Напоминание

"Имя прилагательное"


Автор: Иванова Наталья Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №83 с углубленным изучением японского и английского языков
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: технологическая карта урока русского языка 2 класс
Тема: "Имя прилагательное"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта

открытого урока по русскому языку по теме:

«Имя прилагательное».

(Урок введения нового знания).

2 Б класс.

Учитель: Иванова Н.Л.

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.

Задачи:

1. Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование;

формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи; совершенствовать умения анализировать

результаты исследования, делать вывод; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.

2. Развивать самоконтроль, мышление, речь.

3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, совершенствовать умения работы в коллективе, формировать интерес к изучению

русского языка; прививать потребность в совершении добрых поступков.

4. Создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для

глаз, вести контроль за позой учащихся во время работы за партой.

Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на уроке:

-познавательные УУД (дети формулируют познавательные цели, анализируют объекты, проводят классификацию по различным

критериям, проводят анализ информации, обобщают в виде правила);

-личностные УУД (устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала);

-коммуникативные УУД (сотрудничают в поиске и сборе информации, учатся учитывать позицию собеседника);

-регулятивные УУД (ставят учебные задачи, проводят контроль).

Тип урока. Изучение нового материала.

Форма проведения: Урок с использованием информационных технологий.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки-задания, сигнальные карточки для рефлексии.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент.

Создаёт положительный настрой на

урок.

Организует подготовку руки к письму

(игры-упражнения).

Сегодня урок у нас необычный. У нас

присутствуют гости.

Повернитесь, сначала улыбнитесь друг

другу, улыбнитесь гостям! Ведь улыбка-

это залог хорошего настроения, а

хорошее настроение-это залог хорошего

здоровья. Сам себе я помогу и здоровье

сберегу. Сяду прямо, не согнусь, за

работу я возьмусь!

Подготовка рабочего места.

Выполнение игр-упражнений для подготовки

рук к письму.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: Целеполагание;

коммуникативные: планирование

учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками.

Чистописание.

Организует написание буквы «Вв»,

буквосочетаний.

Побуждает учащихся к обсуждению

понимания смысла пословицы

Обдумывают критерии каллиграфического и

аккуратного письма.

Написание буквы, буквосочетаний и

пословицы. Самооценка.

1. Игра-упражнение «Пальчики здороваются».

Локти стоят на парте. Выполняем одновременно

двумя руками. Каждым пальцем левой руки

Познавательные: рефлексия;

Личностные:

смыслообразование.

касаемся большого пальца левой руки, и наоборот.

2. Игра-упражнение «Паучок». Выполняем двумя

руками вместе. Каждым пальцем правой руки

касаемся большого пальца левой руки, и наоборот.

Молодцы.

Откройте тетради, положите правильно, сядьте

красиво.

Запишите число.

Классная работа.

Минутка чистописания.

- Загадка о весне:

Вы слышите — журчат ручьи-

Нас греют солнышка лучи.

И птицы скоро к нам вернутся

И звери все в лесу проснутся.

В саду соловушка вот- вот

Нам песню звонкую споет.

Природа пробуждается от сна

А в гости к нам торопится ……весна.

-Назвать первую букву в отгадке.

Написать буквы Вв.

-Какие звуки обозначаются буквой «в»?

-Назвать первый звук в слове « весна».

-Дать характеристику этому звуку. Продолжим

разбор.

Фонетический разбор слова «весна» (эстафета)

Слайд 2

Слайд 3

Актуализация

знаний и

фиксация

затруднений в

деятельности.

Организует учащихся

Выявляет уровень знаний.

-Что обозначает слово весна? (время года)

-На доске слова: март, апрель, май.

-Что записано на доске? (месяцы)

-Какие? (весенние)

Слайд 4

-На доске слова: весна, март, апрель, май,весенние.

-Какое слово лишнее?

-Почему? Докажите.

Коммуникативные: планирование

учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками.

Познавательные: логические -

анализ объектов с целью

выделения признаков

Объясните значение слова «весенние». Работа со

словарем.

Постановка

учебной задачи.

Мотивация, побуждение к поиску.

Побуждающий диалог

Обдумывают и ставят цель урока.

-Если это не имя существительное, то к какой

части речи оно относится ?

(Это мы еще не знаем. Это нам предстоит узнать.

( некоторые ученики могут назвать имя

прилагательное.)

-Сегодня мы познакомимся с новой частью речи .

Это и будет тема нашего урока. Попробуйте

сформулировать цель нашего урока.

