Автор: Цуканова Маргарита Сергеевна
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: КОУ ОО "Орловской общеобразовательной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: г.Орла
Наименование материала: Программа факультатива
Тема: "Очумелые ручки"
Раздел: среднее образование
Казенное общеобразовательное учреждение Орловской области
«Орловская общеобразовательная школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
«Согласовано»
Председатель
методического совета
________ И.В. Грюнберг
Протокол от 27.08.2018 г. № 1
Принято
на заседании
педагогического совета
Протокол
от 28.08.2018 г. № 6
«Утверждаю»
Директор школы
___________ Е.П. Скульбеда
Приказ от
«___» ___________ г. № ____
Программа факультатива
«Очумелые ручки»
по ручному труду
для учащихся 9 «Г»; 10 «И» классов
на 2018 / 2019 учебный год
Составитель:
Цуканова М.С.
Орёл – 2018г.
Содержание
1.
Пояснительная записка …………………………………………...
3
2.
Содержание программы …………………………………………..
5
3.
Тематический план ……………………………………………….
6
4.
Планируемые результаты освоения программы ……………….
8
5.
Материально-техниче ское
обе спечение
р е а л и з а ц и и
программы…………………………………………………………..
11
6.
Литература ………………………………………………………… 12
Пояснительная записка
Программа
факультатива
по
труду
«Очумелые
ручки»
направлена
на
дополнительное изучение, основного курса предмета «Трудовое обучение»,
2
на
углубление
знаний
свойств
бумаги,
пластилина
и
картона.
Данная
программа определяет содержание, объём, порядок изучения материала по
курсу
с
учетом
целей,
задач
и
особенностей
образовательного
процесса
школы и контингента учащихся.
Программа строится по концентрическому принципу и рассчитана на 68
часов,
что
дает
возможность
осуществлять
коррекцию
умственной
деятельности школьников. Особенностью программы является своеобразие
содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее
постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более
прочному
и
осознанному
усвоению
изучаемого
предмета.
Распределение
материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к
более сложному.
Наряду с этим на факультативных занятиях решаются и специальные
задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании следующих умений:
умение ориентироваться в задании (анализировать объект, условия
работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать
логическую
последовательность
изготовления
поделки,
определять
приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и
результатов, оценивать качество готовых изделий).
Эффективное
усвоение
учащимися
материала
предполагает
использование
соответствующих
методов,
форм,
приемов
и
средств
обучения:
объяснение,
рассказ,
беседа,
наглядный
показ,
пошаговые
инструкции, практические работы, сбор природного материала и т.д.
В
процессе
работы
осуществляется
исправление
недостатков
познавательной
деятельности:
наблюдательности,
воображения,
речи,
3
пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития,
особенно мелкой моторики рук.
Целью
курса
является
–
развитие
самостоятельности
учащихся
при
выполнении трудовых заданий, подготовка учащихся к профессионально –
трудовому
обучению,
формирование
у
них
знаний
и
умений,
способствующих социальной адаптации.
Одновременно
решаются
задачи
воспитания
личностных
качеств:
трудолюбие,
аккуратность,
терпение,
усидчивость;
элементов
трудовой
культуры:
организация
труда,
экономное
и
бережное
отношение
к
материалам, оборудованию и др., строгое соблюдение правил безопасной
работы и гигиены труда.
Программа
рассчитана
на
учащихся
восьмого
класса
с
умеренной
умственной
отсталостью.
Это
позволяет
учителю,
соблюдая
принципы
систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового
материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний,
совершенствования
имеющихся
у
них
умений
и
навыков,
формирования
новых.
Задачи:
сформировать
у
учащихся
устойчивый
интерес
к
трудовой
деятельности, способствовать развитию творческого воображения;
эстетического вкуса;
сформировать навыки работы с бумагой, картоном, пластилином и
простейшими инструментами (ножницами, линейкой);
с од е й с т в о в а т ь
р а з в и т и ю
м ы с л и т е л ь н ы х
о п е р а ц и й ,
пространственной ориентировки, мелкой и крупной моторики;
создавать условия для воспитания положительной мотивации к
труду.
