Напоминание

"Организация работы учителя с детьми с ОВЗ в начальной школе"


Автор: Артемчук Елена Садировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №504
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация работы учителя с детьми с ОВЗ в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Статья

Организация работы учителя с

детьми с ОВЗ в начальной школе

Выполнил : учитель начальных классов

Артемчук Елена Садировна

2018-2019уч.год

Одной из перспективных задач развития системы образования является создание

образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного

образования детей с ограниченными возможностями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)- это дети, состояние

здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне

специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно

неоднородна. Это определяется, прежде всего тем ,что в нее входят дети с

разными нарушениями развития. Самым главным приоритетом в работе с

такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики

и здоровья каждого ребенка.

Организация обучения детей с ОВЗ в школе вызывает множество вопросов у

педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со

здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие

полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей?

В последние годы в России, к сожалению, возросло количество детей с

отклонениями в здоровье. В зависимости от нарушений выделяют : детей с

нарушением слуха; с нарушениями зрения; с нарушениями речи; с нарушениями

интеллекта; с задержкой психического развития; с нарушениями опорно-

двигательного аппарата ;с множествами нарушениями.

И хотелось бы, подробнее остановиться на детях с задержкой психического

развития (ЗПР). Нет ничего удивительного в том, что дети с ЗПР есть в каждой

школе, а уже и в каждом классе. Вот только с ростом количества таких

учеников ,у педагогов остаётся неизменным вопрос : а как их учить? Ведь с

обычной программой они не справляются…

Слово «задержка» говорит само за себя : при ней ребёнок лишь задержался в

освоении некоторых школьных дисциплин, в развитие каких-либо психических

функций. При хорошей педагогической, медицинской, психологической помощи

они могут «

догнать» своих сверстников и учиться дальше «

как все».

Главная задача для учителя состоит в том, чтобы создать такие условия, которые

помогут наверстать то, что по каким-либо причинам упущено, раскрыть таланты

и способности у этих детей.

Какие же нужны условия и что именно для этого нужно делать?

1.

Найти в литературе либо в сети интернет информацию об особенностях

детей с ЗПР и тщательно её изучить. Чтобы знать, что требовать от

ребенка, а что ему будет не под силу. Что бы создавать для него ситуации

успеха, которые придадут ему силы и желание учиться дальше,

преодолевать трудности.

2.

Следующий главный шаг – это составление для этого ученика

адаптированной образовательной программы (АОП). Прежде чем её

создать, нужно провести педагогическую диагностику и выяснить глубину

пробелов в знаниях, причины этих пробелов, а также выявить

«западающие » психические функции.

3.

Следующий важный момент – в оказании помощи ребёнку должно

участвовать много людей : не только учитель, но и «узкие специалисты»,

учителя предметники, медицинские работники, родители… Большая роль

принадлежит учителю – логопеду, педагогу-психологу, учителю-

дефектологу, т.к. корень проблем с учёбой очень часто в недостаточном

развитии психических функций и речевых нарушениях.(Например,

ребёнок может не понимать геометрию потому, что у него не

сформированы пространственное восприятие и мышление, а не по тому,

что плохо её учит.)

4.

Огромное значение имеет и то, что родители ни в коем случае не должны

оставаться в стороне. Во-первых, именно они-главные и первые

воспитатели и учителя ребёнка, с ними ребёнок проводит большую часть

времени, а во-вторых, педагогам просто не успеть без участия родителей

«нагнать» с обучающимся то, что было упущено и не усвоено.

5.

Ещё один из ключевых моментов- в оказании медицинской помощи

ребёнку. Врач-психиатр и врач-невролог могут назначить медицинские

препараты, способные стимулировать созревание определённых областей

коры головного мозга. Поэтому, стоит приложить все силы, чтобы убедить

родителей регулярно наблюдаться с ребёнком у этих специалистов.

Так как же, учить ребёнка с ЗПР в условиях класса? Ответ и прост , и сложен

одновременно : применяя индивидуальный и дифференцированный подход. Что

это значит? Учителю необходимо уделять для него на уроке отдельное время и

особое внимание. Учитель должен обладать качествами, которые присущи

заботливым родителям, специалистам разных профессий : психологам,

психотерапевтам и др. Например, объяснить задание или тему ещё раз, когда

остальные дети уже приступили к выполнению задания(упражнения) и

работают самостоятельно. Объяснить ему непонятный материал или новую тему

несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более

подробно, с использованием наглядных материалов. Давать несколько другие

задания, которые ему в данный момент по силу ( например на карточках).

Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была

возможность увидеть и услышать образец ответа. Разрешить ему при ответе,

при выполнении заданий пользоваться вспомогательными материалами:

таблицами, памятками, алгоритмами, схемами, планами и т.п. В общем, это

означает для учителя большую предварительную, подготовительную работу, но

только так возможно получение результата в обучении детей с подобными

проблемами.

Очень частый вопрос, который волнует учителя, обучающего детей с ЗПР,

касается их оценивание : какими критериями пользоваться при выставлении

отметки? С чем или с кем сравнивать их уровень знаний и умений? Можно ли

ставить положительные оценки «за работу», «за старание» или «чтобы не обить

желание учиться»? Обучающиеся с ЗПР вполне могут усваивать

общеобразовательную программу ( если им оказывается всевозможная помощь),

поэтому не надо им ставить повышенные отметки из жалости. Оценивать их в

соответствии с той адаптированной программой, которую для них создал

учитель.

Критерии оценки остаются теми же, что и для всех остальных учеников, но

необходимо учесть несколько условий.

Первое- опираться на содержание учебного материала , которое в данный

момент осваивает данный ученик, и на его возможности.

Например, весь класс уже учится делать морфологический разбор

существительного, а это ребёнок ещё только начал изучать тему «Определение

склонения существительного»; естественно ему ставить отметки по результатам

освоения именно этой темы. Или весь класс за урок решил десять примеров и

три задачи, а этот ученик успел справиться с пятью примерами и одной задачей-

ставить ему отметку за качество выполнения, а не за количество.

Второе- не требовать и не ждать от ребенка с ЗПР повышенного уровня знаний :

пусть он успеет понять и запомнить хотя бы обязательный минимум или так

называемый «средний уровень».

Третье- сравнивать достижения такого ребёнка с его уже успехами некоторое

время назад ( в прошлый раз в словарном диктанте было 5 ошибок, и тебе

поставили «2», а в этот раз 4 ошибки и в очень трудных словах- поэтому сегодня

могу поставить уже «3»).

Четвертое- если всё же хочется с помощью отметки «поддержать» ребёнка,

делать это редко, иначе он привыкнет к «халяве» и будет считать, что можно

учиться без старания, не прикладывая особого усилия. Не «натягивать» оценки-

смысл помощи детям с ЗПР совсем не в этом! Главное научить их получать

заслуженные хорошие отметки!

Бывает так, что у ребёнка с ЗПР настолько запущен учебный материал,

настолько много пробелов в знаниях, что при всём желании справиться с этим

почти невозможно. В таком случае наилучший выход-повторное обучение в

этом же классе. Это даст ученику дополнительное время, чтобы наверстать

упущенное, и тогда учиться будет намного легче.

Учебный процесс можно организовать по традиционной системе.

Определить для себя следующие принципы :

- индивидуальный подход к каждому ученику;

- предотвращение наступления утомляемости(проведение физминуток,

зрительной гимнастики);

- ежеурочное использование наглядности с целью активизации познавательной и

речевой деятельности;

- максимальная опора на игру, как пока ведущую роль деятельности ребёнка;

- стимулировать познавательный интерес различными приёмами

занимательности (задачами с элементами игры, занимательными упражнениями,

загадками, задачами-шутками, элементами театрализации и т.п.);

-максимальное использование слухового, зрительного анализаторов;

- проявление педагогического такта(поощрение за малейшие успехи, помощь

каждому ребёнку);

Главное в работе учителя- не навязывать ребёнку (детям) своего мнения о

решении поставленной проблемы, а дать ему возможность высказать свою точку

зрения, послушать мнение соседа, и в беседе найти правильное решение.

Также на уроке играет важную роль-это эмоциональный настрой.

Работа с такими ребенком (детьми) требует большого внимания, терпения,

настойчивости и веры в то, что всё получится. Этим качествам стараться учить и

родителей. Дать им понять, что они ответственны за успешное образование

своего ребенка. Часто родители стараются что-то сделать для своего ребенка,

имитируя быстрый внешний успех: то рисунки нарисуют за детей, то сами

выполнят поделку, а то и напишут в прописи целую строку и т.п. Такая помощь

на самом деле только мешает и не даёт положительных результатов. Привлекать

родителей к решению школьных проблем. В работе с родителями формировать у

них представление о собственном ребёнке как о личности, имеющее своё

восприятие мира, своё мировоззрение.

Тёплая и комфортная обстановка, созданная в школе поможет ребёнку и всем

детям быстрее адаптироваться к учебному процессу.

Свой доклад хочется закончить цитатой из книги Ш.Амонашвили «Спешите

дети, будем учиться летать!» : «Нет случайно родившихся детей. Ни один

Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в

земную жизнь. Он родился потому, что должен родиться. Родился потому,

что именно его не хватало миру! ».



В раздел образования