Автор: Шутенко Ольга Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 66 "Беломорочка" компенсирующего вида"
Населённый пункт: Архангельская область, город Северодвинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Коррекционные игры по конструированию для детей 4–5 лет с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование
Коррекционные игры по конструированию для детей 4-5 лет
с нарушением зрения
«Каждую фигуру на свое место».
Цель: знакомство с видами геометрических форм.
Материал: геометрические тела, схемы.
Ход игры: воспитатель предлагает разложить геометрические тела на соответствующие
схемы.
«Продолжи ряд»
Цель: закрепление умения устанавливать соотношения между элементами по величине,
обучение построению сериационного ряда в ритмически заданной последовательности.
Материал: схемы сериационного ряда, геометрические тела.
Ход игры: детям предлагается продолжить ряд из конструктора по образцу.
Чего не хватает?
Цель: Развивать у детей внимание, наблюдательность. Развивать логику и доказательную
речь.
Материал: Карты с изображением различных построек, в которых отсутствует какая – либо
деталь; постройки
,
в которых отсутствует какая – либо деталь. Геометрические формы для
«починки» построек.
Ход игры: Ребенку предлагается изображение предмета или строения (дом, машина…), у
которой отсутствует та или иная деталь. Ребенок старается догадаться, какой детали не
хватает, и объяснить, почему она необходима. Затем «починить» предмет.
Собери и построй.
Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть геометрические формы (куб, кирпич,
призма, шар, цилиндр). Выкладывать из геометрических форм различные предметы.
Материал: кубик с наклеенными геометрическими формами, геометрические формы.
Ход: Вариант 1. Ребенок бросает кубик, называет форму, которую видит на верхней грани и
берет такую же любого цвета. Из форм, набранных за несколько ходов, ребенок составляет
любое изображение.
Вариант 2. Ребенок выбирает форму по цвету. Форма, в этом случае может быть любой.
Например: На верхней грани кубика выпал зеленый треугольник. Ребенку предлагается
выбрать любую форму зеленого цвета. Из набранных форм также составляется постройка.
Какая постройка рассыпалась?
Цель: Развитие зрительного внимания; логического мышления. Умение узнавать и называть
геометрические формы.
Материал: Карточки с составленными из геометрических форм постройками (горка, дом,
ворота и др.); и теми же геометрическими формами, но размещенными в хаотичном порядке.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку карточку с разбросанными по полю
геометрическими формами (формы наклеены) и предлагает найти карточку с постройкой из
таких же форм. Сначала на выбор дается две карточки с постройками, затем, когда дети
начинают легко справляться с заданием, количество карточек увеличивается.
Есть у тебя или нет?
Цель: Учить детей узнавать знакомые по форме предметы наощупь.
Материал: Два мешочка; два набора предметов простой формы (шарик, яблоко, груша,
яйцо, лимон, пирамидка, кубик, кирпичик и др.); коробка.
Ход: Вариант 1. Воспитатель показывает детям два мешочка и демонстрирует, как
вставляются в мешочек две руки и дает детям попробовать самим, как это делается.
Вынимая из коробки по очереди каждую игрушку, воспитатель показывает ее детям и ставит
ее на столик. Дети называют предметы и рассматривают со всех сторон. Затем воспитатель
складывает один комплект игрушек в один мешочек , а вызванный ребенок складывает
второй комплект в другой.
В. – Спрятались от наши игрушки. Ничего, сейчас мы их будем искать и найдем.
Педагог подзывает к себе двух детей, усаживает их друг напротив друга за столом. Каждый
ребенок получает мешочек с игрушками. Кто первый будет искать игрушку определяется
считалочкой:
Чтобы весело играть,
Надо всех пересчитать.
Раз, два, три,
Первый – ты.
Обращаясь к первому ребенку, воспитатель предлагает ему выбрать в мешочке, то что ему
понравится. (Напомнить ребенку прием обследования предмета руками, ощупывая его с
разных сторон).
В. – Выбрал? Тогда назови, что нашел, и спроси, есть ли такая же игрушка у Паши. Нужно
сказать: «У меня есть шарик. А у тебя есть или нет?» - и поставить названный предмет на
стол. Другой партнер должен найти в своём мешочке такой же предмет и ответить: «И у меня
есть шарик», потом вынуть его из мешочка и положить рядом для сравнения.
Игра продолжается, только теперь выбирает игрушку второй ребенок, а первый находит
такую же в своём мешочке. Оценив правильность решения задачи, воспитатель выбирает
двух других детей, и игра продолжается.
Вариант 2. Первый играющий не называет деталь, а описывает ее. Например: «У меня
деталь, в которой две стороны – треугольники, а три стороны – прямоугольники». Второй
играющий называет деталь и ищет ее в своём мешочке. После этого оба игрока достают
детали и проверяют правильность решения задачи.
Где твой дом?
