Напоминание

Единые требования к наличию и ведению документации учителя начальных классов. Единый орфографический режим.


Автор: Зудова Лидия Елисеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЕСШ №7 им. О.Н.Мамченкова
Населённый пункт: город Елизово Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: Единые требования к наличию и ведению документации учителя начальных классов. Единый орфографический режим.
Раздел: начальное образование





Назад




Единые

требования

к

наличию

и

ведению

документации

учителя

начальных

классов. Единый орфографический режим.

Зудова Л.Е.., учитель начальных классов МБОУ ЕСШ №7 им. О.Н.Мамченкова

г. Елизово Камчатский край

1. Общие положения.

Стандарты

ведения

школьной

документации

разработаны

в

соответствии

с

современными требованиями к организации контроля в образовательном учреждении.

Целью

их

введения

является

упорядочение

единых

требований

к

ведению

документации

строгой

отчетности,

совершенствование

внутришкольного

контроля

и

повышение качества образовательного процесса в школе. Введение данных стандартов

должно способствовать повышению профессиональной грамотности и ответственности

учителей в работе с документами.

2. Стандарты ведения документации строгой отчетности.

2.1 Дневники.

1) Требования к внешнему виду:

- дневник должен быть чистым, аккуратным;

- при заполнении дневника должен быть соблюден единый орфографический режим;

- записи в дневнике ведутся фиолетовым и синим цветом;

- учителю разрешается делать записи красным цветом;

-

до

окончания

первой

недели

аттестационного

периода

подробно

заполняются

необходимые сведения на первой странице (в зависимости от требуемого содержания

дневника);

- в дневнике учащимися записывается расписание уроков и домашние задания;

- 1 раз в неделю и в конце аттестационного периода в дневнике ставится подпись

родителей учащегося.

2) Стандарты проверки дневников учителем, классным руководителем:

- учитель контролирует культуру ведения дневников;

-

оценка

в

дневник

выставляется

учителем-предметником

после

проведенного

урока,

классным руководителем в начальной и основной школе не реже 1 раза в неделю, в

старшей школе – не реже 1 раза в две недели;

- педагоги контролируют наличие записи домашнего задания в дневнике;

- письменные замечания, предложения, комментарии учителей делаются на специально

отведенных

в

дневнике

местах

с

соблюдением

единого

орфографического

режима

в

доброжелательной, тактичной форме;

- оценки за аттестационный период выставляются учителем на специально отведенной

странице не позднее, чем за 1 день до начала каникул;

- классный руководитель проверяет наличие у каждого учащегося подписи родителей,

подтверждающих их ознакомление с результатами промежуточной аттестации в течение 3-

х дней после выхода учащихся с каникул;

- учителям-предметникам, классному руководителю запрещается выставление в дневник

оценок за поведение.

2.2 Школьные тетради учащихся.

1) Культура ведения тетрадей учащимися:

- объем тетради учащегося определяет учитель-предметник;

- тетрадь должна быть:

* чистой,

* аккуратной;

- при заполнении тетради должен быть соблюден единый орфографический режим:

* дата (прописью или цифрами на полях тетради),

* наименование работы,

* разрешается выделение необходимых слов зеленым цветом,

простым карандашом или подчеркиванием,

* записи в тетради делаются фиолетовым и синим цветом,

чертежи – простым карандашом и любым, кроме красного, цветом,

* запрещается пользоваться корректором,

* пропуск строк между разными видами работ в соответствии с ЕОР.

2) Стандарты проверки тетрадей учителем:

-

регулярность

проверки

определяется

Положением

«О

порядке

проверки

тетрадей

учащихся»;

-

письменные

работы

учащихся

проверяются

учителем

качественно,

но

допускается

пропуск орфографических ошибок;

- учителя русского языка и литературы на протяжении всего периода обучения работают

над каллиграфией;

- словарная работа обязательна на уроках по любому предмету;

-

учитель

осуществляет

дифференцированный

подход

к

проверке

письменных

работ,

учитывает индивидуальные особенности интеллектуального, психического и физического

развития учащихся;

- стиль письменного комментария к оценке работ должен быть доброжелательным, носить

конструктивный характер, способствовать созданию у учащегося ситуации успеха;

- учитель обеспечивает соблюдение единого орфографического режима;

- содержание письменных работ должно соответствовать тематическому планированию;

- учитель обеспечивает соответствие объема и содержания классной и домашней работы,

объем домашнего задания не может превышать 1/3 объема классной работы;

- учитель обеспечивает дифференцированный подход к домашним заданиям учащихся.

