Напоминание

"Очумелые ручки"


Автор: Цуканова Маргарита Сергеевна
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: КОУ ОО "Орловской общеобразовательной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: г.Орла
Наименование материала: Программа факультатива
Тема: "Очумелые ручки"
Раздел: среднее образование





Назад




Казенное общеобразовательное учреждение Орловской области

«Орловская общеобразовательная школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

«Согласовано»

Председатель

методического совета

________ И.В. Грюнберг

Протокол от 27.08.2018 г. № 1

Принято

на заседании

педагогического совета

Протокол

от 28.08.2018 г. № 6

«Утверждаю»

Директор школы

___________ Е.П. Скульбеда

Приказ от

«___» ___________ г. № ____

Программа факультатива

«Очумелые ручки»

по ручному труду

для учащихся 9 «Г»; 10 «И» классов

на 2018 / 2019 учебный год

Составитель:

Цуканова М.С.

Орёл – 2018г.

Содержание

1.

Пояснительная записка …………………………………………...

3

2.

Содержание программы …………………………………………..

5

3.

Тематический план ……………………………………………….

6

4.

Планируемые результаты освоения программы ……………….

8

5.

Материально-техниче ское

обе спечение

р е а л и з а ц и и

программы…………………………………………………………..

11

6.

Литература ………………………………………………………… 12

Пояснительная записка

Программа

факультатива

по

труду

«Очумелые

ручки»

направлена

на

дополнительное изучение, основного курса предмета «Трудовое обучение»,

2

на

углубление

знаний

свойств

бумаги,

пластилина

и

картона.

Данная

программа определяет содержание, объём, порядок изучения материала по

курсу

с

учетом

целей,

задач

и

особенностей

образовательного

процесса

школы и контингента учащихся.

Программа строится по концентрическому принципу и рассчитана на 68

часов,

что

дает

возможность

осуществлять

коррекцию

умственной

деятельности школьников. Особенностью программы является своеобразие

содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее

постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более

прочному

и

осознанному

усвоению

изучаемого

предмета.

Распределение

материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к

более сложному.

Наряду с этим на факультативных занятиях решаются и специальные

задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Коррекционная работа выражается в формировании следующих умений:

умение ориентироваться в задании (анализировать объект, условия

работы);

предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать

логическую

последовательность

изготовления

поделки,

определять

приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

контролировать свою работу (определять правильность действий и

результатов, оценивать качество готовых изделий).

Эффективное

усвоение

учащимися

материала

предполагает

использование

соответствующих

методов,

форм,

приемов

и

средств

обучения:

объяснение,

рассказ,

беседа,

наглядный

показ,

пошаговые

инструкции, практические работы, сбор природного материала и т.д.

В

процессе

работы

осуществляется

исправление

недостатков

познавательной

деятельности:

наблюдательности,

воображения,

речи,

3

пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития,

особенно мелкой моторики рук.

Целью

курса

является

развитие

самостоятельности

учащихся

при

выполнении трудовых заданий, подготовка учащихся к профессионально –

трудовому

обучению,

формирование

у

них

знаний

и

умений,

способствующих социальной адаптации.

Одновременно

решаются

задачи

воспитания

личностных

качеств:

трудолюбие,

аккуратность,

терпение,

усидчивость;

элементов

трудовой

культуры:

организация

труда,

экономное

и

бережное

отношение

к

материалам, оборудованию и др., строгое соблюдение правил безопасной

работы и гигиены труда.

Программа

рассчитана

на

учащихся

восьмого

класса

с

умеренной

умственной

отсталостью.

Это

позволяет

учителю,

соблюдая

принципы

систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового

материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний,

совершенствования

имеющихся

у

них

умений

и

навыков,

формирования

новых.

