Автор: Долгова Анастасия Сергеевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №3 "Звёздочка"
Населённый пункт: город Богородск,Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня)
Раздел: дошкольное образование
Основные направления коррекционной работы по формированию связной
речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи (III уровня)
Учитель-логопед Долгова А.С.
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и
психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно
усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.
В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР фoрмирoвание
связнoй речи приoбретает oсoбoe значeниe из-за структуры дефекта и
превращается в слoжную задачу, станoвится глaвнoй кoнeчнoй цeлью
всeгo кoррeкционного прoцeccа, цeлью трyдно достижимой, требующей
длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и
ребенка.
По данной проблеме накоплен значительный теоретический и практический
материал, помогающий логопедам - практикам в коррекционно-развивающей
работе.
Основными коррекционными задачами по развитию связной речи являются:
а) систематическая работа по формированию и закреплению лексико-
грамматических категорий;
б) формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной
жизни и деятельности детей;
в) формирование умения анализа текста, выделения смысловых звеньев,
составления плана и пересказа по плану;
г) формирование, правильное лексическое и грамматическое оформление
речевых высказываний;
д) обучение анализу, планированию, построению, композиционному
оформлению самостоятельных речевых высказываний;
е) развитие самоконтроля детей за собственной речью.
Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. в коррекционной работе логопеда по
формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
выделяют несколько этапов:
I.
Подготовительный этап - развитие понимания речи, обогащение
лексики, формирование грамматических категорий, исправление
произношения.
II.
Начальный этап - овладение диалогической речью.
III.
Основной этап - формирование монологической речи: обучение
рассказыванию ,пересказу, составлению рассказов.
Например, на подготовительном этапе используются элементы
диалогической речи, отрабатываются как однословные ответы, так и в случае
положительной динамики, простые двухсловные ответы и постановка
репродуктивных вопросов: кто?, что? , что делать?.
Время, содержание и объем подготовительного этапа зависит от уровня
речевого развития детей. При ОНР с I, II уровнем речевого развития этот этап
занимает минимум целый учебный год и начинается не позднее 4-летнего
возраста. Но завершение подготовительного этапа всегда однозначно
определяется сформированностью фразы, умением самостоятельно
пользоваться фразовой речью в речевом общении, что является выходом на
III уровень речевого развития связной речи.
Развитие речи на подготовительном этапе идет по следующим направлениям:
1. Развитие восприятия и понимания речи, а именно:
а) понимание постепенно усложняющихся инструкций;
б) бытовых и игровых ситуаций;
в) грамматических конструкций, словосочетаний, фраз, элементарных
текстов;
г) расширение пассивного словарного запаса в соответствии с
общепринятыми лексико-семантическими темами.
I.
2.
Развитие экспрессивной речи след в след за импрессивной вне
зависимости от состояния фонетической стороны и сформированности
грамматического строя, направленное на решение главной задачи - пробудить
у детей желание речевого общения.
3.
Подготовка речевого аппарата к коррекции звукопроизношения:
а) развитие артикуляционной моторики;
б) формирование фонематического восприятия и первоначальных навыков
звукового анализа.
I.
2.
Формирование фразы, являющейся первым шагом к овладению
связной речью, проводящееся в определенной последовательности:
а) договаривание предложений по предметным картинкам и без картинок; по
образцу, данному логопедом, и без образца;
б) составление предложений по демонстрации действия с помощью вопросов
и без вопросов, по данному образцу и без образца;
в) составление предложений сначала по 1-фигурным, затем многофигурным
сюжетным картинкам с помощью вопросов и без них; по опорным словам, по
образцу и самостоятельно;
г) заучивание и воспроизведение 2-3 предложений, составленных по
сюжетной картинке, связанных по смыслу.
Дальнейшая работа над совершенствованием фразы продолжается на
следующих этапах в процессе непосредственной работы по формированию
связной речи:
преобразование деформированной фразы;
составление предложений по опорным словам;
составление предложений с данным словом;
распространение предложений по вопросам и путем наращивания слов
по цепочке;
преобразование предложений путем изменения лица, числа, времени,
замены слов синонимами и т.д.
Только имея готовые предпосылки к формированию связной речи в виде
сформированной фразы, можно перейти к начальному этапу - приступить к
работе над диалогической речью.
