Напоминание

"ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"


Автор: Семенихина Галина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 87"
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: статья
Тема: "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ КАК

ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Воспитатель первой квалификационной категории

Семенихина Г.И.

МБДОУ «Детский сад № 87», г. Орел

Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы, оказываясь

на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл

.

К.А.Тимирязев

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений,

любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,

самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как

важнейшие черты детского поведения.

Для дошкольного возраста характерно то, что ребенок знакомится с миром

природы, непосредственно наблюдая ее, или через практическую деятельность.

Предметом восприятия ребенка становятся отдельные природные явления и

объекты, которые служат исходным звеном экологических знаний и могут служить

в педагогике основой построения дидактической системы знаний о неживой

природе.

В дошкольном возрасте дети обычно любопытны, их живо интересуют объекты

окружающей их среды, и они с интересом исследуют их свойства и качества.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он

настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее

стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает

условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось

как процесс саморазвития. Основная тенденция дошкольного возраста выражается

в возникновении стремления ребенка быть таким же, как взрослый. Подражая

взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно

полезному труду. Данный период является благоприятным временем для

знакомства ребенка с живой и неживой природой, формирования основ

экологического сознания.

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых

актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с

окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и

потому, что активность является непременной предпосылкой формирования

умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому

сейчас современные программы предусматривают формирование у дошкольников

не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне

достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и

отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области

умственного воспитания дошкольников Н.Н. Поддьяков справедливо

подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию

действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело

место в традиционной системе умственного воспитания. Проблема формирования

познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не

одного десятилетия занимает одно из важнейших мест психолого-педагогических

исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле

формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению.

Исследования свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой)

познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У

детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании

окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования (далее - ФГОС ДО), отражающий современные требования к

структуре образовательной программы, условиям ее реализации и результатам

освоения. ФГОС ДО декларирует основные принципы дошкольного образования,

одними из которых являются:

-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в

различных видах деятельности;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах

окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т.д.

Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих

дошкольному возрасту. Один из них – познавательно - исследовательская

деятельность , исследование объектов окружающего мира и экспериментирование

с ними.

Задача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а

наоборот, активно помогать.

Давайте определимся, что такое познавательно-исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность, по мнению А.И. Савенкова, следует

рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности,

порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и

строящейся на базе исследовательского поведения».

По мнению В.И. Панова, исследовательская деятельность предстает как высшая

форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта

(носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности»,

целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех

или иных исследовательских действий.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду

активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей,

связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Алгоритм действий для осуществления исследовательской деятельности (по А.И.

Савенкову):

Шаг 1.Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы

разрешить. Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то

необычное в обычном увидеть сложности и противоречия там, где другим все

кажется привычным, ясным и простым.

Шаг 2.Выбор темы исследования. Исследование – процесс бескорыстного поиска

неизвестного, новых знаний.

Шаг 3.Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем

проводится исследование). Примерные формулировки целей исследования обычно

начинаются со слов: выявить, изучить, определить...

Шаг 4.Определение задач исследования (основных шагов направления

исследования).

Шаг 5.Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и

не подтвержденной опытом). Гипотеза – это попытка предвидения событий. Важно

научиться вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше»

(гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на

ситуацию с другой стороны).

Шаг 6.Составление предварительного плана исследования. Для того, чтобы

составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-

то новое о том, что исследуем?».

Шаг 7.Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать

выводы.

Шаг 8.Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего

творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это

начало работы следующей.

Типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного

возраста (по Н.А. Коротковой):

• Опыты (экспериментирование) (задача – освоение причинно-следственных

связей и отношений). Деятельность в контексте «опыты»:

- привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией

необычного эффекта;

- предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить

полученный эффект;

- формулирование причинно-следственных связей (если..., то...; потому..., что...);

- самостоятельное использование оборудование в свободной деятельности.

В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен

отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и

правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность

получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса,

отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в

повторном показе эксперимента.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на

вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не

иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. В связи с этим

можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную

активность и любознательность ребенка.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными

веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за

падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный

мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности»

заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ,

элементарными правилами безопасности.

Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в

то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с

законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной

жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально

организованных видах деятельности под руководством педагога, затем

необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в

пространственно-предметную среду группы для самостоятельного

воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду

заключается в том, что в процессе эксперимента:

– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные

процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции

анализа и синтеза, сравнения классификации и обобщения.

– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном,

формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые

рассматриваются как умственные умения.

– Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности,

целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для

достижения определенного результата.

– В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера

ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется

здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В роли движущей силы становления и развития личности выступает предметно -

пространственная среда, являющаяся составной частью развивающей среды

дошкольного детства. Она способствует формированию разносторонних

особенностей. Предметно - развивающая среда образует благоприятный

психологический климат в группе, создавая реальные и разнообразные условия для

проведения различных исследований, опытов и экспериментирования. В

познавательной деятельности, путем экспериментирования, ребенок развивается

любознательным, самостоятельным с креативным мышлением.

Предметно – развивающая среда для исследования, экспериментов и опытов

должна быть:

- содержательно насыщенна;

- обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую активность всех

воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т. ч. с

песком и водой);

- среда даёт возможность выбора детьми материалов;

- в группе должны быть в наличии полифункциональные предметы (не

обладающие жёстко закреплённым способом употребления), в т. ч природные

материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в т.

ч. в качестве предметов-заместителей в детской игре);

- безопасность предметно-пространственной среды.

Предметно-пространственная среда способствует закреплению знаний детей,

обогащению их социального опыта, развитию детского творчества и

экспериментированию. Все материалы для экспериментальной деятельности

находятся в свободном доступе для детей. Родители помогают в оборудовании

уголка экспериментирования, пополняя его необходимыми материалами.

Одно из направлений детской исследовательской, экспериментальной

деятельности, которое активно используется это - опыты. Их можно проводить,

как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами живой и неживой

природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.

Например, предложить слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети

рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу,

обнаруживают, что песок состоит из мелких кристалликов , песчинок, этим

объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.

Особенно интересны детям опыты с жидкостями и с воздухом. Опыты с каждым из

экспериментальных материалов планируются от простого к более сложному.

В процессе проведения опытов задействуется каждый ребенок. Такие опыты чем-

то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное, ребята все

проделывают сами.

Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством

эксперимента побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него

просыпаются инициатива, способность преодолевать неудачи и достигать успеха.

Как известно, любой материал легко усваивается детьми через игру.

Поэтому исследование окружающего мира с детьми проводим через игры-

эксперименты:

• игры-эксперименты с песком «Волшебное сито», «Цветной песок», «Своды и

тоннели», «Живой песок»;

• игры-эксперименты с водой «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет - не

тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»;

Эксперименты проводятся в совместной деятельности с детьми и в режимных

моментах. Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление,

любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.

Совместная деятельность с детьми в детской лаборатории организуется один раз в

неделю. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и

познавательных интересов детей.

Результаты опытов фиксируются с детьми в журнале исследований, фиксируются

разными способами:

• схематическое рисование объекта;

• использование условных знаков;

• фотографирование;

• запись рассказа ребенка воспитателем;

• запись наблюдений детьми воспитателем.

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе

которых лежит познавательный мотив. Взрослому не следует торопиться с ответом,

необходимо дать возможность детям найти его самостоятельно.

Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей

темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка развивается интерес к

детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он самостоятельно

пытается найти ответы на интересующие его вопросы.

В работе используются все существующие разновидности экспериментов:

• случайные эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся

экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели

что-то интересное;

• плановые эксперименты (заранее запланированные);

• эксперименты, как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос

ребенка).

Структура проведения игры-экспериментирования заключается в правильной

постановке познавательной задачи, выдвижение предположений, отборе способов

проверки, выдвинутых детьми, проверка самих гипотез, подведение итогов и

фиксация результатов.

Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно

активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми

новых знаний и умений.

Работа с детьми младшего возраста направлена на создание условий, необходимых

для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами

окружающего мира

В этом возрасте детям интересно все.

Дети любят экспериментировать с различными материалами, в процессе

изучают их свойства - (мягкий - твердый, гладкий - шероховатый, холодный -

теплый и др.).