Задачи:

сформировать

у

учащихся

устойчивый

интерес

к

трудовой

деятельности, способствовать развитию творческого воображения;

эстетического вкуса;

сформировать навыки работы с бумагой, картоном, пластилином и

простейшими инструментами (ножницами, линейкой);

с од е й с т в о в а т ь

р а з в и т и ю

м ы с л и т е л ь н ы х

о п е р а ц и й ,

пространственной ориентировки, мелкой и крупной моторики;

создавать условия для воспитания положительной мотивации к

труду.

Содержание программы

1.

Введение (5 часов)

4

Инструктаж

по

технике

безопасности.

Содержание

рабочего

места.

Составление списка дежурных.

2.

Работа с природным материалом (10 часов)

Экскурсия на природу с целью сбора природного материала. Поделки из

природного материала. Изготовление сувениров. Изготовление декоративной

вазочки

с

использованием

пластилина

и

семян

арбуза,

шишек

ольхи,

скорлупы ореха и т. П. Составление декоративных букетов – композиции из

сухих веток, листьев, цветов. Выполнение панно из засушенных листьев на

плотной бумаге. Работа без клея – выполнение композиции из тополиного

пуха на бархатной бумаге.

Сбор семян цветов.

Знакомство с новым видом

природного материала – соломкой.

Знакомство с соленым тестом.

3.

Работа с пластилином (20 часов)

Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров. Лепка посуды из

жгутиков. Лепка посуды при помощи стеков. Лепка знакомых учащимся

предметов, имеющих простые геометрические формы.

4.

Работа с бумагой (20 часа)

Изготовление

игрушек

с

элементами

движения.

Модель

парашюта.

Модель планера. Выполнение мебели из спичечных коробок, обклеенных

бархатной

бумагой.

Изготовление

знаков

дорожного

движения.

Заготовка

бумажных

трубочек.

Подготовка

елочных

украшений:

«Фонарик»,

«Звездочка». Выполнение карнавальных масок и полумасок. Отделка изделий

аппликативными украшениями.

5.

Работа с картоном (13 часов)

Аппликация.

Изготовление

по

образцу

«весёлых

человечков»

из

геометрических фигур. Изготовление поделки к празднику 8 Марта.

Тематический план факультатива

5

п/п

Тема занятия

Введение

1

Вводный урок.

2

Инструктаж по технике безопасности.

3

Правила поведения на уроке трудового обучения.

4

Содержание рабочего места.

5

Составление списка дежурных.

Работа с природным материалом

6

Экскурсия по сбору природных материалов.

7

Работа с природным материалом. Лесовик.

8

Работа с природным материалом. В лесу.

9

Работа с природным материалом. Дерево с листочками.

10

Работа с природным материалом. Осенний букет.

11

Работа с природным материалом. Корзинка с овощами.

12

Картины из яичной скорлупы.

13

Изделия из яичной скорлупы.

15

Аппликация из семян овощей и фруктов.

16

Аппликация из семян овощей и фруктов. Продолжение.

6

Работа с бумагой

17

Бумага. Производство бумаги.

18

Вырезание из бумаги. ПТБ ножницы.

19

Склеивание цилиндров и конусов из бумаги. ПТБ клей.

20

Складывание бумаги гармошкой.

21-

22

Мозаика из бумаги. «Грибок».

23-

24

Изготовление мозаики «Ежик с яблоками».

25-

26

Мозаика «Осеннее дерево». Анализ образца.

27

Гофрированная бумага. Свойства.

28-

30

Изготовление бабочки из гофрированной бумаги.

31-

33

Панно «Барашек».

3

34-

36

Изготовление ёлочных украшений из бумаги

3

Работа с картоном

13

37

Картон. Свойства картона. ПТБ ножницы, клей.

1

38-

39

Аппликация «Елочка».

2

40-

44

Изготовление картонных игрушек по сказке «Колобок» ( колобок, волк,

лиса, заяц, медведь).

45

Разыгрывание сказки «Колобок» из картонных игрушек.

46-

49

Изделие «Подарочная коробка».

Работа с пластилином

50

Пластилин. Виды пластилина. Его свойства. ПТБ пластилин.

