Напоминание

Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня)


Автор: Долгова Анастасия Сергеевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №3 "Звёздочка"
Населённый пункт: город Богородск,Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основные направления коррекционной работы по формированию связной

речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием

речи (III уровня)

Учитель-логопед Долгова А.С.

Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и

психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно

усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.

В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР фoрмирoвание

связнoй речи приoбретает oсoбoe значeниe из-за структуры дефекта и

превращается в слoжную задачу, станoвится глaвнoй кoнeчнoй цeлью

всeгo кoррeкционного прoцeccа, цeлью трyдно достижимой, требующей

длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и

ребенка.

По данной проблеме накоплен значительный теоретический и практический

материал, помогающий логопедам - практикам в коррекционно-развивающей

работе.

Основными коррекционными задачами по развитию связной речи являются:

а) систематическая работа по формированию и закреплению лексико-

грамматических категорий;

б) формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной

жизни и деятельности детей;

в) формирование умения анализа текста, выделения смысловых звеньев,

составления плана и пересказа по плану;

г) формирование, правильное лексическое и грамматическое оформление

речевых высказываний;

д) обучение анализу, планированию, построению, композиционному

оформлению самостоятельных речевых высказываний;

е) развитие самоконтроля детей за собственной речью.

Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. в коррекционной работе логопеда по

формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

выделяют несколько этапов:

I.

Подготовительный этап - развитие понимания речи, обогащение

лексики, формирование грамматических категорий, исправление

произношения.

II.

Начальный этап - овладение диалогической речью.

III.

Основной этап - формирование монологической речи: обучение

рассказыванию ,пересказу, составлению рассказов.

Например, на подготовительном этапе используются элементы

диалогической речи, отрабатываются как однословные ответы, так и в случае

положительной динамики, простые двухсловные ответы и постановка

репродуктивных вопросов: кто?, что? , что делать?.

Время, содержание и объем подготовительного этапа зависит от уровня

речевого развития детей. При ОНР с I, II уровнем речевого развития этот этап

занимает минимум целый учебный год и начинается не позднее 4-летнего

возраста. Но завершение подготовительного этапа всегда однозначно

определяется сформированностью фразы, умением самостоятельно

пользоваться фразовой речью в речевом общении, что является выходом на

III уровень речевого развития связной речи.

Развитие речи на подготовительном этапе идет по следующим направлениям:

1. Развитие восприятия и понимания речи, а именно:

а) понимание постепенно усложняющихся инструкций;

б) бытовых и игровых ситуаций;

в) грамматических конструкций, словосочетаний, фраз, элементарных

текстов;

г) расширение пассивного словарного запаса в соответствии с

общепринятыми лексико-семантическими темами.

I.

2.

Развитие экспрессивной речи след в след за импрессивной вне

зависимости от состояния фонетической стороны и сформированности

грамматического строя, направленное на решение главной задачи - пробудить

у детей желание речевого общения.

3.

Подготовка речевого аппарата к коррекции звукопроизношения:

а) развитие артикуляционной моторики;

б) формирование фонематического восприятия и первоначальных навыков

звукового анализа.

I.

2.

Формирование фразы, являющейся первым шагом к овладению

связной речью, проводящееся в определенной последовательности:

а) договаривание предложений по предметным картинкам и без картинок; по

образцу, данному логопедом, и без образца;

б) составление предложений по демонстрации действия с помощью вопросов

и без вопросов, по данному образцу и без образца;

в) составление предложений сначала по 1-фигурным, затем многофигурным

сюжетным картинкам с помощью вопросов и без них; по опорным словам, по

образцу и самостоятельно;

г) заучивание и воспроизведение 2-3 предложений, составленных по

сюжетной картинке, связанных по смыслу.

Дальнейшая работа над совершенствованием фразы продолжается на

следующих этапах в процессе непосредственной работы по формированию

связной речи:

преобразование деформированной фразы;

составление предложений по опорным словам;

составление предложений с данным словом;

распространение предложений по вопросам и путем наращивания слов

по цепочке;

преобразование предложений путем изменения лица, числа, времени,

замены слов синонимами и т.д.

Только имея готовые предпосылки к формированию связной речи в виде

сформированной фразы, можно перейти к начальному этапу - приступить к

работе над диалогической речью.

