Автор: Кротова Нина Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Тяжинский детский сад №3 "Золотой ключик"
Населённый пункт: пгт. Тяжинский
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в образовательной деятельности ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ДЕТСКОМ САДУ
В
детском
саду можно успешно
применять ИКТ в воспитательном
процессе.
И К Т
в дошкольном
образовательном учреждении
можно
можно
классифицировать :
1.
ИКТ,
с
помощью
которых
решаются педагогические
задачи
(электронные
учебники, электронные
системы
для
обучения и контроля
знаний)
2.Электронные
системы
для
практического
применения
знаний
(виртуальный конструктор, программы, для моделирования,тренажер)
3 . И н т е р а к т и в н ы е
с р е д с т в а
(
т е л е к о м м у н и к а ц и о н н а я
конференция,электронная почта)
4.Поисковые средства и программы (каталоги, поисковые системы)
5.Электронные средства,
содержащие текстовую
информацию
(электронный учебник)
6.Средства визуальной информации ( цифровое фото, видео и т.д.)
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-
коммуникационные
технологии
позволяют
не
только
насытить
ребенка
большим
количеством
готовых,
строго
отобранных,
соответствующим
образом
организованных
знаний,
но
и
развивать
интеллектуальные,
творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение
самостоятельно приобретать новые знания.
Во
всем
мире
использование
информационно-компьютерных
технологий
в
различных
сферах
деятельности
стало
частью
культуры
и
необходимой
нормой.
Владение
информационно-компьютерными
технологиями
помогает
педагогу
чувствовать
себя
комфортно
в
новых
социально-экономических
условиях,
а
образовательному
учреждению
-
перейти
на
режим
функционирования
и
развития
как
открытой
образовательной системы.
В
работе
с
детьми
информационно-компьютерные
технологии
нами
используются
довольно
активно
в
процессе
занятий
и
других
видов
деятельности. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие
привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности
предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.
Применение
мультимедиа
технологий
(цвета,
графики,
звука,
современных
средств
видеотехники)
позволяет
моделировать
различные
ситуации
и
сюжеты.
Игровые
компоненты,
включенные
в
мультимедиа
программы,
активизируют
познавательную
деятельность
дошкольников
и
усиливают усвоение материала. Мы считаем, что применение компьютера в
дошкольном
образовательном
учреждении
возможно
и
необходимо,
оно
способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, а так же
развивает ребенка всесторонне.
Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных
занятиях. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных
способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также
способствует развитию информационной грамотности.
Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже
доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время
способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов,
синтезировать
и
воспроизводить
звук
и
видео,
включая
анимацию
и
интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.
Разумное
использование
в
воспитательно-образовательном
процессе
наглядных
средств
обучения
играет
важную
роль
в
развитии
наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников. На занятиях с
детьми педагоги используют мультимедийные презентации, которые дают
возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать
обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно
повысить эффективность педагогической деятельности.
Использование на занятиях мультимедийных презентаций в нашем
дошкольном
учреждении
позволяет
построить
учебно-воспитательный
процесс на основе психологически корректных режимов функционирования
внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и
педагогических
взаимодействий,
реконструкции
процесса
обучения
и
развития с позиций целостности.
Основа
любой
современной
презентации
– облегчение
процесса
зрительного
восприятия
и
запоминания
информации
с
помощью
ярких
образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее
слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели,
которую ставит педагог.
Применение
компьютерных
слайдовых
презентаций
в
процессе
обучения детей имеет следующие достоинства:
– осуществление полисенсорного восприятия материала;
–
возможность
демонстрации
различных
объектов
с
помощью
мультимедийного
проектора
и
проекционного
экрана
в
многократно
увеличенном виде;
–
объединение
аудио-,
видео-
и
анимационных
эффектов
в
единую
презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого
детьми из учебной литературы;
– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия
сохранной сенсорной системе;
– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
– компьютерные презентационные слайд-фильмы мы использоваем для
вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в
качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Использование мультимедийных презентаций позволяют нам сделать
занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают
у
ребенка
живой
интерес,
являются
прекрасным
наглядным
пособием
и
демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности
занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по
математике, музыке,
ознакомлении
с
окружающим
миром обеспечивает
активность
детей
при
рассматривании,
обследовании
и
зрительном
выделении
ими
признаков
и
свойств
предметов,
формируются
способы
зрительного
восприятия,
обследования,
выделения
в
предметном
мире
качественных, количественных и пространственно-временных признаков и
свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
Сегодня
ИКТ
начинают
занимать
свою
нишу
и
в
воспитательно-
образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:
- предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что
вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду
деятельности дошкольника – игре;
- ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый
материал,
что
соответствует
наглядно-образному
мышлению
детей
дошкольного возраста;
- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
-
поощрять
детей
при
решении
проблемной
задачи,
используя
возможности учебной программы, что является стимулом для развития их
познавательной активности;
- развивать у дошкольников исследовательское поведение;
- расширять творческие возможности самого педагога.
