Автор: Чалых Лариса Михайловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств № 6 г. Хабаровска"
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Преодоление сценического волнения у юных музыкантов исполнителей"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 6 г. Хабаровска»
Преодоление сценического волнения у юных
музыкантов исполнителей
Подготовила Чалых Лариса Михайловна
преподаватель по классу фортепиано
Хабаровск
2018
Содержание
Введение………………………………………………………………….. 3
Основная часть ………………………………………………………....... 4
Концертное выступление - как высший этап работы над музыкальным
произведением. Подготовка к конкурсному выступлению……………… 5
Психологические основы концертного волнения. Методы и приемы его
преодоления………………………………………………………………….. 6
Игровые технологии и упражнения для снятия внутреннего стресса…. 8
Заключение………………………………………………………………… 11
Приложение………………………………………………………… 12
Список литературы………………………………………………………13
Введение
В
данной
методической
работе
рассматривается
проблема
подготовки
юного
музыканта
к
конкурсному
прослушиванию,
раскрываются
приемы
преодоления
сценического
волнения.
Приведены
методы
работы
по
снижению
волнения
юного
исполнителя.
Обосновывается
необходимость
поиска оптимальных психолого-педагогических приемов для преодоления
концертного
волнения,
а
также
формирования
и
совершенствования
профессиональных умений юных музыкантов, необходимых для овладения
культурой
музыкального
исполнительства.
Работа
опирается
на
методические разработки и рекомендации известных музыкантов и опытных
педагогов
и
может
быть
использована
в
системе
дополнительного
образования для преподавателей ДМШ и ДШИ.
Цель:
Преодоление
негативных
форм
сценического
волнения
учащихся,
повышение психологической устойчивости на сцене.
Задачи:
1.
Помочь учащимся без значительных потерь донести до слушателей то,
что было задумано и отработано на уроках и дома.
2.
Определить виды и формы сценического волнения учащихся и методы
их преодоления.
3.
Корректировать
проблемы
сценического
волнения
с
помощью
различных методов и приемов.
Основная часть
Подготовка к концертному выступлению.
За время моей педагогической деятельности накопился большой опыт
работы с детьми, делающими первые шаги в познании прекрасного мира
музыки.
Начальный
период
обучения
является
особым
периодом,
где
создается творческий фундамент, формируется отношение к музыке, как к
искусству.
С проблемой « концертное волнение» мы сталкиваемся еще в младших
классах обучения, но многие учащиеся не перестают ощущать ее остроту
вплоть до завершения этапов своей учебы. Психологические подходы к ее
решению не достаточно разработаны и систематизированы. Чтобы исключить
сценические
срывы
и
снизить
тревожность,
необходимо
начинать
сценическое воспитание будущего музыканта с самых первых дней обучения.
Участие в конкурсах и концертах – важная составляющая обучения
юных музыкантов в ДШИ и ДМШ. Публичное выступление - особая форма
музыкальной деятельности. Она помогает более точно выявить музыкальные
способности,
динамику
развития
ученика.
В
тоже
время
пробуждает
исполнительскую смелость и волю, воспитывает творческое воображение и
эмоциональную отзывчивость, артистизм.
В
программе
учащихся
музыкальной
школы
конкурсная
программа
занимает
особое
место.
Она
дает
ему
возможность
проявить
свой
темперамент,
воображение,
учит
владеть
красками
звука,
позволяет
почувствовать себя настоящим артистом за инструментом.
Выход
исполнителя
на
сцену
-
это
публичный
показ
проделанной
работы, за которую он несет ответственность перед слушателями, перед
автором произведения, перед самим собой и наконец, перед педагогом.
Каждый
педагог,
увлеченный
и
влюбленный
в
свою
профессию,
мечтает о том, чтобы его ученики как можно чаще выступали на сцене.
Конкурс – как творческое состязание является большим стимулом в развитии
способностей ученика и в работе педагога. Воспитывает волю, сценическую
выдержку, мастерство и многое другое, но за этим стоит огромный труд
преподавателя, ученика и его родителей.