Содержание программы
1.
Введение (5 часов)
4
Инструктаж
по
технике
безопасности.
Содержание
рабочего
места.
Составление списка дежурных.
2.
Работа с природным материалом (10 часов)
Экскурсия на природу с целью сбора природного материала. Поделки из
природного материала. Изготовление сувениров. Изготовление декоративной
вазочки
с
использованием
пластилина
и
семян
арбуза,
шишек
ольхи,
скорлупы ореха и т. П. Составление декоративных букетов – композиции из
сухих веток, листьев, цветов. Выполнение панно из засушенных листьев на
плотной бумаге. Работа без клея – выполнение композиции из тополиного
пуха на бархатной бумаге.
Сбор семян цветов.
Знакомство с новым видом
природного материала – соломкой.
Знакомство с соленым тестом.
3.
Работа с пластилином (20 часов)
Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров. Лепка посуды из
жгутиков. Лепка посуды при помощи стеков. Лепка знакомых учащимся
предметов, имеющих простые геометрические формы.
4.
Работа с бумагой (20 часа)
Изготовление
игрушек
с
элементами
движения.
Модель
парашюта.
Модель планера. Выполнение мебели из спичечных коробок, обклеенных
бархатной
бумагой.
Изготовление
знаков
дорожного
движения.
Заготовка
бумажных
трубочек.
Подготовка
елочных
украшений:
«Фонарик»,
«Звездочка». Выполнение карнавальных масок и полумасок. Отделка изделий
аппликативными украшениями.
5.
Работа с картоном (13 часов)
Аппликация.
Изготовление
по
образцу
«весёлых
человечков»
из
геометрических фигур. Изготовление поделки к празднику 8 Марта.
Тематический план факультатива
5
№
п/п
Тема занятия
Введение
1
Вводный урок.
2
Инструктаж по технике безопасности.
3
Правила поведения на уроке трудового обучения.
4
Содержание рабочего места.
5
Составление списка дежурных.
Работа с природным материалом
6
Экскурсия по сбору природных материалов.
7
Работа с природным материалом. Лесовик.
8
Работа с природным материалом. В лесу.
9
Работа с природным материалом. Дерево с листочками.
10
Работа с природным материалом. Осенний букет.
11
Работа с природным материалом. Корзинка с овощами.
12
Картины из яичной скорлупы.
13
Изделия из яичной скорлупы.
15
Аппликация из семян овощей и фруктов.
16
Аппликация из семян овощей и фруктов. Продолжение.
6
Работа с бумагой
17
Бумага. Производство бумаги.
18
Вырезание из бумаги. ПТБ ножницы.
19
Склеивание цилиндров и конусов из бумаги. ПТБ клей.
20
Складывание бумаги гармошкой.
21-
22
Мозаика из бумаги. «Грибок».
23-
24
Изготовление мозаики «Ежик с яблоками».
25-
26
Мозаика «Осеннее дерево». Анализ образца.
27
Гофрированная бумага. Свойства.
28-
30
Изготовление бабочки из гофрированной бумаги.
31-
33
Панно «Барашек».
3
34-
36
Изготовление ёлочных украшений из бумаги
3
Работа с картоном
13
37
Картон. Свойства картона. ПТБ ножницы, клей.
1
38-
39
Аппликация «Елочка».
2
40-
44
Изготовление картонных игрушек по сказке «Колобок» ( колобок, волк,
лиса, заяц, медведь).
45
Разыгрывание сказки «Колобок» из картонных игрушек.
46-
49
Изделие «Подарочная коробка».
Работа с пластилином
50
Пластилин. Виды пластилина. Его свойства. ПТБ пластилин.