Используя ИКТ, необходимо внимательно подойти к критериям отбора
нововведений,
учитывая
интересы
и
потребности
развития
самих
детей,
рассматривая самые разнообразные комбинации соотношений, изменения в
содержании воспитательно-образовательном процессе детского сада.
Ведущие
мировые
специалисты
выделяют
ряд
требований,
которым
должны удовлетворять развивающие программы для детей:
1. исследовательский характер,
2. легкость для самостоятельных занятий ребенка,
3. развитие широкого спектра навыков и представлений,
4. высокий технический уровень,
5. соответствие возрасту,
6. занимательность.
Кроме того, мы как педагоги-практики должны помнить о санитарных
правилах и нормах использования ИКТ. Согласно нормам СанПиНа должен
быть
использован
телевизор
с
размером
экрана
по
диагонали
59-69
см.
Высота установки1-1,3 м. При работе детей располагают на расстоянии не
ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана.
Занятия
с
использованием
компьютера
для
детей
5-7
лет
следует
проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в
дни
наиболее
высокой
работоспособности:
во
вторник,
среду
и
четверг.
После
занятия
с
детьми
проводят
гимнастику
для
глаз.
Непрерывная
продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не
должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 мин.
На занятиях с детьми ИКТ чаще используется как часть занятия, но на
итоговых или обобщающих занятиях может быть использовано в течение
всего занятия, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных
правил.
В
форме
обучающей
игры
с
детьми
дошкольного
возраста
можно
проводить
любые
занятия:
математику,
путешествия
по
стране,
городу,
развитие речи, обучение грамоте, конструирование, рисование и др.
Системы интерактивной графики и анимации позволяют в процессе
анализа изображений управлять их содержанием, формой, размерами, цветом
и другими параметрами для достижения наибольшей наглядности.
Одним
из
основных
средств
расширения
детских
представлений
являются
презентации,
слайд-шоу,
мультимедийные
фотоальбомы. Это
наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на
занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой ор-
ганизации
материала
включаются
три
вида памяти
детей:
зрительная,
слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный
материал
поэтапно,
обратиться
не
только
к
текущему
материалу, но
и
повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на
вопросах,
вызывающих
затруднения.
Использование
анимационных
эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Также
в
качестве
мультимедиаресурсов
выступают
видеофрагменты,
интерактивные
схемы
и
модели.
Задача
разного
рода
слайд-шоу
и
видеофрагментов
–
показать
детям
те
моменты
из
окружающего
мира,
наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и
моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как
смена времен года, круговорот воды и пр.
Еще
одна
из
возможностей
применения
ИКТ
в
образовательной
деятельности
педагога
ДОУ
–
это
электронный
вид
материалов
для
подготовки
заданий
для
самостоятельной
работы
дошкольников.
Педагог
практически в любой момент может выбрать именно те задания, которые
соответствуют
теме
и
задачам
занятия,
расположить
их
в
нужной
последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении,
исправить
ошибки,
распечатать
в
нужном
количестве
и
сохранить
в
электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости.
Сканер
поможет
детям
стать
полноценными
участниками
создания
слайд-шоу. Они всегда с охотой приносят из дома любимые книжки, рисунки,
картинки
на
заданные
темы.
Вместе
с
педагогом
данный
материал
сканируется
и
вставляется
в
слайд-шоу
или
клип.
При
показе
готового
материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же, вызывает
бурю
эмоций.
В
следующий
раз
ребенок
будет
подбирать
картинки
и
иллюстрации с удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству
источников.
Вот
вам
и
познавательная
активность
и,
как
результат,
вариативность наглядного ряда.
Итак,
привлекая
детей
непосредственно
к
созданию
разного
рода
мультимедиаресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических
усилий в субъект образовательной деятельности, особенно это актуально для
детей
старшего
дошкольного
возраста,
которые
уже
могут
почти
самостоятельно или с помощью родителей создать свою презентацию.
Для
детей
младшего
дошкольного
возраста
актуальным
является
использование цифровых технологий в фотосъемке. Дело в том, что, включив
в слайд-шоу или презентацию в качестве вариативной наглядности объект,
хорошо
знакомый
ребенку,
запускаются
сразу
несколько
психических
процессов. Во-первых, узнавание «родного» предмета из окружения ребенка
вызывает радость, а для малышей это немаловажно. Во-вторых, способствует
развитию операций обобщения (и мой стол – тоже стол).
В-третьих,
обратный
процесс,
когда,
встретив
в
своем
окружении
предмет,
о
котором
уже
говорили
и
видели
его
на
экране,
у
ребенка
выстраивается цепочка воспроизведения остального материала, связанного с
этим предметом (развивается ассоциативная память).
Хочется
заметить,
что
если
педагоги
дошкольных
учреждений
не
разовьют у детей любознательность, стремление не только что-то узнавать,
но и прилагать усилия для самостоятельного получения необходимых знаний,
то
ни
одно
оснащенное
новейшей
техникой
учреждение
школьного
образования не сможет исправить наших ошибок.