Проанализировав выступления на сцене своих учеников, я пришла к
выводу, что излишнее волнение мешает им показать себя с лучшей стороны
на
сцене.
И
передо
мной
встала
задача
помочь
как
можно
лучше,
без
значительных
потерь
донести
до
слушателей
то,
что
было
задумано
и
отработано на уроках и дома. Вовремя заметить и распознать проблемы,
ведущие к провалу на сцене и корректировать их с помощью различных
методов,
описанных
в
методических
трудах
известных
педагогов
–
музыкантов.
Проблема
психологической
подготовки
музыканта
исполнителя
к
конкурсному выступлению - очень важная, она волнует многих педагогов,
психологов, исполнителей. И это неудивительно, ведь результатом любого
исполнителя является публичное выступление. Это событие всегда очень
ответственно, и является не только большим стимулом для дальнейшего
творческого роста, но и вызывает волнение, тревогу. Первое проявление
сценического волнения дает о себе знать в возрасте 10 - 12 лет.
Причины волнения:
Самоконтроль, как правило, у детей не развит, они не знают какими
внутренними приемами можно несколько успокоить себя, как вести себя на
сцене, не знают, как сесть. Это может стать причиной
волнения. Боязнь
получить низкую оценку со стороны комиссии также является причиной
волнения.
А
главной
болезнью
среди
неопытных
музыкантов
является
выпадение
текста,
провалы
в
памяти,
от
которых
не
застрахованы
даже
опытные мастера. Как писал выдающийся исполнитель и педагог Л. Коган
«Исполнитель волнуется от того, что боится забыть, а забывает от того, что
волнуется». Известный педагог и композитор С. Майкапар считал причиной
волнения
непродуктивные
домашние
занятия,
что
вызывает
ощущение
неуверенности и тревоги.
По
мнению
педагогов,
занимающихся
вопросами
музыкальной
психологии, некоторые житейские привычки человека негативно сказываются
на его выступлении. Например: часто откладывается на завтра то, что можно
сделать сегодня. Многие учащиеся, после того как произведение выучено
наизусть, его просто зазубривают при многократных повторениях, которые
эффективны, когда включают в себя нечто новое, а не просто восстановление
того,
что
было.
Необходимо
каждый
раз
вносить
хоть
какой-то
элемент
новизны.
Но
музыкант
не
может
подобно
художнику
полагаться
на
вдохновение, а вынужден играть в заранее назначенный день, не зависимо от
настроения.
Для
этого
требуется
гибкость,
способность
сосредоточения,
внимания на том, что в данный момент наиболее важно, а эти качества
вырабатываются годами ежедневной тренировки.
Психологические основы концертного волнения. Методы и приемы его
преодоления.
Как
же
бороться
с
концертным
волнением?
Как
готовить
юного
музыканта к выступлению? Воспитание артистических качеств, требует от
педагога
тонкого,
индивидуального
подхода
к
ученику.
В
подготовке
к
выступлению
нужно
устранить
все,
что
мешает,
что
может
вызвать
нервозность. У ученика не должно возникать сомнений в полном успехе.
Предстоящего выступления надо ждать как праздник, а не как страшного
суда.
В исполнительском процессе, как и в любой деятельности человека,
активная
роль
принадлежит
сознанию.
Профессор
Б.
Диков
писал:
«
Играющий на любом инструменте должен координировать действия целого
ряда
компонентов:
зрения,
слуха,
памяти,
двигательного
чувства,
музыкально-эстетических
представлений,
волевых
усилий
и
так
далее».
Обычно преподаватели и сами ученики большую часть времени тратят на
подготовку технического аппарата, создание музыкального образа, характера
и других важных элементов концертного выступления. Но меньше внимания
обращают на психологическую подготовку к выступлению на сцене.
Особенности того или иного сценического состояния объясняются не
столько свойствами нервной системы, сколько интеллектуально творческими
качествами
личности.
Каждый
исполнитель
по
-
своему
испытывает
психологическое состояние перед выходом на сцену. Кто - то очень боится
ошибиться, забыть текст, а кто - то хочет поскорее уйти домой, потому, что
ему
все
надоело,
кто
-
то
смущен
обстановкой
зала.