2.3 Личные дела учащихся.

1) Персональную ответственность за ведение личных дел несет классный руководитель.

2) Личное дело заполняется во время поступления в первый класс (либо оформляется

дубликат после утери оригинала), при зачислении в школу делается запись в алфавитную

книгу учащихся, личному делу присваивается номер, который записывается на титульном

листе личного дела.

3) Дополнения и изменения вносятся ежегодно при переходе учащегося в следующий

класс, переходе из одного ОУ в другое, при изменении сведений об учащихся и родителей

(лиц, их заменяющих), в личном деле учащихся хранятся копия свидетельства о рождении,

заявление от родителей.

4) Личные дела ведутся черным цветом.

5) Печать ОУ ставится на лицевой стороне личного дела, по окончании каждого учебного

года, при выбытии из ОУ.

6) Оценки за учебный год выставляются:

в 1-4 классах – не позднее 1 июня

в 5-8 классах – не позднее 7 июня

в 9-11 классах – не позднее 25 июня

7)

Подпись

директора

ОУ

ставится

на

лицевой

стороне

и

при

отметке

о

выбытии

учащегося из школы.

8) Подпись классного руководителя ставится по окончании каждого учебного года в

колонке с оценками за учебный год и заверяется печатью директора.

3. Контроль ведения документации строгой отчетности.

3.1 Дневники.

1) Формы контроля:

- тематический:

- культура ведения дневников;

- персональный:

- контроль дневников у молодых и вновь прибывших учителей,

- по результатам предварительной проверки;

- фронтальный:

- контроль по итогам отчетного периода,

- контроль осуществляется как фронтально, так и выборочно, по

отдельным параллелям или одновременно по ряду параллелей;

- самоконтроль;

- взаимоконтроль.

2) Регулярность контроля – не реже одного раза в четверть.

3) Кто контролирует:

- директор,

- заместители директора,

- руководители методических объединений, сам учитель, коллеги.

3.2 Школьные тетради учащихся.

1) Формы контроля:

- тематический:

- культура ведения тетради;

- персональный:

- контроль тетрадей у молодых и вновь прибывших учителей,

- по результатам предварительной проверки;

- фронтальный:

- контроль по итогам отчетного периода;

- самоконтроль;

- взаимоконтроль.

2) Регулярность контроля – не реже одного раза в четверть.

3) Кто контролирует:

- директор,

- заместители директора,

- руководители методических объединений,

- сам учитель,

- коллеги.

3.3 Личные дела.

1) Формы контроля:

- персональный;

- самоконтроль.

2) Регулярность:

- сентябрь, июнь каждого учебного года.

3) Кто проверяет:

- директор,

- заместители директора,

- секретарь-делопроизводитель.

Порядок ведения и оформления тетрадей по русскому языку и литературе

Записи в тетрадях ученики обязаны делать с выполнением следующих требований:

1. Все записи следует оформлять аккуратным и разборчивым почерком, пользоваться

ручкой синего цвета. Работы, написанные неразборчивым почерком, оцениваются от 0 до 2

баллов.

2. В тетрадях для контрольных работ не рекомендуется использовать цветные карандаши,

фломастеры, наклейки, аппликации.

3. Следует проводить поля с внешней (правой) стороны тетради.

