Напоминание

"Модульное оригами", 3 класс


Автор: Махова Анна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 48"
Населённый пункт: г. Курган
Наименование материала: дополнительная образовательная программа
Тема: "Модульное оригами", 3 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №125

с углубленным изучением математики»

Утверждено _______________

Приказом № ____ от __________

Директор В.П. Овсянникова

Дополнительная образовательная программа

«Модульное оригами» 3 класс

На 2012-2013 учебный год.

Составитель: Махова А.В.

Согласовано ______________

Зам. директора по учебной работе

Н.В. Назарова

Рассмотрено на методсовете.

Протокол № ___ от ________

Секретарь

Снежинск 2012

Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании» от 1992 г.,

«Положением об учреждении дополнительного образования» - 1995 г. и на основе

типовых учебных программ областной школы народных ремесел г. Архангельска,

рекомендованных министерством общего и профессионального образования Российской

Федерации, год издания 1997.

Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через

обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие

эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи программы:

1.

Образовательные:

Познакомить с основным приемом складывания базовой детали модульного

треугольника;

Учить читать технологическую карту;

Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;

Учить читать схемы;

Учить ориентироваться в проблемных ситуациях;

2.

Развивающие:

Развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер,

пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук,

сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников;

3.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость,

целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от

совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе,

волевые качества.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся,

вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые

оригинальные решения;

• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Требования эти актуальны и для выпускников школ.

Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема

творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией

социализации личности ребенка в обществе.

Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из

ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни

человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего

мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В

конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко

- творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является

модульное оригами.

Модульное оригами — популярное направление древнего искусства создания фигурок из

бумаги. Разница этой техники от традиционного оригами в том, что изделие выполняется

не из одного листа бумаги, а из нескольких одинаковых элементов — модулей. Единичные

модули могут собственноручно сложить даже маленькие дети, а вариантов их соединения

— бесконечное множество. Простое движение рук — и модули преображаются в зверей,

птиц, растения, корабли и даже рыцарские замки. К тому же, для модулей подходит любая

бумага, даже листы из старых журналов.

Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально

разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития

учащихся. Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что

особо важно, учитывая психологические особенности детей с нарушением интеллекта.

При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Модульное

оригами (складывание фигур из треугольников), и особенно создание тематических

композиций, требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников

складывания должен выполнить один или несколько элементов будущей поделки. При

этом его треугольники должны быть такими же аккуратными, как и те, которые

выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти

общего языка с другими, договориться с партнерами, поделка выполнена быть не может.

Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях

общения в группе. Таким образом, складывание оригинальной поделки-игрушки

становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать

лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия

или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника,

подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А

кому-то придется выполнять роль статистов. Таким образом, занятия оригами позволяют

удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании

реализовать свои лидерские и организаторские способности.

И последним аргументом в пользу значимости занятий оригами служит то факт, что

единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и

самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым

другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. А применение

для складывания бумаги любого качества, позволяет заниматься оригами всем, не

зависимо от социального положения, возраста, образования.

Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места.

Поэтому каждый может складывать оригамные фигурки везде, в любой ситуации. Ведь

необходимы лишь руки и лист бумаги. Оригами в состоянии воздействовать на

эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные

проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами -

идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и

пространственное мышление, воображение и интеллект.

Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует

развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с умственно отсталыми

детьми.

Немало важен тот факт, что занятия оригами позволяют организовать досуг учащихся в

системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и

коллективные формы работы.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение

задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация

познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические

работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.

Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе,

развить навыки самоконтроля.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки

работы с бумагой в технике модульного оригами. В процессе занятий, накапливая

практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий

постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до

моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.

Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность,

повторяемость и практичность.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с

педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в

деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития овладения

детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы –

содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере

эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Данная программа рассчитана на один год обучения.

Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу.

На занятиях используются основные методы, обеспечивающие усвоение детьми

программного материала и развивающие навыки их творческой работы, согласно

классификации Ю.К. Бабанского:

Методы обучения:

I.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной

деятельности:

Аспект передачи и восприятие учебной информации:

Словесный (беседа, диалог, объяснение);

Наглядный (показ образцов, показ приемов, иллюстрация,

демонстрация);

Практический (упражнения, выполнение работ совместно с педагогом,

самостоятельная практическая работа).

Логический аспект:

Индуктивные

Дедуктивные

Аспект мышления и степень познавательной самостоятельности:

Метод

Деятельность

преподавателя

Учащихся

Репродуктивный

Рассказывает, показывает

Выполняет по образцу.

Частично-поисковый

Управляет: ставит

вопросы, консультирует.

Работает

самостоятельно.

II.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

Создание «ситуации успеха».

Предъявление требований и приучение к их выполнению.

Эмоциональное воздействие.

III.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-

познавательной деятельности:

Методы устного контроля и самоконтроля.

Методы практического контроля и самоконтроля.

Методы воспитания:

1.

Метод формирования познания (Убеждение: объяснение, рассказ, пример).

2.

Метод организации деятельности и формирования опыта поведения

(Упражнение: упражнение, приучение, воспитывающие ситуации)

3.

Метод стимулирования (Мотивация: оценка, поощрение).

Функциональная пригодность различных методов не остается постоянной на сем

протяжении учебного года по данной программе. Интенсивность применения одних

методов возрастает, других – снижается.

Условия реализации программы:

- Кабинет

- Инструменты: ножницы, линейка, клей ПВА.

- Материалы: бумага, декоративные глаза.

- Дидактические материалы:

1. Образцы поделок;

2. Схемы по изготовлению поделок;

3. Книги по «Модульному оригами».

