Напоминание

"РОЛЬ КАТА В ДЗЮДО"


Автор: Егоров Андрей Вадимович
Должность: тренер–преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДЮСШ "Приволжанин"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "РОЛЬ КАТА В ДЗЮДО"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ФЕДЕРАЦИЯ ДЗЮДО РОССИИ

ФЕДЕРАЦИЯ ДЗЮДО РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Методическая разработка

«РОЛЬ КАТА В ДЗЮДО»

Автор:

Егоров Андрей Вадимович

Тренер-преподаватель ДЮСШ

«Приволжанин» г. Казани

Эксперт ФДР по присвоению

степеней КЮ и ДАН

Казань-2018

Развитие массового дзюдо является важнейшим направлением

Концепции развития и Целевой программы развития дзюдо в России. Одним

из направлений массового дзюдо является ката.

Основные, традиционные виды тренировки в дзюдо – ката и рандори.

Сиай (состязания) – это особая форма рандори. Кроме того, для развития

определенных навыков есть много упражнений и игр, которые можно

включать в программу тренировок.

Ката – означает «форма». Это способ тренировки с партнером, при

котором ученики повторяют определенные движения, заранее составленные

экспертами для освоения определенных навыков и техники боя. Для

выявления того, насколько ученик освоил ката, устраиваются специальные

соревнования: демонстрация техники дзюдо, экзамены по аттестации на кю и

дан.

Ката – это важная составляющая тренировки в дзюдо. Именно во время

выполнения ката ученик овладевает самыми разнообразными навыками

двигательной культуры дзюдо, определение необходимой дистанции, бросков

и захватов, включая выполнение различных ударов, блоков, определение

болевых точек и защиты от них, т.е. боевой раздел дзюдо – многие из которых

никогда не выполняются во время рандори и сиай. Партнеры учатся

выполнять различные приемы в обе стороны в ответ на различные атаки, в

том числе с использованием оружия.

Классификация типов ката, разработанная японским институтом

Кодокан, поможет ученикам понять основную роль каждой ката, но это не

значит, что эта роль единственная. Все ката разработаны для физического

развития, тщательного освоения методов атаки и обороны, а также для

понимания самой сути дзюдо.

Наиболее популярны и часто используются у нас в тренировке: нагэ-но-

ката, катамэ-но-ката, а также рандори-но-ката, т.к. они включают приемы

свободной практики и дополняют изучение многих популярных бросков и

захватов. Другие ката обычно изучают после получения черного пояса.

Ката помогают сохранять общемировые стандарты теории и практики

дзюдо. Их освоение поддерживает связь между учениками и учителем. Они

помогают основательно изучить технику в работе с партнером, так что в

дополнение к соревновательным навыкам ученики получают навык

совместной работы. При совместной работе во время выполнения ката

подразумевается, что партнер – укэ (человек, на котором отрабатываются

приемы), играет не самостоятельную роль, а просто соглашается выполнить

атаку определенного типа. Предполагается, что каждая его атака должна

вести к успеху, а тори (человек, отрабатывающий приемы) должен

противопоставить ей правильные методы обороны.

Во-первых, в ката большую роль занимает терминология дзюдо.

Японская терминология уникальна тем, что дословный перевод технического

действия даёт чёткое объяснение, как выполнить приём, вникнуть в суть

выполнения того или иного действия. Например, подсечка дэ-аши-барай: дэ –

вперёд шагающая или впереди стоящая нога; аши – нога, т.е. действие нужно

выполнить ногой; барай – подметание. Вывод: нужно ногой с помощью

стопы выполнить подметающее движение впереди стоящей (вперёд

шагающей) ноги противника, а также: подсечка боковая, поэтому стопой

нужно выполнить «подметание» в сторону-вперёд с последующим

выведением из равновессия в сторону атакующей ноги. И так со всеми

приёмами. Изучив терминологию дзюдо, ученик и тренер смогут общаться на

«языке дзюдо», независимо в какой школе или клубе он будет заниматься. Не

нужны будут лишние объяснения, например, как выполнить подбив

подсечкой «барай» - подметанием, «гари» - подрезанием, подрубанием,

«сасаэ» - поставив уступ, «гурума» - скручивая. Это как азбука, где есть

определённые правила и их надо выполнять. Ошибки ведут к травмам и

нарушениям структуры броска.

Во-вторых, в ката огромная роль отводится взаимодействию тори и укэ,

70-80% принадлежит именно укэ. Он как «дирижёр» в этом процессе и как

уже было сказано ранее, играет не самостоятельную роль. Главная роль укэ –

это создание наиболее благоприятных условий для выполнения приёма. Укэ

не должен самостоятельно падать, он должен регулировать действия тори.

Если у тори не хватает силы «тяги» руками, можно ему сначала в этом

помочь. Если укэ маленького роста и это создаёт проблемы в изучении

техники, он может максимально встать на носки ног, создавая тори

комфортные условия и т.д. Также укэ необходимо регулировать стандартные

ситуации атаки и защиты. Их может быть нескольких видов: 1) укэ

соглашается выполнить атаку тори, но его тело не «вялое», а напряжено (в

тонусе), например – тай-отоши; 2) укэ активно атакует, перенося весь вес

своего тела на одну ногу, например – сасаэ-цурикоми-аши; 3) укэ активно

защищается, напрягая туловище, создавая «жёсткую конструкцию», указывая

на момент броска, например – цурикоми-гоши.

Создавая определённые стандартные ситуации и благоприятные условия

для выполнения приёмов, укэ тренирует чувство момента у тори, указывая на

его ошибки, корректируя и «шлифуя» его технику.

В-третьих, ката – это отличная тренировка укэми (техника падений). Укэ

не просто должен самостоятельно падать или подыгрывать, как в театре или

на показательных выступлениях. Он должен всегда быть готовым упасть, т.е.