Оптимальная форма организации работы по формированию диалогической

речи на начальном этапе - это подгрупповые занятия с 3-4-мя детьми.

Оптимальный возраст для формирования диалогической речи у детей с ОНР -

4-5 лет, оптимальный уровень речевого развития -III.

Что такое диалог, диалогическая речь?

Диалог - это разговор между двумя или несколькими лицами, собеседниками,

это сменяющиеся вопросы и ответы на них.

Диалогическая речь значительно легче монологической, так как в ней

преобладает бытовая, разговорная лексика, отсутствуют сложные

синтаксические конструкции, высказывания краткие, часто грамматически

неполные.

Поэтому работа над диалогической речью предшествует формированию речи

монологической, подготавливая базу для овладения диалоговой речи .

Владение диалогической речью предполагает умение свободно вести беседу:

отвечать на поставленные вопросы, а также задавать вопросы собеседнику,

что значительно труднее.

В работе над диалогической речью можно выделить три задачи:

1.

научить детей отвечать на поставленные вопросы (краткие и полные

ответы);

2.

научить постановке вопросов;

3.

воспитать способность свободно, непринужденно вести беседу (эта

задача в значительной степени психологическая).

Сформированность диалогической речи является следующим и решающим

шагом в овладении связной речью, умением рассказывания.

А основной и завершающий этап развития связной речи - это формирование

монологической речи.

Монологическая речь в полной мере осуществляет обе основные функции

речи, теснейшим образом связанные между собой;

1 - коммуникативную:

а) сообщения (информативная);

б) побуждение к действию (регулирующая).

2 - средство выражения мыслей, образования и развития их.

По своей структуре монологическая речь сложная, развернутая, полная,

контекстная, логически связанная и законченная, композиционно и

грамматически оформленная, использующая сложные синтаксические

конструкции, требующая строгого отбора лексических средств и обязательно

предварительно планируемая, базирующаяся на глубокой познавательной, и

прежде всего мыслительной деятельности, и со своей стороны, влияющая на

развитие логического мышления и словесно- логической памяти.

Коноваленко В.В, Коноваленко С. В. и другие специалисты формами

монологической речи считают; описание, повествование и рассуждение

(последнее не является предметом изучения в дошкольном возрасте).

Задача данного этапа - научить детей связно и последовательно, логически

стройно и законченно, точно по употреблению лексики и по содержанию,

правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно

излагать материал, строить высказывания.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают серьезные затруднения в

самостоятельном планировании сюжета, в создании связного контекста, в

самостоятельном оперировании лексико-грамматическими категориями, в

грамматическом оформлении речевого материала.

Поэтому обучение связной монологической речи дошкольников с ОНР,

имеющих I и II уровень речевого развития, практически невозможно до

выхода на III уровень речевого развития и прочного закрепления

соответствующих III уровню навыков, т.е. на втором-третьем году обучения.

Работа по формированию связной монологической речи - это обучение детей

рассказыванию. Она проводится по двум направлениям:

1.

1.

обучение пересказу, т.е. воспроизведению прослушанного

(прочитанного) текста;

2.

обучение составлению рассказов (придумывание) по картинкам,

предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу и т.д.

Пересказ - более легкий вид монологической речи, так как он

придерживается авторской композиции произведения, в нем используется

готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.

Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста и в

известной степени базируется на овладении навыками пересказа.

Связная речь - это особая сложная форма коммуникативной деятельности.

Практика показывает, что у детей с общим недоразвитием речи эта форма

самостоятельно не формируется. Связная речь у таких детей не может быть

воспитана сама по себе, т.к. она требует четкой систематической

коррекционно-развивающей работы логопеда.

Таким образом, в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с

ОНР формирование связной речи является главной конечной целью всего

коррекционно-развивающего процесса.

Список литературы:

Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с

общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002.

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление

общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург; АРД ЛТФ, 1998.

3. Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и

развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с

ОНР / Методическое пособие дня логопедов и воспитателей. - Москва: Гном

и Д, 2001.

4. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит – Санкт- Петербург:

Детство-пресс, 1999.

5. Филичева Т.Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном

детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

6. Филичева Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М:

Просвещение, 1989.



В раздел образования