Автор: Юшкетова Татьяна Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄ № 26
Населённый пункт: город Глазов, Удмуртская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семьи и детского сада в формировании у детей дошкольного возраста уважения к семье"
Раздел: дошкольное образование
Роль семьи и детского сада в формировании у детей дошкольного
возраста уважения к семье
Семья в жизни ребенка играет очень важную роль. Ребенок рождается в
семье и первые знания он получает именно здесь. Семья вводит ребенка в
общество. Только в семье начинает формироваться и развиваться личность
ребенка, ребенок овладевает социальными ролями. На протяжении всей своей
жизни человек ощущает связь с семьей. В разных источниках определение
«семья» трактуется по-своему. Рассмотрим некоторые из них.
По мнению социологов, семья – малая социальная группа, которая
основана
на
кровном
родстве
и
брачном
союзе.
Члены
группы
связаны
общностью быта, моральной ответственностью, взаимной помощью.
Е.С. Евдокимова считает, что семья – это целостная система, в которой
каждый субъект обладает самостоятельностью и активностью, правом выбора
быть любым.
В. Даль дал свою трактовку: семья – одна из первых исторических
форм социальной общности и социальных отношений, один из элементов
структуры
общества.
Семья
имеет
исторически
определенную
и
изменяющуюся форму отношений между супругами, родителями и детьми,
родственниками.
Я.А. Коменский и И.Г. Песталоцци говорили: «Семья – подлинный
орган воспитания».
А.Г. Харчев утверждал, что семья – исторически конкретная система
взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, члены которой
связаны родственными или брачными отношениями, взаимной моральной
ответственностью, общностью быта.
О.Л.
Зверева,
А.Н.
Ганичева,
Т.В.
Кротова
полагают,
что
семья
–
специфический
и
уникальный
социальный
институт,
посредник
между
государством и индивидуумом, транслятор функциональных ценностей от
поколения
к
поколению,
место
восстановления
его
эмоционального
равновесия
и
духовных
сил,
психологическое
убежище
человека
от
столкновения его с внешней средой.
А.И.
Антонов
добавляет,
что
семья
–
это
основанная
на
единой
общесемейной
деятельности
общность
людей,
которая
связана
узами
супружества
–
родительства
–
родства.
Данная
общность
осуществляет
воспроизводство
населения
и
преемственность
семейных
поколений,
социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
В.А. Сухомлинский говорил: «Семья – среда, в которой человек учится
и сам творит добро». Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева
полагали, что семья для ребенка – место рождения и основная среда, в
которой он обитает (материально и духовно). С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов
дали
следующее
определение:
семья
–
это
группа
живущих
вместе
родственников; объединение людей, которые сплочены общими интересами.
На основе этих понятий, можно сделать такой вывод: семья – это
добровольный союз лиц, который основан на принципах брака и родства,
связан прочными экономическими связями и общностью бытия. Общими
признаками семьи являются:
1.
Брачные, кровнородственные связи или связи усыновления;
2.
Эмоциональная связь между членами семьи;
3.
Совместное проживание;
4.
Общий семейный бюджет.
Семейное
воспитание
–
это
систематическое
целенаправленное
воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная
задача семейного воспитания: подготовить детей к жизни в существующих
социальных условиях. Одна из важных особенностей семейного воспитания
– это особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому формируется
у
ребенка
отношение
к
себе;
поведение
ребенка
в
разных
сферах
общественной жизни, влияние на ценностные ориентации и мировоззрение
ребенка в целом.
Дети получают первые в своей жизни уроки в семье, учатся общению,
учатся
различать
добро
и
зло.
На
формирование
х а р а к т е р а ,
гражданственности и нравственности влияет семья.
За
всю
историю
человечества
сложились
два
варианта
воспитания
детей: семейное и общественное. Каждый вариант обладает уникальными
возможностями в формировании личности ребенка. С давних пор ведутся
споры,
о
том,
что
важнее
в
становлении
личности:
семейное
или
общественное воспитание. Одни педагоги считали, что важнее общественное
воспитание, другие же утверждали, что семейное.
Современная педагогика пришла к выводу, что для развития личности
ребенка необходимо семейное и общественное воспитание. Семья – малая
группа,
ячейка
общества,
в
которой
ребенок
приобщается
к
социальной
жизни и поэтапно расширяет свой кругозор и опыт. Но далеко не все семьи
могут полностью реализовать весь комплекс возможностей воздействия на
своего ребенка. Некоторые не хотят воспитывать, вторые – не умеют делать
этого, а другие не понимают, зачем это необходимо.
«В наше время ни у кого нет сомнений в том, что общественное
дошкольное
воспитание
необходимо»,
-
говорит
Зиновьева
М.В.
Роль
общественного воспитания сводится к формированию знаний, умений, а так
же представлений об окружающем мире.
В
материалах,
регламентирующих
организацию
образовательного
процесса,
встречаются
такие
понятия
как
«ориентация
на
принятие
ценностей
семьи,
нравственных
устоев
семьи,
ответственности
перед
семьей».
Семейные ценности – это обычные, принятые в семье нормы, манеры
поведения, взгляды и обычаи, которые передаются из поколения в поколение.
Семья и семейные ценности это важный фундамент, на нем строится
жизнь любого человека. Личность начинает формироваться именно в семье:
семейные
ценности
прививают
необходимые
навыки
для
гармоничного
развития целостной натуры.
Основные семейные ценности:
1.
