Напоминание

"Как научить младшего школьника учиться самостоятельно"


Автор: Кантонистова Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 13
Населённый пункт: город Калининград, Калининградская область
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Как научить младшего школьника учиться самостоятельно"
Раздел: начальное образование





Назад




1

МАСТЕР-КЛАСС

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным

развиваться без помощи учителя.»

Э. Хаббард

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным

развиваться без помощи учителя», - Элберт Хаббард сказал эти слова больше

века назад и, безусловно, не ориентировался на введение ФГОС. Но как

актуально они звучат сегодня сегодня, и, пожалуй, могли бы даже стать

эпиграфом к Федеральному государственному образовательному стандарту.

Ведь главная цель ФГОС – научить ребенка учиться, научиться через

метапредметность, через универсальность, через системно-деятельностный

подход.

Я не изобрела формулу самостоятельности, но результаты деятельности

моих учеников порзволяют мне надеяться, что я на правильном пути: это и

результаты мониторингов выше средних по региону, и призовые места на

конкурсах

различного

уровня,

где

мои

ученики

могут

применить

свои

метапредметные знания. Поэтому сегодня я с удовольствием поделюсь с вами

опытом работы по воспитанию самостоятельности у учащихся. Ведь именно

учителя начальных классов, представителем которых я являюсь, вместе с

ребенком делают первыми эти семь шагов…

Для работы мне понадобится 6 участников и хранитель времени. Задача

хранителя времени – следить за регламентом работы.

1. Повернитесь, пожалуйста, и поприветствуйте друг друга, касаясь

одноименных пальцев соседей: ЖЕЛАЮ (большие) УСПЕХА (указательные)

БОЛЬШОГО

(средние)

ВО

ВСЕМ

(безымянные)

И

ВЕЗДЕ

(мизинчики)

ЗДРАВСТВУЙ! (ладонь).

Я прикрепила участникам мастер-класса на спину буквы (НАПРИМЕР:

У Ч Е Н И К) Ваша задача – в течение 1 минуты собрать из букв слово.

СТОП!

Как вы думаете, что было целью моего задания? Конечный

результат

в

этом

задании

не

играл

роли.

На

примере

коллективного

творческого дела я наблюдала, кто какие социальные роли исполнял: кто-то

взял на себя роль лидера, кто-то был ведомым.

Так

и

в

детском

коллективе:

через

любое

КТД

учителю

важно

определить, какую социальную роль занимает учащийся, чтобы выстроить

дальнейший индивидуальный маршрут развития с учетом индивидуальных

способностей каждого учащегося, в т.ч. психологических

И т а к , ШАГ

1.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ КАЖДОГО УЧАЩЕГОСЯ

2

2. Для выполнения следующего задания я также даю вам 1 минуту, точнее

целых 60 секунд. Пожалуйста, загляните в энциклопедию и предоставьте мне

краткую информацию о КОРРЕДЖО.

СТОП! Скажите, пожалуйста, смогли ли вы выполнить мое задание? Почему?

Итак, 2 ШАГ – Любое задание должно быть понятно и выполнимо.

3. За одну минуту прочитайте, пожалуйста,

фразу, заключенную в этом

послании:

ПQRONIЗWLНLUАDVНZИSE

YНGALIЧYNИGHWQIAYNEZТJQCUЯ

CJD УLZQДDИВQRIЛRIQЕDSНIVИZSЯ

Скажите, пожалуйста, интересно было выполнять это задание? Я наблюдала

за вами: сначала оно вас удивило, потом развеселило, а потом вы ьез труда

решили

проблему.

Удивлять

можно

по-разному:

проблемная

ситуация,

интерес, необычное начало урока. Главное - удивить, вызвать интерес! И

именно

это

высказывание

Аристотеля

лежит

в

основе

3

ШАГ

к

самостоятельности – ПОЗНАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С УДИВЛЕНИЯ.

4.

Для

выполнения

следующего

задания

я

предлагаю

вам

на

выбор

3

конверта, разных по цвету.

КРАСНЫЙ конверт – одно задание, за которое можно получить две высоких

оценки, но для решения задания, возможно, понадобятся дополнительные

усилия и время.

ЖЕЛТЫЙ конверт – два задания, за выполнение которых можно получить

высокую оценку. Для их выполнения понадобится не так много усилий.

ЗЕЛЕНЫЙ

конверт

три

задания,

несложных,

за

их

правильное

выполнение

легко

можно

получить

удовлетворительную

оценку,

но

невозможно получить высокую.

Выберите, пожалуйста, конверт, и выполните задания.

СТОП! Только что вы сделали не очередной шаг к выполнению заданий, а

4

ШАГ

на

пути

к

самостоятельности

ПРАВО

ВЫБОРА

ЗАЛОГ

УСПЕХА. Осознанный выбор ученика – задача учителя. Признавая право

выбора

за

ребенком,

учитель

может

соотности

выбор

с

возможностями

ученика, но, к сожалению, иногда у ребенка заниженная или завышенная

самооценка, и тогда мы переходим к следующему шагу.