51

Знакомство с дымковской игрушкой.

52-

56

Лепка дымковской игрушки с опорой на зрительный образец.

57

Лепка посуды из жгутиков.

58

Заготовка жгутиков для работы.

59-

61

Блюдце и чашечка из жгутиков.

62-

63

Панно «Солнышко» из жгутиков

64-

Лепка изделия «Кухонная посуда» раскатыванием и прищипыванием.

7

65

66-

67

Лепка предметов, имеющих простые геометрические формы.

68

Подготовка выставки работ учащихся

Планируемые результаты освоения программы

Результаты

освоения

программы

факультатива

включают

достижение

учащимися

с

умеренной

умственной

отсталостью

следующих

видов

результатов: личностных и предметных.

Предметные

результаты

освоения

программы

включают

освоенные

обучающимися знания и умения, готовность их практического применения.

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:

минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных

результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный

уровень

является

обязательным

для

всех

обучающихся

с

умственной

отсталостью.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

понимать смысл инструкции и принимать учебную задачу;

соотносить предлагаемый план выполнения изделия с текстовым

планом;

составлять

план

выполнения

работы

и

проговаривать

вслух

последовательность выполняемых действий;

осуществлять действия по образцу и заданному правилу;

8

контролировать свою деятельность при выполнении изделия на

основе слайдового плана;

оценивать совместно с учителем результат своих действий;

выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом;

высказывать суждения, обосновывать свой выбор;

проводить

анализ

изделий

и

реальных

объектов

по

заданным

критериям, выделять существенные признаки;

сравнивать,

классифицировать

под

руководством

учителя

реальные объекты и изделия по заданным критериям;

задавать

вопросы

и

формулировать

ответы

при

выполнении

изделия;

выполнять

работу

в

паре,

принимая

предложенные

правила

взаимодействия;

организовывать рабочее место по предложенному образцу для

работы

с

материалами

(бумагой,

пластичными

материалами,

природными

материалами,

тканью,

нитками)

и

инструментами

(ножницами, стеками, швейной иглой, шилом);

соблюдать

правила

безопасной

работы

с

инструментами

и

приспособлениями при выполнении изделия;

различать материалы и инструменты, определять необходимые

материалы,

инструменты

и

приспособления

в

зависимости

от

вида

работы;

узнавать и называть основные материалы и их свойства

использовать карандаш и резинку при вычерчивании, рисовании

заготовок;

чертить прямые линии по линейке и по намеченным точкам;

использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой,

ножницами;

9

использовать стеки при работе с пластичными материалами, а

также при декорировании изделия;

выделять

детали

конструкции,

называть

их

форму

и

способ

соединения;

изготавливать конструкцию по заданным условиям.

Достаточный уровень:

работать над проектом под руководством учителя; уметь ставить

цель,

обсуждать

и

составлять

план,

распределять

роли,

проводить

самооценку;

воспринимать

оценку

своей

работы,

данную

учителем

и

одноклассниками;

использовать информацию, полученную из текстов учебника, в

практической деятельности;

соглашаться с мнением другого ученика или возражать, приводя

простейшие аргументы, объяснять свой выбор;

уважительно относиться к труду людей;

определять в своей деятельности элементы профессиональной

деятельности человека;

организовывать

рабочее

место

для

работы

с

материалами

и

инструментами;

отбирать

материалы

и

инструменты

в

зависимости

от

вида

работы;

анализировать предметы быта по используемому материалу;

10

комбинировать различные технологии при выполнении одного

изделия;

использовать одну технологию для изготовления разных изделий;

оформлять

изделия

по

собственному

замыслу

и

на

основе

предложенного образца;

создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ

в материале;

изменять вид конструкции;

работать над проектом под руководством учителя;

ставить

цели,

распределять

роли

при

выполнении

изделия,

проводить оценку качества выполнения изделия;

применять на практике правила сотрудничества в коллективной

деятельности.

