарником. СЛАЙД
9
- Деревьев здесь почти нет, растут лишь толстые баобабы и акации с ветвями
в форме зонтиков. Баобаб – чудо-дерево. СЛАЙД 10
- В ширину дерево достигает более десяти метров, а в высоту от трех до
тридцати
метров.
По
легенде
бушменов,
Гиена-дух
зла
-
нарочно
посадила
первый баобаб «вверх ногами» - вот почему он выглядит так страшно. Взрослый
баобаб - это как бы резервуар, заполненный водой. Мучимые жаждой животные
атакуют стволы, разбивая их в щепы. Плоды баобаба, напоминают большие
огурцы, обладают отменным вкусом и высоким содержанием разнообразных
витаминов.
Старые
баобабы
часто
пустотелы.
Иногда
в
них
живут
люди.
Известен случай, когда баобаб служил автобусной остановкой и вмещал до 40
человек.
А в Африке, а в Африке
На черной Лимпопо
Сидит и плачет в Африке
Печальный Гиппопо.
И рыщут по дороге
Слоны и носороги.
И говорят сердито:
«Что ж нету Айболита?»
- Какие же животные ждут помощи от Айболита? Отгадайте загадки и вы
узнаете.
Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (Верблюд.) СЛАЙД 11
Одногорбый верблюд, для жителей пустынь - домашнее животное, оно
прекрасно переносит жару и длинные переходы по непроходимой пустыне,
отличается высокой выносливостью и неприхотливостью. Из шерсти верблюдов
делают прочные ковры и одежду, а молоко верблюда питательнее коровьего и
козьего. Когда в пустыне поднимается ветер, ноздри верблюда закрываются, и
это не мешает кораблю пустыни бороздить барханы. На его ногах есть круглые
подушечки, позволяющие ему не увязнуть, там, где буксуют самые современные
вездеходы. Обойтись без верблюда в пустыне невозможно.
Настоящий великан.
Из далёких тёплых стран.
В хобот воду набирает,
А потом фонтан пускает.
Очень крепок и силён.
Догадались? Это -… (Слон.) СЛАЙД 12
- Слон – самое крупное животное из всех живущих на суше. Он может весить
6 тонн. Бивни у слона растут всю жизнь. Уши у слона служат для обмахивания.
Однако самое главное — это хобот: хоботом слон набирает воду для питья,
обдает свое тело как из душа, щиплет траву, срывает листву с высоких деревьев.
Что за коняшки,
На всех тельняшки? (Зебры.) СЛАЙД 13
- У зебр полосатые не только туловище, но даже грива, хвост и кожа. Лишь
кончики морды и хвоста черные. Однако одинаковых зебр нет – у каждой из них
свой черно-белый рисунок. Подобная окраска помогает зебрам прятаться, ведь
их злейшие враги – львы и пантеры – всегда начеку.
Уж очень вид у них чудной:
У папы – локоны волной.
А мама ходит стриженной.
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша … (Львица.) СЛАЙД 14
- Лев – самый крупный представитель кошачьих в Африке. Этот царь зверей
никого не боится. Его рев слышен на много километров вокруг. Удивительно, но
охотятся не львы, а львицы. За один раз лев съедает свыше 10 кг мяса.
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф.
Не потому, что гордый нрав.
А потому, что он … (Жираф.) СЛАЙД 15
- Жираф со своей длинной шеей по росту не меньше, чем двухэтажный дом. С
таким ростом ему не трудно издалека обнаружить приближающегося льва.
Длинная шея помогает животному щипать сочную листву высоких акаций. А вот
чтобы напиться, жирафу приходится нелегко: ему нужно раздвинуть передние
ноги и сильно согнуть шею – только тогда он сможет дотянуться до воды.
Когда он в клетке, то приятен.
На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард.) СЛАЙД 16
- Леопарды достойны восхищения своим проворством, скоростью и
хитростью, а также их замечательного зрения, которое им позволяет охотиться
даже ночью. Эти хищники способны к большому терпению, что приводит к
успеху на охоте. Часто, после удачной охоты хищник затаскивает добычу на
дерево, подальше от многочисленных прожорливых воришек.
По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит … (Крокодил.) СЛАЙД 17
- Крокодил – это крупное пресноводное пресмыкающееся, или рептилия. И
вдобавок очень опасное. С виду сонный крокодил молнией бросается на жертву.
Самка откладывает яйца на берегу, а вылупившихся детёнышей переносит во рту.
Слишком резвых детёнышей крокодилиха – мать успокаивает, подбрасывая их
вверх.
На носу и рог и два,
Как их держит голова?
Плохо видит, бедолага,
А отсюда и отвага.
Не боится никого,
Даже Лёвы самого.
Так кто такой владелец рога?
Вы узнали? (Носорога.) СЛАЙД 18
- Носороги не слишком дружелюбны. Этих животных легко узнать по двум
рогам – большому и маленькому. После еды носорог отдыхает где-нибудь в тени,
укрывшись от палящего солнца. Ему также нравится поваляться в грязи – так
животное защищается от укусов назойливых насекомых.
3. Физминутка «У жирафов»
У жирафов пятна, пятна, Похлопывают себя по туловищу –
Пятна, пятнышки везде, ставят пятнышки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях, Дотрагиваются указательными пальцами
Есть на носах, на животах, до соответствующих частей тела.
на коленях и носках.
У слонов есть складки, складки, Пощипывают себя – собирают складки.
Складки, складочки везде:
На лбу, ушах, на шее, на локтях, Дотрагиваются указательными пальцами
Есть на носах, на животах, до соответствующих частей тела.
на коленях и носках.
У котяток шерстка, шерстка, Поглаживают себя –
шерсточка везде: разглаживают шерстку.
На лбу, ушах, на шее, на локтях, Дотрагиваются указательными пальцами
Есть на носах, на животах, до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, Рисуем полоски.
есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски,
есть полосочки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях, Дотрагиваются указательными пальцами
Есть на носах, на животах, до соответствующих частей тела.
на коленях и носках.
4. Игра «Угадай по контуру?» СЛАЙД 19
Воспитатель предлагает узнать животных по контуру.
5. Игра «Скажи наоборот»
Воспитатель поочередно бросает мяч и говорит незаконченное предложение.
Ребенок ловит мяч, заканчивает предложение и возвращает мяч воспитателю.
В Африке жарко, а на Севере. (холодно).
Черепаха ползает медленно, а зебра скачет. (быстро).
У льва хвост длинный, а у бегемота. (короткий).
Носорог сытый, а леопард. (голодный).
Обезьянка легкая, а слон. (тяжелый).
Шея у жирафа длинная, а у бегемота. (короткая).
У черепахи панцирь твердый, а у льва грива. (мягкая).
Бегемот однотонный, а жираф. (разноцветный).
6. Игра «Третий лишний»
- Сейчас послушайте мои слова о животных, одно из трех слов будет лишнее,
вам надо назвать его, объяснив свое решение.
1. Олень, жираф, слон.
2. Леопард, зебра, страус.
3. Крокодил, пингвин, лев.
7. Итог занятия.
- Наше путешествие по Африке завершилось. Давайте вспомним:
- Кого из животных можно встретить в Африке?
- Что нового узнали?