Напоминание

Методическая разработка создания учебного проекта учениками группы продленного дня


Автор: Поленок Татьяна Витальевна
Должность: воспитатель в группе продленного дня
Учебное заведение: МОУ "Магистральнинская средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: п. Магистральный, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка создания учебного проекта учениками группы продленного дня
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Магистральнинская средняя общеобразовательная школа №2»

Поленок Т.В.,

воспитатель в группе продленного дня

Методическая разработка создания учебного проекта учениками группы

продленного дня

Введение

Данная методическая разработка посвящена проблеме создания учебных

проектов. Эта разработка может быть полезна как педагогам, так и учащимся.

В ней подробно расписаны этапы создания учебного проекта с указанием

действий учащихся и педагога на примере учебного проекта «Сказку слушай,

а к присказке прислушивайся».

В

современном

словаре

педагога

всё

чаще

используются

термины

«проект»,

«проектный

метод»,

«проектная

деятельность»

и

т.д.

В

ряду

профессиональных

компетенций

педагога

появилось

требование

к

формированию

проектировочных

умений

учащихся

таких,

как

умение

выделить проблему, найти способ её решения, поставить цель, спланировать

ход её достижения, проанализировать полученный результат в соответствии с

целью

и

способом

её

достижения,

увидеть

новую

проблему

и

т.д.

Современный

человек

умеет

наблюдать,

анализировать,

вносить

предложения, отвечать за принятые решения, умеет преодолевать конфликты

и противоречия – все эти качества личности формируются при выполнении

учебных проектов.

Учебный

проект

рассматривается

как

«совместная

учебно-

познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая

общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на

достижение общего результаты деятельности» (Е.Н. Ястребцева). Также, с

точки

зрения

учителя,

учебный

проект

можно

рассматривать

как

«дидактическое

средство,

позволяющее

обучать

проектированию,

т.е.

целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы

путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в

определенной ситуации» (Н.Ю. Пахомова).

По мнению Н.Ю. Пахомовой, «метод учебных проектов – это одна из

личностно

ориентированных

технологий,

способ

о р га н и за ц и и

самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи

учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые

методы,

рефлексивные,

презентативные,

исследовательские,

поисковые

и

прочие методики».

На

каждом

этапе

создания

проекта

ставятся

цели

по

формированию

следующих умений и навыков:

- умение поставить цель и задачи проекта;

-

умение

разрабатывать

стратегии

проектирования

с

применением

сетевого планирования;

- навыки системного анализа объекта проектирования;

- навыки по применению различных методов работы с информацией;

-

навыки

оформления

проектов

с

использованием

электронных

библиотек, баз данных, графических редакторов персональных компьютеров,

фото- и видеоматериалов и т.д.;

- умение инновационных решений;

- умение коммуникативных взаимодействий.

Этапы разработки учебного проекта

Работая

с

младшими

школьниками,

для

стимулирования

активной

познавательной

и

развивающей

деятельности

детей

рекомендовано

использовать метод учебных проектов. В данной методической разработке

будет

рассмотрен

пример

создания

проекта

воспитанниками

группы

продленного дня (1 класс) «Сказку слушай, а к присказке прислушивайся».

1)Инициирующий этап. Задачами данного этапа является определение

конкретной, социально значимой проблемы. Учащиеся должны определиться

с темой, уточнить цель и выбрать рабочую группу. На инициирующем этапе

мной была проведена беседа «Все ребята любят сказки», на которой было

рассказано,

что

русские

народные

сказки

имеют

различные

жанры,

но

наиболее распространены бытовые и сказки о животных. Целью этой беседы

было подвести детей к мысли, что все сказки учат чему-либо. Дети были

заинтересованы и удивлены, что даже такая сказка, как «Колобок», известная

им с самого раннего возраста, может нас многому научить, в частности, что

взрослых

нужно

слушаться,

а

непослушание

может

привести

к

непоправимым последствиям. Мной было предложено разобраться более

подробно, чему же нас учит сказка, какой подтекст она несёт. Было решено

совместно создать проект. На занятии была сформулирована тема проекта

(«Сказку слушай, а к присказке прислушивайся»), выявлена проблема, что

каждая сказка несет какое-то благое намерение, предостерегает нас, учит, как

нужно правильно поступать. Было предложено разделиться на две группы,

чтобы расширить объем изучаемой литературы.

