Автор: Артемчук Елена Садировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №504
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация работы учителя с детьми с ОВЗ в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Статья
Организация работы учителя с
детьми с ОВЗ в начальной школе
Выполнил : учитель начальных классов
Артемчук Елена Садировна
2018-2019уч.год
Одной из перспективных задач развития системы образования является создание
образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного
образования детей с ограниченными возможностями.
Дети с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)- это дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне
специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно
неоднородна. Это определяется, прежде всего тем ,что в нее входят дети с
разными нарушениями развития. Самым главным приоритетом в работе с
такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики
и здоровья каждого ребенка.
Организация обучения детей с ОВЗ в школе вызывает множество вопросов у
педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со
здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие
полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей?
В последние годы в России, к сожалению, возросло количество детей с
отклонениями в здоровье. В зависимости от нарушений выделяют : детей с
нарушением слуха; с нарушениями зрения; с нарушениями речи; с нарушениями
интеллекта; с задержкой психического развития; с нарушениями опорно-
двигательного аппарата ;с множествами нарушениями.
И хотелось бы, подробнее остановиться на детях с задержкой психического
развития (ЗПР). Нет ничего удивительного в том, что дети с ЗПР есть в каждой
школе, а уже и в каждом классе. Вот только с ростом количества таких
учеников ,у педагогов остаётся неизменным вопрос : а как их учить? Ведь с
обычной программой они не справляются…
Слово «задержка» говорит само за себя : при ней ребёнок лишь задержался в
освоении некоторых школьных дисциплин, в развитие каких-либо психических
функций. При хорошей педагогической, медицинской, психологической помощи
они могут «
догнать» своих сверстников и учиться дальше «
как все».
Главная задача для учителя состоит в том, чтобы создать такие условия, которые
помогут наверстать то, что по каким-либо причинам упущено, раскрыть таланты
и способности у этих детей.
Какие же нужны условия и что именно для этого нужно делать?
1.
Найти в литературе либо в сети интернет информацию об особенностях
детей с ЗПР и тщательно её изучить. Чтобы знать, что требовать от
ребенка, а что ему будет не под силу. Что бы создавать для него ситуации
успеха, которые придадут ему силы и желание учиться дальше,
преодолевать трудности.
2.
Следующий главный шаг – это составление для этого ученика
адаптированной образовательной программы (АОП). Прежде чем её
создать, нужно провести педагогическую диагностику и выяснить глубину
пробелов в знаниях, причины этих пробелов, а также выявить
«западающие » психические функции.
3.
Следующий важный момент – в оказании помощи ребёнку должно
участвовать много людей : не только учитель, но и «узкие специалисты»,
учителя предметники, медицинские работники, родители… Большая роль
принадлежит учителю – логопеду, педагогу-психологу, учителю-
дефектологу, т.к. корень проблем с учёбой очень часто в недостаточном
развитии психических функций и речевых нарушениях.(Например,
ребёнок может не понимать геометрию потому, что у него не
сформированы пространственное восприятие и мышление, а не по тому,
что плохо её учит.)
4.
Огромное значение имеет и то, что родители ни в коем случае не должны
оставаться в стороне. Во-первых, именно они-главные и первые
воспитатели и учителя ребёнка, с ними ребёнок проводит большую часть
времени, а во-вторых, педагогам просто не успеть без участия родителей
«нагнать» с обучающимся то, что было упущено и не усвоено.
5.
Ещё один из ключевых моментов- в оказании медицинской помощи
ребёнку. Врач-психиатр и врач-невролог могут назначить медицинские
препараты, способные стимулировать созревание определённых областей
коры головного мозга. Поэтому, стоит приложить все силы, чтобы убедить
родителей регулярно наблюдаться с ребёнком у этих специалистов.
Так как же, учить ребёнка с ЗПР в условиях класса? Ответ и прост , и сложен
одновременно : применяя индивидуальный и дифференцированный подход. Что
это значит? Учителю необходимо уделять для него на уроке отдельное время и
особое внимание. Учитель должен обладать качествами, которые присущи
заботливым родителям, специалистам разных профессий : психологам,
психотерапевтам и др. Например, объяснить задание или тему ещё раз, когда
остальные дети уже приступили к выполнению задания(упражнения) и
работают самостоятельно. Объяснить ему непонятный материал или новую тему
несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более
подробно, с использованием наглядных материалов. Давать несколько другие
задания, которые ему в данный момент по силу ( например на карточках).
Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была
возможность увидеть и услышать образец ответа. Разрешить ему при ответе,
при выполнении заданий пользоваться вспомогательными материалами:
таблицами, памятками, алгоритмами, схемами, планами и т.п. В общем, это
означает для учителя большую предварительную, подготовительную работу, но
только так возможно получение результата в обучении детей с подобными
проблемами.
Очень частый вопрос, который волнует учителя, обучающего детей с ЗПР,
касается их оценивание : какими критериями пользоваться при выставлении
отметки? С чем или с кем сравнивать их уровень знаний и умений? Можно ли
ставить положительные оценки «за работу», «за старание» или «чтобы не обить
желание учиться»? Обучающиеся с ЗПР вполне могут усваивать
общеобразовательную программу ( если им оказывается всевозможная помощь),
поэтому не надо им ставить повышенные отметки из жалости. Оценивать их в
соответствии с той адаптированной программой, которую для них создал
учитель.
Критерии оценки остаются теми же, что и для всех остальных учеников, но
необходимо учесть несколько условий.
Первое- опираться на содержание учебного материала , которое в данный
момент осваивает данный ученик, и на его возможности.
Например, весь класс уже учится делать морфологический разбор
существительного, а это ребёнок ещё только начал изучать тему «Определение
склонения существительного»; естественно ему ставить отметки по результатам
освоения именно этой темы. Или весь класс за урок решил десять примеров и
три задачи, а этот ученик успел справиться с пятью примерами и одной задачей-
ставить ему отметку за качество выполнения, а не за количество.
Второе- не требовать и не ждать от ребенка с ЗПР повышенного уровня знаний :
пусть он успеет понять и запомнить хотя бы обязательный минимум или так
называемый «средний уровень».
Третье- сравнивать достижения такого ребёнка с его уже успехами некоторое
время назад ( в прошлый раз в словарном диктанте было 5 ошибок, и тебе
поставили «2», а в этот раз 4 ошибки и в очень трудных словах- поэтому сегодня
могу поставить уже «3»).
Четвертое- если всё же хочется с помощью отметки «поддержать» ребёнка,
делать это редко, иначе он привыкнет к «халяве» и будет считать, что можно
учиться без старания, не прикладывая особого усилия. Не «натягивать» оценки-
смысл помощи детям с ЗПР совсем не в этом! Главное научить их получать
заслуженные хорошие отметки!
Бывает так, что у ребёнка с ЗПР настолько запущен учебный материал,
настолько много пробелов в знаниях, что при всём желании справиться с этим
почти невозможно. В таком случае наилучший выход-повторное обучение в
этом же классе. Это даст ученику дополнительное время, чтобы наверстать
упущенное, и тогда учиться будет намного легче.
Учебный процесс можно организовать по традиционной системе.
Определить для себя следующие принципы :
- индивидуальный подход к каждому ученику;
- предотвращение наступления утомляемости(проведение физминуток,
зрительной гимнастики);
- ежеурочное использование наглядности с целью активизации познавательной и
речевой деятельности;
- максимальная опора на игру, как пока ведущую роль деятельности ребёнка;
- стимулировать познавательный интерес различными приёмами
занимательности (задачами с элементами игры, занимательными упражнениями,
загадками, задачами-шутками, элементами театрализации и т.п.);
-максимальное использование слухового, зрительного анализаторов;
- проявление педагогического такта(поощрение за малейшие успехи, помощь
каждому ребёнку);
Главное в работе учителя- не навязывать ребёнку (детям) своего мнения о
решении поставленной проблемы, а дать ему возможность высказать свою точку
зрения, послушать мнение соседа, и в беседе найти правильное решение.
Также на уроке играет важную роль-это эмоциональный настрой.
Работа с такими ребенком (детьми) требует большого внимания, терпения,
настойчивости и веры в то, что всё получится. Этим качествам стараться учить и
родителей. Дать им понять, что они ответственны за успешное образование
своего ребенка. Часто родители стараются что-то сделать для своего ребенка,
имитируя быстрый внешний успех: то рисунки нарисуют за детей, то сами
выполнят поделку, а то и напишут в прописи целую строку и т.п. Такая помощь
на самом деле только мешает и не даёт положительных результатов. Привлекать
родителей к решению школьных проблем. В работе с родителями формировать у
них представление о собственном ребёнке как о личности, имеющее своё
восприятие мира, своё мировоззрение.
Тёплая и комфортная обстановка, созданная в школе поможет ребёнку и всем
детям быстрее адаптироваться к учебному процессу.
Свой доклад хочется закончить цитатой из книги Ш.Амонашвили «Спешите
дети, будем учиться летать!» : «Нет случайно родившихся детей. Ни один
Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в
земную жизнь. Он родился потому, что должен родиться. Родился потому,
что именно его не хватало миру! ».