Напоминание

Формирование навыков исполнения арпеджио на гитаре


Автор: Мальцева Галина Владимировна
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МБУДО "Уруссинская детская школа искусств"
Населённый пункт: пгт Уруссу
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование навыков исполнения арпеджио на гитаре
Раздел: дополнительное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ

ИСПОЛНЕНИЯ АРПЕДЖИО НА ГИТАРЕ

Арпеджио («аrpeggio» – от итальянского «аrpа» – буквально «как на арфе») – один

из самых распространённых способов исполнения «разложенных» («ломаных») аккордов

на музыкальных инструментах. В арпеджио звуки аккорда следуют один за другим и

могут

подвергаться

различным

перестановкам.

В

практике

исполнения

на

гитаре

используются различные типы арпеджио – восходящие, нисходящие – и их комбинации,

а также различные их виды – короткие, ломаные и длинные.

Арпеджио как исполнительский приём является одним из основных при игре на

гитаре и, занимая одно из основных мест в гитарной литературе, остаётся объектом

повышенного

внимания

в

педагогической

практике.

Будучи

ярким

выразительным

средством, именно арпеджио позволяет наиболее полно выявить звуковые краски и

технические возможности гитары, особенно в сравнении с другими инструментами,

важнейшим

достоинством

которых

является

исполнение

одноголосных

мелодий,

виртуозных гаммаобразных пассажей и т.п. Не случайно М. Каркасси говорил: «Оно

звучит настолько приятно, что без этого замечательного приёма была бы немыслима игра

на

гитаре»

[1,

9].

Освоение

навыков

исполнения

арпеджио

в

значительной

мере

способствует

формированию

правильной

постановки,

«ощущения»

инструмента

и

выразительности

звучания

гитары.

Проблемам

развития

техники

арпеджио

уделяли

большое

внимание

А.

Сеговия,

Д.

Вильямс,

А.

Карлеваро

и

другие

выдающиеся

гитаристы.

Методика

освоения

этого

приёма

излагается

в

учебных

пособиях

Б.

Вольмана, М. Каркасси, Н. Машоци, Э. Пухоля, В. Яшнева, Szendrey-Karper László.

Освоение навыков исполнения арпеджио начинается с первых уроков в процессе

организации

постановки

правой

руки,

положение

которой

влияет

и

на

качество

звукоизвлечения, и громкость звучания, и тембральную окраску звуков, а также на

скорость исполнения, связанную с подвижностью пальцев. Например, Пухоль говорил:

«От положения правой руки зависит не только качество, сила и разнообразие звука, но и

подвижность пальцев; её действия определяют ритм, экспрессию, нюансы и всю гамму

звучаний, необходимых для художественного исполнения». [3, 77]. Игровые действия

правой

руки

гитариста

определяют

как

ритмическую,

метроритмическую,

динамическую, так и выразительную, художественно-образную сторону исполнения в

целом.

При

разработке

данного

учебного

пособия

автором

были

рассмотрены

три

основных аспекта техники исполнения арпеджио:

1)

арпеджиато – исполняемое большим пальцем правой руки;

2)

арпеджио – исполняемые пальцами i, т, а правой руки;

3)

игровые действия левой руки при исполнении арпеджио.

Целью предлагаемого учебно-методического пособия является рассмотрение путей

совершенствования методики освоения приёма арпеджио на гитаре и систематизация

учебного

музыкального

материала.

Использование

его

в

предложенной

последовательности предполагает:

а)

ознакомление

обучаемого

со

спецификой

звучания

инструмента,

в

основе

которой лежит исполнение гармонических и аккордовых созвучий;

б) формирование посадки и целесообразных постановочных навыков, в которых

исполнение арпеджио является важным формообразующим элементом;

в) формирование уже на раннем этапе обучения навыков исполнения арпеджио с

задействованием всех пальцев правой руки (в отличие от исполнения одноголосия, где

используются один или два пальца);

г) формирование целесообразной постановки левой руки, в которой округлённые

пальцы не мешают звучанию соседних струн;

д) формирование навыков слухового восприятия качественного звукоизвлечения

(чистоты звука, артикуляционной точности) и освоения навыков контакта пальцев со

струной («ловить» струну);

е)

формирование

навыков

чтения

с

листа,

в

которых

аккордовая

фактура

охватывается взглядом сразу, от нижнего звука до верхнего;

ж)

формирование

аппликатурных

стереотипов

правой

руки

при

исполнении

арпеджио.

На первых уроках ученику следует дать понятие о традиционных обозначениях в

нотном тексте пальцев правой руки, совершающих игровые действия: большой палец р

(pulgar), указательный i (indice), средний т (medio), безымянный а (anular). Достаточно

поставить эти пальцы (р, i, т, а) соответственно на

струны, чтобы

получить правильную и естественную позицию правой руки при игре на гитаре.

«Кисть правой руки со свободно округлёнными пальцами устанавливается над

струнами. Запястье не должно «проваливаться» или выгибаться наружу. Большой палец

(р) отставляется несколько в сторону, чтобы у каждого пальца было достаточно игрового

пространства. Пальцы – указательный (i), средний (т) и безымянный (а) – стоят на

струнах. При взгляде сверху пальцы р и i образуют фигуру, называемую «крест

Сеговии» [2, 10].

Организация предпосылок формирования игровых навыков правой руки

В авторской программе В. Мельниченко и Т. Косарева указывается: «Так как от

постановки правой руки и развития игровой техники пальцев зависит исполнительская

свобода игрового аппарата гитариста в целом, качество звукоизвлечения, координация

обеих рук (что исключительно важно для исполнения сложных полифонических фактур)

и многое другое, то, несомненно, на начальном этапе обучения необходимо уделять

особое внимание развитию исполнительской техники правой руки» [2, 10].

