Автор: Антошкина Ольга Вячеславовна
Должность: учитель ИЗО
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная (коррекционная) школа–интернат №1 для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного занятия
Тема: "Русский народный костюм и народные праздники"
Раздел: среднее образование
ГОУ Специальная (коррекционная)-школа-интернат №1 для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
Методическая разработка внеклассного занятия
«Русский народный костюм и народные праздники.»
Антошкина О.В.
учитель изобразительного искусства
Методическая разработка внеклассного занятия
Знакомство с народным традиционным костюмом России находит место в планировании уроков в 5
классе по изобразительному искусству в разделе “Декоративно- прикладное искусство в жизни
человека”
Тема занятия «Русский народный костюм и народные
праздники.»
Цель-
Способствовать воспитанию национального самосознания в процессе
приобщения к русской народной культуре, к культурным ценностям.
задачи:
1 Образовательные задачи
* Учить анализировать предметы с точки зрения их формы и конструкции и
назначения.
2. Развивающие
* Способствовать развитию учебно-познавательной и информационно-
коммуникативной компетенции: знать название той или иной части русской одежды,
уметь отличить костюм нижегородской области, уметь находить нужную
информацию и пользоваться ей.
* развитие художественного вкуса и совершенствование умений и навыков в
создании эскиза части русского костюма.
3. Воспитательные
* Воспитывать интерес к русской истории, культуре, быту
4.Коррекционные задачи
Коррекция низкого уровня игровой деятельности. Развитие
личностных компонентов познавательной деятельности.(активность, самостоятельность,
способность распределять роли.)
Предметные умения
1
применять полученные знания при художественном изображении головного убора
русской женщины и девушки Московской Руси.
2
Знать особенности костюмов людей в Московской Руси, знать названия составляющих
женского и мужского костюма.
3
Знать , что отличает девичий костюм от женского.
Межпредметные УУД
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью игровой деятельностью и ее результатом.
-формировать художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазию
- устанавливать отношения с другими детьми . преподавателями, воспитателями..
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- отличать верно, выполненное задание от неверного
. -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- - проводить анализ своих творческих работ и работ своих товарищей.;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения
-стремиться к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов
Коммуникативные УУД:
- слушать и выполнять правила игры
- во время игры учиться выполнять действия коллективно
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка.
Тип урока: интегрированный урок повторения и обобщения ;.
Вид урока: урок теоретических и практических работ.
Методы обучения: словесные, игровые, наглядные и практические.
Технологии : игровые технологии, здоровье сберегающие , информационные технологии («
Русские костюмы в картинах известных художников»)
Структура занятия:
•
Организация .
•
Этап 1 Представление темы
•
Этап 2. Раскрытие и разработка темы на основе уроков ИЗО
•
Этап 3 Этап 3 Раскрытие и разработка темы с помощью изобразительных средств
•
Этап 4 Раскрытие и разработка темы с помощью музыкальных средств
•
Этап 5Обсуждение, подведение итогов.
Материалы для учителя: презентация “Известные художники, которые изображали быт
и костюмы русских людей ”, загадки, кроссворд, частушки, стихи.
Музыкальный ряд :русская народная музыка.
Материалы и оборудование:
Фигурки человека в русской народной одежде,
выставка детских работ по теме :» Русский народный костюм», « Русские народные
промыслы», «Русские народные праздники»
Театральные русские народные костюмы.
Цветные карандаши, фломастеры, ватман, восковые мелки
Конспект урока «Русский народный костюм и народные праздники»
Организация .
1.
Вводное слово учителя.
-Здравствуйте ребята. Рада приветствовать вас .Сегодня в этом зале находятся ученики с
первого по седьмой класс. Я думаю, что наше занятие будет интересно и для учеников
начальной школы, которые узнают для себя много нового. И для ученики пятого,
шестого и седьмого класса, которые проверят свои раннее полученные знания. Прежде
чем начать наше занятие подумайте, пожалуйста, о чем-нибудь приятном, улыбнитесь
друг другу. Хочется, чтобы во время занятия у вас было хорошее настроение. Именно оно
поможет вам в работе.