51
Знакомство с дымковской игрушкой.
52-
56
Лепка дымковской игрушки с опорой на зрительный образец.
57
Лепка посуды из жгутиков.
58
Заготовка жгутиков для работы.
59-
61
Блюдце и чашечка из жгутиков.
62-
63
Панно «Солнышко» из жгутиков
64-
Лепка изделия «Кухонная посуда» раскатыванием и прищипыванием.
7
65
66-
67
Лепка предметов, имеющих простые геометрические формы.
68
Подготовка выставки работ учащихся
Планируемые результаты освоения программы
Результаты
освоения
программы
факультатива
включают
достижение
учащимися
с
умеренной
умственной
отсталостью
следующих
видов
результатов: личностных и предметных.
Предметные
результаты
освоения
программы
включают
освоенные
обучающимися знания и умения, готовность их практического применения.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный
уровень
является
обязательным
для
всех
обучающихся
с
умственной
отсталостью.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
понимать смысл инструкции и принимать учебную задачу;
соотносить предлагаемый план выполнения изделия с текстовым
планом;
составлять
план
выполнения
работы
и
проговаривать
вслух
последовательность выполняемых действий;
осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
8
контролировать свою деятельность при выполнении изделия на
основе слайдового плана;
оценивать совместно с учителем результат своих действий;
выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом;
высказывать суждения, обосновывать свой выбор;
проводить
анализ
изделий
и
реальных
объектов
по
заданным
критериям, выделять существенные признаки;
сравнивать,
классифицировать
под
руководством
учителя
реальные объекты и изделия по заданным критериям;
задавать
вопросы
и
формулировать
ответы
при
выполнении
изделия;
выполнять
работу
в
паре,
принимая
предложенные
правила
взаимодействия;
организовывать рабочее место по предложенному образцу для
работы
с
материалами
(бумагой,
пластичными
материалами,
природными
материалами,
тканью,
нитками)
и
инструментами
(ножницами, стеками, швейной иглой, шилом);
соблюдать
правила
безопасной
работы
с
инструментами
и
приспособлениями при выполнении изделия;
различать материалы и инструменты, определять необходимые
материалы,
инструменты
и
приспособления
в
зависимости
от
вида
работы;
узнавать и называть основные материалы и их свойства
использовать карандаш и резинку при вычерчивании, рисовании
заготовок;
чертить прямые линии по линейке и по намеченным точкам;
использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой,
ножницами;
9
использовать стеки при работе с пластичными материалами, а
также при декорировании изделия;
выделять
детали
конструкции,
называть
их
форму
и
способ
соединения;
изготавливать конструкцию по заданным условиям.
Достаточный уровень:
работать над проектом под руководством учителя; уметь ставить
цель,
обсуждать
и
составлять
план,
распределять
роли,
проводить
самооценку;
воспринимать
оценку
своей
работы,
данную
учителем
и
одноклассниками;
использовать информацию, полученную из текстов учебника, в
практической деятельности;
соглашаться с мнением другого ученика или возражать, приводя
простейшие аргументы, объяснять свой выбор;
уважительно относиться к труду людей;
определять в своей деятельности элементы профессиональной
деятельности человека;
организовывать
рабочее
место
для
работы
с
материалами
и
инструментами;
отбирать
материалы
и
инструменты
в
зависимости
от
вида
работы;
анализировать предметы быта по используемому материалу;
10
комбинировать различные технологии при выполнении одного
изделия;
использовать одну технологию для изготовления разных изделий;
оформлять
изделия
по
собственному
замыслу
и
на
основе
предложенного образца;
создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ
в материале;
изменять вид конструкции;
работать над проектом под руководством учителя;
ставить
цели,
распределять
роли
при
выполнении
изделия,
проводить оценку качества выполнения изделия;
применять на практике правила сотрудничества в коллективной
деятельности.