Но
все
-
таки
большинство с радостью ждут общения с публикой. Это в большей степени
относится к учащимся младших классов.
Мастерство, конечно достигается годами напряженного непрерывного
труда,
но
умение
слушать
и
слышать
свое
исполнение
и
своевременно
корректировать
художественно-звуковую
и
техническую
стороны
игры
-способность,
нуждающаяся
в
развитии
с
первых
шагов
обучения.
Эмоциональное
волнение
-
это
особое
эмоционально
-
психическое
состояние,
которое
наблюдается
у
каждого
исполнителя,
не
зависимо
от
возраста. Оно возникает в связи его выходом на сцену для выступления
перед зрителями
или перед экзаменационной комиссией и при этом не
зависит от его желания. Состояние эмоционального волнения исполнителя
может возникнуть задолго до начала концерта или перед выходом на сцену,
но
оно
должно
быть
обязательно.
Я
стараюсь
внушать
ученикам,
что
волнение должно быть – это обязательный спутник любого выступления.
Великие артисты всегда волнуются перед выходом на сцену, спортсмены
перед стартом, но мобилизация воли, собранность помогает им придти к
победе.
Но
волнение
волнению
рознь.
Известная
приподнятость
перед
выступлением и во время его естественна. Но есть еще волнение – паника,
растерянность, которое очень сложно устранить. Работа над собой – очень
долгий и сложный процесс, требующий больших усилий.
Ценные советы по психологической подготовке к концерту содержаться
в
книгах,
статьях,
методических
разработках
выдающихся
музыкантов
и
педагогов: Л. Баренбойма, Г. Когана, Г. Нейгауза, С. Фейнберга и др. В них
можно
найти
ответы
на
ряд
вопросов:
как
показать
себя
на
сцене
с
положительной стороны. Ими предлагается ряд методов и приемов, которые
повышают
психологическую
устойчивость
исполнителя
на
сцене.
Когда
пройдены
все
этапы
предварительной
работы
над
произведением,
когда
найден музыкальный образ, но из - за сильного волнения все рушится, на
помощь
должно
придти
умение
владеть
собой,
внутренняя
собранность,
концентрация внимания. В основе профилактической работы лежит метод
саморегуляции. На уроках помогают следующие упражнения.
Игровые технологии и упражнения для снятия внутреннего стресса:
1. Представь, что ты нырнул в воду. Можно ли в этот момент думать о
чем-то прекрасном? Только поскорее спастись, собрав всю силу воли. Также
нужно учиться погружаться в исполняемое произведение. Все мысли должны
направляться только на качество исполняемого произведения.
2.
Прислушиваться
к
себе.
Представь,
что
вокруг
никого
нет,
и
полностью сосредоточься на своих ощущениях.
Прислушайся к своему
дыханию, к тому, как бьется твое сердце. Какое при этом настроение.
3. Дыхательное упражнение - надувание воображаемого шарика - вдох
через нос, выдох через рот.
Эти советы способствуют формированию положительного отношения к
музыкально сценической деятельности, и в этом преподаватель помогает
своему ученику.
Есть определенные пути и способы ослабления последствий эстрадного
волнения.
Н.Тараканова
в
своей
работе
«Развитие
мотивации
у
юных
музыкантов» советует использовать психологический метод преумножения -
метод
«метафоры».
Метод
преумножения
-
пробуждения
скрытых
возможностей юных музыкантов через осознание творческого подъема.
Примеры:
Представить
восхождение
на
гору
-
метафора
символизирует
пути
вверх, преодоление трудностей, прохождение пути небольшими отрезками от
точки до точки.
2. Ребенок зажат во время игры. Использовать символ реки. Спокойное
внутреннее созерцание воды помогает успокоить и выразить эмоциональное
состояние.
Еще один из методов преодоления боязни сцены - метод самовнушения.
Педагогу нужно внушить уверенность ученику в своих силах.
Сценическая установка
«У тебя хорошее настроение, у тебя хорошо выученная программа, ты
играешь с удовольствием и хочешь поделиться этим с публикой.