Эпиграф: Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости.
(А. С. Пушкин)
•
Этап 1 Представление темы
- музыка
- Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские костюмы
Вспомним нашу старину!
Учитель- прослушав стихи и музыку, вы наверное уже понимаете о чем будет наше
занятие
Дети: Мы думаем, что тема занятия будет связана с русским костюмом.
Учитель- Совершенно верно.
Этап 2. Раскрытие и разработка темы на основе уроков ИЗО
Ребята знакомятся с русским костюм на уроках ИЗО в 5 кл. Ученики 6 и 7 кл. тоже
должны помнить эту тему. Поэтому сейчас мы проверим , кто из них лучше помнит, как
называются те или иные части русского костюма, кто быстрее отгадает загадки по теме. А
дорогие зрители судьями и решат, кто показал лучшие знания.
Правила соревнования между командами:
1)
На заданный вопрос буду спрашивать ту команду, члены которой первыми подняли
руки.
2)
Если ученики отвечают на вопрос неправильно, то ответ дает вторая команда.
3)
Когда судьи
будут оценивать конкурс, связанный с практическим изображением части
русского костюма, то они должны учитывать: насколько правильная ли форма головного убора,
красив ли рисунок по цвету и аккуратность.
4)
Судьи посчитают, сколько правильных ответов дала та или иная команда.
Древние путешественники, люди различных вкусов и представлений о красоте, описывая
русских людей, обязательно отмечали их высокий рост, особую статность, белую с ярким
румянцем кожу, красивые русые волосы. Эту привлекательную статность, гордую осанку,
помогал подчеркнуть древнерусский костюм
-Послушаем музыку.
Музыка о девушке лебедушк
е
(звучит музыка Варламов «Красный сарафан»,
Под музыку входят девушки в русских костюмах
-Учитель:
А вы знаете ,дети, с кем в русских сказках сравнивали девушку?
Дети: В сказках сравнивали её с “лебедем
-Учитель- правильно ребята, образ женщины часто он не отделим от образа птицы –
древнейшего символа добра и благополучия. “Лебёдушка”, “пава”, “утушка”, “голубка” –
вот, как называли русскую красавиц. Она одета в красивый русский костюм, на голове
венец или кокошник, украшенный жемчугом и подвесками. Она выступала хозяйкой,
держа высоко голову, спину прямо, “словно пава”, “плыла лебёдушкой”, молодая девушка
выставляла всегда косу на показ: “коса - девичья краса” говорили в старину.
Спасибо, модели, прошу вас пока пройти в зал, вы нам еще понадобитесь.
•
Этап 3 Раскрытие и разработка темы с помощью изобразительных средств
Объяснение способов работы
Учитель-А теперь пусть каждая команда отберет три человека, которые вместе нарисуют
один головной убор русской женщины. Один из каждой группы подойдите ко мне.
Достаньте из шляпы бумажку с названием головного убора, который вам надо будет
изобразить.
Прочитайте название вслух. Приступайте к выполнению задания.
Оцениваться будет правильная ли форма головного убора, красив ли рисунок по цвету и
аккуратность выполнения.
Пока художники работают, остальные ответят на мои вопросы
Презентация « Русские костюмы в картинах известных художников»
Учитель показывает на изображения на экранах разные части костюма и спрашивает , как
они называются
( кокошник, душегрея, кафтан, сарафан, рубаха, порты, сапоги, лапти, онучи,
фартук(навершник) передник…)
-Учитель- Вы хорошо справились , молодцы. Скажите пожалуйста , где располагалась
вышивка на рубахе?
Дети:-
Вышивка на рубашке располагалась на воротнике, концах рукавов, на поясе, внизу
рубахи, сарафана или фартука.