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Материально-техническое обеспечение является одним из важнейших
условий
реализации
программы
факультатива
«Очумелые
ручки».
Оно
должно
соответствовать
особым
образовательным
потребно стям
обучающихся.
Наименования
объектов
и
средств
материально-технического
обеспечения:
11
книгопечатная продукция (методические пособия для учителя,
рекомендации к проведению занятий,
программы;
печатные пособия (таблицы/ плакаты по
безопасности труда,
раздаточные дидактические материалы);
цифровые образовательные ресурсы (тематические базы данных,
фотографии,
анимация,
таблицы,
схемы,
диаграммы
и
графики,
иллюстративные
материалы,
аудио-
и
видеоматериалы,
ссылки
на
внешние источники);
экранно-звуковые пособия (видеофильмы по основным разделам
и темам программы);
натуральные объекты (образцы изучаемых материалов,
расходные
материалы).
Литература
1. Кузнецова
Л.А.
Технология.
Ручной
труд.
Учебник.
3
класс.
Для
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждениях
VIII
вида.
Издательство: Просвещение.
12
2. Сельскохозяйственный
труд.
Учебник
для
6
класса
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений
VIII
вида.
Ковалева
Е.А.
Издательство: Просвещение.
3. Современный
урок
в
коррекционном
классе.
Нелипенко
Т.И.
Издательство: Учитель.
4. Социально-бытовая
ориентировка.
5
класс.
Поурочные
планы
по
программе В.В. Воронковой, С.А. Казаковой. Бабушкина Л.А., Ковтонюк
М.В., Стульнева З.А. Издательство: Учитель.
5. Программа для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII
вида. Сборник 2. Воронкова В.В. Издательство: Владос.
6. Трудово е
обучение.
Для
специа льных
( ко р р е к ц и о н н ы х )
образовательных
учреждений
VIII
вида.
1
класс.
Кузнецова
Л.А.
Издательство: Просвещение.
7. Уроки
СБО.
5
класс.
Учебное
пособие
для
специальных
(коррекционных) учебных заведений. Жестовская О. Б. Издательство: Владос.
8. Уроки
социально-бытовой
ориентировки
в
с п е ц и а л ь н о й
(коррекционной) общеобразовательной школе. 2 класс. Конспекты уроков.
Смирнова Е.Ю. Издательство: Владос.
9. Концепция
Специального
Федерального
го суд арственного
образовательного
стандарта
для
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
ФГОС.
Малофеев
Н.Н.,
Никольская
О.С.,
Кукушкина
О.И.,
Гончарова Е.Л. Издательство: Просвещение.
10. Социально-бытовая
ориентировка.
5-9
классы.
Контрольно-
измерительные материалы: вариативные тестовые задания. Дерябина С.П.
Издательство: Учитель.
11. Коррекционно-развивающее
образование
в
условиях
введения
федерального государственного образовательного стандарта. Программа и
методические рекомендации. Кумарина Г.Ф. (найти все товары), Токарь И.Е.
Издательство: Генезис, Перспектива.
13
12. Социально-бытовая
ориентировка
в
специальных
(коррекционных)
образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя. Гриф МО РФ.
Девяткова Т.А., Щербакова А.М., Щербакова А.М., Кочетова Л.Л., Петрикова
А.Г., Платонова Н.М. Издательство: Владос.
13. Социально-бытовая ориентировка. 7 класс. Учебное пособие. Субчева
В.П. Издательство: Владос.
14. Социально-бытовая ориентировка. 6 класс. Учебное пособие. Субчева
В.П. Издательство: Владос.
15. Сельскохозяйственный труд. Учебник. 7 класс (VIII вид). Ковалева Е.А.
Издательство: Просвещение.
16.
Трудовое
обучение.
5-9
классы.
Швейное
дело.
Картонажно-
переплетное дело: развернутое тематическое планирование. Павлова О.В.
Издательство: Учитель.
14