( Познакомиться с новой частью речи. Узнать как

можно больше об имени прилагательном.)

А что именно мы должны узнать об имени

прилагательном? Какие задачи урока. поставим?

( Надо узнать, что обозначают имена

прилагательные, на какие вопросы отвечают,

научиться отличать их от других слов, узнать о

роли прилагательных в нашей речи.)

.

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: общеучебные:

самостоятельное выделение –

формулирование познавательной

цели; логические:

формулирование проблемы)

Построение

проекта выхода

Организует учащихся по исследованию

Слайд 5

Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

из затруднения.

проблемной ситуации.

- Прочитайте предложение:

У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.

- Как вы думаете, можно узнать о каком животном

идёт речь в этом предложении?

(Это сделать трудно.)

- Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.

- А как вы думаете почему? (Нет признаков)

- Хорошо ребята, а теперь у каждого из вас есть

карточка. Мы будем работать над первым

заданием.

- Вы должны, вставить пропущенные слова.

- Слова помощники у вас записаны внизу в

скобках.

- Прочитайте, что же у вас получилось?

У неё острые зубки, тоненькое рыльце, чуткие

ушки, рыжая шерсть и пушистый хвост.

- А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом

предложении?

- Выпишите слова помощники и поставьте к ним

вопросы

познавательные - моделирование,

логические - решение проблемы,

построение логической цепи

рассуждений, доказательство,

выдвижение гипотез и их

обоснование; коммуникативные

– инициативное сотрудничество

в поиске и выборе информации.

Какие? Острые

Какое? Тоненькое

Какие? Чуткие

Какая? Рыжая

Какой? Пушистый

- Что обозначают слова, которые помогли описать

животное? (Признак предмета)

-На какой вопрос они отвечают?

- Какой частью речи они являются?

- Какой вывод можно сделать? Что такое имя

прилагательное?

Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?»,

«какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие

признак предмета, называются именами

прилагательными.

1.Игра «Генералы и разведчики» (работа в группах

Проведение: Все участники делятся на 2 группы.

Одни исполняют роль разведчиков. У них в руках

находятся листы, с указанием разных частей речи:

существительное, прилагательное, глагол. Другие

исполняют роль генералов. У них в руках, карточки

со словами разных частей речи. Задача разведчиков

набрать себе группу генералов. Если у генерала

существительное, то его выбирает разведчик, у

которого карточка существительное.

В конце этапа проводится анализ работы.

Дети играют в игру .

Анализ работы.

- Какие проблемы у вас возникли?

-Чему вы учились?)

На карточках слова:

Цветок раскрасил сильный

Девочка найдет зеленый

Окно побежал хороший

-Давайте посмотрим на первый столбик. Что мы

можем сказать об этих словах?

.(Это имена существительные. Они обозначают

предметы, явления и отвечают на вопросы кто?

что?)

-Посмотрите, на второй столбик, что это за слова?

(Глаголы - это часть речи, которая обозначает

действия предметов, отвечает на вопросы что

делает? что сделает? что будет делать? )

-А что вы можете сказать о третьем столбике?

(Это имена прилагательные).

-Что общего в этих словах? Что они обозначают?

Что их отличает от других слов? (Предположения

детей)

2.Вернемся к первому предложению.

Посмотрите на

предложение. Рядом с какой

частью речи стоит имя прилагательное?

-Прилагательные употребляются при именах

существительных, образуя словосочетания, как бы

прилагаются к ним. Поэтому и называются

прилагательные. Они объясняют, какое это

существительное, какой предмет. Если не будет

рядом существительного, то прилагательному

просто нечего будет делать.

- Значит, слова какой части речи уточняют,

поясняют имена прилагательные? (имена

существительные)

Вывод: имя прилагательное употребляется при

именах существительных

Слайд 6

- Значит, слова какой части речи уточняют,

поясняют имена прилагательные? (имена

существительные)

Первичное

закрепление.

Организует работу по закреплению

темы.

Устанавливает степень осознанности

восприятия.

Проводит первичное обобщение.

- Оказывается, если точно описать предмет с

помощью прилагательных, то можно угадать, о чём

или о ком идёт речь.

- Давайте, поиграем.

Работа по карточке задание № 2

(работа в парах)

Широкая, глубокая …… река

Зелёный, сладкий, сахарный ……. арбуз

Кудрявая, белоствольная …… берёза

- Давайте проверим, что же у вас получилось?

- Так слова какой части речи уточняют имена

прилагательные?

