Автор: Виниченко Валентина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: "Детский сад №2 "Колосок"
Населённый пункт: город Нефтеюганск
Наименование материала: проект
Тема: "Азбука здоровья"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Нефтеюганска «Детский сад №2 «Колосок»
Проект
«Азбука здоровья»
Ответственный за организацию проекта
воспитатель: Виниченко В.С.
г. Нефтеюганск 2017
Содержание:
1.Паспорт проекта………………………………………………………….. 3
2.Содержание этапов проекта………………………………………………7
3. Заключительная часть…………………………………………………….12
4. Приложение 1
5. Приложение 2
6. Приложение 3
7. Фотоотчет
Паспорт проекта.
Актуальность:
Здоровье человека - одна из глобальных научных проблем в
мире, которая остаётся крайне острой, требующей
серьёзного осмысления и решения. Именно поэтому, задачи
здоровье сбережения россиян решаются сегодня на
государственном уровне и находят отражение в
приоритетных национальных проектах РФ. Формирование
здорового поколения - одна из стратегических задач страны.
В последнее десятилетие во всём мире наметилась
тенденция к ухудшению здоровья детского населения.
Экологические проблемы, различные бытовые факторы,
химические добавки в продуктах питания, некачественная
вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с
неудовлетворительным экономическим положением - лишь
некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье
дошкольника. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья
детей физически зрелыми рождаются не более 14%, 60%
детей от 3 до 7лет имеют функциональные отклонения в
состоянии здоровья и только 10% детей приходит в школу
абсолютно здоровыми. Исследованиями Отечественных и
зарубежных учёных давно установлено, что здоровье
человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения
и более чем на 50% от образа жизни человека. Данные
анкетирования родителей позволили сделать вывод, что, а
здоровье пока ещё не стоит на первом месте в иерархии
потребностей человека ( только 35% родителей считают, что
свой образ жизни можно назвать здоровым). Многие
родители не служат для ребёнка положительным примером,
часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают
просмотры телепередач и компьютерные игры закаливанию
и физическим упражнениям. А ведь именно взрослые
формируют физическое здоровье ребёнка. Исходной
возрастной точкой формирования здорового образа жизни
принято считать школьный возраст. Однако анализ практики
дошкольного образования в ДОУ и семьи убеждает в том,
что становление культурно-гигиенических навыков,
культуры поведения за столом, во время приёма пищи,
приобретение навыков соблюдения режима дня, приобщение
к активному образу жизни, освоение здоровье сберегающих
правил, культуры внешнего вида происходит задолго до
школы, начиная с раннего возраста.
В соответствии с федеральными государственными
требованиями к структуре основной общеобразовательной
программе дошкольного образования (приказ МО РФ от 23
ноября 2009 года № 655), воспитание и развитие детей
осуществляется через реализацию содержания программы
по образовательным областям, одна из которых "Здоровье",
значимость которой для развития личности ребёнка
обусловлена, как ценностью здоровья, так и необходимостью
освоения с самого рождения культуры здоровья,
представляющей совокупность целостного отношения
человека к здоровью, его сохранению и укреплению на
уровне себя и общества в целом. Учитывая выше
изложенные факты возникла необходимость поиска новых
эффективных форм, методов и средств обучения и
разработке проекта по формированию здоровье сберегающей
компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Результатом работы стало разработка программы «Азбука
здоровья», направленная на формирование у старших
дошкольников здоровье сберегающей компетентности.
Тип проекта: познавательный
Продолжительность проекта: краткосрочный
Срок реализации проекта: 02.04.2018-06.04.2018г.
Руководитель проекта: Виниченко В.С.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей
группы, родители (законные представители)
Проблемная
ситуация
Перед дошкольным учреждением стоит задача сохранять и
укреплять здоровье детей, воспитывать их сильными и
выносливыми
Таким образом, в целях объединения оздоровительных,
экологических факторов целесообразно создать «Азбуку
здоровья».
Тема проекта
«Азбука здоровья»
Цель проекта
Формирование у воспитанников интереса и привычки к
здоровому образу жизни посредством природных факторов:
солнце, воздух, вода.
Задачи
проекта
Закрепить у детей понятие о здоровье как главной
ценности человеческой жизни.
