Напоминание

"Роль семьи и детского сада в формировании у детей дошкольного возраста уважения к семье"


Автор: Юшкетова Татьяна Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄ № 26
Населённый пункт: город Глазов, Удмуртская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семьи и детского сада в формировании у детей дошкольного возраста уважения к семье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль семьи и детского сада в формировании у детей дошкольного

возраста уважения к семье

Семья в жизни ребенка играет очень важную роль. Ребенок рождается в

семье и первые знания он получает именно здесь. Семья вводит ребенка в

общество. Только в семье начинает формироваться и развиваться личность

ребенка, ребенок овладевает социальными ролями. На протяжении всей своей

жизни человек ощущает связь с семьей. В разных источниках определение

«семья» трактуется по-своему. Рассмотрим некоторые из них.

По мнению социологов, семья – малая социальная группа, которая

основана

на

кровном

родстве

и

брачном

союзе.

Члены

группы

связаны

общностью быта, моральной ответственностью, взаимной помощью.

Е.С. Евдокимова считает, что семья – это целостная система, в которой

каждый субъект обладает самостоятельностью и активностью, правом выбора

быть любым.

В. Даль дал свою трактовку: семья – одна из первых исторических

форм социальной общности и социальных отношений, один из элементов

структуры

общества.

Семья

имеет

исторически

определенную

и

изменяющуюся форму отношений между супругами, родителями и детьми,

родственниками.

Я.А. Коменский и И.Г. Песталоцци говорили: «Семья – подлинный

орган воспитания».

А.Г. Харчев утверждал, что семья – исторически конкретная система

взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, члены которой

связаны родственными или брачными отношениями, взаимной моральной

ответственностью, общностью быта.

О.Л.

Зверева,

А.Н.

Ганичева,

Т.В.

Кротова

полагают,

что

семья

специфический

и

уникальный

социальный

институт,

посредник

между

государством и индивидуумом, транслятор функциональных ценностей от

поколения

к

поколению,

место

восстановления

его

эмоционального

равновесия

и

духовных

сил,

психологическое

убежище

человека

от

столкновения его с внешней средой.

А.И.

Антонов

добавляет,

что

семья

это

основанная

на

единой

общесемейной

деятельности

общность

людей,

которая

связана

узами

супружества

родительства

родства.

Данная

общность

осуществляет

воспроизводство

населения

и

преемственность

семейных

поколений,

социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

В.А. Сухомлинский говорил: «Семья – среда, в которой человек учится

и сам творит добро». Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева

полагали, что семья для ребенка – место рождения и основная среда, в

которой он обитает (материально и духовно). С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов

дали

следующее

определение:

семья

это

группа

живущих

вместе

родственников; объединение людей, которые сплочены общими интересами.

На основе этих понятий, можно сделать такой вывод: семья – это

добровольный союз лиц, который основан на принципах брака и родства,

связан прочными экономическими связями и общностью бытия. Общими

признаками семьи являются:

1.

Брачные, кровнородственные связи или связи усыновления;

2.

Эмоциональная связь между членами семьи;

3.

Совместное проживание;

4.

Общий семейный бюджет.

Семейное

воспитание

это

систематическое

целенаправленное

воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная

задача семейного воспитания: подготовить детей к жизни в существующих

социальных условиях. Одна из важных особенностей семейного воспитания

– это особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому формируется

у

ребенка

отношение

к

себе;

поведение

ребенка

в

разных

сферах

общественной жизни, влияние на ценностные ориентации и мировоззрение

ребенка в целом.

Дети получают первые в своей жизни уроки в семье, учатся общению,

учатся

различать

добро

и

зло.

На

формирование

х а р а к т е р а ,

гражданственности и нравственности влияет семья.

За

всю

историю

человечества

сложились

два

варианта

воспитания

детей: семейное и общественное. Каждый вариант обладает уникальными

возможностями в формировании личности ребенка. С давних пор ведутся

споры,

о

том,

что

важнее

в

становлении

личности:

семейное

или

общественное воспитание. Одни педагоги считали, что важнее общественное

воспитание, другие же утверждали, что семейное.

Современная педагогика пришла к выводу, что для развития личности

ребенка необходимо семейное и общественное воспитание. Семья – малая

группа,

ячейка

общества,

в

которой

ребенок

приобщается

к

социальной

жизни и поэтапно расширяет свой кругозор и опыт. Но далеко не все семьи

могут полностью реализовать весь комплекс возможностей воздействия на

своего ребенка. Некоторые не хотят воспитывать, вторые – не умеют делать

этого, а другие не понимают, зачем это необходимо.

«В наше время ни у кого нет сомнений в том, что общественное

дошкольное

воспитание

необходимо»,

-

говорит

Зиновьева

М.В.

Роль

общественного воспитания сводится к формированию знаний, умений, а так

же представлений об окружающем мире.

В

материалах,

регламентирующих

организацию

образовательного

процесса,

встречаются

такие

понятия

как

«ориентация

на

принятие

ценностей

семьи,

нравственных

устоев

семьи,

ответственности

перед

семьей».

Семейные ценности – это обычные, принятые в семье нормы, манеры

поведения, взгляды и обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

Семья и семейные ценности это важный фундамент, на нем строится

жизнь любого человека. Личность начинает формироваться именно в семье:

семейные

ценности

прививают

необходимые

навыки

для

гармоничного

развития целостной натуры.

Основные семейные ценности:

1.