Материально-техническое обеспечение реализации программы

Материально-техническое обеспечение является одним из важнейших

условий

реализации

программы

факультатива

«Очумелые

ручки».

Оно

должно

соответствовать

особым

образовательным

потребно стям

обучающихся.

Наименования

объектов

и

средств

материально-технического

обеспечения:

11

книгопечатная продукция (методические пособия для учителя,

рекомендации к проведению занятий,

программы;

печатные пособия (таблицы/ плакаты по

безопасности труда,

раздаточные дидактические материалы);

цифровые образовательные ресурсы (тематические базы данных,

фотографии,

анимация,

таблицы,

схемы,

диаграммы

и

графики,

иллюстративные

материалы,

аудио-

и

видеоматериалы,

ссылки

на

внешние источники);

экранно-звуковые пособия (видеофильмы по основным разделам

и темам программы);

натуральные объекты (образцы изучаемых материалов,

расходные

материалы).

Литература

1. Кузнецова

Л.А.

Технология.

Ручной

труд.

Учебник.

3

класс.

Для

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждениях

VIII

вида.

Издательство: Просвещение.

12

2. Сельскохозяйственный

труд.

Учебник

для

6

класса

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений

VIII

вида.

Ковалева

Е.А.

Издательство: Просвещение.

3. Современный

урок

в

коррекционном

классе.

Нелипенко

Т.И.

Издательство: Учитель.

4. Социально-бытовая

ориентировка.

5

класс.

Поурочные

планы

по

программе В.В. Воронковой, С.А. Казаковой. Бабушкина Л.А., Ковтонюк

М.В., Стульнева З.А. Издательство: Учитель.

5. Программа для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII

вида. Сборник 2. Воронкова В.В. Издательство: Владос.

6. Трудово е

обучение.

Для

специа льных

( ко р р е к ц и о н н ы х )

образовательных

учреждений

VIII

вида.

1

класс.

Кузнецова

Л.А.

Издательство: Просвещение.

7. Уроки

СБО.

5

класс.

Учебное

пособие

для

специальных

(коррекционных) учебных заведений. Жестовская О. Б. Издательство: Владос.

8. Уроки

социально-бытовой

ориентировки

в

с п е ц и а л ь н о й

(коррекционной) общеобразовательной школе. 2 класс. Конспекты уроков.

Смирнова Е.Ю. Издательство: Владос.

9. Концепция

Специального

Федерального

го суд арственного

образовательного

стандарта

для

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

ФГОС.

Малофеев

Н.Н.,

Никольская

О.С.,

Кукушкина

О.И.,

Гончарова Е.Л. Издательство: Просвещение.

10. Социально-бытовая

ориентировка.

5-9

классы.

Контрольно-

измерительные материалы: вариативные тестовые задания. Дерябина С.П.

Издательство: Учитель.

11. Коррекционно-развивающее

образование

в

условиях

введения

федерального государственного образовательного стандарта. Программа и

методические рекомендации. Кумарина Г.Ф. (найти все товары), Токарь И.Е.

Издательство: Генезис, Перспектива.

13

12. Социально-бытовая

ориентировка

в

специальных

(коррекционных)

образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя. Гриф МО РФ.

Девяткова Т.А., Щербакова А.М., Щербакова А.М., Кочетова Л.Л., Петрикова

А.Г., Платонова Н.М. Издательство: Владос.

13. Социально-бытовая ориентировка. 7 класс. Учебное пособие. Субчева

В.П. Издательство: Владос.

14. Социально-бытовая ориентировка. 6 класс. Учебное пособие. Субчева

В.П. Издательство: Владос.

15. Сельскохозяйственный труд. Учебник. 7 класс (VIII вид). Ковалева Е.А.

Издательство: Просвещение.

16.

Трудовое

обучение.

5-9

классы.

Швейное

дело.

Картонажно-

переплетное дело: развернутое тематическое планирование. Павлова О.В.

Издательство: Учитель.

14



В раздел образования