Автор: Семенихина Галина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 87"
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: статья
Тема: "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ КАК
ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитатель первой квалификационной категории
Семенихина Г.И.
МБДОУ «Детский сад № 87», г. Орел
≪
Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы, оказываясь
на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл
≫
.
К.А.Тимирязев
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений,
любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,
самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как
важнейшие черты детского поведения.
Для дошкольного возраста характерно то, что ребенок знакомится с миром
природы, непосредственно наблюдая ее, или через практическую деятельность.
Предметом восприятия ребенка становятся отдельные природные явления и
объекты, которые служат исходным звеном экологических знаний и могут служить
в педагогике основой построения дидактической системы знаний о неживой
природе.
В дошкольном возрасте дети обычно любопытны, их живо интересуют объекты
окружающей их среды, и они с интересом исследуют их свойства и качества.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он
настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее
стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает
условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось
как процесс саморазвития. Основная тенденция дошкольного возраста выражается
в возникновении стремления ребенка быть таким же, как взрослый. Подражая
взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно
полезному труду. Данный период является благоприятным временем для
знакомства ребенка с живой и неживой природой, формирования основ
экологического сознания.
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых
актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с
окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и
потому, что активность является непременной предпосылкой формирования
умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому
сейчас современные программы предусматривают формирование у дошкольников
не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне
достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и
отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области
умственного воспитания дошкольников Н.Н. Поддьяков справедливо
подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию
действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело
место в традиционной системе умственного воспитания. Проблема формирования
познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не
одного десятилетия занимает одно из важнейших мест психолого-педагогических
исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле
формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению.
Исследования свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой)
познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У
детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании
окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (далее - ФГОС ДО), отражающий современные требования к
структуре образовательной программы, условиям ее реализации и результатам
освоения. ФГОС ДО декларирует основные принципы дошкольного образования,
одними из которых являются:
-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т.д.
Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих
дошкольному возрасту. Один из них – познавательно - исследовательская
деятельность , исследование объектов окружающего мира и экспериментирование
с ними.
Задача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а
наоборот, активно помогать.
Давайте определимся, что такое познавательно-исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность, по мнению А.И. Савенкова, следует
рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности,
порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и
строящейся на базе исследовательского поведения».
По мнению В.И. Панова, исследовательская деятельность предстает как высшая
форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта
(носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности»,
целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех
или иных исследовательских действий.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду
активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей,
связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Алгоритм действий для осуществления исследовательской деятельности (по А.И.
Савенкову):
Шаг 1.Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы
разрешить. Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то
необычное в обычном увидеть сложности и противоречия там, где другим все
кажется привычным, ясным и простым.
Шаг 2.Выбор темы исследования. Исследование – процесс бескорыстного поиска
неизвестного, новых знаний.
Шаг 3.Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем
проводится исследование). Примерные формулировки целей исследования обычно
начинаются со слов: выявить, изучить, определить...
Шаг 4.Определение задач исследования (основных шагов направления
исследования).
Шаг 5.Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и
не подтвержденной опытом). Гипотеза – это попытка предвидения событий. Важно
научиться вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше»
(гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на
ситуацию с другой стороны).
Шаг 6.Составление предварительного плана исследования. Для того, чтобы
составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-
то новое о том, что исследуем?».
Шаг 7.Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать
выводы.
Шаг 8.Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего
творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это
начало работы следующей.
Типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного
возраста (по Н.А. Коротковой):
• Опыты (экспериментирование) (задача – освоение причинно-следственных
связей и отношений). Деятельность в контексте «опыты»:
- привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией
необычного эффекта;
- предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить
полученный эффект;
- формулирование причинно-следственных связей (если..., то...; потому..., что...);
- самостоятельное использование оборудование в свободной деятельности.
В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен
отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и
правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность
получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса,
отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в
повторном показе эксперимента.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на
вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не
иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. В связи с этим
можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную
активность и любознательность ребенка.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными
веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за
падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный
мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности»
заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ,
элементарными правилами безопасности.
Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в
то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с
законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной
жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально
организованных видах деятельности под руководством педагога, затем
необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в
пространственно-предметную среду группы для самостоятельного
воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду
заключается в том, что в процессе эксперимента:
– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции
анализа и синтеза, сравнения классификации и обобщения.
– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном,
формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения.
– Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности,
целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для
достижения определенного результата.
– В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера
ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется
здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В роли движущей силы становления и развития личности выступает предметно -
пространственная среда, являющаяся составной частью развивающей среды
дошкольного детства. Она способствует формированию разносторонних
особенностей. Предметно - развивающая среда образует благоприятный
психологический климат в группе, создавая реальные и разнообразные условия для
проведения различных исследований, опытов и экспериментирования. В
познавательной деятельности, путем экспериментирования, ребенок развивается
любознательным, самостоятельным с креативным мышлением.
Предметно – развивающая среда для исследования, экспериментов и опытов
должна быть:
- содержательно насыщенна;
- обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т. ч. с
песком и водой);
- среда даёт возможность выбора детьми материалов;
- в группе должны быть в наличии полифункциональные предметы (не
обладающие жёстко закреплённым способом употребления), в т. ч природные
материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в т.
ч. в качестве предметов-заместителей в детской игре);
- безопасность предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная среда способствует закреплению знаний детей,
обогащению их социального опыта, развитию детского творчества и
экспериментированию. Все материалы для экспериментальной деятельности
находятся в свободном доступе для детей. Родители помогают в оборудовании
уголка экспериментирования, пополняя его необходимыми материалами.
Одно из направлений детской исследовательской, экспериментальной
деятельности, которое активно используется это - опыты. Их можно проводить,
как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами живой и неживой
природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.
Например, предложить слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети
рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу,
обнаруживают, что песок состоит из мелких кристалликов , песчинок, этим
объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.
Особенно интересны детям опыты с жидкостями и с воздухом. Опыты с каждым из
экспериментальных материалов планируются от простого к более сложному.
В процессе проведения опытов задействуется каждый ребенок. Такие опыты чем-
то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное, ребята все
проделывают сами.
Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством
эксперимента побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него
просыпаются инициатива, способность преодолевать неудачи и достигать успеха.
Как известно, любой материал легко усваивается детьми через игру.
Поэтому исследование окружающего мира с детьми проводим через игры-
эксперименты:
• игры-эксперименты с песком «Волшебное сито», «Цветной песок», «Своды и
тоннели», «Живой песок»;
• игры-эксперименты с водой «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет - не
тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»;
Эксперименты проводятся в совместной деятельности с детьми и в режимных
моментах. Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление,
любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
Совместная деятельность с детьми в детской лаборатории организуется один раз в
неделю. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и
познавательных интересов детей.
Результаты опытов фиксируются с детьми в журнале исследований, фиксируются
разными способами:
• схематическое рисование объекта;
• использование условных знаков;
• фотографирование;
• запись рассказа ребенка воспитателем;
• запись наблюдений детьми воспитателем.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе
которых лежит познавательный мотив. Взрослому не следует торопиться с ответом,
необходимо дать возможность детям найти его самостоятельно.
Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей
темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка развивается интерес к
детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он самостоятельно
пытается найти ответы на интересующие его вопросы.
В работе используются все существующие разновидности экспериментов:
• случайные эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся
экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели
что-то интересное;
• плановые эксперименты (заранее запланированные);
• эксперименты, как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос
ребенка).
Структура проведения игры-экспериментирования заключается в правильной
постановке познавательной задачи, выдвижение предположений, отборе способов
проверки, выдвинутых детьми, проверка самих гипотез, подведение итогов и
фиксация результатов.
Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно
активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми
новых знаний и умений.
Работа с детьми младшего возраста направлена на создание условий, необходимых
для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами
окружающего мира
В этом возрасте детям интересно все.
Дети любят экспериментировать с различными материалами, в процессе
изучают их свойства - (мягкий - твердый, гладкий - шероховатый, холодный -
теплый и др.).