2)Основополагающий этап. Задачами является планирование действий

по разрешению проблемы – пооперационная разработка проекта, в которой

приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и

ответственных; определение вида продукта и сроков презентации. На данном

этапе за круглым столом ребята обсудили, с каким жанром будет работать

каждая группа, определили сроки предоставления результата работы группы,

и в каком виде будет предъявлен конечный результат. Каждая группа выбрала

ученика,

контролирующего

работу

группы,

составила

план

действий

с

распределением

ответственных

и

сроков

их

исполнения

(подбор

сказок

согласно

выбранного

жанра,

распределение

сказок

между

участниками

группы, поход в библиотеку, подбор печатных иллюстраций к сказкам или

рисунков, выполненных самостоятельно, подбор мультфильмов, созданных

по мотивам выбранных сказок). Воспитатель на данном этапе наблюдал за

работой групп, помогал в анализе и подборе информации.

3)Прагматический этап. Задачами данного этапа являются исследование

учащихся как обязательное условие каждого проекта; поиск информации,

которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками

проектной группы. Участники на этом этапе выполняли следующие действия:

ученики,

ответственные

за

чтение

сказок,

читали

выбранные

сказки;

участники, ответственные за подбор иллюстраций и мультимедийных файлов

к выбранном сказкам, искали материал в ресурсах интернета, рисовали свои

иллюстрации. В обозначенный срок школьники поделились своим мнением о

прочитанном

материале,

делая

вывод,

какие

проблемные

ситуации

существуют в прочитанных сказках и пути их решения, изучили подобранные

участниками

группы

иллюстрации,

выбрали

наиболее

понравившиеся,

просмотрели

мультфильмы.

Моей

задачей

было

наблюдение

за

работой

групп,

контроль

за

их

работой,

ответы

на

некоторые

затруднительные

вопросы, помощь советом.

4)Заключительный этап. Задачей является получение результата работы

над проектом - продукта, который создается участниками проектной группы в

ходе

решения

поставленной

проблемы.

Группы

собирались

за

круглым

столом, рассказали о проделанной работе, предоставили собранный материал,

рассказали о том, какие они сделали выводы по возникшей проблемной

ситуации, выявляли недостатки в своей работе и пути исправления ошибок.

На основе собранного материала учащиеся оформили презентацию в виде

подбора

слайдов

по

каждой

сказке.

Каждый

отдельный

слайд

содержал

название

сказки,

иллюстрацию

к

ней

и

вывод

о

морали

данной

сказки.

Например, дети сделали следующие выводы по прочитанной сказке «Каша из

топора»: что смекалка может помочь найти выход из любой ситуации, что к

временным невзгодам нужно относиться с юмором, что нужно по-доброму

относиться к людям, которые просят о помощи, а народная мудрость «Скупой

платит дважды» очевидна на примере жадной старухи. На этом этапе я

наблюдала,

советовала,

направляла,

помогала

в

создании

презентации,

корректировала текст.

5)Итоговый

этап.

Задачей

данного

этапа

является

представление

общественности

готового

продукта,

с

обоснованием,

что

это

наиболее

эффективное средство решения поставленной проблемы, т.е. презентация

продукта.

На

уровне

начальных

классов

с

приглашением

гостей

(преподаватели, родители) прошла презентация проекта. В начале защиты

проекта руководители групп представили всех участников. Ребята рассказали

о

проделанной

работе

и

представили

презентацию,

поясняя,

почему

по

каждой

сказке

был

сделан

определенный

вывод

и

какую

практическую

значимость имеет данный проект. На данном этапе моя роль заключалась в

обсуждении

презентации,

подведении

итогов

данного

проекта.

Было

предложено

транслировать

данный

проект

в

ресурсах

интернета,

использовать этот проект в учебно-познавательной работе для следующих

поколений

первоклассников.

По

завершению

защиты

проекта

все

дети,

занятые

в

создании

этой

презентации,

были

награждены

грамотами,

подарками.

Заключение

В

результате

этой

проектной

деятельности

у

воспитанников

ГПД

появилось желание участвовать в создании следующих проектов. Проект –

это

возможность

максимального

раскрытия

творческого

потенциала

учеников. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или

в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу,

показать публично достигнутый результат. Эта деятельность, направленная

на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую учащимися.

Технология

проектной

деятельности

идёт

не

только

на

формирование

всестороннего

развития

личности

ученика,

активизацию

учебно-

воспитательного

процесса,

но

и

на

выявление

талантливых

детей,

формирование навыков публичного выступления.

Использованная литература:

1. Исследовательская

и

проектная

деятельность

учащихся

как

педагогическая

технология:

Материалы

открытой

научно-практической

конференции. – Киров: МОУ «Кировский физико-математический лицей»,

2005.

2. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной

деятельности

учащихся:

Учебно-методическое

пособие

/

Под

ред.

Ю.П.

Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.

3. Осипова

С.И.,

Дулинец

Т.Г.

Основы

педагогического

мастерства:

конспект лекций. – Красноярск, 2008.



В раздел образования