Автор: Баканова Светлана Юрьевна
Должность: педагог – психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №2 "Кораблик"
Населённый пункт: Красноармейск
Наименование материала: Статья
Тема: Этические беседы, как средство нравственного воспитания дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Этические беседы, как средство нравственного воспитания
дошкольника
«Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве
и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и
несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой
наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает,
наблюдает».
В.А. Сухомлинский
В нашем мире отношения между людьми проявляются в гуманизме,
чувстве
собственного
достоинства,
культуре
поведения,
трудовой
деятельности. Педагогу важно сформировать в каждом ребенке способность
самостоятельно определить и направить своё поведение среди людей. Ведь
нормы
морали
не
врожденные,
а
приобретённые
нами
на
практике
отношений
с
окружающими
людьми
и
зависят
от
той
среды,
в
которой
человек
живет.
Поэтому
возникает
задача,
как
научить
детей
нормам
и
правилам
морали,
чтобы
ребенок
понимал
их
смысл
и
закрепил
опыт
поступков, соответствующих этим нормам.
Одной из форм работы педагога с дошкольниками в этом направлении
является
этическая
беседа.
Этическая
беседа
в
детском
саду
–
средство
разъяснения
детям
норм
и
принципов
морального
поведения.
Это
последовательное, систематическое обсуждение той или иной темы между
дошкольниками и педагогом.
Этическая беседа решает следующие задачи:
Дает
представления
о
морали,
опираясь
на
образы
художественной
литературы и других видов искусства;
Учит детей понимать суть событий, видеть их нравственную сторону;
Способствует накоплению положительного отношения к образам добрых
героев и их поступкам;
Формирует умение оценивать свои поступки и поступки других людей.
Как итог, этическая беседа учит детей соблюдать нравственные нормы
поведения.
В
зависимости
от
возраста
этические
беседы
должны
постепенно
усложняться.
Например,
в
средней
группе
обращается
внимание
на
эмоциональный отклик детей, тогда как в подготовительной группе дети
могут
самостоятельно
делать
вывод
из
обсуждаемой
ситуации.
Важно
выбирать
темы,
которые
наиболее
актуальны
в
настоящий
момент
для
определенного возраста.
Продолжительность бесед с детьми 4 - 5 лет – 20 минут, с детьми 6 - 7
лет – 30 – 35 минут.
Число
детей,
участвующих
в
беседе,
зависит
от
возраста
и
опыта
участия дошкольников в данном виде работы.
В своей работе я часто обращаюсь к этической беседе, как форме
обучения и нравственного воспитания детей.
Заранее подготовив беседу, я провожу и направляю ее. В процессе
беседы
важно
стимулировать
детей
думать,
выражать
свое
мнение.
И
я
чувствую, что мои беседы и обогащают, и занимают детей.
Такого эффекта можно достичь за счет правильной постановки вопроса.
Все вопросы нужно продумать заранее. Конечно же, они могут изменяться в
ходе беседы, в зависимости от реакции детей. Также вопросы должны быть
логически и последовательно сформированными, они должны направлять на
решение нравственно – этической проблемы.
Чтобы вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание, важно
подать материал в образной форме.
Для
этого
используются
художественные
произведения,
которые
знакомят детей с разнообразными нравственными ситуациями, правилами,
нормами поведения. Донести их до сознания детей важно в яркой форме. Это
во
многом
зависит
от
умения
педагога
выразительно
прочитать
текст.
Необходимо связывать прочитанное с конкретными, уже знакомыми детям
ситуациями.
Также
действенным
способом
является
рассматривание
картин,
отражающих те, или иные ситуации. Рассматривая картину, дети поначалу
видят лишь ситуацию, а не состояние персонажа в ней. Поэтому педагогу
необходимо помочь детям разобраться в смысле картины.
Не
менее
важно
поощрять
детей,
стимулировать
их
стремление
принимать участие в беседе. Получая одобрение, дети испытывают чувства
удовлетворения и значимости в обсуждении серьезных проблем.
Ведь если не поддерживать эмоциональное отношение детей к беседе,
этот вид работы может превратиться в формальный. Важно, чтобы дети были
активными, спорили, доказывали свою точку зрения.
В ходе беседы дети учатся видеть нравственную ситуацию, наблюдают,
анализируют, обобщают и сравнивают.
Склонность детей к подражанию оказывает большую помощь педагогу
в
их
нравственном
воспитании.
Ведь
повседневный
опыт
общения
с
окружающими
является
источником
положительных
примеров
поведения.
Так ребенок делает «первые шаги» в освоении норм и правил жизни, общаясь
со взрослым и перенимая его опыт.
С помощью этической беседы дошкольники проникают во внутренний
мир человека, в его переживания и мысли. Ребенок изучает мир человеческих
отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках.
В
беседе
всем
поступкам
дается
оценка:
положительная
или
отрицательная. Положительная оценка способствует закреплению полезных
норм
и
правил.
Отрицательная
–
призвана
тормозить
нежелательное
поведение. Так дети постепенно понимают, что все взаимоотношения людей
подчинены определенным правилам, и они тоже начинают их выполнять.
Таким
образом,
опираясь
на
подражательную
спо собно сть
дошкольников,
педагог
рождает
в
детях
стремление
следовать
тому,
что
одобряется
и
избегать
того,
что
осуждается.
В
конечном
итоге,
положительный
образ
становится
ориентиром
для
ребенка
в
выборе
поступка.
В
конце
беседы
дети
могут
придумать
свою
историю
или
сделать
рисунок.
Занятия
творчеством
повышают
эффективность
усвоения
нравственных представлений.
Если дошкольники затрудняются выполнить
рисунок, следует предложить им описать задуманное словами. В дальнейшем
можно организовать выставку детских рисунков, которая поможет вспомнить,
то или иное правило.
Окончание
беседы
должно
быть
кратким,
но
обязательно
ярким
и
эмоциональным.
Необходимо
учитывать,
что
этическая
беседа
лишь
одна
из
форм
работы педагога над формированием сознания ребенка. Ее нужно сочетать с
другими
видами
деятельности
дошкольников,
которые
обучают
определенным нормам и правилам поведения.
Далее
освоенные
детьми
правила
целесообразно
переносить
в
повседневную жизнь. Важно помнить, выработка соответствующего навыка
требует напоминаний, обращения к конкретным примерам.
Педагог, который реализует систему нравственного воспитания детей,
должен
учитывать
особенности
психики
ребенка
и
специфику
его
нравственного развития.
Эмоциональный
отклик
детей
на
ситуацию,
н а ко п л е н и е
положительного опыта и соблюдение детьми нравственных норм поведения-
итог работы педагога, использующего этическую беседу, как форму обучения
и воспитания нравственного поведения дошкольника.
Литература
1.
Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Для
занятий сдетьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 80с.
2.
Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. Для
занятий с детьми 4 – 7 лет. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 80с.