Авторы

указанной программы предлагают на начальном этапе обучения, в целях организации

посадки, формирования постановочных навыков и в целом привыкания к инструменту,

использовать упражнения без извлечения звука. В таких упражнениях, направленных на

отработку предпосылок игровых действий пальцев правой руки, используются только

открытые

струны.

Это

делает

необязательным

знание

нот

и

позволяет

учащемуся

сосредотачивать внимание на организацию правильной постановки и формирование

навыков игровых действий пальцев правой руки.

Упражнения

без

извлечения

звука

целесообразно

осваивать

в

следующей

последовательности:

1.

Пальцами р i

т

а поочерёдно отрабатывается навык натяжения струн (до

соседней)

в

равномерном

движении.

На

счёт

«раз»

палец

стоит

на

струне

в

расслабленном состоянии, на счёт «два» – натягивает струну. Каждый палец натягивает

струну по четыре раза. Остальные пальцы не касаются струн.

2.

Такое же упражнение со счётом вслух, но при этом все пальцы стоят на

струнах.

3.

Натягивание двух струн одновременно выполняется разными парами пальцев:

i m i p p p p p p

m а а i m a i m i

m a a

4.

Натягивание четырёх струн пальцами р, i, т, а одновременно.

Эти

упражнения

развивают

силу

и

независимость

пальцев

правой

руки

и

оказывают значительное влияние на формирование навыка звукоизвлечения в арпеджио

на определённых струнах каждым пальцем.

Формирование навыков звукоизвлечения на гитаре

Работа по формированию и развитию навыков звукоизвлечения (чему посвящены

упражнения с извлечением звука) является одним из важнейших компонентов не только

начального,

но

и

всего

периода

обучения

гитариста,

поскольку

с

этим

навыком

теснейшим образом связаны все стороны исполнительского мастерства. «Недостаточное

внимание к качеству звукоизвлечения тормозит как художественное, так и техническое

развитие исполнителя. И наоборот, творческий рост исполнителя заметно ускоряется,

когда он начинает овладевать культурой звукоизвлечения. Необходимо отметить, что

работа над звукоизвлечением способствует также развитию слуховых представлений

обучаемого. Поэтому с первых уроков педагог должен учить ребёнка вслушиваться в

звучание

инструмента,

добиваясь

ощущения

высоты

звуков,

их

тембра,

продолжительности и громкости» [3, 36].

Каждому

исполнителю

присущ

индивидуальный

характер

звукоизвлечения,

который зависит от многих факторов, в том числе от качества инструмента и

струн,

наличия или отсутствия ногтей, качества их заточки и т.д. Но главным фактором является

слуховое представление глубокого, насыщенного звука, на выработку которого должно

быть направлено постоянное внимание в процессе обучения.

Основные условия звукоизвлечения на гитаре заключаются в следующем:

а)

пальцы р , i, т, а устанавливаются на струны и плотно контактируют с ними

самыми кончиками пальцев (ближе к ногтю). Такое их положение необходимо для

достижения лёгкости звука;

б) для извлечении звука пальцы р, i, т, а должны одновременно натянуть струну и

отпустить её (наподобие тетивы лука). Это придаёт звуку упругость и силу;

г)

игровые

действия

пальцев i,

т,

а

следует

осуществлять

от

основного

(ближайшего к кисти) сустава;

д) движение пальца, подтягивающего струну и извлекающего звук, производится в

направлении находящейся выше соседней струны (или, говоря иначе, в направлении

кисти). Тогда колебания звучащей струны будут происходить параллельно верхней деке.

Упражнения

с

извлечением

звука

целесообразно

осваивать

в

следующей

последовательности:

1.

Пальцы р, i, т, а поочерёдно извлекают звук в равномерном движении. На счёт

«раз» палец осуществляет контакт со струной, на «два» – подтягивает её, на «три» –

отпускает. Остальные пальцы не касаются

струн.

2.

Такое же упражнение со счётом вслух. Пальцы р, i, т, а поочерёдно извлекают

звук в равномерном движении. Остальные пальцы стоят на струнах.

«При исполнении данных упражнений для правой руки, левая рука должна быть

опущена. Это помогает формированию навыка уверенного удерживания инструмента без

поддержки левой рукой» [2, 13]. В. Мельниченко и Т. Косарева предлагают нотный

материал, предназначенный для формирования основных навыков звукоизвлечения на

гитаре, скомпонованный в трёх разделах-блоках, в которых использованы:

а) простые варианты арпеджио (№№ 1-15, с. 8);

б) более сложные одноголосные варианты арпеджио (№№ 6-32, с. 8-9);

в) варианты арпеджио в сочетании с интервалами (№№ 33-51, с. 9).

Эти упражнения можно исполнять тремя способами:

1)

пальцы р , i, т, а стоят на струнах в расслабленном состоянии до начала

извлечения звука. Этим способом рекомендуется исполнять восходящие арпеджио или

арпеджиато;

2)

приём стаккато. Пальцы р, i, т, а стоят в расслабленном состоянии на струнах

и

после

активного

извлечения

звуков

мгновенно

возвращаются

на

свою

струну.

Движение должно быть очень кратким, импульсивным;

3)

в момент исполнения обозначенной ноты происходит подготовка к извлечению

звука следующего пальца – опора на струну («ловит струну»). Остальные пальцы не

касаются

струн.

Этот

способ

даёт

возможность

исполнять

арпеджио

(особенно

в

нисходящем

направлении)

в

быстрых

темпах

без

потери

уровня

громкости

и

при

сохранении

однородности

тембра

звучания.

Во

время

исполнения

этим

способом

возникают ощущения качественного контакта любого пальца со струнами.



В раздел образования