Цель: Развитие осмысленного восприятия формы геометрически фигур; узнавание формы
фигуры только с помощью зрительного анализатора.(усложнение:узнать форму по схеме)
Материал: Маленькие карточки с изображением геометрических форм: куб, кирпич, шар,
цилиндр, призма, пластина на каждого ребенка; пять больших карт с изображением тех же
фигур, схемы геометрических тел.
Ход: Воспитатель подзывает к себе четверых детей и дает каждому по большой карте с
опознавательным знаком нового дома, в который будут переезжать жильцы. Дети с картами
занимают свои места (встают в начерченные круги).
Остальные участники игры получают маленькие карточки – это приглашение переехать в
новый дом.
В. – На приглашении нарисована фигура, которая поможет найти новый дом. Чтобы не
спутать свой дом с чужим, нужно внимательно рассмотреть все фигуры на домах и выбрать
такую же, как на карточке.
После этого некоторое время дети свободно двигаются по площадке. Они еще не знают, где
чей дом, т.к. большие карты им еще не показывали. По сигналу воспитателя «Стоп» дети с
большими картами (хозяева) поднимут их, а дети, изображающие жильцов, должны будут
остановиться, рассмотреть свои карточки, а потом поискать, где находятся такие же фигуры
на домах.
После небольшой паузы педагог спрашивает: «Где твой дом?» После этих слов дети
разбегаются по своим домам. Как только дом будет полностью заселен, все жильцы
поднимают свои карточки. Воспитатель и «хозяева» домов проверяют, в каком доме раньше
собрались жильцы и все ли правильно нашли свой дом, отмечает победителей.
Затем взрослый собирает маленькие и большие карточки, выбирает новых «хозяев», раздает
новые приглашения и игра повторяется. Тоже со схемами.
Узнай, что изменилось?
Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения
предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др. Развивать наблюдательность,
активное запоминание. Закреплять название строительных деталей.
Материал: Детали деревянного конструктора; Петрушка; ширма.
Ход: Дети помогают Петрушке разобраться, где стоят предметы. За ширмой предметы
меняются местами. Называют изменение в расположении предметов только те дети, на кого
укажет Петрушка. Усложнение: увеличивается количество деталей; меняется местами более
двух предметов.
Горячо – холодно
Цель: Закреплять у детей название деталей деревянного конструктора. Развивать связную
речь.
Материал: Детали конструктора; матрешка.
Ход: Рассмотреть с детьми детали, поставить их так, чтобы они были хорошо видны и, чтобы
к ним можно было подойти.
В. – сегодня мы поиграем в игру «Горячо – холодно». Выберем водящего. Он выйдет за дверь,
а мы спрячем матрешку за какую – нибудь деталь. Если он увидит за какой деталью
матрешка, то должен назвать её, и только после этого её можно будет взять. Мы будем
помогать водящему, если он ушел далеко – скажем: «Холодно», если близко – «Тепло», если
совсем близко – «Горячо».
Ведущего выбирают считалкой. Количество деталей зависит от возраста и степени
подготовленности детей.
Найди постройку по описанию.
Цель: Учить находить постройку по описанию; развивать наблюдательность; учить
описывать постройку, не называя её; воспитывать выдержку.
Материал: Готовые постройки (усложнение: можно использовать объемные схемы);
игрушка Буратино.
Ход: Воспитатель вместе с Буратино и детьми рассматривает постройки. При этом
воспитатель обращает внимание из каких деталей состоит постройка, как они расположены
относительно друг друга, какие есть функциональные части, для чего этот предмет нужен.
В. – Сейчас мы с Буратино загадаем одну из построек, и Буратино вам про нее расскажет.
Назовет загаданную постройку тот, на кого укажет Буратино. Буратино описывает постройку
– дети угадывают.
Вариант. Ребенок описывает постройку. Буратино угадывает. Игра продолжается до тех пор
пока все постройки не будут угаданы. Затем Буратино предлагает детям мелкие игрушки
чтобы обыграть постройки.
Найди отличия(мосты, воротики, гаражи)
Цель: Учить детей сравнивать рисунки предмета.
Материал: Карточки с контурными изображениями построек сложной формы (дома с
разными крышами, пристройками). Детям предлагаются 4 схемы. По три детализированных
картинки. В каждой картинке есть небольшое расхождение : отличие в форме крыши одной
из пристроек, в расположении пристроек, в их высоте и др.
Ход: Взрослый рассказывает детям, что однажды строители строили по чертежу дом и
допустили небольшие ошибки. И хоть дома получились красивые, они все же немного
отличались от чертежа. Предлагает рассмотреть каждую постройку и найти отличия.
Воспитатель показывает картинки, дети находят отличия. Усложнение: в этой игре можно
использовать чертежи .
Найди ошибку
Цель: развивать зрительное внимание.
Материал: схемы построек с ошибками.
Ход: воспитатель предлагает детям найти в схемах ошибки в постройках и объяснить почему
эта постройка не будет стоять.