Самыми любимыми предметами для экспериментирования детей являются:
лупы, сосуды с отверстиями (откуда выливается вода), зеркала, бросовый
материал шнурки, ленточки, пуговицы, прищепки). Играя в них, дети расширяют
кругозор, развивают любознательность, мелкую моторику и ловкость рук.
Экспериментируя, дети больше узнают нового, необычного, интересного,
развиваются любознательными и самостоятельными.
Можно провести игры-эксперименты такие как:
«Узнаем, какая вода»
«Изготовление цветных льдинок»
«Что в пакете?»
«Игры с соломинкой», «Игры с воздушным шариком»
«Надувание мыльных пузырей»
«Волшебная кисточка»
«Легкий — тяжелый»
«Что звучит?»
« Горячо — холодно»
«Веселые человечки играют»
«Глина, ее качества и свойства»
•личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
• карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
•персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Рекомендуемые опыты и эксперименты
«Песочный конус», «Свойства мокрого песка», «Где вода?», «Ветер и песок»,
«Песочные часы», «Поиск воздуха», «Реактивный шарик», «Вода источник
жизни», «Рисование цветной водой на снегу», исследования почвы в разное время
года, и другое.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя
успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания
между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они
воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с
ребенком обогащает его, формирует его личность.
Всё воспитание и обучение детей строится в личностно-ориентированной модели.
И главное, необходимо создать условия для развития каждого ребёнка, как
личности, где формируются не только знания, умения, навыки, но и
самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода
поведения и самооценка.
На современном этапе необходимо поднять уровень исследовательской,
экспериментальной деятельности воспитания не только у детей, но и у родителей.
Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности,
осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа по
организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт
определённые положительные результаты. Должна быть правильно и грамотно
подобрана специальная литература и оборудование, созданы все условия для
познавательной активности детей, составлен перспективный план с отражением
тем и содержанием познавательных занятий.
Главными задачами во взаимодействии с родителями являются:
- во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и
объединить усилия для развития и воспитания детей;
- во-вторых, создать атмосферу общности интересов;
- в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от
педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития
каждого ребёнка.
Для этого используется такие формы:
1. Оформление уголка экспериментально-исследовательской деятельности.
2. Подбор литературы по темам.
3. Проведение анкетирования, индивидуальных бесед, консультаций.
4. Планирование тем консультаций, родительских собраний .
5. Оформление папок - передвижек.
6.Оформление наглядной информации в родительском уголке.
7. Выставка работ детей.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях
быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но
и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими,
мыслить самостоятельно и творчески. Превращение ребенка в творческую
личность зависит во многом от педагогов, от технологии педагогического
процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в
ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого
условия. Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с
игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская
деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка,
активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов,
занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает
наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к
усидчивости и аккуратности. Становится очевидным, что усваивается все прочно и
надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано
активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы
дошкольных образовательных учреждений.
Экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том
числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное
творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально
новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на
переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё малоизвестный ему
мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому.
И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и
воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его
дальнейших успехов. Опыт работы показывает, что экспериментальная
деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать
имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является
залогом успешного обучения в дальнейшем.
В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить
присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?),
почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом
взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник
деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую
активность.
Таким образом, детское исследование, экспериментирование характеризуется
общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете,
явлении, веществе. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как
основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то
нового, неожиданного. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости
детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою
деятельность в зависимости от полученных результатов.
Актуальность очевидна: педагоги современного образовательного процесса
призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим
технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять
эффективность этих методов обучения. И это доказывает то, что такой метод
обучения как исследовательская, экспериментальная деятельность, достаточно
мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и
умений.
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я ЗНАЮ!»
Китайское изречение.
Используемая литература
Короткова Н.А. «Познавательно – исследовательская деятельность старших
дошкольников». «Ребенок в детском саду» № 3, 4, 5 – 2003 г., № 1 – 2004 г.
Поддъяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста».
Волгоград «Перемена» 1995 г.
Савенков А. И. «Развитие исследовательских способностей детей». «Дошкольное
образование» № 7 – 2002 г.