Автор: Марусова Олеся Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №25 "Подснежник"
Населённый пункт: г.Брянска
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе
Тема: "Путешествие в весенний лес"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД (вторая младшая группа)
Цель: развивать связную речь детей посредством мнемотаблиц.
Задачи:
Образовательные:
1)
Обучать детей построению коротких связных высказываний.
2)
Продолжать учить детей пользоваться мнемотаблицами при составлении
простейшего описательного рассказа.
3)
Закреплять знания детей о классификации предметов.
4)
Закреплять умение образовывать существительные при помощи
уменьшительно-ласкательных суффиксах, подбирать слова, обозначающие
характерные действия животных.
5)
Закреплять умение определять пространственное направление от себя,
обозначать словами положение предметов по отношению к себе.
Развивающие:
- развивать связную речь, мыслительные процессы;
- развивать умение детей общаться друг с другом и со взрослыми;
- развивать эстетический художественный вкус.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство ответственности и взаимовыручки; бережное
отношение к живой природе.
Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, физическая
культура, здоровье, художественное творчество, музыка.
Материалы: демонстрационный материал (мнемотаблицы), игрушки ( ворона,
заяц, ежик, волк, лиса), сундучок, декорации (деревья, ёлка), ватман, бумажные
цветы белого цвета, салфетки и клеёнки, клей, воздушные шары, экран, проектор,
ноутбук.
ХОД НОД:
Дети заходят в группу за воспитателем.
Воспитатель: Станем рядышком , по кругу,
Скажем, «здравствуйте!» друг другу,
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
Доброе утро!!!
Ребята, обратите внимание у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их,
скажем «здравствуйте!».
Дети. Здравствуйте!
Вдруг стуку в дверь.
Воспитатель: Ребята, кто-то к нам стучится. Давайте посмотрим, кто же это?
Почтальон. Здравствуйте! Это вторая младшая группа? Вам пришло
видеописьмо.
Воспитатель берёт ноутбук, благодарит. Почтальон уходит.
Воспитатель: Ребята, давайте же скорее посмотрим это видеописьмо.
Дети стоят и смотрят на экран.
Фея. «Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я – фея весеннего леса. У нас
случилась беда: пропали звери – они пошли гулять и не вернулись. Я знаю, вы
хорошие ребята и потому обратилась именно к вам. Помогите мне, пожалуйста,
найти лесных зверей!»
Воспитатель: Ребята, мы сможем помочь фее найти зверей?
Дети. Да!
Воспитатель: Ну, тогда нам надо отправляться в путешествие. А на чём можно
путешествовать? (Ответы детей).
Ребята, а мы с вами полетим на воздушном шаре. Вот такое у нас будет
интересное приключение.
Дети садятся на стульчики. Воспитатель берёт воздушные гелевые шары и
начинается полет (на экране изображение воздушного шара, облака).
Воспитатель: Ребята ы летим: посмотрите, как мы с вами высоко поднялись – до
самых облаков. А пока мы с вами летим, давайте поиграем.
Дидактическая игра «Кто, что умеет делать?»
Собака…- лаять, бегать, сторожить, грызть косточку, вилять хвостом.
Кошка…- мяукать, лазать по деревьям, лакать молочко, царапаться.
Воробей…- чирикать, прыгать , летать, клевать зерна.
Пчела… - летать, жужжать, собирать мёд, жалить.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, ребята, вот мы и прилетели в весенний лес.
(На экране вид леса сверху). Вставайте, выходите.
Мы попали на лесную полянку, как здесь красиво! Ой, я что-то нашла! Ребята, как
вы думаете, что это?
Дети. Сундук.
Воспитатель: Вот чудесный сундучок
Всем ребятам он дружок
Очень хочется всем нам,
Посмотреть, ну что же там?
А в сундучке волшебные карточки ребята, а кто спрятался в сундучке? Давайте
посмотрим.
Работа с мнемотаблицами.
(Дети рассказывают при помощи мнемотаблиц: у зайца длинные уши; медведь
зимой спит в берлоге; у лисы пушистый хвост; у ежика колючие иголки, у волка
острые зубы.).
Воспитатель: Молодцы! Быстро все сделали! Ребята, это были подсказки от феи.
Теперь мы знаем, кого нам нужно искать. Давайте оставим карточки в сундучке и
пойдём дальше. Посмотрите, кто это?
Дети. Ворона.
Воспитатель: А где она сидит?
Дети. На елке.
Воспитатель: А давайте с ней поздороваемся.
Дети. Здравствуй, ворона!