Учитель-Правильный ответ. Как вы считаете , зачем наши предки украшали вышивкой
свою одежду?
Дети:-
Наши предки считали. Что вышивка служит защитой от злых сил. Которые могут
проникнуть к человеку через рукава, горловину одежды, через подол
.
Теперь давайте отгадаем загадки
Отгадать загадки.
Дуйся не дуйся,
Через голову суйся,
Попляши день-деньской
И пойдёшь на покой.
(Рубаха)
С одного бока - лес,
С другого - поле.
( Шуба)
Надену - ободом сведёт,
Сойму – змей упадёт.
Тепла не даёт.
А без него холодно.
(Пояс)
Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу –
Соскочу , привечу.
(Шапка)
Два Котика,
А четыре хвостика.
(Лапти)
-Учитель-
то было трудное задание, но вы постарались , молодцы.
•
Этап 4 Раскрытие и разработка темы с помощью музыкальных средств и
одновременно это будет физкультминуткой
Мы дадим еще время для наших художников, а сами прослушаем частушки.
Прошу всех встать, и на месте подвигаться под музыку- это будет нашей
физкультминуткой
Как надену я рубаху
И понёву синюю.
Вы такую девочку
Не сыщете красивую.
2. Я Оскольская девчонка
Голубые глазки.
На мне нова одежонка,
Словно я из сказки.
3.Белгородские девчонки
Очень весело живут.
В своих новеньких нарядах
Никогда не пропадут.
4.Я Танечка бедовая
На мне сорока новая .
Рубашечка атласная
Какая я прекрасная.
5.Я девчонка озорная,
На мне рубаха расписная.
Сорока золоченая
И юбочка парчовая.
6.Ивнянские девочки,
Девочки - припевочки.
Сарафаны новые
И сами чернобровые.
7.Высока сорока,
Вышита рубаха
Клеточки на юбочке
У девчонки - Любочки.
8.Я надену армячок,
Ещё, шляпу на бочок.
Белгородские девчата
попадутся на крючок.
-Учитель- Хорошие частушки, в них говориться как красив новый наряд русских
девушек и юношей.
Скажите , а куда одевают красивый наряд?
Дети: в гости, в церковь, на праздники.
-Учитель-Все правильно. Самые красивые наряды одевались на праздники. Как правило,
славянские праздники сопровождались весёлыми и широкими народными гуляниями,
песнями, хороводами и разнообразными гаданиями, молодёжными посиделками , пением
частушек .
-Учитель- Я покажу на экране работы учеников 7 кл. Они нарисовали рисунки по теме
народные праздники.
-Учитель- А вы ребята, какие народные праздники знаете?
Дети:-
мы знаем народные праздники: Рождество, Масленница
-Учитель—Молодцы.
- Показывает рисунки учеников 7 кл.
-Рисунки на котором изображены: колядование на святках, праздник широкой
масленицы, День Ивана Купал, праздник Пасхи, светлого Воскресения Христова!
Ученики седьмого класса рассказывают, какие праздники они изобразили и
рассказывают , что это за праздник.
-Учитель- Очень хорошие рисунки мы просмотрели у учеников 7 кл. А теперь
посмотрим, насколько верно нарисовали ребята 5 и 6 кл русские головные уборы и
насколько красиво.
Рисунок первой команды. Скажите название головного убора, который вы рисовали. Это
убор девушки или замужней женщины?
-Чем отличаются головные уборы девушки и женщины? Отвечают из зала.
Дети- У девушки головной убор не закрывал все волосы. Была видна и макушка головы и коса.
Дети другой команды- У женщины все волосы были закрыты.
-Учитель- Теперь рассмотрим рисунок другой команды Какой головной убор вы
рисовали? Это убор девушки или замужней женщины?