• Формировать у детей представление о здоровом образе
жизни: правильном питании, закаливании, пребывании
на свежем воздухе, соблюдении правил личной гигиены,
о значении физических упражнений.
• Учить детей активно участвовать в заботе о своем
здоровье: знать и осознанно выполнять несложные
приемы оздоровления (закаливание водой, гимнастика
для глаз, дыхательная гимнастика, витаминотерапия);
прививать любовь к физическим упражнениям и
подвижным играм на воздухе.
Новизна
проекта
Для достижения поставленной цели спроектирована
система работы в форме проекта по формированию
здоровьесберегающей компетентности детей старшего
дошкольного возраста средствами познавательно -
исследовательской деятельности.
- Одним из важнейших принципов представленной
системы является деятельностный подход. Он позволяет
организовывать познавательную деятельность
воспитанников в системе непрерывного образования,
системно и надёжно формировать спектр универсальных
способностей и интегративных качеств личности,
составляющих готовность к саморазвитию.
- Один из современных подходов представленной
системы в соответствии с ФГОС- задачный подход, который
требует от ребёнка умение использовать имеющиеся знания,
умения, навыки, анализировать, оценивать и объяснять
результат предложенного им решения. Ядро задачи -
проблемный вопрос, решая который ребёнок становится
созидателем, обретает позицию деятеля, преобразователя,
что крайне важно для современных детей.
- Представленная работа составлена с
учетом принципа интеграции, который позволяет совместить
решение задач по формированию здоровье сберегающей
компетентности во всех образовательных областях как
содержательная часть любой области, и как средство
оптимизации форм и методов детской деятельности, детской
жизни, целостного образовательного процесса в ДОУ в
соответствии с ФГОС к условиям реализации основой
общеобразовательной программы дошкольного образования
Принципы
реализации
Принцип научности: отбор содержания образования в
соответствии с современным уровнем развития науки и
проекта
техники; формирование умений наблюдать и анализировать,
обобщать, экспериментировать, делать выводы, рассуждать,
рассказывать и т.д.
Принцип доступности и нарастающей трудности:
правильный переход от близкого к далекому, от легкого к
более трудному, от известного к неизвестному. Учет уровня
развития каждого воспитанника и индивидуальной скорости
продвижения при овладении новыми знаниями и умениями.
Принцип системности и последовательности
заключается в передаче нового материала в неразрывной
последовательности, чтобы все сегодняшнее закрепляло
вчерашнее и прокладывало дорогу для завтрашнего (Я.А.
Коменский).
Принцип демократизации: индивидуально-
ориентированный характер образовательного процесса;
взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии
педагогов и воспитанников; вовлечение родителей (родители
равноправные участники педагогического процесса) в
организацию жизнедеятельности воспитанников в ДОУ.
Предметно - средовый принцип: организация среды,
соответствующей потребностям деятельного ребенка.
Пространство группы организуется в виде зон (центров,
уголков), оснащенных большим количеством развивающих
материалов. Все предметы доступны детям. Оснащение
центров изменяется в соответствии с тематическим
планированием образовательного процесса.
Принцип учета возрастных особенностей.
Принцип взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и
семьи.
Формы
-совместная деятельность в режимных моментах;
реализации
проекта
-самостоятельная поисковая деятельность;
-творческая деятельность в малой подгруппе;
-совместная деятельность родителей и детей.
Ожидаемый
результат
Воспитанник:
-имеющий представление о здоровом образе жизни,
- имеющий представление о пользе фруктов и овощей,
-умеющий вовлекать родителей в совместную деятельность.
Содержательная часть
Этапы работы
Подготовительный этап
Сбор информации по теме:
Подбор аудио – и видеоматериала;
Подбор художественной литературы;
Подбор дидактического материала;
Подбор загадок по теме;
Планирование работы с детьми в воспитательно – образовательном
процессе по данной теме;
Основной этап (этап реализации проекта)
1 неделя.
Понедельник.