Общение. Если в семье доверительные отношения, то ссор и

размолвок

намного

меньше,

ведь

их

можно

решить

просто

спокойно

поговорив между собой всем членам семьи.

2.

Уважение.

Оно

выражается

в

умении

принять

потребности,

чувства и мысли другого человека, не навязывать собственную точку зрения,

а постараться понять его.

3.

Чувство значимости для своей семьи. Каждый член семьи в свое

свободное время найдет минутку для другого.

4.

Умение прощать. Необходимо научиться прощать ошибки других,

не повторять свои собственные.

5.

Традиции.

У

каждой

семьи

своя

традиция,

она

является

сплачивающим фактором и делает семью уникальной.

6.

Ответственность.

Должна

присутствовать

ответственность

не

только за рабочие моменты, но и перед семьей.

С е ме й н ы х

ц е н н о с т е й

мн о го ,

п е р еч и с л е н ы

л и ш ь

с а м ы е

распространенные. Для многих семей важно наличие личного пространства,

свободы, порядка, порядка, щедрости, предельной честности в отношениях.

Задачи, стоящие перед детским садом, в процессе приобщения ребенка

к семейным ценностям:

- сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных

традиций, воспитывать уважение к членам семьи;

- привлечь родителей к установлению в семье норм поведения, правил,

обычаев и традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей;

- создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском

саду;

-

формировать

и

развивать

у

детей

навыки

исследовательской

и

творческой работы совместно с воспитателями и родителями;

- побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к

добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;

-

упражнять

детей

в

проявлении

заботливости,

внимательности

к

родным и близким, к тем, кто о них заботится;

-

предоставлять

детям

свободно

и

разнообразно

проявлять

свои

интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

Формы работы с семьей по приобщению детей к семейным ценностям:

- беседы, занятия;

- рассматривание семейных альбомов;

- дидактические и сюжетно – ролевые игры на тему «Семья»;

- анкетирование и тестирование родителей;

- выставки, конкурсы, акции, театры;

- проведение совместных мероприятий, праздников;

- наглядная информация для родителей;

- родительские собрания;

- консультации, семинары – практикумы;

- организация семейных клубов.

Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями

-

активизировать

педагогическую,

воспитательную

деятельность

семьи,

придать

ей

целенаправленный,

общественно

значимый

характер.

Взаимоотношения

всех

участников

образовательного

проце сс а,

положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют

становлению

личности.

Большую

социальную

значимость

играет

целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных

ценностей и традиций.

Задача

общественного

воспитания

-

предоставление

условий

для

формирования

мировоззрения.

Предоставление

выражается

в

«овладении

фундаментальными

знаниями

о

природе,

о

человеке,

обществе,

которые

необходимы

для

осознанного

и

свободного

выбора

мировоззренческих

позиций, системы ценностей».

Формирование

уважения

детей

к

семье

является

важной

задачей

дошкольного образования. В ФГОС дошкольного образования сказано, что

социально-коммуникативное развитие должно включать в себя формирование

уважительного

отношения

и

чувства

принадлежности

к

своей

семье,

к

сообществу детей и взрослых в организации.

Данная задача решается на протяжении всего дошкольного возраста.

Так, в основной общеобразовательной программе дошкольного образования

«От

рождения

до

школы»

содержание

работы

по

данному

направлению

раскрыто

в

образовательной

области

«Социально-коммуникативное

развитие». Работа начинается с первой младшей группы.

Первая младшая группа:

-

воспитывать

внимательное

отношение

и

любовь

к

родителям

и

близким людям;

- приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать

умение подождать, если взрослый занят;

- воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям;

- поощрять умение называть имена членов своей семьи.

Вторая младшая группа:

- закреплять навыки организационного поведения в детском саду, дома,

на улице;

-

приучать

детей

к

вежливости

(учить

здороваться,

прощаться,

благодарить за помощь);

- беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются,

как играют с ребенком и др.).

Средняя группа:

-

способствовать

формированию

личностного

отношения

ребенка

к

соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия;

-

углублять

представления

детей

о

семье,

ее

членах.

Дать

первоначальные представления о родственных отношениях;

- интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка.

Старшая группа:

- воспитывать стремление радовать старших хорошими поступками;

- воспитывать уважительное отношение к окружающим;

- воспитывать умение проявлять заботу об окружающих;

- расширять представления о правилах поведения дома;

- углублять представления ребенка о семье и ее истории, о том, где

работают родители, как важен для общества их труд;

- поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных

праздников;

- приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.

Подготовительная к школе группа:

- организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к

старшим;

- воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям,

учить помогать им;

- воспитывать уважительное отношение к окружающим;

- расширять представления детей об истории семьи в контексте истории

родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны);

-

рассказывать

детям

о

воинских

наградах

дедушек,

бабушек,

родителей;

- закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств

родителей, их профессий.

Таким

образом,

мы

рассмотрели

роль

семьи

и

детского

сада

в

формировании у детей дошкольного возраста уважения к семье, и пришли к

следующим выводам:

- семья в жизни ребенка играет очень важную роль, именно в семье

формируется и развивается личность ребенка;

- существуют различные формы работы по приобщению к семейным

ценностям;

- немаловажное значение в формировании личности ребенка имеет

общественное воспитание;

-

формирование

уважения

к

семье

важная

задача

дошкольного

образования;

-

для

полноценного

развития

ребенка

необходимо

те сное

взаимодействие и сотрудничество семьи и детского сада.



В раздел образования