. Анализ работ, подведение итогов практической части занятия
Ребята, рисунок какой команды вам понравились больше всего? Правильно ли переданы
формы костюма? Чей орнамент на уборе вам понравился? Красивый получился головной
убор или нет? У кого работа более аккуратная?
Дети-
оценивают практическую работу.
-Учитель- помогает оценивать правильная ли форма головного убора на рисунке. Если
форма не правильная, то учитель называет , как этот убор называется и показывает ,как
должен был выглядеть правильный рисунок.
Учитель -вы хорошо поработали , спасибо .Нам ваши рисунки понравились. Теперь
займите место в зале.
Прошу выйти моделей в русских костюмах на сцену.
-И последний вопрос- Распределите моделей на русских , которые живут:
1) в северной и средней части России
-Почему вы именно так отобрали моделей для россиян севера и средней части России?
2) в южной части России
-Почему вы именно так отобрали моделей для россиян южной части России?
Молодцы, а к какой группе вы отнесете мальчика?
Дети- Костюм мужчины по своему составу был похож и в северных областях и в южных.
Дети, у вас были припасены для нас стихи .Выходите на сцену, кто хочет их прочитать.
Дети-
Костюм крестьянки – он традиционно
Носил национальные черты.
И не касался Запад просвещённый
Его своеобразной красоты!
Все те же сарафаны надевались,
Понёвы и рубахи без затей.
А всё ж наряды женщин различались
Из северных и южных областей.
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканной.
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала,
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала –
Для свадьбы, сельских праздников, труда
•
Крестьянки Юга – те предпочитали
Поверх рубах понёвы надевать,
Узором по подолу украшались,
Но юбки было принято считать
Нарядом женским, Девушки носили
По верх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Понёвы – юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кики им предпочитали
А к юбкам пришивали бубенцы
.
•
•
Этап 5-Обсуждение, подведение итогов.
с Молодцы, все правильно .Вы показали хорошее знание костюмов русских людей
Московской Руси- это свидетельство прочной связи с культурой далёких предков.
Теперь пусть зрители назовут победителя в нашей игре. Голосуем поднятием руки.
Вы считаете, что лучшие знания показали ученики 5кл?
Учитель Вы считаете, что лучшие знания показали ученики 6кл?
Дети
- голосуют
Учитель- Поздравляю победителей, вы показали прекрасные знания и умения.
Проигравшие, не унывайте, вы тоже много знаете.
Наше занятие подошло к концу. Спасибо всем, кто активно принимал участие, отвечал на
вопросы, рисовал, пел.. Скажите , ребята вам понравилось занятие?
Что нового вы узнали? Как вы считаете ,почему нужно современным людям знать , как
жили наши предки, во что они одевались ,как развлекались, как трудились, …?
Дети
- отвечают
Учитель ИЗО- Молодцы. Все правильно. Русский костюм - это произведение искусства,
образец гармонии цвета и линий. Соединив в себе множество видов ремёсел и рукоделия,
он стал своеобразным памятником художественному гению русского народа
Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт,
сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников модельеров.
Мы видим как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной
самодеятельности, в театральных постановках и т.д.
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
Занятие окончено, но прошу всех не разбегаться , а пройти и посмотреть выставку
рисунков по теме : « Русский народный костюм», « Русские народные промыслы»,
«Русские народные праздники»
Используемая методическая литература: Интернет ресурсы; программа по ИЗО
НеменскогоБ.М.
Горяева Н.А.,. Островская О.В Декоративно – прикладное искусство в жизни человека,
учебник по ИЗО 5 класс./ – М.: Просвещение 2003.
Зотова И. П.Белгородский народный костюм/издательство “Истоки”2005.
Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. - М.: Дрофа , 2006.
КаминскаяМ. Н. История костюма. М.:Легкая индустрия, 1997.
Семёнова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука – классика, 2005.
Шпикалова Т.Я, Сокольникова Н.М и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-
прикладного искусства рекомендациями / — М.: Мозаика-Синтез, 1997.