4. Оформлять титульный лист по образцу:

Тетрадь

для работ

по русскому языку

ученика 1- (А,Б,В) класса

МБОУ ЕСШ №7 им. О.Н.Мамченкова

г. Елизова

Васильева Олега

Тетрадь

для творческих работ

по русскому языку

ученика 1- (А,Б,В) класса

МБОУ ЕСШ №7 им. О.Н.Мамченкова

г. Елизова

Васильева Олега

5. Записывать дату выполнения работы по центру тетради:

- в 5 - 9-х классах дата записывается прописью;

- в 10 - 11-х классах допускается запись цифрами на полях.

Например: Пятнадцатое апреля; 15.04.08.

6. Указывать вид работы, записывая по центру тетради с прописной буквы.

Например: Проверочная работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа.

Работа над ошибками. Изложение. Сочинение.

7. Указывать, где выполняется работа. Записывать по центру тетради с прописной

буквы. Например: Домашняя работа. Классная работа.

8. Интервал между одним видом работы и другим - 2 строки.

9. Указывать номера упражнений, записывая по центру тетради.

Например: Упражнение № 345. Слово «Упражнение» записывается без сокращений.

10. Работать в тетрадях в линию. По русскому языку иметь единообразные две рабочие

тетради по 18 листов для домашних и классных работ и одну тетрадь для контрольных и

творческих работ. По литературе - одну рабочую тетрадь в линейку с полями (48 листов

для 8-11-х классов) и одну тетрадь в линию с полями (48 листов для 8-11-х классов)

для творческих работ.

11. В работах соблюдать красную строку (абзацы) - 2 см или 5 пробелов.

12. Аккуратно выполнять все подчеркивания, условные обозначения зеленой ручкой

или остро отточенным карандашом.

Требования по оформлению письменных творческих работ по русскому языку и

литературе

1. Указывать вид работы с прописной буквы по центру тетради.

Например: Изложение. Сочинение. Рассказ. Рецензия и т. д.

2. Тему сочинения записывать полностью, без сокращений по центру тетради.

Именительный падеж темы не предполагает в конце знака препинания, кроме особых

случаев (вопросительного и восклицательного знаков, многоточия).

Например: Дом, который построю я...; Символические образы в пьесе А. А. Чехова

«Вишневый сад».

Не допускаются записи типа: Сочинение на тему: «Дом, который построю я...»

3. Название темы пишется без кавычек, за исключением цитат из произведений.

Например: «Гений и злодейство - две вещи несовместны» (А. С. Пушкин.)

4. Эпиграф записывается без кавычек с внешней (правой) стороны тетради. После

эпиграфа ставится точка. На следующей строчке указывается автор, название

произведения берется в кавычки. После ФИО автора и названия произведения ставятся

точки.

Например:

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Б. Л. Пастернак. «Гамлет».

5. Цитата оформляется следующим образом:

1) Заключается в кавычки, если записывается как прямая речь.

В начале лекции учитель привел известный афоризм: «Все дороги ведут в Рим».

2) Если цитируются стихотворные строки, то после слов автора ставится двоеточие,

цитата в кавычки не заключается.

В посвящении к «Евгению Онегину» написано:

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

3) Если цитата оформляется как косвенная речь и входит в придаточное предложение, то

берется в кавычки, но пишется со строчной буквы.

Говоря о поэзии Пушкина, критик писал, что «в его стихах впервые сказалась нам живая

русская речь, впервые открылся нам русский мир».

Образец оформления:

Двенадцатое декабря.

Изложение.

Забытые герои

Двенадцатое декабря.

Сочинение.

Образ Пугачева в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.

А. С. Пушкин. «Бесы».

Порядок проверки письменных работ учителем

1. Тетради учащихся, в которых выполняются классные, домашние и другие виды работ

проверяются:

в 5-х классах после каждого урока у всех учащихся;

в 6-9 классах перед началом новой темы, а также путем фронтальной проверки, в

остальных случаях выборочно. При этом во всех случаях каждая тетрадь должна

проверяться не реже одного раза в неделю;

в 10-11 классах тетради проверяются выборочно, но не менее трех раз в месяц.

2. Особое внимание следует уделять формированию у учащихся правильного и

аккуратного почерка, навыков оформительской культуры.