3

5.

Сейчас я предлагаю вам нарисовать за минуту ДОМ. Поставьте себе

оценку за выполненную работу. Теперь поменяйтесь с соседом по парте

рисунками и оцените работу соседа. Оценки совпали? А теперь я зачитаю вам

критерии оценивания:

1 балл – труба

1 балл – крыльцо

1 балл – ступеньки

1 балл – дерево или зелень около дома

1 балл – забор.

Соответственно, общее количество баллов – 5. Поставьте себе оценку в

соовтетствии с критериями. Теперь совпали?

Итак, 5 ШАГ – ученик должен четко понимать, за что и как его будут

оценивать

6. У вас на столах лежат карточки с набором вопросов. Поработайте в парах,

помогите друг другу. На выполнение – 1 минута.

Карточки с вопросами:

1.

Назовите 5 богатейших людей на планете.

2.

Назовите 5 последних победительниц «Мисс мира».

3.

Назовите 5 последних лауреатов Нобелевской премии.

4.

Назовите 5 последних лауреатов кино-премии «Оскар» за лучшую роль.

- Не совсем получилось?

- Трудновато, не так ли?

- Не беспокойтесь, никто этого не помнит!

- А теперь задачу усложним. Каждый поработает самостоятельно 2 минуты.

Возьмите вот эти карточки и ответьте на следующие вопросы.

Карточки с вопросами:

1. Назовите 3 учителей, которые внесли вклад в твое образование.

2. Назовите 3 друзей, которые помогли тебе в трудную минуту.

3. Вспомни несколько человек, которые вызвали у тебя особые чувства.

4. Назови несколько человек, с которыми тебе нравится проводить свой

досуг.

А пока наши участники отвечают на вопросы, я предлагаю залу включиться в

нашу

совместую

деятельность

в

роли

РОДИТЕЛЕЙ.

Я

буду

зачитывать

вопросы, а Вы отвечать на них «Да» или «Нет».

1. Детям в учебе поможем всегда -

2. Чтобы детьми была школа горда –

3. Нас всех пугает задач чехарда –

4. Формулы вспомнить для нас ерунда –

4

5. Будем детей ругать мы всегда –

6. Только слегка пожурим иногда –

7. Взрываться по жизни мы будем всегда –

8. Будем спокойны как в речке вода –

9. Мудрыми будем как в небе звезда –

10. Будем вставать по утрам в холода, чтобы успеть и туда, и сюда –

11. Когда завершится учебы страда, вместе с детьми отдохнем мы тогда –

Молодцы.

И

только

что

вы

сделали

еще

один

важный 6

ШАГ

к

самостоятельности. В соответствии с Законом об образовании «Родители –

полноправрые

участники

образовательного

процесса»,

поэтому

этот

шаг

просто необходим!

А наши участники уже ответили на вопросы. Скажите, трудно ли вам было

ответить на вопросы на этой карточке? Почему? Безусловно, потому, что эти

сведения для вас значимы.

Поэтому 7 ШАГ к самостоятельности – ОСОЗНАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ.

УВАЖАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ, СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫПОЛНЯЯ

ЗАДАНИЯ, НУЖДАЛИСЬ ЛИ ВЫ В МОЕЙ ПОМОЩИ?

Итак, все задания вы выполняли БЕЗ ПОМОЩИ УЧИТЕЛЯ, А НЕ ЭТО ЛИ

БЫЛО ЦЕЛЬЮ НАШЕГО МАСТЕР-КЛАССА?

А теперь посмотрите, пожалуйста, на наши 7 шагов и скажите:

- можно ли эти 7 шагов использовать на уроках?

- во внеурочной деятельности?

- в работе с родителями?

- в младших классах?

- в средних классах?

- во взрослой жизни?

РЕФЛЕКСИЯ

Уважаемые участники! Я благодарю вас за участие в мастер-классе, потому

что обучая вас, я тоже училась: как вы выполняли, как договаривались, как

действовали, поэтому этот мастер класс, безусловно, был полезен и мне тоже.

И

в

заключении

я

прошу

вас

приклеить

ваши

смайлики

на

одно

из

высказываний,

которое,

как

вы

считаете,

может

охарактеризовать

ваши

ощущения от мастер-класса:

Слышал краем уха -

Хлопал ушами -

Шевелил мозгами -

Считал ворон –

5

Кроме известного изречения – эпиграфа к нашему мастер-классу, Элберт

Хаббард сказал еще одну умную вещь: «Есть три необходимые привычки,

которые

при

любых

условиях

сделают

доступными

любую

вещь,

какую

только

может

вообразить

человек:

это

привычка

к

труду,

привычка

к

здоровью и привычка к учению»…

Я думаю, что развить привычку к учению у ученика помогут эти семь шагов,

а ваша привычка к труду и привычка к учению, уважаемые коллеги, позволит

это сделать с большим успехом».

Спасибо за внимание!



В раздел образования