Напоминание

"Использование ИКТ в образовательной деятельности ДОУ"


Автор: Кротова Нина Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Тяжинский детский сад №3 "Золотой ключик"
Населённый пункт: пгт. Тяжинский
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в образовательной деятельности ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ДЕТСКОМ САДУ

В

детском

саду можно успешно

применять ИКТ в воспитательном

процессе.

И К Т

в дошкольном

образовательном учреждении

можно

можно

классифицировать :

1.

ИКТ,

с

помощью

которых

решаются педагогические

задачи

(электронные

учебники, электронные

системы

для

обучения и контроля

знаний)

2.Электронные

системы

для

практического

применения

знаний

(виртуальный конструктор, программы, для моделирования,тренажер)

3 . И н т е р а к т и в н ы е

с р е д с т в а

(

т е л е к о м м у н и к а ц и о н н а я

конференция,электронная почта)

4.Поисковые средства и программы (каталоги, поисковые системы)

5.Электронные средства,

содержащие текстовую

информацию

(электронный учебник)

6.Средства визуальной информации ( цифровое фото, видео и т.д.)

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-

коммуникационные

технологии

позволяют

не

только

насытить

ребенка

большим

количеством

готовых,

строго

отобранных,

соответствующим

образом

организованных

знаний,

но

и

развивать

интеллектуальные,

творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение

самостоятельно приобретать новые знания.

Во

всем

мире

использование

информационно-компьютерных

технологий

в

различных

сферах

деятельности

стало

частью

культуры

и

необходимой

нормой.

Владение

информационно-компьютерными

технологиями

помогает

педагогу

чувствовать

себя

комфортно

в

новых

социально-экономических

условиях,

а

образовательному

учреждению

-

перейти

на

режим

функционирования

и

развития

как

открытой

образовательной системы.

В

работе

с

детьми

информационно-компьютерные

технологии

нами

используются

довольно

активно

в

процессе

занятий

и

других

видов

деятельности. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие

привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности

предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.

Применение

мультимедиа

технологий

(цвета,

графики,

звука,

современных

средств

видеотехники)

позволяет

моделировать

различные

ситуации

и

сюжеты.

Игровые

компоненты,

включенные

в

мультимедиа

программы,

активизируют

познавательную

деятельность

дошкольников

и

усиливают усвоение материала. Мы считаем, что применение компьютера в

дошкольном

образовательном

учреждении

возможно

и

необходимо,

оно

способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, а так же

развивает ребенка всесторонне.

Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных

занятиях. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных

способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также

способствует развитию информационной грамотности.

Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже

доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время

способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов,

синтезировать

и

воспроизводить

звук

и

видео,

включая

анимацию

и

интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.

Разумное

использование

в

воспитательно-образовательном

процессе

наглядных

средств

обучения

играет

важную

роль

в

развитии

наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников. На занятиях с

детьми педагоги используют мультимедийные презентации, которые дают

возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать

обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно

повысить эффективность педагогической деятельности.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций в нашем

дошкольном

учреждении

позволяет

построить

учебно-воспитательный

процесс на основе психологически корректных режимов функционирования

внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и

педагогических

взаимодействий,

реконструкции

процесса

обучения

и

развития с позиций целостности.

Основа

любой

современной

презентации

– облегчение

процесса

зрительного

восприятия

и

запоминания

информации

с

помощью

ярких

образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее

слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели,

которую ставит педагог.

Применение

компьютерных

слайдовых

презентаций

в

процессе

обучения детей имеет следующие достоинства:

– осуществление полисенсорного восприятия материала;

возможность

демонстрации

различных

объектов

с

помощью

мультимедийного

проектора

и

проекционного

экрана

в

многократно

увеличенном виде;

объединение

аудио-,

видео-

и

анимационных

эффектов

в

единую

презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого

детьми из учебной литературы;

– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия

сохранной сенсорной системе;

– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

– компьютерные презентационные слайд-фильмы мы использоваем для

вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в

качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют нам сделать

занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают

у

ребенка

живой

интерес,

являются

прекрасным

наглядным

пособием

и

демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности

занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по

математике, музыке,

ознакомлении

с

окружающим

миром обеспечивает

активность

детей

при

рассматривании,

обследовании

и

зрительном

выделении

ими

признаков

и

свойств

предметов,

формируются

способы

зрительного

восприятия,

обследования,

выделения

в

предметном

мире

качественных, количественных и пространственно-временных признаков и

свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

Сегодня

ИКТ

начинают

занимать

свою

нишу

и

в

воспитательно-

образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:

- предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что

вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду

деятельности дошкольника – игре;

- ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый

материал,

что

соответствует

наглядно-образному

мышлению

детей

дошкольного возраста;

- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;

-

поощрять

детей

при

решении

проблемной

задачи,

используя

возможности учебной программы, что является стимулом для развития их

познавательной активности;

- развивать у дошкольников исследовательское поведение;

- расширять творческие возможности самого педагога.