3. Контрольные работы проводятся после изучения тем программы в соответствие

с тематическим планированием. При планировании контрольных работ необходимо

предусмотреть равномерное распределение в течение всей четверти. Не рекомендуется

проводить контрольные работы в первые дни после четверти, праздников, на первых

и последних уроках.

4. Проверка контрольных работ осуществляется в следующие сроки:

Контрольные диктанты, тесты проверяются и возвращаются учащимся к

следующему уроку;

Изложения, сочинения и другие творческие работы проверяются и возвращаются

учащимся не позднее, чем через 5-6 дней, в 10-11 классах не более чем через

неделю.

Извлечения из «Норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому

языку»

«Нормы оценки...» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и

навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:

1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами

русского

языка

(критерии

оценки

орфографической

и

пунктуационной

грамотности,

языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);

2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

3) объем различных видов контрольных работ;

4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам

предъявляются

требования

только

к

таким

умениям

и

навыкам,

над

которыми они работали или работают к моменту проверки.

На уроках русского языка проверяются:

1) знание полученных сведений о языке;

2) орфографические и пунктуационные навыки;

3) речевые умения.

I. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому

языку.

Развернутый

ответ

ученика

должен

представлять

собой

связное,

логически

последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять

определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка

«5» ставится,

если

ученик:

1)

полно

излагает

изученный

материал,

дает

правильные

определения

языковых

понятий;

2)

обнаруживает

понимание

материала,

может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые

примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал

последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что

и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в

последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка

«3» ставится,

если

ученик

обнаруживает

знание

и

понимание

основных

положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в

определении

понятий

или

формулировке

правил;

2)

не

умеет

достаточно

глубоко

и

доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал

непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

О ц е н к а

« 2 » ставится,

если

ученик

обнаруживает

незнание

большей

части

соответствующего

раздела

изучаемого

материала,

допускает

ошибки

в

формулировке

определений

и

правил,

искажающие

их

смысл,

беспорядочно

и

неуверенно

излагает

материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным

препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка

«1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание

материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на

проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный

во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится

поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы

учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

II. Оценка диктантов

Диктант

одна

из

основных

форм

проверки

орфографической

и

пунктуационной

грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать

нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся

данного класса.

Объем диктанта устанавливается:

для V класса – 90-100 слов,

для VI класса – 100-110 слов,

для VII – 110-120 слов,

для VIII – 120-150 слов,

для IX класса – 150-170 слов,

для 10-11 – до 200 слов.

(При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и трудно

проверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V

класса -15-20, для VI класса - 20-25, для VII класса - 25-30, для VIII класса - 30-35,

для IX-11 классов - 35-40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен

включать

в

себя

основные

орфограммы

или

пунктограммы

этой

темы,

а

также

обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты,

проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по

всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в

данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2 – 3

случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они

должны

быть

представлены

1

3

случаями. В

целом

количество

проверяемых

орфограмм

и

пунктограмм

не

должно

превышать:

в

V

классе

-

12

различных

орфограмм и 2 - 3 пунктограмм, в VI классе - 16 различных орфограмм и 3 - 4

пунктограмм, в VII классе -20 различных орфограммы и 4-5 пунктограмм, в VIII

классе

-

24

различных

орфограмм

и

10

пунктограмм,

в

IX

11

классах

24

различных орфограммы и 15 пунктограмм.

В

тексты

контрольных

диктантов

могут

включаться

только

те

вновь

изученные

орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех

предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в V классе – не более 5 слов, в VI-VII классах – не более 7

слов, в VIII-IX классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и трудно

проверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем

текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При

оценке

диктанта исправляются,

но

не

учитываются

орфографические

и

пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная

работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются,

но

не

учитываются

описки,

неправильные

написания,

искажающие

звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло),

«мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует

выделять

негрубые,

т.

е.

