Напоминание

Роль проектных задач в развитии мышления дошкольников


Автор: Апалькова Татьяна Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №76 Приморского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Роль проектных задач в развитии мышления дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Яковлева А.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №80 Приморского района

Санкт-Петербурга

Роль проектных задач в развитии мышления дошкольников

Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребёнком открывается

окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, прежде

всего в своих играх, ребёнок овладевает предметным миром. Игра является ведущим

видом деятельности в дошкольном детстве. Именно в игре у дошкольников

совершенствуются и развиваются такой психический процесс как мышление.

Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в

современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного

возраста, включая и систему образования дошкольников. Поиск новых вариантов

образования, ориентированного на развитие умственных способностей, актуализируют

внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития мышления. Развитое

мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире,

продуктивно и результативно осуществлять деятельность.

Необходимость развития мышления у детей старшего дошкольного возраста в

первую очередь обусловлена тем, что дети готовятся к поступлению в школу. Уже с

первого класса они начнут изучать сложную для них школьную программу, в которую

включены начальные элементы логики, и детям с неразвитым абстрактно-логическим

мышлением сложно будет усвоить новые знания.

Таким образом, недостаточная сформированность мыслительных приемов снижает

эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов.

Но практическая работа показывает, что целенаправленному формированию

приемов мышления дошкольников в процессе образовательной деятельности уделяется

недостаточно внимания в дошкольном образовании. Недостаточно часто используются

возможности игры, а именно игра как ведущий вид деятельности стимулирует умственное

развитие дошкольника, создает условия для развития мышления.

Возникает противоречие между необходимостью развития мышления

дошкольников в образовательном процессе, с одной стороны, и недостаточной

разработанностью содержания педагогической работы на основе реализации психолого-

педагогических условий в решении этой задачи в ДОУ, с другой стороны.

Из данного противоречия возникает проблема: каким образом построить систему

педагогической работы по развитию мышления старших дошкольников.

Проблемами психического развития в отечественной возрастной психологии и в

педагогической практике занимались многие ученые: Л.С. Выготский, П.П. Блонский, С.Л.

Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, Л.И.

Божович и др.

Необходимость развития мышления у детей старшего дошкольного возраста в

первую очередь обусловлена тем, что дети готовятся к поступлению в школу. Уже с

первого класса они начнут изучать сложную для них школьную программу, в которую

включены начальные элементы логики, и детям с неразвитым абстрактно-логическим

мышлением сложно будет усвоить новые знания. Учитывая обучающую роль игры, задача

взрослого состоит в том, чтобы направить игровое поведение ребёнка в нужное русло,

создать условия, в которых бы ребёнок гармонично развивался играя. Необходимо

подбирать такие игры, которые будут развивать в ребёнке определённые положительные

качества, которые ему понадобятся в дальнейшей жизни.

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи

гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и

психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно

без создания современной предметно-развивающей среды. Одна из важнейших

педагогических задач - создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду.

Педагоги детского сада должны создавать психолого-педагогические условия,

необходимые для развития мышления старших дошкольников. Иными словами, ДОУ

должно располагать потенциальными возможностями для развития мышления детей

старшего дошкольного возраста.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и

взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию

является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с

интеграцией в различных образовательных областях.

Технология проектирования помогает развить творческие способности

дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов.

Будучи включенной, в организованную систему ДОУ, она становится инструментом

саморазвития ребенка.

В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл

инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических

технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру. В современном

понимании метод проектов ни в коем случае не заменяет существующую программу

воспитания и обучения, а лишь дополняет ее.

Проектная деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность

взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках

определенной темы, имеющая социально значимый результат. Это метод педагогически

организованного освоения ребенком окружающей среды.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства

дальнейших целевых действий. Основной целью проектного метода в дошкольных

учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое

определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов,

как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.

Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности

становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность,

целеориентированность и результативность.

Специалисты ДОУ, по утверждению Е.С. Евдокимовой, сталкиваются с

необходимостью решения двух типов проектировочных задач: психолого-педагогических

и социально-педагогических .

Психолого-педагогическое проектирование касается образовательных процессов в

рамках определенного возрастного интервала (в данном случае дошкольного): обучения

(освоения способов деятельности); формирования (освоения совершенной формы

действия); воспитания (взросления и социализации).

Психолого-педагогические задачи решаются методом проектов, который составляет

основу проектного обучения, развития и воспитания дошкольников. Однако для успешной

проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная

подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое методическое и

материально-техническое обеспечение.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной

творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами

исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте :

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с

педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические

опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью

взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению

поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Мышление на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. В старшем

дошкольном возрасте процессу развития мышления детей необходимо уделять особое

внимание, так как именно в этом возрасте ребенок постепенно переходит к новой ведущей

деятельности - учебной. В литературе мышление трактуется по-разному. Развитие

мышления ребенка происходит в ходе его предметной деятельности и общения, освоения

общественного опыта. Для развития мышления у ребенка определяющую роль играет

целенаправленное обучение в игре, правильно организованной развивающей среде и

благоприятном микроклимате в окружении сверстников. Таким образом, Проектирование

представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не

компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная

деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное

влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Прежде всего в ходе проектной деятельности

расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с

выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей — познавательные,

коммуникативные и регуляторные и т.д. Выполнение проекта предполагает формирование

оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств,

определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д. Таким образом,

роль проектных задач имеет большое влияние на развитие мышления дошкольников.



В раздел образования