Используя ИКТ, необходимо внимательно подойти к критериям отбора

нововведений,

учитывая

интересы

и

потребности

развития

самих

детей,

рассматривая самые разнообразные комбинации соотношений, изменения в

содержании воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Ведущие

мировые

специалисты

выделяют

ряд

требований,

которым

должны удовлетворять развивающие программы для детей:

1. исследовательский характер,

2. легкость для самостоятельных занятий ребенка,

3. развитие широкого спектра навыков и представлений,

4. высокий технический уровень,

5. соответствие возрасту,

6. занимательность.

Кроме того, мы как педагоги-практики должны помнить о санитарных

правилах и нормах использования ИКТ. Согласно нормам СанПиНа должен

быть

использован

телевизор

с

размером

экрана

по

диагонали

59-69

см.

Высота установки1-1,3 м. При работе детей располагают на расстоянии не

ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана.

Занятия

с

использованием

компьютера

для

детей

5-7

лет

следует

проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в

дни

наиболее

высокой

работоспособности:

во

вторник,

среду

и

четверг.

После

занятия

с

детьми

проводят

гимнастику

для

глаз.

Непрерывная

продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не

должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 мин.

На занятиях с детьми ИКТ чаще используется как часть занятия, но на

итоговых или обобщающих занятиях может быть использовано в течение

всего занятия, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных

правил.

В

форме

обучающей

игры

с

детьми

дошкольного

возраста

можно

проводить

любые

занятия:

математику,

путешествия

по

стране,

городу,

развитие речи, обучение грамоте, конструирование, рисование и др.

Системы интерактивной графики и анимации позволяют в процессе

анализа изображений управлять их содержанием, формой, размерами, цветом

и другими параметрами для достижения наибольшей наглядности.

Одним

из

основных

средств

расширения

детских

представлений

являются

презентации,

слайд-шоу,

мультимедийные

фотоальбомы. Это

наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на

занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой ор-

ганизации

материала

включаются

три

вида памяти

детей:

зрительная,

слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный

материал

поэтапно,

обратиться

не

только

к

текущему

материалу, но

и

повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на

вопросах,

вызывающих

затруднения.

Использование

анимационных

эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Также

в

качестве

мультимедиаресурсов

выступают

видеофрагменты,

интерактивные

схемы

и

модели.

Задача

разного

рода

слайд-шоу

и

видеофрагментов

показать

детям

те

моменты

из

окружающего

мира,

наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и

моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как

смена времен года, круговорот воды и пр.

Еще

одна

из

возможностей

применения

ИКТ

в

образовательной

деятельности

педагога

ДОУ

это

электронный

вид

материалов

для

подготовки

заданий

для

самостоятельной

работы

дошкольников.

Педагог

практически в любой момент может выбрать именно те задания, которые

соответствуют

теме

и

задачам

занятия,

расположить

их

в

нужной

последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении,

исправить

ошибки,

распечатать

в

нужном

количестве

и

сохранить

в

электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости.

Сканер

поможет

детям

стать

полноценными

участниками

создания

слайд-шоу. Они всегда с охотой приносят из дома любимые книжки, рисунки,

картинки

на

заданные

темы.

Вместе

с

педагогом

данный

материал

сканируется

и

вставляется

в

слайд-шоу

или

клип.

При

показе

готового

материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же, вызывает

бурю

эмоций.

В

следующий

раз

ребенок

будет

подбирать

картинки

и

иллюстрации с удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству

источников.

Вот

вам

и

познавательная

активность

и,

как

результат,

вариативность наглядного ряда.

Итак,

привлекая

детей

непосредственно

к

созданию

разного

рода

мультимедиаресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических

усилий в субъект образовательной деятельности, особенно это актуально для

детей

старшего

дошкольного

возраста,

которые

уже

могут

почти

самостоятельно или с помощью родителей создать свою презентацию.

Для

детей

младшего

дошкольного

возраста

актуальным

является

использование цифровых технологий в фотосъемке. Дело в том, что, включив

в слайд-шоу или презентацию в качестве вариативной наглядности объект,

хорошо

знакомый

ребенку,

запускаются

сразу

несколько

психических

процессов. Во-первых, узнавание «родного» предмета из окружения ребенка

вызывает радость, а для малышей это немаловажно. Во-вторых, способствует

развитию операций обобщения (и мой стол – тоже стол).

В-третьих,

обратный

процесс,

когда,

встретив

в

своем

окружении

предмет,

о

котором

уже

говорили

и

видели

его

на

экране,

у

ребенка

выстраивается цепочка воспроизведения остального материала, связанного с

этим предметом (развивается ассоциативная память).

Хочется

заметить,

что

если

педагоги

дошкольных

учреждений

не

разовьют у детей любознательность, стремление не только что-то узнавать,

но и прилагать усилия для самостоятельного получения необходимых знаний,

то

ни

одно

оснащенное

новейшей

техникой

учреждение

школьного

образования не сможет исправить наших ошибок.



В раздел образования