Общение. Если в семье доверительные отношения, то ссор и
размолвок
намного
меньше,
ведь
их
можно
решить
просто
спокойно
поговорив между собой всем членам семьи.
2.
Уважение.
Оно
выражается
в
умении
принять
потребности,
чувства и мысли другого человека, не навязывать собственную точку зрения,
а постараться понять его.
3.
Чувство значимости для своей семьи. Каждый член семьи в свое
свободное время найдет минутку для другого.
4.
Умение прощать. Необходимо научиться прощать ошибки других,
не повторять свои собственные.
5.
Традиции.
У
каждой
семьи
своя
традиция,
она
является
сплачивающим фактором и делает семью уникальной.
6.
Ответственность.
Должна
присутствовать
ответственность
не
только за рабочие моменты, но и перед семьей.
С е ме й н ы х
ц е н н о с т е й
мн о го ,
п е р еч и с л е н ы
л и ш ь
с а м ы е
распространенные. Для многих семей важно наличие личного пространства,
свободы, порядка, порядка, щедрости, предельной честности в отношениях.
Задачи, стоящие перед детским садом, в процессе приобщения ребенка
к семейным ценностям:
- сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных
традиций, воспитывать уважение к членам семьи;
- привлечь родителей к установлению в семье норм поведения, правил,
обычаев и традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей;
- создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском
саду;
-
формировать
и
развивать
у
детей
навыки
исследовательской
и
творческой работы совместно с воспитателями и родителями;
- побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к
добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
-
упражнять
детей
в
проявлении
заботливости,
внимательности
к
родным и близким, к тем, кто о них заботится;
-
предоставлять
детям
свободно
и
разнообразно
проявлять
свои
интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Формы работы с семьей по приобщению детей к семейным ценностям:
- беседы, занятия;
- рассматривание семейных альбомов;
- дидактические и сюжетно – ролевые игры на тему «Семья»;
- анкетирование и тестирование родителей;
- выставки, конкурсы, акции, театры;
- проведение совместных мероприятий, праздников;
- наглядная информация для родителей;
- родительские собрания;
- консультации, семинары – практикумы;
- организация семейных клубов.
Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями
-
активизировать
педагогическую,
воспитательную
деятельность
семьи,
придать
ей
целенаправленный,
общественно
значимый
характер.
Взаимоотношения
всех
участников
образовательного
проце сс а,
положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют
становлению
личности.
Большую
социальную
значимость
играет
целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных
ценностей и традиций.
Задача
общественного
воспитания
-
предоставление
условий
для
формирования
мировоззрения.
Предоставление
выражается
в
«овладении
фундаментальными
знаниями
о
природе,
о
человеке,
обществе,
которые
необходимы
для
осознанного
и
свободного
выбора
мировоззренческих
позиций, системы ценностей».
Формирование
уважения
детей
к
семье
является
важной
задачей
дошкольного образования. В ФГОС дошкольного образования сказано, что
социально-коммуникативное развитие должно включать в себя формирование
уважительного
отношения
и
чувства
принадлежности
к
своей
семье,
к
сообществу детей и взрослых в организации.
Данная задача решается на протяжении всего дошкольного возраста.
Так, в основной общеобразовательной программе дошкольного образования
«От
рождения
до
школы»
содержание
работы
по
данному
направлению
раскрыто
в
образовательной
области
«Социально-коммуникативное
развитие». Работа начинается с первой младшей группы.
Первая младшая группа:
-
воспитывать
внимательное
отношение
и
любовь
к
родителям
и
близким людям;
- приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать
умение подождать, если взрослый занят;
- воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям;
- поощрять умение называть имена членов своей семьи.
Вторая младшая группа:
- закреплять навыки организационного поведения в детском саду, дома,
на улице;
-
приучать
детей
к
вежливости
(учить
здороваться,
прощаться,
благодарить за помощь);
- беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются,
как играют с ребенком и др.).
Средняя группа:
-
способствовать
формированию
личностного
отношения
ребенка
к
соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия;
-
углублять
представления
детей
о
семье,
ее
членах.
Дать
первоначальные представления о родственных отношениях;
- интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка.
Старшая группа:
- воспитывать стремление радовать старших хорошими поступками;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим;
- воспитывать умение проявлять заботу об окружающих;
- расширять представления о правилах поведения дома;
- углублять представления ребенка о семье и ее истории, о том, где
работают родители, как важен для общества их труд;
- поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных
праздников;
- приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.
Подготовительная к школе группа:
- организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к
старшим;
- воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям,
учить помогать им;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим;
- расширять представления детей об истории семьи в контексте истории
родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны);
-
рассказывать
детям
о
воинских
наградах
дедушек,
бабушек,
родителей;
- закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств
родителей, их профессий.
Таким
образом,
мы
рассмотрели
роль
семьи
и
детского
сада
в
формировании у детей дошкольного возраста уважения к семье, и пришли к
следующим выводам:
- семья в жизни ребенка играет очень важную роль, именно в семье
формируется и развивается личность ребенка;
- существуют различные формы работы по приобщению к семейным
ценностям;
- немаловажное значение в формировании личности ребенка имеет
общественное воспитание;
-
формирование
уважения
к
семье
–
важная
задача
дошкольного
образования;
-
для
полноценного
развития
ребенка
необходимо
те сное
взаимодействие и сотрудничество семьи и детского сада.