Напоминание

Этические беседы, как средство нравственного воспитания дошкольника


Автор: Баканова Светлана Юрьевна
Должность: педагог – психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №2 "Кораблик"
Населённый пункт: Красноармейск
Наименование материала: Статья
Тема: Этические беседы, как средство нравственного воспитания дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Этические беседы, как средство нравственного воспитания

дошкольника

«Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве

и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и

несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой

наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает,

наблюдает».

В.А. Сухомлинский

В нашем мире отношения между людьми проявляются в гуманизме,

чувстве

собственного

достоинства,

культуре

поведения,

трудовой

деятельности. Педагогу важно сформировать в каждом ребенке способность

самостоятельно определить и направить своё поведение среди людей. Ведь

нормы

морали

не

врожденные,

а

приобретённые

нами

на

практике

отношений

с

окружающими

людьми

и

зависят

от

той

среды,

в

которой

человек

живет.

Поэтому

возникает

задача,

как

научить

детей

нормам

и

правилам

морали,

чтобы

ребенок

понимал

их

смысл

и

закрепил

опыт

поступков, соответствующих этим нормам.

Одной из форм работы педагога с дошкольниками в этом направлении

является

этическая

беседа.

Этическая

беседа

в

детском

саду

средство

разъяснения

детям

норм

и

принципов

морального

поведения.

Это

последовательное, систематическое обсуждение той или иной темы между

дошкольниками и педагогом.

Этическая беседа решает следующие задачи:

Дает

представления

о

морали,

опираясь

на

образы

художественной

литературы и других видов искусства;

Учит детей понимать суть событий, видеть их нравственную сторону;

Способствует накоплению положительного отношения к образам добрых

героев и их поступкам;

Формирует умение оценивать свои поступки и поступки других людей.

Как итог, этическая беседа учит детей соблюдать нравственные нормы

поведения.

В

зависимости

от

возраста

этические

беседы

должны

постепенно

усложняться.

Например,

в

средней

группе

обращается

внимание

на

эмоциональный отклик детей, тогда как в подготовительной группе дети

могут

самостоятельно

делать

вывод

из

обсуждаемой

ситуации.

Важно

выбирать

темы,

которые

наиболее

актуальны

в

настоящий

момент

для

определенного возраста.

Продолжительность бесед с детьми 4 - 5 лет – 20 минут, с детьми 6 - 7

лет – 30 – 35 минут.

Число

детей,

участвующих

в

беседе,

зависит

от

возраста

и

опыта

участия дошкольников в данном виде работы.

В своей работе я часто обращаюсь к этической беседе, как форме

обучения и нравственного воспитания детей.

Заранее подготовив беседу, я провожу и направляю ее. В процессе

беседы

важно

стимулировать

детей

думать,

выражать

свое

мнение.

И

я

чувствую, что мои беседы и обогащают, и занимают детей.

Такого эффекта можно достичь за счет правильной постановки вопроса.

Все вопросы нужно продумать заранее. Конечно же, они могут изменяться в

ходе беседы, в зависимости от реакции детей. Также вопросы должны быть

логически и последовательно сформированными, они должны направлять на

решение нравственно – этической проблемы.

Чтобы вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание, важно

подать материал в образной форме.

Для

этого

используются

художественные

произведения,

которые

знакомят детей с разнообразными нравственными ситуациями, правилами,

нормами поведения. Донести их до сознания детей важно в яркой форме. Это

во

многом

зависит

от

умения

педагога

выразительно

прочитать

текст.

Необходимо связывать прочитанное с конкретными, уже знакомыми детям

ситуациями.

Также

действенным

способом

является

рассматривание

картин,

отражающих те, или иные ситуации. Рассматривая картину, дети поначалу

видят лишь ситуацию, а не состояние персонажа в ней. Поэтому педагогу

необходимо помочь детям разобраться в смысле картины.

Не

менее

важно

поощрять

детей,

стимулировать

их

стремление

принимать участие в беседе. Получая одобрение, дети испытывают чувства

удовлетворения и значимости в обсуждении серьезных проблем.

Ведь если не поддерживать эмоциональное отношение детей к беседе,

этот вид работы может превратиться в формальный. Важно, чтобы дети были

активными, спорили, доказывали свою точку зрения.

В ходе беседы дети учатся видеть нравственную ситуацию, наблюдают,

анализируют, обобщают и сравнивают.

Склонность детей к подражанию оказывает большую помощь педагогу

в

их

нравственном

воспитании.

Ведь

повседневный

опыт

общения

с

окружающими

является

источником

положительных

примеров

поведения.

Так ребенок делает «первые шаги» в освоении норм и правил жизни, общаясь

со взрослым и перенимая его опыт.

С помощью этической беседы дошкольники проникают во внутренний

мир человека, в его переживания и мысли. Ребенок изучает мир человеческих

отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках.

В

беседе

всем

поступкам

дается

оценка:

положительная

или

отрицательная. Положительная оценка способствует закреплению полезных

норм

и

правил.

Отрицательная

призвана

тормозить

нежелательное

поведение. Так дети постепенно понимают, что все взаимоотношения людей

подчинены определенным правилам, и они тоже начинают их выполнять.

Таким

образом,

опираясь

на

подражательную

спо собно сть

дошкольников,

педагог

рождает

в

детях

стремление

следовать

тому,

что

одобряется

и

избегать

того,

что

осуждается.

В

конечном

итоге,

положительный

образ

становится

ориентиром

для

ребенка

в

выборе

поступка.

В

конце

беседы

дети

могут

придумать

свою

историю

или

сделать

рисунок.

Занятия

творчеством

повышают

эффективность

усвоения

нравственных представлений.

Если дошкольники затрудняются выполнить

рисунок, следует предложить им описать задуманное словами. В дальнейшем

можно организовать выставку детских рисунков, которая поможет вспомнить,

то или иное правило.

Окончание

беседы

должно

быть

кратким,

но

обязательно

ярким

и

эмоциональным.

Необходимо

учитывать,

что

этическая

беседа

лишь

одна

из

форм

работы педагога над формированием сознания ребенка. Ее нужно сочетать с

другими

видами

деятельности

дошкольников,

которые

обучают

определенным нормам и правилам поведения.

Далее

освоенные

детьми

правила

целесообразно

переносить

в

повседневную жизнь. Важно помнить, выработка соответствующего навыка

требует напоминаний, обращения к конкретным примерам.

Педагог, который реализует систему нравственного воспитания детей,

должен

учитывать

особенности

психики

ребенка

и

специфику

его

нравственного развития.

Эмоциональный

отклик

детей

на

ситуацию,

н а ко п л е н и е

положительного опыта и соблюдение детьми нравственных норм поведения-

итог работы педагога, использующего этическую беседу, как форму обучения

и воспитания нравственного поведения дошкольника.

Литература

1.

Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Для

занятий сдетьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 80с.

2.

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. Для

занятий с детьми 4 – 7 лет. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 80с.



В раздел образования