1.Беседа «Я и моё тело»
2. Презентация: «Как устроен человек? »
3. Сюжетно - ролевая игра «Больница»
4. Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Вторник
1. Рассматривание плаката «Строение
тела человека»
2. Беседа «Микробы и вирусы»
3. Дидактическая игра «Предметы личной гигиены»,
«Небылицы от Незнайки»
4. Пальчиковая гимнастика «Моем руки чисто - чисто»
Среда
1. Чтение художественной литератур «Девочка чумазая», К. И. Чуковский
«Мойдодыр»
2. Беседа «Чтоб кусался зубок»
(Познакомить детей со строением зубов,
способами ухода за ними)
3. Рассматривание плакатов
«Личная гигиена»
Четверг
1. Беседа «Витамины и полезные
продукты» (рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья
человека)
2. Разучивание стихотворений, отгадывание загадок
3. На прогулке «Лыжная эстафета»
4. П/и – эстафета «Витаминная семья»
Пятница
1. .Продуктивная деятельность «Овощи и фрукты – полезные продукты»
2. Инсценировка по стихотворению Ю.Тувима «Овощи»
3. Д/и: «Полезная и вредная еда».
Работа с родителями.
1. Консультация на тему «Полезные продукты для ребенка»
2. Беседа на тему «Спорт залог здоровья».
Заключительный этап (этап презентации проекта)
1.Конкурс рисунков.
2.Презентация здоровья залог, хорошего настроения.
3.Коллаж Азбука здоровья.
Заключительная часть
1.
Оценочно – рефлексивный этап.
По результатам наблюдений и совместной организованной деятельности
можно сделать вывод, что у детей сформированы:
- представления о здоровом образе;
- представление о пользе фруктов и овощей;
2.
Вывод.
Таким образом, в результате проведенной поисковой работы дети получили
обширные знания о здоровом образе и о том как сберечь свое здоровья о
разнообразных фруктах и овощах которых много полезных витаминов.
Кроме того, ребята испытали огромную радость принимая участие в
совместных мероприятиях (коллажа и стенгазеты и т. д.) Многие родители
активно принимали участие во всех мероприятиях организованных
совместно с педагогами, что способствует повышению эффективности детско
- родительских отношений.
Приложение 1
Загадки о гигиене.
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло.)
Мойдодыру я родня,
Отверни-ка ты меня,
И холодною водою
Живо я тебя умою. (Кран с водой.)
До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый.
На полу не видно луж,
Все ребята любят ... (душ).
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Гребешок.)
Грязнулю всегда выручает ... (вода).
Зубов много, а ничего не ест. (Расческа.)
У нее с утра дела:
Чистит зубы добела. (Зубная щетка.)
Светленько, чистенько,
Посмотреть любенько. (Зеркало.)
Не стукнет, не брякнет,
А ко всякому подойдет. (Сон.)
Резинка Акулинка пошла гулять по спинке,
И пока она гуляла, спинка розовою стала. (Мочалка.)
Рассказ воспитателя:
Вести здоровый образ жизни — это значит каждый день заниматься
спортивными упражнениями, правильно питаться и гулять на свежем
воздухе. Все эти перечисленные факторы добавят всем здоровья, силы и
бодрости. Все, кто занимается спортом, живут намного дольше своих
ровесников.
Питание по режиму улучшает жизнедеятельность организма. Прогулки на
свежем воздухе очень полезны. Каждый человек всегда желает быть
здоровым — это нормальное явление. Понятие здоровье — не только
биологическое, но и социальное. Крепкое здоровье — это всегда хорошее
настроение. Для того чтобы здоровье укреплялось, используют много
процедур, к примеру – водную процедуру. Эта процедура предохранит
организм от многих простудных болезней.
Когда человек следит за своим здоровьем, то всегда имеет большое
количество плюсов. Ему известно, что не стоит вредить своему здоровью.
Здоровые люди высокие, красивые, имеют большую массу и объем грудной
клетки, развитые мышцы и жизненная ёмкость лёгких у них больше. Для
поддержки здоровья человека основное значение имеют: образ жизни и
условия труда. А все данные условия жизни человека определяют
общественным социальным строем.
Приложения 2
Рассказ об истории возникновения здорового образа жизни.
«Здоровье — это гармония и баланс
между различными сторонами человеческой природы, окружающей
действительности и образа жизни…»
Гиппократ
.Хочу вести здоровый образ жизни…
С завидной регулярностью почти каждый из нас обещает себе заняться
здоровым образом жизни. Мы ищем информацию в интернете, покупаем
книги, смотрим передачи и, как правило, понимаем, что это все так сложно,
на это нужно потратить много сил и времени, а мы так устаем на работе, у
нас множество домашних и общественных дел.… И мы возвращаемся к
привычному образу жизни, решив для себя, что в следующий раз точно
начну.