Самыми любимыми предметами для экспериментирования детей являются:

лупы, сосуды с отверстиями (откуда выливается вода), зеркала, бросовый

материал шнурки, ленточки, пуговицы, прищепки). Играя в них, дети расширяют

кругозор, развивают любознательность, мелкую моторику и ловкость рук.

Экспериментируя, дети больше узнают нового, необычного, интересного,

развиваются любознательными и самостоятельными.

Можно провести игры-эксперименты такие как:

«Узнаем, какая вода»

«Изготовление цветных льдинок»

«Что в пакете?»

«Игры с соломинкой», «Игры с воздушным шариком»

«Надувание мыльных пузырей»

«Волшебная кисточка»

«Легкий — тяжелый»

«Что звучит?»

« Горячо — холодно»

«Веселые человечки играют»

«Глина, ее качества и свойства»

•личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

• карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

•персонажи, наделанные определенными чертами

("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Рекомендуемые опыты и эксперименты

«Песочный конус», «Свойства мокрого песка», «Где вода?», «Ветер и песок»,

«Песочные часы», «Поиск воздуха», «Реактивный шарик», «Вода источник

жизни», «Рисование цветной водой на снегу», исследования почвы в разное время

года, и другое.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя

успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания

между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они

воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с

ребенком обогащает его, формирует его личность.

Всё воспитание и обучение детей строится в личностно-ориентированной модели.

И главное, необходимо создать условия для развития каждого ребёнка, как

личности, где формируются не только знания, умения, навыки, но и

самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода

поведения и самооценка.

На современном этапе необходимо поднять уровень исследовательской,

экспериментальной деятельности воспитания не только у детей, но и у родителей.

Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности,

осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа по

организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт

определённые положительные результаты. Должна быть правильно и грамотно

подобрана специальная литература и оборудование, созданы все условия для

познавательной активности детей, составлен перспективный план с отражением

тем и содержанием познавательных занятий.

Главными задачами во взаимодействии с родителями являются:

- во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и

объединить усилия для развития и воспитания детей;

- во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

- в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от

педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития

каждого ребёнка.

Для этого используется такие формы:

1. Оформление уголка экспериментально-исследовательской деятельности.

2. Подбор литературы по темам.

3. Проведение анкетирования, индивидуальных бесед, консультаций.

4. Планирование тем консультаций, родительских собраний .

5. Оформление папок - передвижек.

6.Оформление наглядной информации в родительском уголке.

7. Выставка работ детей.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях

быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но

и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими,

мыслить самостоятельно и творчески. Превращение ребенка в творческую

личность зависит во многом от педагогов, от технологии педагогического

процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в

ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого

условия. Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с

игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская

деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка,

активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов,

занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает

наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к

усидчивости и аккуратности. Становится очевидным, что усваивается все прочно и

надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано

активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы

дошкольных образовательных учреждений.

Экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том

числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное

творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально

новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на

переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё малоизвестный ему

мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому.

И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и

воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его

дальнейших успехов. Опыт работы показывает, что экспериментальная

деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать

имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является

залогом успешного обучения в дальнейшем.

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить

присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?),

почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом

взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник

деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую

активность.

Таким образом, детское исследование, экспериментирование характеризуется

общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете,

явлении, веществе. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как

основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то

нового, неожиданного. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости

детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою

деятельность в зависимости от полученных результатов.

Актуальность очевидна: педагоги современного образовательного процесса

призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим

технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять

эффективность этих методов обучения. И это доказывает то, что такой метод

обучения как исследовательская, экспериментальная деятельность, достаточно

мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и

умений.

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я ЗНАЮ!»

Китайское изречение.

Используемая литература

Короткова Н.А. «Познавательно – исследовательская деятельность старших

дошкольников». «Ребенок в детском саду» № 3, 4, 5 – 2003 г., № 1 – 2004 г.

Поддъяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста».

Волгоград «Перемена» 1995 г.

Савенков А. И. «Развитие исследовательских способностей детей». «Дошкольное

образование» № 7 – 2002 г.



В раздел образования