Ученику следует повторять себе: Я с нетерпением жду концерта. Я
контролирую и слушаю свою игру на сцене. Я забываю о страхе и все мысли
направляю на осмысленное исполнение музыки. Я эмоционально устойчив и
верю в себя.
Самовнушение полезно связывать с картиной предстоящего успеха,
считая
ее
заслуженной
и
справедливой
наградой
за
хорошо
сделанную
работу. Уверенность, что произведение хорошо выучено, спасет от многих
негативных форм эстрадного волнения, но требуется не малый опыт, чтобы
научиться быстро запоминать нотный текст.
Выявление потенциальных ошибок:
1.
С закрытыми глазами сыграть в умеренном темпе программу до
конца. Дыхание ровное, отсутствие мышечных зажимов.
2.
Игра с помехами, с отвлечениями. С включенным телевизором,
например - для концентрации внимания.
3.
Перспективное
мышление:
важно
не
останавливаться,
если
случиться промах во время выступления нельзя ничего поправлять.
Любое выступление – это напряженная работа преподавателя, ученика
и его родителей.
Всякая
работа
над
музыкальным
произведением,
которая
велась
учеником в классе и дома проходит «испытание на прочность» в условиях
публичного
выступления.
К
ощущению
концертности
исполнения
нужно
стремиться с первых же уроков, с самого начала работы над музыкальным
произведением. И здесь важен правильный подбор репертуара. Для концерта
выбирать
произведения,
способные
раскрыть
индивидуальность
ученика.
Лучше
исполнять
не
сложные
произведения
хорошо,
чем
посредственно
играть трудные.
Работа
должна
вестись
с
первых
же
классов
по
формированию
сценической устойчивости. Существует точка зрения, что, учащиеся, часто и
успешно выступающие в детские годы обладают большей психологической
устойчивостью. Для того чтобы удачно выступить на экзамене, зачете или
конкурсе, необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности.
Состояние готовности или установка на успех имеет важное значение.
Установка – готовность организма к совершению определенного действия -
то есть быть готовым к выходу на сцену с чувством уверенности, верой в
удачу С. Рихтер говорил «Стихия музыки, подчинившая тебя, не оставляет
места праздным мыслям. В эти минуты забываешь все - не только зрителей,
зал, но и самого себя».
Исполнитель должен игнорировать любой промах, допущенный при
исполнении.
Иначе,
разволновавшись
из
-
за
фальшивой
ноты,
можно
загубить всю программу. Что - то может быть исполнено хорошо, что - то
хуже. Помогает игра перед
воображаемой аудиторией. На уроке педагог
может сказать ученику: «Представ, что ты играешь на публике. Войди в это
состояние, твоя главная задача сосредоточиться на исполнении. Никто и
ничто не должно тебя отвлекать.
П р о ф е с с о р
В .
К а с т е л ь с к и й
с к а з а л :
« С п о с о б н о с т ь
самососредоточенности,
как
наиболее
эффективного
метода
борьбы
со
сценическим
волнением,
нужно
развивать
в
процессе
предконцертной
подготовки учащихся». Помогает видеозапись своего исполнения. Осознание
того,
что
произведение
записывают,
заставляет
сконцентрироваться
на
произведении
и
повышает
самоконтроль.
Также
помогает
пропевание
по
нотам текста без инструмента, пропевание с инструментом и про себя. При
этом слуховые, двигательные и мышечные ощущения работают вместе.
Задача
преподавателя
помочь
овладеть
этими
приемами
и
научить
юного музыканта контролировать свое состояние, помочь себе в трудную
минуту.
Из личного опыта. Ученица подготовила программу для выступления
на
городском
конкуре,
а
вскоре
мы
с
ней
должны
были
ехать
на
Международный
конкурс
в
город
Санкт
-
Петербург.