Возможно у Вас все по-другому, но у меня было именно так. Пока я не
поняла одну простую вещь:
Не обязательно резко перестраивать свой жизненный уклад и переходить
на сложные системы оздоровления. Главное начать!!! Сделать
маленький шажок в сторону здоровой жизни. Даже совсем небольшое
изменение в этом направлении делает нас здоровее и тем самым
продлевает нам жизнь. А когда это, пусть самое незначительное,
действие войдет в привычку, сделать еще шажок, и так далее.
Именно поняв что, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – ЭТО ЛЕГКО, я незаметно
для себя маленькими шагами преодолела большую дистанцию на пути к
здоровью, как физическому, так и психологическому.
На страницах этого сайта я хочу поделиться с Вами своим опытом, опытом
других людей, мнениями врачей и специалистов в различных областях,
помогающих человеку быть здоровым и счастливым.
Сайт разделен на 6 основных разделов – составляющих здорового образа
жизни (ЗОЖ):
• Правильное питание
• Гигиена
• Движение, физкультура и спорт
• Закаливание
• Здоровый сон
• Отказ от вредных привычек
Путь к здоровому образу жизни все начинают по-разному, и как правило, с
того, что человеку легче всего сделать. Для кого-то это добавление в рацион
питания полезного продукта, для других – нормализация сна, третьим,
возможно, проще начать с закаливания.
Приложение 3
Почему быть здоровым, здорово?
Быть здоровым - замечательно, но непросто. Здоровье – ключевая ценность
для любого человека независимо от его местожительства. Во все времена
ценилась гармония духа и тела. На Руси говорили: «Здоров будешь - все
добудешь!».
Несомненно, состояние здоровья в большей степени зависит от самого
человека. Людей, ведущих нездоровый образ жизни, можно разделить на
несколько групп:
-«непросвещенные» (у них отсутствуют знания);
-«парадоксальные» (знают, что поступают неправильно, но считают, что
обстоятельства не позволяют им изменить свой образ жизни;
-«рабы обыденного сознания» (считают, что это может повредить кому-то, но
не им);
-«упрямцы» (сознательно не желают следовать правилам).
К ухудшению здоровья приводят: употребление алкоголя, табака, наркотиков,
нарушение режима дня, самолечение. В тоже время, культурное отношение к
себе, к своему здоровью, к природе и окружающим людям, двигательная
активность, любовь к спорту, преодоление вредных привычек создают основу
для здорового образа жизни.
Сегодня быть здоровым – это модно!
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого
человека от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое
надо бороться. Здоровье человека более, чем на 50% зависит от образа жизни.
С раннего возраста необходимо вести активный, здоровый образ жизни,
закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной
гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии
здоровья.
В жизни каждого человека есть слабости, которые приходится
преодолевать. Разрушение всего отрицательного – это не отказ от себя, а
преодоление дурного в себе, освобождение в своем внутреннем мире места
для интенсивного развития положительных качеств.
Просвещайтесь, читайте книги, статьи, смотрите телепередачи, где
пропагандируется здоровый образ жизни. Живите радостно и увлеченно,
тогда все негативное, а также болезни покинут вас. Учитесь радоваться
жизни – хорошей погоде, встрече с интересным человеком, успехам в работе.
Учитесь каждый день считать счастливым. В сущности, так мало надо для
счастья – здоровье близких, интересная работа, хорошие друзья и мирное
небо над головой. Счастье – это наше внутреннее состояние. Привычка
настраивать себя на положительное восприятие жизни дает хорошее
настроении и, значит, и здоровье.
Каждый из нас в состоянии воспитать в себе умение радоваться жизни. А
причина для радости всегда найдется. Помните! Здоровье – это праздник,
который всегда с тобой!
Приложение 4
Как сохранить здоровья.
Процесс сохранения здоровья и укрепления иммунитета ребенка в
дошкольном возрасте является решающим этапом формирования здоровой
личности. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от
которого, по сути, зависит дальнейшая жизнь маленького человека. Поэтому
ведение ЗОЖ в детском саду играет важнейшую роль в развитии ребенка.