(имена существительные)

Слайд 7

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция; познавательные:

общеучебные – умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задания, умение

осознанно и произвольно строить

речевое высказывание,

рефлексия способов и условий

действия; коммуникативные:

управление поведением партнёра

– контроль, коррекция, оценка

действий партнёра.

Работа с текстом

Работа по теме

- Посмотрите на экран, перед вами текст.

- . Работа с текстом.

-А сейчас, ребята, прочитайте текст, записанный на

доске (предлагается текст без имен

прилагательных)

Пришла весна. Она подарила людям цветы.

Пробудилась земля. Поляны украшает ковер

подснежников.

- Какой это текст, ребята, веселый или грустный?

(грустный, неинтересный, скучный)

Какую часть речи надо вставить в текст, чтобы он

получился красочным, весёлым?

(Имена прилагательные.)

Пришла ранняя весна.

Она подарила людям яркие цветы.

Пробудилась спящая земля. Зеленые поляны

украшает весенний ковер нежных

подснежников.

-Прочитайте, пожалуйста, текст, который у нас

получился.

Сравните тексты. Какой вам больше нравится?

Какую роль играют имена прилагательные в нашей

речи?

(Ответы детей.)

-Выпишите, пожалуйста, из этого текста

словосочетания: имя прилагательное + имя

существительное, подчеркните имена

прилагательные волнистой чертой.

Проверка правильности выполнения задания.

-Так зачем нам нужны прилагательные?

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для

того, чтобы речь была красивой, яркой,

интересной. Имена прилагательные не только

украшают нашу речь, но и уточняют ее.

-Действительно. Многие писатели и поэты часто

используют в своих произведениях имена

прилагательные. Вспомните стихотворения

русских поэтов,

которые мы изучали на уроках литературного

чтения и приведите примеры

( Тютчев Ф.И., А. Плещеев, С. А Есенин и др.)

(учащиеся приводят свои примеры, основываясь на

личном опыте)

Самостоятельная

работа с

самопроверкой

Организует деятельность по

применению новых знаний.

Отмечает степень вовлеченности

учащихся в работу на уроке.

Карточка№1

-Прочитайте предложения, вставляя вместо точек

подходящие по смыслу имена прилагательные:

красивый, добрый, зелёному, нежному, кудрявый.

Шепчет солнышко листочку:

-Не робей, голубчик!

И берет его из почки

За ……………….чубчик!

-Прочтите парами составленное стихотворение.

-Записать по памяти, взаимопроверка. Найдите

прилагательное и подчеркните волнистой линией.

Дополнительное задание (работа в группах)

Карточка №2

Добавьте прилагательные:

Мама (какая?) –

Дедушка (какой?) –

Подруга (какая?) –

Товарищ (какой?) –

Карточка № 3

Регулятивные: контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже усвоено

и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня

усвоения; личностные:

самоопределение.

Замените выделенные слова именами

прилагательными.

Новость с радостью

мечты детей –

утро с добром –

помощь друзей

- Кто выступит с ответом от группы?

- Ребята, эта группа правильно ответила? Есть

дополнения? Вы согласны с ответом?

- Молодцы. Пройдите на свои места.

Слайд 10

Физкультминутка

Выявление места

и причины

затруднения.

- Что на уроке трудно было выполнить?

- Почему вы испытали трудности?

Домашнее

задание.

Даёт комментарий к домашнему

заданию;

Придумать 3 загадки только из прилагательных.

Записать в тетрадь, повторить правило

Рефлексия

Организует анализ деятельности

учащихся.

- Сегодня на уроке мы познакомились…

-Что мы узнали нового?

- С какой целью употребляют в речи имена

прилагательные?

- Как вы думаете, есть ли ещё что-то, чего вы ещё

не знаете о прилагательных?

- Конечно, и на следующем уроке мы обязательно

сделаем новое открытие.

- А пока, мы можем сказать спасибо именам

прилагательным за то, что делают нашу речь яркой

и выразительной.

Слайд 16 - 20

* Я узнал новое. Я сегодня совершил открытие

* Я смогу объяснить новый материал.

* Я сегодня активно отвечал на уроке.

* В самостоятельной работе у меня многое

получилось.

* Я доволен своей работой.

Слайд 21

Молодцы! Хорошо потрудились. Спасибо за урок.

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование.

Оценивание

работы на уроке.

Осуществляют самооценку собственной

учебной деятельности, соотносят цель и

результаты, степень их соответствия



В раздел образования