Воспитатель: Ребята, сегодня всё необычное и я научилась понимать голоса птиц.
Ворона мне сказала, что ей очень грустно, и она хотела, чтобы мы подняли ей
настроение. А давайте ей скажем красивые ласковые слова.
Ты дружочек не зевай – да словечко приласкай.
Дидактическая игра «Скажи ласково».
Солнце - солнышко
Дождь - дождик
Дерево - деревце
Почка – почечка
Трава - травка
Ветер – ветерок
Лес – лесок
Птица – птичка
Цветок – цветочек
Ручей – ручеек
Дети собирают слова в ладошку воспитателю.
Воспитатель: А давайте подарим все ласковые слова нашей вороне, чтобы
поднять ей настроение (отдают вороне слова). Ворона повеселела. А хотите
поиграть с вороной?
Дети. Да.
Воспитатель: Ворона будет прятаться, а вы будете говорить, где она.
Где сейчас ворона (на ёлке, под ёлкой, за ёлкой, пред ёлкой).
Как ворона нам понравилось с тобой играть. Ребята, а в благодарность ворона нам
дарит подсказку.
Работа с мнемотаблицей (стихотворение).
Дома мышка, дома зайчик,
Только мишки дома нет.
Ведь медведь большой, ты знаешь,
В этот дом ему не влезть.
Воспитатель: Ребята, а к нам на полянку прискакал зайчик. Хотите с ним
поиграть?
Дети. Да.
Воспитатель: Давайте превратимся в зайчат.
Физкутьтминутка «Скок поскок».
Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Зайка прыгнул на пенек. (Прыжки на месте на двух ногах.)
В барабан он громко бьет, (Шагаем на месте.)
И в игру играть зовет. (Хлопаем в ладоши.)
Зайцу холодно сидеть, (Присели.)
Нужно лапочки погреть. (Хлопаем в ладоши.)
Лапки вверх, лапки вниз, (Руки вверх-вниз.)
На носочки подтянись. (Потянулись, подняли руки вверх.)
Лапки ставим на бочок, (Руки на пояс.)
На носочках скок, поскок. (Прыжки на месте на двух ногах.)
А затем вприсядку, (Приседаем.)
Чтоб не мерзли лапки. (Топаем ногами.)
Всё!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Зайке понравилось с нами играть и он решил нам
помочь – зайка дает подсказки, присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель берет карточки с загадками.
Работа с мнемотаблицами.
1)
В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой,
Лежит мешок с иголками
Колючий и живой. (ёжик)
2)
Хвостик длинный, ушки небольшие,
А глаза-то хитрые какие!
Может всех легко нас обмануть,
И следы запутать, улизнуть.
Шерстка рыжая всегда,
Серенькой бывает иногда.
Ну-ка, дети угадаем,
Ведь её мы точно знаем. (лиса)
3)
Зубы острые большие,
А глаза-то страшные какие!
Каждый путник его знает
И скорее убегает.
Он в лесу способен жить,
Месяц голодать, не пить.
Вместе, скажем, угадаем,
Зверя этого мы знаем. (волк)
Воспитатель: Вот мы лисичку, волка и ёжика нашли. Вот фея обрадуется.
Фея. Спасибо, ребята! Я знала, что у вас всё получится и в благодарность,
примите от меня эти цветы. До свидания!
Дети. До свидания, фея леса.
Воспитатель: Ребята, фея леса разрешила взять с собой цветы. Давайте возьмем
по цветочку и привезем в детский сад.
Дети берут с полянки цветы. Садятся в воздушный шар.
Полетели.
Воспитатель: Ребята, пока мы летим, давайте поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики».
Как по травке зайчики
Скачут наши пальчики.
А затем в колючки
Попали наши ручки.
Пальцы долго так скакали,
А потом совсем устали.
Наши пальчики, как змейки
Проползают под скамейкой.
А потом мы ручками
Трогали колючки.
А потом ребром ладошки
Топали как мишка ножкой.
Воспитатель: Прилетели в детский сад.
Ребята, давайте, мы сделаем свою весеннюю полянку.
Дети. Давайте.
Аппликация
Дети берут клей, цветок и наклеивают на ватман (коллективная работа).
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая полянка у нас получилась! Ребята, а
теперь давайте вспомним, где мы сегодня были? (Ответы детей). Кого видели?
(ворону, зайца, ежа, волка, лису). А вам понравилось путешествие? Тогда в
следующий раз обязательно отправимся в путешествие ещё раз. А сейчас нам
нужно прощаться с нашими гостями. Давайте им скажем «До свидания!». Дети
уходят.