Автор: Кантонистова Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 13
Населённый пункт: город Калининград, Калининградская область
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Как научить младшего школьника учиться самостоятельно"
Раздел: начальное образование
1
МАСТЕР-КЛАСС
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным
развиваться без помощи учителя.»
Э. Хаббард
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным
развиваться без помощи учителя», - Элберт Хаббард сказал эти слова больше
века назад и, безусловно, не ориентировался на введение ФГОС. Но как
актуально они звучат сегодня сегодня, и, пожалуй, могли бы даже стать
эпиграфом к Федеральному государственному образовательному стандарту.
Ведь главная цель ФГОС – научить ребенка учиться, научиться через
метапредметность, через универсальность, через системно-деятельностный
подход.
Я не изобрела формулу самостоятельности, но результаты деятельности
моих учеников порзволяют мне надеяться, что я на правильном пути: это и
результаты мониторингов выше средних по региону, и призовые места на
конкурсах
различного
уровня,
где
мои
ученики
могут
применить
свои
метапредметные знания. Поэтому сегодня я с удовольствием поделюсь с вами
опытом работы по воспитанию самостоятельности у учащихся. Ведь именно
учителя начальных классов, представителем которых я являюсь, вместе с
ребенком делают первыми эти семь шагов…
Для работы мне понадобится 6 участников и хранитель времени. Задача
хранителя времени – следить за регламентом работы.
1. Повернитесь, пожалуйста, и поприветствуйте друг друга, касаясь
одноименных пальцев соседей: ЖЕЛАЮ (большие) УСПЕХА (указательные)
БОЛЬШОГО
(средние)
ВО
ВСЕМ
(безымянные)
И
ВЕЗДЕ
(мизинчики)
ЗДРАВСТВУЙ! (ладонь).
Я прикрепила участникам мастер-класса на спину буквы (НАПРИМЕР:
У Ч Е Н И К) Ваша задача – в течение 1 минуты собрать из букв слово.
СТОП!
Как вы думаете, что было целью моего задания? Конечный
результат
в
этом
задании
не
играл
роли.
На
примере
коллективного
творческого дела я наблюдала, кто какие социальные роли исполнял: кто-то
взял на себя роль лидера, кто-то был ведомым.
Так
и
в
детском
коллективе:
через
любое
КТД
учителю
важно
определить, какую социальную роль занимает учащийся, чтобы выстроить
дальнейший индивидуальный маршрут развития с учетом индивидуальных
способностей каждого учащегося, в т.ч. психологических
И т а к , ШАГ
1.
–
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ КАЖДОГО УЧАЩЕГОСЯ
2
2. Для выполнения следующего задания я также даю вам 1 минуту, точнее
целых 60 секунд. Пожалуйста, загляните в энциклопедию и предоставьте мне
краткую информацию о КОРРЕДЖО.
СТОП! Скажите, пожалуйста, смогли ли вы выполнить мое задание? Почему?
Итак, 2 ШАГ – Любое задание должно быть понятно и выполнимо.
3. За одну минуту прочитайте, пожалуйста,
фразу, заключенную в этом
послании:
ПQRONIЗWLНLUАDVНZИSE
YНGALIЧYNИGHWQIAYNEZТJQCUЯ
CJD УLZQДDИВQRIЛRIQЕDSНIVИZSЯ
Скажите, пожалуйста, интересно было выполнять это задание? Я наблюдала
за вами: сначала оно вас удивило, потом развеселило, а потом вы ьез труда
решили
проблему.
Удивлять
можно
по-разному:
проблемная
ситуация,
интерес, необычное начало урока. Главное - удивить, вызвать интерес! И
именно
это
высказывание
Аристотеля
лежит
в
основе
3
ШАГ
к
самостоятельности – ПОЗНАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С УДИВЛЕНИЯ.
4.
Для
выполнения
следующего
задания
я
предлагаю
вам
на
выбор
3
конверта, разных по цвету.
КРАСНЫЙ конверт – одно задание, за которое можно получить две высоких
оценки, но для решения задания, возможно, понадобятся дополнительные
усилия и время.
ЖЕЛТЫЙ конверт – два задания, за выполнение которых можно получить
высокую оценку. Для их выполнения понадобится не так много усилий.
ЗЕЛЕНЫЙ
конверт
–
три
задания,
несложных,
за
их
правильное
выполнение
легко
можно
получить
удовлетворительную
оценку,
но
невозможно получить высокую.
Выберите, пожалуйста, конверт, и выполните задания.
СТОП! Только что вы сделали не очередной шаг к выполнению заданий, а
4
ШАГ
на
пути
к
самостоятельности
– ПРАВО
ВЫБОРА
–
ЗАЛОГ
УСПЕХА. Осознанный выбор ученика – задача учителя. Признавая право
выбора
за
ребенком,
учитель
может
соотности
выбор
с
возможностями
ученика, но, к сожалению, иногда у ребенка заниженная или завышенная
самооценка, и тогда мы переходим к следующему шагу.
