Автор: Чудинова Ляйсан Раисовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОБУ №45 детский сад комбинированного вида
Населённый пункт: город–курорт Сочи
Наименование материала: статья
Тема: ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНО–ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ТУРИЗМОМ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ПСИХО–ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗТЕЛИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ
ТУРИЗМОМ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И
ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ПСИХО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
ПОКАЗТЕЛИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В решении проблемы всестороннего физического развития, физической
подготовленности, и воспитания школьников, туризму не всегда отводится
достойное место. Причин этому много. Вероятно, одна из них состоит в
слабой подготовленности учителей школы по туризму. Поэтому в данной
работе
мы
сделали
попытку
поднять
авторитет
туризма,
показать,
что
спортивно-оздоровительный
туризм
является
не
только
прекрасным
средством физического воспитания, но и незаменимым средством подготовки
дошкольников
к
жизни,
«морально-волевых
качеств»
необходимых
в
повседневной жизни, воспитание патриотизма, любви к природе, к родному
краю [2].
Целью работы
явилось:
теоретическое
изучение
и
сравнительный
анализ
показателей
физического
и
психофизиологического
развития,
физической подготовленности дошкольников и их изменения под влиянием
регулярных занятий спортивно-оздоровительным туризмом.
Задачи исследования:
1.
Изучить теоретическую и методическую литературу;
2.
Исследовать
показатели
физической
подготовленности,
физического
развития
дошкольников, занимающихся спортивно-оздоровительным
туризмом;
3.
Исследовать
изменение
показатели
физической
подготовленности,
физического развития и психофизиологических показателей
в ходе
эксперимента.
Объект
исследования:
учебно-воспитательный
процесс
дошкольников;
Предмет исследования: влияние занятий спортивно-оздоровительным
туризмом на организм дошкольников.
Гипотеза: предполагаем,
что
включение
занятий
по
спортивно-
оздоровительному туризму в школьную программу по физической культуре,
будет положительно влияет на уровень физического развития, физической
подготовленности, физических качеств и уровня здоровья детей.
Наше исследования проводилось на базе МДОБУ деткого сада №45
города Сочи. Эксперимент проводился в рамках проекта «10000 шагов».
Экспериментальную группу составили дети, участвующие в проекте «10000
шагов»,
а
контрольную
дети
не
участвующие
в
проекте.
Исследования
проводились в несколько этапов.
На
первом
этапе
проводилось
измерение
показателей
физической
подготовленности дошкольников контрольной и экспериментальной группы.
Были проведены два замера: первый проводился с 1 по 30 сентября 2017 года,
второй 1-30 сентября 2018 года.
На
втором
этапе
исследования
проводилось
измерение
показателей
физического развития, физической подготовленности детей контрольной и
экспериментальной
группы.
Были
проведены
два
замера
физической
подготовленности и антропометрических показателей: первый проводился с 1
по 30 сентября 2017 года, второй 1-30 сентября 2018 года.
На третьем этапе исследования проводилось измерение показателей
физического развития, физической подготовленности дошкольников обеих
группы.
Были
проведены
два
замера
физической
подготовленности
и
антропометрических показателей: первый проводился с 1 по 30 сентября
2017 года, второй 1-30 сентября 2018 года.
На четвертом этапе исследования провели математико-статистическую
обработку измеренных данных и анализ полученных результатов.
На
пятом
этапе
изучали
психофизиологические
показатели
дошкольников,
а
именно
эффективность
мышления.
Эффективность
м ы ш л е н и я дошкольников
определяли
с
помощи
методики
Э.Ф.
Замбацявичене и теста Л.Я. Ясюковой «Абстрактное логическое мышление».
После
проведенного
исследования
показателей
физической
подготовленности
дошкольников,
путем
исследования
контрольной
и
экспериментальной группы, мы выявили, что результаты экспериментальной
группы лучше, чем у контрольной группы.
После проведенного исследования показателей физического развития
дошкольников,
путем
исследования
выявили,
что
р е зул ьт ат ы
экспериментальной группы лучше, чем у контрольной группы. Результаты
физической подготовленности представлены в таблице 4.
После проведенного исследования показателей физического развития,
школьников
в
возрасте
12-14
лет,
путем
исследования
контрольной
и
экспериментальной группы, мы выявили, что результаты экспериментальной
группы лучше, чем у контрольной группы.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
1. После
проведенного
исследования
показателей
физического
развития,
физической
подготовленности
и
их
изменения
под
влиянием
регулярных занятий спортивно-оздоровительным туризмом дошкольников,
путем исследования контрольной и экспериментальной группы, мы выявили,
что
результаты
экспериментальной
группы
лучше,
чем
у
контрольной
группы. В обеих группах наблюдается прирост, более высокий отмечается у
экспериментальной группы. Однако ощутимые изменения выявлены не во
всех показателях у экспериментальной группы. Но из всего этого можно
сделать вывод, что эффективнее заниматься не традиционно
физической
культурой в рамках урока, а по системе «пространства выбора».
2. В
конце
эксперимента
произошли
изменения,
как
показателей
физического развития, так и показателей физической подготовленности. В
обеих
группах
произошло
изменения
почти
во
всех
показателях,
но
в
экспериментальных группах наблюдается больший прирост почти во всех
показателях. Некоторые показатели существенной разницы не имеют. Это
можно увидеть в показателях в беге на 60м., в прыжках с места. А также
произошли существенные изменения в таких показателях как: пробы Штанге,
подтягивание,
бег
500
м.,
динамометрия,
произошло
изменения
ЖЕЛ
(в
большую
сторону),
что
доказывает
нам
еще
раз
эффективность
занятий
спортивно-оздоровительным туризмом.
3.
Скорость
поиска,
концентрации
и
переключения
внимания
у
дошкольников всех групп соответствует низкому уровню. Такие результаты
можно
объяснить
тем,
что
тест
проводился
в
утренние
часы,
когда
психоэмоциональное напряжение дошкольников находится на низком уровне.
В течение учебной неделе в утренние часы психоэмоциональное напряжение
у представителей всех анализируемых групп соответствует уровню ниже
среднего.
В
конце
учебного
дня
психоэмоциональное
напряжение
школьников
возрастает,
что
связанно
с
активацией
мыслительной
деятельности. Наиболее сильно выражено психоэмоциональное напряжение
школьников после выполнения физических нагрузок.
Список литературы:
1.
Загорский Б.И., Залетаева И.П., Пузырь Ю.П. Практическое пособие. –
М., 1983
2.
Е.И.Ильина Основы туристской деятельности., - М, 2000
3.
Моргунов Б.П. Туризм . – М., 1986
4.
Петросян С.А., В походе школьники. – М., 1991
5.
мРощин А.Н. Туризм и краеведение: программы для внешкольных
учреждений и общеобразовательных школ. – М., 1988
6.
Тронь В.А., Туризм в школе. – М., 1994
7.
Шаповал Г.Ф. История туризма., - Минск, 1999
8.
Штюрмер Ю.А., Опасности в туризме, мнимые и действительные. – М.,
1987
9.
Юньев И.С. Краеведение и туризм. – М., 198