хотеть упасть, не боятся падений, следить за техникой падений – укэми. Эти

качества тренируют у спортсмена:

смелость, условные рефлексы

расслабления и напряжения мышц, момент начала и концовки падения, что в

впоследствии помогут «не падать» и «выкручиваться» от приёмов.

Спортсмен, который умеет контролировать своё падение – никогда не упадёт

на «иппон» и сохранит своё здоровье на долгие годы.

Главное в дзюдо – свобода и раскованность в движениях, а также умение

развивать высокую скорость. Если во время соревнований единственная

мысль дзюдоиста – не проиграть, то его тело автоматически становится

напряженным, жестким. А это совершенно непригодно для выполнения

качественных, точных движений дзюдо.

Дзюдоист – умеющий падать, который не боится падать – отличный

спаринг-партнёр. В ката и рандори он может упасть – соглашаясь на падение

и показывая, что кудзуши и цукури тори выполнено правильно, а может и не

упасть – указывая на ошибки. В завершаюшей фазе приёма – какэ, укэ может

уйти от приёма или «перекрутиться», указывая на недостаточный контроль

или ошибки в сбросе у тори.

Важно помнить о том, что у того, кто ненавидит падать, нет шансов

стать мастером в искусстве дзюдо. Принимая броски соперника раз за разом,

борец учится мягким падениям и постепенно преодолевает свой страх быть

брошенным. Со временем опасения быть подвергнутым нападению исчезают,

что позволяет взять на себя инициативу в атаке. Только следуя этим способам

обучения можно познать истинную технику дзюдо. И для этого важно, чтобы

обучение на соревнованиях и тренировках было направлено на развитие

скорости и свободы движений тела.

В-четвёртых, ката отличная тренировка подготовительных действий в

дзюдо: стойки – шисэй, передвижения – шинтай, повороты – тай-сабаки,

захваты (классический захват) – кумиката, кудзуши – выведение из

равновессия. Многие тренеры этому разделу не придают должного значения,

хотя эти элементы «белого пояса» являются деталями («винтиками»)

большого «механизма» - приёма, который собрать впоследствии бывает очень

трудно.

При маневрировании спортсмены овладевают навыками синхронной

работы рук, ног, туловища, головы, а также дыхания и взгляда, с сохранением

собственного равновесия тела. С помощью захвата и дистанции, изменения

скорости и длины шага дзюдоисты учатся управлять соперником и искать

момент для выполнения приёма,

мгновенно реагируя на действия соперника.

Существует множество способов обороны и все они сводятся к тому,

чтобы уклониться от действий соперника или изменить свою позицию так,

чтобы уменьшить влияние противоборствующей силы. Один из методов

можно назвать «тяни-толкай». Он позволяет ослабить силы, применяемые

соперником. Чтобы иметь возможность осуществлять эти оборонительные

действия, нужно получить полный контроль над своим телом, движения

должны быть быстрыми и раскованными.

В-пятых, ката учит этикету: уважению, воспитанию, эстетики и культуре

дзюдо. Об этом мы часто забываем, представляя дзюдо только, как спорт.

Чёткость, красота, дисциплина, самообладание, чувство меры – основа

обучения ката. Эти качества, воспитывающие личность украшают любой

поединок.

Чувство меры, уважение противника и контроль – основной принцип

тренировки в ката и рандори. Главное здесь не победить, а выполнить

техническое действие с максимальным результатом. Максимальный результат

в дзюдо – это не только сила и амплитуда. Главное потратить минимум сил и

энергии, а получить максимальную эффективность и контроль. Результат –

меньше травм и большее удовлетворения от занятий спортом. Поединок у

таких ребят похож не на «битву», а на игру, где на первое место ставятся

такие качества, как: интеллект, гибкость ума, техника, стратегия.

В-шестых, ката учит самообороне и защитам от ударов, болевых и

удушающих приёмов, а также против некоторых видов оружия. Как

защититься, поставить блок, уйти с линии атаки и далее выполнить

техническое действие – изучаются в прикладном (боевом) разделе дзюдо и

ката. Не только борьба в захвате, как в спортивном дзюдо, но и прикладной

аспект дзюдо создает интерес и расширяет возможности поединка, учит

теоретическим аспектам боя, для выполнения подходящего технического

действия.

В ката «работают» три главных принципа дзюдо:

1) взаимная помощь и понимание (нравственность и духовность)

2) наилучшее использование тела и духа (максимум эффективности при

минимальной затрате энергии)

3) поддаться чтобы победить (слабый физически может победить

сильного посредством тактики и мастерства)

В ката спортсмены начинают понимать физические законы движения и

силы, и как работает в дзюдо на практике.

Эти законы позволяют строить стратегию и тактику в дзюдо. Они учат

переигрывать противника: тянуть или толкать, теснить или уступать,

напрягаться или расслабляться, выводя вашего противника из равновесия,

сохраняя свой баланс. Это означает, что нужно успеть выполнить приём в тот

момент, пока противник теряет равновесие. Дзюдо – это игра действий и

реакций, в которой победит тот, кто быстрее будет пользоваться и лучше

знать эти законы.

Полное изучение ката включает и такие важные элементы, как

концентрация духа (киай), выбор правильной дистанции (маай), выполнение

подходящего действия в соответствии с теорией боя (риай) и достижение

особого состояния бдительности с целью получения преимущества над

противником (дзан-син). Если технику и приемы дзюдо можно сравнить с

буквами и алфавитом, то ката, в соответствии с данной аналогией,

представляет собой целые слова, основную грамматику и структуру

предложений. Ката – это прочный фундамент изучения и совершенствования

техники дзюдо.



В раздел образования