3
5.
Сейчас я предлагаю вам нарисовать за минуту ДОМ. Поставьте себе
оценку за выполненную работу. Теперь поменяйтесь с соседом по парте
рисунками и оцените работу соседа. Оценки совпали? А теперь я зачитаю вам
критерии оценивания:
1 балл – труба
1 балл – крыльцо
1 балл – ступеньки
1 балл – дерево или зелень около дома
1 балл – забор.
Соответственно, общее количество баллов – 5. Поставьте себе оценку в
соовтетствии с критериями. Теперь совпали?
Итак, 5 ШАГ – ученик должен четко понимать, за что и как его будут
оценивать
6. У вас на столах лежат карточки с набором вопросов. Поработайте в парах,
помогите друг другу. На выполнение – 1 минута.
Карточки с вопросами:
1.
Назовите 5 богатейших людей на планете.
2.
Назовите 5 последних победительниц «Мисс мира».
3.
Назовите 5 последних лауреатов Нобелевской премии.
4.
Назовите 5 последних лауреатов кино-премии «Оскар» за лучшую роль.
- Не совсем получилось?
- Трудновато, не так ли?
- Не беспокойтесь, никто этого не помнит!
- А теперь задачу усложним. Каждый поработает самостоятельно 2 минуты.
Возьмите вот эти карточки и ответьте на следующие вопросы.
Карточки с вопросами:
1. Назовите 3 учителей, которые внесли вклад в твое образование.
2. Назовите 3 друзей, которые помогли тебе в трудную минуту.
3. Вспомни несколько человек, которые вызвали у тебя особые чувства.
4. Назови несколько человек, с которыми тебе нравится проводить свой
досуг.
А пока наши участники отвечают на вопросы, я предлагаю залу включиться в
нашу
совместую
деятельность
в
роли
РОДИТЕЛЕЙ.
Я
буду
зачитывать
вопросы, а Вы отвечать на них «Да» или «Нет».
1. Детям в учебе поможем всегда -
2. Чтобы детьми была школа горда –
3. Нас всех пугает задач чехарда –
4. Формулы вспомнить для нас ерунда –
4
5. Будем детей ругать мы всегда –
6. Только слегка пожурим иногда –
7. Взрываться по жизни мы будем всегда –
8. Будем спокойны как в речке вода –
9. Мудрыми будем как в небе звезда –
10. Будем вставать по утрам в холода, чтобы успеть и туда, и сюда –
11. Когда завершится учебы страда, вместе с детьми отдохнем мы тогда –
Молодцы.
И
только
что
вы
сделали
еще
один
важный 6
ШАГ
к
самостоятельности. В соответствии с Законом об образовании «Родители –
полноправрые
участники
образовательного
процесса»,
поэтому
этот
шаг
просто необходим!
А наши участники уже ответили на вопросы. Скажите, трудно ли вам было
ответить на вопросы на этой карточке? Почему? Безусловно, потому, что эти
сведения для вас значимы.
Поэтому 7 ШАГ к самостоятельности – ОСОЗНАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ.
УВАЖАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ, СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫПОЛНЯЯ
ЗАДАНИЯ, НУЖДАЛИСЬ ЛИ ВЫ В МОЕЙ ПОМОЩИ?
Итак, все задания вы выполняли БЕЗ ПОМОЩИ УЧИТЕЛЯ, А НЕ ЭТО ЛИ
БЫЛО ЦЕЛЬЮ НАШЕГО МАСТЕР-КЛАССА?
А теперь посмотрите, пожалуйста, на наши 7 шагов и скажите:
- можно ли эти 7 шагов использовать на уроках?
- во внеурочной деятельности?
- в работе с родителями?
- в младших классах?
- в средних классах?
- во взрослой жизни?
РЕФЛЕКСИЯ
Уважаемые участники! Я благодарю вас за участие в мастер-классе, потому
что обучая вас, я тоже училась: как вы выполняли, как договаривались, как
действовали, поэтому этот мастер класс, безусловно, был полезен и мне тоже.
И
в
заключении
я
прошу
вас
приклеить
ваши
смайлики
на
одно
из
высказываний,
которое,
как
вы
считаете,
может
охарактеризовать
ваши
ощущения от мастер-класса:
Слышал краем уха -
Хлопал ушами -
Шевелил мозгами -
Считал ворон –
5
Кроме известного изречения – эпиграфа к нашему мастер-классу, Элберт
Хаббард сказал еще одну умную вещь: «Есть три необходимые привычки,
которые
при
любых
условиях
сделают
доступными
любую
вещь,
какую
только
может
вообразить
человек:
это
привычка
к
труду,
привычка
к
здоровью и привычка к учению»…
Я думаю, что развить привычку к учению у ученика помогут эти семь шагов,
а ваша привычка к труду и привычка к учению, уважаемые коллеги, позволит
это сделать с большим успехом».
Спасибо за внимание!