Результаты недавних исследований четко показали тенденцию ухудшения
физического и психического здоровья детей. Дети, после детского сада,
приходят в школу неготовыми даже к незначительным нагрузкам. Наверняка,
вы и сами часто встречали информацию в СМИ о достаточно частых случаях
резко плохого самочувствия или даже летального исхода на уроках
физической подготовки.
Кроме этого, ученые отмечают, что детский организм должен развиваться в
максимально идеальных условиях. Поэтому они настоятельно рекомендуют
покупать для них исключительно качественную продукцию: средства личной
гигиены, питание, игрушки, посуда, витамины, лекарственные средства.
Здоровый образ жизни в детском саду
Дошкольный возраст — один из самых коротких в жизни человека. До 7 лет
человек проходит большой этап своего развития, который больше не
повторится за всю его жизнь никогда.
Формирование любви к здоровому образу жизни, к полезным привычкам,
сохранение и укрепление здоровья — это основные задачи учреждения, где
ребенок проводит максимальное количество времени, — в детском саду.
Оздоровление воспитанников детских садов должно проводиться силами не
одних лишь педагогов, воспитателей, психологов. Это большая цепочка, куда
обязательно должны подключаться родители и работать в тандеме с
педагогами.
На здоровый образ жизни детей должны делать ставку, в первую очередь, их
родители.
10 условий здоровья
1.Пребывание на свежем воздухе.
2.Разнообразие питания в детском садике (овощи, фрукты, каши, молочные
продукты) без любого принуждения.
3.Закаливание детей.
4.Неограниченность в движении и познавании предметов.
5.Навыки личной гигиены. Лучше всего подать личный пример (уход за
зубами дважды в день, мытье рук, подмывание, купание, смена белья).
6.Физические нагрузки. Конечно же, тут лучше не дублировать такие формы
активности как бег, прыжки и т.д. Это все присуще самому ребенку без
посторонней помощи. Зарядка, гимнастика, танцы, всевозможные эстафеты,
активные игры — это все аспекты ЗОЖ, применяемые в детском саду.
Поэтому крайне плохо, если в выходной день такая позиция теряется.
Нехорошо показывать, что отдых может заключаться в том, чтобы лечь на
диван или долго спать. Физические упражнения дают возможность научиться
управлять свои телом. Они приводят к улучшению аппетита и нормализации
обмена веществ.
Планировка и соблюдение режима дня в детском саду. Рациональный режим
помогает работать всем органам также согласно режиму. День стоит
потратить на естественные нужды (сон, пища) и вовлекать в различные
трудовые процессы, помогать освоить навыки.
Спокойствие. Здесь можно выделить 2 аспекта. Спокойствие должно царить в
семье и сохраняться в детском саду. Ребенок должен знать, что дома его ждут
и любят, тогда он сможет справиться с любой задачей. Что касается
дошкольного учреждения, то для мира и покоя существует психолог, который
поможет разрешить сложные ситуации.
Развивающие игры, интересные рассказы о хорошем и плохом с подведением
итогов. Кроме игр для физического развития, играйте в игры для развития
памяти.
Некоторые детские сады проводят беседы с родителями и совместно
выбирают оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение
здоровья. Это действительно показывает связь и контакт в цепи детский сад-
родители. Не стоит забывать, что само дошкольное учреждение проявлять
постоянную инициативу не может, на многое ему требуется разрешение и
одобрительный взгляд родителей.
Литература:
1.Алябьева Е. А. Игры для детей 4–7 лет; развитие речи и воображения.
Москва, 2009 г.
2.Алябьева Е. А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками.
Москва. ТЦ Сфера, 2004 г.
3.Блинкова Г. М. Занятия..Познавательное развитие детей 5–7 лет. Москва.
2010 г.
4.Вахрушев А. А. Кочемасова Е. Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для
дошкольников. Москва, 2003 г.
5.Галанов А. С. Игры, которые лечат. Москва, ТЦ Сфера, 2006 г.
6.Зайцев Т. К. Уроки Айболита. СПб. 2003 г.
7. Иванова А. И. Человек. Естественно-научные эксперименты в детском
саду. Москва. 2010 г.
8.Кулик Г. И. Серженко Н. Н. Школа здорового человека. Москва. ТЦ Сфера,
2010 г.
9.Каркушина М. Ю. Зелёный огонёк здоровья. Москва. 2009 г.
10.Люцис К. Азбука здоровья в картинках. Москва. Русское
энцеклопедическое творчество. 2004 г