не

имеющие

существенного

значения

для

характеристики

грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от

существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями,

выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различения не я ни (Куда он только не обращался! Куда он ни

обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное

не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9)

в

пропуске

одного

из

сочетающихся

знаков

препинания

или

в

нарушении

их

последовательности.

Необходимо

учитывать

также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка

повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за

одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного

написания

заключены

в

грамматических

армии,

вообще;

колют,

борются)

и

фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не

считаются

однотипными

ошибки

на

такое

правило,

в

котором

для

выяснения

правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его

форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три

однотипные

ошибки

считаются

за

одну

ошибку,

каждая

следующая

подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они

считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок

(исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная

оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой

орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

О ц е н ка

«4» выставляется

при

наличии

в

диктанте 2

орфографических

и

2

пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или

4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может

выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка

«3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4

пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или

7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе

допускается

выставление

оценки

«3»

за

диктант

при

5

орфографических

и

4

пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6

орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются

однотипные и негрубые ошибки.

Оценка

«2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7

пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5

орфографических

и

9

пунктуационных

ошибок,

8

орфографических

и

6

пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки

за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет

выставлять

данную

оценку.

Таким

пределом

является

для

оценки « 4 »

2

орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для V

класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В

комплексной

контрольной

работе,

состоящей

из

диктанта

и

дополнительного

(фонетического,

лексического,

орфографического,

грамматического)

задания,

выставляются две оценки (за каждый вид работы).

П ри оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться

следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка

«3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины

заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении

дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При

оценке контрольного

словарного

диктанта

рекомендуется

руководствоваться

следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 – 2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 – 4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

III. Оценка сочинений и изложений

Сочинения

и

изложения

основные

формы

проверки

умения

правильно

и

последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела

программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе -100-150 слов, в VI

классе - 150-200, в VII классе - 200-250, в VIII классе - 250-350, в IX классе - 350-450

слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может

быть

увеличен

на

50

слов

в

связи

с

тем,

что

на

таких

уроках

не

проводится

подготовительная работа.

Количество итоговых контрольных работ.

Имея в виду возможность учителя повседневно выявлять степень усвоения программного

материала

по

устным

ответам

учащихся

и

обучающим

письменным

работам,

целесообразно

в

каждом

классе

проводить

определённое

количество

итоговых

письменных

контрольных

работ.

Помещённая

ниже

таблица

включает

эти

и

другие

нормативы.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей

высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое

сочинение

и

изложение

оценивается

двумя

отметками: первая ставится за

содержание

и

речевое

оформление,

вторая

за

грамотность,

т.

е.

за

соблюдение

орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками

по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая

знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь)

считается оценкой по литературе.

Отметки за устные и письменные ответы выставляются в колонку за то число, когда

проводилась

работа.

При

написании домашнего

сочинения

оценка

за

работу

выставляется в тот день, когда ребятам было дано задание «написать домашнее

сочинение». В графе «Домашнее задание» делается соответствующая запись.

Оценки за диктант, изложение и сочинение выставляются двумя оценками дробью в одной

колонке (5/4, 3/3).

В старших классах оценки за сочинение по литературе выставляются в журнал на

двух страницах: за содержание – на странице «Литература», за грамотность – на

странице «Русский язык» (в дополнительный столбик с указанием «Сочинение»).

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических,

пунктуационных и грамматических. 1

Основные критерии оценки

«5»

Содержание и речь

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических

конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность

Допускается: 1

орфографическая,

или

1

пунктуационная,

или

1

грамматическая

ошибка.

«4»

Содержание и речь

1.

Содержание

работы

в

основном

соответствует

теме

(имеются

незначительные

отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 - 4 речевых

недочетов.

Грамотность.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и

3

пунктуационные

ошибки,

или

4

пунктуационные

ошибки

при

отсутствии

орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Содержание и речь

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические

ошибки

и

5

пунктуационных

ошибок,

или

7

пунктуационных

при

отсутствии

орфографических ошибок (в IV классе – 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные

ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.



В раздел образования