И
первое
ее
выступление
в
городе
Хабаровске
оказалось
не
совсем
удачным,
хотя
программа была хорошо выучена. Она сильно расстроилась. Но, благодаря
моей психологической поддержке, так как я верила в ее силы, благодаря
различным тренингам и помощи ее родителей, она успешно выступила на
конкурсе в городе Санкт - Петербурге и стала лауреатом второй степени. Я
объяснила ей, что неудачи надо воспринимать как временное явление, а не
как катастрофу.
Очень важен режим накануне выступления. Незадолго до выхода на
сцену педагогу надо прекратить все замечания. В день концерта не нужно
много заниматься. Полезно играть программу в неторопливом движении, в
спокойной манере. Хорошо выспаться, это успокаивает нервную систему и
избавляет голову от ненужных мыслей. Съесть немного сахара или кусочек
шоколада. Сладкое уменьшает ощущение «ватных ног», «дрожание рук».
А. Щапов - известный педагог - советовал перед выходом на сцену
заставлять
себя
спокойно
сидеть
в
удобной
позе
–
при
несколько
расслабленной мускулатуре, тренируя этим необходимую волевую выдержку
Полное сосредоточенное
внимание на самом произведении, непрерывная
концентрация внимания на развитии художественного образа, увлеченность,
поможет сохранить самообладание на сцене.
«Прежде, чем ваши пальцы коснуться клавиш, вы должны начать
мысленно пьесу, определить в уме темп, характер, туше, звуки первых нот до
игры» - советовал А.Рубинштейн - великий музыкант.
Заключение
Трудно
вывести
одинаковые
для
всех
«рецепты»
психологической
подготовки к публичному выступлению, каждый должен выбрать для себя
свой собственный проверенный временем способ подготовки к концертному
выступлению,
но
добросовестность
предварительной
работы
-
главное
в
стабильности выступления. Важна правильная, последовательная работа над
произведением, необходима система в самих занятиях. Не стоит бояться
неудач
и
ошибок
-
это
тоже
своего
рода
опыт.
Воспринимать
их
как
временное явление, а не как катастрофу. Участие в конкурсах – это уже
победа, прежде всего над собой.
Любой музыкант исполнитель должен помнить, что на сцене он обязан
забыть о страхе и все свои силы и мысли направить к осмыслению той
музыки,
которая
будет
исходить
из
его
рук.
Он
должен
выступать
посредником между композитором и слушателем, показать лучшее, на что
он
способен.
Конкурсы
–
это
профессиональный
рост
ученика
и
преподавателя. Они дают возможность проявить себя, победить свои страхи,
выработать
волю.
Учат
справляться
с
трудностями,
вырабатывают
сценическую культуру, выдержку, глубину эмоций.
Пути к истине многообразны. Доброжелательное отношение к ученику,
умение внушить уверенность в его силы - главная педагогическая задача. Мы
должны не только обучить его навыкам игры на инструменте, но и воспитать
бойца, способного самостоятельно мыслить, много трудиться и работать над
ошибками. Выдержать большие физические и моральные нагрузки, не теряя
чувства оптимизма. А возможность постоянного соприкосновения с юным
поколением и участие в его формировании сохраняют душевную свежесть,
юные чувства и желание жить.
Но
главное
в
конкурсном
выступление
–
интенсивность
духовного
воздействия исполнителя, энергетика, воздействие на аудиторию – играть для
зала.
Великий Г. Гейне писал: «Рояль исчезает, и нам открывается одна
музыка».
Список литературы:
1. Ф. Бузони «О пианистическом мастерстве».
2. А. Гольденвейзер «Об исполнительстве». Москва 1975.
3. И. Гофман «Фортепианная игра». Вопросы и ответы.
4. Г. Коган «У врат мастерства» М. 1961.
5. Ю. Литвиненко «Роль публичных выступлений в процессе обучения
музыки».
6. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры». М. 1987.
7. В. Петрушевский «Музыкальная психология» изд. центр ВЛАДО/С 1997.
8. К. Савшинский «Режим и гигиена работы пианиста». Советский
композитор 1963год.
9. Н. Тараканова «Развитие мотивации юных музыкантов».
10. В. Петрушин «Артистизм- это тренировка».
11. Г. Ципин «Музыкант и его работа».