Механизм оценки полученных результатов:

По окончании учебного года учащиеся должны:

Знать:

• Что такое оригами;

• Историю возникновения оригами;

• Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника.

• Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки

бумаги, картона, и других материалов.

• Приемы складывания модулей;

• Правила техники безопасности;

Уметь:

• Подбирать бумагу нужного цвета;

• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:

• Выполнять разметку листа бумаги;

• Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;

• Анализировать образец, анализировать свою работу;

• Составлять композицию из готовых поделок;

• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.

Овладеть навыками:

• Разметки листа бумаги;

• Складывания базового модуля;

• Резания.

Список литературы:

1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера»,

1997

2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002

3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

4. Богатова И.Оригами . Цветы. «Мартин», 2007

5. Водяная Л., Эм Г. Оригами- чудеса из бумаги. «Феникс», 2004

6. Гончар В.В. Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2008

Информационная карта программы

1.

Тип программы

Модифированная

2.

Образовательная область

Профильная

3.

Направленность деятельности

Художественно-эстетическая

4.

Способ освоения содержания

образования

Творческий

5.

Уровень освоения содержания

образования

Профильно-ориентированный

6.

Возрастной уровень реализации

программы

Начальное

7.

Форма реализации программы

Групповая

8.

Продолжительность реализации

программы

Одногодичная

Учебно-тематический план

70 часов в год (2 раза в неделю)

п/п

Тема

Общее

кол-во

часов

1.

Практическая работа:

конструирование треугольных модулей оригами;

соединение модулей на плоскости;

замыкание модулей в кольцо.

1

2.

Практическая работа:

конструирование треугольных модулей оригами;

соединение модулей на плоскости;

замыкание модулей в кольцо.

1

3.

Практическая работа:

«Белый лебедь»

1

4.

Практическая работа:

«Белый лебедь»

1

5.

Практическая работа:

«Белый лебедь»

1

6.

Практическая работа:

«Белый лебедь»

1

7.

Практическая работа:

«Белый лебедь»

1

8.

Практическая работа:

«Белый лебедь»

1

9.

Практическая работа:

«Радужный лебедь»

1

10.

Практическая работа:

«Радужный лебедь»

1

11.

Практическая работа:

«Радужный лебедь»

1

12.

Практическая работа:

«Радужный лебедь»

1

13.

Практическая работа:

«Радужный лебедь»

1

14.

Практическая работа:

«Радужный лебедь»

1

15.

Практическая работа:

«Зайчик»

1

16.

Практическая работа:

«Зайчик»

1

17.

Практическая работа:

«Зайчик»

1

18.

Практическая работа:

«Зайчик»

1

19.

Практическая работа:

«Зайчик»

1

20.

Практическая работа:

«Зайчик»

1

21.

Практическая работа:

«Зайка-модница»

1

22.

Практическая работа:

«Зайка-модница»

1

23.

Практическая работа:

«Зайка-модница»

1

24.

Практическая работа:

«Зайка-модница»

1

25.

Практическая работа:

«Зайка-модница»

1

26.

Практическая работа:

«Зайка-модница»

1

27.

Практическая работа:

«Ваза»

1

28.

Практическая работа:

«Ваза»

1

29.

Практическая работа:

«Ваза»

1

30.

Практическая работа:

«Ваза»

1

31.

Практическая работа:

«Ваза»

1

32.

Практическая работа:

«Ваза»

1

33.

Практическая работа:

«Ваза»

1

34.

Практическая работа:

конструирование треугольных модулей оригами;

соединение модулей на плоскости;

замыкание модулей в кольцо.

1

35.

Практическая работа:

конструирование треугольных модулей оригами;

соединение модулей на плоскости;

замыкание модулей в кольцо.

1

36.

Практическая работа:

«Тюльпан»

1

37.

Практическая работа:

«Тюльпан»

1

38.

Практическая работа:

«Тюльпан»

1

39.

Практическая работа:

«Тюльпан»

1

40.

Практическая работа:

«Ромашка»

1

41.

Практическая работа:

«Ромашка»

1

42.

Практическая работа:

«Ромашка»

1

43.

Практическая работа:

«Ромашка»

1

44.

Практическая работа:

Модуль кусудамы

1

45.

Практическая работа:

1

Модуль кусудамы

46.

Практическая работа:

«Василек»

1

47.

Практическая работа:

«Василек»

1

48.

Практическая работа:

«Василек»

1

49.

Практическая работа:

«Василек»

1

50.

Практическая работа:

«Пасхальное яйцо»

1

51.

Практическая работа:

«Пасхальное яйцо»

1

52.

Практическая работа:

«Пасхальное яйцо»

1

53.

Практическая работа:

«Детеныш лебедя»

1

54.

Практическая работа:

«Детеныш лебедя»

1

55.

Практическая работа:

«Детеныш лебедя»

1

56.

Практическая работа:

«Попугайчик»

1

57.

Практическая работа:

«Попугайчик»

1

58.

Практическая работа:

«Попугайчик»

1

59.

Практическая работа:

«Попугайчик»

1

60.

Практическая работа:

«Попугайчик»

1

61.

Практическая работа:

«Попугайчик»

1

62.

Практическая работа:

«Попугайчик»

1

63.

Практическая работа:

« Крокодил»

1

64.

Практическая работа:

« Крокодил»

1

65.

Практическая работа:

« Крокодил»

1

66.

Практическая работа:

«Кит»

1

67.

Практическая работа:

«Кит»

1

68.

Практическая работа:

«Буреночка»

1

69.

Практическая работа:

«Буреночка»

1

70.

Практическая работа:

«Буреночка»

1

ИТОГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД:

70



В раздел образования