Оптимальная форма организации работы по формированию диалогической
речи на начальном этапе - это подгрупповые занятия с 3-4-мя детьми.
Оптимальный возраст для формирования диалогической речи у детей с ОНР -
4-5 лет, оптимальный уровень речевого развития -III.
Что такое диалог, диалогическая речь?
Диалог - это разговор между двумя или несколькими лицами, собеседниками,
это сменяющиеся вопросы и ответы на них.
Диалогическая речь значительно легче монологической, так как в ней
преобладает бытовая, разговорная лексика, отсутствуют сложные
синтаксические конструкции, высказывания краткие, часто грамматически
неполные.
Поэтому работа над диалогической речью предшествует формированию речи
монологической, подготавливая базу для овладения диалоговой речи .
Владение диалогической речью предполагает умение свободно вести беседу:
отвечать на поставленные вопросы, а также задавать вопросы собеседнику,
что значительно труднее.
В работе над диалогической речью можно выделить три задачи:
1.
научить детей отвечать на поставленные вопросы (краткие и полные
ответы);
2.
научить постановке вопросов;
3.
воспитать способность свободно, непринужденно вести беседу (эта
задача в значительной степени психологическая).
Сформированность диалогической речи является следующим и решающим
шагом в овладении связной речью, умением рассказывания.
А основной и завершающий этап развития связной речи - это формирование
монологической речи.
Монологическая речь в полной мере осуществляет обе основные функции
речи, теснейшим образом связанные между собой;
1 - коммуникативную:
а) сообщения (информативная);
б) побуждение к действию (регулирующая).
2 - средство выражения мыслей, образования и развития их.
По своей структуре монологическая речь сложная, развернутая, полная,
контекстная, логически связанная и законченная, композиционно и
грамматически оформленная, использующая сложные синтаксические
конструкции, требующая строгого отбора лексических средств и обязательно
предварительно планируемая, базирующаяся на глубокой познавательной, и
прежде всего мыслительной деятельности, и со своей стороны, влияющая на
развитие логического мышления и словесно- логической памяти.
Коноваленко В.В, Коноваленко С. В. и другие специалисты формами
монологической речи считают; описание, повествование и рассуждение
(последнее не является предметом изучения в дошкольном возрасте).
Задача данного этапа - научить детей связно и последовательно, логически
стройно и законченно, точно по употреблению лексики и по содержанию,
правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно
излагать материал, строить высказывания.
Дети с общим недоразвитием речи испытывают серьезные затруднения в
самостоятельном планировании сюжета, в создании связного контекста, в
самостоятельном оперировании лексико-грамматическими категориями, в
грамматическом оформлении речевого материала.
Поэтому обучение связной монологической речи дошкольников с ОНР,
имеющих I и II уровень речевого развития, практически невозможно до
выхода на III уровень речевого развития и прочного закрепления
соответствующих III уровню навыков, т.е. на втором-третьем году обучения.
Работа по формированию связной монологической речи - это обучение детей
рассказыванию. Она проводится по двум направлениям:
1.
1.
обучение пересказу, т.е. воспроизведению прослушанного
(прочитанного) текста;
2.
обучение составлению рассказов (придумывание) по картинкам,
предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу и т.д.
Пересказ - более легкий вид монологической речи, так как он
придерживается авторской композиции произведения, в нем используется
готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.
Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста и в
известной степени базируется на овладении навыками пересказа.
Связная речь - это особая сложная форма коммуникативной деятельности.
Практика показывает, что у детей с общим недоразвитием речи эта форма
самостоятельно не формируется. Связная речь у таких детей не может быть
воспитана сама по себе, т.к. она требует четкой систематической
коррекционно-развивающей работы логопеда.
Таким образом, в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с
ОНР формирование связной речи является главной конечной целью всего
коррекционно-развивающего процесса.
Список литературы:
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с
общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002.
2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление
общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург; АРД ЛТФ, 1998.
3. Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и
развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с
ОНР / Методическое пособие дня логопедов и воспитателей. - Москва: Гном
и Д, 2001.
4. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит – Санкт- Петербург:
Детство-пресс, 1999.
5. Филичева Т.Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном
детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
6. Филичева Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М:
Просвещение, 1989.